Что значит на выборах общественная палата

Общественная палата: кто эти люди и зачем они нужны?

Что значит на выборах общественная палата

Автор фото, Dmitriy Serebryakov/TASS

Общественная палата существует с 2005 года, а идея ее создания появилась после трагедии в Беслане и отмены губернаторских выборов

В среду завершилось формирование нового состава Общественной палаты России. Этот орган появился 12 лет назад. По замыслу Кремля он должен был стать самым заметным институтом гражданского обществ. А что получилось в итоге и почему критики называют его имитацией, Русская служба Би-би-си спросила экспертов.

Первый состав был сформирован по федеральному закону «Об Общественной палате» в 2005 году по инициативе Владислава Суркова, занимавшего тогда должность первого замглавы администрации президента и курировавшего внутреннюю политику. Цель ее работы сформулирована в законе: защита прав и свобод граждан и общественный контроль за органами власти.

В этот раз обошлось без скандалов. Однако, как сообщил Би-би-си на условиях анонимности собеседник в Общественной палате, члены палаты получили из Кремля инструкцию, за каких именно 43 членов из третьей части состава нужно голосовать.

Руководитель пресс-службы Общественной палаты Наталья Галанина сказала Би-би-си: «Мне неизвестно ни о каком списке из администрации президента».

В итоге места в палате лишились телеведущий Николай Дроздов, глава проекта «СтопХам» Дмитрий Чугунов, бывший московский префект Александр Музыкантский и другие. А вошли в палату, в частности, член президентского совета по правам человека Мария Каннабих, поэт Андрей Дементьев и руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Критики считают, что власть создала Общественную палату, чтобы подменить настоящие институты гражданского общества органом, который будет симулировать активность граждан. Что об этом думают бывшие и действующие члены палаты, а также эксперты, и зачем вообще нужен этот орган, выясняли корреспонденты Русской службы Би-би-си.

Глеб Павловский, политолог

Впервые концепция Общественной палаты обсуждалась на Гражданском форуме в Кремле еще в 2001 году. Идея была в том, чтобы ввести новую, общественную, силу в политику.

Предполагалось создать независимый коллективный консультант как власти, так и самого гражданского общества, и партий и отдельных чиновников, объединяющий в себе возможность вести общественную работу, контролировать власти общественными силами и доносить результаты и до властей, и до общества.

Елена Тополева-Солдунова, член Общественной палаты

Общественная палата определенно является неким ресурсом. Другое дело, кто и как этим ресурсом распоряжается.

Если ты человек активный, хочешь работать на благо общества, то с этим статусом у тебя больше возможностей, чем у рядового активного гражданина: выступать в СМИ в качестве члена Общественной палаты, проводить общественные слушания, общаться с чиновниками.

К сожалению, всегда были и будут люди, которые получили статус (члена палаты) и больше их никто не видел.

Кто-то вносит предложения в законопроекты. Я пытаюсь продвинуть тематику НКО, чему-то их научить, познакомить их с лучшим опытом.

Мы убедили дружественное министерство труда, что необходима реформа психоневрологических интернатов, и они создали рабочую группу с участием общественности. Пока, правда, в работе группы некоторая пауза. Но я уверена, что работа будет продолжена.

Андрей Колесников, политолог

Собственно, это государство само себе придумывает воображаемое гражданское общество и пытается с ним наладить отношения. Если в этой системе имитационный даже парламент, так почему бы структурам гражданского общества не быть имитационными?

Эта модель совершенно неработоспособна, она не имеет отношения к собственно гражданскому обществу. Степень ее эффективности такова, что никто не слышал о результатах ее [Общественной палаты] работы: чтобы она когда-то кого-то защитила, кому-то помогла.

Андрей Колядин, политолог, бывший сотрудник администрации президента

В условиях, когда большинство подобных общественных структур симуляционные, говорить о великой роли Общественной палаты неправильно.

У нас Дума пытается вернуть себе конституционные права и возможность влияния на общество, а политические партии вместо борьбы за власть (в чем, собственно, и состоит их основная задача) всяческим образом демонстрируют политическую поддержку власти.

И свободная пресса в настоящий момент не настолько свободна, чтоб не управляться политическими и экономическими элитами.

В этих условиях говорить о том, что Общественная палата обладает невиданными функциями, нельзя.

Но и говорить, что это какая-то ненужная организация, тоже нельзя, особенно в случае изменения или реформы политической системы.

В последнее время власть выбрала риторику возвращения гражданских институций, и, если это произойдет, Общественная палата может стать настоящим драйвером политических или гражданских процессов.

Кристина Потупчик, бывший член Общественной палаты, бывший пресс-секретарь движения «Наши»

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Конечно, Общественная палата не идеальная институция. Палате как представительному органу и общественному институту есть куда развиваться, и я не могу сказать, что она эти возможности игнорирует.

Действительно, многие критикуют Общественную палату за то, что каких-то «вау-результатов» она не показывает.

Однако дело в том, что в России и общественные, и государственные институты устроены таким образом, что победить ошибку неповоротливых забюрократизированных структур и ведомств можно только еще большей бюрократией и «аппаратничеством».

Даже будучи членом палаты, к сожалению, очень сложно добиться признания ошибки, отмены уже вынесенных решений, какими бы подчас странными они ни выглядели, и привлечь виновных к ответственности.

Но это не отменяет того, что палате и многим ее членам действительно удается в таких условиях чего-то добиваться. Это, безусловно, заслуживает уважения.

Николай Сванидзе, бывший член Общественной палаты, журналист

Я ее бывший член, и не дай бог, если мои слова будут восприняты как запоздалая ревность с моей стороны, но сейчас я не понимаю, для чего она [нужна].

В свое время она создавалась как определенный выход пара, как мнение общественности, и не только официальной. Там были серьезные публичные фигуры, достаточно независимые, чтобы не работать по приказу.

Понемножку влияние Общественной палаты снижалось. В любом случае, она никогда не могла заменить ни нормальную законодательную власть, ни нормальные общественные интституты.

Источник

Кто такие общественные наблюдатели на выборах и зачем им целый штаб?

Публикуем интервью с руководителем Штаба общественных наблюдателей.

Возможно, именно 24 февраля некоторые туляки вдруг впервые узнали, что в 2021 году нас, оказывается, ждут выборы: по информационным лентам разлетелась новость о состоявшемся в Туле первом заседании Штаба общественных наблюдателей на предстоящих выборах.

О серьезности штаба говорит список участников: в его состав вошло много известных в области личностей, а главой штаба был избран заместитель председателя региональной Общественной палаты Константин Данилов, руководитель представительства ГК «Ростех» в Тульской области.

Так что же это за организация — Штаб общественных наблюдателей? Для чего он создан и, собственно, кто такие эти общественные наблюдатели, чем они будут заниматься на выборах? Информация об этом — из первых уст: мы поговорили с руководителем штаба Константином Даниловым.

Что значит на выборах общественная палата

— Константин Иванович, «штаб» — звучит очень серьезно! Представляется структура с железным армейским порядком: строгие командиры дают четкие приказы, наблюдатели оперативно реагируют…

– Нет-нет, мы организация сугубо мирная и гражданская, не зря же мы созданы при Общественной палате. Главная наша задача — это обучение будущих наблюдателей. Мы хотим объединить неравнодушных, активных жителей области, готовых включиться в работу по обеспечению законности и честности выборов. Хотя, конечно, без дисциплины и четкой организации нам тоже будет никак не обойтись.

Мы перед собой ставим очень серьезные задачи: до сентября организовать около 70 учебных групп, обучить более 4500 человек, провести занятия в каждом районе области – более 100 учебных дней.

Ну а уже непосредственно в дни голосования хотим обеспечить присутствие наших представителей на каждом избирательном участке — а это 1093 участковых комиссии, по 2-4 наблюдателя на каждой.

— Да, задача серьезная. Но для чего это надо? Давайте с самого начала: кто такие общественные наблюдатели? зачем они нужны? в чем заключаются их задачи, функции, обязанности?

– Присутствие на избирательных участках общественных наблюдателей разрешено с 2018 года. До этого разрешалось присутствие наблюдателей только от кандидатов и партий, участвовавших в выборах. То есть наши наблюдатели — лица нейтральные, представляющие именно общественность.

Главная задача наблюдателя общественного, как и всех других, — следить за честностью выборов, за соблюдением закона, не допускать нарушений. Они вправе наблюдать за процедурой голосования — как на избирательных участках, так и вне помещений для голосования, например, при выездном голосовании на дому. Вправе обращаться с предложениями и замечаниями к председателю УИК, присутствовать при подсчете голосов, знакомиться с документацией на участке. То есть стандартная, регламентированная законом работа наблюдателя на выборах.

Согласно законодательству, направлять общественных наблюдателей на выборы может Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты регионов. И опыт работы наших наблюдателей, например, на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию, показал, что именно массовое участие независимых наблюдателей снимает все вопросы по прозрачности выборов. Это признанный факт: именно общественное наблюдение — самый эффективный метод, потому что самый независимый! Общественные наблюдатели — это представители общества, а оно как никто заинтересовано в честности и прозрачности выборов.

Все-таки какими бы профессионалами ни были наблюдатели от кандидатов, они всё равно в первую очередь следят за соблюдением прав и интересов именно тех, кого представляют.

— В таком случае, не видите ли вы конкуренции со стороны партий и кандидатов, у которых также будут свои собственные наблюдатели? Или вы, наоборот, рассчитываете с ними сотрудничать?

– Набор наблюдателей — это абсолютно открытый процесс. В том числе, мы приглашаем к себе на учебу будущих наблюдателей от партий и кандидатов. Будем рады участию в наблюдении всех конструктивных политических сил региона. Все партии, которые хотят поучаствовать и имеют право выставлять наблюдателей, могут обращаться к нам в общественный штаб. И конечно, мы рады видеть всех неравнодушных жителей, волонтеров, тех, кто хочет принять участие и стать наблюдателем.

Чем больше грамотных, юридически подкованных наблюдателей будет на избирательных участках, тем больше уверенности в честности и законности выборов.

А сотрудничество в рамках нашего штаба как раз и поможет избежать возможного недопонимания между различными наблюдателями уже непосредственно в ходе голосования.

— Исходя из задач, стоящих перед общественным наблюдателем, каким он должен быть? Есть какой-то определенный набор качеств и критериев, по которым вы производите отбор? Может быть, внимательность, аналитический склад ума? Или особая стрессоустойчивость? Все-таки ситуации на выборах могут быть разные.

– Перечня «сверхспособностей» будущего наблюдателя у нас нет. В соответствии с законодательством наблюдателем может быть любой гражданин нашей страны, обладающий активным избирательным правом. Исключение, по вполне понятным причинам, делается только для депутатов, высших должностных лиц, глав местных администраций, людей, находящихся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судей, прокуроров и членов избирательных комиссий. Все остальные обладают правом быть общественным наблюдателем.

Так что, пожалуй, единственное требование к наблюдателю, который заступает на свое «дежурство» на избирательном участке, — это наличие необходимых знаний.

Во-первых, знание законов: для того чтобы видеть и пресекать возможные нарушения, необходимо точно знать, как устроено голосование, как оно работает, какие условия должны выполняться, какие функции у каждого из участников процесса выборов. Во-вторых, знание, как себя вести в тех или иных ситуациях, которые, как вы уже отметили, бывают разные. Всему этому как раз и будет обучать наш штаб. Уже в ближайшее время мы подготовим программу обучения для первых групп наблюдателей. И эта работа будет вестись до сентября.

— Но, как вы уже отметили, обучать общественных наблюдателей — это, пусть и главная, но не единственная задача штаба…

– Да, наша задача – не только набрать и обучить наблюдателей, но и осуществлять активное взаимодействие с ними в дни голосования. Работа общественного штаба будет осуществляться на площадке Общественной палаты Тульской области и продолжится вплоть до момента официального утверждения итогов выборов.

Программа подготовки наблюдателей предусматривает сначала проведение двухдневных семинаров для корпуса преподавателей, которые затем будут вести подготовку наблюдателей уже непосредственно на местах.

Но помимо организации учебного процесса до выборов мы в сотрудничестве с общественными институтами и СМИ будем вести работу по противодействию информационным фальсификациям, так называемым фейкам, на регулярной основе будем создавать информационно-аналитические доклады по актуальным вопросам избирательной кампании.

А уже непосредственно в дни голосования будут работать наши мобильные мониторинговые группы, которые будут осуществлять наблюдение на участках, отслеживать ход избирательного процесса в режиме онлайн.

То есть работа общественного штаба по наблюдению будет идти сразу по нескольким направлениям: мониторинг хода избирательных кампаний, обучение наблюдателей, взаимодействие со СМИ, информирование избирателей. Всё это позволит создать у жителей области максимально объективное представление о выборах и обеспечить защиту свободного выбора каждого.

— Спасибо, удачи вам в работе!

Источник

Общественная палата отметила беспрецедентный уровень вмешательства в выборы

За три дня голосования было выявлено 14 тысяч фейков

В ходе парламентских выборов в России, которые прошли 17-19 сентября, был зафиксирован беспрецедентно высокий уровень внешнего вмешательства и фейков. Об этом в понедельник, 20 сентября, заявил председатель координационного совета при Общественной палате России по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

Что значит на выборах общественная палата

Руководитель рабочей группы по общественному наблюдению за дистанционным электронным голосованием Александр Малькевич сообщил, что за три дня голосования было выявлено 14 тысяч фейков по данной теме. В предшествовавшие выборам дни таких фейков обнаружили 5 тысяч.

Малькевич подчеркнул, что динамика вбросов и фейков менялась ото дня ко дню в зависимости от того, как общество противодействовало «потокам этой лжи». Активное выявление фейков снижает их эффективность, цитирует главу рабочей группы РИА Новости.

При этом наблюдатели от общественных палат по всей России не зафиксировали серьезных нарушений на выборах в Госдуму, рассказала секретарь организации Лидия Михеева. Сообщения граждан касались в основном доступа наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий к процедуре наблюдения за подсчетом голосов, корректности действий комиссий и соблюдения иных требований законодательства.

В ряде случаев сообщали, что ведется подсчет бюллетеней не отдельно по каждой кампании, а параллельно. На некоторых участках наблюдателей разместили далеко от места проведения подсчета голосов, из-за этого у них не было достаточного обзора.

Все нарушения удавалось оперативно пресекать, цитирует Михееву ТАСС.

Накануне старта трехдневного голосования, 16 сентября, в Совете Федерации обсудили вмешательство во внутренние дела России со стороны западных IT-гигантов. Генпрокуратура потребовала от Google и Apple удалить приложение, которое собирает персональные данные россиян для влияния на ход выборов.

При этом в Google пообещали рассмотреть претензию, а юристы Apple заявили, что соблюдают законы только той страны, где была создана их компания.

Источник

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 10 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года

Статья 1. Общие положения

2. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан и некоммерческих организаций.

3. Наименование «Общественная палата» с полным наименованием субъекта Российской Федерации не может быть использовано в наименованиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в наименованиях организаций.

4. Наименование Общественной палаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

5. Общественная палата не является юридическим лицом.

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов путем:

1) привлечения граждан и некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций;

3) выработки рекомендаций органам государственной власти субъекта Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в субъекте Российской Федерации;

4) взаимодействия с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, а также общественными палатами (советами) муниципальных образований, общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации, находящимися на территории субъекта Российской Федерации;

5) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам (советам) муниципальных образований, общественным советам при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в субъекте Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа деятельности Общественной палаты

Общественная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Статья 4. Принципы формирования и деятельности Общественной палаты

Общественная палата формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

1) приоритета прав и законных интересов человека и гражданина;

3) равенства прав институтов гражданского общества;

6) открытости и гласности.

Статья 5. Регламент Общественной палаты субъекта Российской Федерации

2. Регламентом Общественной палаты устанавливаются:

1) порядок участия членов Общественной палаты в ее деятельности;

2) сроки и порядок проведения заседаний Общественной палаты;

5) порядок формирования и деятельности комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также порядок избрания и полномочия их руководителей в случае, если наличие комиссий и рабочих групп Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации;

6) порядок прекращения и приостановления полномочий членов Общественной палаты в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) формы и порядок принятия решений Общественной палаты;

9) порядок привлечения к работе Общественной палаты граждан, а также некоммерческих организаций, представители которых не вошли в ее состав, и формы их взаимодействия с Общественной палатой;

10) иные вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты.

3. Изменения в Регламент Общественной палаты утверждаются решением Общественной палаты по представлению совета Общественной палаты или по инициативе не менее чем одной трети членов Общественной палаты.

Статья 6. Кодекс этики членов Общественной палаты субъекта Российской Федерации

Статья 7. Член Общественной палаты

1. Членом Общественной палаты может быть гражданин, достигший возраста восемнадцати лет.

2. Членами Общественной палаты не могут быть:

1) Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие муниципальные должности;

2) лица, признанные на основании решения суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

4) лица, имеющие гражданство другого государства (других государств), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

5) лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. В этом случае запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава.

3. Члены Общественной палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4. Член Общественной палаты приостанавливает членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

5. Объединение членов Общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности не допускается.

6. Члены Общественной палаты при осуществлении своих полномочий не связаны решениями некоммерческих организаций.

7. Отзыв члена Общественной палаты не допускается.

8. Член Общественной палаты вправе получать компенсацию понесенных за счет собственных средств расходов в связи с осуществлением им полномочий члена Общественной палаты в порядке и размерах, определенных законом субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Состав и порядок формирования Общественной палаты

1. Порядок и сроки формирования Общественной палаты устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

2. Количественный состав Общественной палаты определяется законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем двадцать один человек и более чем сто два человека.

3. Правом на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты обладают некоммерческие организации.

4. К выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются некоммерческие организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут выдвигать кандидатов в члены Общественной палаты Российской Федерации.

6. Каждая организация, деятельность которой в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп составляет не менее трех лет, вправе предложить одного кандидата из числа граждан, которые имеют место жительства на территории субъекта Российской Федерации.

7. Одна треть состава Общественной палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений.

8. Одна треть состава Общественной палаты утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений.

9. Члены Общественной палаты, утвержденные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и члены Общественной палаты, утвержденные законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют состав остальной одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации.

10. Общественная палата является правомочной, если в ее состав вошло более трех четвертых установленного законом субъекта Российской Федерации числа членов Общественной палаты. Первое заседание Общественной палаты, образованной в правомочном составе, должно быть проведено не позднее чем через десять дней со дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава.

11. Срок полномочий членов Общественной палаты составляет три года и исчисляется со дня первого заседания Общественной палаты нового состава. Со дня первого заседания Общественной палаты нового состава полномочия членов Общественной палаты действующего состава прекращаются.

Статья 9. Органы Общественной палаты

1. Органами Общественной палаты являются:

1) совет Общественной палаты;

2) председатель Общественной палаты;

3) комиссии Общественной палаты в случае, если их наличие предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

2. К исключительной компетенции Общественной палаты относится решение следующих вопросов:

1) утверждение Регламента Общественной палаты и внесение в него изменений;

2) избрание председателя Общественной палаты и заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты;

3) утверждение количества комиссий и рабочих групп Общественной палаты, их наименований и определение направлений их деятельности в случае, если наличие комиссий и рабочих групп предусмотрено законом субъекта Российской Федерации;

4) избрание председателей комиссий Общественной палаты и их заместителей в случае, если наличие комиссий предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

3. Общественная палата в период своей работы вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию совета Общественной палаты.

5. В совет Общественной палаты входят председатель Общественной палаты, заместитель (заместители) председателя Общественной палаты, председатели комиссий Общественной палаты в случае, если наличие комиссий Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, член Общественной палаты, являющийся представителем в составе Общественной палаты Российской Федерации, руководитель аппарата Общественной палаты. Совет Общественной палаты является постоянно действующим органом. Председателем совета Общественной палаты является председатель Общественной палаты.

6. Совет Общественной палаты:

1) утверждает план работы Общественной палаты на год и вносит в него изменения;

2) принимает решение о проведении внеочередного заседания Общественной палаты;

3) определяет дату проведения и утверждает проект повестки дня заседания Общественной палаты;

4) вносит в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, предложение по кандидатуре на должность руководителя аппарата Общественной палаты;

5) принимает решение о привлечении к работе Общественной палаты граждан и некоммерческих организаций, представители которых не вошли в ее состав;

6) направляет запросы Общественной палаты в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации;

7) разрабатывает и представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики;

8) дает поручения председателю Общественной палаты, комиссиям Общественной палаты, председателям комиссий Общественной палаты, руководителям рабочих групп Общественной палаты в случае, если наличие комиссий и рабочих групп предусмотрено законом субъекта Российской Федерации;

9) вносит предложения по изменению Регламента Общественной палаты;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и Регламентом Общественной палаты.

7. Председатель Общественной палаты избирается из числа членов Общественной палаты открытым голосованием.

8. Председатель Общественной палаты:

1) организует работу совета Общественной палаты;

2) определяет обязанности заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты по согласованию с советом Общественной палаты;

3) представляет Общественную палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, гражданами;

4) выступает с предложением о проведении внеочередного заседания совета Общественной палаты;

5) подписывает решения, обращения и иные документы, принятые Общественной палатой, советом Общественной палаты, а также запросы Общественной палаты;

6) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Общественной палаты;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и Регламентом Общественной палаты.

9. В случае, если наличие комиссий Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, в состав комиссий Общественной палаты входят члены Общественной палаты. В случае, если наличие рабочих групп Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, в состав рабочих групп Общественной палаты могут входить члены Общественной палаты, представители некоммерческих организаций, другие граждане.

Статья 10. Прекращение и приостановление полномочий члена Общественной палаты

1. Полномочия члена Общественной палаты прекращаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае:

1) истечения срока его полномочий;

2) подачи им заявления о выходе из состава Общественной палаты;

3) неспособности его в течение длительного времени по состоянию здоровья участвовать в работе Общественной палаты;

5) смерти члена Общественной палаты;

6) систематического в соответствии с Регламентом Общественной палаты неучастия без уважительных причин в заседаниях Общественной палаты, работе ее органов;

7) выявления обстоятельств, не совместимых в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона со статусом члена Общественной палаты;

8) если по истечении тридцати дней со дня первого заседания Общественной палаты член Общественной палаты не выполнил требование, предусмотренное частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Полномочия члена Общественной палаты приостанавливаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае:

1) предъявления ему в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления;

2) назначения ему административного наказания в виде административного ареста;

3) регистрации его в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидата на замещение муниципальной должности, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (избирательного объединения).

Статья 11. Организация деятельности Общественной палаты

1. Основными формами деятельности Общественной палаты являются заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, заседания комиссий и рабочих групп Общественной палаты в случае, если наличие комиссий и рабочих групп предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

2. Первое заседание Общественной палаты нового состава созывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и открывается старейшим членом Общественной палаты.

3. Заседания Общественной палаты проводятся в соответствии с планом работы Общественной палаты, но не реже одного раза в четыре месяца.

4. Заседание Общественной палаты считается правомочным, если на нем присутствует более половины установленного числа членов Общественной палаты.

5. Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер.

6. Вопросы организации деятельности Общественной палаты в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяются законом субъекта Российской Федерации, Регламентом Общественной палаты.

7. В целях реализации задач, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе:

1) осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», законом и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации общественный контроль за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации;

2) проводить гражданские форумы, слушания, «круглые столы» и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты;

3) приглашать руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц на заседания Общественной палаты;

4) направлять в соответствии с Регламентом Общественной палаты членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в заседаниях территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в работе комитетов (комиссий) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, коллегий иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

5) направлять запросы Общественной палаты. В период между заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты;

6) оказывать некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в субъекте Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами;

7) привлекать в соответствии с Регламентом Общественной палаты экспертов.

8. Общественная палата имеет также иные права, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Предоставление информации Общественной палате

1. Общественная палата вправе направлять в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации, и их должностным лицам запросы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Запросы Общественной палаты должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона.

2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, которым направлены запросы Общественной палаты, обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения соответствующего запроса в течение тридцати дней со дня его регистрации, а также предоставить необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, в том числе документы и материалы, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. В исключительных случаях руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководитель органа местного самоуправления либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения указанного запроса не более чем на тридцать дней, уведомив об этом Общественную палату.

3. Ответ на запрос Общественной палаты должен быть подписан должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Статья 13. Содействие членам Общественной палаты

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, Регламентом Общественной палаты.

Статья 14. Аппарат Общественной палаты

1. Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты осуществляется аппаратом Общественной палаты.

2. Аппарат Общественной палаты является государственным учреждением субъекта Российской Федерации, имеющим печать с изображением герба субъекта Российской Федерации и со своим наименованием, либо подразделением государственного учреждения субъекта Российской Федерации.

3. Руководитель аппарата Общественной палаты назначается на должность и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности Общественной палаты

1. Финансовое обеспечение деятельности Общественной палаты является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение содержания аппарата Общественной палаты осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие в связи с формированием и деятельностью Общественной палаты, формирование которой началось после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *