Что означает спаси господи выражение
Православная Жизнь
Рассказ.
– Утреннее правило читаешь от этого места до этого, – Елена листала молитвослов и показывала Варваре страницы ногтем, бережно держа ветхую от многократных касаний книгу. – Смотри, вот это не халтурь. Очень важно. Молитва Ангелу Хранителю обязательно.
– И те и другие мне на нервы капают, – хмурилась Варвара, смотря исподлобья на указанные места.
На описываемый момент ей было 23, а Елене под 40. Плюс опыт у последней был намного больше, чем у Варвары, недавно начавшей воцерковляться. Количество обязаловки для утреннего и вечернего правил превосходило, по ее мнению, разумные границы. И скудоумная задала вопрос:
– А нельзя ли сократить?
– Нет, нельзя, – спокойно и взвешенно отрезала Елена. – Тут все важно. И «Трисвятое», и 50-й псалом, и Символ веры. О здравии и за упокой. «Достойно есть» строго обязательно. Без этого никуда. А иначе как ты хотела спастись? Надо потрудиться.
– Ясно.
– Будешь подходить к батюшке – ни в коем случае не здоровайся.
– А че будет?
– Не говорят так. Благословение надо взять. – Елена сложила руки лодочкой. – Смотри как, крест на крест, правую наверх, а левую под нее.
– Ни фига себе. А если наоборот? Что случится? Не люблю я эту атрибутику.
– Ничего не случится, просто канон такой.
– А если я не хочу брать благословение, а просто скажу «Здравствуйте, я по такому-то делу»?
– Так надо. Есть форма. Так святые отцы заповедали.
– Специально, что ли, придумывали?
– Не специально. Это Дух Святой им так внушил. Не задавай глупых вопросов. И за языком следи. Беда с тобой.
– Постараюсь. Но опять вопрос. Значит, буду бубнить я это все утром и вечером и что произойдет? Что я с этого поимею?
– Что за еврейский вопрос? У тебя в роду евреев нет?
– Нет. Но они мне нравятся. Они прикольные и веселые.
Елена тяжело вздохнула и посмотрела на икону Спасителя.
– Господи, укрепи и вразуми рабу твою Варвару на благопотребное, – и перекрестилась. – Вот мрак какой у тебя в голове. Обуяли темные силы.
Варвара струхнула и рванула назад оправдываться.
– Да я че, я ничего. Я только хотела сказать. Типа того. Вот. Короче. Ну. читаю я это утром и вечером месяц, другой, а потом что произойдет? Вот у буддистов клево. Делаешь то и то, потом сможешь на иголках спать и ни фига. Ой, само выскочило. Не чувствуешь.
– Нам не надо спать на иголках. Нам нужно в Царство Божие войти. Дух Святой стяжать. Стать лучше, чище, добрее, научиться всех любить. Ты поняла наконец-то?
– Поняла, но сколько надо на это времени? Год, два? Сколько? Конкретно.
– Как Бог даст. Всю жизнь. Это долгий процесс. Тебе, например, нужно много над собой трудиться, за языком следить, за помыслами, часто исповедоваться и причащаться, чтоб стать лучше. Святые отцы денно и нощно Бога молили, чтоб душу спасти.
– Резина, однако. И не понятно, что в конце. Ан спасешься, ан нет. Я, наверное, нет. У меня ни терпения, ни любви, ни всего остального.
– Ты все поняла? Иди, старайся во славу Божью.
– Окей.
– Не «окей», а «Спаси, Господи»! И за языком следи. Тебя Господь в церковь привел, надо делать, что говорят, и слушать старших. И поменьше своей дурной головой думать. Не анализировать, а просто исполнять. Батюшку спрашивать будем вместе в особо важных случаях. А то если все твою помойку ему каждый раз вываливать, так на сколько его хватит? Его и так каждый день сотни людей своими грехами терзают.
Варвара представила и ужаснулась.
– Да, страшное дело. Я б не выдержала.
– То-то и оно. Иди, а то в празднословие впадем. Не забудь по дороге Иисусову молитву читать.
Варвара быстро пробубнила перед дверью заученную молитву, выскочила в подъезд и почесала к метро.
. С тех пор много воды утекло. Немало было взлетов и падений, чудес и мерзостей в непонятной Варвариной жизни петлями и зигзагами. Не стяжала она ни любви, ни терпения, ни щедрости, хоть и честно пыталась совершенствоваться. Одни грехи к грехам прибавляла, потому как изначально не способна была ни на что доброе и путевое. Но почему-то из всех читанных ею молитв больше всего ложилось на сердце мытарева: «Боже, милостив буди мне грешной».
Православная Жизнь
Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи». Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).
Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.
– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?
– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.
– А что можно отнести к бытовому кощунству?
– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.
Беседовала Наталья Горошкова
О происхождения молитвы «Спаси, Господи!» и её употребления в современной повседневной церковной жизни
В нашем современном русскоязычном обществе, которое можно назвать уже даже не постхристианским, а скорее постсоветским (т.е. в отношении к Христианству постпостхристианским) сегодня практически во всех общественных кругах можно очень часто услышать Имя Божие, а точнее сказать, сами слова «Бог» и «Господь».
Иногда эти слова произносят действительно подразумевая реальную Личность Бога. Бывает, что говорят о Боге люди верующие, но в момент произношения Его Имени, произношение это происходит чисто механически. Бывает, же, что произношение Имени Бога носит чисто суеверный характер или произносится на уровне междометия. О сознательно кощунственном произнесении Имени Божия мы сейчас говорить не будем.
Православные христиане знают, что третьей из заповедей Божьих, данных пророку Моисею на горе Синай, является заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.» (Исх. 20:7)
Поскольку в этой заповеди особенно подчёркивается, что человек, нарушающий эту заповедь, обязательно будет нести ответственность за сказанные им слова, каждому верующему человеку следует внимательно изучить этот вопрос, рассудить и сделать для себя выводы, которых в будущем ему стоит придерживаться.
Когда я начинаю говорить на эту тему, мне сразу вспоминается один случай из моих студенческих лет.
Во время моей учёбы в художественном училище у меня был однокурсник, позиционировавший себя как убеждённый атеист по имени Виктор. Как-то раз, когда у него спросили, можно ли выдавить на палитру немного краски из его этюдника, Виктор ответил: «Да, ради Бога!»
В те годы я как раз впервые в жизни прочитал Новый Завет и Толковую Библию Лопухина, поэтому мне это давно привычное для всех выражение как-то особенно резануло по сердцу, и я, помня наши словопрения о существовании Бога, не удержался и заметил: «Сказал Витя, который не верит в Бога.» Услышав это, мой однокурсник не сразу даже понял, о чём вообще речь, поскольку, говоря эти слова, ни о каком Боге у него не было и мысли.
Также бывает, что люди употребляют Имя Божие в качестве эмоциональных возгласов или даже в качестве замены ругательства.
Можно часто услышать в общественном транспорте, на рынке или супермаркете возмущение поведением некультурного человека, выражаемое возгласом: «Господи!»
Конечно, при этих словах произносящий их человек не думает о Боге.
Или вспомните свои школьные годы.
Как вполне грамотные учителя, так их юные ученики запросто употребляли выражение: «Не да Бог ты сделаешь то-то и то-то, я тебе тогда. «
Или граничащее с кощунством выражение досады: «Вот, Ты ж, Господи!»
Не будем перечислять все варианты произнесения Имени Бога, подобные этому.
Однозначно всё это относится к явно неблагоговейному и неосознанному произнесению Имени Бога.
Печально то, что очень многие люди, считающие себя православными Христианами используют Имя Божие вместо слов-паразитов и не предают этому большого значения.
Но всё вышеперечисленное относится к людям, в основном не слишком переживающим о том, чтобы угодить Богу.
Что же касается людей сознательно верующих и стремящихся внимательно относится к словам Священного Писания, нужно заметить, что и они порой не избегают искушений, касающихся этой заповеди.
Когда многие люди, родившиеся и воспитанные, как и большинство из нас, в обычных советских и постсоветских маловоцерковлённых семьях, приходят в храм, первое, что сразу режет слух мирского человека это то, что чаще всего прихожане и работники храма, выражая благодарность, вместо привычного в миру «спасибо» говорят «спаси, Господи.»
Любой человек, способный размышлять, сразу задумывается над тем, почему люди в Церкви выражают слова благодарности именно так, а не иначе.
Поскольку этимология слова «спасибо», как это известно, восходит к словам «Спаси, Бог» или «спаси, Боже», церковным людям это обрезанное и непонятно для чего произносящееся «бо» тоже резало слух. Поэтому, православные Христиане, стараясь подчеркнуть то, что выражением благодарности является именно сознательное благословение Именем Господним стали вместо светского «спасибо» употреблять выражение «спаси тебя Господь» или кратко «спаси Бог». А больше всего приобрело популярность в церковной среде выражение «спаси, Господи.»
Во-вторых, учитывая то, что далеко не всегда человек способен сознательно и молитвенно обратиться к Богу, правильнее было бы сказать: «спаси Вас Господь» или даже просто «спаси Господь».
В этом случае мы обращаемся уже не к Богу, а к человеку, желая ему спасения от Господа.
При этом, конечно, нужно отметить, что не стоит в отношении с ближними быть чересчур въедливыми и возводить эти нюансы произношения в разряд того, что нужно срочным образом искоренять или всех вокруг перевоспитывать.
Если какая-то бабушка или прихожанин в простоте сердца и с благоговением говорит вам «спаси, Господи» (или пишет без запятой), то не стоит бросаться этого человека срочным образом исправлять, помня слова апостола Павла: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.» (Рим. 14:1)
Поэтому, даже если это выражение, которое по сути своей является не просто формой вежливости, а молитвой, произносится не как молитва, а как выражение благодарности и благословения человеку, нужно понимать, что в большинстве случаев человек просто путает падеж, что, конечно, не является грехом.
Другое дело, конечно, если человек употребляет это выражение с ироническим оттенком, в шутку или с издёвкой. Тогда это безусловно уже явный грех и нарушение третьей заповеди Декалога.
Надо также заметить, что для православного Христианина выражение благодарности с помощью обычного и привычного всем с детства «спасибо» само по себе тоже ни в коем случае не является какой-либо формой греха или отступления от Бога.
Это тоже нормальная и вполне приемлемая форма словесного выражения благодарности. Бывает, что православные христиане в переписке друг с другом пишут слово «спасиБо» с большой буквой «Б» в середине, подчёркивая то, что, говоря «спасиБо», они желают человеку Божьего благословения и спасения.
Поэтому, на мой взгляд, в этом вопросе не стоит впадать в крайности.
Хотя, конечно, в нормальной доброжелательной обстановке Христианам вполне можно и даже нужно об этом говорить, стремясь быть верными Господу не только в большом, но и в малом.
Ведь и Сам Господь, говоря об отношении между собой внутренних и внешних дел, касающихся угождения Богу сказал: «Сие надлежало делать, и того не оставлять.» (Мф. 23:23)
Автор статьи священник Роман Колеснёв. Он же на фото.
Разговор мирянина с людьми церковными
Юлия С.
Любовь
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
(1Фесс.5:17-19)
(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами )
Юлия С.
Господи, спаси и сохрани!
Афанасий
Любовь
Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения?
Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря.
Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).
Бодо Владимир
Бодо Владимир
Любовь
Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:
О монастырских правилах
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
А вот этот совет может смутить неопытного: «Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии». Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.
Как правильно благодарить в Церкви
Дмитрий Харьковчанин
Подскажите, как благодарить в Церкви? Например, если мне кто-то что-то подсказал. Когда покупаю свечки. Когда оставляю записки. После исповеди.
Можно ли говорить «спасибо»? Если нельзя, то почему?
А то уже несколько раз на моё спасибо, видел странную реакцию. Не осуждения, нет. Но как будто я что-то неуместное сказал.
Протоиерей Михаил Павленко
Подскажите, как благодарить в Церкви? Например, если мне кто-то что-то подсказал. Когда покупаю свечки. Когда оставляю записки. После исповеди.
Можно ли говорить «спасибо»? Если нельзя, то почему?
А то уже несколько раз на моё спасибо, видел странную реакцию. Не осуждения, нет. Но как будто я что-то неуместное сказал.
Жанна2525
Участник, заслуживающий доверия
Протоиерей Михаил Павленко
Жанна2525
Участник, заслуживающий доверия
Протоиерей Михаил Павленко
Сергий_
Так, что же значит слово СПАСИБО?
Самое забавное то, что нашими предками употреблялось слово ДЯКУЮ, которое сейчас осталось в укр. языке. На самом деле – это русское слово и в Велесовой книге (летопись прошлого русов за 20 000 лет до крещения Киевской Руси) оно упоминается.
Самое интересное, что и в русском, и в украинском, и в белорусском, и в немецком, и в английском слово, ПОЖАЛУЙСТА, просительное. Однако во всех языках приобрело и значение ответной реакции на СПАСИБО. Что уже никак не странно, если понимать истинное значение слова СПАСИБО.
Кроме того, в народе сложено множество пословиц и поговорок, характеризующих слово СПАСИБО с не хорошей стороны:
• из спасибо шубу не сошьёшь
• спасибо в карман не положишь
• спасибо за пазуху не положишь
• спасибо домой не принесёшь
• спасибо на хлеб не намажешь
• спасибом сыт не будешь
• спасибо не капает
• из спасибо шубы не шить
• спасибо-то не кормит, не греет
• за спасибо кум пеши в Москву сходил
• за спасибо солдат год служил
• мужик за спасибо семь лет работал
Как видим, слово СПАСИБО ассоциируется у народа с чем-то дармовым, БЕЗплатным. Народ не принимает СПАСИБО в качестве БЛАГОДАРНОСТИ.
Также слово СПАСИБО используется в качестве слова-ОБЕРЕГА:
Мы в ответ: СПАСИБО – СПАСИ-БОГ. Включается механизм защиты. Ведь мы обратились не к какому-то богу, а к самому чистому, и истинному, что есть в нас, к своему внутреннему свету, который тут же отразит по нашей просьбе любое воздействие и посягательство на нашу целостность.
В итоге – никто не пострадал. Информация вернулась к своему творцу. Мы не пустились во взаимные оскорбления и сохранили человеческое достоинство.
Или другой пример: нам открыто льстят, поют дифирамбы, стремясь хитростью навязать, что-то своё.
Произнося слово СПАСИБО, мы призываем своего внутреннего защитника и опять остаёмся в выигрыше. Лесть и похвала, не проникнув к нам, вернется к автору, и он оставит попытки прилипнуть к нам таким способом.
Воспитанные же люди говорили и говорят – БЛАГОДАРЮ! Слово БЛАГОДАРЮ образовано из двух слов БЛАГО и ДАРИТЬ-ДАРЮ. Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего БЛАГА и лично вы сами, а ни кто-то другой отвечаете добром на добро.
Красивое и этичное слово БЛАГОДАРЮ, теперь не всегда можно услышать в ответ на оказанную услугу или добро. Забываем ОБРАЗный язык сами и детей своих не всегда учим правилам хорошего поведения, не говоря уже о истинном значении того или иного слова.
Скрытые факты Русской истории
Еще до 20 века русская литература пестрела словами: БЛАГОДАРЮ, БЛАГОДАРСТВУЙТЕ, БЛАГОДАРСТВУЮ, БЛАГОДЕТЕЛЬ, БЛАГОДУШИЕ, БЛАГОДАТЬ, БЛАГОДЕНСТВИЕ…
«- Благодарствую, сударь, подкреплюсь маленечко за ваше здоровье. (Н. Гоголь. Шинель).
У М. Лермонтова и других русских писателей встречаем параллельную форму множественного числа благодарствуйте.
— О, благодарю вас, господа! О, как вы возродили, как вы воскресили меня в одно мгновенье. (Ф. Достоевский. Братья Карамазовы).»
Будем же всегда благодарны! Будем благодарны за то, что у нас есть, и, что мы получим больше. Давайте говорить БЛАГОДАРЮ за все хорошее в нашей жизни. Если каждый из нас будет выражать свою благодарность вокруг себя, этому примеру последуют остальные!
Само слово БЛАГОДАРЮ – это ДАР, подарок! Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть БЛАГОДАРЮ, и это само по себе подымает дарителя в глазах других. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Давайте делиться радостью с другими, подарите им вашу любовь, мир и, конечно же, БЛАГОДАРЮ!
ГОДАРНОСТЬ. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно!
Будем же всегда благодарны! Будем благодарны за то, что у нас есть, и, что мы получим больше. Давайте говорить БЛАГОДАРЮ за все хорошее в нашей жизни. Если каждый из нас будет выражать свою благодарность вокруг себя, этому примеру последуют остальные!
Само слово БЛАГОДАРЮ – это ДАР, подарок! Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть БЛАГОДАРЮ, и это само по себе подымает дарителя в глазах других. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Давайте делиться радостью с другими, подарите им вашу любовь, мир и, конечно же, БЛАГОДАРЮ!