Что относится к культурно досуговым мероприятиям
Что относится к культурно досуговым мероприятиям
В предыдущих редакциях формы «культурно-массовые мероприятия» обобщенно назывались «культурно-досуговыми мероприятиями». Здесь и далее под наименованием «культурно-досуговые» будет фигурировать группа массовых мероприятий, входящая наряду с информационно-просветительскими мероприятиями в состав «культурно-массовых мероприятий» и включающая вечера (отдыха, чествования, кино-, тематические, выпускные танцевальные/дискотеки и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональные и др.), игровые программы и т.п. (См. Номенклатуру государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации, одобренную Распоряжением Минкультуры России N р-6 от 18.09.2009).
К «информационно-просветительским мероприятиям» при этом следует относить литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации.
В графе 3 строки 04 показывается общее число культурно-массовых мероприятий (как бесплатных, так и на платной основе), из них выделяются мероприятия для детей до 14 лет включительно (графа 4) и для молодежи от 15 до 24 лет включительно (графа 5).
В графах 6 и 9 (из графы 3) число мероприятий распределяется по группам (сумма граф 6 и 9 равна графе 3):
— в графе 9 приводятся значения показателей по информационно-просветительским мероприятиям.
Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков»
Татьяна Тинькова
Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков»
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети и молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Организация досуговой деятельности детей должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Цель организации досуга детей.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей.
Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье.
Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
— Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
— Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Виды культурно-досуговой деятельности детей.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны.Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.
К развлечениям относятся:
Можно выделить следующие виды праздников:
Народные и фольклорные (Святки, Масленица, Осенины);
Государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний);
Международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);
Православные (Рождество Христово, Пасха и др.);
Бытовые и семейные (день рождения, выпускной, праздник Букваря);
Профессиональные (День Учителя);
Праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных корабликов»).
Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).
Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.
Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.
Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.
Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.
Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков небольших городов, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В небольших городах и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.
Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер.
Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков в летний период.
Основными формами организации досуга подростков и их культурногообслуживания в летний период могут быть:
— организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений;
— культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.);
— проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков;
— проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.);
— привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества;
— организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества;
— проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.);
— участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков;
— организация молодежных акций по благоустройству города (села, учреждений культуры [3,с. 16].
Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей на базе клубного учреждения. Основой таких лагерей может являться временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять детей, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могут быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста.
Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.
Проблема свободного времени во все времена во многих странах являлась предметом изучения многих авторов. Подчеркивалось, что оно способно влиять на личность, обеспечивать ее развитие, становление, формирование и мироощущения. Досуг занимает часть свободного времени, которая является личной сферой человека, предоставляет возможности для добровольного выбора занятий, исходя из интересов и потребностей личности, готовит учащегося к меняющимся условиям жизни.
Детский досуг имеет своеобразное содержание в виду особенностей возраста и выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы учащихся, способом самореализации, самосовершенствования, самореабилитации. Педагогический процесс в сфере досуга представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень от репродуктивной через преобразующую к творческой.
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга детей, лидирующее место занимают учреждения культуры. Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ.
Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.
Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.
«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности» Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту. Я предлагаю.
Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС. На протяжении всей истории развития человека игровая культура является его спутником жизни. Так многовековой опыт человечества показывает,.
Конспект досуговой деятельности «Щедрый вечор» для детей 2 младшей группы Цель: Познакомить детей с традициями и обрядами святочных праздников. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях и праздниках,.
Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность и театрализация в культурно-досуговой деятельности» Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно-досуговой.
Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.
Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.
Словесные игры в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста Одним из эффективных средств в организации досуговой деятельности считается потешный фольклор. Вопросами изучения особенностей потешного.
Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Передерей Е. П. Модернизация.
Политова В.П., педагог-организатор МСУ «ЦСВР» г. Тирасполя.
В структурных подразделениях нашего Центра педагого-организаторская деятельность осуществляется с учётом проблем несовершеннолетних в общении, усвоении культурных и семейных ценностей. При этом педагоги – организаторы создают благоприятную среду для личностного развития каждого ребенка, формирования его активной жизненной позиции, развития творческого потенциала и воспитания культуры общения.
Ежемесячно в структурных подразделениях организовываются и проводятся массовые мероприятия, в которых принимают участие несовершеннолетние и их родители.
В целях проведения досуговых мероприятий с учётом современных требований и повышения профессионального мастерства, педагоги-организаторы нашего учреждения в постоянном поиске новых идей и наиболее результативных форм работы.
Формы работы установлены и выбираются в соответствии с принятыми направлениями:
Кроме того, педагог-организатор уделяет внимание вопросам профессиональной ориентации выпускников, работает над профилактикой асоциального поведения и над предупреждением детского травматизма.
Используя различные формы работы, надо иметь в виду, что каждая из них обладает специфическими возможностями для приобретения определенных знаний, умений и навыков. Необходимо проанализировать и обдумать целесообразность каждой формы деятельности: почему следует использовать данную форму, а не другую? На формирование, каких качеств личности она нацелена? Будет ли она способствовать развитию личности ребенка, детского коллектива и т.д.
При выборе той или иной формы работы следует учесть и следующие аспекты:
мнение, запросы и предложение самих детей в выборе форм и видов деятельности.
Учитывая все эти аспекты, педагоги–организаторы нашего учреждения используют наиболее эффективные формы работы, которые направлены на развитие творческих, коммуникативных, лидерских способностей, на формирование навыков здорового образа жизни, активной жизненной позиции.
В зависимости от способов организации досуга несовершеннолетних формы бывают индивидуальные, групповые, коллективные и массовые. Это общепринятая классификация.
Индивидуальны формы – это беседы, консультации. Особенность данной формы заключается в том, чтобы дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
К коллективным формам относятся народные художественные коллективы.
Давайте рассмотрим типы культурно-досуговых мероприятий.
А теперь распределим, какие мероприятия относятся к данным типам
К игровым программам относятся:
игры по пропаганде здорового образа жизни;
игры по правилам дорожного движения;
спортивные игры и др.
К конкурсно–познавательным программам относятся:
КТД (коллективное творческое дело);
К зрелищным мероприятиям относятся:
концерты (тематические, музыкально – литературные, народного творчества, художественной самодеятельности и др.);
театрализованные представления и др.
К праздникам относятся:
слеты, смотры, конкурсы, творческие отчёты, фестивали детского творчества;
презентации, церемонии, приветствия;
гуляния, шествия, карнавалы и др.
В свою очередь, праздники следует классифицировать на:
Государственно-гражданские (День Республики, День города, День защитника Отечества и др.), которые связанны с историей ПМР.
Народные и фольклорные (Святки, Масленица).
Православные (Рождество, Троица, Покров Пресвятой Богородицы).
Международные (День защиты детей, День матери, 8 Марта и др.).
Следует подчеркнуть, что результат любого мероприятия напрямую зависит от верно составленного алгоритма его организации.
Известно, что алгоритм состоит из 4 этапов.
Как вы думаете, что включает в себя первый этап?
Второй этап – коррекционный (световое и музыкальное сопровождение; демонстрация спецэффектов; оформление зала; порядок выхода на сцену; подготовка реквизита и декорации, грамот, дипломов и призов).
Третий этап – основной (проверка наличия участников мероприятия, встреча гостей и их размещение, проведение мероприятия).
Четвёртый этап – заключительный (обсуждение мероприятия; самооценка всех участников мероприятия; вычленение положительных и отрицательных моментов; выводы: что нужно сделать, чтобы предупредить в последующем допустимые ошибки; вынесение благодарности).
В заключение подчеркну, что при использовании различных форм культурно – досуговых мероприятий необходимо учитывать непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.
Виды культурно-досуговой деятельности
Аделя Шагиахметова
Виды культурно-досуговой деятельности
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно
классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Отдых — это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий — отдыхать.
Отдых можно подразделить на пассивный и активный.
При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т. д., размышлениями, непринужденной беседой на тему волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам.
Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т. д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.
Виды отдыха.
• Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
•Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив
и прополка растений, уборка группового помещения; работа
в уголке живой природы.
•Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;
скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.
• Игры со снегом, песком и водой.
• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).
• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом,
бумагой, карандашами и красками и другими материалами.
• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео, детских телевизионных передач и художественных фильмов.
Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.
Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию,знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности;развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т. д.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.
Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зим-
нее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как
это принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже темно, что
снижает ценность прогулки).
Желательно в осенне-зимний период проводить такие мероприятия
перед ужином, а в весенне-летний период после полдника, при этом
они могут быть более эмоциональными. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение, более длительное по времени (30—35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни — короткие (5—10 минут) веселые забавы (маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни ребят в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-до-
суговой деятельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительной атмосферы.
Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.
В практике работы дошкольных учреждений используются три вида
развлечений (они различаются по степени активности участия детей):
— дети являются только слушателями или зрителями;
— дети — непосредственные участники;
— участниками являются и взрослые, и дети.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности.
• Театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).
•Познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.
•Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры,
Любимым видом развлечения является театрализованное представление.
Не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их легко организовывать, так как они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сюжет сказки (пьесы) или импровизировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений можно организовать в любой момент.
Значительное место в организации развлечений занимают концерты — исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей и взрослых. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях и могут включать вокальную или инструментальную музыку.
К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Фокусы.Они вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином, щеткой,
шнурком и др., ни особого умения. Успех во многом зависит от умения
педагога интересно объяснить и преподнести их детям.
Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.
Шарады. Это — отгадывание слов по частям (обычно по слогам).
Прежде чем загадывать шарады, надо объяснить детям технику их отгадывания.Например: первый слог — нота (фа, второй — тоже нота (соль, а целое — на горох похоже (фасоль).
Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или
сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения.
Загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете или обращать их внимание на ту или иную особенность, характерную черту или на ряд свойств.
Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Загадки следует подбирать с учетом возраста.
Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды детей) были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей (или усложняются при их проведении со старшими детьми). Так, например, в аттракционе «Собери листья» малышам предлагается простое задание (кто скорее соберет разбросанные по полу листья, а детям старшего возраста — более сложное (не только собрать листья, но и составить из них красивый букет).Воспитателю необходимо помнить: когда игра закончится, победителей следует поощрить морально (педагог дает положительную оценку, а дети хлопают) или материально (дается «медаль» или флажок за умение побеждать).
Сюрпризы. Это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь детей в детском саду.
Виды развлечений.
•Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.
•Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.
•Познавательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни
и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвященные природным явлениям, математические и др.
•Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивного содержания).
•Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.
•Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, сюрпризные моменты.
• Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.
Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью
и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Праздники в
детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, груп-
пы и других помещений детского сада.
Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью.
Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка,
раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.
Мы считаем, что самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, имеющего свою специфику и связанного с его
Самообразование осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя в некоторых случаях к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т. д.). Потребность ребенка в самообразовании в полной мере зависит от взрослых, их кругозора и стремления к новым знаниям, умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении.
Для того чтобы самообразование стало средством самовоспитания детей, взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать»; воспитывать такие нравственно-волевые качества, как умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей и т. п.
Виды самообразования.
•Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.
• Коллекционирование различных предметов, хобби.
• Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная
деятельность.
• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок,
театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
Творчество также рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый человек использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит для него бесследно.
Сценарий досуговой деятельности «Мама — первое слово» «Мама – первое слово» Задачи: 1. Обучающая Способствовать созданию положительных эмоциональных впечатлений детей и родителей от совместного.
«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности» Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту. Я предлагаю.
Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности» Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности». Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества,.
Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью.
Фото-коллекция образовательной и досуговой деятельности «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.
Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.
Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.
Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.
Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Передерей Е. П. Модернизация.
Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков» Введение. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества.