Что не является характеристикой исследования
Основные характеристики научного исследования.
Научное исследование – целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации.
Основными из этих характеристик являются следующие:
А. Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
Б. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
В. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Г. Объект и предмет исследования.
Д. Тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
Е. Потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
Ж. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
З. Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Основной сферой профессиональной активности ученого являются научные исследования. Эта сфера обеспечивает систематическое получение новых объективных универсально сформулированных знаний о закономерностях развития общества с помощью методологии, вырабатываемой данной наукой. В социологии методология представляет собой совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического знания, систему норм и регуляторов проведения социологических исследований.
На всем протяжении становления социологии шли споры о том, какими принципами следует руководствоваться, соблюдая требования объективности, какая научная методология должна лежать в основе анализа социальных процессов.
К концу 19 века в ходе дискуссии наметились два методологических подхода – позитивизм и антипозитивизм. В зависимости от методологических позиций, заложенных в основу каждого из этих направлений в социологии, социологическое знание строилось одновременно на принципах натурализма или антинатурализма, детерминизма или антидетерминизма, признания или отрицания естественных закономерностей, методологического объективизма или субъективизма.
Сегодня достаточно сложно говорить о единых методологических отсновах научного исследования не только в социологии, но и в любой другойсоциальной науке. Плюрализм имеющихся теорий и концепций не дает возможность однозначно оценивать все общественные явления и процессы с точки зрения лишь одной из них. Следовательно, главное методологическое требование заключается в том, чтобы характер любого исследования удовлетворял критериям научного познания.
Отличительные особенности научного познания:
В исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство состоит в том, что и там и там происходит акт познания. Однако его цели различны: целью научного исследования является получение нового знания – если новое знание не получено, то исследование бесплодно. Целью диагностики является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания.
В социологии выделяют три основных принципа реализации научного подхода:
1. Принцип эмпиризма. Обязательное использование в социологии эмпирических процедур с целью установления объективности полученных в исследовании фактов. Принцип эмпиризма означает, что критерием истинности добываемых социологом фактов и обобщений может служить только их эмпирическая, опытная проверка.
2. Принцип объяснения или теоретического обоснования полученных данных. Этот принцип позволяет раскрыть причины, лежащие в их основе, сделать соответствующие выводы, вывести закономерности и включить их в общую систему знания. При этом полнота, внутренняя логическая связанность, непротиворечивость, обоснованность выдвигаемых положений является наиболее важной характеристикой любого научного исследования. Этот принцип (независимо от сферы научного познания) базируется на аргументации.
3. Принцип беспристрастности (объективности). Принцип предполагает независимость выводов исследователя от каких-либо идеологических или моральных воздействий. Данные принцип имеет большее значение для социального познания – для гуманитарных и социальных наук беспристрастность исследователя является серьезной проблемой.
Так, к профессиональной деятельности социолога предъявляется требование быть «свободным от оценок». Этот принцип был конкретизирован Вебером на рубеже 19-20 вв.
В настоящее время соблюдение принципа «свободы от оценок» в научном социологическом исследовании предполагает следующее:
Однако, несмотря на то, что научный анализ должен быть свободен от оценок, но, как всякий человеческий поступок, он не может быть свободен от ценностей.
В целом научный подход к социальным явлениям означает беспристрастное отношение к ним, отсутствие эмоциональной вовлеченности исследователя в отношения между людьми, нейтральную позицию к интересам категорий людей. Научный подход также предполагает то, что исследователь, познавая социальные явления, исходит из наблюдения реально существующих объектов, а не из предвзятых представлений, мнений, предрассудков. Однако нельзя забывать и о том, что роль социологии в обществе повышается именно тогда, когда она основана на принципе участия социологов в общественной жизни, «вовлеченности» в процесс реализации своих проектов.
В настоящее время ученые используют значительное число методов, которые выбирают в зависимости от конкретного исследовательского проекта. Для повышения правильности выбора (или валидности) использованных методов, объективности и надежности полученных результатов ими довольно часто применяются специальные исследовательские приемы – триангуляция.
По видам выделяют исследовательскую триангуляцию и триангуляцию данных.
Исследовательская триангуляция – включение в исследовательский процесс как можно большего числа исследователей с целью взаимно блокировать их социальные предубеждения.
Триангуляция данных означает сбор данных в разное время и из различных источников. Очень часто она осуществляется путем комбинации данных первичного и вторичного анализа.
По формам различают триангуляцию внутри метода и триангуляцию между методами.
Триангуляция внутри метода предполагает использование множества технических приемов в рамках применения одного и того же метода (открытые и закрытые вопросы в опроснике) или же предполагает применение одних и тех же вопросов, но заданных под разным углом.
Триангуляция между методами оперирует комбинациями из числа различных исследовательских методов и опирается на сравнение их данных.
Временная триангуляция: Любое социологическое исследование проводится, как правило, не в один определенный момент, а растягивается во времени. Процессы необходимо рассматривать в различные промежутки времени, чтобы найти схожесть процессов, растянутых во времени. Временная триангуляция помогает проследить, какие процессы неизменны с течением времени, какие изменяются кардинально, какие просто исчезают.
Пространственная триангуляция: Пространственная триангуляция подразумевает сбор данных на разных уровнях изучаемого объекта. Иногда пространственная триангуляция достигается путем сравнения собранных фактов в различных регионах.
Теоретическая триангуляция: Объяснение одних и тех же фактов с точки зрения различных теоретических положений.
С триангуляцией сходен прием методологического плюрализма, который служит аналогичным целям. Тем не менее целью этого приема является не столько повышение валидности и надежности полученных результатов, сколько получение развернутой картины социальной жизни за счет комбинации исследовательских подходов и данных различного типа.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Основные характеристики научного исследования.
Основные характеристики научного исследования.
Характеристики исследования
Понятие исследования
По Н.И. Кондакову: «Исследование»− процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства.
В связи с этим можно дать следующие понятие исследования.
Исследование − это вид деятельности человека, состоящий в:
а) распознавании проблем и ситуаций;
б) определении их происхождения;
в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Процесс исследования отличается от других видов деятельности тем, что:
· содержит творческую часть, являющуюся мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
· устремлен на определение существенных характеристик явлений, процессов, выступающих как важные обобщения в виде принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает преуспевание человека в соответствующей области;
· исследователь не имеет алгоритма, гарантирующего успешное решение проблем;
· исследователь испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
Типология исследований
Исследования могут быть разными (табл. 1).
Критерии типологического выбора | Типы исследований |
По цели исследования | Практические и научно-практические |
По степени участи персонала | Индивидуальные и коллективные |
По степени организованности | Спонтанные и организованные |
По степени научности | Эмпирические, прагматические и с привлечением научного аппарата |
По информационному обеспечению | На основе внутренней информации и с использованием концептуального информационного обеспечения |
По используемым ресурсам | Незначительные и значительные |
По длительности проведения | Экспресс-анализ (краткосрочные), среднесрочные, долгосрочные |
Характеристики исследования
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его организации и проведении:
1) методология исследования − совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
2) организация исследования − порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и стандартах;
3) ресурсы исследования − комплекс средств и возможностей (материальных, информационных, технических, экономических, людских и т.д.), обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение его результатов;
4) объект исследования − система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем;
5) предмет исследования − конкретная проблема, решение которой требует проведения исследования;
6) тип исследования − принадлежность к определенному типу (социологические, экспертные, морфологические и т.п.), отражающему своеобразие всех характеристик;
7) потребность исследования − степень актуальности и важности проблемы, профессионализм в подходах к ее решению, стиль руководства;
8) результат исследования − рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному решению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
9) эффективность исследования − соразмерность используемых ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Исследования проводятся в следующих случаях:
· при совершенствовании системы управления действующей организации;
· при разработке системы управления вновь создающейся организации;
· при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
· при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.
Характеристики исследования
Выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности
Разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков
Необходимой на этом этапе становится оценка рациональности использования и сочетаемости возможных решений в рамках проводимой исследовательской, инновационной, экономической политики предприятия.
Рассматривая первый из только что названных критериев, необходимо определиться с тем, что будет оптимизироваться — время, затраты или что-нибудь другое. В реальной практике эти признаки исследования находятся в некотором соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели, и стиль управления.
Однако подход к проводимым исследованиям должен быть гибким, т. е. необходимо учесть возможность внесения в него изменений в любое время (на любом этапе), в зависимости от получаемых результатов. При этом в реальной практике чаще всего имеется более одного подхода к решению проблемы.
Исследование может рассматриваться как постоянно развивающийся способ познания. Это обусловлено свойствами, которыми обладает исследование. Среди них выделяют свойства эксплицитности, системности и контролируемости. Эксплицитностъ исследования состоит в том, что все правила для описания и изучения реальности сформулированы в явном виде. Ничто не утаивается и ничто не принимается на веру. Системность заключается в том, что каждый зафиксированный факт связан причинной связью или наблюдается вместе с другими фактами. Не признаются никакие объяснения, пригодные лишь на данный случай, не допускается никаких отступлений от метода. Контролируемость проявляется в том, что анализируемые явления, по возможности, рассматриваются со всей строгостью, допустимой в данной ситуации. Обобщения делаются только после самой доскональной и тщательной оценки при соблюдении требования осторожности, что в более широком смысле означает постоянное внимание к деталям.
Виды исследования управления могут различаться [17]:
1) по цели исследования: практические и научно-практические;
2) методологии: эмпирического характера и опирающиеся на научный аппарат;
3) использованию ресурсов: с использованием собственных или привлекаемых ресурсов;
4) продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
В качестве критериев классификации исследований могут также применяться такие как трудоемкость, уровень информационного обеспечения, организация проведения и др.
В каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый тип исследования.
Каждое проводимое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при их организации и проведении.
К основным характеристикам исследования относятся следующие [17].
1. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
2. Организация исследования — порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.
3. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные.
4. Объект и предмет исследования.
5. Тип исследования — принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.
6. Потребность исследования — степень остроты проблемы.
7. Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
8. Качество исследования — комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.
9. Концепция исследования — комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
10. Результат исследования — информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, причин возникновения, следствий и т. д.
11. Эффективность исследования— соразмерность результатов, полученных от исследования, с ресурсами, использованными на его проведение.
Результатами исследования обычно являются цифровые данные, заявки на изобретение, прототипы, обоснования, приборы для измерения каких-либо параметров, повышение качества лабораторных процессов и т. д. Однако законченный продукт чрезвычайно редко является результатом исследования.
Результат исследования может быть непосредственным и опосредованным [10].
Непосредственным результатом является информация, представленная в виде рекомендаций, моделей, методик, программ, стратегий, рецептов и т. п.
Опосредованный результат затрагивает такие экономические категории, как эффективность, производительность, социально-психологический климат, имидж, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество и т. п.
Так как результаты исследования могут представлять интерес для внешнего окружения предприятия, например конкурентов, существует необходимость принимать меры к защите полученной информации (например, соглашение о неразглашении коммерческой тайны).
Права использования результатов исследования и научных разработок всегда являются центральными положениями любого контракта на исследования и разработку. Существуют общие правила, которые должны соблюдаться всегда, а также правила, которые зависят от каждого конкретного случая. В данном контексте выделяют следующие виды прав: эксклюзивные — неэксклюзивные; передаваемые — непередаваемые; на основе роялти — без роялти; отзывные — безотзывные; лицензируемые — нелицензируемые.
Эти понятия являются средствами регулирования охраны интеллектуальных прав или прав собственности. Их нужно четко различать. Всегда учитывайте конкретный случай и его перспективу.
Тема 3. Современное представление о сущности понятия (категории) «система».
Основные характеристики и принципы исследования
Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты. К таким характеристикам в первую очередь относят:
— потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач);
— ресурсы (определенный комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей);
— результаты исследования (как конечный итог и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом целей) и т.п..
Характеристики исследования
Каждое проводимое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при их организации и проведении.
К основным характеристикам исследования относятся следующие:
1. Методология исследования — совокупность целей, принципов, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования, выбор и использование определенного состава методологического арсенала.
2. Концепция исследования — система взглядов на исследование, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы.
3. Организация исследования — порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.
4. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные.
5. Объект и предмет исследования.
Объект исследования — это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению. Объектом исследования является система управления любого уровня (предприятия, региона), которая относится к классу социально–экономических категорий.
Виды объектов исследования могут быть весьма разнообразными, подтверждением чему служит их классификация, приведенная в табл 2.
Таблица 1. 2 – Основные виды объектов исследования систем управления
Предмет исследования — наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.
Предметом исследования является конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. Проблема как предмет исследования является противоречием, мешающим достижению эффективности, успеха, цели и требующим разрешения. Проблемы возникают в областях организации управления, мотивации, контроля, использования современной техники, технологии разработки и принятия решения, информационного обеспечения управления, компетенции персонала и т.д. Могут возникать комбинации различных проблем.
На определение предмета влияют:
а) реальные свойства объекта;
б) знания исследователя об этих свойствах;
в) целевая установка;
г) задачи исследования.
Предмет исследования всегда имеет системно–структурный характер, предполагает разноаспектный анализ существенных свойств объекта. Поэтому его описание должно иметь системно–структурную форму. Только при этом условии могут быть обеспечены:
а) должный выбор понятий исследования;
б) их желательная операционализация;
в) выдвижение адекватных исследовательских гипотез.
Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.
6. Тип исследования — принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.
7. Потребность исследования — степень остроты проблемы.
Первая группа — это проблемы, требующие немедленного решения. При этом промедление исследования и принятие решения могут привести к отрицательному результату, вплоть до остановки или ликвидации организации.
Ко второй группе относятся проблемы, являющиеся важными для предприятия, но решение, которых может подождать до следующего планового периода (период выбирается исходя из конкретной ситуации менеджерами предприятия).
Третью группу составляют проблемы, за состоянием которых необходим постоянный контроль.
К четвертой группе относят проблемы, не представляющие угрозы для предприятия и решающиеся сами по себе потому не требующих исследований.
Ранжирование проблем по группам помогает менеджеру– исследователю понять значимость проблемы, определить необходимость и срочность проведения исследовательских работ.
8. Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
9. Качество исследования — комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.
10. Результат исследования — информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, причин возникновения, следствий и т. д. Результатами исследования обычно являются цифровые данные, заявки на изобретение, прототипы, обоснования, приборы для измерения каких–либо параметров, повышение качества лабораторных процессов и т. д. Однако законченный продукт чрезвычайно редко является результатом исследования.
Результат исследования может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственным результатом является информация, представленная в виде рекомендаций, моделей, методик, программ, стратегий, рецептов и т. п.
Опосредованный результат затрагивает такие экономические категории, как эффективность, производительность, социально–психологический климат, имидж, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество и т. п. Так как результаты исследования могут представлять интерес для внешнего окружения предприятия, например конкурентов, существует необходимость принимать меры к защите полученной информации (соглашение о неразглашении коммерческой тайны).
Права использования результатов исследования и научных разработок всегда являются центральными положениями любого контракта на исследования и разработку. Существуют общие правила, которые должны соблюдаться всегда, а также правила, которые зависят от каждого конкретного случая. В данном контексте выделяют следующие виды прав:
A эксклюзивные — неэксклюзивные;
A передаваемые — непередаваемые;
A на основе роялти— без роялти;
A отзывные — безотзывные;
A лицензируемые — нелицензируемые.
Эти понятия являются средствами регулирования охраны интеллектуальных прав или прав собственности. Их нужно четко различать. Всегда учитывайте конкретный случай и его перспективу.
11. Эффективность исследования— соразмерность результатов, полученных от исследования, с ресурсами, использованными на его проведение.
Цели исследований
При проведении исследования важно правильно и четко определить цель, объект и предмет исследования.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель».
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Анализ определения цели показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа исследования систем в понятие «цель» вкладывают различные оттенки: от идеальных устремлений до конкретного результата, достижимого в пределах некоторого интервала.
На формулировку цели исследования накладываются следующие ограничения:
— цель должна быть экономичной;
— цель должна подразумевать активность, то есть формулироваться в терминах деятельности, а не состояния;
— формулировка цели исследования должна содержать в себе способ ее достижения.
Принципы исследования
Применительно к исследованию СУ понятие «принципы» можно рассматривать в виде основных правил, положений, руководящих идей и норм, определяющих направления проведения и процессы организации познавательной деятельности, которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следует отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов и применяемых методов исследования.
Таблица 1.3 – Совокупность основных принципов исследования систем управления и их краткая характеристика
Наименование принципа исследования системы управления | Краткая характеристика принципа исследования системы управления |
Целеустремленность | Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей (целевых установок) Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования |
Целенаправленность | Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам, т е выполнение исследовательских работ по обеспечению целевых установок (целей) Это реально осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет установить границы исследования, использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени, обеспечить адресность выводов |
Системность | СУ исследуется как единое явление и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно–экономическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов При этом исследование следует осуществлять на всех иерархических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управления как вышестоящих, так и нижележащих уровней (межотраслевом федеральном, отраслевом федеральном, межотраслевом субъектов Федерации, отраслевом субъектов Федерации, территориальном — городском, районном, объединения организаций, организации, цеха, отдела, участка, бюро, бригады, группы, рабочего места) Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ На основе всего этого обеспечивается необходимая полнота и достоверность исследования |
Обусловленность исследовательских функций целями исследования | Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования |
Первичность исследовательских функций | Исследовательские функции определяют требования к исследователям, их численности, используемому научно–методическому инструментарию и т. п. |
Функциональность | Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффективных решений для достижения целей и задач социальной организационно–экономической системы организации. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Дня более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием. Причем воздействия в этом случае, как правило, должны носить такой характер, который соответствовал бы рыночным отношениям, собственности и уровням управления |
Объективность | Исследования СУ осуществляются на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей определенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов |
Соблюдение правовых норм | Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов |
Своевременность | Проведение исследований и использование их результатов в нужное время |
Развитие и движение (динамичность) | При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости |
Научность | Исследования проводятся на основе современных достижений науки, техники и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами |
Прогрессивность | Цели, методы, принципы исследований СУ должны соответствовать передовым достижениям науки и техники |
Необходимое разнообразие | Сложность и качество исследования должны соответствовать системе управления |
Проверяемость практикой | Ход и результаты исследования СУ ориентированы на получение практического эффекта, что позволяет реально оценить вклад в практику управления |
Взаимодействие | При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами |
Комплексность | Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ |
Преемственность | Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспективной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ. Это позволяет повысить вероятность получения новых результатов, минимизировать трудоемкость и затраты на проведение исследования |
Оптимальность | Предусматривается многовариантная проработка проведения исследовательских работ и выбор в соответствии с определенным критерием целесообразного для проводимого исследования варианта |
Перспективность | При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности |
Простота | Используются легко доступные, не сложные и не трудоемкие методы исследования, разработки и принятия исследовательских решений |
Доходчивость | Предполагается понимание каждым исследователем и работающим всего того, что касается основополагающих вопросов исследования и реализации их результатов при внедрении в СУ |
Согласованность | Исследование должно быть согласовано с целями, задачами, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ |
Специфичность | Имеет место обязательный учет при проведении исследования особенностей объекта |
Оперативность | Исследовательские операции выполняются быстро и эффективно; своевременно устраняются отклонения от установленного хода процесса познания |
Автономность | Исследования СУ должны быть относительно самостоятельными |
Экономичность | Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ |
Комфортность | Исследователям создается максимум удобств для творческой работы и реализации их потенциала и возможностей, в том числе обеспечивается психологический комфорт |
Параллельность | Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повышения оперативности исследований |
Специализация | Имеет место рациональное разделение исследовательского труда в СУ |
Концентрация | Выполняются однотипные исследовательские задачи в одном исследовательском подразделении и (или) обеспечивается концентрация усилий работников на достижение основных целей и решение задач исследования СУ |
Адаптивность | Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним к внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ |
Систематичность | Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечивающих реализацию исследовательских решений |
Научное равенство | Каждому исследователю обеспечивается свободное высказывание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истинность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и т.д. |
Консультативность | При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию. |
Ответственность | Обеспечивается реальная индивидуальность и коллективная ответственность за результаты деятельности исследования СУ |
Активизация и стимулирование | При проведении исследования СУ исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном, производительном, новаторском и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом |
Коллективное творчество | Привлекается широкий круг исследователей и специалистов разного профиля и уровня (от руководителей до рядовых специалистов и рабочих включительно). Процессы коллективного творчества должны управляться |
Творческая активность | У каждого участника исследования должны быть внутреннее стремление к активным действиям и право на проявление своих творческих способностей и свободы мышления (полетов мысли, фантазий, воображения, высказывание любых идей) для достижения целей исследования. На действующих СУ менеджеры и весь персонал должны обладать исследовательской креативностью и инновационностью мышления |
Методический подход | Проведение исследования должно осуществляться не в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику |
Замкнутость общих исследовательских функций (замкнутость ис–следовательского процесса) | Происходит реализация общих исследовательских функций, включая предвидение (прогнозирование), планирование, организацию, координацию, мотивацию, выполнение работ, контроль, учет, анализ и регулирование исследовательской работы. Все эти общие функции в своей основе во многом аналогичны общим функциям менеджмента |
Все принципы исследования взаимоувязаны между собой и при проведении исследовательских работ их следует использовать в комплексе.