Что относится к нервной системе 4 класс

Выбранный для просмотра документ урок 33 4 кл.docx

Тема: Нервная система человека

Цель: формировать понятия особенностей строения и роли нервной системы для человека, выделить основные правила гигиены и поведения для сохранения здоровья.

Повторение изученного материала

Ответьте на вопросы:

Какие органы относятся к системе пищеварения?

С помощью каких органов мы дышим?

Почему артериальная кровь – яркая, алая, а венозная – темно-красного цвета?

Что обеспечивает наше движение?

Что управляет нашим организмом?

/Ответы обучающихся при фронтальном опросе. Последний вопрос использовать для подведения обучающихся к новой теме урока/

— Есть такая пословица: «Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы».

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? /Высказывания детей/

Изучение нового материала

Слайд 2 – Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: осязания, обоняния, слуха, зрения, вкуса.

Слайд 3 – Благодаря головному мозгу мы можем двигаться, видеть, слышать, думать, говорить, сохранять в памяти все, что мы воспринимаем.

Слайд 4 – Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.

Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы)

ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА

СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ И РАССЛАБЛЯЕТСЯ

ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ

ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ЗА ВЗДОХОМ СЛЕДУЕТ ВЫДОХ

Слайд 6 – Головной и спинной мозг – «командиры нашего организма. Работая слаженно они обеспечивают жизнь нашего организма.

Слайды 7-9Головной мозг является «главным начальником» в нашем организме. Именно он регулирует работу всех органов чувств человека. Он состоит из огромного количества нервных клеток, каждая из которых решает свою задачу. /Работа со схемой/

Головной мозг защищен черепом и особыми оболочками.

В больших полушариях располагаются зоны, отвечающие за мышление и сознание, речь, слух, вкус, обоняние, осязание, основные движения.

Мозжечок отвечает за координацию движения.

Гипоталамус регулирует температуру тела, чувство голода, жажды, и другие функции.

Ствол мозга регулирует дыхание и сердцебиение.

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Слайд 10 – Ребята, а как вы думаете, имеет ли значение масса мозга для умственного развития? /Ответы обучающихся/ На самом деле не имеет!

Анатоля Франса, писателя – 1017 г

С. Ковалевская, математик – 1385 г

Д. И. Менделеев, химик – 1571 г

И. П. Павлов, физиолог – 1653 г

Слабоумный мальчик 10 лет – 2069 г

Человек со средними способностями – 1375 г

Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.

Мозг должен постоянно трудиться, получать знания, тогда он будет развиваться.

Слайд 12 – Мозг много трудится и ему требуется отдых. Если мы спим глубоким сном, не видя сны, то и наш мозг отдыхает. Интересно и то, что у наших мам, даже если они спят также глубоким сном, мозг оставляет активный «сторожевой пункт», который дает сигнал, если ребенок проснулся или начал плакать.

После нашего пробуждения все зоны мозга сразу же берутся за работу.

Слайд 13 – Спинной мозг находится внутри позвоночника, который защищает его.

Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека. Его можно назвать «информационной дорогой». Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов!

Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).

В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.

— Сегодня вы узнали много нового о нервной системе. Какой вывод мы можем сделать? Что главное в работе нервной системе?

Слайд 16 – Вывод: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.

Слайд 17 – Достаточно часто мы слышим: «Все болезни от нервов!» Можем ли мы уберечь нервную систему?

При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят вещества, содержащиеся в табаке и спиртных напитках.

Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: «спасибо» и «пожалуйста».

Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.

Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для мозга и нервной системы.

Слайд 19 – Берегите органы чувств и они помогут познавать окружающий вас удивительный мир! Растите здоровыми, красивыми и умными.

Закрепление изученного материала

Слайд 20 – А теперь проверим, насколько вы были внимательны.

Задание: Укажите верные высказывания.

1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)

2. Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)

3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)

5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)

6. Устают ли клетки мозга? (ДА)

7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)

Слайд 21 – Тест «Нервная система»

1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:

2. Какую функцию выполняет головной мозг?

В) отвечает за рост волос

3. Сколько полушарий имеет головной мозг?

4. Какую функцию выполняет спинной мозг?

А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,

Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,

В) отвечает за речь.

5) Какую функцию выполняют нервы?

А) переносят к органам питательные вещества,

Б) защищают организм от вирусов,

В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.

После выполнения заданий проводится взаимопроверка.

— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»

— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»

— У кого три неправильных ответа? Дома, как следует, повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»

Подведение итогов урока.

— Молодцы, ребята, как вы хорошо потрудились на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться.

— Что вам было интересно на уроке?

— Что было непонятно?

— Какие чувства вы испытали, когда давали ответы на задания? (Волнение).

— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её!

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

Иметь на всё свой час и время:

И на потеху – сладкий миг.

И долгий час на чтенье книг!

— Соблюдайте режим дня, и это поможет вам в вашей жизни!

— Спасибо за работу и всего вам доброго!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ

ПО ТЕМЕ: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Ученика(цы) 4 «___» класса _________________________________________________________

Задание 1. Укажите верные высказывания.

1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?

2. Чем больше мозг, тем умнее человек?

3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

6. Устают ли клетки мозга?

7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

Верно ________________ Неверно __________________

1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:

2. Какую функцию выполняет головной мозг?

В) отвечает за рост волос

3. Сколько полушарий имеет головной мозг?

4. Какую функцию выполняет спинной мозг?

А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,

Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,

В) отвечает за речь.

5) Какую функцию выполняют нервы?

А) переносят к органам питательные вещества,

Б) защищают организм от вирусов,

В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Нервная система человека»4класс

Урок окружающего мира в 4 классе

Цель урока : формирование представления у учащихся о нервной системе человека, её строении и значении.

I.Орг.момент. Мотивация учебной деятельности.

Ходим мы, играем, пишем,
И все время дышим, дышим.
Ведь для этого недаром
Есть у всех нас легких пара.

О какой системе органов человека идет речь?(Дыхательная система)

Как устроена дыхательная система (ответы уч-ся :лёгкие,трахея,бронхи)

Сосудики наши, артерии, вены
Кровью наполнены неизменно.
Кругами бежать она не устала,
За кругом большим сразу следует малый

О какой системе органов человека идет речь?(Система кровообращения)

Как устроена система кровообращения?(сердце, артерии и вены, кровяные клетки)

Что во рту у нас ребята?

А зачем нам нужен рот?

Чтобы скушать бутерброд!

Знает каждый ведь ответ:

Без еды нам жизни нет.

О какой системе органов человека идет речь?(Пищеварительная система)

Как устроена пищеварительная система?(пищевод, желудок, кишечник)

-Соотнести эти понятия по порядку.

В нашем организме работает еще одна система!?

Вы увидели красный сигнал светофора и остановились. Вы случайно дотронулись до горячего утюга и рука сама отдёрнулась.

Предположите, о каком органе пойдёт речь? Этот орган расположен в полости черепа?(головной мозг)

. Возьмемся за руки, так, чтобы были задействованы все в нашем классе. (Дети берутся за руки. Первый передает «сигнал», пожав руку соседа. Так сигнал передается самому последнему участнику.)

-Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (нервная система человека)

-Наша цель сегодня на уроке познакомиться со строением и работой нервной системы. Нервная система человека состоит из : головного мозга, спинного мозга, нервов.(показ слайда)

-Для того чтобы достичь своей цели, пополнив свои знания, поработаем в группах.

-Тема первой группы? (головной мозг)

-Третьей группы? (спинной мозг)

-Тема четвёртой группы? (гигиена нервной системы)

Нейроны – нервные клетки.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Гигиена нервной системы.

Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух, за 2 секунды обегает все его клетки. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста. Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Благодаря нервной системе организм человека работает как единое целое. Чем крепче нервная система, тем крепче здоровье человека.

Проверим состояние вашей нервной системы.

Сигнал в головной мозг идёт с огромной скоростью 120 м/сек. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее.

Методика: линейка держится вертикально. Испытуемый вытягивает руку вперёд. По сигналу линейка опускается, испытуемый должен её подхватить. Чем меньше расстояние, тем лучше реакция, тем крепче нервная система.

Что же руководило нашими действиями?

Составим схему работы всех частей нервной системы.

Какие органы чувств получили информацию? Глаза, уши

Куда поступила информация? Головной мозг

Какому органу головной мозг дал команду начать движение? Спинной мозг

Как передавалась информация? Движение

Мы убедились, как слаженно сработали все отделы нервной системы.

Проверим степень осознания изученного материала.

1.Какой главный орган нервной системы?—-

(сердце, головной мозг)

3.Что находится в позвоночнике?——-

(серое вещество, спинной мозг)

Сегодня мы открыли новые знания о человеке, о строении его нервной системы.

Смех – лучшее лекарство.

Когда мы смеемся, активизируются и работают 5 областей нашего мозга!

Домашнее задание: Найдите (подберите) интересную информацию о нервной системе.

Источник

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе «Нервная система». УМК «Начальная школа 21 века»

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Нервная система» Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» Автор Лупачева Елена Валерьевна учитель начальных классов МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением отдельных предметов

«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех.» Генри Форд

2. Перечислите внутренние органы человека. 3. Перечислите системы органов человека. 1. Перечислите части тела человека.

Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.

Головной и спинной мозг – составные части нервной системы. Благодаря их командам все органы действуют слаженно, как единое целое.

СРАВНИМ ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ головной мозг рыб головной мозг земноводных головной мозг пресмыкающихся головной мозг птиц головной мозг млекопитающих головной мозг человека ЧЕЙ МОЗГ САМЫЙ СЛОЖНЫЙ?

нервные клетки головного мозга задачи клеток головного мозга

так мозг насыщается кислородом Для нормальной работы мозгу нужно постоянно получать большое количество кислорода. Поэтому нужно регулярно проветривать помещение и чаще бывать на свежем воздухе. Если мозг будет получать мало кислорода, то человек может потерять сознание.

Мозг спящего человека, который не видит снов, то есть спит глубоким сном. Мозг матери, которая спит рядом со своим ребёнком. «Сторожевой пункт даёт сигнал, если ребёнок проснётся и заплачет. Мозг бодрствующего человека. «сторожевой пункт»

Находится внутри позвоночника. Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека.

Головной и спинной мозг соединены нервами со всеми органами. По нервам, как по проводам, поступают сигналы от органов в головной и спинной мозг, которые посылают команду органам: «Действуйте так!». Сигналы движутся очень быстро – со скоростью 120 м/с. Название «нервы» произошло от латинского означает «жила», «нерв». Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания). В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Номер материала: ДБ-747839

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе «Нервная система» УМК «Начальная школа 21 века»

Открытый урок окружающего мира в 4 классе, проведённый в рамках культурного обмена для русскоязычных учителей из ФРГ

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Нервная система»

Набор табличек с цифрами «1», «2», «3», «да», «нет» у каждого ученика.

Набор лепестков красного, зелёного, синего цвета для рефлексии у каждого ученика.

Записки с идеями для «корзины идей».

Тексты для работы в группах.

Учебники и рабочие тетради.

Запись на доске: размеры мозга разных людей, ответы на вопросы теста.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

— Какие мысли у вас возникли, когда вы услышали это высказывание?

— Над какой темой мы успешно работали на прошлом уроке окружающего мира? (Организм человека)

2. Проверка домашнего задания.

2.1. Слайд 3. Повторение.

Вопрос №1. Перечислите части тела человека.

(Голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности)

Вопрос №2. Перечислите внутренние органы человека.

(головной мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)

Вопрос №3. Перечислите системы органов человека.

(Опорно-двигательная, кровеносная, нервная, дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2.2. – Расскажите о том, как устроен организм человека.

3. Актуализация опорных знаний. Стадия вызова.

— Но что же заставляет все внутренние органы и системы органов работать слаженно?

— Что обеспечивает приспособление организма к внешней среде? Как вы думаете? ( высказывания детей )

4. Постановка учебной задачи.

Работа с пословицей. Слайд 4.

Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы.

— Объясните смысл пословицы.

— Так о чём же пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Слайд 5. Нервная система человека.

Что вам уже известно о нервной системе, что хотите узнать?

( Высказывания детей ) Можно записать в «корзину идей» на доске.

Зарядка для глаз.
1. «Полёт бабочки».
Не поворачивая головы, вы будете следить за полётом бабочки.
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняйте медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закройте глаза, расслабьтесь.
(Повторяется два раза.)
2. «Моргание».
Быстро сожмите и разожмите веки (поморгайте) в течение 15-20 секунд. Закройте глаза, расслабьтесь.

5. Рассказ учителя о строении нервной системы. Слайд №6.

— А теперь проверим, насколько вы были внимательны.

Стр.4, №6 (самостоятельно)

Фронтальная проверка. Учащиеся показывают карточки с числами, соответствующими обозначению в тетради:

7. Создание проблемной ситуации.

Игра « Верите ли вы?»

— Обратимся к нашей «корзине идей» и посмотрим, какие идеи высказали наши ученики. Поиграем в игру «Верите ли вы?»

1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?

2. Чем больше мозг, тем умнее человек?

3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

6. Устают ли клетки мозга?

7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

— Возникло много вопросов, разных мнений.

— Нам поможет во многом разобраться работа с научно – познавательным текстом.

8. Работа с учебником. Параллельно идёт показ презентации.

Учебник, стр.8, 1-й абзац. Чтение учениками. Слайды №7 и №8.

Решение биологической задачи. Учебник, стр.8 («Обсудим вместе»). Слайд №9. (Ответ по щелчку №4)

Стр.8, последний абзац. Слайд №11.

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Стр.9, 2-й абзац. Слайд №14.

9. Формирование новых знаний. Стадия осмысления. Работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы, каждой дан текст для прочтения и осмысления.

Сейчас вы будете читать текст, выделяя главное. В каждой группе тексты разные. Одна группа читает текст о головном мозге, другая о спинном, третья о нервных окончаниях, а четвёртая о гигиене нервной системы. Прочитав текст, обменяйтесь информацией в группе.

Далее вы будете работать в новых группах, где соберутся эксперты от каждой предыдущей группы. Вы делитесь по очереди информацией, полученной из своего текста, составляете план общего рассказа, выбираете, кто будет представлять информацию и снова пересаживаетесь в свои группы. Происходит обмен информацией, определяется эксперт по теме.

10. Презентация сведений по отдельным темам, выступления групп.

1 группа – «Нервы»

Нейроны – нервные клетки.

В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км.

Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается.

Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

Во всём теле есть нервные окончания, чувствительные к боли. Но зачем человеку боль? Представьте, что вы голой рукой схватили раскалённый утюг или у вас начал разрушаться зуб? При этом вы ничего не чувствуете. Подумайте, что вас ожидает?

Боль – это сигнал органа, который предупреждает об опасности или сообщает о нарушении в его работе.

Но терпеть сильную боль трудно. И тогда на помощь приходят врачи, они прописывают обезболивающие таблетки или уколы, делают наркоз.

2 группа – Рассказывает о головном мозге.

Головной мозг.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела нервами – двигательными и чувствительными.

Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником.

Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть фото Что относится к нервной системе 4 класс. Смотреть картинку Что относится к нервной системе 4 класс. Картинка про Что относится к нервной системе 4 класс. Фото Что относится к нервной системе 4 классБеседа по прочитанному.

— Имеет ли отношение к уму величина мозга человека?

— Нет, не имеет. Например:

Анатоля Франса, писателя – 1017г (Запись массы мозга на доске)

С. Ковалевская, математик – 1385г

Д. И. Менделеев, химик – 1571г

И. П. Павлов, физиолог – 1653г

Слабоумный мальчик 10 лет – 2069г

Человек со средними способностями – 1375г

Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.

3 группа – Рассказывает о спинном мозге.

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

4 группа – Рассказывает о гигиене нервной системы.

Гигиена нервной системы.

Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.

Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

11. Обобщение : Каково же значение нервной системы? ( Обеспечивает слаженную работу всего организма).

— Вернёмся теперь к нашей «корзине идей». Верны ли высказывания :

1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)

2. Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)

3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)

5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)

6. Устают ли клетки мозга? (ДА)

7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)

1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:

2. Какую функцию выполняет головной мозг?

Б) воспринимает, узнаёт, осознаёт, запоминает, мыслит, управляет мышцами

В) отвечает за рост волос

3. Сколько полушарий имеет головной мозг?

4. Какую функцию выполняет спинной мозг?

А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом

Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств

5) Какую функцию выполняют нервы?

А) переносят к органам питательные вещества

Б) защищают организм от вирусов

В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам

Взаимопроверка

Проверка с доски. Правильные ответы:

— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»

— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»

— У кого три неправильных ответа? Дома как следует повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»

12. Стадия рефлексии. Слайд №17. Домашнее задание.

Старался. У меня всё получилось. (Лепесток красного цвета)

Старался, но у меня были ошибки. (Лепесток зелёного цвета)

У меня не получилось, но я буду стараться! (Лепесток синего цвета)

— Выложите свои лепестки на доске по контуру.

— Видите, ребята, как вы постарались на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться. Если вы дома как следует прочитаете материал учебника на стр.8 – 10, то окончательно разберётесь в трудном материале на тему ….. «Нервная система».

— А что вам напоминает получившийся рисунок? (Контуры головного, спинного мозга. Нервную систему)

— Что вам было интересно на уроке? Что непонятно?

— Какие чувства испытали? А когда отвечали домашнее задание? (Волнение).

— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её. Желаю вам сегодня хорошего отдыха. Берегите, укрепляйте своё здоровье. Слайд №18

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *