Что относится к материальным потребностям человека
Потребности человека: классификация и описание
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.
Что такое потребности?
Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.
Потребности человека проявляются следующим образом:
Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:
Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
Заключение
Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.
Бытие человека. Потребности и интересы человека — ЧЕЛОВЕК
LiveЛидер
Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.
Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.
Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей
Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.
Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:
Материальные потребности человека – примеры позитивные
Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.
Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.
Материальные потребности человека — примеры негативные
Первичные и вторичные потребности
Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.
Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.
Как определить свои потребности и интересы
Определить потребности несложно. Нужно пройти специальный тест Маслоу. Он определит потребности, разделив их на три уровня: низкая, средняя и высокая. Если потребность низкая, скорее всего, у человека она уже реализована.
Пример – потребность в безопасности. Еще один вариант, почему потребность низкая – у человека на психологическом уровне так заложено. У интроверта с 1-2 друзьями потребность в общении будет реализована, а у экстраверта с теми же показателями – не покрыта даже на треть.
Тест Маслоу поможет понять, чего вам не хватает: чувства безопасности, уважения к себе, самореализации или причастности к обществу. После него рекомендуется пройти тестирование по карте интересов Голомштока. Это профориентационный опросник, но он может использоваться и для поиска хобби. Состоит из 144 вопросов и дает почти точный ответ.
Чего нам хочется с рождения?
Каждый из нас в жизни испытывал дискомфорт по поводу того, что не был удовлетворен к какой-то нужде. При этом, если нужда становилась сильной, то мы прилагали усилия, чтобы удовлетворить себя в том или ином случае. Это могли быть материальные, духовные, социальные и другие факторы. А нужда, которую мы испытывали в этих ситуациях, называется человеческими потребностями.
Потребности являются одной из причин активности человека. Удовлетворение потребностей человека помогают ему освоить окружающий мир, стать более изобретательным. Потребности всегда сопровождаются эмоциями. Если потребности не удовлетворены, то эмоции отрицательные, а если проходит удовлетворение человека, то соответственно, и эмоции стают более положительными.
Естественные и культурные – на такие две группы разделяют по происхождению потребности человека. Если первая группа уже сформирована при рождении, то вторая вырабатывается по мере взросления человека. Например, если ребенок подрастает, то он входит в социум. Его друзья, учителя, все, кто общается с ним, с кем проходит обмен информацией стают неотъемлемой частью жизни этого молодого человечка. Он развивается, стремится к знаниям и реализации себя как индивидуума. Таким образом, удовлетворяются социальные потребности человека. В ином случае, если ребенок растет в пространстве более закрытом, для него общество недоступно, то ребенок свои социальные потребности не удовлетворит.
Только человек родился, у него сразу же появляются биологические потребности. Нужно отметить, что биологические потребности человека играют в жизни самую главную роль. К ним относится – еда, воздух, сон, одежда и другие. На первых порах их удовлетворить ребенку помогают родители. Например, грудничка кормят, кладут спать, переодевают, а со временем он подрастает и может эти и другие потребности удовлетворить сам. И если эти потребности в человека, независимо от возраста, возникают, если у него есть стремление искать методы и источники их удовлетворить, то этот человек считается здоровым физически и как личность.
Сущность понятия «потребности»
Определение 1
Потребность – это нужда человека в том, что является необходимым условием его существования. В наиболее общем виде потребность может считаться объективно необходимым условием существования или развития носителя потребности. Потребность является объективным условием, предпосылкой существования субъекта.
Осознанная потребность – это представление субъекта о том, что ему необходимо иметь, чтобы существовать и развиваться. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется ощущениями, которые являются стимулом к определенным действиям. Осознанные потребности часто не совпадают с объективными, или даже противоположны им.
Потребности индивида – это объективно необходимые условия человеческого существования. Человек, как природно-социальное существо, имеет две группы потребностей: одни порождаются его физиологией и психологией, а другие конструируются обществом.
Статусные потребности – это объективно необходимые условия сохранения и развития статусной позиции. Работа человека зачастую представляет собой мощный фактор формирования статусных потребностей. Еще один источник этих потребностей – субкультура среды, к которой относится индивид. В такой ситуации статусная потребность переплетается с психологическими потребностями принадлежать к той или иной группе.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.
Человеческие потребности имеют ряд особенностей:
Но мы должны также учитывать эволюционное измерение институциональной динамики. Согласно Общинам, социальная эволюция представляется как череда конфликтов, возникающих из-за новых ситуаций, которые нарушают рутину существующих транзакций и консенсус, достигнутый по общепринятым правилам. В частности, можно предположить, что все более широкое упоминание о надлежащей практике в текущем вопросе устойчивого развития не подрывает понятие эффективности, а скорее интегрирует его в рамках взаимодействия между основополагающими принципами экономики и права, что существенно изменяет традиционную структуру анализа поведения фирмы, поскольку она развивается в ортодоксальном подходе экономики, подчеркивая, в частности, человеческую волю, и определяющий характер коллективных действий при выборе надлежащей практики.
Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.
Наконец, мы можем рассматривать важность будущего как основного временного измерения индивидуального и коллективного поведения, подчеркивая, что это с учетом будущего вводит понятия, которые имеют определенный резонанс в вопросе устойчивого развития. Именно этот вопрос хорошей практики, вероятно, является самым инновационным пунктом контакта между концепциями коммонсного анализа и современными экономическими реалиями. Поэтому представляется важным подчеркнуть этот момент, чтобы проиллюстрировать, в частности, вопрос о появлении правил.
Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.
Важность передовой практики и обычаев при появлении правил: роль добровольных обязательств
Подобно эволюции видов, реагирующих на искусственный отбор, таможни выбираются со временем путем их адаптации к экономическому и социальному контексту и к формам принудительной власти, которые позволяют разрешать конфликты. Эти соглашения позволяют коалиции фирм вести прямые переговоры с регулирующими органами для совместного решения вопроса о разрешении. Однако большую часть времени, однако, те, кто больше всего страдает от загрязнения, т.е. жители или потребители, не участвуют в этих переговорах, что также ограничивает его масштабы.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Восьмой урок, 10 класс
Материальные потребности человека — примеры, особенности
Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.
Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.
Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей
Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.
Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:
Материальные потребности человека – примеры позитивные
Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.
Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.
Материальные потребности человека — примеры негативные
Первичные и вторичные потребности
Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.
Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.
KONSPEKTY.NET
Объективные законы общественного развития (общество) реализуются через деятельность людей, а посему транслируются через призму потребностей (людей), их интересов.
Что такое объективные законы общественного развития? Доступные системы законов, которые мы знаем – общественные и законы природы. Они носят объективный характер потому, что возникают с наличием потребностей людей, а также воли и сознания. В некотором роде, объективные законы развития подвержены революционному характеру потребностей человека, которые их видоизменяют в зависимости от своих задач. Также стоит упомянуть о том, что развитие общества с его новыми отношениями формируют духовную, политическую, социальную культуру, а также закладывает основы для будущего прогрессивного наследия и новых степеней развития.
Деятельность человека, как основа и производная
Деятельность человека, направленная на удовлетворения личных потребностей, влияет на общественные потребности хотя бы потому, что общество представляется собой, как совокупность людей. Интересы, которые укоренены в сознании личности передаются вербальным путем: семья, как основная ячейка общества с производными контактами. Интересы тесно взаимосвязаны с формой деятельностью, а самое главное – с ее содержанием. Если подходить с герменевтической позиции, то общественное развитие реализуется через деятельность людей, наполненную смыслами.
Представьте, что общество – это полка с книгами. Корешки и их названия – это каждый отдельный человек. Так вот, какими книгами (с характерными смыслами и передачей информации) будет заполнена полка, таким и будет общество.
Общество, в свою очередь, воспитывает человека. Социализация (вхождение в общество) личности представляется, как взаимообусловленный процесс человека и общества, их диалог. Потребность, в этом плане, представляется в качестве отношения общества (определенной социальной группы) к условиям существования, принципам ведения политики/экономики, выражения отношений, приоритетов и ценностей развития, духовной культуры, материальных ценностей и степени обеспечения людей базовыми потребностями (еда, пища, самосохранение и прочее), не говоря уже о мотивации и самореализации, как высшей потребности человека (см. пирамида Маслоу).
Получается замкнутый круг: человек влияет на общество теми потребностями, которые появляются у него, которые он несет в общество, следует им, развивает их, добивается их, а с другой стороны – человек растет, обучается на основе потребностей общества с раннего возраста. Получается, что оба феномена взаимосвязаны, влияют друг на друга, сохраняются до определённого момента (стадии развития общества), а далее – изменяются в зависимости поступлению новых вводных данных – новых потребностей человека.
Итак, потребности человека, как основа сохранения и развития общества являются, с точки зрения диалектики, двигателем истории и движущей силой развития отдельного человека. Они изменяются в зависимости от введений таких переменных, как исторические задания, духовный принцип в нынешнее время, политические предпочтения, экономические запросы. Они также обусловлены уровнем развития производительных сил (каждый отдельный человек) и характерном производственных отношений общества (К. Маркс).
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(4 оценили, оценка: 3,00 из 5) Loading…
Похожие записи
Социально-культурные потребности
Социально-культурные потребности есть потребности социальных субъектов в социально-культурной деятельности. Социальными объектами являются: во-первых, массовые совокупности, рассмотренные в разделе 3.5; во-вторых, профессиональные и непрофессиональные социальные группы, которые представлены в виде фасета ф 3 в классификации ИКП (рис. 7.3).
Конечно, содержание социально-культурных и индивидуально-культурных потребностей совершенно различно. Социально-культурные потребности ни в коей мере не являются суммой индивидуально-культурных потребностей. Тем не менее между ними имеется следующее формальное сходство, можно сказать, изоморфизм.
1. И те, и другие можно моделировать в виде функциональных потребностных систем, где представлены интересы и отвращения, цели, осознанные или бессознательные мотивы. Было бы, разумеется, непростительным «психологизмом» распространять механизм действия потребностно-функциональной системы, показанный на рис. 7.2, на социальные потребностные системы, но действуют они сходным образом, в противном случае нельзя объяснить аналогичность «органов потребности» в обеих системах.
2. Социальные потребности, как и потребности личности, подразделяются на абсолютные, вторичные и спонтанные.
3. Как на личностном, так и на социальном уровне действуют шесть духовных потребностей: потребности в индивидуализации, в социализации, познавательная, этическая, эстетическая, коммуникационная. Однако предметы этих потребностей далеко не совпадают.
В разделе 7.2 на социальном уровне были выделены три типа потребностей: материальные, социально-политические, духовные. Социально-культурных потребностей мы тогда не касались. Теперь возникает задача выделить эти потребности в системе потребностей общества и раскрыть взаимосвязи между ними. Начнем с общего обзора социальных потребностей.
Материальные абсолютные социальные потребности (МАС-потребности) выглядят следующим образом.
МАС.1 — экономическая потребность: потребность в общественно организованном материальном производстве, то есть создании и Распределении материальных продуктов и услуг.
MAC.2 — потребность биологического воспроизводства населения.
МАС.З — потребность в защите от стихийных бедствий и агрес-сии врагов.
Социальные абсолютные потребности обусловливают формирование социальных институтов, берущих на себя функции удовлетворения соответствующих потребностей. Если на уровне личности действует схема «потребность — деятельность», то на уровне социума обнаруживается цепочка «потребность — социальный институт — социальные функции». Удовлетворение материальных потребностей распределено между социальными институтами современного индустриального общества таким образом:
МАС.1 удовлетворяют институты материального производства и распределения;
MAC.2 традиционно удовлетворяются институтом семьи и институтом здравоохранения;
МАС.З обеспечивают вооруженные силы и гражданская оборона.
СПА обеспечивается посредством государственной власти.
На разных стадиях социального прогресса перечисленные институты видоизменялись, например, место натурального хозяйства заняли рынок и промышленное производство, а моторизованные армии заменили собой феодальные дружины. Но состав исходных социальных А-потребностей сохранялся неизменным во всех формациях и цивилизациях, поскольку абсолютные, первоначальные потребности являются общими для всякого человеческого социума — от первобытного племени до западноевропейской цивилизации.
Если состав А-потребностей стабилен, то практически бесконечен и необозрим круг производственных В-потребностей, возникающих в материальном производстве и социально-политической деятельности, удовлетворяющих социальные А-потребности. Например, индустриальная цивилизация обусловила появление потребности в общественном транспорте и связи, энергетике, коммунальном хозяйстве и многих других отраслях промышленности (так называемая промышленная инфраструктура).
Индустриализация невозможна без научно-технической базы, отсюда — В-потребность в фундаментальной и прикладной науке, системе подготовки инженерно-технических кадров, наконец, в системе научно-технической информации, обеспечивающей специаль-ные коммуникации в цикле «наука — техника —производство Нельзя не заметить, что MAC- и СПА-потребности инициируюи как материальные, так и духовные В-потребности. Для удовлетворения вторичных духовных потребностей предназначаются так социально-культурные институты, как (см. раздел 4.1):
— духовно-производственные формальные институты типа Л.1 Социально-политические институты (идеология, политика, право, государственное управление) и типа А.2 Научно-технические институты;
— АБ.З — службы специальных коммуникаций (научно-техническая информация, реклама, биржи труда и прочие);
— АБВ — средняя специальная и высшая школа, а также система непрерывного образования;
— техническое творчество и технические виды спорта (тип АВ.22);
специальные научные библиотеки, научно-технические архивы, научно-вспомогательная библиография, научные и технические издательства и пр. (класс Б Коммуникационные формальные институты);
— Б.2 Недокументальные коммуникационные каналы (конференции, электронная почта, сети персональных компьютеров и т. п.).
Духовные абсолютные социальные потребности (ДАС-потребно-сти) имеют следующий вид.
ДАС.1 — потребность в самоутверждении и самосознании социальной общности, она психологически базируется на МЫ-чув-сгве, которое может служить источником патриотизма, национализма, корпоративности, профессиональной гордости и пр. Эта потребность аналогична потребности личности в индивидуальной самореализации.
ДАС.2 — потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в жизнь социума. Очевидно, что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности.
ДАС.З — познавательная потребность, состоящая в производстве, хранении и использовании общественного знания и опыта;
ДАС.4 — этическая потребность: потребность в справедливом общественно-политическом устройстве;
ДАС.5 — эстетическая потребность: потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и идеалами;
ДАС.6 — коммуникационная потребность, выражающаяся, во-первых, в лингвосемиотической потребности (потребность в национальном языке); во-вторых, в социально-мнемической потребности (потребности в социальной памяти).
Удовлетворение ДАС-потребностей происходит двояко: во-пер-вых, благодаря деятельности формальных социально-культурных Институтов, во-вторых, внеинституционально, в ходе повседневной культурной деятельности людей. Внеинституционально формируется
социально-психологическое МЫ-чувство, а также национальный (этнический) язык. Достаточно очевидна в удовлетворении духовных потребностей социума роль таких творческих социально-культур. ных институтов, как церковь и журналистика (тип АБ), институт народного образования (тип АБВ), гуманитарные духовно-производственные институты словесности и искусства — прежде всего (тип АВ.1) семьи, клубных учреждений, массовых праздников (тип БВ), нравственности, народного искусства, фольклора (тип В).
Критическое значение для нормального функционирования институтов духовного творчества имеют коммуникационные социальные институты (тип Б). Дело в том, что первые, объединяющие гуманитарную интеллигенцию нации, выступают в качестве социальных коммуникантов, апеллирующих к современному обществу и к потомкам. Если их творческая продукция не вводится своевременно в коммуникационные каналы, они отрицают сами себя. Отсюда — острые потребности в коммуникационных гуманитарных учреждениях, с трудом удовлетворяемые архивами, библиотеками, музеями, библиографическими службами.
Создается впечатление, что коммуникационные институты удовлетворяют В-потребности творческих институтов, обслуживая их коммуникационные потребности. Можно подумать, что творческие институты — заказчик, а коммуникационные институты — исполнитель. На самом деле они представляют собой единство в рамках интегральной социально-культурной деятельности. В соответствии с формулой культурной деятельности, выведенной в разделе 1.2, всякая культурная деятельность складывается из двух частей: творчество + коммуникация, отсюда интеграционные взаимосвязи функционально-специализированных социально-культурных институтов.
Что же касается В-потребностей этих институтов, то они, конечно, существуют и представлены в виде материальных потребностей (спрос на финансирование, площади, материалы, транспорт и т. д.) и духовных потребностей (подготовка и повышение квалификаций кадров, реклама, завоевание известности, создание привлекательного имиджа и т. п.).
Спонтанные потребности, как известно, не являются причинно обоснованными, их нельзя «вычислить» и предсказать, подобно В-потребностям. Однако они присутствуют в социально-культурной деятельности и проявляются в спросе на форму предлагаемых культурных ценностей. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не оскорблять традиционные нормы; не быть старо-
модной и вместе с тем соблюдать общепринятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Если творческим работникам и работникам культуры удается правильно понять суть С-потребностей и найти формы, удовлетворяющие их, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт показывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на С-потребности, которых в современном им обществе нет. Если с течением времени такие потребности возникнут, творчество новаторов получит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, часто посмертно).
Рассмотрение культурных потребностей личности и социума приводит к следующим выводам относительно роли социально-культурных институтов в их удовлетворении.
1. Формальные СКИ имеют большое, но не исчерпывающее значение в удовлетворении абсолютных и вспомогательных духовных потребностей личности, социальных групп и общества в целом.
2. Неформальным СКИ принадлежит важное место в удовлетворении потребностей в индивидуализации и этических потребностей личности и социума. Некоторые важные социально-культурные потребности (лингвистическая потребность и потребность в психологической консолидации) удовлетворяются неинституционально.
3. Централизованное планирование и управление деятельностью социально-культурной системы невозможно осуществить без грубого насилия, потому что спонтанные культурные потребности не поддаются прогнозированию и не определяются априори.
Материальные потребности людей – необходимое и достаточное
Человек, как и все живое на Земле, испытывает нужду в определенных материальных вещах.
Совокупность и разнообразие предметов материального мира, которые нам необходимы, определяют материальные потребности людей
Все, что нужно для нормального существования: пища, одежда, кров характеризует минимальные материальные потребности людей
Но чем выше занимаемый статус человека, чем больше у него амбиций и стремлений, тем шире становится диапазон таких потребностей.
Любые материальные потребности людей
Постараемся выделить самые распространенные материальные потребности людей,
классифицируя их по предметам, в которых современный человек испытывает нужду:
Кроме того, в нашей жизни есть масса явлений, который могут расцениваться как средства удовлетворения духовных потребностей.
Например, отдых, развлечения, творчество, досуг, но их осуществление невозможно без финансовых затрат, ведь ничто в нашей жизни не достается просто так.
Наши путешествия, общение с друзьями по мобильному телефону, в Интернете, содержание питомцев, активный досуг и отдых невозможны без финансовых издержек. Поэтому они также косвенно относятся к материальным потребностям.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Отношения в бизнесе — что в них главное
Мотивация покупателя — дело тонкое
Применять креативное мышление в бизнесе необходимо