Что относится к ключевым элементам архитектуры модели государство как платформа
Государство как платформа: люди и технологии
Данный доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) его авторы предлагают рассматривать как практическое пособие, развивающее идеи доклада Центра стратегических разработок «Государство как платформа». Исследование подготовлено с учетом опыта, полученного от реализации на базе РАНХиГС программы переобучения «Руководитель цифровой трансформации». Вкладывая в роль государства как цифровой платформы несколько пониманий, РАНХиГС уделяют ключевую роль вопросу о том, к чему в будущем приведут новые технологии и какие новые вызовы они принесут российскому обществу и государству. А сама цифровая трансформация представляется уже третьей волной цифровизация, которая спровоцирует появление новых моделей деятельности и новых продуктов и процессов.
Продолжая свои рассуждения, эксперты РАНХиГС перечисляют мировые тренды в цифровой трансформации государства, такие, как открытые данные, машиночитаемые законы, «гособлака» и т.д. Кроме этого в качестве основных технологий, наиболее актуальных для системы государственного управления, называются и подробно раскрываются большие данные, нейросети, интернет вещей, системы блокчейн и цифровой прослеживаемости.
Авторы доклада представляют основной набор инструментов, необходимых для реализации задачи по внедрению цифровых и платформенных решений, признавая, что время, когда можно было решать трансформационные задачи, не затрагивая саму государственную службу закончилось. Анализ жизненной ситуации, описание процессов и потребностей людей, реинжиниринг процессов всё это будет необходимо реализовывать для управления процессами при цифровизации государственного управления.
РАНХиГС формирует перечень конкретных решений в области цифровой трансформации государственного управления, включающий запуск механизмов отбора, мотивации, обучения, создание прототипов будущих суперсервисов в пилотных регионах, построение единой государственной архитектуры данных и масштабируемой облачной инфраструктуры и т.д. В заключение своего исследования эксперты РАНХиГС выдвигают предположения того, что может происходить в мире после осуществления цифровой трансформации и господства новых технологий, и сообщают, что в будущем будут только расти индивидуальные издержки людей от «ошибок» и важность обладания знаниями, почему и для чего работают цифровые технологии.
Оцифровка государства
Чуть менее года назад премьер утвердил программу развития цифровой экономики в России. Ее цель – сделать цифровые данные ключевым фактором производства товаров и услуг. Достичь этого авторы программы предлагают, в частности, за счет улучшения интернет-инфраструктуры. Как следует из программы, к 2024 г. 97% российских домохозяйств должны будут получить широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с (при средней скорости в 12 МБит/с по итогам 2016 г.), при этом во всех городах-миллионниках появится устойчивое покрытие 5G, а 95% сетевого трафика будет маршрутизироваться через отечественные сети. Доля же России на глобальном рынке услуг по хранению и обработке данных должна будет увеличиться с менее чем 1% до 10%.
Другим средством должно будет стать создание цифровых платформ – систем электронного взаимодействия поставщиков и потребителей услуг в десяти основных сферах экономики – здравоохранении, образовании, финансах, связи, энергетике, торговле, сельском хозяйстве, промышленном производстве, логистике и на транспорте. Использование платформ должно будет повысить производительность в этих секторах, однако, как подчеркивают эксперты ЦСР в докладе «Государство как платформа», их нецелесообразно внедрять раздельно – в таком случае цифровые базы данных окажутся столь же разрозненными, что и нынешние информационные системы, только на более высоком технологическом уровне.
Чтобы избежать этой ошибки, эксперты ЦСР предлагают развивать цифровые платформы в парадигме «Государства как Платформы», призванной унифицировать и стандартизировать переход на «цифру» органов государственной власти.
Принципы реформирования системы госуправления
Сохранение нынешних темпов реформирования принципов госуправления входит во все большее противоречие со стремительно меняющейся экономикой, а кажущаяся модернизация процессов является на самом деле их простой «оцифровкой», которая на деле не меняет ничего. Выходом из этого тупика, как полагают эксперты ЦСР, является ориентация госуправления на человека, которая была бы сопряжена с минимизацией человеческого фактора в предоставлении государственных услуг. На практике это означает использование в госуправлении следующих принципов:
Расширение доступа к достоверным данным и технологиям их анализа в конечном счете может улучшить качество любых управленческих решений (стратегических, тактических и оперативных), пусть даже полная алгоритмизация возможна только для решения оперативных проблем. Такая унификация наряду с обеспечением доступа к данным даст серьезный толчок развитию регионов.
Цифровая трансформация: ключевые изменения
Государство как Платформа
Для объяснения идеи «Государства-как-Платформы» эксперты ЦСР прибегают к метафоре экосистемы, в которой взаимодействуют три группы субъектов отношений — государство, граждане и бизнес. Каждая из этих групп стремится добиться собственных интересов: государство – повышения качества госуправления и конкурентоспособности страны; граждане – улучшения и удешевления услуг, помогающих повысить уровень благосостояния; бизнес – расширения рынков сбыта и повышения рентабельности с использованием современной инфраструктуры. В будущем эти группы должны взаимодействовать на Государственной цифровой платформе (ГЦП), состоящей из нескольких уровней.
Основные элементы экосистемы ГкП
Самым базовым является уровень первичной обработки данных, на котором они агрегируются для построения электронных сервисов (к примеру, Единой системы идентификации и аутентификации), услугами которых компании и граждане смогут воспользоваться с помощью мобильных приложений или физических интерфейсов (тех же МФЦ). На практике это будет означать автоматизацию государственных услуг, предоставление которых будет строиться на базе технологий big data.
Цифровое государство будущего / Мария Шклярук и Савва Шипов ответили на 10 вопросов, каким будет государство будущего
Как полагают эксперты ЦСР, после запуска технологической платформы ее программное обеспечение необходимо дезинтегрировать, сделав ее набором связанных, но самостоятельных микропроцессоров – это обеспечит устойчивость системы к сбоям и упростит ее обновление, эксплуатацию и масштабирование. Важно будет также использовать программное обеспечение с открытым исходным кодом (open source): это позволит снизить финансовые расходы, привлечь отечественных разработчиков и приспособить платформу к специфическим потребностям конкретных организаций.
Бизнес-архитектура ГЦП
Кто должен создавать Платформу?
Как следует управлять созданием «Государства-как-Платформы»? По мнению экспертов ЦСР, на высшем государственном уровне должны закладываться цели платформы и параметры ее финансирования, а на среднем – должна осуществляться разработка сервисов, которые бы позволили ее использовать в каждодневном режиме. В переводе с технократического языка это означает, что создание платформы целесообразно поручить вице-премьеру правительства, который бы обеспечивал проекту высокий политический статус. Оперативную работу над проектом должен вести Центр цифровой трансформации госуправления, которому бы были подчинены Программный офис (ответственный за техническое содержание проекта), Центр компетенции (выполняющий роль проектировщика Платформы) и Оператор ГЦП (который примет в эксплуатацию разработанный сервис и отладит его работу). Своя роль будет отведена и уполномоченным сотрудникам министерств, которые будут вести работу над Платформой на ведомственном уровне.
Структура управления развертывания ГЦП
Факторы конечного успеха
Создание Платформы потребует не только разработки нормативной базы (и корректировки уже имеющихся актов), но и широкого обновления кадров, которые сегодня, в большинстве своем, не обладают должными цифровыми компетенциями. В конечном счете, успех реформы будет определяться:
Судьба проекта также будет зависеть от того, удастся ли его инициаторам справиться с возможными трудностями. К их числу относится и низкая скорость обновления нормативной базы, и сопротивление государственных структур, и невысокое качество данных в уже действующих хранилищах. Однако неопреодолимыми эти барьеры назвать нельзя, тем более что в случае успеха эффективность госаппарата повысится, тогда как бюрократическая нагрузка на бизнес и многих бюджетников (врачей, учителей), наоборот, снизится. И потому игра стоит свеч.
Рекомендуем также познакомиться с публикацией, подготовленной по итогам обсуждения цифровизации в Государственной Думе
Рецензия на документ
«Государство как платформа»
При составлении этой рецензии использовался системный подход, потому что
государство – это сложная система, которую надо еще сделать цифровой. При этом,
различные заинтересованные лица, группы людей и организации «видят» эту
сложную систему по-разному и хотят от нее разного. Системный подход утверждает,
Смотрим на https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/432/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A3%D0 %94%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0% 9E%D0%95 и читаем что «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ГУ) осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. ГУ или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. … ГУ имеет четко выраженный публичный характер: проводит в жизнь (исполнение) содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению делами общества.»
«Executive Summary» рецензируемого документа (стр. 5стр. 5 «фокусе развертывания Платформы находится гражданин в условиях новой цифровой реальности»
Стр. 6 «Государство перейдет от предоставления единичных «точечных» сервисов при помощи государственных (ведомственных) информационных систем (ГИС) и баз данных к комплексному решению жизненных ситуаций человека, которое основано на едином массиве данных и алгоритмах работы с ними, совместно разработанными федеральными органами исполнительной власти.»
стр. 7 «При этом благодаря использованию современных технологий данные граждан будут более эффективно защищены от несанкционированного доступа, а надежное резервирование предотвратит их утрату»
стр. 7 «Платформа поможет исполнять большинство функций управления не при помощи органов власти, а на основе платформенных решений. Переход от одной формы исполнения к другой возможен на основе следующих ключевых принципов»
Таким образом, ГкП как программный продукт не рассматривается как орган власти – а тогда что это? Посредник? Насколько такое исполнение является законным? Означает ли это, что такая платформа и информационные системы ОИВ будут сосуществовать? Или все информационные системы ОИВ полностью исчезнут?
стр. 9 «система государственного управления должна будет действовать как передовая IT-корпорация»
Стр. 9 «Модель государственного участия:
• государство как координатор возьмет на себя управление взаимодействием всех участников платформы, но должно будет выступать создателем экосреды взаимодействия, а непостоянным запретительным регулятором;
Будет ли государство участвовать как координатор и активный участник? (Тогда возможен конфликт интересов) Будут ли граждане взаимодействовать между собой как в Facebook? или бизнес между собой как в Lnikedin?
Стр. 9 «Государственные процессы:
• государственная инфраструктура станет единой точкой для всех обращений за государственными сервисами (там, где сохранится государственное участие);
• вместо цифровизации устаревших процессов – ориентация на цифровую трансформацию: умение создавать наиболее эффективный процесс достижения цели с системой быстрого, постоянного и с минимальными затратами улучшения;
• использования достоверных и единых данных для принятия решений даст новые возможности для определения целей, оценки результатов, позволит снизить коррупцию.»
Стр. 9 «Государственная служба:
• разовьется «цифровой менталитет»: принятие цифровой реальности, умение в ней эффективно работать, цифровые навыки и персональное развитие;
• возникнет единая цифровая платформа взаимодействия для государственных служащих, бизнеса и граждан;
• предиктивный анализ и искусственный интеллект станет помощником для выполнения рутинных операций, государственные служащие сфокусируются на выводах, а не на рутине.»
Стр. 12 «во время этого «переходного периода» «старые» и «новая» системы сосуществуют параллельно,»
Стр. 13 «Введение роли главного архитектора Платформы и концентрацию управленческих и финансовых ресурсов мы считаем принципиальным решением, которое может позволить успешно провести цифровую трансформацию»
Стр. 14 «Процесс внедрения Платформы должен быть поддержан институтом назначаемых в ОГВ Chief Digital Officer (CDO)»
Стр. 15 «В результате внедрения Платформы Россия получит гибкий, объективный, быстрый механизм принятия стратегических решений и государственного управления.»
«1.1. Предпосылки создания платформы» рецензируемого документа (стр. 16-18) Стр. 16 «Нарастает «уберизация» экономики – устранение посредников, переход к прямым транзакциям между поставщиком и потребителем товаров/услуг благодаря широкому внедрению современных информационных систем.»
Стр. 18 «Для повышения конкурентоспособности экономики жизненно необходимо новое качество государственного управления. Его можно достигнуть только при переходе на новые модели управления процессами и данными.»
А вот это есть трижды фундаментальное заблуждение:
1) во-первых, надо управлять не процессами, а управлять с помощью процессов;
2) во-вторых, данные без их моделей бесполезны; данные не возникают из ниоткуда, а создаются в результате работы систем, и
19-22) Стр. 19 «от документов – к данным»
Стр. 19 «обеспечена возможность создания независимыми поставщиками приложений/ сервисов для пользователей;»
Cтр. 20 «будет основываться на достоверных и надежных данных и человеконезависимых алгоритмах, включая искусственный интеллект»
Стр. 21 «Рис. 7. Основные элементы экосистемы ГкП»
ГкП выглядит равноудаленной от граждан, бизнес и ОГВ. Так ГкП – это часть государства или нет? Или одно из подразделений государства, или одно из программных продуктов государства?
Стр. 22 «Создание к 2024 г. не менее десяти отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»), предусмотренное программой «Цифровая экономика Российской Федерации», необходимо также проводить в парадигме развертывания ГкП.»
Судя по количеству замечаний и тому, что «парадигма развертывания ГкП»
«2. Основные элементы экосистемы платформы»
рецензируемого документа (стр. 22-24) Стр. 23 «Государство-как-Платформа» – это прежде всего экосистема из трех основных групп»
Стр. 24 «Государственная Цифровая Платформа (ГЦП). Единая программноаппаратная среда, которая поддерживает алгоритмизированные взаимоотношения значимого количества участников (см. выше – государства, граждан, бизнеса), обеспечивает их интегрированными бизнес-процессами, сервисами, информацией и аналитикой.»
Стр. 24 «. Использование ГЦП приводит к снижению транзакционных издержек и предоставляет возможности для подключения новых участников (посредством API и др.).»
Непонятно, почему сделано ударение на «снижение транзакционных издержек»
25-30) Стр. 25. «Рис 8 – Бизнес-архитектура ГЦП»
Эта иллюстрация проясняет многое. Рис. 8 – это прикладная архитектура (точка зрения, которая акцентирует ИТ сервисы, приложения и взаимосвязи между ними) программного продукта ГЦП для оказания ОГВ государственных услуг. Такие услуги
Стр. 25. «Рис 8 – Бизнес-архитектура ГЦП»
Прикладная архитектура ГЦП вызывает смешанную реакцию, а именно:
1) использование понятия «жизненной ситуации» приветствуется;
http://improving-bpm-systems.blogspot.com/2015/10/enterprise-patterns-peasexample-cube.html ), а это создает подозрение, что предлагает широкое «изобретение велосипедов».;
3) доступ «граждан» к хранилищам данных под слоем с «Управление доступом к данным» вызывает сомнения в концептуальной целостности этой архитектуры;
4) очевиден перекос архитектуры в сторону данных, хотя хорошо известно, что
• цифровая бизнес-трансформация – это не о технологиях ( https://www.cio.com/article/3245106/it-industry/digital-transformation-it-isnt-a-technology-thing.html ),
• умные города – это не о больших данных и мобильном доступе ( https://www.forbes.com/sites/federicoguerrini/2016/09/19/engaging-citizensor-just-managing-them-smart-city-lessons-from-china/#272aa3a1dab0 ), и
Стр. 26 «В то же время обеспечивается защита данных от несанкционированного доступа и разграничивается доступ к данным в зависимости от их владельца и разрешаемого им уровня.»
Стр. 29 «В результате сам государственный аппарат (в идеале) превратится в малочисленную и высокопрофессиональную службу, обеспечивающую наиболее сложные функции и профессионально работающую с автоматизированными системами. Существенное число госслужащих будут специалистами по работе с данными и машинному обучению для того, чтобы обеспечивать функционирование и совершенствование интеллектуальных систем, и подготовку правил для их работы.»
«4.Технологическая архитектура» рецензируемого документа (стр. 31-32) Стр. 32 «должна использоваться OpenAPI Specification»
Стр. 34 «Создание ГЦП должно быть контролируемо, институциализировано, иметь четко заданные цели и сроки.»
«6. Система управления развитием платформы»
рецензируемого документа (стр. 35-42) Стр. 35 «Система управления развитием платформы»
Стр. 35 «Управление программой создания ГкП на верхнем уровне должно осуществляться согласно принципам управления портфелем проектов»
«7. Подход к развертыванию платформы» рецензируемого документа (стр. 43-45) Стр. 43 «Затем, исходя из принципиальной архитектуры Платформы, каждый орган власти должен подготовить свою программу развития цифровых сервисов и цифровой трансформации.»
«8. Показатели успеха развития платформы»
«Медленное принятие необходимых нормативных актов»
«Сопротивление существующих структур управления»
«Недостаток опыта в построении подобного рода платформ»
«Качество данных в существующих хранилищах»
«Утвержден «21 » сентября 2015г. Дата присвоения идентификационного номера “6 ” ноября 20 15 г. Наблюдательным советом Акционерного общества «Райффайзенбанк» Идентификационный номер 403292B001P02E Протокол № 266 ЗАО «ФБ ММВБ» (наименование биржи, присвоившей идентификационный От » 21. »
«RU 2 425 861 C1 (19) (11) (13) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (51) МПК C10L 3/00 (2006.01) ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ (21)(22) Заявка: 2010133540/05, 11.08.2010 (72) Автор(ы): Дмитриева Ольга Игоревна (RU), (24) Дата начала отсчет. »
«Н. И. МОИСЕЕВА Отношение0 10 рели4ии Ивана0 Петровича0 Павлова * По поводу отношения И. П. Павлова к религии существует странное расхождение изустной традиции тех, кто знал лично Павлова и его окружение, а также т. »
«1. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ 1.1. Природные объекты 1.1.1. Озеро Байкал 1.1.1.1. Уровень озера (ТОВР по Иркутской области Енисейского БВУ Росводресурсов; Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеолфонд») В среднем многолетнем водном балансе озера Байкал приходная часть баланса представлена:притоком поверхностных вод. »
«Кипрско-российские отношения являются двусторонними международными отношениями между Республикой Кипр и Российской Федерацией. Дипломатические отношения с независимой Республикой Кипр были установлены 18 августа 1960. Средняя общеобразователь. »
«»Власть».-2009.-№3.-С.136-140. КОНСЕРВАТИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ЕВРОПЫ ВОВЧУК Дмитрий Евгеньевич – соискатель Института Европы РАН СЕРЕБРЕННИКОВ Сергей Сергеевич – к.э.н., доцент Государс. »
«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (19) (11) (13) RU 2 533 942 C2 (51) МПК B61L 25/06 (2006.01) ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ 2013109329/11, 01.03.2013 (21)(22) Заявка: (72) Автор(ы): Пульт. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Девятый «Гайдаровский форум», который открылся вчера в Москве, запомнится широким спектром тем: участники говорят не только об экономике, но и проблемах образования, науки и государственного управления. Последняя тема стала ключевой для сессии «Современные вызовы государственного управления», которая прошла 17 января в РАНХиГС. В ходе открытого диалога ведущие экономисты, политики и ученые обсудили новые модели государственного регулирования.
Перед государственными структурами – и перед государством в целом – в условиях современной цифровой эпохи стоит множество задач, которые требуют новых подходов в регулировании всех сфер жизни общества: в медицине, в инфраструктуре, в образовании и в других сферах. Некоторый прогресс в этом направлении мы можем оценить уже сегодня: к врачу можно записаться через электронный терминал и через интернет, получить оперативную помощь с документами, не обращаясь в несколько организаций, можно в центре госуслуг «Мои документы». Однако эти примеры – лишь небольшой шаг к новому формату государственного управления.
Модель управления должна быть более гибкой, но как ее создать? Универсального ответа на этот вопрос нет – есть предложения. Так, Герман Греф, президент, председатель Правления Сбербанка считает, что государству нужно перенимать лучшие практики у бизнеса – у крупных компаний (например, Google, Alibaba Group), которые работают с Big Data, с «большими данными». Если государство организует свою работу таким же образом, это позволит упросить многие операции.
Такой принцип работы, основанной на Big Data, – ключевая идея «государства-платформы», или «цифрового государства» – современной модели госрегулирования, которая пока что относится к категории будущего, но которую интенсивно обсуждают уже сегодня. Эту модель не обошли стороной и участники открытого диалога. Мария Шклярук, вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество», отметила, что реализация концепции цифрового государства является одним из главных направлений реформы госуправления. Ожидается, что к 2024 году она будет частично осуществлена: 50 наиболее востребованных госуслуг будут оказываться мгновенно («0 секунд 0 чиновников»), данные всех государственных информационных ресурсов будут доступны в реальном времени через программные интерфейсы. Кроме того, должен появиться «главный архитектор» государства-платформы – Центр управления эффективностью, который будет отвечать за цифровую трансформацию всех процессов оказания госуслуг и оценивать эффективность изменений.
Перейти на цифровой формат госуправления стремятся не только в России: такого же курса придерживаются и в Великобритании, о чем сообщил гость сессии лорд Фрэнсис Мод, директор Francis Maude Associates LLP, государственный министр торговли и инвестиций Великобритании в 2015–2016 гг. Работа с единой базой данных, которая заменит множество небольших баз отдельных структур, сможет обеспечить прозрачность государственного регулирования.
Как отметил другой участник дискуссии – Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, – новая модель предъявляет принципиально новые требования к чиновникам, к их управленческим навыкам и в целом к образованию кадров. Главной установкой любого человека в современном, быстроменяющемся мире должны быть способность признать, что он чего-то не знает, и желание научиться новому.
Изменения должны произойти также и в диалоге между правительством и наукой. По словам Президента Академии наук Александра Сергеева, без должного внимания как госуправления, так и бизнеса до сих пор остается «промежуточная фаза» между фундаментальной и прикладной наукой – «поисковая» наука. Это направление не обещает конкретного результата и коммерческой выгоды, но без него не смогут продвинуться дальнейшие исследования. Такая негативная тенденция во многом возникает из-за пробелов в стратегическом планировании.
– Должна быть стратегическая гибкость. Для того, чтобы двигаться в определенном направлении, нужен вектор, а вектора, я боюсь, у нас нет, – считает президент РАН.
Обрести новый вектор можно только после соответствующих изменений. И речь идет не только о цифровой, но и о культурной трансформации.
– Один из элементов этой трансформации – совершенно другой уровень вовлеченности граждан в механизмы государственного управления, – отмечает Андрей Слепнев, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации. – Если раньше, когда мы говорили: «нам надо посоветоваться с общественностью», «привлечь экспертов», – это был скорее оборот речи, то сейчас это – абсолютно необходимый инструмент в работе.
Мысль Андрея Слепнева вновь возвращает к идее «цифрового государства»: такой инструмент, как общественное мнение, сможет быть использован в полной мере только тогда, когда электронные платформы станут одной из основных площадок государственного регулирования.