Что значит сошлись кормила
Лексикология. Омонимы
Если слова по звучанью равны
И совпадают в их написании,
Но по значенью различны они,
Это – Омонимы в языкознании.
Вот несколько Омонимов примет:
«Свет» в значении «восход солнца, рассвет» –
«Чуть свет уж на ногах,
И я у ваших ног»
(А.С. Грибоедов)
И «свет» в значении «земля, мир, вселенная» –
«Хотел объехать целый свет,
А не объехал сотой доли»
(А.С. Грибоедов)
«Мир» – отсутствие войны,
И «мир» – вселенная –
«Миру нужен мир»
«Есть» – настоящее время от «быть»,
И «есть» – принимать пищу –
Каков ни есть,
А хочет есть.
(Поговорка)
«Фунт» – единица массы,
И «фунт» – денежная единица –
«Фунт сахара и фунт стерлингов»
(Заголовок статьи)
«Брак» – супружество
И «брак» – испорченная продукция;
«Коса» – орудие
И «коса» – волосы;
«Мечи» – от слова «меч»
И «мечи» – от слова «метать».
Омонимы участвуют в структурах
Отдельных шуток, в каламбурах;
«Дети – цветы жизни.
Не давайте им, однако, распускаться»;
«Женщины подобны диссертациям:
Они нуждаются в защите».
(Эмиль Кроткий)
«Требуется человек,
хорошо владеющий языком,
для наклеивания профсоюзных марок».
(«Литературная газета»)
«Два одиноких фотографа
срочно снимут ванную комнату».
(«Литературная газета»)
«Поэт издалека заводит речь.
Поэта далеко заводит речь»
(М.И. Цветаева)
«Из зоны радиации
В зону бюрократии».
(Заглавие)
«Единица – вздор,
Единица – ноль».
(В.В. Маяковский)
«Любил студентов засыпать
Он, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его».
(С. Маршак)
Как средство своеобразной звуковой игры
Используют омонимические рифмы:
«Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина…»
(В.Я. Брюсов)
«Закрыв измученные веки,
Миг отошедший берегу,
О, если б так стоять вовеки
На этом тихом берегу»
(В.Я. Брюсов)
«Шьёт иглой портниха
в строчку,
Взял коньки точильщик
в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку»
«Сев в такси,
Спросила такса:
— За проезд какая такса?
А водитель:
— Денег с такс
Не берём совсем,
Вот так-с!»
(Я. Козловский (Детские стихи))
Омонимы бывают полные,
Иль абсолютные их называют.
Они в грамматике всеформные,
В любых склоненьях совпадают:
— ключ (в замок) – ключ (родник);
— горн (кузнечный) – горн (духовой инструмент);
— гриф (птица) – гриф (печать) – гриф (часть струн. инструмента);
— мир (отсутствие войны) – мир (вселенная);
— мешать (перемешивать) – мешать (быть помехой).
Неполные Омонимы, частичные
К словам имеют отношенья личные.
Понравится им слово – повторят
В той форме, как того хотят.
А если нет, то, извините,
У них свои склонения, учтите.
У них свои имеются грамм. формы,
Отсюда и названье Омоформы:
— «кулак» (кисть руки со сжатыми пальцами)
И «кулак» (богатый крестьянин – собственник),
В них нет совпадений любого числа
В форме винительного падежа.
Иль «лук» взять в виде «оружия»,
И «лук» как растение нужное.
Для совпаденья в них форма одна –
Лишь форма единственного числа.
А Производные Омонимы
К значеньям новым приспособлены.
Они вторичны по призванию
В процессе слов(о)образования.
Их слов первичные значения
Всегда достойны уважения.
Они идут шагами бодрыми
В ряду значений с производными:
— «заставить» (мебелью, обставить)
И «заставить» (приневолить, принудить).
Здесь первое значенье – производное,
Второе, родовое, – первичное, прямое.
— «заплыть» (далеко, от плыть) – прямое,
И «заплыть» (жиром) – производное.
Функциональные омонимы –
Слова различных частей речи,
Этимологией помолвлены,
Им в звуковом составе легче:
Совпадают по произношению,
Совпадают и по написанию:
(имя прилагательное) – «Измерение точно»;
(наречие) – «Измерение составлено точно»;
(союз) – «Сегодня небо точно море»;
(частица) – «Его точно подменили в горе».
Рассмотрев Омонимы Лексические,
Перейдём к их видам специфическим:
Омоформы – Омонимы грамматические,
Омофоны – Омонимы фонетические,
Омографы – Омонимы графические.
Омоформы – это разные формы
Сопоставляемых слов
Или одного и того же слова.
Сравнить, чем похож старший сын на отца,
Здесь нам легко и удобно:
Омонимы – это… слова,
Омоформы – это … формы,
Формы одного и того же слова –
Омонима, – слова родного.
Пример приведём вам простой:
Рук-а, рук-и, рук-е,рук-ой(ю).
Таким Омонимичным формам
Совпасть в звучанье не зазорно,
И, говорят, что даже легче,
В словах различных частей речи.
Здесь, в форме либретто, напомним мы,
Неважно, сценарий хорош или плох, –
Слова называют Омонимами,
Когда Омоформ в них-сверх 4-х!
Слова совпадают звучаньем
Лишь в формах отдельных, случайно:
Вожу (от «водить») – вожу (от «возить»)
Лечу (от «лететь») – лечу (от «лечить»)
Три (имя числит.) – три (от «тереть»)
Стих (стихотворение) – стих (от «стихнуть»)
Печь (имя существ.) – печь (глагол).
Омоформы слова «Лихо»
Нам представить будет лихо.
А понять их – это лихо,
Пробежимся по ним лихо:
«Как странник, ходит Лихо
человечье,
И как его не пустишь ночевать:
Войдёт оно и прикорнёт
под печью
Или мешком забьётся
под кровать…»
(С. Клычков)
«… дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней…»
(А. Пушкин)
«Всё безрассудно и лихо;
Гости, как пчёлы, влетали…»
(И.Терновой)
«…хоть сначала скука грызла
лихо, но теперь как будто легче стало»
(И. Тургенев)
«Лицо Муркина опять зло и лихо заиграло»
(А. Караваева)
«Авросимов выпил свой бокал
лихо, по-гусарски, отшвырнул его
и наклонился – поцеловать ручку Дельфинии»
(Б. Окуджава)
«Демьян пел вроде бы негромко, но
лихо у него это выходило»
(А. Приставкин)
«Священника стало тошнить,
Он выронил кадило, опёрся о плечо
Обомлевшего дьячка, похолодев,
промямлил:
– Господи, не оставь душу
Погибающую. Лихо мне… Трясёт»
(В. Шишков)
«– Лихо! – засмеялся Мусатов,
Медленно подталкивая локтем
Льва Николаевича…»
(В. Катаев)
«Когда ночами всё тихо, тихо,
Хочу веселья, хочу огней,
Чтоб было шумно, чтоб
было лихо,
Чтоб свет от люстры гнал
сонм теней»
(И. Северянин)
«Я свято помню эту встречу:
Пруд, берег, небо яркий
плат…
Миг тот же если вновь
я встречу, –
И жизнь ничтожная из плат!»
(В. Я. Брюсов «На берегу»)
Одинаково слова звучат,
Но пишутся по-разному –
Согласный где-то оглушат,
Умерят звонкость гласному.
Словам фонетика важна
В конце и середине слова,
Созвучность полная нужна
Для действий Омофона:
Изморозь – изморось, луг – лук,
поласкать – полоскать, пруд – прут,
поседеть – посидеть, труд – трут,
претворить – притворить, плод – плот,
пребывать – прибывать, кот – код,
преклонить – приклонить, род – рот,
предать – придать, туш – тушь, гриб – грипп,
палить – полить, дужка – душка,
предел – придел, развевать – развивать,
кампания – компания,
презреть – призреть,
преступить – приступить,
обессилеть – обессилить.
Яркость речи, выразительность –
Главная из функций Омофонов,
Динамичность, экспрессивность –
Важнейшие из худ. приёмов.
Участвуют в создании загадок,
Пословиц, каламбуров, шуток
И ярких разговорных прибауток
В художественной книжной речи.
В поэзии не часто, но отмечены, –
В стихах великих мастеров замечены:
«Не под дождём – постоим да подождём»;
«Приятно поласкать дитя или собаку,
Но всего необходимее полоскать рот».
(Козьма Прутков)
«Что сделала ты из меня,
Постыдно мне так изменя?»
«Мне нынче обед не в обед –
Забыв воздержанья обет,
Я стал, по твоей лишь вине,
Топить своё горе в вине»
«Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки;
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром»
(А. А. Минаев («Рифмы и каламбуры
из тетради сумасшедшего поэта»), 1880)
Такие в языке слова бывают –
Со смыслом каждый по себе,
И если в чём-то совпадают,
Так это только на письме.
Что не даёт звучать им как одно,
Иметь единое значение?
Одна причина есть всего –
Разные в слогах их ударения.
за’мок – замо’к,
со’рок – соро’к,
му’ка – мука’,
доро’га – дорога’,
тру’сы – трусы’,
ко’злы – козлы’,
ве’сти – вести’,
ви’ски – виски’.
«Я – под синим по’логом
На холме поло’гом»;
«Но изжита, ми’нута
Страшная мину’та»
(В.Я. Брюсов)
Омографы мы можем различать
По признакам их написания,
Так легче их запоминать –
Быстрей доходят до сознания.
Итак, Омографы одной лишь части речи,
Где «а’тлас и атла’с», «виски’ и ви’ски» –
Все существительные. Нет наречий,
Глаголы – далеки, предметы – близки:
му’ка и мука’,
за’мка и замка’,
ко’злы и козлы’,
кру’жки и кружки’,
гво’здики и гвозди’ки.
Омографы различных частей речи
Дадут задуматься при первой встрече:
здо’рово – здоро’во,
ма’ло и мало’,
са’мого – самого’,
пе’кло и пекло’.
Здесь встретим мы наречие
И даже междометие,
Одну из форм глагола одного,
И форму прилагательного.
Омографы от разных форм слова одного –
Все склонения, спряжения его:
но’ги – ноги’,
о’рды – орды’,
стра’ны – страны’,
во’лны – волны’,
ре’ки – реки’,
ду’ши – души’,
бе’ды – беды’,
во’ды – воды’,
сте’ны – стены’.
Как важное из средств языковой игры,
Омографы и в прозе, и в поэзии
Бросаются в глаза, отчётливо видны,
Их просто, не заметив, не пройти.
Не можем мимо них пройти и мы:
«Вопрос мой прост и краток, –
Промолвил Носорог, –
Что лучше – со’рок пя’ток
Или пято’к соро’к?»
(А. Милн «Винни–Пух и все-все-все»,
пер. Б.В. Заходера, 1958)
«Когда устало солнце се’ло,
Притихло шумное село’,
Луна взошла на небо сме’ло,
Меня на улицу смело’.
Порою наши цели ме’лки,
Мы исписались, как мелки’,
Но всё спешат по кругу стре’лки,
И в цели метятся стрелки’»
(Виктор Терехов «Омографы», 2012)
«Замок укрепить помог
Ров с водой, а не замок…
Так с «омографом» – решу:
«Одинаково пишу»!
(Есть полки и полки,
И колки и колки,
Есть мука и мука,
Вот и вся наука…»)
(Е.Н. Ткач. Из цикла «По лексическим волнам», 2011)
Словари
Совпадение слов или их форм в написании при полном различии значений.
Звуковое совпадение слов, различных по значению.
омоними́я (неправильно омони́мия).
омоними́я, омоними́и, омоними́й, омоними́ям, омоними́ю, омоними́ей, омоними́ею, омоними́ями, омоними́ях
сущ., кол-во синонимов: 1
звучащие слова, не имеющие общих элементов
смысла (сем) и не связанные
ассоциативно. Возникновение в языке омонимов вызвано разными причинами.
В результате исторических звуковых изменений может произойти совпадение
ранее различных по звучанию слов, например рус.
«лук» (растение) и «лук» (для стрельбы; где у
Семантический способ пополнения словаря путем расщепления полисемии, т.е. выделения одного из значений, разорвавшего связи с исходным ЛЗ, в самостоятельную лексему.
Звуковое совпадение двух или нескольких языковых единиц, различных по значению. Омонимия звуковая. Омонимия окончаний.
— Одинаковость звучания слов при разных значениях.
Омонимы, омографы, омофоны и омоформы появляются в языке по следующим причинам:
Вообще вопрос о соотношении омонимии и многозначности до сих пор является одним из наиболее дискуссионных в лексикологии. В основном ученые придерживаются двух крайних точек зрения на омонимию и многозначность. Первые признают омонимами лишь те одинаково звучащие и пишущиеся слова, которые изначально имели разные формы и только с течением времени совпали из-за фонетических (звуковых), и в общем случайных, причин. Все остальные случаи совпадения эти ученые относят к полисемии. Это традиционный классический взгляд лексикологов и лексикографов (поскольку наибольшие трудности возникают при лексикографическом описании данных слов, т.е. при представлении их в словарях).
Другие утверждают, что к омонимам следует относить как исторически разные, но впоследствии совпавшие слова, так и случаи распада полисемии. Сторонниками этого взгляда на природу омонимии являются Л.А. Булаховский, В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Смирницкий и др.
Стилистические функции О. разнообразны. О. используются для усиления выразительности речи, экспрессии, лежат в основе языковой игры (см.):
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина…
В основе каламбура (см.) также лежит омонимия (или полисемия):
В любви все средства хороши.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав.
Любил студентов засыпать он, видно, оттого,
Что те любили засыпать на лекциях его.
Стоять у кормила
Смотреть что такое «Стоять у кормила» в других словарях:
стоять у кормила правления. — у корми/ла правления, власти и т.п. стоять, быть и т.п.; книжн. У власти, во главе управления … Словарь многих выражений
Стоять (находиться) у кормила [власти (правления)] — Книжн. Высок. Править, управлять, руководить чем л. БМС 1998, 304; Ф 2, 191 … Большой словарь русских поговорок
У КОРМИЛА — власти, правления и т. п. кто [где] быть; находиться, оказаться, становиться, стоять, встать и под. Во главе управления. Имеется в виду, что лицо, группа лиц, социальная организация (Х) руководит страной, административной структурой, политической … Фразеологический словарь русского языка
управлять — ▲ определять (возможное) ↑ направленность развития управлять осуществлять управление. править. быть [стоять] у власти. быть [стоять] у кормила правления. держать бразды правления. держать власть в [своих] руках. стоять у руля. заправлять. вершить … Идеографический словарь русского языка
Великий кормчий — Сначала советская официальная пропаганда называла так лидера СССР И. В. Сталина (одно из ранних упоминаний газета «Правда» от 24 сентября 1934 г.), затем этот эпитет стал применяться к руководителю Китая и его компартии Мао Цзэдуну. Первоисточник … Словарь крылатых слов и выражений
Борис Федорович Годунов — царь и великий князь всея Руси; родился около 1551 г.; венчался на царство 1 сентября 1598 г., † 13 апреля 1605 г. Род Годуновых вместе с Сабуровыми и Вельяминовыми Зерновыми происходит от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который в 1329 … Большая биографическая энциклопедия
Борис Федорович Годунов — царь и великий князь всея Руси, родился около 1551 г., венчался на царство 1 сентября 1598 г., † 13 апреля 1605 г. Род Годуновых вместе с Сабуровыми и Вельяминовыми Зерновыми происходит от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который в 1329 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
кормило — а; ср.; трад. поэт. Руль судна, кормовое весло, при помощи которого управляют ходом судна, лодки. стоять у кормила правления … Словарь многих выражений
КОРМИЛО — Стоять (находиться) у кормила [власти (правления)]. Книжн. Высок. Править, управлять, руководить чем л. БМС 1998, 304; Ф 2, 191 … Большой словарь русских поговорок
Охота на ведьм — (Hunting for witches) Понятие охоты на ведьм, история охоты на ведьм Понятие охоты на ведьм, история охоты на ведьм, частные случаи Содержание Содержание Определение Дело о ядах о ведовстве в Древнем мире Средневековая и охота на ведем Молот… … Энциклопедия инвестора
Найдите и охарактеризуйте различные виды омонимов в приведенных текстах 1) Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос
(В. Брюсов)
2) … Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел, за дымкой пара,
Алея как поток вина.
(А. Блок)
3) Трубят рога: «Скорей, скорей!»
И копошится свита.
Душа у ловчих без затей
Из жил воловьих свита.
(В. Высоцкий)
Ответы 2
1) Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос
2) … Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел, за дымкой пара,
Алея как поток вина.
3) Трубят рога: «Скорей, скорей!»
Душа у ловчих без затей
Из жил воловьих свита.
Объяснение: омоформы совпадают только в определённых формах
однородные члены предложения — это члены предложения, которые характеризуются следующими обязательными признаками: 1) являются одинаковыми членами предложения, 2) связаны между собой сочинительной связью (при сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и 3) зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково «относятся» к одному и тому же члену предложения). однородными могут быть любые члены предложения (как главные, так и второстепенные) часто однородные члены предложения выражаются одной и той же частью речи, однако эта особенность не является для них обязательной. роль: в художественном стиле устраняют однообразное повторение одних и тех же слов, выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п., в научном стиле при построении различных классификаций возможность исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению. в публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая, так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средствy стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. последнее сближает публицистическую речь с художественной.
Художественность. Способы художественной изобразительности
Нажмите для увеличения. Таблица позаимствована с сайта http://zentr-gia-ege.ucoz.ru/load/russkij_jazyk/podgotovka_po_razdelam/chast_a/8-1-0-2
Ф.М. Достоевский в работе «Об искусстве» указывал: «Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал её, создавая своё произведение. Следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо».
Яркость художественной речи, её образность создаются при помощи средств художественной изобразительности. Эти средства делятся на фонетические, лексические и синтаксические.
Фонетические средства позволяют создать определённые звуковые ассоциации.
6) Паронимическая аттракция (парономазия) — намеренное сближение разнокорневых слов, имеющих звуковое сходство: Минута, минущая, минешь! ( Марина Цветаева). В тисках бесконечной тоски (Владимир Маяковский).
Лексические средства
Самыми простыми и понятными для большинства являются синонимические, антонимические и омонимические отношения в лексике. Эти языковые явления нередко используются в художественной литературе с целью расширения смысловой образности.
Яркий пример употребления синонимов показан в романе И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев», когда Ипполит Матвеевич Воробьянинов является в контору гробовых дел мастера Безенчука в связи с кончиной тёщи.
— То есть как это считается? У кого это считается?
Потрясенный этой, несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
— Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
Парадом развернув моих страниц войска, / Я прохожу по строчечному фронту (В.В. Маяковский)
Горит восток зарёю новой (А.С. Пушкин)
И тихая луна, как лебедь величавый, / Плывёт в сребристых облаках (А.С. Пушкин)
Так беспомощно грудь холодела, / Но шаги мои были легки (А.А. Ахматова)
Весь город говорит о нашумевшем событии.
Разновидностью метонимии является сине́кдоха — перенос свойств целого предмета на его часть, употребление единственного числа в значении множественного.
Эй, борода, как проехать к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)
Пчела за данью полевой / Летит из кельи восковой (А.С. Пушкин)
Идёт купец, идёт разносчик, / На биржу тянется извозчик (А.С. Пушкин)
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.В. Маяковский)
Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком. (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)
Соловьём залётным юность пролетела (А.В. Кольцов)
Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин)
Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы (А.С. Пушкин)
Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков (А.С. Пушкин)
Борис не так-то робок! Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач возьмёт венец и бармы Мономаха! (А.С. Пушкин)
Синтаксические средства
Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнажённой (А.А. Ахматова)
Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья я никогда б не знала вас. (А.С. Пушкин)
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин)
А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов. (М.Ю. Лермонтов)
Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Прощай, свобоная стихия! (А.С. Пушкин)
В ряде случаев риторическое обращение предшествует риторическому вопросу:
Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин)
Русь! куда ж несёшься ты? (Н.В. Гоголь)