Что значит немаркированный товар
Обязательная маркировка товаров в 2021 году
С 2019 года в России вводится обязательная маркировка товаров. Процесс идет вперед, набирая обороты, и в 2020 году к нему присоединились очередные группы товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.
Рассказываем, как работает маркировка, зачем она нужна и что нужно для подготовки.
Что вы узнаете
Закон о маркировке товаров
В декабре 2017 года правительство объявило о создании Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Государство планирует полностью внедрить маркировку к 2024 году.
Процесс регулируют сразу несколько законов:
Распоряжение правительства от 28.12.2018 № 2963-р утверждает Концепцию создания и функционирования системы маркировки. В документе определены цели, задачи и принципы функционирования, описаны требования к маркировке товаров.
Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ внес изменения в 381-ФЗ о торговле и 54-ФЗ о кассах:
Специалисты Роспотребнадзора, Честного знака и компании «Тензор», расскажут как работать с маркировкой в полном соответствии с законом.
Зачем нужна маркировка
Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до покупателя. Предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.
Как работает маркировка товаров
1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык каждого товара.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) со списком всех кодов.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе, и на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
5. При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
6. В итоге контролирующие органы в любой момент могут установить, где находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код через мобильное приложение, быстро удостоверится в легальности покупки.
Ответственность за нарушения
Оператор системы маркировки
Правительство определило оператором системы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».
ЦРПТ генерирует коды, обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота. А также работает над созданием единого каталога товаров и разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного обмена товарами со странами Евразийского союза.
Что такое Национальный каталог товаров
Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.
Из-за отсутствия единства в описаниях товаров, один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно – это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников». Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
В пилотном режиме каталог товаров был запущен в июне 2018. Сейчас в нем уже более десяти тысяч наименований товаров, и их число день ото дня растет.
Код маркировки: что это и как выглядит?
Каждый товар маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, и он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.
Data Matrix код состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код нельзя подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии.
Перечень товаров, подлежащих маркировке
Обязательная маркировка с 2019 года
Обязательная маркировка с 2020 года
Обязательная маркировка с 2021 года
Эксперименты
Как подключиться к системе маркировки?
Всем участникам оборота необходимо зарегистрироваться на сайте Честныйзнак.рф.
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.
Установите необходимое ПО:
Откройте сайт Честный знак и нажмите «Зарегистрируйтесь». Убедитесь, что вы все настроили правильно, и нажмите «Продолжить».
Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение регистрации.
Перейдите по ссылке из письма и укажите:
Заполните данные в профиле, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие с условиями.
Розничный магазин
Что нужно для маркировки
Подключение к ЭДО, чтобы получать электронные УПД
Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, СБИС Маркировка
2D-сканер для считывания марок
Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек
Подключение кассы к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки
Маркировка под ключ
Как принимать
Магазин получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируете все коды товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – отклоняете или ожидаете исправленный УПД.
Как продавать
Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Дистрибьюторы
Что нужно для маркировки
Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД
Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, СБИС Маркировка
Оборудование для сканирования марок: терминал сбора данных или сканер
Как принимать
Процедура приемки маркированных товаров в опте аналогична рознице. Дистрибьюторы получают от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируют все коды с товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – отклоняете или ожидаете исправленный УПД. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.
Как продавать
Оптовику нужно передать коды с отгружаемых товаров и сведения о том, кто и кому отгрузил товар, в Честный знак. А также отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами.
Производители
Что нужно для маркировки
Как маркировать
Производитель заказывает коды маркировки на выпускаемые товары в нужном количестве и печатает этикетки. Наклеивает этикетки на товары и отчитывается в Честный знак о вводе в оборот. Если нужно, создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Как продавать
Производителю нужно отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами отгружаемых товаров, а затем дождаться подписания УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в Честный знак и коды переходят на баланс покупателя.
В СБИС, чтобы наполнить УПД кодами перед отгрузкой, достаточно отсканировать их с товаров в документ реализации.
Импортеры
Что нужно для маркировки
Как маркировать
Импортёр заказывает коды маркировки на выпускаемые товары в нужном количестве и отправляет за границу файл для печати или готовые этикетки. Экспортёр наклеивает этикетки на товары и отгружает. Импортёр после прохождения таможни отчитывается в Честный знак о вводе в оборот. Если нужно, создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Как продавать
Импортёр отгружает товары аналогично, как производители. Нужно лишь отправить покупателю электронный УПД с кодами отгружаемых товаров, а затем дождаться подписания УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в Честный знак и коды переходят на баланс покупателя.
В СБИС, чтобы наполнить УПД кодами перед отгрузкой, достаточно отсканировать их с товаров в документ реализации.
Обязательная маркировка
Обязательная маркировка — это способ борьбы государства с товаром низкого качества и подделкой. Программа стартовала в 2019 году и до конца 2024 года затронет все товары.
В статье расскажем о товарах, которые обязательно маркировать, сроках перехода на новые правила, участниках программы и о том, как правильно перейти на работу по новым правилам.
Что такое маркировка и Честный ЗНАК
Маркировка позволит создать единый прозрачный товарный каталог по всей стране. Выпускает, собирает коды и агрегируют информацию из них компания Честный ЗНАК. Ее еще называют ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров) и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Коды генерируются индивидуально для каждого товара, стоимость одного — 50 копеек.
Перечень товаров и сроки маркировки 2021
Маркировка внедряется постепенно, иногда с некоторых групп товаров в отрасли, чтобы компании могли подготовиться заранее и безболезненно перейти на новые условия работы. Поэтому за изменениями необходимо следить на сайте честныйзнак.рф.
В таблице вы можете посмотреть категории товаров, которые уже обязательно маркировать, и те, которые пока участвуют в эксперименте. Когда эксперимент закончится, правительство выпустит постановление с правилами и сроками ввода маркировки этих товаров.
Молочные продукты (МП):
Мороженое и сыры
МП со сроком более 40 дней
МП со сроком менее 40 дней
Все МП, в том числе фермерское производство
Как работает маркировка товаров
Если вам нужна помощь с регистрацией в Честном ЗНАКе, оставьте заявку. Мы пройдем за вас все этапы, настроим личный кабинет и поможем с переходом на маркировку.
Регистрируются в системе GS1, если необходимо, заполняют карточки товаров, а затем отправляют информацию в Честный ЗНАК. Там генерируют уникальные коды для товаров и упаковок и отправляют заказчику. Производитель сам наносит коды маркировки, а импортер отправляет коды иностранному производителю.
Затем коды агрегируют, указывают в электронном УПД и передают поставщикам. Импортные товары с маркировкой должны поступить на таможню с нанесенными кодами.
Данные о движении товара на рынке попадают в Честный ЗНАК автоматически после подписания УПД.
Остатки товаров маркирует тот участник цепочки, который владеет товаром на момент вступления в силу закона. Например, поставщик не сможет передать рознице немаркированный товар, если срок маркировки уже наступил. Даже если розница готова сама промаркировать остатки. Это нарушение правил, поэтому участников оштрафуют. Закон запрещает передавать и принимать немаркированный или маркированный с ошибками товар.
Чтобы промаркировать остатки, нужно создать карточки товаров на сайте Честный ЗНАК и заказать коды. Затем распечатать, нанести, отсканировать их и внести данные в электронный УПД или в товароучетную систему.
Перемаркировка нужна, если код поврежден или утерян. Например, товар возвращают в магазин без упаковки. Продавец должен заказать для товара новый код, если его нельзя восстановить, нанести на упаковку или ярлык, а затем ввести товар в оборот. Если код поврежден частично, его можно попробовать восстановить в личном кабинете ГИС МТ. Восстановленный код нужно распечатать и нанести на товар.
Маркировка: что важно знать сейчас?
Государство создало систему маркировки, чтобы сократить объемы серого рынка и защитить покупателей от контрафакта. В России уже действует обязательная маркировка меховых изделий, табачной продукции, алкоголя ( ЕГАИС ), обуви, ряда лекарств. Началось внедрение маркировки для других групп лекарственных препаратов, духов и туалетной воды, ряда изделий легкой промышленности, фотокамер и фотовспышек, шин и покрышек, кресел-колясок, велосипедов, молочной продукции. Власти регулярно сообщают о планах начать эксперименты по маркировке новых групп товаров.
Если продукция, которой вы торгуете, попадает под маркировку, жизнь вашей компании кардинально изменится. Сможет ли бизнес адаптироваться к новым условиям? – Это будет зависеть от вашей осведомленности и активной подготовки. В этой статье мы собрали актуальную информацию о процессе внедрения маркировки, чтобы вы могли спланировать свои действия.
На основе Федерального закона № 487-ФЗ от 31.12.2017 г. и ряда постановлений и распоряжений правительства в России введена обязательная маркировка нескольких товарных категорий. Перечень товаров постоянно расширяется, к 2024 году планируется распространить маркировку на все товары в стране.
Обязательная маркировка предполагает нанесение на каждый товар уникального кода в формате Data Matrix и обязует всех участников оборота передавать данные о перемещениях товара в государственную систему прослеживаемости и мониторинга «Честный знак». При помощи кода контролирующие органы и покупатели смогут получить исчерпывающую информацию о товаре. По мнению правительства, возможность отследить продукцию от производства до прилавка позволит защитить рынок от нелегальных товаров и контрафакта.
Все участники оборота маркированной продукции – производители, импортеры, оптовые и розничные компании – должны быть подключены к единой системе мониторинга. Распоряжением правительства официальным оператором государственной системы маркировки товаров в РФ назначено ООО «Оператор-ЦРПТ», дочерняя компания Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ внедряет и поддерживает национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Координирует маркировку Минпромторг России.
Этапы внедрения маркировки
Начало обязательной маркировке было положено в августе 2016 года, когда стартовал пилотный проект по маркировке изделий из меха.
C 1 февраля 2018 года начала вводиться система помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0).
С 1 марта 2019 года была введена обязательная маркировка сигарет и папирос, оборот немаркированной продукции будет прекращен с 1 июля 2020 года. Почитайте статью о маркировке обуви и табака в «1С:Предприятии 8».
С 1 июля 2019 года началось внедрение маркировки детской, мужской и женской обуви из меха, кожи, резины, текстиля, пробки и других материалов. В том числе спортивной: для сноуборда, футбола, гимнастики. Запрет на оборот немаркированной обуви вступит в силу 1 марта 2020 года.
1 октября 2019 года маркировка стала обязательной для лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий.
1 декабря 2019 года началось внедрение маркировки для фотокамер, фотовспышек, ламп-вспышек, парфюмерии (запрет на оборот немаркированной продукции этих групп наступит 1 октября 2020 года); новых шин и покрышек пневматических (оборот немаркированных товаров прекратится 1 марта 2021 года); предметов одежды, белья постельного, столового, туалетного и кухонного (оборот немаркированной продукции будет запрещен с 1 января 2021 года).
С 1 июля 2020 года маркировка станет обязательной для всех лекарственных средств.
С 1 июля 2020 года маркировка также распространится на альтернативную табачную продукцию (сигары, сигариллы, биди, кретек, табаки курительные, нюхательные, жевательные, трубочные и для кальяна), оборот такой немаркированной продукции будет запрещен с 1 июля 2021 года.
В ближайшем будущем запрет на оборот немаркированной продукции наступит для обуви – уже с 1 марта 2020 года. Если не промаркировать остатки продукции до этой даты, то потом продать их легально будет уже невозможно! Мы подробно описали сроки и порядок проведения маркировки обуви в нашей статье.
Фото: Retail.ru
Что предшествует обязательной маркировке?
В каждой отрасли внедрение маркировки начинается с проведения эксперимента, во время которого компании добровольно регистрируются в системе «Честный знак» и передают информацию о действиях с товаром: изготовлении, импорте в страну, приеме от поставщика, продаже или списании. По результатам эксперимента дорабатывается нормативная база, правительство назначает или корректирует сроки запуска обязательной маркировки.
Так, до 29 февраля 2020 года продлится эксперимент по маркировке молочной продукции, введение обязательной маркировки намечено на 1 декабря 2020 года. 1 сентября 2019 года стартовал эксперимент по маркировке кресел колясок, дата его окончания намечена на 1 июля 2021 года (отличается для разных видов продукции). Пилотный этап маркировки велосипедов продлится до 31 мая 2020 года.
Если ваш товар попал под маркировку…
Для компаний, которые работают с продукцией, подлежащей маркировке, начинают действовать ограничения, связанные с системой налогообложения.
С 1 января 2020 года организации, которые торгуют товарами, подлежащими маркировке, в частности обувью, товарами легкой промышленности, лекарствами и одеждой из натурального меха, не могут больше работать на ЕНВД или патентной системе налогообложения. При продаже хотя бы одного товара из указанных групп, налогоплательщики теряют право применять эти спецрежимы.
А что, если игнорировать маркировку?
Статья 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил маркировки. В случае производства или продажи товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки, все предметы правонарушения конфискуются, а также налагается штраф:
Как внедряется маркировка?
Запуск маркировки для разных товарных групп может иметь свои особенности, но на данный момент в большинстве товарных групп внедрение системы включает три основные этапа.
Стоит отметить, что для ряда товарных групп предусмотрена маркировка товарных остатков. Например, для обуви это нужно успеть сделать до 1 марта 2020 года либо до 1 апреля 2020 года тех товаров, которые были заказаны до 1 марта, но приехали после.
С 1 марта 2020 года все процессы, связанные с товарооборотом обувной продукции, должны передаваться в систему «Честный знак». После внедрения маркировки в категории меховых изделий обувь является первой группой, по которой с 1 марта 2020 года вступит в силу полный запрет оборота немаркированной продукции.
Бизнес-процессы изменятся
Компаниям, товары которых попали под маркировку, придется поменять некоторые бизнес-процессы. Система маркировки требует обязательной передачи сведений о маркированных товарах в государственную информационную систему «Честный знак», однако то, как выстроить этот процесс, на каком этапе, в какой системе и при помощи каких технических средств его осуществлять – каждая конкретная организация должна решить для себя сама.
Маркировка затрагивает практически все процессы работы с товаром. Необходимо маркировать производимую продукцию, в том числе на заказ, и импортируемые товары, причем до ввоза на территорию страны.
Все операции, в результате которых происходит изменение собственника товара, должны отображаться в системе маркировки (кроме перемещения продукции внутри одного юрлица).
Продажа в розницу, возврат товаров из розницы, списание, комиссионная и дистанционная торговля, агрегация упаковок для использования в документах ЭДО – все операции должны передаваться в систему «Честный знак».
Как уже упоминалось, для ряда товарных групп предусмотрена маркировка остатков и перемаркировка товаров.
Как изменятся процессы на производстве?
До того, как товар двинется по товаропроводящей сети, на него должны быть нанесены марки с кодом Data Matrix, которые надо ввести в оборот в системе маркировки.
Для получения кода Data Matrix участнику оборота необходим GTIN — уникальный международный идентификатор товара, который обычно указывается рядом со штрихкодом. Если прежде производитель не регистрировался в международной системе стандартизации учета и штрихового кодирования GS1 и не получал коды на свои товары, то теперь ему придется это делать.
Код маркировки Data Matrix включает:
Возможны разные варианты нанесения маркировки непосредственно на товар: на производственной линии или после, на сам товар или на потребительскую упаковку, этикетку. Производителю нужно продумать и решить эти вопросы самостоятельно.
Как изменится работа с импортными товарами?
Товар должен быть промаркирован до прохождения таможенных процедур. Как это будет сделано, компании предстоит организовать. Если это заказное производство за рубежом, то возможна передача кодов маркировки производителю за рубежом. При закупке партии товара надо продумать организацию звена, которое будет осуществлять маркировку, или договориться об этой услуге с логистической компанией.
Электронный документооборот – важная часть процессов маркировки
Важное отличие вводимых процессов системы маркировки от прежних систем прослеживаемости (ЕГАИС, ВетИС, маркировки шуб) является то, что по ряду товарных групп введено обязательное использование электронного документооборота (ЭДО). Это существенно влияет на все процессы, связанные с маркированным товаром.
В товарной группе «Табак» универсальный придаточный документ (УПД) через ЭДО является единственным разрешенным способом передачи маркированной продукции между юридическими лицами.
По некоторым товарным группам, например, по обуви, поддерживаются методы работы без использования ЭДО, однако целевой моделью, по словам представителей оператора маркировки, также является ЭДО и, вполне возможно, в определенный момент эта группа также будет переведена на работу через ЭДО.
В зависимости от товарной группы компании нужно спланировать процессы передачи и начинать подготовку к использованию ЭДО. Этот процесс не так прост. Важно знать, что в каждом УПД, который передается организацией, должны присутствовать коды маркировки. Соответственно помимо перехода на работу с ЭДО нужно спланировать работу с кодами.
Как это будет происходить – опять же предстоит решить. Если вы работаете, например, на 1С, то можно сканировать коды непосредственно в 1С, загружать данные с терминала сбора данных (ТСД) или из файлов Excel. Если у компании пока нет товароучетной системы, возможна работа в клиенте ЭДО.
Что изменится в процессе продажи маркированного товара?
Важно, что при продаже маркированных товаров, марки должны сканироваться и фиксироваться в чеке. Работа с товарами разных товарных категорий может отличаться, важно следить за информацией, поступающей от оператора системы маркировки, вовремя вводить нужные коррективы в бизнес-процессы и при необходимости проводить обучение персонала.
При работе с табачной продукцией или обувью процесс продажи обычно предполагает сканирование на кассе, а вот в товарной группе «Шины» зачастую товар не выносят в зал.
В таком случае требуется проработка новой схемы работы, например, предоплата, оформление заказа, а пробитие чека уже после того, как известны конкретные марки товаров. Либо передача физических марок перед пробитием чека на кассовое место — то есть организация процесса таким образом, чтобы доступ в систему был из места физической выдачи товара. Наконец, возможна передача фотографий марок кассиру.
Интернет-продажа также требует организации процесса фиксации марки при реализации товара или передачи курьерской компании.
Что делать, если вам предстоит начать работать с маркированным товаром?
Обратитесь к вашему поставщику программного обеспечения для учета и узнайте, какие программы нуждаются в обновлении, какие технические средства необходимо приобрести. Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» и настройте учет маркированного товара.
Если ваша компания использует в работе типовые решения «1С», то актуальные версии программ поддерживают все законодательные изменения и позволяют наладить работу с маркированной продукцией, в том числе с ЭДО.
Если вы работаете с нетиповым решением, то, пока есть время на подготовку, проконсультируйтесь о возможности перехода на типовое решение: работа с маркированным товаром может значительно усложнить и повысить стоимость эксплуатации нетипового решения в будущем.
Какие категории товаров вскоре ждет маркировка?
Помимо уже начатых экспериментов по введению маркировки на молочную продукцию, велосипеды и кресла-коляски правительство заявляло о намерении проработать возможность введения маркировки на биологически активные добавки к пище и минеральную воду.
В дальнейшем под маркировку может попасть ювелирная, пищевая, автомобильная, авиационная, топливная, электронная, строительная и машиностроительная продукция.
Окончательный список будет сформирован после утверждения «Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2020 года и плановый период до 2025 года», внесенной Минпромторгом в правительство.
Если эти товары входят в ваш ассортимент, начинайте готовиться заранее.
Retail.ru
Почитайте другие материалы о маркировке: