Что означает три штыка в туле
Памятник защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны
Памятник защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны
Три стальных штыка, взмывающих в высь… Две фигуры плечом к плечу: боец и рабочий-ополченец. Стелы городам-героям и мирное небо над головой. Это Мемориальный комплекс «Три штыка» в городе Тула, городе, ставшем переднем краем обороны советских войск. Вечную память тех страшных событий хранит в себе величественный монумент.
Тула — старинный город оружейников расположенный на южных подступах к Москве. По плану наступления на советский союз в 1941 году немецко-фашистское командование придавало важное значение южному направлению. Спустя три месяца после начала войны танковая дивизия генерала Гудериана прорвала оборону в полосе Брянского фронта и устремилась вглубь страны, к Москве.
3 октября пал Орел. 12 октября немцы захватили Калугу. Таким образом Тула оказалась лицом к лицу с врагом.
«Город врагу не сдавать!»
Шахтеры и патронники, оружейники и металлурги спешно обучаются в истребительных батальонах. Так появляется Тульский рабочий полк. Ополченцам помогали женщины, дети и старики. Все, кто мог работать. Укрепляют оборонительные рубежи: копают противотанковые рвы, устанавливают ежи, строят баррикады, прокладывают проволочные ограждения. Тула вновь становится крепостью. Башни древнего Кремля, за свои пять веков ни разу не покорившегося врагу, вновь «ощетинились» дулами пулеметов.
45 дней обороны, героических сражений и контрнаступление 5 декабря. Уже в начале января 1942 года Тульская область была практически освобождена ценой десятков тысяч жизней. На Тульской земле погибли более 38 тысяч воинов. Каждый третий житель города, ушедший на фронт, остался на полях сражений. Город получил «Золотую Звезду». В 35-ю годовщину обороны Тула стала городом-героем. Место, где велись ожесточенные бои и проходил передний край защиты советских войск, в мирное время стало площадью Победы.
Монумент
Монумент героической обороны Тулы был установлен в 1968 году на площади Победы – южной возвышенной части проспекта В.И. Ленина. Торжественное открытие состоялось 16 октября. Архитектурно-скульптурная композиция была создана заслуженными деятелями искусств РСФСР, членами Союза художников СССР, скульптором Борисом Ивановичем Дюжевым и архитекторами Николаем Николаевичем Миловидовым и Григорием Ефимовичем Саевичем.
Монументальный памятник установлен на большой площади, к которой ведут высокие ступени. Он включает три высоких остроконечных стальных штыка (их высота 51, 41 и 31 м) и скульптурную группу, имеющую высоту 4 метра и помещенную на невысоком облицованном серым гранитом постаменте с надписью «Героическим защитникам Тулы, отстоявшим город в 1941 году». Также на площади расположены тринадцать стел, посвященных городам – героям, и четыре стелы, посвящённые воинским частям, оборонявшим Тулу в 1941 году, облицованных черным гранитом.
Фигуры бойца и рабочего-ополченца, стоящие плечом к плечу с автоматами в руках, олицетворяют единство армии и народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Немного поодаль высоко к небу поднимается оригинально решенный трехгранный стальной обелиск, облицованный листами нержавеющего металла. У основания обелиска в закрытом решётками бронзовом венке горит Вечный огонь, который привезен из Москвы с могилы Неизвестного солдата, увековечив славную память тех, кто в дни героической обороны Тулы осенью 1941 года беззаветно отдал свою жизнь ради победы.
Часто возникает вопрос: «Что же означают три штыка?». По одной из версий, они символизируют единство трех поколений – жителей города оружейников: коммунистов, комсомольцев и пионеров. По другой, три штыка символизируют единство в борьбе рабочих (высокий штык), колхозников и интеллигенции (малый штык). Первоначально замышлялось, что штыков в обелиске будет пять (в проекции сверху получилась бы звезда), а на постаменте будет третья фигура женщины, увековечивающая подвиг тульских женщин, которые в дни осады работали практически без сна. Но впоследствии этот замысел не был реализован.
Стелы, посвящённые воинским частям и соединениям, защищавшим город в ходе Тульской оборонительной операции в 1941 году, установлены в 2007 году к 65-й годовщине обороны Тулы. В настоящее время монумент героической обороны Тулы относится к категории объектов культурного наследия федерального значения и является достоянием города.
Познакомиться лично с “Памятником защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны” можно в ходе обзорной экскурсии по Туле на автобусе или заказав индивидуальную экскурсию.
История Трех штыков: Авторы памятника отказались от женской фигуры
Myslo узнал, как создавался главный памятник защитникам Тулы на площади Победы и как он мог выглядеть по задумке скульпторов.
Этой осенью исполнилось полвека с того момента, как был открыт памятник героическим защитникам города. Но если бы получил воплощение первоначальный замысел, памятник мог выглядеть совсем иначе.
Уникальный проект
С просьбами установить в городе памятник в честь героической обороны города в 1941 году участники тех событий неоднократно обращались к тульским властям. Так, еще 31 декабря 1961 г. в обкоме партии было зарегистрировано письмо от группы участников обороны с просьбой рассмотреть предложение увековечить память защитников Тулы, павших смертью героев при защите города, на месте переднего края обороны.
После этого об идее поставить памятник вспоминали не раз. Но, как оказалось, осуществить ее было не так-то просто. Сравнительно недавно вышло хрущевское постановление, ограничивающее местные власти в стремлении увековечить чью-либо память.
Тулякам, например, не разрешили ставить новый памятник Ленину, хотя первый секретарь обкома Алексей Хворостухин пытался получить на это разрешение в ЦК КПСС.
По новым правилам разрешение на работы по монументам и памятникам давались в комитете по делам искусств на основе постановления правительства и при наличии решений обкома партии и облисполкома.
То есть требовалась целая гора справок и постановлений, прежде чем можно было взяться за осуществление этого проекта.
Однако в 1965 году впервые в стране широко отмечался День Победы, и к памятникам, посвященным войне, уже стали относиться несколько иначе. В апреле 1965 года в Туле появилась улица 9 Мая, а в мае того же года и площадь Победы, которая прежде называлась Южная.
В 1965 году на улицах Тулы в качестве памятников была установлена настоящая военная техника — танк Т-34, зенитное орудие. Туляки, правда, просили у министра обороны Малиновского для этих целей целый арсенал — еще и 152-мм гаубицу, противотанковое орудие, самолет-штурмовик, самолет-истребитель, но Родион Яковлевич удовлетворил их просьбы лишь частично.
6 ноября 1965 года на площади Победы в присутствии нескольких тысяч жителей города, пришедших сюда на митинг, установили закладной камень в честь долгожданного памятника. Председатель Тульского горисполкома и бывшие участники обороны Тулы перерезали красную ленточку, после чего было снято покрывало с гранитного камня, на котором значились слова: «Здесь будет сооружен монумент защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.».
Памятник предполагали установить через год, к 25-летию обороны города, но на деле история затянулась на три года — слишком большой фронт черновых работ предстояло освоить. Дело было не только в уникальных элементах самой архитектурной композиции, но и в непростом рельефе площади. Она была сильно поката с востока на запад, и разница в уровнях составляла не один метр.
Авторами ансамбля на площади Победы стали архитекторы Николай Николаевич Миловидов, Григорий Ефимович Саевич и скульптор Борис Иванович Дюжев.
Скульптор Дюжев.
К своей работе они отнеслись очень добросовестно. Не раз приезжали в Тулу, чтобы более детально ознакомиться с фронтом предстоящих работ, много общались с туляками, ветеранами обороны города. К тому же двое из них имели отношение к Туле.
Скульптор Борис Дюжев вообще родился в деревне Горелки, где у него в то время еще жили сестра и тетка, и он периодически приезжал к ним в гости. Тульский монумент стал его первой большой работой.
До этого он специализировался на статуях Ленина и Маркса, лепил также Фиделя Кастро и Хемингуэя.
А после тульского проекта известен, например, по памятнику первому космонавту Земли Юрию Гагарину в Звездном городке, и даже принимал участие в воссоздании горельефов храма Христа Спасителя. Умер в 1998 году.
Знали в Туле и архитектора памятника Николая Николаевича Миловидова — в содружестве со скульптором он создавал установленный в Центральном парке памятник его основателю доктору Белоусову. Хоть он и числился в молодых авторах, но для него тульский монумент стал уже 25-й работой в области монументальной архитектуры.
Восемнадцать вариантов памятника
По первоначальному замыслу Дюжева скульптурная группа участников обороны и пучок из штыков должны были располагаться в юго-западном углу площади, по диагонали. Такое размещение было вызвано особенностями самой площади, которая проспектом Ленина разрезалась примерно по центру.
Скульптурная группа устанавливалась на постаменте трехметровой высоты. Размещенные на нем семиметровые фигуры защитников города символизировали крепкий союз фронта и тыла, всенародный характер войны против фашистских поработителей.
Центральное место занимала фигура советского солдата, обращенная к проспекту Ленина. Со вскинутым над головой автоматом, воин как бы поднялся в атаку на врага и своей отвагой увлекал других.
Надо полагать, если авторы много беседовали с участниками обороны, фигура женщины на этом памятнике возникла не случайно. Мы уже писали как-то, что эти девочки, которые в туфельках поздней осенью, в грязь и холод, наравне с мужчинами воевали в окопах, выносили раненых, которые трудились на заводах, возили на себе тележки с хлебом весом в полтонны, достойны памятника.
Но в окончательном варианте монумента остались только две фигуры — солдата и ополченца. Женщина по неким причинам исчезла.
Не обязательно, кстати, по воле кого-то из партийных руководителей. Может, третьей фигурой на постаменте авторы пожертвовали намеренно, ради более удачного композиционного решения — лицами воины сейчас обращены к проспекту Ленина. Позже Борис Дюжев рассказывал, что они сделали 18 вариантов памятника. И как минимум в пятнадцатом женщина точно еще была.
Опять же, согласимся, что окончательный вариант из трех штыков выглядит более лаконичным и законченным. Тем более что и в таком виде он получил свое идеологическое обоснование. Три штыка высотой 51, 41 и 31 м означали единство коммунистов, комсомольцев и беспартийных.
Делали, а потом и устанавливали эти штыки специалисты узловского производственного объединения «Кран». Для местных умельцев эта работа оказалась не только ответственной, но и новаторской. Надо было надежно приварить нержавейку лицевой стороны памятника, а опыта подобной сварки у рабочих не было.
«Возникали разные неувязки, да и проект грешил ошибками, — вспоминала руководитель группы конструкторов „Крана“ Т. Сорокина. — Например, пришлось немало повозиться с диафрагмами штыков, так как при контрольной сборке не получались основные контуры. Выручало коллективное творчество».
Время не сотрет память
Монумент защитникам Тулы был открыт 16 октября 1968 года.
На торжественную церемонию прибыли руководители города и области, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, ветераны войны, участники обороны. На площади присутствовало несколько тысяч туляков.
В три часа дня со стороны Симферопольского шоссе в Тулу въехал бронетранспортер с факелом, зажженным от Вечного огня у могилы Неизвестного Солдата в Москве, в сопровождении эскорта мотоциклистов и автомобиля, в котором находились участники обороны и туляки — Герои Советского Союза. Прозвучал сигнал: «Слушайте все!»
Председатель облисполкома Геронтий Леонтьевич Камаев в краткой вступительной речи сказал слова благодарности трудящимся города, участвовавшим в сооружении памятника защитникам, его авторам. Деньги на памятник, кстати, собирали сами жители Тулы. «Память о тех, кто ценой собственной жизни остановил фашистов на подступах к городу оружейников, никогда не сотрет время», — сказал Геронтий Камаев.
Потом была объявлена минута молчания в память о воинах-героях.
Площадь Победы. Пост №1 (воспоминания когда-то юного часового)
Площадь Победы… 45 лет назад, 16 октября 1968 года здесь, на месте переднего края обороны Тулы, открыли мемориал. А в начале 70-х была установлена молодежная Вахта Памяти, или Пост №1.
Площадь Победы… 45 лет назад, 16 октября 1968 года здесь, на месте переднего края обороны Тулы, открыли мемориал. А в начале 70-х была установлена молодежная Вахта Памяти, или Пост №1.
Почетный караул у «трех штыков» несли лучшие пионеры и комсомольцы города. Мне довелось отстоять на площади трижды, так что вспомнить есть что.
Подготовка
Во всех школах Советского Союза в 70-х годах был предмет – начальная военная подготовка, в просторечии НВП. Преподавали его, как правило, отставные офицеры. Они же готовили учеников к «Вахте памяти». В нашей 38-й школе военруком был Петр Ефимыч Стригачев. За неделю до заступления на Пост №1 нас снимали с уроков. Каждый день во дворе школы под руководством Петра Ефимыча мы осваивали навыки грамотного развода караула и хождения красивым строем. Помимо этого мы изучали историю обороны Тулы, биографии выдающихся ее защитников, а также значение каждого элемента мемориального комплекса. Так что если кто-то из гостей города-героя приходил на площадь Победы и спрашивал что-нибудь на эту тему, мы без запинки отвечали на все вопросы. Например, такие: «Что означают три штыка?»
«Три устремленных верх штыка символизируют единство трех поколений жителей города оружейников – коммунистов, комсомольцев и пионеров». Был еще один вариант, который мы редко озвучивали: «Три штыка символизируют единство в борьбе рабочих, колхозников и интеллигенции». Интеллигенцию многострадальную означал, ессно, самый маленький штык. Поговаривали, что штыки сделаны из какого-то супер-сплава, который ужас какой дорогой!
Пост принял!
Одна комната в ней была отдана в безраздельное пользование «постовикам». По стенам стояли емкие шкафы, где висела наша форма: плащ-палатки, бушлаты и пр. Постоянно в караулке находилось смена из 10 человек: разводящий, трое юношей-часовых (двое несли караул у Вечного огня, один – у знамени), четверо «подчасков» (девчонки, стоящие у входов на площадь) и две регулировщицы (они перекрывали движение транспорта при переходе караула через дорогу).
«Подчаски», замечу, не просто стояли на входах, им вменялось в обязанность не пускать на Площадь пьяных и всех, кто пытался по-быстренькому, наискосок, пробежать к автовокзалу. Следовало строевым шагом подойти к «нарушителю» и попросить его вернуться.
Обложка комплекта открыток «Тула». Фото В. Полякова. Типография издательства «Коммунар». Издательство «Плакат», Москва, 1987 г.
Развод караула выглядел очень торжественно и всегда привлекал внимание окружающих. Мы шли, чеканя шаг, держа строгое равнение, еле сдерживая распирающую изнутри радость и гордость от осознания собственной значимости.
Форменные безобразия
Часовые у Вечного огня стояли с «калашниковыми». Поначалу это были настоящие автоматы, лишенные дееспособности путем сварки. В конце 80-х им на смену пришли деревянные муляжи, только «магазин» был металлический.
Форма одежды зависела от сезона. Летом выдавали военные рубашки, пилотки и плащ-палатки (на случай дождя), в холодное время года – бушлаты, тулупы и меховые шапки-ушанки. Одно время в комплект входили юбки и брюки, которые их часто меняющиеся владельцы нещадно подгоняли по фигуре: ушивали, расставляли, подшивали… Во времена, о которых я говорю, в моде было «мини». Некоторые девчонки до такой степени укорачивали форменные юбочки, что их почти не было видно из-под бушлата.
Ребят заставляли стричься, но не все это делали. В последний раз мы стояли на посту весной, перед окончанием 10-го класса. Наши парни отказались менять прически наотрез, и из-под пилоток и фуражек торчали совершенно хиповские хаеры. Плюсом к этому форменному безобразию были клеша от бедра на 35 см, т.к. штанов нужного роста не нашлось (пятеро было 180 и выше!).
Молодость, молодость…
Только не надо думать, что почетный караул лишал нас обычных радостей молодой нескучной жизни! Наоборот, их становилось гораздо больше! Во-первых, целую неделю мы не посещали школьных занятий. Во-вторых, нас довольно неплохо, а главное – бесплатно, кормили в «Пельменной» (она была за автовокзалом). В-третьих, после истечения срока службы нас поощряли автобусными экскурсиями в Москву. И это было классно!
Три штыка с передовой
30 апреля 2021 05:09
Автор: подготовила Елена КОЛОБАЕВА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
«Три штыка» – известный каждому туляку топоним, обозначающий в современном восприятии и площадь Победы с главным воинским мемориалом, и весь близлежащий микрорайон. Облик монумента героическим защитникам Тулы и его народное название давно стали символами города.
Три стальных штыка, взмывающих в небо на площади в южной части главной магистрали — проспекта Ленина, установлены там, где в 1941 году проходил передний край обороны города, где велись ожесточенные бои…
В конце октября первой военной осени на Тулу наступали танки группы Гудериана. В городе не было регулярных частей Красной армии, и немецкое командование рассчитывало взять его с ходу, освободив дорогу на Москву. От столицы врага отделяло расстояние, равное одному переходу. Ранним утром 30 октября небо осветила сигнальная ракета — на позиции защитников Тулы со стороны Орловского шоссе обрушился шквальный огонь, танки противника пошли на штурм. Бой приняли ополченцы, части милиции и войск НКВД, зенитные расчеты ПВО.
«Попытка захвата города с ходу провалилась благодаря хорошо организованной противотанковой и противовоздушной обороне противника; мы потеряли много танков и офицеров»,— свидетельствовал впоследствии генерал Гудериан.
Сегодня именем Григория Волнянского названа улица, пролегающая вблизи места сражения. На этом же рубеже в шестидесятых годах было принято решение воздвигнуть монумент в честь стоявших насмерть защитников города.
Инициатива, причем неоднократно повторенная, исходила от тульских ветеранов. Однако, как пишет краевед Сергей Гусев, реализация идеи увековечить память воинов годами откладывалась ограничений, наложенных хрущёвским постановлением: согласно правилам, установке мемориала предшествовала длительная бюрократическая процедура.
Ситуация изменилась в 1965 году, когда в Советском Союзе впервые широко отмечали 9 Мая. Отношение к сохранению памяти о войне начало меняться. Именно тогда площадь Южную в Туле переименовали в площадь Победы, а в ноябре того же года на ней установили закладной камень в ознаменование строительства монумента, деньги на который собрали сами горожане.
Авторами ансамбля на площади Победы стали скульптор Борис Иванович Дюжев, архитекторы Николай Николаевич Миловидов и Григорий Ефимович Саевич. Первоначальный проект существенно отличался от памятника, который мы знаем. На трехметровом чугунном постаменте предполагалось расположить три фигуры: центральная — солдат со вскинутым автоматом, смотрящий на проспект, и спина спиной к нему — вооруженные рабочий и женщина. Вместе они символизировали армию и жителей Тулы, ценой невероятных усилий удержавших город, ставший непреодолимым щитом на пути врага к столице.
Историки полагают, что женская фигура возникла не случайно: авторы мемориала общались с участниками обороны Тулы и жителями осажденного города, им было известно об участии женщин в строительстве укреплений, работе санитарок на поле боя и в госпиталях, о заводских труженицах, заменивших у станков призванных на фронт мужчин. Борис Дюжев рассказывал, что они сделали 18 вариантов памятника. И в более чем половине из них скульптур было три, но окончательный вариант утвердили с двумя — стоящими плечом к плечу воином и на облицованном серым гранитом постаменте.
Трехгранных стальных штыков, символизирующих не только стойкое сопротивление обороны города, но и древние оружейные традиции Тулы, по изначальному замыслу было пять — высотой по 56 метров каждый. В проекции сверху они должны были образовать пятиконечную звезду, в центре которой предполагалось разместить Вечный огонь. Однако и это решение было изменено на более лаконичное: три штыка высотой 51, 41 и 31 метр получили еще одно, идеологическое, значение — фронтовое единство коммунистов, комсомольцев и беспартийных (по другим версиям — комсомольцев, коммунистов и пионеров или рабочих, села и интеллигенции). Изготовили и установили штыки, на долгие годы ставшие доминантой южной части города, специалисты узловского производственного объединения «Кран».
Памятник предполагалось установить уже через год — в к обороны Тулы. Однако масштабный замысел и сложный рельеф площади потребовали втрое больше времени на создание монумента.
Открытие состоялось 16 октября 1968 года. В торжественной церемонии приняли участие тысячи туляков. Частицу Вечного огня для зажжения горелки в бронзовом венке у основания обелиска доставили из Москвы с мемориала на Могиле Неизвестного солдата. Факел сопровождали участники обороны города и туляки — Герои Советского Союза. После краткого митинга и минуты молчания в память о павших защитниках города второй секретарь обкома КПСС Г. П. Сафронов зажег Вечный огонь. Одновременно со скульптурной композиции мемориала сняли белое покрывало. Зазвучал гимн, потом раздались залпы салюта. К подножию обелиска легли цветы…
Позднее ансамбль на площади Победы дополнили тринадцать стел, посвященных и четыре стелы в честь воинских частей и соединений, защищавших город. Сегодня монумент героической обороны Тулы признан объектом культурного наследия федерального значения.
«Три штыка» прочно заняли место в жизни города. У памятника начал работать Пост № 1 — призывники, курсанты, суворовцы и школьники Тулы в разные эпохи несли почетную вахту у подножия обелиска. Здесь проводили парады и шествия, принимали присягу. Мемориальный комплекс стал экскурсионным объектом, ориентиром, местом встреч…
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История Трех штыков: Авторы памятника отказались от женской фигуры
Myslo узнал, как создавался главный памятник защитникам Тулы на площади Победы и как он мог выглядеть по задумке скульпторов.
Этой осенью исполнилось полвека с того момента, как был открыт памятник героическим защитникам города. Но если бы получил воплощение первоначальный замысел, памятник мог выглядеть совсем иначе.
Уникальный проект
С просьбами установить в городе памятник в честь героической обороны города в 1941 году участники тех событий неоднократно обращались к тульским властям. Так, еще 31 декабря 1961 г. в обкоме партии было зарегистрировано письмо от группы участников обороны с просьбой рассмотреть предложение увековечить память защитников Тулы, павших смертью героев при защите города, на месте переднего края обороны.
После этого об идее поставить памятник вспоминали не раз. Но, как оказалось, осуществить ее было не так-то просто. Сравнительно недавно вышло хрущевское постановление, ограничивающее местные власти в стремлении увековечить чью-либо память.
Тулякам, например, не разрешили ставить новый памятник Ленину, хотя первый секретарь обкома Алексей Хворостухин пытался получить на это разрешение в ЦК КПСС.
По новым правилам разрешение на работы по монументам и памятникам давались в комитете по делам искусств на основе постановления правительства и при наличии решений обкома партии и облисполкома.
То есть требовалась целая гора справок и постановлений, прежде чем можно было взяться за осуществление этого проекта.
Однако в 1965 году впервые в стране широко отмечался День Победы, и к памятникам, посвященным войне, уже стали относиться несколько иначе. В апреле 1965 года в Туле появилась улица 9 Мая, а в мае того же года и площадь Победы, которая прежде называлась Южная.
В 1965 году на улицах Тулы в качестве памятников была установлена настоящая военная техника — танк Т-34, зенитное орудие. Туляки, правда, просили у министра обороны Малиновского для этих целей целый арсенал — еще и 152-мм гаубицу, противотанковое орудие, самолет-штурмовик, самолет-истребитель, но Родион Яковлевич удовлетворил их просьбы лишь частично.
6 ноября 1965 года на площади Победы в присутствии нескольких тысяч жителей города, пришедших сюда на митинг, установили закладной камень в честь долгожданного памятника. Председатель Тульского горисполкома и бывшие участники обороны Тулы перерезали красную ленточку, после чего было снято покрывало с гранитного камня, на котором значились слова: «Здесь будет сооружен монумент защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.».
Памятник предполагали установить через год, к 25-летию обороны города, но на деле история затянулась на три года — слишком большой фронт черновых работ предстояло освоить. Дело было не только в уникальных элементах самой архитектурной композиции, но и в непростом рельефе площади. Она была сильно поката с востока на запад, и разница в уровнях составляла не один метр.
Авторами ансамбля на площади Победы стали архитекторы Николай Николаевич Миловидов, Григорий Ефимович Саевич и скульптор Борис Иванович Дюжев.
Скульптор Дюжев.
К своей работе они отнеслись очень добросовестно. Не раз приезжали в Тулу, чтобы более детально ознакомиться с фронтом предстоящих работ, много общались с туляками, ветеранами обороны города. К тому же двое из них имели отношение к Туле.
Скульптор Борис Дюжев вообще родился в деревне Горелки, где у него в то время еще жили сестра и тетка, и он периодически приезжал к ним в гости. Тульский монумент стал его первой большой работой.
До этого он специализировался на статуях Ленина и Маркса, лепил также Фиделя Кастро и Хемингуэя.
А после тульского проекта известен, например, по памятнику первому космонавту Земли Юрию Гагарину в Звездном городке, и даже принимал участие в воссоздании горельефов храма Христа Спасителя. Умер в 1998 году.
Знали в Туле и архитектора памятника Николая Николаевича Миловидова — в содружестве со скульптором он создавал установленный в Центральном парке памятник его основателю доктору Белоусову. Хоть он и числился в молодых авторах, но для него тульский монумент стал уже 25-й работой в области монументальной архитектуры.
Восемнадцать вариантов памятника
По первоначальному замыслу Дюжева скульптурная группа участников обороны и пучок из штыков должны были располагаться в юго-западном углу площади, по диагонали. Такое размещение было вызвано особенностями самой площади, которая проспектом Ленина разрезалась примерно по центру.
Скульптурная группа устанавливалась на постаменте трехметровой высоты. Размещенные на нем семиметровые фигуры защитников города символизировали крепкий союз фронта и тыла, всенародный характер войны против фашистских поработителей.
Центральное место занимала фигура советского солдата, обращенная к проспекту Ленина. Со вскинутым над головой автоматом, воин как бы поднялся в атаку на врага и своей отвагой увлекал других.
Надо полагать, если авторы много беседовали с участниками обороны, фигура женщины на этом памятнике возникла не случайно. Мы уже писали как-то, что эти девочки, которые в туфельках поздней осенью, в грязь и холод, наравне с мужчинами воевали в окопах, выносили раненых, которые трудились на заводах, возили на себе тележки с хлебом весом в полтонны, достойны памятника.
Но в окончательном варианте монумента остались только две фигуры — солдата и ополченца. Женщина по неким причинам исчезла.
Не обязательно, кстати, по воле кого-то из партийных руководителей. Может, третьей фигурой на постаменте авторы пожертвовали намеренно, ради более удачного композиционного решения — лицами воины сейчас обращены к проспекту Ленина. Позже Борис Дюжев рассказывал, что они сделали 18 вариантов памятника. И как минимум в пятнадцатом женщина точно еще была.
Опять же, согласимся, что окончательный вариант из трех штыков выглядит более лаконичным и законченным. Тем более что и в таком виде он получил свое идеологическое обоснование. Три штыка высотой 51, 41 и 31 м означали единство коммунистов, комсомольцев и беспартийных.
Делали, а потом и устанавливали эти штыки специалисты узловского производственного объединения «Кран». Для местных умельцев эта работа оказалась не только ответственной, но и новаторской. Надо было надежно приварить нержавейку лицевой стороны памятника, а опыта подобной сварки у рабочих не было.
«Возникали разные неувязки, да и проект грешил ошибками, — вспоминала руководитель группы конструкторов „Крана“ Т. Сорокина. — Например, пришлось немало повозиться с диафрагмами штыков, так как при контрольной сборке не получались основные контуры. Выручало коллективное творчество».
Время не сотрет память
Монумент защитникам Тулы был открыт 16 октября 1968 года.
На торжественную церемонию прибыли руководители города и области, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, ветераны войны, участники обороны. На площади присутствовало несколько тысяч туляков.
В три часа дня со стороны Симферопольского шоссе в Тулу въехал бронетранспортер с факелом, зажженным от Вечного огня у могилы Неизвестного Солдата в Москве, в сопровождении эскорта мотоциклистов и автомобиля, в котором находились участники обороны и туляки — Герои Советского Союза. Прозвучал сигнал: «Слушайте все!»
Председатель облисполкома Геронтий Леонтьевич Камаев в краткой вступительной речи сказал слова благодарности трудящимся города, участвовавшим в сооружении памятника защитникам, его авторам. Деньги на памятник, кстати, собирали сами жители Тулы. «Память о тех, кто ценой собственной жизни остановил фашистов на подступах к городу оружейников, никогда не сотрет время», — сказал Геронтий Камаев.
Потом была объявлена минута молчания в память о воинах-героях.