Что относится к литературе как к искусству

ArTMieM

Изобразительное, африканское, византийское, готическое, европейское искусство на Artmiem.ru

Литература как вид искусства

Что относится к литературе как к искусству

Современное творчество поражает нас сегодня большим количеством различных видов искусств. Одним из них является литература. Она играет в нашей жизни величественную роль. С детства и до старости человек живет будто во взаимодействии двух миров — реальной действительности и художественной литературы.

В различных литературных событиях и образах мы часто пытаемся выявить повседневную, достаточно привычную для нас, а вот реальные отношения мы часто строим на примерах поступков идеальных героев и их волшебных чувств из прочитанных произведений. С их помощью мы познаем жизнь, узнаем исконные духовные ценности, находим ответы на свои внутренние вопросы, которые нередко волнуют нас.

Далеко не каждый мог чувствовать бурные литературные эмоции, однако все мы как то коснулись их, получили о них многие представления и в душе почувствовали нечто подобное, когда переживали вместе с героями книг их волнения и страдания. Именно в реальности тех героев, созданных художниками слова, жизнь перед нами предстает не только такой, какой оно является на самом деле, но и такой, какой она может быть, и даже какой должна быть.

Архитектура, музыка, скульптура, живопись, хореография, кинематограф … Все это разные формы творчества, самовыражения человека, все это — искусство. Но, пожалуй, только художественная литература, которая является его самым популярным видом, имеет наибольшее влияние на развитие и становление человека и всего человечества в целом.

Художественная литература, является искусством слова — это особый вид искусства, в котором носителем материальной образности является язык. Характеризует литературу определенные особенности: ее образы лишены визуальной достоверности, она действует на человеческую фантазию, особенно остро активизирует интеллект; через слово реальность воспринимается во всей ее многогранности, открываются большие возможности постижения внутреннего духовного мира людей, и их общение.

Как вида искусства, литературе присуще, многогранное, историческое осмысление действительности, восприятия и осмысления ее, непосредственно как процесса. Предметом литературного познания является человек в жизненном процессе, да и все, связанное с ней. Такая всеохватность как читателю так и писателю дает уникальные и впечатляющие возможности для познания человека — удивительного по творений Господа. Именно поэтому художественную литературу также принято называть человеческим ведением. Человеческое ведение понимается как естественная привязанность литературы познавать, влиять и осмысливать мир человека. Даже когда в художественных произведениях описываются пейзажи, события или предметы, то автор все равно пытается показы их так, как воспринимает человек.

Что относится к литературе как к искусству

Литература помогает освоить человеку такие стороны жизни и общества, которые другими путями узнать нельзя. Узнать противоречия человеческой сущности, ее непростые отношения с миром семьи и общества возможно через произведения реaльной школы. Читатель в произведениях открываются непростые механизмы человеческой психики, поведения через знакомство с интересным и захватывающим сюжетом, персонажами, которые в свою очередь возникают определенными моделями человеческого мира. Другими словами, нет нужд «практиковать» такие ситуационные модели в жизни — распознать их помогает литература, именно она дает ключ для прочтения жизни и мышления человека, и в этом смысле ее познавательная функция неразрывно связана с морально-этической и воспитательной, но учит она нeпомитно, влияет на тончайшие струны человеческой души.

Поскольку художественная литература больше склоняется к обонянию, слуха, осязания, вкуса, и «шестого чувства» (ирреального, интуиции), то ее обычно относят именно к синтетическим видам искусства. Она очень часто возникает органом художественно-интуитивного познания, общественным нeрвом, который открывает механизм независимости человека от власти. Также нельзя не отметить, что литература выражает национальное своеобразие народа, специфику менталитета, а следовательно — и непосредственно влияет на формирование национального самосознания. Литература вызывает сильные впечатления, Мыслина процессы, переживания, чем, например, архитектура, живопись, скульптура, ведь она является одним из самых универсальных видов искусства. А в развитии творческого воображения человека ей вообще нет равных. Безусловно, литература представляет собой мощное средство человеческого созидания.

Главной тождество человека является та, которая определяет характер подсознания каждого ее участника и коллективного сознания — национальная. Ее формирование происходит в результате процесса национальной идентификации. К тому же процесс этот может быть как сознательным, так и не осознанным. Такой процесс национального отождествления происходит именно во время обработки литературного произведения. Ведь литература, как искусство, относится к сфере человеческого духа.

Источник

Литература как вид искусства

Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству

Что относится к литературе как к искусству

Что относится к литературе как к искусству

Существуют разные виды искусства: живопись и другие разновидности изобразительного искусства, музыка, хореография, театр, кино, литература. Они различаются между собой по разным параметрам — по материалу, из которого созидаются, по способу существования, по характеру их восприятия.

Наша задача — разобраться в специфике литературы как вида искусства.

1. Литература — искусство слова, то есть в этом виде искусства материалом, из которого созидаются образы, выступает слово со всем богатством отложившихся в нем смыслов, выступает речь как форма коммуникации с воспринимающим. Общедоступность такого «языка искусства», как слово и речь, обуславливает универсальность литературы в эстетическом освоении действительности, а также ее влияние на другие виды искусства (пьеса и спектакль, сценарий и фильм, либретто и опера, стихи и песня и т.д.).

2. Принципиальная особенность литературы состоит в том, что в любом литературном произведении есть субъект речи (повествователь, рассказчик, лирический герой и т.п.) — тот, кому приписывается текст. Этот субъект речи не адекватен биографическому автору, он представляет собой определенную художественную функцию (образ-персонаж или безличный голос), которая состоит в том, чтобы быть посредником между читателем и вымышленным художественным миром произведения. Этот посредник-поводырь не нейтрален, он открыто или косвенно управляет зрением читателя, подсказывая ему эмоционально-оценочное отношение к изображаемому миру.

3. В литературе объектом художественного освоения является «человек говорящий» (М. М. Бахтин), и это позволяет глубоко проникнуть вмир мыслей и чувств героев, постигать процесс протекания духовной жизни персонажа, изменения в характере. Отсюда и психологизм, «диалектика души», «текучесть характера» — открытия, которыми именно литература обогатила художественную культуру.

4. По сравнению с пластическими искусствами (живописью, театром, хореографией), словесный образ «невеществен» и дискретен, а целостный художественный мир литературного произведения разворачивается как бы во временной последовательности. Это, с одной стороны, обеспечивает большую по сравнению с другими видами искусства свободу автора литературного произведения в охвате пространства и времени, а с другой — предполагает выработку целой системы художественных средств, обеспечивающих внутреннюю целостность воображаемого художественного мира (сюжетность, единый эмоциональный тон и т.п.).

5. Названные выше качества литературы как искусства слова предполагают высокую степень сотворческой активности читателя — работы его воображения при восприятии «невещественного» словесного образа, при сцеплении разрозненных частей целого образа, при «переводе» линейного во времени повествовании в представление о целостном художественном мире с одновременно протекающими событиями и переплетенными судьбами.

Литература

Лессинг. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Гл. 18.

Волков И. Ф. Литература как вид художественного творчества. – М., 1985. Гл. 3. С. 100-110.

Теория литературы: в 2-х т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 106-123.

Пафос искусства

1. Определение своеобразия идейного смысла произведения искусства нередко сводят к иллюстрированию каких-то политических, философских, экономических идей. Ключ к специфике идейного смысла произведения искусства дает понятие пафоса (в определении В. Г. Белинского): «Искусство не допускает к себе отвлеченных философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило — это живая страсть, это — пафос (. ) В пафосе поэт является влюбленным в идею, как в прекрасное, живое существо, страстно проникнутым ею, — и он сознает ее не разумом, не рассудком, не чувством и не какою-либо одной способностью своей души, но всею полнотою и целостностью своего нравственного бытия, — и потому идея является в его произведении не отвлеченной мыслью,не мертвою формою, а живым созданием». Таким образом, понятие пафоса характеризует эмоциональную сущность поэтической идеи, которая пропитывает собою все элементы произведения, объединяя их в целостный образный мир, подобный живой, многомерной, многообразной, бесконечной жизни. И чтоб постигнуть идейный смысл произведения искусства, надо проникнуться тем пафосом, тем эмоциональным мироотношением, которым пропитано все произведение.

Что относится к литературе как к искусству

2. В искусстве действительность постигается в свете высших духовных ценностей. И пафос конкретного произведения определяется тем, как соотносятся в нем характеры, поступки к судьбы людей с авторскими представлениями об общечеловеческих нормах и идеалах, а быстротекущая, преходящая жизнь — с законами Вечности, извлеченными из многовекового опыта бытия рода людского на Земле.

«Настоящее искусство, настоящая поэзия — это момент современности, который почувствован как момент вечности на фоне вечных ценностей», — утверждает выдающийся современный поэт Н. Коржа­вин. Следует подчеркнуть, что вечные ценности не являются какими-то атрибутами, знаками или символами, вводимыми в произведение, а вся структура художественного произведения организуется так, чтобы «вписывать» изображенные в нем конкретные характеры, противоборства, судьбы и события в целостный образ мира, наглядно воплощающий общечеловеческие и вечные ценности и законы. (Например, трагикомический пафос рассказов В. Шукшина проистекает из показанной автором дистанцированности, отдаленности его героя, «чудика», ищущего смыслажизни, рвущегося к празднику бытия, от подлинного, радостного смысла бытия, который воплощен в прекрасном мире, окружающем «чудика»: в просторе, от которого даже «душу ломит»; в «рясном, парном дождике», в крестьянском доме, обогревавшем несколько поколений, в образах беззаботного детства и мудрой старости.)

3. Долговечность произведения искусства, его объективная значимость и художественная ценность определяется в первую очередь тем, насколько глубоко сумел художник при постижении своей современности проникнуть в суть общечеловеческих и вечных ценностей, открыть и закрепить их в своих образах, в общем пафосе произведения. Можно говорить о том, что в каждом значительном произведении искусства есть некий «избыток Вечности» — так можно назвать тот общечеловеческий смысл, который читатель находит в произведении искусства, посвященного, казалось бы, совершенно конкретным событиям. (Рекомендуем студентам самостоятельно поразмышлять над тем, какие общечеловеческие и вечные ценности выступают мерой поведения героев трагедии Софокла «Антигона» или «Слова о полку Игореве», каким художественным пафосом проникнуты эти произведения?)

4. Нельзя преуменьшать значение субъективного начала в формировании художественного пафоса. Да, художник «выверяет» действительность мерой Общечеловеческого и Вечного. Однако его представления об Общечеловеческих и Вечных ценностях в большей или меньшей степени субъективны, они несут на себе печать исторического времени и жизненного опыта художника. Они формируются под влиянием классового, национального, политического сознания художника, его отношения к роду человеческому и природе, обусловлены его воспитанием, культурным кругозором и интеллектом. Допускавшаяся в отечественной эстетике советской эпохи абсолютизация классового момента и игнорирование других социальных факторов в сознании художника нередко ставила исследователей искусства в тупик, когда надо было объяснить несомненный общечеловеческий характер пафоса художественных шедевров: одни исследователи говорили о творческой удаче «вопреки» классовому сознанию, другие — «благодаря» ему, третьи же искали «кричащие противоречия» в позиции художника, не вдаваясь в обсуждение главного вопроса: а почему же эти «кричащие противоречия» не помешали рождению великих художественных творений, с одинаковой силой потрясающих читателей, независимо от их классовой и национальной принадлежности, от их политических пристрастий и философских убеждений?

В сознании художника всегда существуют напряженные отношения между тем, что называют злобой дня, запросами современности и тем, что относится к сфере «истин вековых», к «законам вечности». Это диалектическое противоречие творчества запечатлено в знаменитых строках Пастернака:

Не спи, не спи, художник,

Ты — вечности заложник

Но торжество искусства наступает лишь тогда, когда художник силой своего проникновения в «законы вечности», преломившиеся в быстротекущем дне, вырываетсяиз плена времени; когда он сохраняет при встрече с прагматическими запросами времени верность «истинам вековым».

5. К числу существенных характеристик художественного пафоса относится народность. Это понятие, введенное П. А. Вяземским для обозначения национального своеобразия искусства, стало впоследствии характеристикой демократического пафоса художественного произведения: его обращенности к жизни народа и народному характеру, а также его ориентации на те эстетические идеалы, которые возросли на почве многовекового опыта народа и входят в систему его духовных ценностей. Кроме того, народность предполагает и демократизм художественной формы, ее связь с национальными художественными традициями.

6. В пафосе произведения искусства находит непосредственное выражение общественная позиция художника. Степень выраженности ее в произведениях бывает разной. Не случайно Эсхила, активно защищавшего в своих трагедиях идеалы афинской демократии, Энгельс назвал «первым тенденциозным поэтом». Если, например, Лермонтов был тенденциозным поэтом,то Веневитинову тенденциозность не была свойственна. И, однако, каждый художник, тенденциозен он или нетенденциозен, своим произведением откликается на зовы времени и обращается со своим словом к обществу.

Но при этом нельзя допускать упрощенного представления о связи художника и пафоса его произведений с обществом, с запросами времени. Здесь уместно привести следующее суждение выдающегося русского философа Н. А. Бердяева: «Нужно решительно различать социальное призвание от социального заказа, выражения, употребляемого в Советской России. Intellectuel, мыслитель, писатель, артист имеет социальное призвание, он не может оставаться равнодушным к тому, что происходит в социальном мире. Все социальное глубоко связано, положительно или отрицательно, с духовным и отображает свершающееся в духовной действительности. Но intellectuels ни в коем случае не должны исполнять социального заказа, это было бы отречением от свободы духа. Социальное призвание идет изнутри, оно свободно, социальный же заказ идет извне, он означает принуждение» (Бердяев Н. А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции).

Современное искусствознание также пересматривает отношение к понятию «партийность». В официозной вульгарно-социологической эстетике «партийность» стала нормативным узкоклассовым критерием художественной ценности, догмой, сковывающей свободу творчества. И в этом смысле понятие партийности отвергается современным искусствознанием.

Общественная позиция художника может проявляться также в установке на массовое или элитарное искусство. Каждая из названных тенденций имеет как сильные, так и слабые стороны.

Элитарное искусство ориентируется на усложнение художественного языка, поиск новых, порой изысканных, форм, который бы позволил открыть новые, ранее неведомые сферы человеческого мира и освоить новые духовные ценности. Элитарная литература адресована читателям, наиболее приобщенным к художественной культуре, требует интеллектуального усилия, поэтому зона воздействия такой литературы относительно ограниченна. А искусство массовое (демократическое), стремясь быть доступным самым широким кругам общества, ориентируется на наиболее простые формы художественного мышления, не требующие определенной подготовки. Это приводит к рождению так называемой «массовой культуры (масскульта)», которой присущи схематизм характеров, установка на занимательность в ущерб глубине содержания, использование сюжетных клише, ослабление индивидуально-авторского начала. В принципе, «массовая культура» играет негативную роль — она угождает самым невзыскательным запросам, понижает уровень художественного вкуса. Однако, именно в простых художественных формах, к которым обращается «массовая культура», «окаменела» память о первичных, исходных духовных ценностях, накопленных народом за многие века. Элитарное и массовое искусство находятся в полемике друг с другом, но полемика — это всегда диалог, это всегда вольное или невольное взаимопроникновение. Взаимопроникновение и взаимообогащение элитарной и массовой интенций является одним из тех творческих механизмов, которые обеспечивают художественное развитие. Не случайно ключевыми фигурами, которые подняли свои национальные литературы на новые исторические фазы, стали Шекспир, Гете и Пушкин — могучие художники протеического склада, которые сумели вобрать в свое художественное сознание как элитарные, так и демократические тенденции, и сплавить их в единое органическое целое. Так формируется литературная классика — та часть художественной литературы, которая составляет ее «золотой фонд» и которая интересна и авторитетна для многих поколений читателей.

Литература

Лихачев Д. С. Заметки обистоках искусства // Контекст1985. – М., 1986. С. 15-20.

Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004. Разделы «Типы авторской эмоциональности», «Литературные иерархии и репутации».

Источник

Влияние искусства на человека: аргументы. Примеры из жизни и литературы

Готовимся к ЕГЭ по литературе.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Что такое искусство?

Существует множество определений в различных словарях. Где-то пишут, что искусство — это образ (или процесс его создания), который выражает взгляд художника на мир. Порой человек не может выразить словами то, что он может нарисовать.

В другой интерпретации это процесс творчества, создания чего-то. Реализация потребности сделать мир чуточку красивее.

Также искусство – это способ познания мира. Например, для ребенка, который, рисуя или напевая песенки, запоминает новые слова.

С другой стороны, это социальный процесс взаимодействия человека с обществом и с самим собой. Это понятие настолько многозначно, что невозможно сказать, в какой части нашей жизни оно присутствует, а в какой нет. Рассмотрим аргументы: влияние искусства на человека заметно в духовной сфере нашей жизни. Ведь именно под его воздействием образуется то, что мы называем нравственностью и воспитанием.

Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству

Секрет

После проведения урока «Литература как искусство слова» 9 класс часто задается вопросом о том, неужели писать так сложно, ведь слова доступны каждому. Возможно, все из-за подросткового максимализма, но суть не в этом.

Если говорить о сложности написания художественных произведений, то можно провести аналогию с рисованием. Допустим, есть два человека: один любит рисовать, другой предпочитает петь. Ни у одного из них нет специального художественного образования, никто не прославился как художник и не посещал специальных курсов. В целях эксперимента им выдают лист бумаги, простой карандаш и просят изобразить то, что вызовет эстетическое удовольствие.

Как и в случае со словами, они имеют одинаковые ресурсы, но результат у каждого разный. Лучший рисунок получился у человека, который любит рисовать. Возможно, у него и нет особого таланта, но окружающий мир он олицетворяет с рисунками.

Также и с литературой, секрет не в том, что слова доступным всем, а в том, чтобы уметь правильно ими пользоваться.

Что относится к литературе как к искусству

Виды искусства и его влияние на жизнь человека

Что первое приходит на ум? Живопись? Музыка? Балет? Все это является искусством, каки фотография, цирк, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, эстрада и театр. Список еще можно пополнить. С каждым десятилетием жанры развиваются и добавляются новые, так как человечество не стоит на месте.

Вот один из аргументов: влияние искусства на жизнь человека выражается в любви к сказкам. Один из самых влиятельных видов – это литература. Чтение окружает нас с самого детства. Когда мы совсем крохи, мама читает нам сказки. Девочкам и мальчикам прививаются правила поведения и тип мышления на примере сказочных героинь и героев. В сказках мы узнаем, что такое хорошо и что такое плохо. В конце подобных произведений есть мораль, которая учит нас, как поступать.

В школе и университете мы читаем обязательные произведения классических авторов, которые содержат уже более сложные мысли. Здесь герои заставляют нас думать и задавать себе вопросы. Каждое направление в искусстве преследует свои цели, они очень разнообразны.

Часть общества и лидер искусства

Литература – это неотъемлемая часть общества. Именно в ней сосредоточен общественный, исторический и личный опыт в освоении мира. Благодаря литературе человек поддерживает связь с предыдущими поколениями, имеет возможность перенимать их ценности и лучше понимает структуру мироздания.

Литературу по праву можно назвать лидером среди других видов искусства, ведь она имеет огромное влияние не только на развитие отдельного индивида, но и на человечество в целом. Исходя из всего выше сказанного, литература, как искусство слова, стала объектом изучения на уроках в 9-м классе. Подобного рода уроки должны иметь определенную структуру. Ученики не только должны легко освоить информацию, но и быть заинтересованными весь урок.

Функции искусства: дополнительные аргументы

Влияние искусства на человека обширно, у него есть различные функции и цели. Одна из главных целей воспитательная. Та самая мораль в конце сказки. Очевидна эстетическая функция: произведения искусства красивы и развивают вкус. Близка к этому гедонистическая функция — приносить удовольствие. Некоторые литературные произведения часто несут прогностическую функцию, вспомните братьев Стругацких и их фантастические романы. Другая очень важная функция – компенсаторная. От слова «компенсация», когда художественная реальность заменяет нам основную. Здесь часто речь идет о душевных травмах или жизненных трудностях. Когда мы включаем любимую музыку, чтобы забыться, или идем в кино отвлечься от неприятных мыслей.

Или другой аргумент — влияние искусства на человека посредством музыки. Услышав символичную для себя песню, кто-то может решиться на важный поступок. Если отойти от академического значения, то влияние искусства на жизнь человека очень велико. Оно дарит вдохновение. Когда человек на выставке увидел красивую картину, пришел домой и начал рисовать.

Рассмотрим другой аргумент: влияние искусства на человека видно в том, как активно развивается хенд-мейд. Люди не просто прониклись чувством прекрасного, но и своими руками готовы создавать шедевры. Различные направления боди-арта и тату – стремление создать произведение искусства на своей коже.

Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству Что относится к литературе как к искусству

Искусство вокруг нас

Задумывался ли кто-то, оформляя свою квартиру и продумывая дизайн, что в данный момент можно заметить влияние искусства на вас? Создание мебели или аксессуаров – часть декоративно-прикладного творчества. Подбор цветов, гармоничные формы и эргономика пространства — это именно то, что изучают дизайнеры. Или другой пример: вы в магазине, выбирая платье, отдали предпочтение тому, которое правильно скроено и продумано модельером. При этом модные дома не поскромничают, стараясь влиять на ваш выбор яркими рекламными роликами. Видео – тоже часть искусства. То есть, смотря рекламу, мы также находимся под его влиянием. Это тоже аргумент, влияние подлинного искусства на человека тем не менее раскрывается в более высоких сферах. Рассмотрим и их.

Простой пример

Литература как искусство слова появляется из простых, повседневных слов. Кто-то определенно скажет, что все это бессмыслица. Из ничего нельзя создать шедевр. Вот только из этого «ничего» можно создать эмоции, открыть дверь в новую Вселенную и показать, что окружающий мир не имеет границ.

Искусство слова рождается глубоко в душе писателя или поэта. Он стремится не только рассказать историю, но заставить читателя пережить определенные эмоции. Завлечь его в свой мир и поговорить о чем-то важном. Простой человек напишет: «За окном шел дождь». Писатель скажет следующее: «Капли осеннего дождя, словно погребальные слезы, стекали по стеклу».

Что относится к литературе как к искусству

Влияние искусства на человека: аргументы из литературы

Литература безгранично влияет на нас. Вспомним, как в гениальном произведении Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова пела для своего брата и исцелила его от отчаяния.

Другой изящный пример, как живопись может спасти жизнь, описал О. Генри в рассказе «Последний лист». Больная девушка решила, что умрет, когда упадет последний лист плюща за окном. Она не дождалась своего последнего дня, так как листок был нарисован для нее на стене художником.

Еще одним примером влияния искусства на человека (аргументы из литературы очень показательны) является главный герой произведения Рэя Брэдбери «Улыбка», который спасает картину с Джокондой, веря в ее великую значимость. Брэдбери много писал о силе творчества, он утверждал, что, лишь читая книги, человек станет образованным.

Образ ребенка с книгой в руках преследует многих художников, в частности есть несколько чудесных картин под одинаковым названием «Мальчик с книгой».

Топ-25: самые знаменитые в мире шедевры искусства

Искусство почти столь же старо, как и само человечество, и за все века нашего существования было создано бесчисленное множество уникальных произведений. Наверное, было бы слишком смело составить список самых выдающихся шедевров, ведь критерии оценки творчества слишком субъективны. Именно поэтому в нашем рейтинге собраны картины и скульптуры, которые уж точно самые узнаваемые в мире, что совсем не значит, что они чем-то лучше других гениальных работ.

Какие творения — самые известные?

25. Купальщицы, автор Поль Сезанн (Paul Cézanne)

Что относится к литературе как к искусству

Эта картина считается настоящим шедевром современного искусства. «Купальщицы» – одно из самых знаменитых произведений Поля Сезанна. Впервые широкой публике работа была представлена на выставке в 1906 году. Масляная живопись Сезанна проложила путь для художников будущего, позволив им отойти от традиционных шаблонов, и возвела мост между постимпрессионизмом и искусством 20 века.

24. Дискобол, автор Мирон (Miron)

«Дискобол» – легендарная греческая статуя, исполненная известным греческим скульптором Мироном из Елевфер (Eleutherae) в период примерно с 460 по 450 год до нашей эры. Произведением немало восхищались римляне, и они даже сделали несколько копий этой скульптуры, прежде чем ее оригинал бесследно исчез. Впоследствии «Дискобол» стал символом Олимпийских игр.

23. Аполлон и Дафна, автор Бернини (Bernini)

«Аполлон и Дафна» – это скульптура в натуральную величину, созданная итальянским художником Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) примерно в 1622-1625 годах. Шедевр изображает полуобнаженную женщину, пытающуюся спастись от своего преследователя. Скульптура наглядно демонстрирует высокое мастерство своего творца, воссоздавшего кульминацию знаменитой истории Овидия (Ovid) про Дафну и Феба (Daphna, Phoebus).

22. Ночной дозор, автор Рембрандт

Шедевр всемирно признанного датского художника Рембрандта, «Ночной дозор» — это одна из самых знаменитых картин 17 века. Работа была завершена в 1642 году, и по заказу на ней запечатлен групповой портрет стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга (Frans Banning Cocq, Willem van Ruytenburgh). Сегодня картина украшает выставку музея Rijksmuseum в Амстердаме.

21. Избиение невинных, автор Рубенс

«Избиение невинных» – это картина, повествующая о страшном приказе иудейского царя Ирода, по повелению которого были убиты все младенцы Вифлеема и его окрестностях возрастом до 2 лет от роду. Тиран верил в предсказание о том, что грядет день, когда Царь Израилев сместит его с трона, и надеялся, что среди убитых детей окажется и его будущий конкурент. Представитель фламандского барокко, Рубенс написал 2 версии знаменитой библейской истории с разницей в 25 лет. Первый вариант картины сейчас перед вами, и он был написан в период с 1611 по 1612 год.

20. Кэмпбелл — луковый суп с говядиной, автор Уорхол (Warhol)

Написанная американским художником Энди Уорхолом (Andy Warhol) в 1962 году, картина «Кэмпбелл — луковый суп с говядиной» — один из самых знаменитых примеров современного искусства. В своей работе Уорхол мастерски продемонстрировал однообразность рекламной индустрии, воспроизведя на своем гигантском холсте множество копий одного и того же товара. Уорхол также рассказал, что он ел эти супы каждый день на протяжении 20 лет. Возможно, поэтому банка лукового супа и стала объектом его знаменитой работы.

19. Звездная ночь, автор Ван Гог

Масляная живопись «Звездная ночь» принадлежит кисти датского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, завершившего эту легендарную работу в 1889 году. Художник вдохновился на написание картины, смотря на ночное небо через окно своей комнаты в лечебнице Сен-Пол, город Сен-Реми, Южная Франция (Saint-Paul Asylum, Saint-Remy). Именно там знаменитый творец в свое время искал отдохновение от эмоциональных страданий, преследовавших его до конца дней.

18. Наскальные рисунки пещеры Шове

Рисунки, обнаруженные на юге Франции в пещере Шове (Chauvet), — одни из самых известных и лучше всех сохранившихся доисторических шедевров мирового искусства. Возраст этих произведений – примерно 30 000 — 33 000 лет. На стенах пещеры мастерски изображены сотни доисторических животных, включая медведей, мамонтов, пещерных львов, пантер и гиен.

17. Поцелуй, автор Роден (Rodin)

«Поцелуй» – это мраморная статуя, созданная именитым французским скульптором Огюстом Роденом (Auguste Rodin) в 1889 году. На сюжет шедевра автор был вдохновлен печальной историей Паоло и Франчески, персонажей из легендарного произведения Данте Алигьери «Божественная комедия» (Paolo, Francesca, Dante Alighieri). Возлюбленные были убиты мужем Франчески, внезапно заставшим молодых людей, когда очарованные друг другом парень и девушка обменивались своим первым поцелуем.

16. Писающий мальчик, авторство неизвестно

«Маннекен-Пис» или «Писающий мальчик» – это небольшая бронзовая скульптура, ставшая настоящей достопримечательностью фонтана в центре Брюсселя. Первоначальное авторство произведения неизвестно, но в 1619 году ее доработал бельгийский скульптор Жером Дюкенуа (Jerome Duquesnoy). Визитная карточка города, «Маннекен-Пис» предположительно был установлен в память о событиях гримбергенской войны, во время которой писающий младенец по одной версии мочился на солдат, а по другой – потушил вражеские боеприпасы, угрожавшие уничтожению целого города. На праздники скульптуру наряжают в тематические костюмы.

15. Постоянство памяти, автор Сальвадор Дали

Написанная в 1931 году знаменитым испанским художником Сальвадором Дали, картина «Постоянство памяти» — один из самых узнаваемых шедевров сюрреалистического искусства в истории живописи. На работе изображен мрачный песчаный берег, усыпанный плавящимися часами. На такой необычный сюжет Дали вдохновила Теория относительности Альберта Эйнштейна.

14. Пьета или Оплакивание Христа, автор Микеланджело

«Пьета» — знаменитая скульптура эпохи Ренессанса, созданная флорентийским творцом Микеланджело в период с 1498 по 1500 годы. Работа описывает библейскую сцену – Мария держит на руках тело снятого с креста Иисуса. Сейчас скульптура находится в Соборе Святого Петра в Ватикане. «Пьета» — единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

13. Водяные лилии, автор Клод Моне (Claude Monet)

«Водяные лилии» — это целая серия из примерно 250 картин, написанных маслом, и авторство которых принадлежит всемирно известному французскому импрессионисту Клоду Моне. Коллекция этих работ признана одним из самых выдающихся достижений искусства начала 20 века. Если расположить все картины вместе, это создает иллюзию бесконечного пейзажа, наполненного водяными лилиями, деревьями и отражающимися в воде облаками.

12. Крик, автор Эдвард Мунк (Edvard Munch)

«Крик» — это культовый шедевр норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. Он написал 4 разные версии этого сюжета в период с 1893 по 1910 год. Знаменитая работа художника была вдохновлена реальными переживаниями автора, связанными с прогулкой на природе, во время которой Мунка покинули его спутники (они также изображены на картине на заднем плане).

11. Моаи, авторство неизвестно

Статуи Моаи – это массивные каменные монолиты, обнаруженные на острове Пасхи в Тихом океане, Западная Полинезия. Изваяния также известны как Головы острова Пасхи, но на самом деле у всех у них есть тела, скрытые под землей. Статуи Моаи датируются примерно 1400 – 1650 годами и предположительно были вытесаны из камня аборигенами, жившими когда-то на острове Рапа-Нуи (Rapa Nui, местное название острова Пасхи). Всего в этом районе обнаружено около 1000 таких исполинских шедевров древности. Загадка их перемещения по острову до сих пор остается неразгаданной, а самая тяжелая фигура весит около 82 тонн.

10. Мыслитель, автор Роден

«Мыслитель» — это самая знаменитая работа французского скульптора Огюста Родена. Автор закончил свой шедевр в 1880 году и первоначально назвал скульптуру «Поэт». Статуя была частью композиции под названием «Врата Ада» и олицетворяла самого Данте Алигьери, автора знаменитой «Божественной комедии». По изначальной задумке Родена Алигьери склоняется над кругами Ада, размышляя над своей работой. Впоследствии скульптор переосмыслил персонажа и сделал из него универсальный образ творца.

9. Герника, автор Пабло Пикассо

Масляная живопись размером с целую фреску, «Герника» — это одна из самых знаменитых работ именитого испанского художника Пабло Пикассо. Черно-белая картина – реакция Пикассо на нацистскую бомбардировку баскского городка Герника во время гражданской войны в Испании. Шедевр демонстрирует всю трагичность, ужасы войны и страдания всех невинных граждан в лице всего нескольких персонажей.

8. Тайная вечеря, автор Леонардо да Винчи

Полюбоваться этой картиной сегодня можно во время посещения доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане. Легендарная роспись Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря» — один из самых известных шедевров в мире. Художник работал над этой фреской с 1494 по 1498 год, и изобразил на ней известную библейскую сцену последнего ужина Иисуса Христа в окружении его учеников, о которой детально повествуется в Евангелии от Иоанна.

7. Статуя Свободы, авторы Эйфель, Бартольди (Eiffel, Bartholdi)

Культовая скульптура находится на Острове Свободы в Нью-Йорке, и когда-то она была подарком в знак дружбы между народами Франции и США. Сегодня Статуя Свободы считается международным символом свободы и демократии. Автором композиции был французский скульптор Бартольди, а спроектировал и построил ее архитектор Густав Эйфель. Подарок был вручен 28 октября 1886 года.

6. Гермес с младенцем Дионисом или Гермес Олимпийский, автор Пракситель (Praxiteles)

«Гермес с младенцем Дионисом» — это древнегреческая скульптура, обнаруженная во время раскопок 1877 года посреди руин храма богини Геры в Греции. Правая рука Гермеса утеряна, но археологи полагают, что по сюжету бог торговли и атлетов держал в ней виноградную лозу, показывая ее младенцу Дионису, богу вина, оргий и религиозного экстаза.

5. Сотворение Адама, автор Микеланджело

«Сотворение Адама» — одна из самых знаменитых фреск Микеланджело. Она была создана в период с 1508 по 1512 год и считается самой популярной композицией потолка Сикстинской капеллы, культового католического центра, расположенного в Ватикане. Роспись иллюстрирует момент библейского сотворения первого человека в истории, описанного в книге Бытие в Ветхом Завете.

4. Венера Милосская или Афродита с острова Милос

«Венера Милосская» появилась на свет приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры и является одной из самых знаменитых древнегреческих скульптур. Мраморная статуя была обнаружена в 1820 году на острове Милос (Milo), входящем в состав архипелага Киклады (Cyclades Archipelago) в Эгейском море. Личность героини до сих пор точно не установлена, но исследователи предполагают, что автор шедевра высек из камня именно Афродиту, греческую богиню любви и красоты, которую часто изображали именно полуобнаженной. Хотя существует версия, что статуя слеплена по образу морской богини Амфитриты (Amphitrite), которую особенно почитали на острове, где был найден артефакт.

3. Рождение Венеры, автор Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli)

«Рождение Венеры» — работа итальянского художника Сандро Боттичелли, написанная в промежуток между 1482 и 1485 годами, и она считается одним из самых известных и ценных шедевров искусства в мире. Картина иллюстрирует сцену из знаменитой поэмы Овидия «Метаморфозы», в которой богиня Венера впервые выходит на берег из пены морской. Работа находится на выставке в галерее Уффици (Uffizi) во Флоренции.

2. Давид, автор Микеланджело

Легендарная скульптура эпохи Возрождения была создана в промежуток между 1501 и 1504 годами гениальным творцом Микеланджело. На сегодняшний день «Давид» считается самой известной в мире статуей. Этот восхитительный шедевр – запечатленный в камне библейский герой Давид. Художники и скульпторы прошлого традиционно изображали Давида во время битвы, победителем над грозным Голиафом, воинственным мужем и героем, но Микеланджело выбрал для своей работы образ очаровательного юноши, еще не познавшего искусства войны и убийства.

1. Мона Лиза, автор Леонардо да Винчи

Возможно, некоторые работы из этого списка вам были неизвестны, но уж «Мона Лизу» Леонардо да Винчи знают точно все. Это самая известная, самая обсуждаемая, самая воспеваемая и самая посещаемая картина в мире. Гениальный мастер написал ее в 1503-1506 годах, а позировала для холста Лиза Герардини, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо (Lisa Gherardini, Francesco del Giocondo). Знаменитая своим загадочным выражением лица Мона Лиза – гордость Лувра, старейшего и богатейшего музея Франции и мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *