Что означает слово инстинкт

Что такое инстинкт: понятие, примеры, классификация

Что означает слово инстинкт

Приветствую Вас, друзья!

Каждый человек знает и периодически применяет слово «инстинкт». К примеру, объясняя непреднамеренный поступок, мы можем сказать: «Я сделал это инстинктивно». При этом многие из нас неправильно понимают, что такое инстинкт, в результате чего эта фраза часто звучит как неуместное оправдание. Сегодня мы постараемся восполнить данный пробел и подробно разберём, что же представляет собой инстинкт. Мы поговорим о природе данного явления, рассмотрим несколько примеров и выясним, есть ли инстинкты у человека.

Что такое инстинкт?

Инстинкт – это заложенная на генетическом уровне модель поведения, цель которой заключается в удовлетворении определенной потребности. В отличие от рефлекса, представляющего собой одну ответную реакцию на определенный раздражитель, инстинкт подразумевает довольно сложную последовательность действий. У всех живых существ есть инстинкты, направленные на решение таких важных задач как выживание, пропитание и продолжение рода.

Термин «инстинкт» происходит от современного латинского слова instinctus, имеющего то же значение. Но само понятие появилось раньше. Аристотель (4 в. до н. э.) предположил существование «животной души», определяющей поведение животных. Позже афинский стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) использовал для этого явления слово ὁρμή (орми), которое и стало эквивалентом слова «инстинкт» в древнегреческом языке.

Инстинкты не следует путать с рефлексами. Задача рефлекса состоит в том, чтобы своевременно среагировать на определенный раздражитель. Задача инстинкта – в том, чтобы гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода. Некоторые инстинкты являются общими для всех живых организмов, другие же свойственны только представителям определенного вида. Самые сложные инстинкты наблюдаются в поведении человека (стремление к власти, признанию, социальному взаимодействию, самореализации, саморазвитию).

Многие авторитетные психологи отрицали существование инстинктов в человеческой природе. Так Зигмунд Фрейд считал, что романтическое и сексуальное поведение человека слишком сложное, чтобы объясняться животными инстинктами (для объяснения этой точки зрения он разработал «Теорию влечений»). Абрахам Маслоу (автор иерархической модели потребностей человека) считал, что у людей нет инстинктов, поскольку они, в отличие от животных, способны сдерживать любые порывы усилием воли. По мнению Маслоу, инстинкты в человеческой психике полностью вытеснены мышлением и заменены эмоциями.

Биологический смысл инстинкта заключается в том, чтобы заставить животное выполнять сложную последовательность действий, часть из которых может противоречить его текущим желаниям. Тем не менее, животное выполняет эту «программу», обеспечивая тем самым выживание себе и своему виду. Инстинкты проявляются и у человека, но он, в отличие от животных, сам определяет, как будет действовать, чтобы реализовать возникающие у него стремления. Иными словами, человек не может контролировать активацию инстинкта, но способен управлять его проявлением.

Инстинкты у человека

Инстинкты у людей активируются на бессознательном уровне и на этом этапе действуют так же, как и у животных. Мы ощущаем их как желания, эмоции и потребности, но у нас есть возможность самостоятельно выбирать, как именно их реализовывать. При этом реализация инстинкта обычно приносит чувство удовлетворения, тогда как невозможность реализовать его причиняет сильный эмоциональный дискомфорт. Поэтому утверждение, что человек может контролировать свои инстинкты, ошибочно. Просто он, в отличие от животных, имеет больше свободы в выборе способа реализации этих инстинктов.

По сути, наши инстинкты – это эволюционный опыт предков, накопленный и переданный в генетической памяти. Некоторые паттерны поведения оказывались более удачными и обеспечивали повышенную жизнеспособность отдельным особям, благодаря чему и закреплялись в генах. К примеру, создание моногамных пар и совместная забота о детях заложены в нас на генетическом уровне, поскольку сотни тысяч лет назад такое поведение помогало нашим предкам выживать и успешно выращивать жизнеспособное потомство.

Примеры инстинктов

В качестве первого примера рассмотрим самый очевидный инстинкт – инстинкт самосохранения. Он свойственен всем видам живых существ. Даже простейшие животные стремятся убежать от хищников и любых других опасностей. Довольно часто этот инстинкт проявляется в виде необоснованных страхов. Так многие люди боятся высоты, инстинктивно стараясь ухватиться покрепче за что-нибудь (как наши предки хватались за ветки и лианы). Другие боятся воды, поэтому испытывают дискомфорт, даже находясь на борту большого корабля. Это также проявление инстинкта самосохранения.

Второй пример – инстинкт продолжения рода. Он тоже есть у всех животных, но проявляется более разнообразно, чем предыдущий. У одних животных он ограничивается половым актом, через некоторое время после которого самка откладывает яйца и бросает кладку (как у некоторых черепах). Другие животные образуют пары и совместно выращивают потомство, но потом расстаются и в следующем сезоне образуют новые пары. Многим животным свойственна моногамия (некоторым в гораздо большей степени, чем человеку).

В качестве третьего примера рассмотрим материнский инстинкт. Его можно считать самостоятельным явлением или же частью репродуктивного инстинкта. Обычно он активируется после первой беременности и может проявляться не только в том, чтобы заботиться о собственном потомстве, но и в стремлении защищать слабых. Материнский инстинкт свойственен и человеку, и практически всем животным. Так известно много случаев, когда в зоопарках самки одного вида воспитывают осиротевших детёнышей других видов.

Классификация инстинктов

Человеческие инстинкты направлены на реализацию основных потребностей, свойственных нашему виду. В качестве самых важных можно назвать 7 таких инстинктов:

Отличия инстинктов от рефлексов

Чтобы лучше понять, что такое инстинкт, важно правильно понимать, чем он отличается от рефлекса. Фундаментальное отличие состоит в том, что рефлекс – это реакция нервной системы, которая возникает в ответ на некий раздражитель сразу же. Некоторые рефлексы можно сдержать волевым усилием, но большинство из них не подконтрольно нашему разуму и воле. Рефлексы бывают двух типов:

Несмотря на значительные отличия, безусловные и условные рефлексы имеют общую природу и примерно одинаковый механизм срабатывания. Нервный импульс, полученный от рецептора, проходит по рефлекторной дуге и возбуждает системы (мышцы или железы), обеспечивающие ответную реакцию. Все рефлексы происходят автоматически и без осознания, а их причиной всегда является какой-то раздражитель.

В отличие от рефлексов, инстинкт – это сложная модель поведения, которая не ограничивается срабатыванием определенной мышцы или выделением секрета железы. Инстинкт можно сравнить с пусковым механизмом, активация которого запускает сложную программу действий. При этом программа может быть весьма условной. Инстинкт возникает как сильная потребность, требующая удовлетворения. А как именно её удовлетворять – это уже зависит от животного или человека.

Не исчезли ли инстинкты у человека?

Как было отмечено выше, многие известные авторы считали, что у человека нет инстинктов, поскольку их вытеснил рассудок. Однако с точки зрения современной психологии, такое утверждение является ошибочным. Человек действительно сам контролирует своё поведение и при принятии решений руководствуется не инстинктами, а здравым смыслом. Но это не отменяет того факта, что многие наши желания, цели и стремления продиктованы именно инстинктами. Наше отличие от животных заключается лишь в том, что мы сами выбираем, как удовлетворять собственные потребности и желания.

У нас в полной мере присутствует инстинкт самосохранения. В критических ситуациях он нередко берёт верх над рассудком, в результате чего человек начинает паниковать и вести себя нерационально. Но чем взрослее и опытнее мы становимся, тем легче справляемся с паникой в критических ситуациях. Другой пример – брачное поведение, которое у людей сильно «зарегулировано» культурой. Каждый из нас с юных лет понимает, что существуют некоторые правила, определяющие, какими должны быть романтические отношения и на каком свидании можно целоваться. Однако само желание вступать в такие отношения продиктовано ничем иным, как инстинктом продолжения рода.

Таким образом, сколь бы разумной ни была деятельность человека, мотивирована она всё равно самыми обычными инстинктами. Просто инстинкты уже не управляют нашим поведением напрямую, как у животных. Но активация инстинкта вызывает у нас сильное (иногда непреодолимое) желание выполнить какие-то действия. А то, как мы их будем выполнять, зависит уже от нас самих, нашего образования и воспитания, моральных и нравственных принципов. Инстинкты есть у всех людей и сохраняются на протяжении всей жизни, но мы сдерживаем их, поскольку неконтролируемое их проявление вызывает осуждение в современном обществе.

Заключение

Инстинкт – это генетически запрограммированная сложная форма поведения, присутствующая у всех животных одного вида или более крупной таксономии. Инстинкты свойственны и людям, несмотря на то, что многие авторитетные психологи (такие как Зигмунд Фрейд и Абрахам Маслоу) отрицали этот факт. Современные исследования показывают, что поведение ребёнка практически полностью продиктовано врождёнными инстинктами. Но по мере взросления мы учимся контролировать наши инстинктивные потребности, самостоятельно выбирая, как, когда и с кем удовлетворять их.

Источник

Значение слова «инстинкт»

Что означает слово инстинкт

1. Биол. Врожденная способность животных организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды. Инстинкт самосохранения.При перелетах птицы руководятся только инстинктом, передаваемым из поколения в поколение. Обручев, Земля Санникова.

2. бессознательное, безотчетное непреодолимое влечение, чувство. Иногда как будто добрые инстинкты в нем просыпаются. Добролюбов, Губернские очерки… Собрал и издал М. Е. Салтыков. Но неужели нельзя как-нибудь искоренить в человеке инстинкт физического насилия? Каверин, Перед зеркалом.

[От лат. instinctus — побуждение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.

ИНСТИ’НКТ, а, м. [латин. instinctus — побуждение]. Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). И. самосохранения. Птица по инстинкту строит гнездо перед кладкой яиц. || Природное, непреодолимое, неосознанное влечение, чувство (книжн.). Животные инстинкты. Общественные инстинкты.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

инсти́нкт

1. биол. врожденная способность животных организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды

2. бессознательное, безотчетное непреодолимое влечение, чувство

Источник

ИНСТИНКТ

Полезное

Смотреть что такое «ИНСТИНКТ» в других словарях:

ИНСТИНКТ — (лат. – побуждение, стимул) естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя… … Философская энциклопедия

инстинкт — (от лат. instinctus побуждение) совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие И. в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку … Большая психологическая энциклопедия

инстинкт — нюх, интуиция, хоминг, шестое чувство, чутье Словарь русских синонимов. инстинкт интуиция, шестое чувство; чутьё, нюх (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ИНСТИНКТ — (от лат. instinctus побуждение), сложная безусловная реакция животного организма или человека, которая, будучи врожденной, проявляется только в определенных ситуациях, периоды жизни (например, инстинкт гнездования или кормления потомства).… … Экологический словарь

ИНСТИНКТ — ИНСТИНКТ, инстинкта, муж. (лат. instinctus побуждение). Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). Инстинкт самосохранения. Птица по инстинкту строит гнездо перед кладкой яиц. ||… … Толковый словарь Ушакова

ИНСТИНКТ — муж., лат. безотчетное побужденье, по которому действуют животные; побудок сев. побудка вост. У человека, разум и воля; у животного, то и другое слито в побудке. Инстинктивный, побудочный, побудковый. Инстинкт до того дурно, что нельзя не… … Толковый словарь Даля

Инстинкт — (биолог.). Термином инстинкт обозначаются все теумственные способности, которыми обусловливается совершение действий,хотя и соответствующих окружающим животное внешним условиям инаправленных вообще к пользе особи или всего вида, но выполняемых… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИНСТИНКТ — (от латинского instinctus побуждение), врожденная форма поведения животных и человека, направленная на приспособление к строго определенным условиям жизни и реализующаяся под влиянием основных биологических потребностей (пищевых, половых,… … Современная энциклопедия

ИНСТИНКТ — (от лат. instinctus побуждение) совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Значение слова инстинкт

Словарь Ушакова

| Природное, непреодолимое, неосознанное влечение, чувство (книж.). Животные инстинкты. Общественные инстинкты.

Этимологический Словарь Русского Языка

Латинское – instinctus (естественное побуждение).

Существительное было заимствовано из немецкого языка в последней четверти XVIII в. Инстинкт – естественное побуждение, бессознательное действие в ответ на происходящее.

Производные: инстинктивность, инстинктивный, инстинктивно.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от лат. instinctus — побуждение, стимул) — естественное влечение; (в биологии) врожденная приспособительная форма поведения животных, представляющая собой совокупность унаследованных реакций сложных (безусловных рефлексов), возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения. Различают пищевые, оборонительные, половые, родительские, стадные инстинкты. Осуществляются автоматически, необходимое сознательное предвидение исхода их целесообразности или необходимости отсутствует. Инстинкты необъяснимы с точки зрения опыта отдельного индивида. Ни одна из гипотез о происхождении инстинктов не является удовлетворительной. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, по крайней мере, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами.

Педагогический терминологический словарь

совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

Словарь антонимов русского языка

Гаспаров. Записи и выписки

♦ «Я, конечно, не люблю ее, а тянусь все тем же своим инстинктом — давать счастье» (Дневник А. И. Ромма, РГАЛИ 1495, 1, 80).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Навык, передаваемый биологическим путем. Человек почти полностью лишен инстинктов. У него есть побуждения, которые нужно воспитывать.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Врождённая способность живых организмов совершать целесообразные бессознательные действия, передаваемая из поколения в поколение.

2. Безотчетное стремление к чему-н., внутреннее чутьё.

Энциклопедия «Биология»

, врождённое поведение животных и человека, направленное на удовлетворение основных биологических потребностей. Наиболее сильными (доминирующими) инстинктами являются пищевой (утоление голода) и сексуальный (продление рода). У высших животных и человека на основе инстинкта происходят обучение, формирование поведения, направленное на приспособление к окружающей среде. По мере формирования и социализации личности человек усложняет программу поведения, контролирует инстинкты, подчиняя их правилам и требованиям общества. См. также поведение.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG instinct)

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ИНСТИНКТ, а, м.

1. Врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. И. самосохранения.

2. Подсознательное, безотчётное чувство, внутреннее чутьё. Понять чтон. инстинктом любящего человека. Материнский и.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare — побуждать; побуждение, точнее — побудок ), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату, полезному не только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического, или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно, и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление — другой вопрос). В мире животном И. есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. «Всеобщее» присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно так же связь целого, или взаимность частных существ, выражается в человеке не только как невольная симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими. — Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собой, т. е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что И., первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, И. самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в охранение человеческого достоинства; И. половой превращается в супружескую любовь; И. родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; И. политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. — Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собой; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери — при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные.

Вл. Соловьев.

Инстинкт (биолог.). — Термином инстинкт обозначаются все те умственные способности, которыми обусловливается совершение действий, хотя и соответствующих окружающим животное внешним условиям и направленных вообще к пользе особи или всего вида, но выполняемых без необходимого понимания связи между совершаемым действием и вытекающими из него следствиями. Признаком инстинктивных действий служит их прирожденность и непреднамеренность. Вообще с термином И. часто не связывают точного и строго определенного понятия и называют инстинктивными даже такие действия животных, особенно низших, которые имеют все отличительные признаки действий сознательных, разумных. Очень часто в действиях в сущности инстинктивных замешивается и проявляется в большей или меньшей степени и влияние рассудка: и далеко не всегда можно провести резкую границу между инстинктивным и разумным действием. Коренная разница между теми и другими заключается 1) в том, что последние вытекают всегда из знания определенной связи между действием и его следствием, 2) в том, что если ответом на известные внешние влияния служат разумные действия, то они совершаются разными особями различно, между тем как соответственные инстинктивные действия совершаются всеми особями вида при данных условиях одинаково, и 3) что инстинктивные действия совершаются лишь при известных специальных обстоятельствах, которые часто оказывали свое влияние в течение жизни вида, между тем как разумные действия совершаются при самых разнообразных внешних условиях и могут служить ответом на совершенно новые воздействия окружающей среды, которые раньше могли и не встречаться. Принимают двоякое вероятное происхождение всех И. 1) Действия первоначально чисто разумные, повторяясь в ряду последовательных поколений и постепенно утрачивая свой сознательный характер, могут с течением времени превратиться в инстинктивные, подобно тому как в жизни отдельного индивида известное совершенно сознательное действие путем повторения и привыкания постепенно принимает все более и более автоматический, рефлекторный характер. 2) Второй способ происхождения И. обусловливается естественным отбором (см. Вид) и выживанием наиболее приспособленных. Действия и наклонности, никогда не носившие разумного, сознательного характера, но полезные для вида, должны вследствие борьбы за существование укрепляться и развиваться в ряду поколений, и этим путем первоначально очень простое инстинктивное действие может превратиться в крайне сложное. Таков, напр., И. высиживания яиц. Нет никакого основания думать, чтобы какое-либо животное стало сознательно согревать яйца своим телом для вывода детенышей, и этот И. мог развиться из свойственной многим животным привычки прикрывать, защищать яйца своим телом. С превращением холоднокровных животных в теплокровные упомянутая привычка оказалась полезной для вида еще и в том отношении, что процесс развития в яйце мог протекать быстрее и, таким образом, особенность эта имела все шансы быть закрепленной путем естественного отбора. Как указывает Дарвин, некоторые И. имеют не менее важное значение для сохранения вида, чем особенности его строения, и потому легкие изменения в И. при изменениях внешних условий могли сохраняться, накопляться и усиливаться действием естественного отбора. Нет основания думать, чтобы все И. произошли непременно тем или другим из указанных путей, многие могли иметь двойное происхождение и развиться из первоначально разумных действий путем привычки, с одной стороны, и действия отбора — с другой. Примером могут служить североамериканские тетерева, вырывающие себе под снегом длинный ход, оканчивающийся расширением, которое прикрыто лишь тонким слоем снега. Испуганная появлением врага у входа птица просто взлетает, легко пробивая слой снега. Здесь первым источником И. было, вероятно, сознательное стремление прятаться под снегом, но современная форма его выработалась путем естественного отбора. В противоположность весьма распространенному взгляду нет достаточных оснований считать И. за нечто неизменное, они подлежат, напротив, различным изменениям при изменении внешних условий. Существует уже ряд наблюдений в пользу этого над домашними животными, наблюдались изменения в продолжительности высиживания, уходе за птенцами и т. п. Наблюдалось также появление новых И.; так, напр., скоро после появления человека в необитаемых раньше странах даже молодые животные начинают обнаруживать страх перед ним; как бы ни объяснялась сущность этих явлений, но сам факт возникновения новой группы инстинктивных явлений можно считать несомненным. Нередко изменения в инстинктивных действиях носят разумный характер, животное заменяет, напр., при сооружении гнезд обычный строительный материал при недостатке его другим (напр. пчелы заменяли узу смесью воска и терпентина), заменяют обыкновенную пищу личинок другой и т. п. Но рядом с этим известно много случаев, когда животные, выполняющие очень сложные инстинктивные действия, оказываются в высшей степени тупыми, если наталкиваются на самое незначительное, но необычное для них препятствие. Не все случаи сложных И. поддаются в настоящее время объяснению с точки зрения приведенных взглядов, многие еще недостаточно выяснены (и недостаточно изучены), но большая часть их естественно объясняется указанными соображениями. Важнейшая литература об И.: Дарвин, «Происхождение видов» и «Происхождение человека»; Romanes, «Mental Evolution in Animals», «Animal Intelligence» и статья «Instinct» в «Encyclopedia Britannica»; Леббок, «Муравьи, пчелы и осы», и Lubbock, «Die Sinne und des Geistige Leben der Thiere etc.» (Лпц., 1889; перев. Маршалля), также Fabre, «Souvenirs entomologiques. Etudes de l’instinct sur les moeurs des Insectes» (1879), «Nouveaux souvenirs entomologiques» (1882) и «Souvenirs ent o mologiques» (3 серия, 1886).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *