Что означает термин конкордант
Значение слова конкордат
Словарь Ушакова
конкорд а т, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким-нибудь правительством.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от ср.-век. лат. concordatum соглашение)
договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.
Католическая Энциклопедия
(от средневекого лат. concordatum — соглашение) — договор между папой римским, как главой Римско-католической Церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической Церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом.
* Вормсский конкордат 1122
* Болонский Конкордат 1519,
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG concordat)
соглашение между гражданскими и церковными властями. Так же называются соглашения, заключенные между папой римским и правительственными лидерами, к-рые определяют права римско-католической церкви в государстве.
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
м.
Договор между Ватиканом и каким-л. государством, регулирующий правовое
положение католической церкви в этом государстве.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— вообще название договора, соглашения или сделки; в узком смысле — соглашения между папой и светскими правительствами. По строгому римскому словоупотреблению, папа заключал К. лишь с католическими главами государств, договоры же с некатолическими правительствами называются конвенциями. Такие соглашения стали заключаться лишь с того времени, как римская курия сознала невозможность собственными силами упорядочивать все дела церкви. Первоначально, таким образом, К. представляли собой вынужденные ограничения римских притязаний, между тем как в настоящее время папский престол посредством их старается вновь отвоевать часть своих прежних прав.
Из средневековых К. наиболее знаменит вормский или каликстинский, заключенный 23 сентября 1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для улаживания спора об инвеституре (см.) и с тех пор считавшийся основным законом германского церковно-государственного права (см. Генрих V). Самый термин К. встречается, однако, лишь со времени констанцского собора. Этот собор принудил избранного, по смещении трех пап-соперников, папу Мартина V, 2 мая 1418 г., заключить с немецкой и французской, а 12 июля 1418 г. — и с английской нациями К. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов (Kurverien) в Рензе (близ Кобленца), в 1338 г., было постановлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Интересы пап и императоров, ввиду этого, сблизились, и при Фридрихе III заключается с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449), посредством которого папа de jure делался почти распорядителем судеб Германии и отменяются уступки, сделанные 5-ю буллами Евгения IV в 1447 г. (так называемые княжеские К.). За папой было признано право собирать подати, требовать присылки к нему известных сумм, назначать духовных лиц и т. п. Наиболее содействовал заключению этого К. известный Эней-Сильвий Пикколомини (позже папа Пий II). Выгоды папе доставило и соглашение с Францией. Здесь, при Карле VII, издана в Бурже прагматическая санкция (1438 г.), по которой, между прочим, у пап отнималось присвоенное ими в Авиньоне право распоряжаться лично всеми епархиями церкви и разные установленные поборы с искателей церковных мест. Но так как этот акт восстановлял правильное каноническое избрание епископов и аббатов, а королевская власть стремилась захватить в собственные руки назначение на высшие церковные должности, то в 1463 г. Людовик XI отменил санкцию, а в 1470 г. заключил с папой К., которым папа обязывался назначать на эти места лишь французов и притом сообразуясь с королевской рекомендацией. В 1516 г. (18 августа) Франциск I и Лев Х заключили между собой болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов (так называемый аннат), отмененных в 1438 г., уступал королю право назначать на все высшие церковные должности во Франции.
Ср. статьи Sarwey и Hubler’a в Dove’s «Zeitschrift f ür Kirchenrecht» (II, III, IV); Balve, «Das Konkordat nach den Grundsätzen des Kirchenrechts, Staatsrechts u. Vö lkerrechts» (Мюнхен, 1863); Bornagius, «Ueber die rechtliche Natur der Konkordate» (Лейпциг, 1870); Mejě r, «Zur Geschichte der rö misch-deutschen Frage» (Poсток, 1871—74); Jacobsohn, «Ueber das ö sterreichische Konkordat» (Лейпциг, 1856); Laspeyres, «Geschichte und Verfassung der Katholischen Kirche Preussens» (Галле, 1840); Sicherer, «Staat u. Kirche in Bayern» (Мюнхен, 1874); Mejěr, «Die Konkordatsverhandlungen Wurtembergs» (Штутгарт, 1859); Hinschius в «Handbuch des ö ffentlichen Rechts» Маркварта (т. I; тут же и полная литература), общие сведения см. в учебниках и руководствах церковного права.
КОНКОРДАТ
Смотреть что такое «КОНКОРДАТ» в других словарях:
КОНКОРДАТ — (см. предыд. слово). Договор между светской властью и духовными лицами, относительно церковных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКОРДАТ договор между папою и светскою властью. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
конкордат — а, м. concordat m. < concordare. Договор между папою и светскою властью. Павленков 1911. В конкордатах ( духовных соглашениях) и свободах Белгской церкви. ПЖ 1790 218. // Сл. 18 10 136. Таковы суть главныя статьи сего конкордата, коим… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОНКОРДАТ — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом … Большой Энциклопедический словарь
КОНКОРДАТ — КОНКОРДАТ, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким нибудь правительством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОНКОРДАТ — муж., лат. условие, договор между государем и папою. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
конкордат — сущ., кол во синонимов: 1 • договор (49) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Конкордат — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.… … Политология. Словарь.
Конкордат — (Concordat), соглашение между Римской католической церковью и светскими властями. Одним из самых важных был К., заключенный в 1801 г. между папой Пием VII и Наполеоном I, по к рому во Франции была восстановлена католич. церковь. В соответствиис К … Всемирная история
Конкордат — (от лат. concordatum соглашение; англ. concordat) в международном праве специальный договор между правительством какого либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и… … Энциклопедия права
Конкордат — (от средневекового лат. concordatum соглашение, от лат. concordo нахожусь в согласии) по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско католической церкви и каким либо католическим… … Википедия
конкордат
Первоначально К. представляли собой вынужденные ограничения притязаний католической церкви, позднее стали являться для папского престола средством восстановления своих прежних прав. Из средневековых К. известен вормский или каликстинский, заключенный 23.09.1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для урегулирования спора об инвеституре.
Французский король Франциск I и папа Лев X 18.08.1516 г. заключили болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов, отмененных в 1438 г., уступал королю право назначения лиц на все высшие церковные должности во Франции. В течение XIX в. все К. имели характер реставрации. Наполеон Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15.07.1801 г. с папой Пием VII К., который, вступив в силу в апреле 1802 г., завершил период революционных гонений в отношении религии. Духовные лица должны были получать от правительства содержание, церкви, кроме уже отчужденных, возвращались епископам. Первому консулу К. предоставлял право назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение. Епископы получали право назначать (с утверждения правительством) священников. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церкви за республику и консулов.
Полезное
Смотреть что такое «конкордат» в других словарях:
КОНКОРДАТ — (см. предыд. слово). Договор между светской властью и духовными лицами, относительно церковных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКОРДАТ договор между папою и светскою властью. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
конкордат — а, м. concordat m. < concordare. Договор между папою и светскою властью. Павленков 1911. В конкордатах ( духовных соглашениях) и свободах Белгской церкви. ПЖ 1790 218. // Сл. 18 10 136. Таковы суть главныя статьи сего конкордата, коим… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОНКОРДАТ — (от ср. лат. concordatum соглашение) договор между папой римским как главой католической церкви и каким либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый К. был… … Юридический словарь
КОНКОРДАТ — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом … Большой Энциклопедический словарь
КОНКОРДАТ — КОНКОРДАТ, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким нибудь правительством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОНКОРДАТ — муж., лат. условие, договор между государем и папою. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
конкордат — сущ., кол во синонимов: 1 • договор (49) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Конкордат — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.… … Политология. Словарь.
Конкордат — (Concordat), соглашение между Римской католической церковью и светскими властями. Одним из самых важных был К., заключенный в 1801 г. между папой Пием VII и Наполеоном I, по к рому во Франции была восстановлена католич. церковь. В соответствиис К … Всемирная история
Конкордат — (от лат. concordatum соглашение; англ. concordat) в международном праве специальный договор между правительством какого либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и… … Энциклопедия права
Конкордат — (от средневекового лат. concordatum соглашение, от лат. concordo нахожусь в согласии) по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско католической церкви и каким либо католическим… … Википедия
Конкордат
Конкордат. Понятие конкордата. Слово «конкордат» (concordare aliquid – согласовать что-л.) ко времени Констанцского собора (1414–1418 г.) употреблялось для обозначения договоров всех родов. Во время Констанцского собора так были названы соглашения римской курии с отдельными нациями, представленными на соборе, по вопросу о реформе церкви, а отсюда слово «конкордат» получило специальный, терминологический смысл. В современном словоупотреблении конкордат означает согласие между известным государством и католической церковью касательно их взаимных отношений, другими словами – касательно взаимных притязаний духовной и светской власти.
По своей форме конкордат есть заключенный уполномоченными двух сторон международный договор, содержание которого впоследствии, после ратификации с обеих сторон, публикуется – государством как государственный закон, а церковью, как церковный. Назван ли акт в его тексте конкордатом, или нет – безразлично. С конкордатами не должно смешивать «циркумскрипционные буллы», имеющие своим предметов разграничение (ciroumscriptio) епархий в данном государстве. Они отличаются от конкордатов тем, что не имеют форм двухстороннего акта, издаются одною церковною властью, хотя содержание их вырабатывается путем дипломатических переговоров.
Исторический очерк. В средние века, в эпоху высшего развития каждой власти, когда церковь видела в государстве свой служебный орган, – не было благоприятной почвы для заключения конкордатов. Церковь односторонне и властно определяла обязанности государства к ней. Тем не менее, когда церкви пришлось столкнуться с укоренившимися на почве германского правовоззрения церковно-государственными отношениями, построенными на принципах частного права (право собственности, владения и проч.), возник долгий спор об инвеституре, конец которому был положен так наз. Вормским конкордатом (1122 г.). Впрочем, это название позднейшее; мы не имеем ни одного акта с этим названием, а результаты тогдашнего (вормского) соглашения между импер. Генрихом V и папою Каликстом II изложены в двух отдельных документах: Ргvilegium иmperatoris и Privillegium pontificis. Благоприятная почва для конкордатов явилась в исходе средних веков, когда во Франции получила твердое выражение и осуществление идея независимого национального государства. С концом же средних веков совпала и великая схизма в католической церкви, вскрывшая органические недостатки ее установившегося порядка. Реформа церкви, к которой приступил Констанцский собор, не была им проведена во всей широте. Папа Мартин V предпочел вступить в сепаратные соглашения с отдельными нациями по вопросу о реформах.
Так были заключены конкордаты с нациями: немецкой, английской, французской, итальянской и испанской. Давая частичные реформы для отдельных национальных церквей, папа устранял или, по крайней мере, отсрочивал коренную реформу церкви. Когда, с окончанием Базельского собора (1431–1447 г.), папы вышли победителями из реформационного движения, вопрос об отношении государства к церкви снова стал предметом переговоров между папою и правительствами, так как папы имели в виду, по мере возможности, устранить те невыгодный для папства отношения, которые возникли в период великой схизмы и реформационных соборов и которые стояли в связи с постановлениями последних. В это время были заключены: Венский конкордат (1448 г.) между папою Николаем V и импер. Фридрихом III для немецкой нации, Болонский (1516 г.) между папою Львом X и королем Франциском I для Франции. Эпоха расцвета абсолютизма и полицейского государства (ХVІІІ в.) была особенно благоприятна для конкордатов. Абсолютное полицейское государство, – с одной стороны, втягивая в сферу своего властвования религию, сталкивалось на этом пути с высшею церковною властью, с другой, – придавая религии утилитарно-государственное значение, не могло не желать санкции церковно-государственных отношений со стороны высшего церковного авторитета папы (два конкордата с Сардинией, конкордаты с Сицилией, Миланом, Польшей, Португалией, два конкордата с Испанией). Та же почва была и для заключения французского конкордата 1801 года. Но ближайшею причиною заключения последнего была полная дезорганизация католической церкви во Франции за период великой революции. Интересы французского правительства и папы, одинаково требовали восстановления порядка в церковной жизни. После долгих переговоров между первым консулом и папою Пием VII был выработан текст действовавшего после конкордата. Правительство французской республики, – гласит введение в конкордат, – признает, что католическая религия есть религия громадного большинства французских граждан (курия тщетно добивалась признания католической религии государственною). Католическая религия свободно исповедуется во Франции; ее культ публичен, но должен согласоваться с регламентами полиции, необходимыми по суждению правительства для общественного спокойствия (art. 1). Art. 2 обещает новое распределение епархий. Art.3 дает определение относительно отречения прежних епископов от своих кафедр. Art. 4 и 5 устанавливают порядок номинации (наречения) будущих епископов правительством и их канонической институции (поставления; папою. Art. 6 предписывает в данной здесь форме присягу епископов Первому Консулу при вступлении их в отправление обязанностей. Такая же при присяга требуется (art. 7) и от остальных духовных должностных лпц (les ессеlésiastiques du second ordre). Далее определяется формула молитвы за государство (art. 8); предоставляется (art. 9) епископам с согласия правительства, распределение своих диоцезов на парохии (приходы) и (art. 10) назначение приходского духовенства под условием, что выбор членов его может падать только на лиц, угодных правительству. Епископы (по art. 11) могут учреждать капитулы и семинарии, однако без дотации со стороны государства; в их распоряжение отдаются все неотчужденные во время революции церкви, необходимые для богослужения (art. 12). Папа отказывается от всяких притязаний на церковные имущества, отчужденные во время революции (art. 13), в замен того государство обещает приличное содержание епископам и приходскому духовенству (art. 14) и допускает вклады в пользу церкви (art. 15). За Первым Консулом признаются те же самые права и прерогативы, какими пользовалось прежнее (дореволюционное) правительство, однако с таким ограничением, что если преемник Первого Консула будет некатолик, то упомянутые права и прерогативы, а равно и номинация епископов должны быть регламентированы особою конвенцией (art. 16 и 17), Одновременно с опубликованием конкордата французское правительство обнародовало выработанные без сношения с папою «Органические артикулы» (Articles organiques), которые – по мысли законодателя – должны составлять одно целое с конкордатом. Органические артикулы предоставляют правительству право надзора за осуществлением духовными должностными лицами католической церкви их прав в пределах французской территории. Поэтому требуется правительственное соизволение (placet) для обнародования и приведения в действие папских булл и других распоряжений, для отправления обязанностей легатов или нунциев папского престола и для опубликования соборных постановлений; точно также требуется разрешение правительства для созвания общих или местных сборов на французской территории. Для ограждения прав и интересов государства и частных лиц, а равно и для признанных государством некатолических вероисповеданий установлен особый порядок жалоб на злоупотребления властей католической церкви (арpel comme d’abus, appellatio [recursns] tamquam ab abusn).
Ввиду затруднений, которые встретило французское правительство со стороны папы относительно католической институции епископов, Наполеон, при помощи давления на папу, находившаяся тогда пленником в Фонтенбло, заключил новый конкордат (25 янв. 1813 г.), касавшийся главным образом утверждения папою французских епископов Но папа вскоре же объявил новый конкордат «деянием дурным» (fait mal) и выражал желание, чтобы он был отменен совершенно (casse tont a fait). Революционные движения разрушили и в Германии церковный порядок. Папа рассчитывал восстановить последний конкордатом с империей, причем надеялся на помощь Наполеона, по обманулся в своих ожиданиях. Вскоре затем император Франц II сложил императорскую корону (1806 г.). Посему восстановление церковного порядка могло быть достигнуто только путем отдельных соглашений с немецкими государствами. Идеи «священного союза» благоприятствовали этому. В 1817 г. после более чем двухлетних переговоров был заключен конкордат с Баварией, по образцу французского 1801 г. При публикации конкордата баварское правительство, – подобно французскому, – издало «Эдикт о внешних юридических отношениях королевства к религии и церковным обществам»(Edict über die ausseren Rechtsverhältnisse des Königreichs in Beziehung auf Religion und kirchliche Gesellschaften – так назыв. «религиозный эдикт»), в котором определения конкордата рассматриваются, как нормы не королевства, а католической церкви королевства, или частнее – внутренних отношений католического церковного союза в Баварии. – С другими немецкими государствами папе не удалось заключить конкордаты: для устройства их. церковных дел были изданы циркумскрипционные буллы (Пруссия, Ганновер и др.). Попытка заключить новый конкордат с правительством Франции (после реставрации), более благоприятные для папская престола, чем конкордат 1301 г., не увенчалась полным успехом. Заключенный в 1817 г. конкордат никогда не имел силы закона во Франции [а 3-го июля 1905 г. отменен палатой депутатов, что принято сенатом 6-го декабря, утверждено Президентом Французской республики 9-го декабря и вошло в обязательную силу с 1-го января 1906 г.]. – После 1848 года, когда государства были потрясены новым революционным движением, открылся новый период для заключения конкордатов. В 1855 году был заключен конкордат с Австрией. Католическая религия, – по этому конкордату, – должна иметь в Австрии все права и прерогативы, которые ей принадлежат по божественному порядку и каноническим постановлениям; все австрийские законы, противоречащие учению церкви или ее настоящей практике, одобренной св. престолом, отменяются; церкви предоставляется школа, надзор за печатью, брачное праве; обеспечивается полная свобода действий церкви (отмена placet и recursus [арpellatio] tamquam ab abusu). Вскоре была заключена конвенция (конкордат) с Вюртенбергом (1857 г.), конкордат с Баденом (1859 г.), но они остались без применения. В 1870 г. после провозглашения ватиканского догмата был формально отменен и австрийский конкордат 1855 г. С Испанией было заключено несколько конкордатов; последний в 1851 г., но он был опубликован только в 1860 г. Из других европейских государств конкордаты были заключены с Бельгией (1827 г.), Черногорией (1886 г.) и Россией (3 авг. 1847 г. и 23 дек. 1882 г.). Ни один из русских конкордатов не был приведен в действие.
Юридическая природа конкордата. Внешняя форма конкордата – договор. Но есть ли конкордат и по своей внутренней сущности (юридической природе) договор, – на этот вопрос дается одними положительный, другими отрицательный ответ. В свою очередь отрицающие договорный характер конкордатов не согласны между собой во взглядах на юридическую природу этих актов. Все теории по настоящему вопросу могут быть сведены к трем основным – 1) теории договора, 2) привилегии, и 3) легальной.
1. Сторонники договорной теории видят в конкордатах договоры международно-правового характера. Правда, такие договоры в собственном смысле может заключать только государство с государством, но католическая церковь, как указывают сторонники договорной теории, по своей организации «гоударствоподобна», и ее высшая власть, обладая могучим средством воздействия на своих членов, может противополагать себя, как равную величину, государственной власти. Поэтому понятие международного договора приложимо и к конкордатам, или по крайней мере, объем этого понятия должен быть расширен включением в него конкордатов, хотя договаривающиеся стороны здесь не государства, а государство и общество (церковное). Исполнение конкордата, как международного договора в широком значении слова, состоит в том, что каждая из договаривающихся сторон издает соответствующий содержанию конкордата закон: церковь церковный, государство – государственный. Каждая из договаривающихся сторон не должна изменять созданного таким образом юридического положения без воли другой, предполагая, что обстоятельства, при которых состоялось соглашение, остаются неизменными (rebus sic stantibus).
2. Исходным пунктом теории привилегии является притязание католической церкви на господствующее положение (суверенитет) по отношению к государствам. Государства обязаны повиноваться церкви по божественному праву, помимо каких бы то ни было обязательств. Поэтому конкордат – договор только по форме, по существу же это привилегия (индульт), даваемая церковью какому-либо государству. С точки зрения рассматриваемой теории в конкордате два элемента: а) признание государством известных обязанностей относительно церкви (которые существуют ранее конкордата и независимо от него) и б) даваемая церковью привилегия (особые права). Практическое последствие такого теоретического учения заключается в том, что за церковью признается право взять назад дарованную привилегию – отступить от конкордата, причем обязанности государства остаются в прежнем виде: государство, как и ранее, остается связанным своими обязанностями пред церковью.
3. Если предшествующая теория выдвигает в конкордате на первый план элемент церковного закона, создающего для государства особые права, то теория легальная, наоборот, подчеркивает в конкордате элемент государственного закона. В заключении конкордата сторонники этой теории видят только подготовительный момент издания государственного закона, приведение в ясность материала для законодательного акта, своего рода опрос заинтересованной стороны. Добытый таким образом материал еще не имеет никакой юридической силы до тех пор, пока государство не даст ему односторонним законодательным актом силы закона. Практический результат такого воззрения тот, что государство признает себя связанным относительно конкордата лишь в той мере, в какой признает себя связанным относительно всякого другого закона; поэтому государство может отменить конкордат односторонним актом в той форме, в какой вообще отменяются законы данного государства. Как теория привилегии явилась естественным выводом из учения о господстве (суверенитете) церкви над государством, так легальная теория есть последовательный вывод из учения об исключительном суверенитете государства в пределах принадлежащей ему территории.
По своему историко-юридическому значению конкордаты могут быть рассматриваемы, как попытки решить многовековой и больной вопрос Запада об отношении между католическою церковью и государствами. Желательного результата эти попытки не дали. Споры между церковью и государствами не прекращались. Примером может служить Франция. Несмотря на более чем вековое действие конкордата, – мирного сосуществовали церкви и государства во Франции не достигнуто.
Поднятый в 1904 г. вопрос об отмене конкордата не только для больший публики, но и для политиков-практиков ассоциируется с мыслью о введении системы отделения церкви от государства по североамериканскому или бельгийскому образцу. Но такая связь с точки зрения научно-теоретической не представляется необходимою, как показывает пример формальной отмены конкордата Австрией. С точки зрения сложившихся во Франции отношений ожидание такого результата едва ли имеет за себя какое-либо надежное основание, – особенно в виду проявленной современным французским правительством тенденции к мелочному надзору над католическою церковью. Во всяком случае, отмена конкордата, как акт с отрицательным результатом, не предрешает еще вопроса о положительной регламентации отношений между государством и церковью.