Что относится к потребностям безопасности
Теория мотивации Маслоу
Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека:
По мере удовлетворения основных потребностей, человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Например, если человек не чувствует себя в безопасности на работе, мотивировать его служебным ростом сложно. Поэтому, если основные потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены.
1. Физиологические потребности
Физиологические потребности включают в себя потребности в продуктах питания, напитках, одежде, жилье, отдыхе и других аналогичных требованиях. Эти потребности также называются базовыми потребностями; поскольку эти потребности являются общими для всех людей. Опять же, эти потребности также называются потребностями в выживании; поскольку выполнение этих потребностей необходимо для выживания или существования любого человека.
2. Безопасность
Требования к безопасности можно разделить на три типа, как показано на следующей диаграмме:
Потребность в экономической безопасности:
Потребность в физической безопасности:
Потребность в социальной защите:
3. Социальные потребности
Поскольку человек является социальным животным, а это еще Аристотель говорил, то ему нужно «любить» и «быть любимым».И поэтому социальные потребности являются важными для всех тех, кто живет и работает в обществе других. Эти потребности включают в себя чувство принадлежности к группе, принятие группой, коллективом и т.д.
4. Самоуважение
Эта потребность связана с такими явлениями как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, оценка другими и т.д. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство уверенности в себе. Поэтому работников следует оценивать за хорошую работу, поскольку это означает признание их работы и повышает их самооценку.
5. Самореализация
Некоторые люди (не все) имеют желание развиваться. Они имеют потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, стремлении стать лучше, стремлении взять на себя повышенные обязательства и т.д. Не у всех есть эта потребность, но важно понимать, что если работник, хочет развиваться, он будет испытывать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность.
В теории иерархии потребностей Маслоу существует четыре основные идеи:
Что нужно знать руководителю, чтобы мотивировать своих сотрудников? Для разработки и реализации любой схемы мотивации необходимо понимание потребностей людей. Фактически, руководство, осознав основную природу потребностей человека, должно искать неудовлетворенные потребности отдельных людей и инициировать мотивационный процесс.
Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте
Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.
Что такое пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.
Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.
Уровни иерархии потребностей | Определения | Пояснения |
Физиология | Удовлетворение жизнедеятельности организма | Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс |
Безопасность | Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов | Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь |
Любовь и принадлежность | Общение, привязанность, семья, дружба — социализация | Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть |
Уважение и признание | Желание быть важным и получить признание в обществе | Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха |
Творчество и познание | Стремление к новым знаниям | Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации |
Эстетика | Поиск гармонии и радости через искусство и красоту | Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование |
Самоактуализация | Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей | Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов |
Классическая пирамида выглядит так:
Пирамида Маслоу. Источник
Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:
Пирамида Маслоу — потребности человека
Суть теории
Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.
Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:
Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.
Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.
Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.
Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.
Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.
Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.
Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:
Преимущества и недостатки
А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.
Преимущества
Недостатки
Применение в маркетинге
В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.
К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.
Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.
Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.
Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:
Применение в жизни
Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.
Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.
А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.
А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!
Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем
Потребность в безопасности относится. Потребность в безопасности (Базовые потребности). Традиции и ритуалы
Потребность человека в безопасности
Главная / Пресс-центр / Статьи / Потребность человека в безопасности
Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду человеческих потребностей, то есть иерархию потребностей по степени важности для человека.
По возрастающей эта шкала выглядит так:
физиологические (голод, жажда, сон, секс);
По представленной шкале мы видим, что потребность в безопасности у нас стоит на втором месте после физиологической, то есть является также одной их базовых.
Эта потребность заложена в человека природой, она проявляется и активизируется на рефлекторном уровне. Например, ситуация: идет совещание, все сидят и обсуждают важные вопросы, а чей-то помощник опаздывает и начинает «красться» на свое место, в руках несет что-то боссу, например это может быть выписка из егрюл. В итоге все головы повернуться к нему, внимание с выступающего переключится на опоздавшего и то, что у него в руках. Почему все повернулись, из любопытства? Нет, ваша голова сама повернется, хотите вы или нет, это рефлекс: сзади кто-то подходит и что-то несет, инстинкт диктует вам обернуться, оценить обстановку и понять, нет ли угрозы.
Те люди, у которых все в жизни есть стабильность, семья, теплый дом, хорошая машина, надежная охрана, достаточно денег плюс — чувствуют себя в безопасности в том смысле, что им не нужно каждый день сражаться за жизнь. Соответственно, их внимание концентрируется на достижении более высоких целей: на познавательных, эстетических потребностях, самореализации. А, например, бездомному некогда стремиться к гармонии и реализовывать таланты, он постоянно голоден и хочет пить, его безопасность все время под угрозой.
Стремление быть в безопасности может проявляться и в желании завести надежного спутника жизни, найти хорошую работу с социальными гарантиями, оформить брак, купить надежный дом и т.д. То есть человек в таком случае как бы получает гарантии, что его жизнь и дальше будет благополучной. Но бывают и невротичные люди, которым везде мерещатся опасности. Возьмем пример с опаздывающим помощником, ему почудилась погоня, он стал уходить от преследования, в итоге опоздал на важное совещание и выписка ЕГРЮЛ не доставлена боссу вовремя.
Таким образом, потребность чувствовать себя в безопасности – одна из важнейших для человека, если она удовлетворяется, то дальше есть пути для развития личности и стремления к прекрасному. Цель нашей компании – создать для вас безопасное существование и помочь почувствовать себя спокойно и уверенно.
Потребности человека в признании
3 июня 2020 в 13:14
Желание быть признанным и принятым в коллектив, сообщество и т.д. заставляет людей избегать неприятия и критики. Его происхождение остается неясным. Хотя любимые домашние животные однозначно реагируют на то, как относится к ним хозяин: принимает или отвергает, я не могу сказать с определенной степенью уверенности, что такое поведение выражает то, что я называю признанием. Употребляя этот термин, я имею в виду потребность, которая ассоциируется с нашими представлениями о самооценке и чувстве собственного достоинства.
Как оценить свою признанность
Нам всем хочется, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. Это великий дар, которым родители могут осчастливить своих детей, потому что именно в этом дети нуждаются более всего. У детей, которые получают признание и одобрение, развивается основное чувство самоуверенности и достоинства, в то время как дети, которые не находят признания в семье, страдают от отсутствия самоуверенности и чувствуют себя недостойными. Родители, которые отталкивают от себя своих детей, фактически гарантируют, что их дети будут иметь серьезные психологические адаптационные проблемы на протяжении большей части детства, да, вероятно, и еще много лет спустя. Для духовного здоровья важно также пользоваться признанием и уважением у своих сверстников и в обществе.
Те люди, которые имеют сильную мотивацию, ориентированную на поиск признания и одобрения, испытывают недостаток уверенности в себе, чувствуют себя незащищенными и испытывают тревогу, находясь в общественных местах. Они нуждаются в высокой степени признательности и ищут ее у других. Они слишком остро реагируют на критику, изыскивая различные способы, чтобы избежать ситуаций, в которых их могут подвергнуть оценке. Например, некоторые дети редко поднимают руку в классе из боязни дать неправильный ответ и быть отвергнутыми учителем или классом. Многие подростки упускают возможность назначить девочкам свидание, потому что они боятся получить отказ. Некоторые взрослые не добиваются повышения по службе или лучших рабочих мест, потому что они боятся отрицательного ответа. Некоторые люди не делают никаких усилий, чтобы сделать себя внешне привлекательными — они позволяют себе располнеть или носят неприглядную одежду. Поскольку они не заботятся о своей внешности, их ожидания невелики, а получаемый ими отказ не сильно их задевает.
Детский психиатр Стелла Чесе привела в качестве примера случай с мальчиком Алленом, который был очень чувствителен к отказам и критике. Даже малейшая критика в его адрес подавляла его активность. Он прекратил играть в баскетбол после того, как пропустил несколько мячей в игре, он забросил научные проекты после того, как учителя указали ему на наличие незначительных ошибок. В игровой терапии у Алана все шло хорошо, пока что-то не случалось, после чего он расстраивался и хотел прекратить игру. Хотя его родители и учителя уверяли его, что его ошибки незначительны, он воспринимал их как нечто ужасное.
Интересно, что потребность признания — единственная основная потребность, которая тесно связана с самооценкой человека или его чувством собственного достоинства. Первоначально Сьюзан и я полагали, что у людей есть три самостоятельных желания: потребность в позитивной самооценке, желание быть объектом чьей-либо романтической любви и желание свести до минимума критику в свой адрес. Эти предположения не нашли подтверждения в процессе наших исследований. Вместо нескольких потребностей, выражающих проявления, которые астропсихологи обычно связывают с самооценкой, наши выводы выявили только одну такую потребность. Если исследователям в будущем удастся обнаружить семнадцатое основное желание, то я полагаю, что это будет потребность, тесно связанная с проявлением самооценки, но совершенно иная, чем потребность признания.
Немало имеется примеров тому, как потребность признания может привести к чрезмерной чувствительности к критике. Некоторые люди, например, боятся заявить в ресторане о том, что им подали остывшую или плохо приготовленную еду. Они, скорее всего, ничего не скажут, чтобы избежать конфликта с официантом. Они не пожалуются по этому поводу, потому что боятся, что будут не поняты официантом. Другой типичный пример: человек, который недостаточно настойчив при общении с автомехаником.
Механик сообщает клиенту, что регулировка автомобиля будет стоить 125 долларов, но когда клиенту позже предъявляют счет, в нем стоит сумма 175 долларов. Недостаточно настойчивый человек не спрашивает о таком расхождении, а вместо этого уходит от конфликта, потому что боится, что не понравится механику и тот его раскритикует
Чувствительность к отказу является иногда первопричиной крайней застенчивости. Некоторые застенчивые люди сразу начинают думать, что их критикуют, или что другие люди замечают их отрицательные черты и свойства. Они склонны погружаться в негативные размышления о том, что думают о них другие люди. Кроме того, они часто боятся выступать публично.
Потребность признания может привести к тому, что у школьников и у студентов колледжей может возникнуть боязнь экзаменов. Студенты могут переживать из-за того, что, если их оценки не будут соответствовать их ожиданиям, они не получат признания родителей, учителей или других студентов. Сторонники движения в защиту чувства собственного достоинства искали возможность защитить детей от переживаний, связанных с тестированием, добиваясь того, чтобы отменить экзамены или не ставить оценки на их. Однако, согласно последним результатам исследований, проведенных аспирантом Университета Штата Огайо Линдой Парк и мною, ограждение детей от провала на экзаменах не может обеспечить снижения страха перед ними.
Мы обнаружили, что тревога и беспокойство перед экзаменами зависели не от того, сколько раз студенты проваливались до этого на экзаменах, а от того, насколько сильную нагрузку они ощущали в процессе сдачи экзаменов. Студент-отличник, который всегда сдает экзамены успешно, может пережить гораздо больше волнений, чем несовершеннолетний преступник, который только изредка сдает зачеты. Студент-отличник может переживать из-за того, что о будет для него низкой и вызовет критику в его адрес, в то время как несовершеннолетнему преступнику наплевать на результаты, т.к. еще один заваленный экзамен не прибавит и не убавит признания или уважения. Эти выводы свидетельствуют о тщетности усилий защитить детей от возможного провала или плохого ответа на экзаменах; все, что нужно сделать для снижения экзаменационных волнений и сохранения уважения, это объяснить студентам, что неудача на экзамене не приведет к потере признания со стороны тех, кто для них действительно дорог в жизни.
Потребность в признании присуща любой группе, которая осуждена обществом или исключена из него. Наглядным примером является группа людей с задержкой умственного развития. Эти люди испытывают такие же чувства, как и все остальные, однако с ними часто обращаются так, как будто они не испытывают никаких чувств вообще. К ним плохо относятся из-за того, что у них низкие показатели интеллекта, называя их «заторможенными» и «дебилами». У многих умственно отсталых людей развивается обостренная чувствительность к таким словам. Они становятся настолько неуверенными, что ожидают помощи от других людей даже тогда, когда в этой помощи не нуждаются, — явление, названное Эдвардом Циглером, Профессором психологии Иельского Университета «управляемостью извне».
«Называйте меня, как хотите, — сказал мне однажды один молодой человек, — но не называйте меня отсталым».
Как оценить свою признанность
Оцените признание как очень важную для вас потребность, если любое из следующих утверждений в принципе верно:
1. Вы обычно ставите перед собой легкие задачи.
2. Вы легко пасуете перед трудностями.
3. Вы с большим трудом переносите критику.
Оцените признание как менее важную для вас потребность, если любое из следующих утверждений в принципе верно:
1. Вы очень уверены в себе.
2. Вы воспринимаете критику заметно легче, чем большинство людей, то есть вы не расстраиваетесь сверх меры.
Оцените вашу потребность признания как потребность средней важности для вас, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, указывающим, что потребность является одновременно и очень важной и менее важной вашей потребностью. После того как вы себя оценили, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.
Потребность в безопасности.
Здравствуйте, Natalie! Хотелось бы попробовать Вам помочь. Конечно, описанная Вами ситуация может иметь разные причины, а значит и пути ее решения различны. Тем не менее, постараемся разобраться. Если я правильно поняла, этот ребенок уже не совсем ребенок, а может уже и взрослый человек. И он во всем видит опасность, боится что-то поменять в жизни, соответственно, живет в постоянной тревоге и страхе. Но может быть и другая сторона, когда человек игнорирует безопасность, испытывая постоянную тревогу при ограничении свободы. В том и другом случае нарушена одна и та же потребность в безопасности и проблема эта требует психотерапевтического вмешательства с коррекцией, тренингами и практическими занятиями. Но не у всех есть возможность обратиться за подобной помощью, да и найти опытного практикующего психолога. Поэтому опишу несколько шагов, которые могут помочь. Прежде всего, надо учитывать, что основных потребностей для гармоничного развития личности несколько. И при нарушении одной из них, в особенности потребности в безопасности, задеты и другие: — потребность в любви – желание быть принятым, любить и быть любимым. Здесь же можно говорить об общении, дружбе, привязанности, заботе о других — потребность в уважении; — потребности в самоактуализации – самореализация, личностный рост, достижение целей; — потребность в чувстве уникальности. И первый шаг будет – анализ всех этих потребностей. Если нужна помощь, можно поговорить о каждой из потребностей отдельно, чтобы точно понять их взаимосвязь для Вас. Вторым моментом будет выделение наиболее значимой нарушенной потребности. Шаг третий. Соотнесение ожиданий и реальных возможностей для достижения желаемого. Четвертым важным моментом нужно принять вероятность расхождения ожидания и реальных возможностей и ограниченность этих возможностей. И пятое: поставить для себя новые задачи, соизмеримые особенностям и возможностям личности. Довольно часто так бывает, что по разным причинам не получается сразу начать работать с этой основной фрустрированной потребностью. Тогда выделяется та потребность, которая наиболее тесно связана с основной нарушенной. Например, потребность в безопасности тесно связана с потребностью в любви и признании. Успешный результат в достижении простых на первый взгляд задач, придаст уверенности в себе и появятся силы, для того, чтобы постепенно выходить из подавленного состояния и решать основную проблему. Хочу подчеркнуть, что психологическая проблема, описанная Вами, должна решаться на специальных психотерапевтических тренингах. Мои советы направлены на то, чтобы поддержать человека в подобной ситуации, снять его тревогу в то время, пока у него нет возможности обратиться на эти специальные занятия.