Что означает слово экзорцист
Экзорцист
Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (эксоркидзо) — заклинать) – 1) церковный чин в ранней церкви; 2) член Церкви, занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати).
«Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий (Церковная история. 6.43.14). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов.
В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых. При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам».
диакон Павел Гаврилюк
«Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» ( Мк. 16:17 ). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» ( Мф. 12:43-45 ).
Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно‑, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.
Впоследствии из практики Православной Церкви это особое церковное «послушание» постепенно ушло. Заклинательные молитвы (или молитвы запрещения) перед крещением читает сегодня совершающий это Таинство священник. Существует так же особый чин, совершающийся над теми, кто находится в состоянии одержимости нечистыми духами. Совершаться он может в настоящее время только по благословению Архиерея и, конечно, от пастыря, подъемлющего подобный труд, требуется, чтобы он жил жизнью чистой и строгой, по выражению из чина пресвитерской присяги, «от суетных обычаев мира устраненной». Иначе он рискует сам стать игрушкой в руках у той страшной силы, от которой будет пытаться освободить страждущих. С ним может произойти то же, что с сыновьями иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгонять бесов, говоря: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» ( Деян. 19:13 ). Деяния апостолов повествуют, что однажды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». И затем человек, в котором находился этот дух, «бросился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян. 19:15-16 )».
игумен Нектарий (Морозов)
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф. 12:43-44 )
Браться за дело изгнания бесов могут лишь редкие подвижники, получившие такой дар от Бога.
Согласно канонам заниматься экзорцизмом возможно только по благословению епископа (26 правило Лаодикийского собора 364 г.).
ЭКЗОРЦИЗМ — что это такое, простыми словами. Кто такой экзорцист
Экзорцизм. Темные силы всеми возможными способами стараются поработить человечество в течение многих лет. В истории известно много сообщений о том, что в людей вселялись демоны и разные сущности, полностью овладевая их телом и сознанием. «Зараженный» человек теряет энергию и в итоге умирает.
Что это экзорцизм?
Ритуал, который помогает изгнать из человека разную нечисть и вернуть его к нормальной жизни, называется экзорцизмом. В большинстве случаев он подразумевает чтение молитв и омовение святой водой, что заставляет сущность покинуть тело. Выясняя, что такое экзорцизм, следует сказать, что он влияет на темные силы посредством торжества Христа и связывает их. В переводе с древнегреческого языка экзорцизм означает «клятва». Обряд по изгнанию нечистой силы начали проводить еще в античные эпохи.
Экзорцизм в христианстве
Церковь считает, что одержимость является делом рук Сатаны. О том, что человек «заражен» свидетельствуют его огромные силы, изменение голоса, использование слов на других языках и отречение от религии. Экзорцизм в православии считается дуэлью между нечистью и священником. Во время проведения ритуала жертва мучается от сильной боли, спазмов, а еще возникают психические сдвиги, рвота и другие отклонения. Священник, который проводит ритуал, должен обладать непоколебимой верой в силу Иисуса Христа. Раньше в день проведения ритуала в православной церкви отменялись все службы.
Экзорцизм в католической церкви с 1614 года является строго формализованной процедурой. Стоит отметить, что католики считаются самыми известными экзорцистами. Для проведения ритуала священник читает молитвы, использует благовония и помазывает одержимого маслами. В некоторых случаях применяют вино и соль. Существует Международная ассоциация экзорцистов, которая получила от Ватикана официальное разрешение для проведения ритуалов.
Экзорцизм в буддизме
В этой религии экзорцизм считается духовной практикой, которая основана на милосердии и сострадании. С ее помощью буддист может обрести мудрость и развить свой энергетический потенциал. Подселение демонов в буддизме считается кармическим загрязнением, от которого необходимо избавиться. Сначала проводятся мирные ритуалы, направленные на то, чтобы задобрить духа и попросить его покинуть тело. Если это не помогает, то проводят изгнание бесов из человека, для чего используются мантры и визуализация. Демона переносят в какой-то предмет, а затем, его сжигают и закапывают.
Экзорцизм в иудаизме
В этом религиозном направлении ритуал подразумевает изгнание диббука – злого духа, который не смог найти покоя в загробной жизни, поэтому и ищет новое тело. В иудаизме экзорцизм изгнание бесов подразумевает успокоение злого духа.
Обращаюсь к тебе, дух нечистый, злом посланный. Ты самый грех, обман, кощунство, блудодейство, убийство. Мы молим Господа Бога о силах, которые помогут изгнать тебя. Величие и сила его воскресят душу раба Божьего (имя) и настигнут судом страшным дух дьявольский. Господь, помоги нам изгнать беса из плоти и души раба Божьего. Ты, коварный враг, покинь тело, которое ты занял, очисть его от своей сущности. Да закончится властвование твое над всем миром, да разрушиться царство твое, пусть сгниют твои стрелы отравленные, будь ты уничтожен, повержен, разрушен и покорен, как был распростерт ты в Египте, Иерихоне, Голиафе и Амане. Ты раб человеческий и мы сильны над тобой. Мы в силах истерзать тебя за твои деяния. Мы изгоняем тебя из тела тобой терзаемого. Подвергаем тебя огню адскому и вечному. Пусть сила Господня торжествует над тобой. Отпусти и убирайся, где бы ты ни крылся. Запрещено тебе навсегда возвращаться в это тело и владеть душой этой.
Экзорцизм в исламе
Для этой религии экзорцизм считается изгнанием джиннов, которые помогают исполнять желания, но при этом бывают коварными и подселяются в тело человека. Одержимых людей в исламе называют дэли. Экзорцизм у мусульман проводят джинны-мусульмане. Сам ритуал похож на тот, который используют в христианстве, то есть читаются молитвы и отрывки из Корана. В некоторых случаях обряд сопровождают избиением больного.
Экзорцизм – миф или реальность
Споры по поводу того, могут ли демоны вселяться с людей, ведутся много лет. Есть люди считающие изгнание бесов шарлатанством и выдумкой. Ученые со скептицизмом относятся к подобным ритуалам, находя большое количество объяснений подобному поведению. При этом существует много свидетельств от жертв демонов, которые уверяют, что они чувствовали, как внутри них кто-то живет и управляет сознанием, а благодаря проведению ритуала люди возвращались к нормальной жизни.
Самой известной одержимой является Аннелиза Михель. Девушка прожила только 24 года и считается, что с 16 лет в ней жило несколько бесов. Аннелиза проходила лечение в психиатрической клинике, но результатов не было. Священнослужители провели над ней примерно 70 обрядов экзорцизма и многие из них были записаны на магнитофонную ленту и проводились при свидетелях. Ее история легла в основу фильма «Шесть демонов Эмили Роуз» С. Дерриксона.
Видео: Экзорцизм: Изгнание дьявола
Кто такой экзорцист и чем он занимается?
В разных культурах и в зависимости от ситуаций претендентами на статус экзорциста могут быть разные люди: раввины, священнослужители, шаманы, ведьмы, экстрасенсы и так далее.
Как научиться экзорцизму?
Считается, что проводить подобные обряды опасно и заниматься таким могут только люди, обладающие особым даром, прошедшие обучение и посвящение. Кроме этого, человек должен обладать мощной энергетикой. Экзорцист – должность, которая считается настоящим призванием. Чтобы провести обряд изгнания бесов, необходимо знать все молитвы и ориентироваться, как правильно и когда их следует применять.
В университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum в академии «Тру-Кросс» обучают экзорцистов. Студенты получаются знания не только по церковным предметам, но и по основам психиатрии, чтобы уметь отличать заболевания от одержимости. Приступать к проведению ритуалов можно только после получения ранга эксквайра. Сначала необходимо будет осилить демонов низшего ранга и обязательно под присмотром учителя.
Как провести обряд экзорцизма?
Ритуал является сложным и опасным, поэтому приступать к нему необходимо только при соблюдении всех правил.
Сам процесс изгнания темных сил из человека можно разделить на несколько основных этапов:
Экзорцизм с научной точки зрения
Психиатры имеют свое название подобного психического расстройства – какодемономания. В разных странах подобное отклонение именую по-своему. Ученые уверены, что нет никаких демонов, и экзорцизм является выдумкой, а человек просто имеет серьезное психическое заболевание. Фрейд считал, что какодемономания – невроз, при котором больной самостоятельно создает себе демонов, и они являются следствием подавления желаний. Многие психологи уверены, что изгнание духов, это не больше чем самовнушение.
Видео: «Отчитка (экзорцизм) — беда нашего времени». — Осипов А.И.
Экзорцизм – интересные факты
За годы проведения многочисленных ритуалов по изгнанию бесов накопилось много информации, которая станет удивительной для многих людей.
Экзорцист
Смотреть что такое «Экзорцист» в других словарях:
экзорцист — сущ., кол во синонимов: 3 • бесогон (8) • изгнатель бесов (2) • изгоняющий дьявола … Словарь синонимов
Экзорцист — Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего, картина Франциска Гойа Экзорцизм (в католической традиции греч. ἐξορκισμός) изгнание бесов из одержимого человека с помощью молитвы или наложением рук святого. Также эффективна медитация.… … Википедия
экзорцист — экзорц ист, а … Русский орфографический словарь
Экзорцист — ♦ (ENG exorcist) (греч. exorkistês, лат. exorcista) человек, изгоняющий злого духа с помощью экзорцизма … Вестминстерский словарь теологических терминов
Экзорцист (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист … Википедия
Экзорцист (значения) — Экзорцист: Экзорцист человек, занимающийся экзорцизмом. Экзорцист (клирик) один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцист (мини альбом) мини альбом российской… … Википедия
Экзорцист (клирик) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцисты существовали только в рамках западной… … Википедия
Экзорцист (сингл) — Экзорцист Мини альбом Арды Дата выпуска 2005 Записан 2005 Жанр Power Metal … Википедия
Экзорцист (фильм) — Изгоняющий дьявола The Exorcist Жанр драма Режиссёр Уильям Фридкин В главных ролях Макс фон Сюдов … Википедия
Лорна — экзорцист — Les possédées du diable Жанр фильм ужасов эротика Режиссёр Хесус Франко Продюсер Роберт … Википедия
Юный экзорцист (фильм) — Юный экзорцист Teenage Exorcist Жанр комедия Режиссёр Грант Остин Уолдман Автор сценария Тед Ньюсом Фред Олен Рэй Бринк Стивенс … Википедия
Изгоняющие дьявола: где учатся и как работают современные экзорцисты
Кажется, что «экзорцизм» — словечко из Средних веков или из голливудских фильмов ужасов. Однако изгнание бесов в западном обществе не просто практикуется, но стремительно набирает популярность. В Италии каждый год регистрируют полмиллиона запросов на изгнание дьявола, а в США количество экзорцистов за последние несколько лет выросло в несколько раз. Разбираемся, почему так происходит, где учат на экзорцистов, как сегодня проходят обряды и что об этом думает официальная медицина.
Мода на экзорцизм и ее причины
США и Европа переживают ренессанс экзорцизма. Официальный экзорцист архиепархии американского города Индианаполиса Винсент Ламперт утверждает, что в 2018 году получил более 1700 запросов за несколько месяцев. Его коллега отец Гэри Томас в интервью говорит, что ему поступает не менее дюжины заявок в неделю.
Растет и число экзорцистов: если еще в 2011 году в США было лишь 15 специалистов такого рода, то сейчас их больше сотни.
В других странах тоже наблюдается всплеск запросов на экзорцизм. Лидер — Италия: там ежегодно фиксируется около полумиллиона обращений. Интерес к этому растет во Франции, Ирландии, Великобритании и особенно в Польше, где сегодня работают более 130 практиков. Папа Франциск относится к этому явлению со всей серьезностью: в 2014 году он официально признал созданную еще в 1990-х Международную ассоциацию экзорцистов, объединяющую несколько сотен человек из 30 стран.
Почему же то, что выглядит как полное мракобесие, так популярно в наше просвещенное время? Во-первых, при ближайшем рассмотрении время оказывается не таким уж просвещенным. Почти две трети американцев верят в существование дьявола, а 51% — в то, что человек может быть одержим дьяволом или его приспешниками. 46% опрошенных верят в целительную силу экзорцизма (еще 36% сомневаются; полностью отвергают пользу этого обряда только 19% опрошенных). Так что потенциальных клиентов более чем достаточно.
Во-вторых, рост спроса на экзорцизм может быть связан с падением интереса к традиционным религиям, а также с популярностью мистических течений и практик. Наконец, не последнюю роль сыграла и массовая культура: фильмы, сериалы и другая медиапродукция об изгнании нечистой силы появляются с завидной регулярностью и подогревают интерес к экзорцизму. По словам социолога Майкла Кунео, автора книги «Американский экзорцизм: изгнание демонов в стране изобилия», в 1960-х годах «экзорцизм в США практически не существовал, он давно ушел в прошлое, и никому уже не приходило в голову изгонять бесов».
Но в 1973 году вышел фильм «Экзорцист», после которого появилось множество других фильмов на ту же тему, — и уже к 1980-м практика переживала новый расцвет.
Впрочем, вряд ли дело только в медиа. Идея о вселяющемся агенте запрятана в нас гораздо глубже, чем может показаться. Недаром она сопровождает человечество с древнейших времен и появляется практически в каждом обществе, почти во всех конфессиях. Возможно, людей утешает мысль о том, что причина происходящих с нами бед пришла извне — а значит, ее можно устранить с помощью некой последовательности действий.
Где учат на экзорцистов?
Главный образовательный центр для католических экзорцистов, конечно, Ватикан. Там с 2005 года проводят курсы, на которых каждый год обучаются несколько сотен священников из 50 стран. Обучение проходит раз в год, длится неделю и стоит около 300 евро. Программа «предлагает академическое и междисциплинарное исследование экзорцизма» и охватывает широкий круг вопросов: «антропологических, социальных, теологических, литургических, медицинских, нейробиологических, фармакологических, криминологических и юридических».
Лекции читают практикующие экзорцисты с многолетним опытом. По окончании курса участникам выдают сертификаты.
Но сами по себе документы не дают права проводить обряд «большого экзорцизма» (католическая церковь подразделяет экзорцизм на «большой» и «малый» — в зависимости от степени одержимости «пациента»): для этого требуется разрешение епископа местной епархии.
Экзорцизм: инструкция по применению
В 1999 году Католическая церковь впервые с 1614 года обновила правила, касающиеся экзорцизма. Главное новшество — проведена четкая граница между одержимостью и психическими заболеваниями.
Поэтому сегодня далеко не каждый запрос на экзорцизм заканчивается обрядом, наоборот: до финальной стадии доходят единицы. Католические священники-экзорцисты работают в команде с психиатрами и психологами, которые должны определять, не является ли то, что кажется одержимостью, симптомом болезни? (Правда, представители церкви считают, что психиатрам, работающим с «одержимыми», тоже желательно быть верующими — чтобы они могли хотя бы допустить существование «чего-то большего», чем просто болезнь, а не сразу отметать явление как ненаучное). При ближайшем рассмотрении обычно выясняется, что «одержимый» страдает от шизофрении или диссоциативного расстройства или принимает психотропные препараты.
Только если врачи подтвердили, что человек психически здоров, за дело берется священник.
Следующая стадия — выявление классических признаков одержимости:
Что такое одержимость и почему она возникает: католицизм vs официальная медицина
Согласно католической доктрине демоны могут пользоваться разными порталами, но основных два:
Многие священники считают опасными даже увлечение нью-эйдж-практиками, йогу, интернет и книги про Гарри Поттера.
Что об этом говорит наука? Термин «одержимость демонами» в современной психиатрии не входит в перечень диагнозов Международной классификации болезней (2010). Однако там всё же присутствует описание расстройства «F44.3: Транс и одержимость», которое характеризуется «временной потерей личностной идентичности и полной неосознанности окружающего».
Впрочем, по мнению профессора психиатрии Колумбийского университета Джеффри Либермана, «одержимость» почти всегда можно объяснить уже известными медицине расстройствами и состояниями, чаще всего диссоциативным расстройством. А «целительное действие» экзорцизма, когда в ряде случаев после обряда симптомы действительно исчезают, по крайней мере на время, ученые обычно связывают с эффектом плацебо, внушением и самовнушением.
С этим согласны большинство ученых, но есть и другие мнения. Например, профессор клинической психиатрии Ричард Галлахер помимо своей основной деятельности бесплатно консультирует священников, сталкивающихся с одержимостью. Он рассказывает о ситуациях, которые медицина объяснить не могла: к примеру, о пациентке, которая «могла рассказать, как умерли люди, которых она не знала, в том числе моя собственная мать, и говорить на нескольких языках, которых не знала, включая латынь». По словам Галлахера, в его многолетней практике действительно бывали случаи, хотя и чрезвычайно редкие, которые он не может объяснить ничем, кроме мистики. Впрочем, другие ученые возражают, что, если медицина пока и не может понять причину этих явлений, это не означает автоматически, что они имеют сверхъестественную природу.
Люди приписывают себе одержимость еще и потому, что ментальные заболевания стигматизированы. Человеку и его семье не так стыдно думать, что в него вселился бес, чем что он болен.
«Считать, что определенное поведение вызвано влиянием злых духов, зачастую удобно, — утверждает польский психолог Игорь Петкевич, много лет исследующий феномен одержимости. — Вместо того чтобы признать, что у человека есть психологические проблемы или сложная семейная ситуация (включающая, например, домашнее насилие) и начать решать эти проблемы, семье легче приписать всё это потусторонним силам и сфокусироваться на изгнании демонов». В некоторых случаях, пишет он, обряд экзорцизма действительно может принести временное облегчение, но в других он может дополнительно травмировать.
Игорь Петкевич называет еще одну причину, по которой человек может считать себя одержимым, — это бессознательное стремление перенести ответственность за «нежелательное» поведение и «неподобающие» эмоции и желания на внешнее воздействие. Он приводит в пример случай, когда женщина, обычно уравновешенная и вежливая, увидела, как ее муж флиртует с другой, впала в ярость и ударила его ножом. «Она была убеждена, что сама не совершала ничего подобного, а просто была в этот момент одержима».
К обрядам экзорцизма официальная медицина относится очень осторожно. Большинство ученых, исследующих этот феномен, считают: обряд изгнания демонов не только не устраняет истинную причину расстройства, но может и ухудшить симптомы, а главное — помешать пациенту получить правильный диагноз и лечение. Впрочем, по мнению профессора Казухиро Тадзима Посо, в этом вопросе очень важен диалог между священнослужителями и медицинскими специалистами. Ведь для религиозных пациентов мнение священника может быть гораздо авторитетнее, чем факты и научные доказательства. И необходимо использовать их влияние, чтобы убедить таких людей обратиться за лечением.
Экзорцизм
«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)
А.И. Осипов,
профессор Московской Духовной Академии
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь ( Мк. 16:16 ).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»1
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются2. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы3, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» ( Деян. 19:13 ), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»4.
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования5, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».
«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»6.
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»7.
Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»9.
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» ( Иак. 5:16 ), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: « Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».11
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются»12.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»
«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».13
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.
По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
Примечания:
статья напечатана в журнале “Православная беседа” № 1, 2000 год.