Что означает слово экзорцист

Экзорцист

Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (экс­ор­кидзо) — закли­нать) – 1) цер­ков­ный чин в ранней церкви; 2) член Церкви, зани­ма­ю­щийся изгна­нием демо­нов из одер­жи­мых ими людей (при посред­стве молитв, при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати).

«Особый цер­ков­ный чин экзор­ци­ста появился в III в. Он был ниже диа­кона, но выше чтеца и при­врат­ника. О чине экзор­ци­стов впер­вые упо­ми­на­ется в письме папы Кор­не­лия (до 253), кото­рое цити­рует Евсе­вий (Цер­ков­ная исто­рия. 6.43.14). Деся­тое пра­вило Антио­хий­ского собора (341 г.) поз­во­ляло сель­ским епи­ско­пам руко­по­ла­гать экзор­ци­стов.
В обя­зан­но­сти экзор­ци­ста вхо­дило изгна­ние бесов из катеху­ме­нов, а также одер­жи­мых. При руко­по­ло­же­нии буду­щему экзор­ци­сту епи­скоп тор­же­ственно пере­да­вал книгу, в кото­рой были собраны молитвы для изгна­ния бесов, и про­из­но­сил при этом сле­ду­ю­щие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть воз­ла­гать руки на одер­жи­мого (energumenum), как кре­ще­ного, так и катеху­мена”. Отме­тим, что в неко­то­рых церк­вах экзор­ци­стов спе­ци­ально не руко­по­ла­гали, так как счи­тали умение изго­нять бесов, подобно про­ро­че­скому при­зва­нию, особым хариз­ма­ти­че­ским даром. При отсут­ствии экзор­ци­стов изгна­ние бесов пору­чали пре­сви­те­рам и диа­ко­нам».
диакон Павел Гав­ри­люк

«Свя­щен­ное Писа­ние, в част­но­сти Деяния апо­сто­лов, сви­де­тель­ствует, что одним из даров Свя­того Духа, в обилии пода­вав­шихся хри­сти­а­нам древ­ней Церкви, был и дар изгна­ния нечи­стых духов из одер­жи­мых ими. И Сам Гос­подь, ука­зы­вая на те даро­ва­ния, кото­рые будут при­сущи истинно уве­ро­вав­шим в Него, гово­рил Своим уче­ни­кам и апо­сто­лам: «Уве­ро­вав­ших же будут сопро­вож­дать сии зна­ме­ния: именем Моим будут изго­нять бесов…» ( Мк. 16:17 ). И сила веры первых хри­стиан, самая их жизнь по этой вере были пер­во­на­чально таковы, что именем Хри­сто­вым они дей­стви­тельно застав­ляли демо­нов выхо­дить из тех, кто, по еван­гель­скому слову, сде­лался для них «домом» ( Мф. 12:43-45 ).
Со вре­ме­нем, когда цер­ков­ная жизнь стала при­об­ре­тать все более и более «орга­ни­зо­ван­ный» харак­тер, то есть по мере уста­нов­ле­ния в ней раз­лич­ных сте­пе­ней уже не только священно‑, но и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (таких, напри­мер, как чтецы, ипо­ди­а­коны и т.п.), в Церкви появи­лась и такая сте­пень, как экзор­цист. В обя­зан­ность экзор­ци­стов вхо­дило, напри­мер, чтение так назы­ва­е­мых закли­на­тель­ных молитв над огла­ша­е­мыми, гото­вя­щи­мися к при­ня­тию кре­ще­ния, чтение подоб­ных молитв над страж­ду­щими от нечи­стых духов.
Впо­след­ствии из прак­тики Пра­во­слав­ной Церкви это особое цер­ков­ное «послу­ша­ние» посте­пенно ушло. Закли­на­тель­ные молитвы (или молитвы запре­ще­ния) перед кре­ще­нием читает сего­дня совер­ша­ю­щий это Таин­ство свя­щен­ник. Суще­ствует так же особый чин, совер­ша­ю­щийся над теми, кто нахо­дится в состо­я­нии одер­жи­мо­сти нечи­стыми духами. Совер­шаться он может в насто­я­щее время только по бла­го­сло­ве­нию Архи­ерея и, конечно, от пас­тыря, подъ­ем­лю­щего подоб­ный труд, тре­бу­ется, чтобы он жил жизнью чистой и стро­гой, по выра­же­нию из чина пре­сви­тер­ской при­сяги, «от сует­ных обы­чаев мира устра­нен­ной». Иначе он рис­кует сам стать игруш­кой в руках у той страш­ной силы, от кото­рой будет пытаться осво­бо­дить страж­ду­щих. С ним может про­изойти то же, что с сыно­вьями иудей­ского пер­во­свя­щен­ника Скевы, кото­рые пыта­лись изго­нять бесов, говоря: «закли­наем вас Иису­сом, Кото­рого Павел про­по­ве­дует» ( Деян. 19:13 ). Деяния апо­сто­лов повест­вуют, что одна­жды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне изве­стен, а вы кто?». И затем чело­век, в кото­ром нахо­дился этот дух, «бро­сился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и изби­тые, выбе­жали из того дома» ( Деян. 19:15-16 )».
игумен Нек­та­рий (Моро­зов)

«Когда нечи­стый дух выйдет из чело­века, то ходит по без­вод­ным местам, ища покоя, и не нахо­дит; тогда гово­рит: воз­вра­щусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, нахо­дит его неза­ня­тым, выме­тен­ным и убран­ным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там; и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» ( Мф. 12:43-44 )

Браться за дело изгна­ния бесов могут лишь редкие подвиж­ники, полу­чив­шие такой дар от Бога.

Согласно кано­нам зани­маться экзор­циз­мом воз­можно только по бла­го­сло­ве­нию епи­скопа (26 пра­вило Лаоди­кий­ского собора 364 г.).

Источник

ЭКЗОРЦИЗМ — что это такое, простыми словами. Кто такой экзорцист

Экзорцизм. Темные силы всеми возможными способами стараются поработить человечество в течение многих лет. В истории известно много сообщений о том, что в людей вселялись демоны и разные сущности, полностью овладевая их телом и сознанием. «Зараженный» человек теряет энергию и в итоге умирает.

Что это экзорцизм?

Ритуал, который помогает изгнать из человека разную нечисть и вернуть его к нормальной жизни, называется экзорцизмом. В большинстве случаев он подразумевает чтение молитв и омовение святой водой, что заставляет сущность покинуть тело. Выясняя, что такое экзорцизм, следует сказать, что он влияет на темные силы посредством торжества Христа и связывает их. В переводе с древнегреческого языка экзорцизм означает «клятва». Обряд по изгнанию нечистой силы начали проводить еще в античные эпохи.

Экзорцизм в христианстве

Церковь считает, что одержимость является делом рук Сатаны. О том, что человек «заражен» свидетельствуют его огромные силы, изменение голоса, использование слов на других языках и отречение от религии. Экзорцизм в православии считается дуэлью между нечистью и священником. Во время проведения ритуала жертва мучается от сильной боли, спазмов, а еще возникают психические сдвиги, рвота и другие отклонения. Священник, который проводит ритуал, должен обладать непоколебимой верой в силу Иисуса Христа. Раньше в день проведения ритуала в православной церкви отменялись все службы.

Экзорцизм в католической церкви с 1614 года является строго формализованной процедурой. Стоит отметить, что католики считаются самыми известными экзорцистами. Для проведения ритуала священник читает молитвы, использует благовония и помазывает одержимого маслами. В некоторых случаях применяют вино и соль. Существует Международная ассоциация экзорцистов, которая получила от Ватикана официальное разрешение для проведения ритуалов.

Экзорцизм в буддизме

В этой религии экзорцизм считается духовной практикой, которая основана на милосердии и сострадании. С ее помощью буддист может обрести мудрость и развить свой энергетический потенциал. Подселение демонов в буддизме считается кармическим загрязнением, от которого необходимо избавиться. Сначала проводятся мирные ритуалы, направленные на то, чтобы задобрить духа и попросить его покинуть тело. Если это не помогает, то проводят изгнание бесов из человека, для чего используются мантры и визуализация. Демона переносят в какой-то предмет, а затем, его сжигают и закапывают.

Экзорцизм в иудаизме

В этом религиозном направлении ритуал подразумевает изгнание диббука – злого духа, который не смог найти покоя в загробной жизни, поэтому и ищет новое тело. В иудаизме экзорцизм изгнание бесов подразумевает успокоение злого духа.

Обращаюсь к тебе, дух нечистый, злом посланный. Ты самый грех, обман, кощунство, блудодейство, убийство. Мы молим Господа Бога о силах, которые помогут изгнать тебя. Величие и сила его воскресят душу раба Божьего (имя) и настигнут судом страшным дух дьявольский. Господь, помоги нам изгнать беса из плоти и души раба Божьего. Ты, коварный враг, покинь тело, которое ты занял, очисть его от своей сущности. Да закончится властвование твое над всем миром, да разрушиться царство твое, пусть сгниют твои стрелы отравленные, будь ты уничтожен, повержен, разрушен и покорен, как был распростерт ты в Египте, Иерихоне, Голиафе и Амане. Ты раб человеческий и мы сильны над тобой. Мы в силах истерзать тебя за твои деяния. Мы изгоняем тебя из тела тобой терзаемого. Подвергаем тебя огню адскому и вечному. Пусть сила Господня торжествует над тобой. Отпусти и убирайся, где бы ты ни крылся. Запрещено тебе навсегда возвращаться в это тело и владеть душой этой.

Экзорцизм в исламе

Для этой религии экзорцизм считается изгнанием джиннов, которые помогают исполнять желания, но при этом бывают коварными и подселяются в тело человека. Одержимых людей в исламе называют дэли. Экзорцизм у мусульман проводят джинны-мусульмане. Сам ритуал похож на тот, который используют в христианстве, то есть читаются молитвы и отрывки из Корана. В некоторых случаях обряд сопровождают избиением больного.

Экзорцизм – миф или реальность

Споры по поводу того, могут ли демоны вселяться с людей, ведутся много лет. Есть люди считающие изгнание бесов шарлатанством и выдумкой. Ученые со скептицизмом относятся к подобным ритуалам, находя большое количество объяснений подобному поведению. При этом существует много свидетельств от жертв демонов, которые уверяют, что они чувствовали, как внутри них кто-то живет и управляет сознанием, а благодаря проведению ритуала люди возвращались к нормальной жизни.

Самой известной одержимой является Аннелиза Михель. Девушка прожила только 24 года и считается, что с 16 лет в ней жило несколько бесов. Аннелиза проходила лечение в психиатрической клинике, но результатов не было. Священнослужители провели над ней примерно 70 обрядов экзорцизма и многие из них были записаны на магнитофонную ленту и проводились при свидетелях. Ее история легла в основу фильма «Шесть демонов Эмили Роуз» С. Дерриксона.

Видео: Экзорцизм: Изгнание дьявола

Кто такой экзорцист и чем он занимается?

В разных культурах и в зависимости от ситуаций претендентами на статус экзорциста могут быть разные люди: раввины, священнослужители, шаманы, ведьмы, экстрасенсы и так далее.

Как научиться экзорцизму?

Считается, что проводить подобные обряды опасно и заниматься таким могут только люди, обладающие особым даром, прошедшие обучение и посвящение. Кроме этого, человек должен обладать мощной энергетикой. Экзорцист – должность, которая считается настоящим призванием. Чтобы провести обряд изгнания бесов, необходимо знать все молитвы и ориентироваться, как правильно и когда их следует применять.

В университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum в академии «Тру-Кросс» обучают экзорцистов. Студенты получаются знания не только по церковным предметам, но и по основам психиатрии, чтобы уметь отличать заболевания от одержимости. Приступать к проведению ритуалов можно только после получения ранга эксквайра. Сначала необходимо будет осилить демонов низшего ранга и обязательно под присмотром учителя.

Как провести обряд экзорцизма?

Ритуал является сложным и опасным, поэтому приступать к нему необходимо только при соблюдении всех правил.

Сам процесс изгнания темных сил из человека можно разделить на несколько основных этапов:

Экзорцизм с научной точки зрения

Психиатры имеют свое название подобного психического расстройства – какодемономания. В разных странах подобное отклонение именую по-своему. Ученые уверены, что нет никаких демонов, и экзорцизм является выдумкой, а человек просто имеет серьезное психическое заболевание. Фрейд считал, что какодемономания – невроз, при котором больной самостоятельно создает себе демонов, и они являются следствием подавления желаний. Многие психологи уверены, что изгнание духов, это не больше чем самовнушение.

Видео: «Отчитка (экзорцизм) — беда нашего времени». — Осипов А.И.

Экзорцизм – интересные факты

За годы проведения многочисленных ритуалов по изгнанию бесов накопилось много информации, которая станет удивительной для многих людей.

Источник

Экзорцист

Смотреть что такое «Экзорцист» в других словарях:

экзорцист — сущ., кол во синонимов: 3 • бесогон (8) • изгнатель бесов (2) • изгоняющий дьявола … Словарь синонимов

Экзорцист — Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего, картина Франциска Гойа Экзорцизм (в католической традиции греч. ἐξορκισμός) изгнание бесов из одержимого человека с помощью молитвы или наложением рук святого. Также эффективна медитация.… … Википедия

экзорцист — экзорц ист, а … Русский орфографический словарь

Экзорцист — ♦ (ENG exorcist) (греч. exorkistês, лат. exorcista) человек, изгоняющий злого духа с помощью экзорцизма … Вестминстерский словарь теологических терминов

Экзорцист (мини-альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист … Википедия

Экзорцист (значения) — Экзорцист: Экзорцист человек, занимающийся экзорцизмом. Экзорцист (клирик) один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцист (мини альбом) мини альбом российской… … Википедия

Экзорцист (клирик) — У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения). Экзорцист один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско католической Церкви. Экзорцисты существовали только в рамках западной… … Википедия

Экзорцист (сингл) — Экзорцист Мини альбом Арды Дата выпуска 2005 Записан 2005 Жанр Power Metal … Википедия

Экзорцист (фильм) — Изгоняющий дьявола The Exorcist Жанр драма Режиссёр Уильям Фридкин В главных ролях Макс фон Сюдов … Википедия

Лорна — экзорцист — Les possédées du diable Жанр фильм ужасов эротика Режиссёр Хесус Франко Продюсер Роберт … Википедия

Юный экзорцист (фильм) — Юный экзорцист Teenage Exorcist Жанр комедия Режиссёр Грант Остин Уолдман Автор сценария Тед Ньюсом Фред Олен Рэй Бринк Стивенс … Википедия

Источник

Изгоняющие дьявола: где учатся и как работают современные экзорцисты

Кажется, что «экзорцизм» — словечко из Средних веков или из голливудских фильмов ужасов. Однако изгнание бесов в западном обществе не просто практикуется, но стремительно набирает популярность. В Италии каждый год регистрируют полмиллиона запросов на изгнание дьявола, а в США количество экзорцистов за последние несколько лет выросло в несколько раз. Разбираемся, почему так происходит, где учат на экзорцистов, как сегодня проходят обряды и что об этом думает официальная медицина.

Мода на экзорцизм и ее причины

США и Европа переживают ренессанс экзорцизма. Официальный экзорцист архиепархии американского города Индианаполиса Винсент Ламперт утверждает, что в 2018 году получил более 1700 запросов за несколько месяцев. Его коллега отец Гэри Томас в интервью говорит, что ему поступает не менее дюжины заявок в неделю.

Растет и число экзорцистов: если еще в 2011 году в США было лишь 15 специалистов такого рода, то сейчас их больше сотни.

В других странах тоже наблюдается всплеск запросов на экзорцизм. Лидер — Италия: там ежегодно фиксируется около полумиллиона обращений. Интерес к этому растет во Франции, Ирландии, Великобритании и особенно в Польше, где сегодня работают более 130 практиков. Папа Франциск относится к этому явлению со всей серьезностью: в 2014 году он официально признал созданную еще в 1990-х Международную ассоциацию экзорцистов, объединяющую несколько сотен человек из 30 стран.

Что означает слово экзорцист

Почему же то, что выглядит как полное мракобесие, так популярно в наше просвещенное время? Во-первых, при ближайшем рассмотрении время оказывается не таким уж просвещенным. Почти две трети американцев верят в существование дьявола, а 51% — в то, что человек может быть одержим дьяволом или его приспешниками. 46% опрошенных верят в целительную силу экзорцизма (еще 36% сомневаются; полностью отвергают пользу этого обряда только 19% опрошенных). Так что потенциальных клиентов более чем достаточно.

Во-вторых, рост спроса на экзорцизм может быть связан с падением интереса к традиционным религиям, а также с популярностью мистических течений и практик. Наконец, не последнюю роль сыграла и массовая культура: фильмы, сериалы и другая медиапродукция об изгнании нечистой силы появляются с завидной регулярностью и подогревают интерес к экзорцизму. По словам социолога Майкла Кунео, автора книги «Американский экзорцизм: изгнание демонов в стране изобилия», в 1960-х годах «экзорцизм в США практически не существовал, он давно ушел в прошлое, и никому уже не приходило в голову изгонять бесов».

Но в 1973 году вышел фильм «Экзорцист», после которого появилось множество других фильмов на ту же тему, — и уже к 1980-м практика переживала новый расцвет.

Впрочем, вряд ли дело только в медиа. Идея о вселяющемся агенте запрятана в нас гораздо глубже, чем может показаться. Недаром она сопровождает человечество с древнейших времен и появляется практически в каждом обществе, почти во всех конфессиях. Возможно, людей утешает мысль о том, что причина происходящих с нами бед пришла извне — а значит, ее можно устранить с помощью некой последовательности действий.

Что означает слово экзорцист

Где учат на экзорцистов?

Главный образовательный центр для католических экзорцистов, конечно, Ватикан. Там с 2005 года проводят курсы, на которых каждый год обучаются несколько сотен священников из 50 стран. Обучение проходит раз в год, длится неделю и стоит около 300 евро. Программа «предлагает академическое и междисциплинарное исследование экзорцизма» и охватывает широкий круг вопросов: «антропологических, социальных, теологических, литургических, медицинских, нейробиологических, фармакологических, криминологических и юридических».

Лекции читают практикующие экзорцисты с многолетним опытом. По окончании курса участникам выдают сертификаты.

Но сами по себе документы не дают права проводить обряд «большого экзорцизма» (католическая церковь подразделяет экзорцизм на «большой» и «малый» — в зависимости от степени одержимости «пациента»): для этого требуется разрешение епископа местной епархии.

Экзорцизм: инструкция по применению

В 1999 году Католическая церковь впервые с 1614 года обновила правила, касающиеся экзорцизма. Главное новшество — проведена четкая граница между одержимостью и психическими заболеваниями.

Поэтому сегодня далеко не каждый запрос на экзорцизм заканчивается обрядом, наоборот: до финальной стадии доходят единицы. Католические священники-экзорцисты работают в команде с психиатрами и психологами, которые должны определять, не является ли то, что кажется одержимостью, симптомом болезни? (Правда, представители церкви считают, что психиатрам, работающим с «одержимыми», тоже желательно быть верующими — чтобы они могли хотя бы допустить существование «чего-то большего», чем просто болезнь, а не сразу отметать явление как ненаучное). При ближайшем рассмотрении обычно выясняется, что «одержимый» страдает от шизофрении или диссоциативного расстройства или принимает психотропные препараты.

Только если врачи подтвердили, что человек психически здоров, за дело берется священник.

Следующая стадия — выявление классических признаков одержимости:

Что такое одержимость и почему она возникает: католицизм vs официальная медицина

Согласно католической доктрине демоны могут пользоваться разными порталами, но основных два:

Многие священники считают опасными даже увлечение нью-эйдж-практиками, йогу, интернет и книги про Гарри Поттера.

Что об этом говорит наука? Термин «одержимость демонами» в современной психиатрии не входит в перечень диагнозов Международной классификации болезней (2010). Однако там всё же присутствует описание расстройства «F44.3: Транс и одержимость», которое характеризуется «временной потерей личностной идентичности и полной неосознанности окружающего».

Впрочем, по мнению профессора психиатрии Колумбийского университета Джеффри Либермана, «одержимость» почти всегда можно объяснить уже известными медицине расстройствами и состояниями, чаще всего диссоциативным расстройством. А «целительное действие» экзорцизма, когда в ряде случаев после обряда симптомы действительно исчезают, по крайней мере на время, ученые обычно связывают с эффектом плацебо, внушением и самовнушением.

Что означает слово экзорцист

С этим согласны большинство ученых, но есть и другие мнения. Например, профессор клинической психиатрии Ричард Галлахер помимо своей основной деятельности бесплатно консультирует священников, сталкивающихся с одержимостью. Он рассказывает о ситуациях, которые медицина объяснить не могла: к примеру, о пациентке, которая «могла рассказать, как умерли люди, которых она не знала, в том числе моя собственная мать, и говорить на нескольких языках, которых не знала, включая латынь». По словам Галлахера, в его многолетней практике действительно бывали случаи, хотя и чрезвычайно редкие, которые он не может объяснить ничем, кроме мистики. Впрочем, другие ученые возражают, что, если медицина пока и не может понять причину этих явлений, это не означает автоматически, что они имеют сверхъестественную природу.

Люди приписывают себе одержимость еще и потому, что ментальные заболевания стигматизированы. Человеку и его семье не так стыдно думать, что в него вселился бес, чем что он болен.

«Считать, что определенное поведение вызвано влиянием злых духов, зачастую удобно, — утверждает польский психолог Игорь Петкевич, много лет исследующий феномен одержимости. — Вместо того чтобы признать, что у человека есть психологические проблемы или сложная семейная ситуация (включающая, например, домашнее насилие) и начать решать эти проблемы, семье легче приписать всё это потусторонним силам и сфокусироваться на изгнании демонов». В некоторых случаях, пишет он, обряд экзорцизма действительно может принести временное облегчение, но в других он может дополнительно травмировать.

Игорь Петкевич называет еще одну причину, по которой человек может считать себя одержимым, — это бессознательное стремление перенести ответственность за «нежелательное» поведение и «неподобающие» эмоции и желания на внешнее воздействие. Он приводит в пример случай, когда женщина, обычно уравновешенная и вежливая, увидела, как ее муж флиртует с другой, впала в ярость и ударила его ножом. «Она была убеждена, что сама не совершала ничего подобного, а просто была в этот момент одержима».

К обрядам экзорцизма официальная медицина относится очень осторожно. Большинство ученых, исследующих этот феномен, считают: обряд изгнания демонов не только не устраняет истинную причину расстройства, но может и ухудшить симптомы, а главное — помешать пациенту получить правильный диагноз и лечение. Впрочем, по мнению профессора Казухиро Тадзима Посо, в этом вопросе очень важен диалог между священнослужителями и медицинскими специалистами. Ведь для религиозных пациентов мнение священника может быть гораздо авторитетнее, чем факты и научные доказательства. И необходимо использовать их влияние, чтобы убедить таких людей обратиться за лечением.

Источник

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *