Что означало отсутствие паспортов у советских крестьян в 1930 е гг
Тест по истории Коллективизация сельского хозяйства 9 класс
Тест по истории Коллективизация сельского хозяйства 9 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.
Вариант 1
А1. К какому периоду относится цитируемая речь И.В. Сталина?
Наступать на кулачество — это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс… Наступать на кулачество — это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги.
1) военного коммунизма
2) индустриализации
3) коллективизации
4) нэпа
А2. Какое событие произошло позднее других?
1) начало первой пятилетки
2) переход к политике «ликвидации кулачества как класса»
3) публикация статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов»
4) образование СССР
А3. В результате «великого перелома» в деревне
1) усилилось социальное расслоение крестьянства
2) были уничтожены частные хозяйства
3) увеличилось производство зерновых культур
4) повысилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда
А4. Отсутствие у советских крестьян в 30-х гг. паспортов означало
1) фактическое прикрепление крестьян к колхозу
2) отмену паспортного режима в стране
3) уравнивание крестьян в правах с другими слоями населения
4) разрешение свободы передвижения по стране и за ее пределами
В1. Какое название получил процесс, в результате которого колхозы стали основной формой ведения сельского хозяйства в СССР?
Вариант 2
А1. О начале проведения какой политики говорится в отрывке из сочинения современного историка?
Тон был задан сталинской поездкой по округам Сибири… Во время этой инспекции были сняты с работы и подвергнуты наказаниям… многие десятки местных работников — «за мягкотелость», «примиренчество», «срастание» с кулаком и т. п. Началось закрытие рынков, проведение обысков по крестьянским дворам…
1) нэпа
2) индустриализации
3) коллективизации
4) военного коммунизма
А2. Какое событие произошло ранее других?
А3. В результате коллективизации
1) ускорилось развитие сельского хозяйства
2) возродилась крестьянская община
3) были получены средства для финансирования индустриализации
4) получили развитие рыночные элементы
А4. Исчезновение в деревне в 30-х гг. кулацких, середняцких, бедняцких хозяйств означало
1) повышение уровня жизни крестьянства
2) превращение СССР в передовую промышленную державу
3) массовое создание крестьянских кооперативов и артелей
4) ликвидацию единоличных хозяйств
В1. Какое название получили хозяйства, которые создавались в СССР в ходе коллективизации на землях государства?
Ответы на тест по истории Коллективизация сельского хозяйства 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-3
А3-2
А4-1
В1. Коллективизация
Вариант 2
А1-3
А2-3
А3-3
А4-4
В1. Колхозы
Нарушения паспортного режима карались штрафами до 100 руб. (крупная сумма по тем временам) или исправительными работами до 30 дней. При повторном нарушении ответственность переходила уже в разряд уголовной (в тюрьму можно было попасть на срок до 2 лет).
Жесткие паспортные правила смягчали постепенно. Сначала, после смерти Сталина в 1953 г., паспорта отдали рабочим и служащим, которым прежде на работе выдавали взамен временные удостоверения личности. Положение же крестьян по-прежнему напоминало крепостное право – уехать колхозник мог куда-то только на срок до 30 дней, и то со справкой, выданной по произвольному решению председателя колхоза.
Отрывок из фильма «Председатель» 1964 г.
© Константин Дмитриев
Бла-бла-бла…
Афтар законы читал? Те которые обсуждает.
Совет Народных Комиссаров СССР
Постановление
от 27 декабря 1932 года № 1667
Об утверждении Положения о паспортах
1. Все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЕ в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, ОБЯЗАНЫ иметь паспорта.
Совет Народных Комиссаров СССР
Постановление
от 28 апреля 1933 года № 861
О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР
На основании статьи 3 Постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 27 декабря 1932 г. об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов (С. З. СССР, 1932, № 84, ст. 516) Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:
2. Граждане, постоянно проживающие в сельских местностях (кроме предусмотренных в ст. 1 настоящего Постановления и установленной полосы вокруг Москвы, Ленинграда и Харькова), паспортов не получают. Учет населения в этих местностях ведется по поселенным спискам сельскими и поселковыми советами под наблюдением районных управлений рабоче-крестьянской милиции.
3. В тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на 1 год.
По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях.
БЫЛО ЛИ КОЛХОЗНИКАМ ПЛОХО БЕЗ ПАСПОРТОВ?
Советские колхозники без паспортов
С конца 1980-х годов и до настоящего времени так называемая либеральная интеллигенция часто упоминает факт, что вплоть до 1974 года колхозникам и иному сельскому населению Советского Союза не выдавали общегражданских паспортов (это действительно так, лишь 28 августа 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР об обязательном введении паспортов для всех без исключений граждан Советского Союза, достигших возраста 16 лет).
Ею столь же часто утверждается, что благодаря ограничениям на выдачу кохозникам (и иным селянам) паспортов правящий коммунистический режим искусственно сдерживал миграцию сельского населения СССР в города, принуждая его оставаться, в своих деревнях и сёлах, фактически культивируя там крепостнические порядки (представители данной категории интеллигенции любят использовать при этом придуманные ими же понятия «советское крепостное право», «советское крепостное рабство», «советский феодализм» и т.п.). Делалось это, как пытается нас убедить та же либеральная интеллигенция, с целью заставить советских граждан, проживающих в сельской местности, работать за гроши в советских колхозах.
С тем, что большую часть истории Советского Союза паспорта имелись не у всех его взрослых граждан, не поспоришь – что было, то было (под такими гражданами я подразумеваю, в первую очередь, селян – хотя у некоторых из них, и об этом ещё будет сказано ниже, паспорта всё-таки были).
Вопрос в другом! Было ли крестьянам-колхозникам и другому сельскому населению Советского Союза плохо без паспортов? Создавало ли колхозникам и иным селянам отсутствие паспортов какие-либо неудобства?
Очень давно (в конце 1980-х годов, когда вышеуказанная тема только начинала активно муссироваться общественностью) я задал вопрос своей бабушке: могли ли сельские жители в 1930-е, 40-е, 50-е, 60-е годы (за исключением периода Великой Отечественной войны) по своему желанию и усмотрению уехать в город учиться или работать, оставив навсегда свои сельские избы. Бабушка, молодость которой пришлась как раз на указанный период, практически всю жизнь прожившая в сельской местности, на данный вопрос тут же дала утвердительный ответ (сказала: «Конечно! Никто никого жить в деревне не заставлял»).
Как выяснилось позже — бабушка меня не обманула. Чтобы не быть голословным, приведу следующие аргументы.
До 1932 года паспорта в Советском Союзе были только у госслужащих и граждан, работающих за границей. Остальные лица в случае необходимости пользовались либо удостоверениями личности (например, в РСФСР они выдавались на основании Декрета ВЦИК и Совнаркома РСФСР «Об удостоверении личности» от 20 июня 1923 года) либо документами, приравненными к удостоверениям личности (расчётной книжкой или любым другим документом с места работы, профсоюзным билетом, военным билетом, свидетельством о рождении и т.д.).
Единая паспортная система в СССР была введена постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов».
В соответствии с пунктом 1 другого принятого в этой связи постановления Совнаркома СССР (от 27 декабря 1932 года № 1667 «Об утверждении положения о паспортах») паспорта обязаны были иметь все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах (то есть и некоторые работники сельского хозяйства) и на новостройках.
Немного позже – постановлением Совнаркома СССР от 28.04.1933 года № 861 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР» круг лиц, подлежащих обязательной паспортизации, расширился. В соответствии с пунктом 1 данного постановления паспортная система вводилась также для всего населения населенных пунктов, являвшихся районными центрами (то есть, если они даже не являлись городами), в населенных пунктах, где расположены МТС (то есть даже, если они являлись сельскими поселениями), и в населенных пунктах в пределах 100-километровой западно-европейской пограничной полосы Союза ССР (то есть вне зависимости от того к категории городских или сельских поселений эти населённые пункты относились).
Постановлением Совнаркома СССР от 10.04.1940 года № 1667 «Об утверждении Положения о паспортах» круг лиц, подлежащих обязательной паспортизации, вновь был расширен. Теперь в соответствии с пунктом 1 данного постановления паспорта обязаны были иметь также граждане во всех населенных пунктах Московской области (то есть, получается, и проживавших в этих населённых пунктах крестьян-колхозников); во всех населенных пунктах 100-километровой полосы вокруг г. Ленинграда и 50-километровой полосы вокруг г. Киева (то есть тоже включая проживавших в них крестьян-колхозников).
Введение единой паспортной системы совершенно не преследовало целей закрепощения колхозного крестьянства и прочих сельских жителей. Цели были другими. Они были чётко обозначены в вышеуказанном постановлении ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года. Привожу их дословно: «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов».
При этом в пункте 6 вышеуказанного постановления Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года № 1667 было указано (также привожу дословно): «Гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, где введена паспортная система, паспорта выдаются без подачи ими заявлений, а гражданам, прибывающим в эти населенные пункты из других местностей, — по их заявлениям«.
Как следовало из пункта 3 вышеуказанного постановления Совнаркома СССР от 28 апреля 1933 года № 861 (тоже приведу дословную выдержку), « В тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на 1 год. По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях».
И где же здесь запрет на передвижение по стране и выбор места жительства в ней? Где «крепостничество» и барьеры к оставлению колхозов?
Сразу поясню относительно упоминаемых в постановлении от 27 декабря 1932 года кулацких элементов. Под ними понимались крестьяне-кулаки, подвергшиеся репрессии в виде раскулачивания и ссылки. Справедливо или несправедливо советская власть поступила с кулаками – это уже отдельный вопрос. Следует только отметить, что кулаки в общей массе крестьянского населения Советского Союза составляли ничтожный процент. Только этому проценту антисоветски настроенных крестьян и ставились препоны на пути из деревни в город. Но советская власть, как любая другая государственная власть, была вправе защищаться от своих врагов.
Также следует отметить, что кулачество (по-научному — сельскохозяйственная буржуазия) в СССР очень быстро социально переродилось и исчезло как класс. Ни в 40-е, ни в 50-е, ни в 60-е, ни в 70-е годы прошлого столетия крестьян-кулаков в Советском Союзе не было уже и в помине. А сельское население было и оно без всяких паспортов могло беспрепятственно переезжать на постоянное место жительства в города, что, кстати, активно и делало. Это прекрасно видно по приведенному ниже графику. Из него следует, что вплоть до всеобщей паспортизации советских граждан 1974 года (как, впрочем, и дальше — до самого развала Советского Союза) численность городского населения в сравнении с численностью сельского населения неуклонно возрастала.
Что означало отсутствие паспортов у советских крестьян в 1930 е гг
Именно в годы паспортизации в СССР появилась фраза «без бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек». Это точное ироничное наблюдение поэта В. Лебедева-Кумача касалось и неравноправия разных групп советских граждан при получении паспортов.
Паспортизация изначально задумывалась для учета и классификации граждан. Она началась в 1932 г. в СССР и регламентировалась Постановлением «Об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной прописки паспортов». Паспорта должны были, с одной стороны, улучшить учет численности граждан и их перемещения, с другой – очистить населенные пункты от людей, которые там не работают (кроме пенсионеров и инвалидов, конечно). В условиях развернувшейся в стране коллективизации паспортизация помогала выявить укрывающихся кулаков, уголовников и граждан, настроенных антисоветски.
Хотя эти люди и получали паспорта, но сдавали их администрации своих предприятий. Взамен выдавались временные удостоверения личности. Таким образом, наиболее экономически важные категории населения – колхозники и рабочие стратегических организаций – были попросту лишены свободы передвижения и выбора места жительства (без паспорта ведь далеко не уедешь и никуда не устроишься). Так что паспортизация помогла установить за гражданами тщательный надзор.
Как пишет историк Потемкина М.Н. в статье «Паспортизация городского населения СССР в 1930-х гг.», помимо этого паспорта не выдавались следующим категориям советских граждан: недругам советской власти, лишенным избирательных прав, уголовникам-рецидивистам, просто подозрительным и «чуждым» элементам. Ну, например, даже и работает человек на заводе, но родился он в семье православного священника. И чиновники могли его заявление о получении паспорта отклонить. Вся жизнь несчастного «поповича» кардинально менялась из-за этого решения, и не в лучшую сторону.
Нарушения паспортного режима карались штрафами до 100 руб. (крупная сумма по тем временам) или исправительными работами до 30 дней. При повторном нарушении ответственность переходила уже в разряд уголовной (в тюрьму можно было попасть на срок до 2 лет).
Жесткие паспортные правила смягчали постепенно. Сначала, после смерти Сталина в 1953 г., паспорта отдали рабочим и служащим, которым прежде на работе выдавали взамен временные удостоверения личности. Положение же крестьян по-прежнему напоминало крепостное право – уехать колхозник мог куда-то только на срок до 30 дней, и то со справкой, выданной по произвольному решению председателя колхоза.
Советская власть не зря закрепощала людей – впоследствии деревни обезлюдели, как только колхозники получили возможность более или менее свободно передвигаться по стране. Сельскохозяйственная политика «партии рабочих и крестьян» привела к тому, что никто не хотел становиться крестьянином. Продолжали ограничивать владение паспортом и солдат-срочников. Полная паспортизация всех граждан СССР без исключения началась лишь в 1974 году, когда существующее положение стало выглядеть уж слишком диким. При этом сохранился режим прописки, предписывающий человеку жить там, где он формально трудоустроен. Впрочем, при такой системе граждане уже чаще находили лазейки, способы обойти ограничения и переехать туда, где им самим хотелось жить.
Что означало отсутствие паспортов у советских крестьян в 1930 е гг
Именно в годы паспортизации в СССР появилась фраза «без бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек». Это точное ироничное наблюдение поэта В. Лебедева-Кумача касалось и неравноправия разных групп советских граждан при получении паспортов.
Паспортизация изначально задумывалась для учёта и классификации граждан. Она началась в 1932 году и регламентировалась постановлением «Об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной прописки паспортов». Паспорта должны были, с одной стороны, улучшить учёт численности граждан и их перемещения, с другой – очистить населённые пункты от людей, которые там не работают (кроме пенсионеров и инвалидов, конечно). В условиях развернувшейся в стране коллективизации паспортизация помогала выявить укрывающихся кулаков, уголовников и граждан, настроенных антисоветски.
Хотя эти люди и получали паспорта, но сдавали их администрации своих предприятий. Взамен выдавались временные удостоверения личности. Таким образом, наиболее экономически важные категории населения – колхозники и рабочие стратегических организаций – были попросту лишены свободы передвижения и выбора места жительства (без паспорта ведь далеко не уедешь и никуда не устроишься). Так что паспортизация помогла установить за гражданами тщательный надзор.
Как пишет историк Потёмкина М. Н. в статье «Паспортизация городского населения СССР в 1930-х гг.», помимо этого паспорта не выдавались следующим категориям советских граждан: недругам советской власти, лишённым избирательных прав, уголовникам-рецидивистам, просто подозрительным и «чуждым» элементам. Ну, например, даже и работает человек на заводе, но родился он в семье православного священника. И чиновники могли его заявление о получении паспорта отклонить. Вся жизнь несчастного «поповича» кардинально менялась из-за этого решения, и не в лучшую сторону.
Нарушения паспортного режима карались штрафами до 100 рубдей (крупная сумма по тем временам) или исправительными работами до 30 дней. При повторном нарушении ответственность переходила уже в разряд уголовной (в тюрьму можно было попасть на срок до 2 лет).
Жёсткие паспортные правила смягчали постепенно. Сначала, после смерти Сталина в 1953 году, паспорта отдали рабочим и служащим, которым прежде на работе выдавали взамен временные удостоверения личности. Положение же крестьян по-прежнему напоминало крепостное право: уехать колхозник мог куда-то только на срок до 30 дней, и лишь со справкой, выданной по произвольному решению председателя колхоза.
Советская власть не зря закрепощала людей – впоследствии деревни обезлюдели, как только колхозники получили возможность более или менее свободно передвигаться по стране. Сельскохозяйственная политика «партии рабочих и крестьян» привела к тому, что никто не хотел становиться крестьянином. Продолжали ограничивать владение паспортом и солдат-срочников. Полная паспортизация всех граждан СССР без исключения началась лишь в 1974 году, когда существующее положение стало выглядеть уж слишком диким. При этом сохранился режим прописки, предписывающий человеку жить там, где он формально трудоустроен. Впрочем, при такой системе граждане уже чаще находили лазейки, способы обойти ограничения и переехать туда, где им самим хотелось жить.