Что относится к пассажирским перевозкам
Перевозка пассажиров в городском и междугородном сообщении
Законодательство Российской Федерации защищает права потребителей услуг по перевозке пассажиров в городском и междугородном сообщении и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание прав потребителя поможет потребителю правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются.
Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими соблюдение продавцами требований законодательства по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении являются:
— Гражданский Кодекс РФ;
— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;
— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.02.2001 (КВВТ);
— Устав железнодорожного транспорта РФ от 24.12.2002 (УЖТ);
— Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.1999 (КТМ);
— Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 (ВК);
— Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003;
— Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Термины и понятия, необходимые знать потребителю:
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.
Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.
При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;
2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
Согласно ст. 24 Устава, пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.
Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.
При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении, продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.
Проводники пассажирских поездов дальнего следования, бортпроводники речного, морского и авиатранспорта обязаны проходить профилактические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и иметь личную медицинскую книжку.
Особенности защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг содержатся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111 «Оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее – Правила оказания услуг).
Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки.
Ответственность исполнителя за нарушение требований по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении весьма значительна. В этой сфере российским законодательством установлены как гражданско-правовая (возмещение вреда, причиненного соответствующим нарушением), так и административно-правовая ответственность.
Перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:
– не сохранность груза, багажа удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК).
По спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.
Исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.
Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Также потребитель по своему выбору вправе обратиться:
1) с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения контрольно-надзорного мероприятия и привлечения перевозчика к административной ответственности;
2) с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» с предъявлением дополнительных требований о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, судебных расходов, а также взыскании штрафа за нарушения прав потребителей.
Пассажирские перевозки
Полезное
Смотреть что такое «Пассажирские перевозки» в других словарях:
пассажирские перевозки — Транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа. [ГОСТ Р 51006 96] Тематики услуги транспортные … Справочник технического переводчика
Пассажирские перевозки — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга в Финляндию — осуществляются всеми основными видами транспорта морским, железнодорожным, авиационным и автодорожным. Без пересадок из Санкт Петербурга можно добраться до финских населенных пунктов Хельсинки, Вантаа, Порвоо, Хамина, Котка,… … Википедия
ГОСТ 30594-97: Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества — Терминология ГОСТ 30594 97: Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества оригинал документа: 2.2 безопасность услуг по перевозкам пассажиров: Безопасность услуг для жизни, здоровья, имущества пассажиров и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Заказные пассажирские перевозки — Заказные перевозки перевозки, выполняемые по маршрутам на основании договора, заключаемого между перевозчиком и заказчиком пассажирских перевозок. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации городского округа Электросталь МО от 06.10.2009 N 332/5 ОБ… … Официальная терминология
Коммерческие пассажирские перевозки — Коммерческие перевозки регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ… … Официальная терминология
пассажирские вагоны — пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны рестораны, служебно технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пассажирские вагоны международного сообщения — 3.8 пассажирские вагоны международного сообщения: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, почтовых отправлений в межгосударственном сообщении по железным дорогам колеи 1520 и 1435 мм. Источник: ГОСТ Р 55182 2012: Вагоны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пассажирские транспортные средства класса II — Транспортные средства класса II, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади… … Официальная терминология
Что относится к пассажирским перевозкам
Во многих приказах Минтранса имеется понятие «перевозка пассажиров».
Например
Приказ Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2 (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1996 года N 133-р «О реализации Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» приказываю:
1. Утвердить «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».
2. Департаменту автомобильного транспорта, Дорожному Департаменту и Департаменту Российской транспортной инспекции принять меры по организационно-методическому обеспечению реализации настоящего Положения органами управления автомобильным транспортом на местах, владельцами транспортных средств, осуществляющими перевозки пассажиров, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, дорожными организациями и отделениями Российской транспортной инспекции.
Приказ Минтранспорта РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (с изменениями от 27 октября 1995 г., 11 мая 2000 г.)
Дело в том что еще не нашел НПА дающего расшифровку этим «пассажирам».
Мне почему-то кажется, что это относится только к спец. организациям и пред-ям транспорта.
На это меня наталкивают формулировки про «предприятия транспорта» и из Приказа Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом»
Настоящие требования распространяются на специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом по лицензиям, получаемым в соответствии с Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 N 295 «Об утверждении Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1432) и Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 N 322 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст.1541).
т.е. я делаю вывод что к обычным орг-иям осуществляющим перевозку собственных работников и грузов, требования об обучении специалистов не относятся. Так же не относятся требования из Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2.
Организация планирует заключить на 2012 год договор на перевозку своих работников от дома до места работы автобусом. Поступила заявка от ООО на заключение договора по оказанию услуг по перевозке пассажиров. На требование о предоставлении лицензии на право перевозки пассажиров ООО ответило, что если перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется по заказам, то на такой вид деятельности лицензии не требуется, при этом они ссылаются на п. 24 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Верно ли, что перевозчику не требуется лицензии для перевозки персонала автобусами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации, осуществляющей перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, по заказам получать лицензию не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Березникова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Разновидности и договоры регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом
Различают три вида перевозок пассажиров и багажа:
Согласно ст.1 ЗУ «Об автомобильном транспорте», под регулярными пассажирскими перевозками следует понимать перевозки пассажиров транспортными средствами общего пользования (автобусами, микроавтобусами) по установленным маршрутам (городским или междугородным) в соответствии с расписанием и условиями, утверждёнными органами законодательной власти или местного самоуправления.
Регулярные перевозки осуществляются в строгом соответствии с расписанием, с чёткими интервалами прибытия транспортного средства к месту организованного остановочного пункта и отправления от него.
Организация регулярных перевозок в обязательном порядке требует получения лицензии, наличие которой обязывает перевозчика:
Согласно законодательству, существуют два вида регулярных перевозок:
В первом случае транспортное средство, соблюдая интервалы времени, прибывает на каждый организованный остановочный пункт и осуществляет посадку и высадку пассажиров в соответствии с расписанием. Остановки в каждом пункте являются обязательными. На каждом стационарном остановочном пункте должна присутствовать информация, включающая:
Во втором случае (когда правилами перевозок допускается посадка и высадка пассажиров в любом месте) движение транспортного средства также осуществляется в строгом соответствии с установленным маршрутом и по утверждённому расписанию с чётким определением начального и конечного пунктов следования транспортного средства, однако водители не обязаны останавливаться на каждой остановке: остановки производятся только по требованию пассажиров.
Договор перевозки пассажиров по регулярному маршруту: содержание, права и обязанности перевозчика и пассажира
Согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТГПЭТ), договор перевозки пассажиров по регулярному маршруту является формальным публичным договором, удостоверяемым билетом, который приобретает пассажир на данное транспортное средство. Право на транспортировку багажа подтверждается специальной квитанцией, выдаваемой кассиром после внесения платы за багаж. Формы этих документов (билетов и квитанций) и их реквизиты регламентируются правилами перевозок пассажиров.
Вместо билета пассажир имеет право предъявить кассовый чек, в котором должны быть указаны сведения о билете (стоимость, время отправления, номер места и т. п.) и квитанции об оплате ручной клади. Кроме этого, Устав автомобильного транспорта допускает использование электронных билетов с условием указания в них всех необходимых реквизитов и сведений.
Права и обязанности перевозчика
Согласно УАТГПЭТ, перевозчик обязан:
Стоимость проезда должна быть возвращена пассажиру в течении 10 дней с момента предъявления требования к перевозчику.
Согласно УАТГПЭТ, перевозчик имеет право:
Права и обязанности пассажира
Согласно законодательству, безбилетным считается лицо, не имеющее никакого проездного документа или предъявившего контролёру билет:
Пассажир имеет право:
Согласно ч.2 ст. 21 УАТГНЭТ, пассажир имеет право провозить в транспорте городского и пригородного назначения двух детей в возрасте до двенадцати лет с предоставлением отдельных мест и скидкой оплаты за проезд в 50% в случае, если в данном виде транспорта действует запрет на провоз детей без предоставления посадочного места.
В случаях, когда пассажир согласен ехать транспортом более низкой комфортности, перевозчик обязан возвратить ему разницу в стоимости проезда. Если перевозчик предоставляет для проезда транспорт более высокой комфортности, чем транспортное средство, указанное в расписании, то пассажир имеет право проезда без доплаты.
Частичный возврат стоимости проезда производится:
Действие просроченного билета можно восстановить с правом проезда на другом транспортном средстве, доплатив 25% от его стоимости.
Заказные перевозки: определение, условия осуществления, права и обязанности сторон
Заказными являются перевозки, осуществляемые по определённым маршрутам на основании договора, заключённого между перевозчиком и заказчиком перевозок.
Согласно действующему законодательству, этот вид перевозок лицензирования на требует. Начиная с 2009 года лицензии были заменены на уведомление о предоставлении услуг по перевозке пассажиров. Уведомление составляется в двух экземплярах и отправляется в Управление государственного автодорожного надзора. В документе необходимо сообщить следующие сведения:
В соответствии с законодательством, каждое уведомление вносится в Реестр уведомлений, а разрешение на услугу должно быть предоставлено в день подачи уведомления заявителем.
Права и обязанности пассажиров и перевозчика при перевозках заказным видом транспорта регламентируются договором, заключённым между сторонами.
Перевозки легковым такси: определение, правила оказания услуги, права и обязанности сторон
Согласно нормативным документам, регламентирующим перевозки пассажиров, легковым такси признаётся транспортное средство категории М1, используемое для перевозки пассажиров и их багажа на основании публичного договора, именуемого фрахтованием.
Пассажиром в данном случае является физическое лицо (лица), заключившее договор фрахтования, а багажом – вещи, принятые для перевозки в установленном порядке.
Фрахтование заключается в устной форме непосредственно с водителем или путём заказа такси через диспетчера, являющегося исполнителем услуги. В соответствии с УАТГНЭТ, диспетчер обязан:
Плата за проезд может быть фиксированной, а также устанавливаться либо на основании действующих муниципальных тарифов, учитывающих расстояние, либо фактического времени использования такси. Маршрут проезда определяет пассажир. Если он указывает только конечную точку, водитель обязан ехать кратчайшим путём.
Провоз багажа в такси имеет ограничения. Так, водитель вправе отказать заказчику в перевозке слишком громоздкого багажа, который может мешать водителю вести автомобиль, загораживать зеркала заднего вида, а также будет выступать за пределы салона или багажника автомобиля. Провоз животных допускается с условием нахождения их в специальных корзинах (клетках) для перевозки, а крупных зверей при наличии поводков, намордников и подстилок. В такси запрещён провоз:
В легковом такси на передней панели, кроме визитной карточки водителя с фотографией, в обязательном порядке должны присутствовать:
Все претензии к перевозкам легковыми такси подаются в порядке, предусмотренном УАТГНЭТ, исполнителям по месту их нахождения.
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1586
«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 октября 2020 г. N 1586
Правила
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры и условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
II. Регулярные перевозки пассажиров и багажа
4. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
5. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 4 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт.
6. Расписание содержит местное время часовой зоны, в которой расположен остановочный пункт.
7. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
8. В случае осуществления регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок, остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
9. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если:
а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;
б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.
10. Перевозчик обеспечивает информирование пассажиров об остановочных пунктах, в том числе по требованию.
11. Указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций), содержат следующую обязательную информацию:
а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок;
б) наименование остановочного пункта;
в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
ж) надпись «Посадки нет» в остановочных пунктах, в которых осуществляется только высадка пассажиров;
з) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением регулярных перевозок.
12. Остановочные пункты, расположенные в том числе на территории автовокзалов, автостанций, могут размещаться на территории транспортно-пересадочных узлов и вокзалов иных видов транспорта.
13. Пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.
14. Режим работы автовокзала, автостанции должен соответствовать графику прибытия и отправления транспортных средств.
15. На территории и в основном здании автовокзала, автостанции владелец автовокзала, автостанции размещает информацию:
а) о маршрутах регулярных перевозок, в состав которых включены остановочные пункты, расположенные на территории автовокзала, автостанции, в том числе схемы таких маршрутов;
б) о расписаниях перевозок по маршрутам регулярных перевозок;
в) о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), медицинского пункта для оказания первой помощи (при наличии), камеры хранения (при наличии), туалетов, а также о направлениях движения к ним.
16. Информация, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил, размещается владельцем автовокзала, автостанции также на официальном сайте владельца автовокзала, автостанции (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должна быть доступна для ознакомления на таком сайте без взимания платы.
17. На транспортных средствах, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа, перевозчиком размещаются указатели маршрута регулярных перевозок:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
18. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, содержит наименования начального и (или) конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
19. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, содержит номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и одного или нескольких промежуточных остановочных пунктов.
20. Указатель маршрута регулярных перевозок, размещаемый на заднем окне транспортного средства, содержит номер маршрута регулярных перевозок.
21. Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.
22. Указатели маршрута регулярных перевозок, указанные в пункте 18 настоящих Правил, должны быть в темное время суток освещены.
24. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация:
б) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
в) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок в междугородном или международном сообщении;
г) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
д) указатели мест расположения огнетушителей;
е) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
ж) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
з) права и обязанности пассажиров согласно настоящим Правилам;
27. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
28. Билет должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов, в том числе реквизитов кассового чека.
29. В случае если на маршруте регулярных перевозок применяются тарифы, учитывающие различный уровень обслуживания в транспортном средстве (наличие кондиционера, аудио- и видеоаппаратуры, туалета, багажных полок, предоставление питания и др.), перевозчик вправе указать в билете реквизиты, определяющие класс обслуживания. В этом случае перевозчик заблаговременно доводит до сведения пассажиров информацию о классе обслуживания.
30. Допускается использование:
а) билета, все реквизиты которого указаны на материальном носителе;
б) билета, часть реквизитов которого содержится на материальном носителе, а остальные реквизиты размещены в электронном виде в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов;
в) электронного билета.
Информация об изменениях:
32. В случае использования билетов, в которых все реквизиты или их часть указаны в электронном виде, перевозчик при обращении к нему пассажира обязан предоставить ему информацию обо всех реквизитах билета, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия билета и об оставшемся количестве поездок.
33. При оформлении электронного билета все реквизиты такого билета направляются в электронном виде на абонентский номер или адрес электронной почты, если они указаны пассажиром при оформлении электронного билета, или по требованию пассажира выдаются ему перевозчиком в виде копии электронного билета на бумажном носителе.
34. В случае прекращения перевозки в связи с неисправностью транспортного средства, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.
35. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении в кассах автовокзалов, автостанций, а также в кассах на транспортно-пересадочных узлах и вокзалах иных видов транспорта, на территории которых расположен остановочный пункт, начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.
36. Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, устанавливаются перевозчиком с учетом требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
37. Провоз ручной клади, количество или размер которой превышает установленную норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на провоз ручной клади.
38. Квитанция на провоз ручной клади должна содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 2.
39. Багаж, сданный перевозчику, перевозится в багажном отделении транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажира, или отдельно от пассажира багажным автомобилем.
40. Погрузка (выгрузка) багажа в багажное отделение транспортного средства обеспечивается перевозчиком.
41. Багаж принимается для перевозки без вскрытия тары или упаковки.
43. Тара и упаковка должны обеспечивать целостность и сохранность багажа в течение всего периода перевозки.
44. Перевозка багажом пищевых продуктов, в том числе скоропортящихся, в багажных отделениях транспортных средств и багажных автомобилях без поддержания температурного режима осуществляется под ответственность пассажира без объявления ценности этого багажа.
45. Сдача багажа перевозчику оформляется багажной квитанцией.
46. Багажная квитанция должна содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 3. На багажной квитанции допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления регулярных перевозок.
47. Допускается совмещение в одном документе реквизитов билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади.
48. На каждое место багажа крепится багажная бирка, копия которой выдается пассажиру.
49. В багажной квитанции при сдаче для перевозки багажа с объявленной ценностью указывается объявленная стоимость багажа, а также сумма дополнительной платы за прием к перевозке багажа с объявленной ценностью.
50. При сдаче для перевозки нескольких мест багажа пассажир вправе указать в багажной квитанции объявленную стоимость каждого места или общую сумму объявленной стоимости всех мест.
В случае утраты багажной квитанции или багажной бирки багаж может быть выдан лицу, которое докажет свое право на него, указав в письменной форме точные признаки вещей, входящих в состав багажа.
52. По желанию пассажира багаж может быть выдан ему в пути следования, если это позволяют сделать время стоянки транспортного средства на остановочном пункте, где пассажир желает получить свой багаж, и условия загрузки багажного отделения транспортного средства. При этом пассажир обязан заблаговременно предупредить водителя о желании получить багаж в пути следования. В случае выдачи пассажиру багажа в пути следования деньги за непроследованную часть маршрута не возвращаются.
53. Прием багажа для перевозки багажным автомобилем производится перевозчиком при предъявлении билета.
54. Багаж, сдаваемый для перевозки багажным автомобилем, не должен затруднять погрузку и размещение в багажном автомобиле, а также причинять вред багажу других пассажиров.
55. Багаж, упаковка которого имеет недостатки, не вызывающие опасений его утраты или порчи, может приниматься к перевозке багажным автомобилем с указанием этих недостатков в перевозочных документах.
56. Багаж, доставленный багажным автомобилем, выдается перевозчиком в пункте назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт в соответствии с договором перевозки пассажира.
57. За хранение багажа, не востребованного в пункте его назначения более суток со дня его доставки багажным автомобилем (неполные сутки считаются за полные), взимается плата в размере, установленном перевозчиком. Если багаж прибыл в пункт назначения раньше пассажира, плата за хранение такого багажа со дня его доставки до дня, следующего за днем прибытия пассажира, не взимается.
58. При обнаружении утраты, недостачи мест или повреждения (порчи) багажа перевозчик по требованию лица, указанного в багажной квитанции, или лица, управомоченного на получение багажа, при предъявлении багажной квитанции и багажной бирки составляет коммерческий акт в 2 экземплярах, один из которых вручается указанному лицу для предъявления им претензии перевозчику.
59. В случае если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, этот багаж возвращается предъявителю коммерческого акта при условии возврата денег, ранее выплаченных ему за утрату или недостачу этого багажа.
60. Возврат денег за проезд, перевозку багажа и провоз ручной клади производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком.
61. В случае оформления билета по безналичному расчету или с использованием платежной карты возврат денег за проезд, перевозку багажа и провоз ручной клади производится на банковский счет юридического или физического лица, оплатившего проезд, перевозку багажа и провоз ручной клади.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
64. Для посадки в транспортное средство пассажира, оформившего электронный именной билет, достаточно предъявления пассажиром документа, удостоверяющего личность, при условии подтверждения наличия в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов, сведений об электронном билете данного пассажира. Для посадки в транспортное средство пассажира, оформившего электронный безымянный билет, пассажир должен сообщить должностному лицу, осуществляющему проверку билетов, условный код (последовательность символов, штрих-код, QR-код), сообщенный ему перевозчиком при оформлении электронного билета, при условии подтверждения наличия в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения реквизитов электронных билетов, сведений об электронном билете с этим условным кодом. Невозможность подключения должностного лица перевозчика к автоматизированной информационной системе вследствие технического сбоя не является основанием для отказа пассажиру в перевозке.
65. Безбилетным является лицо:
а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;
б) предъявившее билет без регистрации поездки, если такая регистрация является обязательной;
в) предъявившее поддельный билет;
г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;
д) предъявившее ранее использованный билет или предоставившее в качестве основания для проезда сведения о ранее использованном электронном билете;
е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанных преимущества или льготы;
ж) предоставившее в качестве основания для проезда сведения об оформленном электронном билете, в том числе в виде копии такого билета на бумажном носителе или изображения на экране мобильного устройства, реквизиты которого не содержатся в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
67. Билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда, при непредставлении документа, подтверждающего право на указанные преимущество или льготу, если представление такого документа является обязательным, изымается перевозчиком. Изъятие билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет.
68. Билет, все реквизиты которого содержатся в автоматизированной информационной системе, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, при непредставлении документа, подтверждающего право на указанное преимущество, если представление такого документа является обязательным, блокируется перевозчиком. Блокирование билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
III. Перевозка пассажиров и багажа по заказу
71. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
72. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
73. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок посадки в транспортное средство в соответствии с пунктами 74 и 75 настоящих Правил.
74. Порядок идентификации лиц, имеющих право посадки в транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, определяется договором фрахтования. Такая идентификация может осуществляться в том числе на основании документов, реквизиты которых указаны на материальных носителях или в электронном виде, либо посредством использования единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.
75. В случае если Федеральным законом «О транспортной безопасности» и Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу требуется формирование списка пассажиров, посадка пассажиров в транспортное средство, используемое для таких перевозок, осуществляется в соответствии с указанными списками.
76. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Заказ-наряд составляется фрахтовщиком в 2 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтовщиком и фрахтователем, и должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 4. Первый экземпляр остается у фрахтовщика, второй вручается фрахтователю.
77. Договор фрахтования или его копия, в том числе копия договора фрахтования, заключенного в электронном виде, на бумажном носителе, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
78. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок при условии исключения помех транспортным средствам, осуществляющим перевозки по регулярным маршрутам.
IV. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
79. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
80. Заказ фрахтователя принимается фрахтовщиком с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
81. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации, который ведется на бумажном носителе или в электронной форме, путем внесения в него следующей информации:
б) дата и время принятия заказа;
в) дата выполнения заказа;
г) место подачи легкового такси и место окончания перевозки;
д) номер разрешения фрахтовщика на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
е) государственный регистрационный номер, марка легкового такси, фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
ж) планируемое и фактическое время подачи легкового такси и окончания перевозки;
з) способ направления заказа и номер телефона фрахтователя, если заказ поступил посредством его применения;
и) дополнительные требования заказчика к классу легкового такси, обеспечению наличия детского удерживающего устройства для каждого из детей, возможности перевозки инвалида и его кресла-коляски.
82. Фрахтовщик обязан:
а) хранить сведения, содержащиеся в журнале регистрации перевозчика, не менее 6 месяцев;
б) сообщать номер принятого к исполнению заказа лицу, осуществившему заказ, наименование перевозчика, размер платы за перевозку легковым такси, причины ее возможного изменения, исполнение дополнительных требований к перевозке, планируемое время прибытия легкового такси;
в) по прибытии легкового такси сообщать лицу, осуществившему заказ, местонахождение, государственный регистрационный номер, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя, фактическое время прибытия легкового такси;
г) выдать фрахтователю, в том числе в форме электронного документа, кассовый чек или чек, сформированный в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», подтверждающие оплату пользования легковым такси.
83. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтовщиком фрахтователю.
84. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если маршрут фрахтователем не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.
85. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.
86. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
87. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
89. Легковое такси оборудуется фрахтовщиком опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства.
90. На кузов легкового такси фрахтовщиком наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
91. На передней панели легкового такси справа от водителя фрахтовщиком размещается следующая информация:
а) полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика, номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение;
б) тарифы за пользование легковым такси.
V. Забытые и найденные вещи
92. Лица, обнаружившие забытые вещи в транспортном средстве или на территории автовокзала, автостанции, обязаны сообщить об этом кондуктору (водителю) или уполномоченному должностному лицу владельца автовокзала, автостанции.
93. Забытые и найденные в транспортном средстве вещи кондуктор (водитель) передает под расписку с подробным описанием найденных вещей на хранение уполномоченному должностному лицу владельца автовокзала, автостанции, которые расположены в конечном пункте маршрута регулярных перевозок, либо уполномоченному должностному лицу перевозчика или фрахтовщика.
94. Найденные и невостребованные вещи по истечении установленного владельцем автовокзала, автостанции, перевозчиком или фрахтовщиком предельного срока их хранения подлежат реализации в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
95. В случае если по окончании поездки в междугородном сообщении пассажир, прибывший в промежуточный пункт маршрута, обнаружит, что им в транспортном средстве забыты вещи, этот пассажир вправе обратиться к дежурному любого автовокзала, автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Дежурный автовокзала, автостанции по письменному заявлению пассажира обязан немедленно проинформировать владельца ближайшего автовокзала, автостанции на пути следования транспортного средства с указанием в них места, которое занимал пассажир, описанием забытых вещей и требованием пересылки их к месту нахождения пассажира. В таких случаях все расходы, связанные с возвратом вещей, производятся за счет их владельца.
96. Лицо, потребовавшее выдачи найденных вещей, должно доказать свое право на них, указав в письменной форме точные признаки вещей.
97. При получении вещей лицо, потребовавшее их выдачи, должно оплатить услуги, предоставленные ему владельцем автовокзала, автостанции, перевозчиком или фрахтовщиком, выдавшим найденные вещи, а также дать расписку в получении вещей с указанием в ней своего места жительства и номера документа, удостоверяющего его личность.
VI. Порядок оформления претензий и составления актов
98. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, фрахтователей и пассажиров при перевозках пассажиров и багажа или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.
99. Коммерческий акт составляется при выявлении следующих обстоятельств:
а) несоответствие наименования и количества мест багажа данным, указанным в багажной квитанции;
б) повреждение (порча) багажа;
в) отсутствие багажа, указанного в багажной квитанции;
г) обнаружение невостребованного багажа.
100. Коммерческий акт составляется перевозчиком в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. Если коммерческий акт невозможно составить в указанный срок, он должен быть составлен в течение следующих суток.
101. Коммерческий акт составляется в 2 экземплярах и заполняется без помарок и каких-либо исправлений.
102. Коммерческий акт должен содержать следующую информацию:
а) описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность;
б) данные о том, правильно ли был погружен, размещен и закреплен багаж;
в) описание нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа.
103. Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также пассажир, если он участвует в проверке багажа. По требованию пассажира перевозчик обязан выдать коммерческий акт в течение 3 дней. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или при оформлении коммерческого акта с нарушением установленных требований пассажир подает перевозчику заявление о таких нарушениях в письменной форме. Перевозчик обязан дать пассажиру мотивированный ответ на заявление в течение 3 дней. В случае подтверждения обоснованности заявления плата с пассажира за хранение багажа в течение времени, затраченного на составление коммерческого акта, не взимается.
104. При выявлении иных обстоятельств, не предусмотренных пунктом 100 настоящих Правил, оформляются акты общей формы.
105. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам или фрахтовщикам по месту их нахождения.
106. К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:
107. В случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси в претензии, предъявляемой фрахтовщику по месту его нахождения, указывается номер принятого к исполнению заказа фрахтователя.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам перевозок
пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным
электрическим транспортом
Обязательные реквизиты билетов
1. Допускается использование следующих типов билетов:
2. Билет типа N 1 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты:
а) наименование, серия и номер билета;
б) наименование организации, выдавшей билет;
в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира;