Что означает слово рондо в музыке
Значение слова «рондо»
РО́НДО, нескл., ср. Музыкальная, преимущественно инструментальная, форма, основанная на многократном повторении главной темы в чередовании с постоянно обновляемыми побочными.
1. Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
2. Перо с тупым концом для писания таким шрифтом.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В обобщённом виде схема формы такова:
A — B — A — C — A — … — A
РО’НДО [ит. rondo] и РОНДО’ [фр. rondeau], нескл., ср. 1. (рондо́). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.). 2. (ро́ндо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Р. в Патетической сонате Бетховена. 3. (рондо́). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. || в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом — для писания таким шрифтом. Писать пером р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ро́ндо
1. муз. форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными ◆ Рондо в Патетической сонате Бетховена
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
рондо́
1. филол. популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определённом порядке
2. особо закруглённый рукописный, а также печатный шрифт ◆ На бумажке изящным рондо было выведено ее имя
3. перо с тупым концом, приспособленное для писания таким шрифтом ◆ Писать пером рондо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сексопатология (существительное):
Что означает слово рондо в музыке
Что такое рондо, история рондо
Историю мировой музыкальной культуры разделяют на несколько важных периодов, каждый из которых внёс свой бесценный вклад в её развитие. Например, древние греки придумали буквенную нотацию и впервые организовали мелодию. В эпоху Средневековья появились первые композиторы. Возрождение отметилось началом нотопечатанья и открытием первой консерватории, а Барокко подарило нам фортепиано и симфонию. Иначе говоря, каждый исторический этап привносил в процесс развития музыки что-то новое и значимое. Для воплощения творческих идей композиторов постоянно возникали новые жанры и музыкальные формы. Многие из них с течением времени бесследно исчезали, а вот рондо, хоть и зародилось в незапамятные времена, продолжает быть востребовано и поныне.
Историю зарождения и развития рондо, а также интересные факты о нём читайте на нашей странице.
Что такое рондо?
Во-вторых, термин «рондо» имеет жанровое значение, так как данный заголовок дают пьесам, созданным по описанной выше одноимённой музыкальной форме. Они отличаются приподнятым, веселым настроением и характеризуются песенно-танцевальным рефреном.
Пройдя длительный путь развития «рондо» имеет три важных исторических разновидности: старинное куплетное, классическое и послеклассическое, свободное рондо.
Применение рондо:
Рондо является одной важнейших музыкальных форм, так как композиторы разных эпох и направлений использовали её в самых разных жанрах, среди которых инструментальные пьесы, вокальные миниатюры, сонаты, симфонии, инструментальные концерты, вокальные номера и сцены из опер, а также эпизоды в балетной музыке.
Популярные рондо
Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Это изящное творение великого композитора, которое в народе называют «Турецкий марш», считается самым знаменитым произведением, созданным в данной форме. Написанная как третья часть Сонаты №11 Ля мажор композиция, отличающееся бодростью, жизнерадостностью и торжественностью, сразу завоевала большую популярность у ценителей классической музыки и стала часто звучать как самостоятельное произведение.
Людвиг ван Бетховен «К Элизе». Данная фортепианная пьеса, изначально озаглавленная «Багатель» № 25, приобрела популярность и любовь меломанов во всех уголках мира. Красивая лиричная мелодия рефрена повествует о нежных чувствах автора ко своей возлюбленной. Музыка эпизодов даёт надежду на взаимность и возможную скорую встречу, однако последнее проведение главной темы отображает душевные переживания композитора, предчувствующего неминуемую разлуку со своей избранницей.
Людвиг ван Бетховен. «Рондо-каприччио». Данная наполненная энергией и задором виртуозная фортепианная пьеса имеет ещё один юмористический заголовок: «Ярость из-за потерянного гроша». Также её называют «великой бетховенской шуткой», которой композитор призывает в любой ситуации уметь владеть собой и держать в руках. Композиция начинается с беззаботного и весёлого мотива, который постепенно через бурные пассажи превращается в гневную тему.
Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». Чтобы ярче и выразительнее охарактеризовать отрицательного героя композитор выбрал именно форму «рондо». Основная тема вокальной композиции, представленная в быстром темпе, щедро насыщенна виртуозными элементами. Звучащая как захлёстывающая скороговорка, она невольно заставляет слушателей подсмеиваться над подлым, трусливым и хвастливым персонажем.
Сергей Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Эта призывная жизнерадостная композиция, возвещающая о начинающемся празднестве, своей чёткой и упругой музыкой ярко иллюстрирует красочное театральное шествие. Она написана в форме классического рондо, то есть включает три проведения рефрена и два эпизода.
История рондо
История появления и развития музыкальной формы «рондо» берёт своё начало в глубокую старину, то есть её истоки уходят в незапамятные времена. Ещё в древности люди, поклоняясь своим богам, взявшись за руки исполняли сопровождаемые пением круговые ритуальные танцы. Шло время. Менялись столетия. Языческие обряды канули в лету, а вот хороводные забавы, передаваясь из поколения в поколения, продолжали жить, но уже в качестве любимого увеселения многих народов. Разумеется, что в каждой стране они имели свои характерные особенности и соответственно названия. В Молдавии, Сербии, Хорватии и Румынии – это хороводный танец «хора», у народов Кавказа многие века успешно бытует круговой танец «асланбий», а вот во Франции всенародную любовь приобрели хороводные песни, включающие в себя куплеты, за которыми следовал постоянно повторяющийся припев. Исполнялись такие композиции весьма своеобразно, а именно: запевалы-солисты пели чередующиеся строфы, при чём каждую на новый мотив, затем вступал хор с припевом, в котором слова и мелодия не менялись. Данная куплетно-припевная форма, получившая название «рондо», завоевала такое признание у французского народа, что даже у странствующих по дорогам страны в эпоху Средневековья трубадуров и их собратьев по музыкально-поэтическому творчеству труверов, частенько встречались композиции, в которых некоторые строфы, как и припев в песне, повторялись с регулярной периодичностью.
В то же самое время, в творчестве немецких композиторов форма куплетного рондо встречается весьма редко. К примеру, Иоганн Себастьян Бах иногда применял её в сюитах или финалах концертов. Впрочем, сын великого маэстро Карл Филипп Эмануэль Бах к данной музыкальной структуре относился весьма положительно. В творческом каталоге этого композитора довольно много сочинений с названием «рондо», в которых отмечено много смелых нововведений, выходивших за рамки старинной куплетной формы. Он активно развивал рефрен: транспонировал его, сокращал и расширял, а эпизоды раскрашивал фантазийными элементами. Достаточно смелые преобразования Карла Филиппа Эмануэля Баха приблизило появление следующей вида – «классического рондо».
Интересные факты
Рондо. Эта одна из важнейших и жизнеспособных музыкальных форм, прошедшая длительный путь исторического развития, в разные времена получала должное признание у многих выдающихся композиторов. Они успешно применяли рондо в своих гениальных творениях, так как выразительные средства этой замечательной формы позволяли творчески использовать её в самых разнообразных жанрах.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Рондо
Рондо
В обобщённом виде схема формы такова [2] :
A — B — A — C — A — … — A