Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Учет прочих доходов и расходов

Прочие – значит, не имеющие прямого отношения к основной деятельности предприятия. Эти траты и доходы очень важны в рамках общей бизнес-практики компании, без них не обойтись, несмотря на то что они являются вспомогательными. Нередко бухгалтера затрудняются в отнесении финансовых результатов на правильную статью баланса. Сегодня разбираемся с прочими доходами и расходами.

Вопрос: Как отразить в учете, а также в бухгалтерской отчетности организации комиссию банка за выдачу кредита? Согласно учетной политике организации в целях бухгалтерского учета дополнительные затраты по займам и кредитам включаются в прочие расходы равномерно в течение срока займа (кредита).
Сумма комиссии составила 12 000 руб. (НДС не облагается). Срок предоставленного организации кредита на пополнение оборотных средств составляет девять месяцев. Бухгалтерская отчетность составляется на последнее число каждого календарного месяца. В налоговом учете применяется метод начисления. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Посмотреть ответ

Прочие – это какие?

Связь затрат и прибылей с основными либо «прочими» видами занятий организации прослеживается на основании данных из выписки ЕГРЮЛ. В этом документе закреплены виды деятельности фирмы, указанные как основные при регистрации. Если затраты или получение денег не связаны с ведением именно этих видов деятельности, они при учете должны быть отнесены к прочим.

Прочие доходы: определение

План бухгалтерских счетов 9/99 «Доходы организации» регламентирует отнесение финансов к тем или иным статьям. В главе 3 «Прочие поступления» приведен открытый перечень поступающих средств этого назначения. К ним бухгалтером принято относить:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Список открыт – можно включить в него и другие финансовые поступления, отвечающие назначению «прочие». Они должны быть предусмотрены в учетной политике организации. Примеры таких доходов – излишки, обнаруженные при инвентаризации, остатки годных материалов или запчастей после утилизации и пр.

Если предприятие занимается грузоперевозками и попутно сдает в аренду склад, доходы от аренды следует относить к прочим. Но если основное занятие фирмы – аренда складов, то прибыль от этого будет основным, а не прочим доходом.

Какие расходы относят к прочим

Информация о прочих расходах содержится в упоминавшейся выше 3 главе ПБУ 9/99. Перечисление прочих расходов тоже содержится в открытом списке, это значит, что учетная политика вправе его расширить. Чаще всего приходится относить на баланс следующие виды прочих расходов:

ВНИМАНИЕ! Учетная политика вправе обосновывать отнесение к «прочим» и других видов затрат. Например, госпошлины и сумма налога на имущество прямо не указаны в списке основных расходов, их нет и в перечне «прочих», значит, предприятие самостоятельно может определить статью их учета.

Бухгалтерский учет

Прочие затраты и поступления учитываются бухгалтером на счете, специально предназначенном для этой цели – 91 «Прочие доходы и расходы». К нему обычно открываются субсчета:

Примеры проводок по прочим доходам и расходам

Налоговый учет прочих поступлений и затрат

В признании доходов и расходов прочими для целей налогообложения практически не возникает расхождений с бухгалтерским учетом, кроме некоторых нюансов, которые мы уточним ниже.

Прочие доходы и налоги

Законодательно эта операция регламентирована ст. 250 НК РФ «Внереализационные доходы» (их список закрытый, но более полный, чем перечень прочих доходов).

ВАЖНО! Если поступление не упомянуто в ст. 250 как внереализационное, значит, оно относится к основным.

В процессе налогового учета величина поступлений редко отличается от указанной в бухгалтерском балансе. Но появление таких отличий в некоторых случаях все же возможно.

Особенности налогообложения прочих расходов

НК РФ определяет все тонкости налогообложения, связанные с прочими расходами, в ст. 265 «Внереализационные расходы». Так же, как у доходов, их перечисление закрытое и не допускает расширения за счет других видов деятельности.

Некоторые прочие доходы не входят в налоговый учет, хотя и упомянуты как внереализационные. Их достаточно много, чаще всего бухгалтеру приходится сталкиваться со следующими.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Из-за разницы в налоговом и бухгалтерском признании расходов прочими образуются постоянные временные разницы, обусловленные применением ПБУ 18/02, использование которого для малого бизнеса является льготным.

Отражение прочих доходов и расходов в бухучете

В отчетности по бухгалтерии прочие доходы следует отражать в строке 2340 «Отчет о финансовых результатах» – ОФР. Прочие расходы должны быть отражены в строке 2350 со знаком «минус». Если на конец отчетного периода на балансе образуется дебиторская или кредиторская задолженность, прочие доходы и расходы можно внести в ее состав.

ВНИМАНИЕ! Суммы в ОФР и в налоговых декларациях иногда могут несколько различаться из-за приводимых разниц прочих поступлений и затрат в налоговом и бухгалтерском учете.

Источник

Виды доходов и расходов

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о том, что такое выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, прочие доходы и расходы. Эта классификация помогает понимать на чем вы зарабатываете деньги и на что тратите. Она лежит в основе группировки доходов и расходов в одной из главных форм бухгалтерской отчётности — отчёте о финансовых результатах. И в управленческих отчётах очень помогает.

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Начнём с доходов. Доходы в бухучёте делятся на выручку и прочие доходы.

Выручка

Что считать обычными видами деятельности, определяет сама компания. Главное правило здесь — систематичность получения доходов. Если товар, продукция, работа или услуга продаётся регулярно, его продажа — обычный вид деятельности.

Вот что приносит выручку в разных бизнесах:

При этом обычных видов деятельности у компании может быть несколько. Продуктовый магазин может открыть производство салатиков, которые будут продаваться вместе с покупными товарами. А завод — продавать не только свою продукцию, но и покупные запчасти к ней. Такие продажи тоже будут приносить выручку.

Ещё раз акцентирую внимание на моменте признания выручки. Выручка возникает в бухучёте в момент перехода права собственности на товар или продукцию от продавца к покупателю. Для работ и услуг момент признания выручки — дата подписания акта об их выполнении.

Пример 1. Автосалон продал новый «Гелендваген» за 12 млн руб. По условиям договора половину стоимости клиент оплачивает сразу, вторую половину — в течение года с момента покупки. Выручка-брутто складывается из 6 млн руб. уплаченных денег и 6 млн руб. дебиторки. Выручка-нетто — 10 млн руб. Оставшиеся 2 млн руб. НДС — это доход государства, а не автосалона.

Прочие доходы

Прочие доходы (Other Revenue) — это любые доходы компании, кроме выручки:

Момент признания и оценка суммы прочих доходов определяются так же, как и у выручки. Исключение — подарки. Дебиторская задолженность при дарении не возникает, поэтому доход определяется по рыночной стоимости подаренного актива.

Разделение доходов на выручку и прочие доходы зависит от того, чем занимается компания. Для магазина арендная плата — прочий доход, а для лизинговой компании — выручка. Начисленные дивиденды будут выручкой для квалифицированного инвестора, но прочим доходом для завода. И только подарки квалифицируются как выручка разве что у профессиональной содержанки.

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Себестоимость

Переходим к классификации расходов. Первый вид расходов — себестоимость (Cost of Goods). Это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Дальше буду говорить о продукции, подразумевая работы и услуги тоже.

Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная. Каждую из посчитанных себестоимостей анализируют для своих целей. И, если себестоимость продукции 100 руб., а выручка от продаж 150 руб., вовсе не обязательно прибыль от продаж составила 50 руб. Такой информации недостаточно — нужно уточнить о какой именно себестоимости идет речь.

Производственная себестоимость— это затраты на изготовление продукции. Её нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять что можно подкрутить в производственном процессе. Уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги, организовать работу более эффективно, чтобы снизить затраты на оплату труда и т. д.

Производственная себестоимость за месяц показывает, во сколько обошлось производство. Но её бесполезно сравнивать с выручкой по трём причинам.

Себестоимость продаж (полная себестоимость) — расходы на изготовление и продажу продукции. Себестоимость продаж складывается из производственной себестоимости проданной продукции и расходов на её продажу. Именно эту себестоимость надо сравнивать с выручкой для корректного определения финансового результата.

Пример 2. ООО «Рога и копыта» производит тортики. За день было изготовлено и продано 3 тортика. Для их заготовления было куплено продуктов на 500 руб., ещё 1000 руб. составила зарплата кондитера. Тортики продаются в Инстаграм по 1000 руб. Реклама обошлась в 2000 руб.

Производственная себестоимость: 1500 руб. (500 руб. + 1000 руб.).

Себестоимость продаж: 3500 руб. (1500 руб. + 2000 руб.).

Убыток от продаж: 500 руб. (3000 руб. — 3500 руб.).

Если бы собственник при определении финансового результата ориентировался на производственную себестоимость, он бы решил, что владеет прибыльным бизнесом. Но это не так.

Пример 3. Те же условия, но продано 2 тортика.

Производственная себестоимость выпуска: 1500 руб.

Себестоимость продаж: 3000 руб. (2 * 500 руб. + 2000 руб.)

Убыток от продаж: 1000 руб. (2000 руб. — 3000 руб.)

Еще 500 руб. — производственная себестоимость оставшегося на складе тортика. Если завтра его купят без рекламы, то он принесет прибыль в 500 руб.

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Коммерческие расходы

Коммерческие расходы (Selling Expense) — это расходы на продажу товаров, продукции, работ, услуг. Состав таких расходов зависит от того, чем занимается компания.

Если компания производит продукцию, то расходы на продажу начинаются сразу после того, как продукция выпущена. Коммерческими будут расходы на:

Если компания выполняет работы или оказывает услуги, то коммерческими будут в основном расходы, связанные с их продвижением. Хранить и отгружать попросту нечего.

Если компания продаёт товары, то коммерческими являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров:

Как видите, перечень коммерческих расходов у торговых организаций шире, чем у производственных. Поэтому и удельный вес в отчёте о финансовых результатах выше. Например, в финансовой отчетности Магнитогорского металлургического комбината за 9 месяцев 2019 года коммерческие расходы составляют 7% от выручки. А в такой же отчетности Х5 Retail Group — 13%.

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Управленческие расходы

Управленческие расходы (Administrative Expense) — это расходы, которые не связаны с производством, хранением и сбытом продукции, но необходимы для функционирования организации. Еще их называют общехозяйственными.

Перечень управленческих расходов для конкретного предприятия зависит от специфики его деятельности. Например, для большинства бизнесов зарплата бухгалтера — общехозяйственный расход, а у нас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» она входит в себестоимость услуги. Для колл-центра стоимость телефонии — это производственные затраты, а для завода — общехозяйственный расход.

Как видите, в основном управленческие расходы направлены на содержание административно-управленческого персонала и офисной инфраструктуры. Когда я начинал свою карьеру на заводе, таких сотрудников цеховой люд называл нахлебниками. Потому что они не производят продукцию и не продают её. А кормить их надо.

В этом есть своя правда. Управленческие расходы, как правило, являются условно-постоянными. То есть не зависят от объемов выпуска. А значит, они должны быть как можно меньше. И с этим связан один интересный факт.

В отчёте о финансовых результатах управленческие расходы могут показываться либо в себестоимости продаж, либо отдельной строкой. И вот вам два примера.

В первом случае управленческие расходы показаны отдельной строкой. Сразу видно, что на 1 руб. себестоимости приходится 14 копеек управленческих расходов. Во втором случае управленческие расходы погребены в себестоимости. А отчего она такая большая непонятно. Может ресурсы дорогие, а может директора огромные зарплаты получают.

Кстати, новый ФСБУ «Запасы» хоть и выйдет совсем не в том виде, в каком Минфин должен был его принять, запрещает включать управленческие расходы в себестоимость продукции. Как сказал Петр Великий: «Дабы дурь каждого видна была».

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Прочие расходы

Прочие расходы (Other Expense) — это любые расходы компании, которые не относятся к её основной деятельности. Если расход нельзя включить в себестоимость, коммерческие расходы или управленческие расходы, — он включается в прочие.

Разделение на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы производится аналогично разделению на выручку и прочие доходы. Регулирует классификацию расходов ПБУ 10/99 «Расходы организации». На смену этому стандарту готовится новый ФСБУ «Расходы». Но это будет нескоро. По планам Минфина проект должен быть разработан к первому кварталу 2021 г., а стандарт введен в действие с 2023 г. Но исполнителем назначен Институт профессиональных бухгалтеров России, а он уже не уложился в срок. Изначально Минфин планировал, что проект будет разработан в 2018 г., а стандарты начнет действовать в 2020 г. Не уверен, что история с переносом сроков не повторится.

Вот типичные представители прочих расходов:

Последний показатель раскрывается в отчете о финансовых результатах отдельно от остальных прочих расходов. Там он называется «Проценты к уплате». Это установлено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Сделано это для того, чтобы из бухгалтерской отчетности можно было оценить уровень кредитной нагрузки компании.

Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» доходы и расходы классифицируются автоматически при осуществлении сделок. Для бухгалтерского учёта по своим правилам, для налогового — по своим. Определять вручную вид дохода или расхода не нужно — система делает это сама. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Источник

Что является прочими доходами в бухгалтерском учете?

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Что включают в прочие доходы?

Учет прочих доходов регулирует ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н). Положение делит поступления организации на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Под доходами от обычных видов деятельности подразумевается выручка от продажи товаров и услуг (работ), то есть поступления от повседневной деятельности коммерческой организации. Важно отметить, что обычные виды деятельности не ограничиваются основными видами деятельности (которые указываются в заявлении при регистрации компании и требуют ежегодного подтверждения). Главным критерием отнесения деятельности к обычному виду является то, что она:

Все, что не отнесено к доходам по обычным видам деятельности, причисляется к прочим доходам. Положение приводит перечень доходов, которые необходимо включить в категорию «прочих»:

Пример от КосультантПлюс:
Организация заключила договор аренды, по условиям которого она передает в аренду принадлежащее ей оборудование сроком на 1 месяц. Предоставление имущества в аренду не является для организации основным видом деятельности. Стоимость аренды 37 200 рублей, в том числе НДС 20%. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно узнайте, как организация отобразила прочие доходы в бухгалтерском и налоговом учете.

По какой стоимости принимать к учету прочие доходы?

Поступления, признаваемые прочими доходами, принимаются к учету по фактической стоимости, кроме следующих случаев:

Когда можно признать прочие доходы?

Условия принятия к учету прочих доходов разнятся в зависимости от конкретного вида поступлений:

Для принятия к учету поступлений от продажи активов в качестве прочих доходов должны выполняться следующие условия:

В случае отсутствия хотя бы одного перечисленного критерия поступившая оплата не может быть признана доходом, вместо него формируется кредиторская задолженность.

Различие в классификации доходов в бухгалтерском и налоговом учете

В налоговом учете практикуется разделение на операционные и внереализационные доходы, и данная классификация не совсем соответствует разделению, применяемому для бухгалтерских целей. Таким образом, некоторые доходы, признанные в бухучете, не могут приниматься в налоговом учете, в результате чего образуются постоянные разницы. Такие доходы будут дополнять бухгалтерскую прибыль, но не влиять на налоговый показатель. Например:

Об особенностях учета внереализационных доходов для налоговой прибыли можно прочитать в материале «Как учитывать внереализационные доходы при расчете налога на прибыль?».

Почему прочие доходы являются важной составляющей отчета о финансовых результатах?

Прочие доходы могут оказать влияние на финансовый результат предприятия. Так, при убытках от обычного вида деятельности в совокупности с прочими доходами финансовый результат может оказаться положительным.

К примеру, организация может выставлять счета в долларах и получать оплату в рублях по курсу на день платежа. При падении рубля, как, например, в недавний кризис, образуется солидная положительная курсовая разница, которая может перекрывать убыток по обычному виду деятельности.

Обратная ситуация может возникнуть при учете связанных с прочими доходами расходов. Несмотря на прибыльность основного бизнеса в течение года, вследствие большого значения прочих расходов (связанных с прочими доходами) отчет о прибылях и убытках будет давать отрицательный результат. Итоговый отчет при этом сформирует негативное впечатление о состоянии дел на предприятии для сторонних пользователей (банкиров, инвесторов, акционеров, потенциальных контрагентов).

Какие еще доходы можно отнести к прочим и как правильно отобразить их в бухгалтерской отчетности, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по налогам.

Об особенностях учета прочих доходов и расходов можно прочитать в материале «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».

Итоги

Перечень доходов, которые бухгалтер должен отнести к прочим, приведен в ПБУ 9/99, гл. 3. Среди них в бизнесе часто приходится иметь дело с доходами от продажи активов, от сдачи в аренду имущества, положительными курсовыми разницами и положительной переоценкой имущества. В большинстве случаев доходы принимаются к учету в сумме фактических денежных поступлений.

Для признания прочих доходов необходимо выполнение ряда условий, основными из них можно назвать подтверждение права на доход и измеримость дохода. Существуют нюансы между бухгалтерским и налоговым учетом доходов, когда доходы признаются в бухучете, но никак не влияют на налоговую прибыль, вследствие чего появляются постоянные разницы.

Признавать и точно классифицировать доходы важно для правильного определения прибыли компании и, как следствие, корректной оценки финансового благополучия.

Источник

Счет 91 бухгалтерского учета

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Зачем нужен счет 91

Итог работы бизнеса — прибыль или убыток. Компании тратят и получают деньги не только в своей основной деятельности: есть другие источники поступлений и направления платежей. Например, производитель может зарабатывать на продаже остатков сырья, торговая компания — сдавать в аренду склады. А в числе расходов почти каждого бизнеса есть обслуживание расчетного счета. Все это — прочие доходы и расходы.

Больше примеров в таблице:

Важно, что в список не попадают поступления и затраты, которые стали чрезвычайными.

Учет по счету регулируют ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Согласно им на счете отражаются доходы и расходы двух видов:

Счет 91 — активный или пассивный

Что относится к прочим доходам в отчете о финансовых результатах

Счет 91 относится к категории смешанных, или активно-пассивных. На нем одновременно учитываются и активы, и пассивы. А его сальдо переменчиво — оно может быть только по дебету или только по кредиту.

По кредиту 91 счета в течение месяца отражают доход от прочих источников, а по дебету — прочие расходы. В конце месяца обороты по дебету и кредиту сопоставляют, из большего вычитают меньший и получают результат. Если сальдо оказалось кредитовым, доходы превысили расходы, и у компании сформировалась прибыль по прочей деятельности. Если наоборот — убыток.

На конец каждого месяца сальдо на счете оставаться не должно. Оно списывается на счет «Прибыли и убытки».

Аналитический учет

У аналитического учета по 91 счету две задачи:

Дать возможность определить финансовый результат по каждой операции;

Разделить доходы и расходы на операционные и внереализационные, чтобы упростить составление отчета о финрезультатах.

План счетов предусматривает три субсчета к бухгалтерскому счету 91:

Пример. ООО «Белый Дуб» во время коронакризиса поставило производство на паузу и решило сдавать станок в аренду, чтобы подзаработать. Ежемесячный платеж за аренду — 21 000 рублей, в том числе НДС 3 500 рублей. Амортизация — 3 000 рублей в месяц. Бухгалтер «Белого дуба» будет ежемесячно отражать следующие операции:

Дт 62 Кт 91.01 — 21 000 рублей — получен платеж от арендатора.

Дт 91.02 Кт 68 — 3 500 рублей — начислен налог с арендного платежа.

Дт 91.02 Кт 02 — 3 000 рублей — начислена амортизация станка.

Дт 51 Кт 62 — 21 000 рублей — деньги поступили на счет.

Но трех субсчетов мало, чтобы эффективно управлять организацией и с удобством составлять бухотчетность. Нужна более детальная информация о группах и видах доходов и расходов.

Второй вариант — открывать субсчета внутри следующих групп:

К каждой из групп можно открыть дополнительные субсчета, чтобы увязать показатели отчета о финрезультатах с субсчетами. Например, среди операционных доходов выделить проценты, доходы от участия в других компаниях и прочие поступления.

Корреспонденция счета 91 с другими бухгалтерскими счетами

Источником прочих доходов и расходов может стать практически любая деятельность организации, поэтому количество корреспондирующих счетов почти равно количеству счетов в плане. Мы собрали все номера в таблице.

Только по дебетуТолько по кредиту
01
02
03
04
07
08
10
11
14
15
16
19
20
21
23
28
29
58
59
60
63
66
67
68
69
70
71
73
76
79
81
94
98
99
07
08
10
11
14
15
20
21
23
28
29
41
43
45
50
51
52
55
57
58
59
60
63
66
67
62
71
73
75
76
79
81
96
98
99

Стандартные операции с 91 счетом

Операции по 91 счету связаны с доходами и расходами. Поступления отражаются по кредиту счета. Рассмотрим типовые операции:

ПроводкаСуть операции
Дт 41 Кт 91-1В ходе инвентаризации найдены неучтенные товары.
Дт 63 Кт 91-1Списаны остатки резерва по сомнительным долгам.
Дт 51 Кт 91-1Получена арендная плата за предоставленное во временное пользование основное средство.
Дт 51 Кт 91-1Получены проценты по выданному займу.
Дт 60 Кт 91-1Отражена сумма кредиторки, по которой истек срок исковой давности.
Дт 62 Кт 91-1Получен доход от продажи основного средства.
Дт 98 Кт 91-1Активы получены безвозмездно.
Дт 99 Кт 91Списание сальдо.

Бухгалтерские проводки, связанные с прочими расходами:

ПроводкаСуть операции
Дт 91-2 Кт 01Списана остаточная стоимость выбывшего основного средства.
Дт 91-2 Кт 02Начислена амортизация по сданным в аренду основным средства.
Дт 91-2 Кт 10Списана фактическая себестоимость подаренных другой компании материалов.
Дт 91-2 Кт 14Создан резерв под снижение стоимости МЦ.
Дт 91-2 Кт 60Списание дебиторки, нереальной к взысканию.
Дт 91-2 Кт 66Уплачены проценты по кредиту.
Дт 91-2 Кт 51Признана к уплате неустойка по договору.
Дт 91-2 Кт 94Отражена недостача сверх норм, виновников нет.

Контур.Бухгалтерия поможет вести бухгалтерский учет. Сервис определяет доходы и расходы в соответствии с Налоговым кодексом РФ и учитывает, в какой момент их признать. Ведите учет, платите зарплату и сдавайте отчетность через интернет. Все, кто регистрируется в Бухгалтерии первый раз, получают пробный период на 14 дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *