Что относится к информационно просветительским мероприятиям

Что относится к информационно просветительским мероприятиям

1. Цели и задачи информационно-просветительской работы.

2.. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.

3. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.

Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности

В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;

• увеличение информационной емкости всех сфер челове­ческой деятельности, расширение информационных услуг;

• широкое использование информационных технологий.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность уча­стия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обосно­ванного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные прием­ные специалистов. Проводятся информационные встречи с руко­водителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дис­куссионные клубы.

Основные направления информационно-просветительной деятельности.

Содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.

Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государ­ственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих зако­номерностей внешней и внутренней политики государства.

Основными задачами историко-кулыпурного направления является привлечение населения для участия в охране и освое­нии историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.

Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере произ­водственных и внепроизводственных отношений.

Особенностями нравственного просвещения являются по­иск методов ненасильственного развития личности и возвраще­ние человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.

Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.

Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди кото­рых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.

Социальная информация и ее свойства

Культура выступает как гуманизирующая основа, как сово­купность всех наследственных информации, способов их органи­зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради­ций, нуждается в постоянном информационном питании.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

Социальная информация — это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура.

Средства массовой информации и учреждения досуга

тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

• театрализованные информационно-развлекательные про­граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:

• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

• фестивали: «Радуга», «Виктория»:

• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за­ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», « VIP », «Персона грата», «ЖЗЛ»;

практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по­мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу­га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

развитие новых форм досуга на основе современной ин­формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль­ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки.

создаваемые в системе общественного досуга мульти­медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе­ния современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользова­нию информационными источниками); воспитание культуры по­требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин­формируют население о деятельности культурно-досуговых уч­реждений по организации содержательного досуга и дают рек­ламу ближайших массовых мероприятий.

Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы­ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи­зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи­вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех­нологий являются автоматизированные базы (банки) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин­ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней­шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про­грамму введения в Сеть полного объема информации о многове­ковой китайской культуре.

В США популярны психологические тренинги, культ здоро­вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле­чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об­раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики.

Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис­тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче­ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.

Современные информационно-просветительные технологии

Отечественные технологии образовательно-развивающего до­суга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.

• культура политической информации, обсуждение, ком­ментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;

• методика предвыборных технологий;

• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:

• подготовка молодежи к активной общественно-поли­тической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.

Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творче­ства, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художествен­ное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское му­зыкальное (ему исполнилось ; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское теат­ральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали ме­ждународными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассо­циации. По их инициативе проходят такие разноплановые фес­тивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, во­кальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных компо­зиторов; авторской песни (Старооскольская лира, нежегольская тропа и др)

В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), праздники литературы, поэзии

Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование — подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.

На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:

• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по­жилых людей;

• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;

• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;

• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;

• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».

• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реаги­рование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

Источник

Виды информационно-просветительской деятельности

В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:

1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);

2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления);

3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов);

4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров)

При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.

Чаще всего формы информационно-просветительской дея тельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультаци онно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и ауди тории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные, педагогические, тематические циклы).

Следует отметить, что при организации и проведении разно образных форм информационно-просветительской деятель ности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности.

На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые идеи:

• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по жилых людей;

• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;

• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;

• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения и др.

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

53. Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.

Драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. В КДД следует различать предметную деятельность (результат-создание определенных духовных ценностей, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве).

Культурно-досуговая программа — сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.

Видыдраматургии:

● Драматургия драматического театра

● Кино и телевидения и.т.д

Особенности:

— драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени.

— действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий. Без драматического конфликта нет и не может быть драматургии.

— драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, не оставляет его равнодушным. (Эта особенность драматургии очень важна)

Люди, в первую очередь, учащаяся молодежь, проявляет инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. В силу отсутствия опыта иногда избирают не самые верные пути. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.

Многие программы проводятся на основе хорошо разработанных сценариев. В сценарии указывается, что говорят и как поступают герои, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие. Сценарий «чистого» вида дополняется разнообразными источниками.

Сценарий— подробная разработка программы. Во главе реальный герой, но это не значит, что нельзя обращаться к вымыслу. Однако в основе лежит драматургия факта. Реальность места действия чрезвычайна важна в культурно- досуговой программе. Воспоминания зрителей и использование реальности и художественных, выразительных средств, значительно сильнее действуют на зрителя, чем стихи, песни, рисунки. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждений культуры лежит вовлечение самих присутствующих. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Автор сценария должен предусмотреть моменты, которые заинтересовали бы зрителя, что бы они втянулись и приняли участие в программе.

Основные требования к сценарию программы:

1. Опора на основные закономерности драматургии (фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия)

2. Предусмотрение внешних действий для выявления актуальных идей.

3. Соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию.

Структура драматической композиции:

4. Развитие действия

Некоторые драматические приемы:

1. Прием создания «сценической напряженности» (заставляет зрителя с напряженным вниманием следить за действом).

2. Прием «создания беспокойства» (симпатичное зрителю лицо ставится в опасное положение).

3. Прием «задержка желаемого события» (автор заставляет зрителя сильно желать наступления какого либо события).

4. Способ «узнавания» (зритель узнает знакомые ему лица).

5. Прием «обманутого ожидания» (автор неожиданно поворачивает действие на др. путь).

6. Прием «непоказанное до конца».

54. Социальная работа как система: характеристика, технологии.

Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несёт профессиональную ответственность и перед клиентами и перед обществом в целом.

Социальная работа — деятельность, направленная на оказание помощи людям нуждающемся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами.

Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, компонентов:

Последовательность компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечислений, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта.

а) Объект и субъект социальной работы.

Объект социальной работы

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пенсионеры, тяжелобольные, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, беду, дети, подростки – оказавшиеся в дурной компании и др.

Таких в России несколько десятков миллионов.

Субъект социальной работы

Все функции по оказанию помощи нуждающимся, выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющие социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа общества милосердия типа: общество красного креста и красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов, союз офицеров и др.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественном уровне.

б) Содержание и средства социальной работы.

Содержание непосредственно вытекает из функций социальной работы. В самом общем плане ее функциями являются:

· оказание практической помощи,

Содержание включает в себя следующие компоненты:

1. Сбор сведений о ее объекте. (Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д.) Одним словом занимается информационной работой.

2. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.

4. В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи.

5. Управление социальной работой также составляет весьма важный и необходимый компонент ее содержания.

6. Результат работы и подведение итогов.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие ее средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хороша, владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Вы бор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежа чий больной, другое — кормящая мать-одиночка; Набор средств в этих случаях существенно различается.

Социальные технологииэто система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а так же сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней.

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

1. Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

2. В отличии от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоёмкостью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

3. Региональные (территориальные) социальные технологии имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной жизни и планомерных её изменений.

4. Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследования и решения вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

5. Информационные социальные технологии имеют своим содержанием способы, приёмы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.

6. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Направления технологий в социальной работе.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это – социальная диагностика и профилактика, социальный надзор и коррекция, терапия, социальная адаптация, реабилитация и соц. обеспечение, соц. страхование, социальное обслуживание, опека и соц. помощь, социальное консультирование и экспертиза, попечительство и соц. нововведение, посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы и выступают основным её направлением, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по своему целевому назначению и функциональному содержанию.

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

55. Социальное обеспечение и социальное страхование в России.

Социальное обеспечение — совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого, прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:

— назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на без эквивалентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;

— предоставления льгот на возмездие неэквивалентных началах. Государственная система социальной защиты находится в соотношении с социальным обеспечением, но социальное обеспечение следует рассматривать как составную часть социальной защиты.

Социальная защита включает:

1 социальное обеспечение;

2. гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды;

3. минимальной оплате трудами и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Сущностьсоциального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях:

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *