Что относится к созданию классным руководителем воспитывающей среды
Описание системы воспитательной работы в классе
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.
Педагог-профессионал – духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Воспитание в нашей школе, направленное на развитие всех детей, построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
Построение системы воспитательной работы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Я строила систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, была направлена на формирование творческой личности. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это и повлияло на образование системы воспитательной работы в классе.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Критериями эффективности процесса воспитания является ценностное отношение к Человеку, Познанию, Творчеству, Нравственности.
Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому я включила в свою воспитательную систему работу по Дополнительному образованию. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещались презентации студий, велись индивидуальные личные беседы с педагогами, координировалась их и наша работа. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остался в стороне.
Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующий ряд критериев:
Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 7б класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Все учащиеся получают дополнительное образование на факультативах, в кружках и секциях. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, субботники, учебно-исследовательская работа). Большое внимание уделяю работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещение семей. Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей).
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.
Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе
Второй год в классе реализуется образовательная программа “Какое счастье быть человеком!”, которая содействует формированию ценностей и развитию положительной тенденции в личностном росте школьников: формированию положительного отношения к ценностям: Человек, Познание, Творчество, Нравственность. Основным содержанием процесса освоения образовательной программы “Какое счастье быть человеком!” является организация воспитательных отношений.
В соответствии с вышеуказанными установками я, как классный руководитель, составляю модифицированный вариант Программы воспитания, разрабатываю перспективный план воспитательной работы.
На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняя в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях. Воспитательная система – единое целое и все направления работы в её рамках связаны воедино. Также это динамичная система, изменяющаяся со временем, поэтому, конечно же, я учитываю возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни школы, общества, класса. Во всей системе работы мы стараемся реализовать идею сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
Описывая систему воспитательной работы в классе, ее функционально-деятельностный компонент, нельзя умолчать о внедрении новых образовательных технологий, имеющие комплексный результат в обучении и воспитании (технология студийного обучения, мастерская, технология “Игра”, информационно-коммуникационные технологии
Итак, можно сказать, что реализация такой многогранно представленной цели воспитательной работы предъявляет педагогу-практику целый комплекс высоких профессиональных требований. Так, на мой взгляд, воспитатель-профессионал должен:
Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе
Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
Каждый ребёнок талантлив.
Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
Принцип создания воспитывающей среды.
Принцип индивидуализации воспитания.
Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я, как классный руководитель, стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса.
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Презентация к уроку
Красота души учителя России – уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России.
Педагогика обретает великий дар – дар воспитывать души человеческие. Она ищет свои особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, творчеством и красотой, искренней созидающей любовью. Вера учителя в своего ученика, помноженная на волю и интеллект, творческое терпение и любовь, является педагогической верой – основой педагогической мудрости.
Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. (А.В.Мудрик)
Цель воспитания – наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, т.к. именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.
На сегодняшний момент – школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания. Классное руководства, как традиционное школьное явление постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.
Классный руководитель – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Заметно меняется в настоящее время содержание, формы и методы их работы.
Главное направление деятельности классного руководителя в воспитательном процессе – забота об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, посодействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные способности.
Классный руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, прослеживает становление, корректирует обстоятельства и активность ребёнка, осуществляет помощь и индивидуальную поддержку ребёнку в его взаимодействии с миром. Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребёнка в жизнь.
Классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – формирование личности способной строить свою жизнь.
Социальная и культурологическая значимость фигуры классного руководителя возрастает, т.к. всё выше поднимается ценность индивидуальности и современной культуры.
Ориентированный на конечную воспитательную цель, К.Р. озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка. (Щуркова Н.Е.. Классное руководство: теория, методика, технология)
Классный руководитель в отличии от всех педагогов в школе, озабочен духовным обогащением и взращиванием личности, другие педагоги имеют цели частные и второстепенные, тактические, т.к. все, что они делают как профессионалы, касается оснащения ребёнка средствами жизни – умениями, навыками, привычками, предметными способностями.
Классный руководитель курирует стратегическую задачу развития личности. Область его профессиональных усилий – духовный мир школьника.
Классный руководитель обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника.
Индивидуализировать деятельность личности удаётся педагогу в рамках групповой деятельности и в процессе организации персональной деятельности школьника, соответствующей его интересам, желаниям,способностям.
Система классного руководства не имеет предметного внешнего оформления, она есть системное мышление педагога, который во всех видах и формах работы с детьми реализует своё назначение через реализацию обозначенных элементов, каждый раз совершая индивидуальное усилие в его определённом системном содержании.
Школьный учитель вводит детей в науку, КР вводит детей в жизнь, содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, помогает им решать проблемы жизни – сегодняшние и будущие, ожидающие их в период взросления.
Бессодержательное классное руководство сводится к администрированию, контролированию, фиксированию невоспитанности детей. Содержательное классное руководство слагается из работы по организации жизнедеятельности детей, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников.
Работа КР тогда обретает содержание, когда предъявляются детям ценности общечеловеческой жизни и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь.
Наивысшие ценности современного мира: ЖИЗНЬ, ПРИРОДА, ОБЖЕСТВО, ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА, СВОБОДА, СОВЕСТЬ, СЧАСТЬЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, РАВЕНСТВО, ТРУД, ПОЗНАНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ИГРА.
Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло – у них хороший классный руководитель».
Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя, с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, это руководство к деятельности имеющее педагогическую и методическую ценность. Должностные обязанности КР – это документ, в котором отражаются цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы.
Согласно Закону «Об образовании», образовательное учреждения получили право на свой устав и локальные акты. Поэтому школы могут разрабатывать и утверждать свои положения о КР опираясь на основные требования гос. документации.
За основу можно взять тарифно-квалификационную характеристику КР.
Назначения и задачи классного руководителя
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в гимназии воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, (слайд 7) – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Основные направления деятельности классного руководителя: создание условий для раскрытия потенциальных талантов каждого ребёнка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ребёнка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Основные функции классного руководителя:
Аналитическая
– изучение индивидуальных способностей учащихся, сформировавшихся под влиянием (или без влияния) семьи;
– выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;
– изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ученика;
– изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для учащихся класса, воспитательных возможностей педагогического коллектива.
Прогностическая
– прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
– предвидение результатов намеченного дела;
– построение модели воспитательной педсистемы,
– соответствующей воспитательной системе учреждения в целом;
– определение ближних и дальних перспектив жизни-деятельности учащихся класса;
– предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.
Организационно-координирующая
– организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;
– помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности детей в организации деятельности органов самоуправления;
– установление связей семьи и школы. Школы и социума;
– содействие воспитанникам в получении дополнительного образования в школе и вне её;
– защита прав и свобод учащихся
– индивидуальная работа с воспитанниками;
– участие в работе педсоветов, административных и методических совещаниях;
– ведение документации;
– участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности;
– ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеурочных мероприятий;
– формирование классного коллектива
Коммуникативная
– развитие и регулирование межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми;
– помощь в адаптации каждого ученика в коллективе;
– содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;
– помощь учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.
Классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами в школе: с педагогами-предметниками, службой психологов, с социальным педагогом, валеологом, медицинской службой и др.
Основные принципы деятельности классного руководителя
1. Гуманистическая направленность: в центре внимания КР – личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно-ориентированный подход к воспитанию).
2. Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов работающих в классе.
3. Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе (исходя из предполагаемых конечных результатов (целей) воспитания).
4. Принцип целесообразности и природосообразности. Выбор конкретных форм деятельности с учётом возрастных и индивидуальных способностей воспитанников, ценностных и целевых ориентации, уровня развития коллектива.
Формы работы классного руководителя с детьми
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:
– дискуссионных, игровых, состязательных;
– творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;
– психологических (позволяющих ребёнку осознать самого себя).
Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Её наличие значительно облегчит работу классного руководителя.
Полномочия классного руководителя
Классный руководитель обязан
Режим работы классного руководителя
VI. Документация и отчётность классного руководителя
Результативность деятельности классного руководителя
Основными критериями оценки работы классного руководителя является степень повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, мировоззренческое развитие.
Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция.
Исходя из всего вышесказанного сформировалось следующий график работы К.Р.
Циклограмма для классного руководителя
Ежедневно:
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
2. Организация питания учащихся
3. Организация дежурства в классном кабинете
4. Индивидуальная работа с учащимися.
1. Проверка дневников учащихся
2. Проведение мероприятий в классе по плану
3. Работа с родителями (по ситуации)
4. Работа с учителями предметниками (по ситуации)
5. Работа с медсестрой школы по справкам о болезни учащихся.
Каждый месяц:
1. Посещение уроков в своём классе
2. Консультации у школьного психолога
3. Сбор денег (питание, экскурсии и т.д.)
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику)
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти
2. Семинар классных руководителей
3. Анализ выполнения плана за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительских собраний
Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия
2. Оформление личных дел учащихся
3. Анализ и составление плана работы класса
4. Статистические данные класса (1 сентября)