Что значит эпидемиологическая ситуация

Эпидемиологическая обстановка

Смотреть что такое «Эпидемиологическая обстановка» в других словарях:

эпидемиологическая обстановка — Состояние распространенности инфекционной болезни людей на конкретной территории в определенный промежуток времени. [ГОСТ Р 22.0.04 95] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины эпидемия … Справочник технического переводчика

Эпидемиологическая обстановка — Совокупность факторов и условий, характеризующихся определенным уровнем, структурой и динамикой инфекционных заболеваний в войсках. Массовое распространение инфекционного заболевания людей в какой либо местности, стране, значительно превышающее… … Энциклопедия РВСН

эпидемиологическая обстановка — 3.2.2 эпидемиологическая обстановка: Состояние распространенности инфекционной болезни людей на конкретной территории в определенный промежуток времени. Источник: ГОСТ Р 22.0.04 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Б … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Эпидемиологическая обстановка — состояние распространенности инфекционной болезни людей на конкретной территории в определенный промежуток времени … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА — совокупность данных, характеризующих уровень, структуру и динамику инфекц. заболеваемости в войсках (силах) в районе их размещения или в полосе действий; составная часть санитарно… … Энциклопедия РВСН

Санитарно-эпидемиологическая обстановка — см. Обстановка санитарно эпидемиологическая EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;. Источник: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52 ФЗ (ред. от 25.06.2012) О санитарно эпидемиологическом благополучии населения … Официальная терминология

Санитарно-эпидемиологическая обстановка — (англ. sanitary epidemiologic situation) в санитарном законодательстве РФ состояние здоровья населения и среды обитания человека на определенной территории в конкретно указанное время (ст. 1 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии… … Энциклопедия права

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время … Юридическая энциклопедия

Источник

По эпидемическим показаниям… О чем это?

Что значит эпидемиологическая ситуация

Участница нашего блога задала нам очень интересный “Что значит по эпидемическим показаниям?” Вопрос был адресован к статье о новых санитарных правилах СП 2.1.3678-20, где мы разбирали требования к гостиницам.

Мне, специалисту изучавшему эпидемиологию, как один из основных предметов, было не сложно объяснить на пальцах, что имеется ввиду. Анализируя санитарное законодательство (санпины) и требования других нормативных документов стало понятно – если не знаешь где искать, просто так информацию не найти, особенно рядовому специалисту. И на просторах интернета ни одной полезной статьи на эту тему я не нашла.

Попробуем внести чуть больше ясности в понятия “по эпидемическим показаниям” / “по эпидемиологическим показаниям” / “по эпид. показаниям” – это все синонимы, имеющие одинаковое значение.

Где мы встречаем понятие “по эпидемическим показаниям”?

Рассмотрим несколько нормативных документов, в которых фигурируют данные фразы. Формулировка может фигурировать в названии документа или непосредственно в объеме текста.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям“;

Санитарные правила СП 2.1.3678-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг”.
п. 7.21. Камерная дезинфекция мягкого инвентаря (матрасы / наматрасники / подушки / одеяла) проводится по эпидемиологическим показаниям.

Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
4.3. Территориальные органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти в соответствии с предоставленной компетенцией организуют мероприятия по… обеспечению обсервации лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, по эпидемическим показаниям;
5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).

Проанализировав ряд документов, в которых встречается интересующая нас формулировка, можно сделать вывод:

Действия, проводимые по эпидемическим показаниям направлены на профилактику распространения инфекционных заболеваний (опасных или социально значимых).

Какие мероприятия проводятся по эпидемиологическим показаниям?

Мероприятия проводятся в отношении звеньев эпидемического процесса:
– источника инфекции (человек / животное)
– восприимчивый организм (люди, контактировавшие с больным)
– механизм передачи (способ распространения инфекции)
* общую информацию о эпидемическом процессе я рассказывала в этой статье.

Противоэпидемические мероприятия в отношении источника инфекции.
Заболевшего ветрянкой ребенка изолируют из организованного коллектива (школа / детский сад), чтобы не допустить возникновения вспышки ветряной оспы в учреждении.

Противоэпидемические мероприятия в отношении восприимчивого организма.
Детям и взрослым (не привитым ранее), контактировавшим с ребенком заболевшим корью, проводят экстренную иммунизацию или введение иммуноглобулина, для профилактики заболевания.

Противоэпидемические мероприятия направленные на разрыв механизма передачи.
Проведение дезинфекции (текущей / заключительной), на объекте где имеется риск распространения инфекционного заболевания или факторов, способствующих ему.

Федеральным законом №52 от 30 марта 1999 года “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” определено: “…инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих это – инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия)”.

Кто определяет условия и мероприятия, проводимые по эпидемическим показаниям?

В некоторых документах есть четкие определения, что в данной конкретной ситуации понимается под эпидемическими показаниями:

СП 3.1.3597-20 пункт 5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).

В данном случае проживание в общежитии является эпидемическими показаниями для госпитализации больного, изоляции его от остальных

В связи с накоплением числа лиц с нарушенным графиком прививок за время приостановки плановой вакцинации, при ее возобновлении следует руководствоваться принципами нагоняющей вакцинации:

– При невозможности осуществить одновременное введение, интервал между прививками составляет 1 месяц, исключением является вакцинация по эпидемическим (экстренным) показаниям.

Письмо Федерального МБА от 20 августа 2020 г. N 32-024/634 “О направлении рекомендаций по догоняющей иммунизации”

Инспектором Роспотребнадзора, врачом – эпидемиологом может быть выдано предписание о проведении дополнительных профилактических мероприятий по месту работы (учебы) или проживания по эпид. показаниям, например в очаге инфекционного заболевания.

Главные государственные санитарные врачи могут издавать руководящий документ (Постановление, Предписание) в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки конкретного региона, ввести определенные требования в отношении некоторых категорий граждан или организаций.

Я, Главный государственный санитарный врач по городу Москве, Андреева Е.Е., проанализировав заболеваемость бактериальной дизентерией и вирусным гепатитом А (ВГА) населения города Москвы, а также эффективность мероприятий по профилактике данных инфекций, отмечаю, что эпидемиологическая ситуация по дизентерии в городе в 2014 году в сравнении с предыдущим 2013 годом ухудшилась…

Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям”

Санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.

Практические советы.

Мы в социальных сетях Вконтакте, FB и Инстаграм, присоединяйтесь!

Источник

Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний»

ГАРАНТ:

См. справку «Коронавирус COVID-19»

В целях совершенствования взаимодействия органов публичной власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.

2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить единый алгоритм межведомственного и межрегионального взаимодействия по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

4 января 2021 года

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 4 января 2021 г. N 12

Порядок
действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний

5. Оперативный штаб разрабатывает и утверждает план мероприятий по предупреждению распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, подготавливает предложения о введении ограничительных мер (в том числе карантина), организует проведение информационной кампании по профилактике опасных инфекционных заболеваний, а также информирует население о принимаемых мерах, направленных на предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний.

6. При возникновении угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливает один из следующих уровней риска:

7. В случае возникновения риска первого уровня:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека усиливает с учетом данных мониторинга и прогнозирования изменения санитарно-эпидемиологической обстановки в иностранных государствах санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении лиц (в том числе следующих транзитом через территорию Российской Федерации) и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также активизирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная таможенная служба усиливают контроль за ввозом на территорию Российской Федерации товаров и грузов из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания;

в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями, наличия необходимых лекарственных средств, оборудования, средств индивидуальной защиты, коечного фонда;

г) Министерство здравоохранения Российской Федерации проводит мониторинг готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями;

д) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют при необходимости разработку и внедрение дополнительных методов диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний;

е) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по государственным резервам, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку достаточности запасов материальных ресурсов, необходимых для борьбы с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, и в случае недостаточности таких запасов вносят в Координационный совет предложения об их увеличении;

ж) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам профилактики опасных инфекционных заболеваний и реализации противоэпидемических мероприятий;

з) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляют подготовку и внесение в оперативный штаб предложений об оказании содействия компетентным органам иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и международным организациям;

и) Министерство иностранных дел Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти организуют по рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мероприятия, направленные на снижение риска заболевания (инфицирования) граждан Российской Федерации, находящихся в иностранных государствах, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также при необходимости организуют вывоз (эвакуацию) граждан Российской Федерации из этих государств.

8. Действия, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляются также в случае возникновения риска второго уровня. Кроме того, в этом случае:

а) Правительство Российской Федерации принимает на основании представления оперативного штаба решение об ограничении въезда в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и выезда таких лиц и транспортных средств из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в эти иностранные государства, а также об ограничении ввоза грузов, товаров и животных, прибывающих из этих иностранных государств, и их вывоза в эти иностранные государства;

б) Министерство иностранных дел Российской Федерации уведомляет на основании представления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о реализации в Российской Федерации противоэпидемических мероприятий компетентные органы иностранных государств, интересы которых могут быть затронуты в результате реализации таких мероприятий;

в) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают подготовку медицинских организаций к приему больных в целях оказания им медицинской помощи, а также формирование запаса средств диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты;

г) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает меры по предупреждению распространения недостоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке;

д) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий планирование дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности водоснабжения и питания;

е) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации осуществляют оценку возможных финансово-экономических последствий чрезвычайных ситуаций в случае угрозы их возникновения.

9. Действия, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, осуществляются также в случае возникновения риска третьего уровня. Кроме того, в этом случае:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают безопасность граждан в период действия ограничительных мер (в том числе карантина), введенных в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;

б) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуют мероприятия по ограничению въезда в населенные пункты, в которых действуют ограничительные меры (в том числе карантин), введенные в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, и выезда из таких населенных пунктов;

в) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение запрета на проведение массовых мероприятий и принимают решения о закрытии мест массового пребывания людей, а также обеспечивают принятие мер по выполнению требований (предписаний) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

г) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают введение в образовательных организациях ограничительных мер в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;

д) Министерство транспорта Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти принимают меры, направленные на сокращение массовых перевозок воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом или прекращение таких перевозок;

е) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности водоснабжения и питания;

ж) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды;

з) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение организациями, осуществляющими торговую деятельность, и организациями, оказывающими услуги населению, ограничительных мер (в том числе карантина), введенных в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;

и) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе соблюдение дезинфекционного режима, требований об использовании средств индивидуальной защиты.

10. При установлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уровней риска, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, главный государственный санитарный врач Российской Федерации в 5-дневный срок принимает нормативные правовые акты, направленные на предупреждение возникновения и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, без проведения процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы таких актов.

Президент определил порядок действий органов власти в целях предупреждения угрозы возникновения ЧС, связанных с заносом в Россию и распространением на ее территории опасных инфекционных заболеваний.

Предусмотрено создание специального координационного центра при Правительстве, который по представлению Роспотребнадзора может создавать соответствующий оперативный штаб. Последний разрабатывает и утверждает план мероприятий, готовит предложения о введении ограничительных мер, организует информационную кампанию.

Прописаны полномочия различных ведомств в зависимости от уровня риска.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний»

Источник

Термины МЧС России

комплекс факторов санитарно-гигиенического и эпидемического характера, определяющих инфекционную заболеваемость в зоне (районе) чрезвычайной ситуации, перспективы её изменения и содержание условий проведения противоэпидемических мероприятий. Санитарно-эпидемиологическое состояние может быть благополучным, неустойчивым, неблагополучным и чрезвычайным.
Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффективная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.
Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район чрезвычайной ситуации находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.
Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне чрезвычайной ситуации или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.
Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне чрезвычайной ситуации природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний ими среди людей.

109012, г. Москва,
Театральный пр., 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *