Что означает слово кремль и откуда оно
История Москвы
Вы здесь
Москва и Кремль — происхождение названий
В давние времена, хотя по меркам мировой истории вполне недавно, в 1147 году в летописи был впервые упомянут древний город Москва. Проходили века, деревянные стены старого Кремля сменили белокаменные, а затем и красные кирпичные, стоящие и поныне. Шли годы, менялась и расширялась Москва, становясь столичным центром экономики и культуры России.
Откуда появилось у города название «Москва»?
Город Москва получил свое название от Москвы-реки. В XII веке словом «Москов» Юрий Долгорукий обозначил местность близ Боровицкого холма, где в 1147 году произошла его встреча со Святославом Олеговичем. Здесь же, как предполагают, стояла богатая усадьба Юрия Долгорукого.
Откуда произошло название «Кремль»?
Название города (крепости) Юрия Долгорукого словом «кремник» известно с 1331 года.
Таким образом, Забелин производит название «кремль» от северорусского слова «кремь». От него же и слово «кром». Это было бы убедительно, если бы было точно установлено, что в живом великорусском языке эти слова существовали раньше исторически известных названий «кремник» и «кром». А если слова появились позже, то можно предполагать, что они сами произведены от слова «кремль», означавшего крепость, крепкое сооружение.
Высказанное впервые А. М. Кубаревым в 1873 году мнение, что слово «кремник» и производные от него «кремн» и «кремль» могли произойти от греческого слова «кремнос», которое обозначало крутую гору над рекой или оврагом, не лишено известного вероятия.
После крещения киевлян в 988 году греческое духовенство проникло во все русские города и, как правило, ставило соборные церкви в крепостях городов, расположенных на крутых берегах рек, обычно при слиянии их с другой рекой. В русский язык вошло множество греческих слов (кровать, фонарь и др.). Могло проникнуть и слово «кремн», переделанное в русское «кремник», «кром» и «кремль». А простой народ ещё в XV веке называл крепость по-старинному «городом».
Что такое Кремль
Кремль — это укреплённые оборонительные сооружения, цитадель, крепость, построенные в городе.
В старину такое сооружение называли детинец. Но в 14 веке слово «детинец» устарело: его заменило слово «кремль».
Кремль находится в центре города, как правило, на возвышении или вблизи реки и окружён стенами. Нередко кремль обносили валом или выкапывали ров. Сам город строили вокруг кремля, чтобы была возможность укрыться от нападения.
В метонимическом значении кремлём также называют администрацию президента.
Происхождение слова кремль
По одной из версий слово «кремль» произошло от «кремь». Что значит «часть засеки, где растет лучший строевой лес» (Этимологический словарь М. Р. Фасмера). А кремлёвым называли стойкий, прочный лес.
Засека — это ограждение из деревьев, которые наклоняли таким образом, чтобы их кроны и ветки служили преградой для врага. Ветки также могли затачивать, чтобы они были более острыми и сквозь них было сложнее пробраться.
Сколько кремлей в России?
Имеются сведения о 86 кремлях, которые находились на территории Руси. Сейчас это территории четырёх государств: России, Белоруссии, Украины и Польши. Дело в том, что не все они сохранились: некоторые были разрушены полностью, от некоторых остались лишь отдельные фрагменты — башни, фундамент или валы.
Кремлей, которые сохранились почти полностью, двенадцать: в Москве, Астрахани, Зарайске, Казани, Коломне, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Пскове, Ростове Великом, Рязани, Туле и Тобольске. Все они каменные.
Московский Кремль
Московский Кремль сначала был построен из дерева в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого (1099–1157).
Сохранилось очень мало документов о Кремле того времени. Известно, что он несколько раз горел и его перестраивали.
Так, после очередного пожара в 1339 году Иван Калита решает выстроить стены Кремля полностью из дуба. Однако и эти стены простояли недолго. Он пережил несколько пожаров, но в 1365 году огонь полностью разрушил Кремль.
В 1367 году князь Дмитрий Донской перестраивает и расширяет Кремль: вместо деревянных появляются стены из белого камня. Именно поэтому Москву стали называть белокаменной.
В 1485 году Иван III решает заменить белый камень на красный кирпич. Также по его приказу в Москву приглашены архитекторы из Италии, которые совместно с русскими архитекторами начинают расширять Кремль, дополняя его новыми сооружениями.
Так, начинается строительство Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов и Грановитовой палаты, которая входит в палаты Государева дворца.
Когда Пётр I решает перенести столицу в Санкт-Петербург, про Кремль на время забывают. Он стоит заброшенным и его состояние постепенно приходит в упадок.
С приходом к власти Екатерины II Кремль, с одной стороны, начинает перестраиваться и возрождаться. Екатерина поручает архитектору Василию Баженову отреставрировать сооружение. Но с другой стороны, планы Баженова были слишком грандиозными. Если бы Екатерина не остановила реконструкцию, возможно, Кремль изменился бы до неузнаваемости.
По догадкам, реконструкция были приостановлена из-за нехватки средств в казне. Хотя по официальной версии — из-за опасений, что грунт не выдержит столь внушительной перестройки.
Когда Кремль стал красным?
Впервые красным Кремль стал в 1485 году, когда Иван III поручил обложить стены красным кирпичом. Есть несколько версий, почему было принято такое решение.
По одной — красный кирпич стоил дешевле. По другой — при штурме города повреждения белых стен были слишком хорошо видны и враг знал, какой участок повреждён больше, а следовательно, менее укреплён.
Примечательно, что после того, как Московский кремль стал красным, его стены и ряд башен стали белить. Сохранились документы о том, как царь Фёдор III Алексеевич в 1680 году просит покрыть стены белой известью.
Но к середине 20 века побелка практически смылась и Кремль снова стал красным. Более того, кирпичи при реставрации для равномерности цвета подкрашивали красной краской.
Сколько башен в Московском Кремле?
В Кремлёвскую стену, которая окружает Московский Кремль, входят 19 башен. Отдельно стоит Кутафья башня, которая использовалась как бойница — место для стрельбы при атаке.
Рубиновые звёзды Кремля
Вершины пяти башен — Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Водовзводной — венчают рубиновые звёзды. У звёзд есть подсветка, которая всегда работает.
Малоизвестный факт: сначала, а именно с середины 17 века, на шпилях башен красовались двуглавые орлы — герб российской империи. Спасская башня получила такое украшение первой.
Однако советская власть решает заменить орлов (символ царя) на звёзды. Итак, в 1935 году на четырёх башнях (Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой) устанавливают металлические звёзды с серпом и молотом и полудрагоценными камнями — самоцветами.
Но со временем самоцветы померкли и перестали производить столь грандиозное впечатление. Рубиновые звёзды пришли на замену металлическим всего спустя два года — в 1937. Звезду получила также Водовзводная башня.
Чем кремль отличается от крепости?
По своей функциональной сути кремль может быть крепостью. Но это не просто крепость.
Во-первых, кремли строились рядом с городами. Города имели свою оборонительную систему. Но в случае её падения при атаке у горожан была возможность укрыться за стенами кремля.
Во-вторых, внутри кремля тоже был свой маленький город. Он включал в себя и дворцы, и палаты, и церкви, и ремесленные мастерские.
Крепости же строили только для обороны. Как правило, во внутренних дворах крепостей располагались лишь строения, необходимые для защиты или выживания при осаде. Вдобавок крепость могла стоять в стороне от города, обороняя его с той стороны, откуда скорее всего ожидалось нападение.
Кремль
Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец; другие синонимы — кром, город; укрепление) — принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлёвской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлём называлась окружённая стенами центральная часть города. В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости.
Кремлями иногда неправильно называют некоторые крепостные сооружения (например, Орешек, Ям, Ивангородская крепость), которые в Древней Руси изначально создавались не в качестве городских укреплений, а как пограничные военные форпосты; кремлями именовались отдельные монастыри, например, Соловецкий. Несколько спорно право именоваться кремлём и резиденции Ивана Грозного в Александровской слободе, нередко называемой Александровским кремлём, и укреплённых резиденций архиереев (архиерейских дворов) в Вологде (см. Вологодский кремль) и Ростове (см. Ростовский кремль).
Нередко кремлёвские стены дублируются дополнительными внешними оборонными сооружениями: к таким постройкам относятся не только частоколы, огораживающие во многих городах околокремлевские посады, но и, например, московские Китай-город, Белый город, Земляной город. Если же строящаяся внешняя крепость из камня превосходит по своим фортификационным качествам существующие к тому времени деревянные стены старого кремля, она может принять на себя функцию основного крепостного сооружения: так, возведённую в XVI веке Смоленскую крепость, опоясавшую не только кремлёвское пространство, но и широко раскинувшийся посад, часто саму по себе именуют кремлём. С тем же успехом можно именовать кремлём каменные стены Большого нижнего города (1632) в Вязьме, вобравшие в себя территорию гораздо большую, нежели ещё существовавшие в то время деревянные срубы Верхнего Малого города.
Содержание
Происхождение слова «кремль»
Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Есть несколько версий его происхождения.
Кремли домонгольской Руси
Славяне не позднее IX века стали возводить крепости для защиты своих земель от врагов. Известно, что скандинавы называли славянские земли страной крепостей — «Гардарики». Арабский географ Аль-Бакри (X век) писал: «И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырёхугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине её выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши её досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдёт до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту». На гребне вала в древнейшие времена возводилась деревянная ограда — частокол или заполот (так называлась стена из брёвен, врытых вертикально на некотором расстоянии друг от друга и соединённых между собой горизонтально уложенными брёвнами). Такой способ ограждения поселения был достаточно примитивен; позднее более предпочтительными стали крепостные стены из срубов.
Кремлей было немало: так, в домонгольской Руси насчитывалось около 400 больших и малых городов; от многих из них сейчас остались только круговые земляные валы, на которых в древности и располагались крепостные стены (характерный пример — Рюриково городище — старый центр Новгорода). В те времена дерево было основным материалом для строительства кремлей благодаря скорости возведения, обилию материала, а также сложившимся на протяжении веков плотницким традициям.
В VIII веке была возведена самая ранняя из известных на сегодняшний день каменно-деревянных крепостей — Любшанская крепость близ Старой Ладоги. К числу древнейших каменно-деревянных кремлей относятся также крепость на Труворовом городище под Изборском (IX век) и первый Староладожский кремль (конец IX века, позже полностью перестроен). Отдельные каменные башни, врата и прясла стен появляются также в других городах (Владимире, Киеве, Новгороде, Переяславле): сохранились (правда, весьма далёкие от своего первоначального облика) Золотые ворота Киевского детинца и ворота с тем же названием Владимирского кремля.
Особый вид каменно-деревянных кремлей появляется под влиянием архитектурных традиций Польши и Венгрии в западной и юго-западной Руси. Особенностью их было соседство деревянных стен и башен с так называемыми вежами — стоящими внутри крепости (но поблизости от наиболее уязвимых участков обороны) высокими каменными башнями, которые использовались в том числе и в качестве сторожевых вышек. Такие сооружения были возведены, например, в Холмском, Каменецком, Гродненском кремлях.
Внутри кремлей располагались жизненно важные объекты города, такие как церкви, оружейные склады и мастерские, административное хозяйство. Место для постройки кремля обычно выбиралось на холме, рядом с рекой или другими естественными препятствиями.
Во время эпохи монголо-татарского нашествия многие русские деревянные и каменно-деревянные крепости были взяты и разрушены монголами (сожжены дотла были, например, Козельск и Рязань — городище, ныне известное как Старая Рязань). Многолетнее монголо-татарское иго затормозило развитие отечественного фортификационного зодчества на полторы сотни лет.
Традиции строительства кремлей сохранялись лишь в Новгородской и Псковской землях, не пострадавших от монгольского нашествия. Здесь возводятся не только кремли (Изборский, Порховский), но и — впервые на Руси — крепости, которые были не столько городами в полном смысле этого слова, сколько оборонными сооружениями (Копорье, Орешек, Ям, Корела, Остров, Кобыла). Самой сильной из русских крепостей стал Псковский кремль, которому не было равных на Руси по количеству выдержанных осад.
Кремли Московской Руси
Термин кремль (в варианте кремник) впервые встречаются в летописях 1317 года в рассказах о постройке Тверского кремля, где была возведена деревянная городская крепость, которую обмазали глиной и побелили.
Деревянные крепости в Московском государстве возводятся практически повсеместно — от дальневосточных земель до шведских границ. Особенно много их было на юге, где они служили звеньями укреплённых засечных черт, преграждавших путь в Московию крымским татарам. В художественно-эстетическом отношении деревянные крепости почти не уступали каменным — и остаётся только сожалеть, что башни деревянных кремлей не сохранились до нашего времени. Деревянные крепости возводились довольно быстро: в 1638 году в Мценске крепостные стены Большого острога и Плетёного города общей протяжённостью около 3 километров с 13 башнями и почти стометровый мост через реку Зушу возвели всего за 20 дней. Подобным образом во время похода на Казань весной 1551 года построен город Свияжск: крепостные стены около 2,5 километра длиной, множество церквей и домов были возведены всего за месяц.
Символом возрождения кремлёвского строительства на Руси стало возведение стен белокаменного Московского Кремля, которое началось в 1367 году в годы правления великого князя Дмитрия Ивановича Донского; возможно, белокаменные стены и башни соседствовали с деревянными фрагментами. Всего лишь одна каменная башня (Дмитровская) была и в возведённом в 1374 году Нижегородском кремле, остальные фрагменты которого были деревянными.
В дальнейшем многие кремли перестраиваются и укрепляются. Так, Московский кремль при Иване Третьем возводится заново из кирпича.
В XVI—XVII веках в Русском государстве было построено около З0 каменных крепостей. Нередко новые кремли имеют в плане правильную геометрическую форму (Зарайский, Тульский кремли). Тульский кремль уникален тем, что построен в низине (что было возможно по причине неразвитости осадной артиллерии у кочевников-татар).
Строительство кремлей продолжалось до рубежа XVII—XVIII веков. Последнее кремлёвское сооружение было возведено из камня в 1699—1717 гг. в городе Тобольске (самый восточный кремль в России).
Судьба кремлей в XVIII—XIX веках
К сожалению, в XVIII—XIX веках часть кремлёвских крепостей, лишившись военного значения, были уничтожены. Так, например, не сохранилось — даже частично — ни одного деревянного кремля (если, конечно, не считать считаных острожных башен в зауральских землях).
Почти полностью были разобраны каменные Можайский кремль (за исключением нескольких фрагментов, вписанных в архитектуру Петропавловского собора на кремлёвском холме), Вяземский кремль (кроме Спасской башни и Басты), Ярославский кремль (кроме двух из башен), Серпуховский кремль (его разрушение было завершено в 1934 году: сохранившиеся к тому времени немногочисленные фрагменты были разобраны на строительство Московского метрополитена; осталось лишь два небольших участка стены). Отдельные части Смоленского кремля были уничтожены в 1812 году французами, а в 1940-е годы фашистами.
Некоторые кремлёвские постройки были перестроены в XIX веке (отдельные башни Московского, Смоленского кремлей).
В 2009 году Почта России выпустила 12 марок с изображениями сохранившихся кремлей [4]
Краткий список известных кремлей
Находятся на территории России, Украины, Белоруссии, Польши. Указана сохранность стен, башен и валов.
Каменные кремли
Название | Изображение | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|
Астраханский кремль | Сохранился (7 башен из 8) | ||
Вологодский кремль | Не сохранился (разрушены 22 башни из 22) | Сохранился Архиерейский двор | |
Гдовский кремль | Сохранился частично | ||
Зарайский кремль | Сохранился | ||
Изборская крепость | Сохранился | ||
Казанский кремль | Сохранился | ||
Коломенский кремль | Сохранился частично | ||
Можайский кремль | Сохранились незначительные фрагменты и кремлёвский холм | ||
Московский кремль | Сохранился | ||
Нижегородский Кремль | Сохранился | ||
Новгородский детинец | Сохранился | ||
Порховский кремль | Большей частью сохранился | ||
Псковский кром | Сохранился | ||
Ростовский кремль | Сохранился частично | Формально кремлём не является. Архиерейский дом | |
Серпуховский кремль | Сохранились два фрагмента стены и кремлёвский холм | ||
Смоленская крепостная стена | Сохранился частично | Формально кремлём не является, однако с XVI века представляла собой основное оборонительное сооружение города | |
Староладожская крепость | Сохранилась частично | ||
Тобольский кремль | Сохранился частично | ||
Тульский кремль | Сохранился | ||
Царёвококшайский кремль | Построен в 2010 году | Построен на неисторическом месте и из кирпича вместо дерева |
Каменно-деревянные кремли
Деревянные кремли
Тульский Острог (деревянная крепость в Туле, опоясовывала жилие посады города по полукругу современной ул. Советской (бывш. улицы Посольская, Завальская и Троицкая) и наб. Оружейного завода) (не сохранился, разобран в XVIII в.)
Кремль: этимология слова
Итак, этот день настал. Да будет пост про слово, которое будоражит многие умы вот уже много лет (с тех пор, как первоначальный смысл забылся, а родственные слова фонетически отдалились).
По сути, семантика та же, что и в словах «город» и «огород»: они происходят от «городить», «огораживать», то есть тоже окаймлять, раз уж мы один раз употребили это слово выше.
Тем более, что до XIV века территорию Кремля как раз и называли «городом».
Теория стройная, но давайте проверять. Начнём со словаря древнерусского языка, составленного И.И. Срезневским во второй половине XIX века.
Так вот, в этом словаре есть статья, которая называется «Кромъ», и это слово объясняется как «кремль». Даются примеры (XIV век): «Заложиша Псковичи перши у крому, стену каменую». Прекрасно, но это опять только Псков.
Соседняя статья посвящена слову «кромъный», что толкуется как «отдельный». Сегодня мы знаем и используем такие родственные ему слова как:
«скромный» ( = тот, кто держится в границах)
«закром(а)» ( = отгороженное место)
«кроме» ( = за границей, вне, снаружи)
Получается, что с «кромом» всё более чем прозрачно.
Но является ли Кремль родственным ему словом?
Обратившись с таким вопросом к В.И. Далю, видим, что он и не сомневался в этом. Словарная статья называется «кремль», а в скобочках даны варианты «крем», «кремник» и «кром», и дальше «от кромить, кромленое место».
«Кромленый» уже очень похоже на «кремль», не правда ли?
Далее следуют объяснения этого слова, которые мы и так знаем (детинец, крепость), и, наконец, более редкие употребления:
Кремлевое дерево, на краю леса, одиноко и на просторе выросшее; крепкое строевое, здоровое.
Кремь ж. стар. лучшая часть заповедника, крепкий и крупный строевой лес в заветном бору.
Кремлевник м. арх. вят. хвойный лес по моховому болоту.
В 1317 году впервые встречается «кремник» (при описании неудачного строительства в Твери).
Ещё какое-то время народ называл ещё иногда Кремль «городом», но с XVI века значения этих слов окончательно разошлись и закрепились.
Секрет «успеха»: взгляд этимологии
И тем не менее, некоторые (опять же мы с вами) не могут спать, пока не выяснят срочные вопросы родства слов, истории языков, и происхождения народов.
Давайте сегодня попробуем поиграть в утилитарность. Может быть, история слова «успех» что-то скажет не только о слове, но и о сути успеха?
Теперь давайте посмотрим, можно ли убрать приставку «у» (то есть приставка ли это). И у нас это получится.
Из «успеть» получается глагол «спеть» того же корня, что значит «созревать». Тоже «идти к успеху» в каком-то смысле.
Давайте обратимся к более древним слоям языка, чтобы ответить на этот вопрос.
Слова «спешить» и «спеть» происходят от праиндоевропейского корня *speh. Чтобы восстановить его первоначальную семантику, лингвистам пришлось проанализировать огромное количество его потомков. Среди них:
Скотный двор, но не Оруэлл: этимология
Есть некоторые животные, у которых с членами их семей в целом всё понятно (в плане словообразования).
Туда же «гусь», «гусыня» и «гусята».
Про диких вообще молчу, там, по-моему, нет разнообразия в принципе: «волк», «волчица» и «волчата», «лев», «львица» и «львята».
А вот у некоторых домашних животных почему-то каждый член семьи образован от отдельной основы. Давайте подробно разберёмся с самыми крупными представителями домашней фауны.
Например, «бык», «корова» и «телёнок». Как будто и не родственники!
Отец семейства, «бык», называется звукоподражательным словом, от некоего устаревшего глагола вроде «бычать» или «бучать», что имитировало звук гудения.
По этому же принципу и от того же корня названы «пчела» и «букашка». По «пчеле» этого, может быть, сразу и не скажешь, но до падения редуцированных она была «бьчелой», и в те времена родство было заметнее. Потом, когда между звуками «б» и «ч» перестал произноситься краткий гласный, «б» оглушился, ассимилировавшись с «ч», и превратился в «п». Попробуйте произнести «бчела»! Это намного труднее, чем «пчела».
А вот в «быке» и «букашке» между «б» и «ч» до сих пор есть гласная, поэтому «б» остался звонким.
Вот, например, в латыни из *k(e)r получился «cervus» («олень»), то есть дословно «рогатый».
Мы, кстати, потом заимствовали это слово, и у нас получилась «серна».
Из немецкого потом он прилетел и к нам, в виде слова «горн» (речь про музыкальный инструмент, конечно).
Это было про родителей, а вот насчёт «телёнка» всё оказалось несколько сложнее. Я накопала следующее.
И, наконец, «талант» раньше обозначал денежную единицу, и заимствован он от греческого «τᾰ́λαντον» («tálanton»), что в переводе значит «весы», а происходит как раз от того же глагола «ἔτλην» («étlēn»).
«Конь», «лошадь», «кобыла», «жеребёнок».
Но если даже насчёт «кобылы» информация не стопроцентная, насчёт остальных всё ещё туманнее.
Тем не менее кое-что выудить можно.
Например, довольно регулярно пишут, что слово «конь» считается родственником кобылы. Возможно, существовал праславянский вариант *кобнь, потом, видимо, ассимилировавшийся до *комнь, и затем всё это доассимилировалось до слова «конь».
Однако, если устаревшее слово «комонь» в значении «конь» ещё известно, то могло ли оно получиться из того же корня, что и «кобыла», большой вопрос.
Конечно, и «жеребец» происходит от того же корня.
Хотела написать ещё об овечьем семействе, о собачьем и о курином, но и так пост получился гигантским. Если окажется, что это вам интересно, обязательно напишу продолжение.
Этимология дней недели
Как получилось слово «неделя»? Вот такой вот детский вопрос.
А вот слово «неделя» происходит от глагола «делать», а точнее «не делать». И назывался так сначала только первый день семидневного периода, когда не нужно было работать. Так он называется и сегодня в украинском («неділя»), белорусском («нядзеля») и в других славянских языках.
В русском языке этот день начали называть воскресеньем после принятия христианства, и по всей видимости уже после разделения восточно-славянских языков на русский, украинский и белорусский. Большинство статей на эту тему дают XVI либо XVII век, однако единичные случаи такого наименования (например, в Остромировом Евангелии) встречаются уже с XI века.
После того, как «неделю» заменили на «воскресенье», «седмицу» стали называть «неделей». Скорее всего, этот переход связан с тем, что изначально семидневные периоды считали «от недели до недели» (то есть от первого дня одного периода до первого дня следующего), а когда сам этот день стали называть иначе, то весь период перенял на себя название «неделя».
Если судить по Национальному Корпусу Русского Языка, одним из последних в светском тексте упомянул слово «седмица» Татищев в записке Екатерине Первой (1726):
«. иттить в яму есть велик страх, ибо редкая седмица, чтоб где не обрушилось. «
— то есть не проходило и недели без обвала (речь идёт о добыче руды в Швеции).
О том, что и в русском языке «неделей» когда-то называли выходной день, говорит нам название «понедельник», то есть «день после недели», первый день после воскресенья.
Создаётся впечатление, что мы считали дни с понедельника, но, хотя он и был первым, но всё же именно первым после «недели», а сама седмица считалась именно с воскресенья, как и во всём христианском мире.
Это подтверждает «среда», которая происходит от слова «середина». Чтобы среда была в середине недели, считать нужно с воскресенья.
Почему среду не назвали каким-нибудь «третником»? Вероятно, потому же, почему и средний палец так называется, и почему «сердце» названо по слову «середина». Середине (сердцевине) всегда и во всём придавалось большое значение, поэтому и называть предметы следовало в первую очередь по ней, а уж потом, что осталось, по порядку.
Как же первым днем недели стал понедельник?
И только после войны была окончательно возвращена семидневка, а первым днём был назначен понедельник. Последние календари, где в начале стоит воскресенье, были изданы в 1949 году.
Французская «semaine» дословно повторяет нашу «седмицу», потому что происходит от латинского слова «septimanus», от «septem» («семь»).
А в названиях дней недели в этих языках нашли отражение древние языческие традиции:
Мускулатура, подмышки и мыши: этимология
Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.
Во-первых, слитно или раздельно она пишется?
Во-вторых, при чём тут вообще мыши?
Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.
Слово «мышка» (под которой подмышка) действительно происходит от слова «мышь». А ещё от слова мышь происходит слово «мышца» (в древнерусском произносилось как «мышица», а писалось до падения редуцированных «мъшьца»).
Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали «подмышкой».
Существительное отвечает на вопрос «что?» и его производные, в этом случае пишем слитно:
чесать (что?) подмышку
гладкие (что?) подмышки
аромат исходит (от чего?) от подмышек
жмёт (в чём?) в подмышках
А наречие отвечает на вопросы «где?», «куда?» и пишется раздельно:
чесать (где?) под мышкой
приятно пахнет (где?) под мышками
сунула пакет (куда?) под мышку
Почему евреи – жиды
Продолжаю цикл постов об этимологии этнонимов. Сегодня поговорим о слове жид.
Начать следует с того, что в русском языке это слово довольно долго было нейтральным. Только в XVIII-XIX веках оно начинает восприниматься как негативное и постепенно перестаёт употребляться в качестве основного обозначения евреев. Еще в XIX веке название оперы Галеви ‘La Juive’ было переведено как «Жидовка».
В древнерусском слово жидъ было главным обозначением евреев. Пример из Повести временных лет:
моисѣи же събравъ люди жидовьскыꙗ поиде ѿ землѧ егупетъскыꙗ
В части других славянских языков это по-прежнему основное слово. Например, в польском (Żyd), чешском (Žid) и словенском (Žid). Есть, конечно, и нюансы. Так, в польском żyd может использоваться и как оскорбление («скупердяй»).
То, что это слово присутствует во всех трёх группах славянских языков (восточной, западной и южной) даёт основания задуматься о его праславянской древности. Праформу можно восстановить как *židъ (где ž = ж, а ъ – особый гласный).
С романскими языками славяне столкнулись, когда стали заселять Балканы (с VI века). Местное романоязычное население они постепенно ассимилировали (последними были носители далматинского языка аж в XIX веке), заимствовав ряд слов. Некоторые заимствования «сделали карьеру» и от южных славян попали в западно- и восточнославянские языки. Как показывает история слова король, такое было возможно ещё даже в VIII-IX веках.
Итальянское giudeo, как и, например, французское Juif /жўиф/, является потомком латинского Iudaeus /йȳдáэус/ «иудей, еврей» (здесь и далее макрон над гласным обозначает его долготу). Римляне же заимствовали это слово из греческого Ἰουδαῖος /иȳдáйос/ «иудей». Наконец в греческий оно попало непосредственно из иврита: יְהוּדִי /йǝхȳдӣ/ «еврейский, иудейский», יְהוּדָה /йǝхȳдā́/ «Иудея».
По библейской легенде Иудея – это земля Иуды, четвёртого сына Иакова. Происхождение имени также даётся в Библии:
И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать. (Бытие 29:35)
Польский семитолог Эдвард Липиньский предложил взамен этимологию научную. Он сравнил йǝхȳдā́ с арабским словом وَهْدة /ўахда/ «ущелье, овраг». На первый взгляд сходство невелико. Однако следует помнить, что в иврите начальный ў- перешёл в й-. Приведу несколько примеров:
Далее нужно знать, что в семитских языках смысловую нагрузку в корне несут согласные (чаще всего корни состоят из трёх согласных), а вот для словоизменения и словообразования используются гласные, стоящие между этими согласными. В частности, существует модель образования причастий и прилагательных qatūl (от арабского قَتُول «смертельный»). Как видно из названия, берём трёхсогласный корень C-C-C и вставляем между согласными гласные -а-ȳ-, получая причастие или прилагательное. Например, первый глагол из таблицы выше, יָרַד /йāрад/ «спускаться», даёт нам прилагательное יָרוּד /йāрȳд/ «низкий, плохой». По этой модели, кстати, образовано имя Барух (בָּרוּךְ «благословенный»).
Если у нас есть корень й-х-д, то по этой модели мы получаем формы прилагательного йāхȳд «ущелистый» и йǝхȳдā «ущелистая». В таком случае словосочетание אֶרֶץ יְהוּדָה /’эрэċ йǝхȳдā/ (Второзаконие 34:2) следует понимать не как «земля Иуды», а как «ущелистая земля». Это очень хорошо согласуется с тем, что Иудея – регион гористый.
Поскольку со временем корень й-х-д исчез из языка, слово йǝхȳдā перестало быть прозрачным, его первоначальный смысл забылся, и оно стало уже только именем собственным – Иудея. После этого возникла классическая топонимическая легенда, выводящая название страны от имени мифического прародителя по имени Иуда (в результате это имя вошло в обиход, и его носил самый знаменитый предатель в истории человечества). Аналогичным образом, вопреки легенде, у поляков никогда не было праотца Леха.
Вот по такому маршруту к нам добралось слово жид. Однако после крещения Руси оно пришло к нам из греческого снова. На этот раз книжным путём, через старославянское посредство. Первоначально как июдѣи, затем с большей ориентацией на греческое произношение – иоудѣи (= современное иудей).
Правда, словенцы нас в этом отношении переплюнули. К ним это слово попало трижды. Первый раз как Žid. Второй раз из немецкого – Jud /юд/. В третий раз как čifut /чи́фут/ из сербохорватского Čifut, которое было заимствовано из турецкого Çıfıt /чыфыт/, которое было заимствовано из персидского جهود /джухȳд/, которое было заимствовано из иврита. В словенском эти три слова распределились стилистически. Čifut – это явное оскорбление, Žid в последнее время стало восприниматься как негативно окрашенное и уступать Jud, которое считается более нейтральным. В словенском переводе «Мауса», из которого взята первая картинка в посте, немцы и поляки используют слово Žid, а сами евреи Jud.
Теперь сведём это всё в упрощённую схему:
Boček V. Studie k nejstarším romanismům ve slovanských jazycích. Praha, 2010. S. 113-119.
Ernout A., Meillet A. Dictionnaire étymologique de la langue latine. Paris, 2001. P. 326.
Lipiński E. L’étymologie de «Juda» // Vetus Testamentum, 23 (3), 1973. P. 380–381.
Snoj M. Slovenski etimološki slovar. Ljubljana, 2016. S. 111-112.
Предыдущие посты цикла:
Сноха и сношаться: этимологический комментарий
Попросили меня недавно прокомментировать вот такой пост:
Сразу скажу, что интуиция подвела @vika.dark. Во-первых, всегда надо помнить, что внешне похожие друг на друга слова не обязательно родственны, сходство может быть и случайным (см. отдельный пост об этом). Во-вторых, нельзя рассматривать языковые факты изолированно, системный подход – это наше всё.
Что это значит на практике? Для начала то, что если учёный хочет установить этимологию русского слова, он обязательно проверит, как оно выглядит в древнерусском и в диалектах, а также то, есть ли у этого слова родственники в других славянских языках.
Сразу выясняется, что в древнейших русских памятниках мы находим форму снъха. Например, в надписи №307 (1170-1180 гг.) из киевского Софийского собора:
Напомню, что буква ъ в раннем древнерусском в отличие от современного русского обозначала особый гласный звук, который в одних позициях исчез, а в других перешёл в о. Например, сънъ > сон, мъхъ > мох.
Теперь заглянем в другие славянские языки. Родственники нашей снохи там вполне представлены: словенское snaha, сербохорватское снаха, польское диалектное sneszka /снэшка/ с закономерным отражением *ъ (ср. слвн. mah, схр. мах, пол. mech /мэх/ «мох»). Это даёт нам основания восстанавливать праславянскую форму *snъxa.
На первый взгляд, проблематичны болгарская и чешская формы: снаха и snacha /снáха/ соответственно. Ведь в этих языках мы бы ожидали снъха и snecha /снэха/. Объясняется это тем, что в обоих языках это заимствования из сербохорватского. В болгарских диалектах мы находим закономерное снъха, а в чешский snacha попало лишь в XIX веке, когда будители чешского народа активно тянули лексику из других славянских языков (о заимствованиях из русского я делал отдельный пост).
Уже на этом этапе мы можем попрощаться с мыслью о родстве снохи и сношать. Первое – потомок праславянского *snъxa. Второе явно родственно носить (праславянское *nositi), на что напрямую указывает глагол сноситься «входить в сношения, переговоры, устанавливать связь», и законы историческое фонетики не позволяют считать сноху и сношать родственными.
Также я должен напомнить, что «сексуальное» значение у сношаться и сношения – вещь поздняя, совсем недавняя. Первоначально сношение – это «связь, общение», чаще всего дипломатическое. Первые примеры известны с XVIII века:
И, едучи Полшею, чтоб король ни с кем сношения с поляками не имел, також бы полякам обид никаких не чинил и все потребное покупали б от поляков за свои деньги. [А. М. Макаров (ред.). Гистория Свейской войны (Поденная записка Петра Великого) (1698-1721)]
Хотя так знатной город Оренбург строить начат, токмо без всякого архитектурнаго порядка, того ради сим императорской Академии наук почтенно представляю, чтоб химика по сношению с Медицинскою коллегиею, живописца и архитектора искусных благоволила приискать, а между тем хороших на немецком языке архитектурных книг, купя, прислать. [В. Н. Татищев. Письмо в Академию наук (1737)]
И всего каких-то сто лет назад М.М. Бахтин употреблял слово сношаться безо всякого сексуального подтекста:
Ибо наружность должна обымать и содержать в себе и завершать целое души ― единой эмоционально-волевой познавательно-этической установки моей в мире, ― эту функцию несет наружность для меня только в другом: почувствовать себя самого в своей наружности, объятым и выраженным ею, я не могу, мои эмоционально-волевые реакции прикреплены к предметам и не сношаются во внешне законченный образ меня самого. [М. М. Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности (1920-1924)]
Но вернёмся к снохе. Какова этимология праславянской формы *snъxa? Идём тем же путём: проверим, есть ли родственные слова в других индоевропейских языках. И они есть: санскритское snuṣā́ /снушáа/, латинское nurus, древнегреческое νυός /нюóс/, армянское устаревшее նու /ну/, немецкое устаревшее Schnur /шнур/ и другие. На первый взгляд они на нашу сноху не очень похожи, но здесь опять же надо знать законы исторической фонетики.
Так, нам известно, что праславянский звук *ъ продолжает более старый *u, а *x – из *s в определённых условиях. Это значит, что в раннем праславянском наш корень звучал как *snus-.
Во многих словах, в которых древние произносили s, позже стали произносить r: foedesum – foederum «союзов», plusima – plurima «величайшая», meliosem – meliorem «лучшего», asenam – arenam «песок».
Это значит, что nurus вполне может быть из *nusus. Идём дальше. Звук s- исчезал в латыни и греческом в начале слова перед рядом согласных, включая n. Пара примеров:
Получается, что мы можем продолжить ряд: nurus *snъxa > сноха. И лишь распад традиционной модели семьи привёл к тому, что это слово постепенно стало уходить из нашего обихода. По сравнению с этой древностью слово сношаться появилось будто вчера.
Реконструкция праиндоевропейских терминов родства (Mallory J.P., Adams D.Q. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Indo-European World. Oxford, 2006. P. 217):
Но можно ли пойти дальше, и найти дальнейшую этимологию праиндоевропейского *snusós? С этим уже сложнее: родственников этого слова на более глубоком уровне мы не знаем. Было сделано несколько попыток связать его с другими праиндоевропейскими корнями, но они скорее гадательны. Наиболее любопытных отсылаю к следующим источникам:
Трубачёв О.Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М., 2009. С. 131-133.
Wodtko D.S., Irslinger B., Schneider C. Nomina im Indogermanischen Lexikon. Heidelberg, 2008. S. 625-626.
1. Сноха и сношать никак не родственны. Сходство случайно.
2. На самом деле русское слово сноха является потомком праславянского *snъxa (ъ – особый гласный), а то – праиндоевропейского *snusós.
3. Сношаться и сноситься образованы от носить. Первоначально эти глаголы не имели «сексуального» значения, его они приобрели сравнительно недавно.
Но что же делать человеку, который просто размышлял об этимологии того или иного слова, и его внезапно осенило? Во-первых, помнить об эффекте Даннинга-Крюгера. Во-вторых, осознавать, что уже двести лет специально обученные люди в поте лица двигают вперёд индоевропейскую и славянскую этимологию. Поэтому пришедшую вам в голову идею следует сверить, скажем, со словарём Фасмера. Сошлось? Отлично! Не сошлось? Ничего страшного, этимология – это не столь лёгкое занятие, как кажется на первый взгляд.