Что относится к науке и технологии
Какие бывают науки?
Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.
Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.
Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.
История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.
Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.
К историческим наукам относится и археология.
Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.
Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.
Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.
С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.
Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.
Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.
Политология — наука о политике.
Социология — наука об обществе.
Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.
Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.
Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.
Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.
Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».
На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»
Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.
Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.
Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.
Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.
Геоморфология — наука о рельефе.
Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.
Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.
Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.
Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.
Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.
К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.
Единство наук
100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.
Курьезы в науках
Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.
Наука против технологий
Содержание:
Сравнительная таблица
Наука | Технология | |
---|---|---|
Релевантность результата | Делать практически бесценные заявления | Деятельность всегда связана с ценностями |
Методы оценки | Анализ, обобщение и создание теорий | Анализ и синтез дизайна |
Цели достигнуты благодаря | Соответствующие научные процессы | Ключевые технологические процессы |
Фокус | Ориентирован на понимание природных явлений | фокусируется на понимании созданной среды |
Методы развития | Открытие (контролируемое экспериментированием) | Дизайн, изобретение, производство |
Наиболее наблюдаемое качество | Делать правильные выводы на основе хороших теорий и точных данных | Принятие правильных решений на основе неполных данных и приблизительных моделей |
Навыки, необходимые для достижения успеха | Экспериментальные и логические навыки | Дизайн, строительство, тестирование, планирование, обеспечение качества, решение проблем, принятие решений, межличностные и коммуникативные навыки |
Определение науки и техники
Наука относится к системе приобретения знаний. Эта система использует наблюдения и эксперименты для описания и объяснения природных явлений. Термин «наука» также относится к организованной совокупности знаний, полученных людьми с помощью этой системы.
Области науки обычно классифицируются по двум основным направлениям:
Эти группировки являются эмпирическими науками, а это означает, что знания должны быть основаны на наблюдаемых явлениях и могут быть проверены на предмет достоверности другими исследователями, работающими в тех же условиях.
Различия в этимологии
Связаны ли технологии с наукой?
Фраза Бигелоу [1] «практическое применение науки» указывает на корень большей части нынешнего заблуждения относительно значения технологии. Используя эту фразу для описания технологии, он фактически поместил технологию под зонтик науки до такой степени, что наука и технология теперь, как описал Роуз, рассматриваются многими как «неделимая пара» с технологией как подчиненным и зависимым партнером. Таким образом, большую часть времени эти пары объединены в единый концептуальный пакет, известный просто как «наука». Этот момент подчеркивается при поиске в Интернете учебных ресурсов, связанных с технологиями. Множество планов уроков существует на сайтах, посвященных естественным наукам. Проблема, однако, в том, что многие из этих уроков следует правильно называть «технологиями», но слишком часто их называют «прикладной наукой».
Технические науки
Категории Технические науки | Под редакцией сообщества: Технические науки
Технические науки ( технологии, инженерные науки) – это прикладные науки, исследующие технику и явления, связанные с её созданием, развитием и взаимодействием с природой и человеком.
Технические науки обеспечивают перенос знаний человека в физическую среду посредством создания техники, совокупность которой составляет искусственную, сознательно созданную среду обитания для человека – техносферу. Технические науки связаны с естественными и общественными науками, поскольку, хотя техника является продуктом исключительно человеческой созидательной деятельности, но подчиняется она тем же объективным законам, что и естественные объекты.
Содержание
↑Объекты и методы технических наук
Объектами изучения технические наук являются не только материальные, существующие объекты техники, но и объекты ещё не существующей техники, которую требуется создать. Поэтому основными методами технических наук являются моделирование и проектирование.
↑История техники и научно-технический прогресс
Нa протяжении тысячелетий бесчисленное количество поколений постепенно, шаг за шагом подчиняло силы природы, осваивало обширные земные и водные просторы, создавало орудия и средства для производства материальных благ. Безыменные изобретатели каменных орудий, лука и стрел первобытной эпохи, строители величественных сооружений древности, ремесленники и ученые средневековья, творцы первых рабочих машин периода промышленной революции, деятели науки и техники прошлого и особенно настоящего столетия кропотливо и напряженно изучали явления и законы природы и на их основе создавали все новые и новые технические средства.
В великих открытиях и завоеваниях современной науки и техники есть доля труда народов всех стран мира: и русского механика И. Кулибина, и чешского изобретателя И. Божека, и первого русского теплотехника И. Ползунова, и создателя паровой машины англичанина Д. Уатта. Китайский кузнец Би Шэн, среднеазиатский ученый Ибн-Сина, итальянский ученый Г. Галилей, поляк Н. Коперник, белорус Г. Скорина, французский мыслитель Р. Декарт, русский М. Ломоносов, американцы В. Франклин и Т. Эдисон, немец Р. Майер, англичанин М. Фарадей, швед И. Берцелиус и многие другие внесли неоценимый вклад в мировую сокровищницу науки, техники и культуры.
Мы гордимся тем, что в первом ряду ученых, которые своими трудами создавали научно-технические предпосылки для полета человека в космос, стоят имена русского ученого-революционера Н. Кибальчича, моряка А. Можайского, ученого-мечтателя, теоретика космических полетов К. Циолковского, Д. Менделеева, Н. Жуковского.
Истоки научно-технического прогресса в мануфактурном производстве 16-18 вв., когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности.
Второй этап: Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторско-технической деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки и само оно впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (см. К. Маркс, там же, т.46, ч.2, с.221). Всё это означает переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования. Научно-техническая деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.
Третий этап научно-технического прогресса связан с современной научно-технической революцией. Под её воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса прямо или косвенно влияют также многие направления общественных наук: экономика и организация производства, научное управление экономическими и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производственная эстетика, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь, техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой современного научно-технического прогресса является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство научной и технической деятельности находит в прорыве человечества в космос. Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса.
↑Роль и место технических наук в современной цивилизации
В отличие от фундаментальных наук, технические науки имеют исключительно прикладное, практическое назначение.
Технические науки оперируют, в подавляющем преимуществе, понятием процедура (от лат. processus – продвижение) – взаимосвязанная последовательность действий, направленных на достижение поставленных задач (например, достижения заданных тактико-технических характеристик), в заданных граничных условиях (сроки, зартаты, …). Именно прикладная направленность технических наук привела к созданию первых тепловых двигателей, летательных аппаратов (вплоть до космических) и т.д. и т.п.
Тем не менее, именно технические науки в составе иных прикладных наук играют основную роль в развитии технологий.
Цивилизация, сделавшая выбор в пользу технологического (а не гуманитарного) развития в начале 19 в., зависит, в первую очередь, от технологий. Без, например, эффективной энергетики современное качество жизни на большой части заселённых территорий Земли было бы практически недостижимо. Без современных технологий численность население планеты не смогло бы достичь современных значений.
Степень влияния технологий и фундаментальных наук на современный мир можно продемонстрировать на примерах стран юго-восточной Азии (Китая, Японии, Ю.Кореи), которые, не имея школ фундаментальных наук, заняли ведущие места в мировой экономике именно благодаря использованию (заимствованию, копированию, закупке) технологий. И наоборот, страны с высоким уровнем развития фундаментальных наук, включая Западную Европу ( университеты которой на полтысячелетия старше первого российского университета) оказались на далеко не лидирующих позициях в современной технологической цивилизации.
Именно технологии и связанные с ними производства техники и изделий и определили современную цивилизацию и расстановку сил на планете. Так, например, США, в начале 19 в. существенно отстававшие от развитых стран Европы, благодаря 1 и 2 мировым войнам стали супердержавой. Это произошло благодаря незначительному участию в военных действиях и минимальным военным потерям, с одной стороны и получению огромных прибылей от продажи военной техники союзникам, с другой стороны. В частности, СССР смог расплатился за поставки по ленд-лизу только к середине 1980-х гг. Кроме того, в результате войны, США получили научно-технические разработки фашистской Германии (в том числе, в области ядерной, ракетной, авиационной техники), что обеспечило технологический задел развития США на многие годы.
↑Взаимосвязь науки и техники
В основе техники лежит использование законов природы. Вся история техники раскрывает диалектическое взаимодействие техники и естествознания. Решая тот или иной технический вопрос на основе уже открытых законов природы, человек вместе с тем открывает новые свойства вещей и тем двигает вперед естествознание. Хотя технические науки появились и начали развиваться сравнительно недавно, в начале 19 века, сама техника появилась значительно раньше.
Интенсивное развитие науки и техники, их взаимосвязь и взаимодействие, превращение науки в непосредственную производительную силу составляет одну из важнейших сторон современной научно-технической революции. На базе научных достижений и открытий происходят качественные изменения во всех отраслях современной техники. В корне преобразуются технические средства, системы, устройства, технологические методы производства. В современном производстве произошел переход от механизации отдельных процессов труда к комплексной механизации, автоматизации всего производства, к широкому использованию автоматизированных систем управления ( АСУ), промышленной робототехники. В ходе научно-технического прогресса произошла сплошная электрификация производства. Механические методы обработки материалов во многих случаях заменяются или дополняются более совершенными, использующими новейшие достижения физики и химии (ультразвуковая, высокочастотная, электроэрозионная, лазерная и др. виды обработки). Развитие биотехнологий позволяет эффективно применять для решения инженерных задач биологические методы, использовать в различных областях техники опыт живой природы. Биотехнология позволяет реализовать биологические методы получения многих продуктов и веществ (например, при производстве белковой пищи, ферментов, витаминов и т.д.). Прогресс химической науки и технологии даёт возможность рационально изменять свойства природных материалов, создавать широкую гамму синтетических материалов, ускорять технологические процессы и на этой основе повышать производительность и улучшать качество промышленной продукции. Интенсивное развитие естественных и технических наук обусловливает активное познание человеком законов микромира, расширяет сферу деятельности человека, обеспечивая возможность его выхода в космос и практическое использования космической техники в интересах общества.
↑Категоризация технических наук
Общепринятой структуризации, номенклатуры видов технических наук не существует. Используемые подходы к структуризации технических наук в России и развитых странах Запада имеют много общего, так как основаны на сходной истории и потребностях технического и технологического развития, но имеют и ряд особенностей.
↑Категоризация технических наук в России
Легитимной категоризацией технических наук, принятой в современной России является номенклатура специальностей научных работников высшей аттестационной комиссии (ВАК). При этом с одной стороны, специальности научных работников в области технических наук связаны с текущими и перспективными практическими потребностями общества в производстве техники и развитии технологий, а с другой стороны практически со всеми естественными и даже гуманитарными науками. Номенклатура специальностей научных работников, утверждённая Министерством образования и науки Российской Федерации, включает в себя следующие технические науки:
Полная номенклатура специальностей научных работников в области технических наук всего насчитывает 131 специальность, при этом ряд специальностей имеют, кроме того, отраслевую диверсификацию. Хорошо видно, что структурирование технических специальностей, т.е. специальностей, по которым человек получает диплом инженера (выпускник технического ВУЗа), научную степень кандидата и доктора технических наук, учёное звание профессора, доцента и старшего научного сотрудника, имеет прежде всего отраслевую, прикладную направленность.
Кроме 131 специальности в области технических наук, получить научную степень кандидата и доктора технических наук можно по 82 специальностям в не технических науках, в том числе:
Это иллюстрирует, насколько тесно связаны технические науки практически со всеми естественными и гуманитарными науками на современном уровне развития. Кроме того, в перечисленные специальности не включено большое количество технических специальностей, связанных с военной техникой и вооружениями.
Номенклатура специальностей не является догмой и постоянно изменяется в процессе научно-технического прогресса. Содержание, название и состав специальностей изменяется со временем, устаревшие специальности исключаются из номенклатуры, появляются новые, например, в области нанотехнологий.
Другим примером категоризации технических наук может служить классификатор конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), который актуализируется ежегодно в соответствии с актуальными потребностями развития отечественной науки. В соответствии с классификатором РФФИ 2010 г., категории технических наук ( технологий), по которым РФФИ предоставляет на конкурсной основе гранты на исследования, представлены в разделе «Фундаментальные основы инженерных наук». Обратим внимание, что в понятия «технические науки ( технологии)» и «инженерные науки» являются, по сути, синонимами в трактовке наиболее динамичного государственного органа в области развития наук. РФФИ за счёт государственного бюджета в 2010 г. предоставляет гранты на исследования в области инженерных наук по следующим основным направлениям:
Обратим внимание на то, что государство, в лице РФФИ, заинтересовано в развитии энергетики, которая присутствует в половине из областей государственной поддержки инженерных наук, а также на тот факт, что традиционные физико-химические области естественных наук (процессы тепломассообмена, свойства веществ и материалов) поддерживаются государством именно в практическом, прикладном контексте, в области прикладных технологий, а не теорий.
↑Международная категоризация технических наук
Как говорилось выше, общепринятой категоризации, номенклатуры видов технических наук до сих пор не существует. Попытка создать международный стандарт в области категоризации наук была сделана ЮНЕСКО (образовательной, научной и культурной организацией под эгидой ООН) ещё в конце 1988 г. Проект международного стандарта номенклатуры областей науки и техники ( Proposed International Standard Nomenclature for Fields of Science and Technology ) предусматривал следующую номенклатуру технических наук:
1. Industrial technology – Промышленная технология
4. Mechanical engineering and technology – Технология машин и механизмов
5. Medical technology – Медицинская технология
6. Metallurgical technology – Металлургия
7. Metal products technology – Металлообработка, металлоизделия
8. Motor vehicle technology – Технология моторизованных средств передвижения
9. Mining technology – Горное дело
10. Naval technology – Кораблестроение
12. Petroleum and coal technology – Технология нефти, газа и угля
13. Power technology – Энергетика
14. Railway technology – Железнодорожный транспорт
15. Space technology – Космонавтика
16. Telecommunication technology – Телекоммуникации и связь
17. Textile technology – Технология лёгкой промышленности
18. Transportation systems technology – Технология транспортных систем
19. Unit operation technology – Технология производственных процессов
20. Urban planning technology – Технология планирования развития территорий
21. Other technological specialities – Прочие технические специализации
Предложенный проект международного стандарта номенклатуры технических наук имеет открытую структуру, в каждом пункте может быть до 99 различных специализаций (специальностей), которые могут быть связаны со смежными специализациями как в категории технических наук, так и вне её.
↑Техническое образование
В Российской Федерации действует Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)[1], определяющий государственный стандарт на высшее и среднее профессиональное образование.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.
Стандарт образования предусматривает следующие уровни квалификации:
Перечень специальностей образования в области технических наук содержит большое количество укрупненных групп специальностей и направлений подготовки и специальностей.
↑Рекомендуемая литература
1. А.А. Зворыкин, Н.Н.Осьмова, В.И.Чернышев, С.В.Шухардин. История техники. [Отв. ред. канд. экон. наук Ю.К.Милонов.] М., Соцэкгиз, 1962. 772 с. [Акад. наук СССР. Ин-т истории естествознания и техники].
3. Техническая энциклопедия. Под ред. Л.К. Мартенса. АО «Советская энциклопедия», Москва, 1927-1934 гг.:
Том 1. Аэродинамика
Том 2. Аэродинамика – Бумажное производство
Том 3. Бумажный брак – Водорода перекись.
Том 4. Водородные ионы – Газовые двигатели
Том 5. Газовые ткани – Графическая статика
Том 6. Графические методы – Доменная печь
Том 7. Доменное производство – Жидкий воздух
Том 8. Жидкий уголь – Изоляционные электротехнические материалы
Том 9. Изометрия – Катапульта
Том 10. Кататермометр – Копалы
Том 11. Копер – Леса и подмости
Том 12. Леса сорта – Метиловый алкоголь
Том 13. Метиловый фиолетовый – Мышьяк
Том 14. Мышьяка соединения – Оливин
Том 15. Оливковое дерево – Патентное право
Том 16. Патока – Подвижные мосты
Том 17. Подводные лодки – Производство овощей
Том 18. Прокатка – Размотка пряжи
Том 19. Разработка полезных ископаемых – Ряжи
Том 20. Сады-города – Сита Том 21. Ситовейка – Стеариновая кислота
Том 22. Стеариновое производство – Теплопередача
Том 23. Теплопроводность – Труба Том 24. Труболитейное дело – Фильтры
Том 25. Фитопатология – Шарнирные направляющие механизмы
Том 26. Шаровые и трубные мельницы – Ящичное производство
Ссылки
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.