Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества достижения науки в разработке
ГИА онлайн тесты
Демоверсия ГИА по обществознанию 00:00:00
естественную окружающую среду обитания людей
все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем
определённую группу людей, объединенную интересами
этап в историческом развитии народа
отдельными людьми и их группами
программистом и персональным компьютером
географическими условиями и разделением труда
работниками и орудиями труда
культуры и социальной сферы
культуры и политики
политики и экономики
политики и социальной сферы
введением Иваном Грозным опричнины и проведением опричного террора
длительным многовековым сохранением общины у русских крестьян, связанным с «зоной рискованного земледелия»
образованием единого Московского государства, введением в 1497г. первого Судебника
победой русского воинства над ордынской ратью в битве на Куликовом поле
и в природе и в обществе действуют объективные законы развития
общество на современном этапе полностью подчинило себе природу
человек и общество не способны противодействовать природной стихии
общество развивается, а природа неизменна, статична
парламентаризм, демократические ценности, фабричное производство
электронные сети, глобализация, высокие технологии
община, мелкотоварное ремесло, сословная иерархия
многопартийность, массовое производство, социальное законодательство
в стране действует демократическая конституция, гарантирована многопартийность
граждане P. могут свободно выезжать в соседние страны
страна отличается многонациональным составом населения, в ней признаны государственными три языка
управление страной осуществляется посредством электронных сетей
Глобальные проблемы современности и наука
Эти концепты ориентируют на раскрытие возникновения и разрешения глобальных проблем современности.
Третья проблема связана с необходимостью сохранения личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. В современной ситуации человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам и результатам и даже самому себе.
Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии.
Для решения этой проблемы необходимо привить обществу осознание того факта, что риск, связанный с развитием науки и техники, неотделим от достижений. Блага, которые несет с собой развитие науки и техники, являются относительными. В науке заложена идея прогресса, она связана с расширением возможностей человеческой преобразовательной деятельности, направленной на покорение природы и преобразование общества. Однако инновационное развитие науки не есть неизбежно стихийный процесс. Этим процессом можно управлять, и общество обязано регулировать процесс развития науки. Именно за обществом остается выбор, финансировать ли новые научные достижения и связанные с ними уровень благосостояния и новый уровень риска или отказаться от каких-то направлений поиска.
В связи с этим в современной философии науки обостряется потребность в новом ос- мыслении феномена науки, возникает необходимость соотнести современную форму существования науки с исходной или с самой идеей науки. Это приводит к анализу ценностно-смыслового содержания науки, ее цели и смысла. Философы науки констатируют несовпадение науки как факта и науки как идеи.
Творцы науки должны осознавать, во-первых, всю ответственность за те последствия, к которым могут привести их открытия, а во-вторых, все свои возможности и способности в плане разрешения глобальных проблем современности.
Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.
В этой связи возникает целая серия вопросов: как возможно включение в научное познание ценностных ориентации, каковы механизмы этого включения, не приведет ли к деформациям истины и жесткому идеологическому контролю за наукой требование соизмерять ее с социальными ценностями, имеются ли внутренние, в самой науке вызревающие, предпосылки для ее перехода в новое состояние?
Эти кардинальные вопросы должна поставить перед собой философия науки и выработать новые основания для научной деятельности.
При решении глобальных проблем современности философы науки предлагают учитывать следующее.
Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования техники.
В качестве одной из основных причин обострения глобальных проблем можно назвать дегуманизацию культуры, поэтому выход из кризиса видится в возвращении подлинного гуманизма, когда человек обретает ответственность за свое бытие.
Поскольку глобальные проблемы предполагают и свидетельствуют о разладе во взаимодействии общества и природы, то решения глобальных проблем предполагают сведение воедино новейших достижений естественных наук, обращенных к природе, установке использовать научно-обоснованные выводы при принятии политических решений, что в конечном счете позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса.
Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества? 1 достижения науки в разработке современных лекарств 2 развитие национальных систем образования
A1. Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества?
1) достижения науки в разработке современных лекарств
2) развитие национальных систем образования
3) сокращение разнообразия растений и животных
4) скорость передачи информации по компьютерным сетям
A2. Основу экономики страны Z составляет промышленное производство. Быстро растет население городов. Граждане добились от государства гарантий соблюдения прав и свобод человека. К какому типу принадлежит это общество?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному
4) постиндустриальному
^ A3. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности? А. Познавательная деятельность направлена на получение информации об окружающем мире. Б. В процессе познавательной деятельности участвуют органы чувств и интеллект человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A4. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) вера в существование сверхъестественных сил
A5. А. увлекается изучением птиц, обитающих в средней полосе России. Он участвует в ежегодном кольцевании птиц, изучает влияние изменения климата на численность и поведение отдельных видов птиц. А. опубликовал несколько статей в специальном журнале по проблемам биологии, готовит книгу о птицах. К какой области относится деятельность А.?
1) наука
2) искусство
3) религия
4) мораль
A6. Верны ли следующие суждения о мировых религиях?
А. Мировые религии имеют наибольшее число последователей во всем мире.
Б. К мировым религиям относят христианство, католичество, ислам и буддизм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A7. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, в которых на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. Что относится к собственному капиталу фирмы?
1) участок земли
2) работники фирмы
3) руководитель фирмы
4) теплицы и оборудование
A8. Государственный бюджет – это планируемые государством на год
1) расходы и доходы
2) сроки ввода новых предприятий
3) темпы роста экономики
4) льготы и дотации
A9. В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном факте?
1) инфляция
2) спрос
3) кооперация
4) предложение
A10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.
Б. В основе рыночной экономики лежит государственная собственность на факторы производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A11. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) мужчины
3) инженеры
4) горожане
A12. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
A13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A14. Что является признаком любого государства?
1) право на взимание налогов
2) идейное единство
3) разделение властей
4) федеративное устройство
A15. В стране Z правительство формируется на основе результатов парламентских выборов. При этом существует должность президента, который избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране Z?
1) президентская республика
2) конституционная монархия
3) парламентская республика
4) парламентарная монархия
A16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В задачу политических партий входит разработка и принятие законов государства.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A17. Что относится к гражданским (личным) правам человека?
1) право на жилище
2) право на социальное обеспечение по возрасту
3) право на образование
4) право на судебную защиту чести и достоинства
A18. Правительство РФ
1) разрабатывает и принимает законы
2) управляет федеральной собственностью
3) утверждает судебные решения
4) решает вопросы предоставления гражданства
A19. Анна очень торопилась и перебегала оживленную магистраль на красный свет. Ее остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна?
1) уголовное
2) дисциплинарное
3) гражданское
4) административное
A20. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. РФ является федеративной республикой.
Б. Государственной религией РФ является православие.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
^ При выполнении заданий этой части краткий ответ необходимо записать в том месте, которое указано в тексте задания.
В1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c высшими животными и отличия человека от высших животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде
2) способность к творчеству
3) способность к чувственному познанию
4) наличие сознания
В2. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие свои политические права Вы реализуете в наибольшей степени?» Результаты опроса представлены в таблице.
^ Политические права (свободы) | Количество голосов опрошенных (в %) |
Свобода слова и печати | 45 |
Избирательные права | 30 |
Право на доступ к информации | 14 |
Право участвовать в деятельности политических партий | 6 |
Свобода мирных митингов, шествий, собраний | 5 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Избирательные права и право на доступ к информации реализует большинство опрошенных.
2) Избирательные права и участие в деятельности политических партий реализует более трети опрошенных граждан.
3) В деятельности политических партий участвует каждый десятый опрошенный гражданин.
4) В митингах, шествиях, собраниях участвует меньше всего опрошенных граждан.
5) Свободу слова и печати, а также право на доступ к информации реализует более половины опрошенных.
В3. Установите соответствие между ситуациями и отраслями права, нормы которых их регулируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.