Что относится к политической системе
Политическая система общества
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое политическая система
Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.
Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.
Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону
Общество влияет на политическую систему, вход
Политическая система влияет на общество, выход
Импульсы, на которые реагирует политическая система
Действия и решения системы, которые управляют обществом
Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии
На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты
По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.
Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.
Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.
Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.
Для чего нужна политическая система
Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:
определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;
следить, чтобы общество выполняло эти задачи;
распределять моральные и духовные ценности;
следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;
воспитывать политическое сознание народа;
следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;
контролировать соблюдение законов и политических норм.
Из чего состоит политическая система РФ
В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Политические подсистемы РФ
Представляет различные политические интересы;
Следит за социальным управлением;
Создает социальные нормы;
Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.
В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.
Регулирует политический процесс;
Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали
Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества
Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.
Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:
Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.
Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.
Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.
Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.
Место государства в политической системе
Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:
выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;
может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;
определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;
контролирует деятельность других политических организаций;
обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;
объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.
Проверь себя
Задание 1
Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.
Отношения между политическими системами двух стран.
Задание 2
Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.
Задание 3
Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.
Политические партии входят в функциональную подсистему.
Политическая система связана с другими общественными системами.
Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.
Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.
Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.
Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать обществознание, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе подготовки к ОГЭ по обществознанию. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.
Политическая система
Политическая система, ее структура и функции
Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.
Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.
Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:
Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.
Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой. Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги — все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.
Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.
Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.
Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств — империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому — распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.
Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.
Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику — деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это — задачи государства.
Есть и многие другие направления государственной деятельности.
Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.
Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.
Функции политической системы:
Основные элементы политической системы:
Классификация политических систем:
Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.
Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.
Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.
Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:
Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.
Компоненты (подсистемы) политической системы общества
Название | Характеристика |
Институциональный (организационный) | совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации |
Нормативный | политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений) |
Культурный | политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура – способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов |
Коммуникативный | система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации |
Функциональный | Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти |
Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».
Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.
Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.
Политическая система
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Содержание
Основные формы политических систем
Взгляды на политическую систему
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:
Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия…
Рациональная основа
Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.
Системность
Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.
Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.
Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.
Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.
Структура политической системы
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Функции политической системы
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:
Политическая система, её функции и подсистемы
Содержание:
Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.
Основные признаки политической системы:
Подсистемы политической системы
Функции политической системы
Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:
Общепринятая классификация систем:
Классификация политических систем
В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).
Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.
В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.
Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.