Что относится к физическим явлениям и химическим явлениям
Физические и химические явления
Различные изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.
Пример. Испарение воды, плавление стекла, ржавление металлов — явления.
Явления делятся на физические и химические.
Физические явления — это явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие.
Пример. Изменение формы тела или агрегатного состояния вещества — физические явления.
Химические явления — это явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, новые вещества с новыми химическими и физическими свойствами. Химические явления иначе ещё называются химическими реакциями или химическими превращениями.
Пример. Ржавление железа, горение веществ, разложение воды при высокой температуре на водород и кислород — химические явления.
О веществах, вступающих в химическую реакцию, говорят, что они реагируют, взаимодействуют между собой или одни вещества превращаются в другие.
Вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются исходными веществами или реагентами. Новые вещества, которые образуются в результате химической реакции, называются продуктами реакции.
Пример. При взаимодействии натрия и воды образуются гидроксид натрия и водород. Натрий и вода — реагенты, а гидроксид натрия и водород — продукты реакции.
Признаки химических реакций
О том, что происходит химическая реакция можно узнать по внешним признакам. Возможные признаки протекания химических реакций:
Пример. Горение веществ часто сопровождается излучением света, выделением запаха и теплоты.
Что относится к физическим явлениям и химическим явлениям
Ключевые слова конспекта: Физические явления, химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, значение физических и химических явлений.
Физические явления — это явления, при которых обычно изменяется только агрегатное состояние веществ. Примеры физических явлений — плавление стекла, испарение или замерзание воды.
Химические явления — это явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. При химических явлениях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Примеры химических явлений — сгорание топлива, гниение органических веществ, ржавление железа, скисание молока.
Химические явления иначе называют химическими реакциями.
Условия возникновения химических реакций
О том, что при химических реакциях одни вещества превращаются в другие, можно судить по внешним признакам: выделению теплоты (иногда света), изменению окраски, появлению запаха, образованию осадка, выделению газа.
Для начала многих химических реакций необходимо привести в тесное соприкосновение реагирующие вещества. Для этого их измельчают и перемешивают; площадь соприкосновения реагирующих веществ при этом увеличивается. Наиболее тонкое дробление веществ происходит при их растворении, поэтому многие реакции проводят в растворах.
Измельчение и перемешивание веществ — только одно из условий возникновения химической реакции. Например. при соприкосновении древесных опилок с воздухом при обычной температуре опилки не загораются. Для того чтобы началась химическая реакция, во многих случаях необходимо нагревание веществ до определённой температуры.
Следует различать понятия «условия возникновения» и «условия течения химических реакций». Так, например, чтобы началось горение, нагревание нужно только вначале, а затем реакция протекает с выделением теплоты и света, и дальнейшее нагревание не требуется. А в случае разложения воды приток электрической энергии необходим не только для начала реакции, но и для дальнейшего её протекания.
Важнейшие условия возникновения химических реакций — это:
Значение физических и химических явлений
Большое значение имеют химические реакции. Они используются для получения металлов, пластмасс, минеральных удобрений, медикаментов и т. д., а также служат источником различных видов энергии. Так, при сгорании топлива выделяется теплота, которую используют в быту и в промышленности.
Все процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, фотосинтез и др.), протекающие в живых организмах, также связаны с различными химическими превращениями. Например, химические превращения веществ, содержащихся в пище (белков, жиров, углеводов), протекают с выделением энергии, которая используется организмом для обеспечения процессов жизнедеятельности.
Конспект урока «Физические и химические явления ( химические реакции)».
Изучаем химию. 8 класс
Физические и химические явления
Все происходящие превращения с веществами можно разделать на два вида.
ЯВЛЕНИЯ | |
Физические | Химические |
Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, а меняются их агрегатные состояния, форма и размеры тел. Примеры:плавление льда, вытягивание проволоки, измельчение гранита, испарение воды. | Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие. Примеры:горение дров, почернение меди,ржавление железа. В дальнейшем химические явления мы будем называть химическими реакциями. |
Итак, физические явления не сопровождаются превращением одних веществ в другие. Например.
2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.
3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.
Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.
К химическим явлениям относят такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие. Химические явления называют иначе химическими реакциями.
Признаки химических реакций
§ 12. Явления физические и химические. Признаки химических реакций
1. Какие явления называются физическими? Приведите три примера физических явлений, которые вы можете наблюдать в повседневной жизни.
Физическими называются явления, при которых изменяется состояние вещества или внешняя форма физических тел.
Например, плавление металла, таяние льда, испарение воды.
2. Какие явления называются химическими? Как они называются иначе? Перечислите важнейшие признаки химических реакций.
Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называются химическим реакциями.
Признаки химических реакций: выделение газа, образование или исчезновение осадка, изменение цвета, появление запаха, излучение света, выделение или поглощение теплоты.
3. Приведите примеры химических реакций, протекающих в организме человека, в природе.
В природе: ржавление железа, образование озона, фотосинтез.
В теле человека: дыхание (человек потребляет кислород, выделяет углекислый газ), жир превращается в углекислый газ и воду.
4. К каким явлениям — физическим или химическим относятся: а) испарение спирта; б) горение бензина; в) плавление сахара при нагревании; г) потемнение медной пластинки в пламени спиртовки; д) прокисание молока; е) гниение мяса?
Физические явление: испарение спирта, плавление сахара при нагревании.
Химические явления: горение бензина, потемнение медной пластинки в пламени спиртовки, прокисание молока, гниение мяса.
5. Опишите химические реакции, протекающие при нагревании малахита, горении магния, смешивании растворов медного купороса и соды.
При нагревании малахита наблюдается изменение цвета, при горении магния – изменение цвета, выделение теплоты, появление запаха. При смешивании растворов медного купороса и соды, выпадает осадок голубого цвета.
6. Какие условия необходимы для начала и осуществления химических реакций? Зачем перед началом реакции твердые вещества измельчают?
Главное необходимое условие для протекания реакций– это соприкосновение веществ. Но, некоторым может потребоваться нагревание, другим – освещение. Перед началом твердые вещества измельчают, чтобы увеличить площадь соприкосновения.
7. В каких случаях нагревание требуется только для начала реакций?
Деревянная лучинка, смесь железа и серы могу долгое время сохраняться при комнатной температуре, реакции начинаются только при нагревании.
8. Для удаления ржавчины с железных изделий их опускают в горячий водный раствор лимонной кислоты. Через некоторое время ржавчина исчезает, а жидкость окрашивается в желтый цвет. К каким явлениям — физическим или химическим — относится описанный процесс?
Эти признаки (исчезновение ржавчины, окрашивание жидкости в желтый цвет) свидетельствует о протекание химической реакции.
9. Какие признаки химических реакций наблюдаются при «извержении химического вулкана» — разложении одного из соединений хрома при нагревании (рис. 47)? Видеозапись данного опыта можно увидеть в Интернете, набрав в поисковике «Химический вулкан».
При таком явление можно наблюдать выделение газа, излучение света, выделение теплоты, изменение цвета.
Урок химии по теме «Физические и химические явления»
Разделы: Химия
Цель урока: охарактеризовать сущность физических и химических явлений; признаки и условия протекания химических реакций.
Задачи обучающие:
Задачи развивающие:
Задачи воспитывающие:
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 8» О.С. Габриелян.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Операционно-исполнительский этап:
III. Оценочно-рефлексивный этап.
Ход урока
Эпиграф (Слайд 2)
Высокая цель человека науки – проникать в саму сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими.
Р. Ролан
С веществами могут происходить различные изменения: испарение воды, плавление стекла, сгорание топлива, ржавление металла, скисание молока, плавление парафина, гниение листьев.
Эти изменения могут быть физическими или химическими. (СЛАЙД 3-12)
Все вещества обладают определенными физическими свойствами, перечислите их.
– Цвет, агрегатное состояние, температура кипения и плавления, электрическая проводимость, теплопроводность.
– При нагревании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Образуется новое вещество? Что происходит с веществом?
– Новое вещество не образуется. Изменяется агрегатное состояние.
– При замерзании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в твердое. Образуется новое вещество?
– Изменяется агрегатное состояние.
– При измельчении сахара образуется сахарная пудра. Что происходит с веществом?
– Изменение размера частиц.
Демонстрационный опыт.
Нагреем стеклянную трубочку с помощью щипцов посередине.
Палочка раскалилась, стекло размягчилось и согнулось. Наблюдаем процесс плавления стекла – переход вещества из твердого состояния в жидкое.
– Образовалось новое вещество?
– Нового вещества не образовалось.
– Как называются эти явления?
– В чем сущность физического явления? Что происходит при физических явлениях? Образуется новое вещество?
– При физических явлениях новые вещества не образуются, а изменяется агрегатное состояние.
– Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется их агрегатное состояние или форма. (СЛАЙД 13)
– В чем сущность химических явлений, что такое химическое явление?
Чтобы ответить на данные исследовательские вопросы проведем демонстрационные эксперименты и лабораторную работу. Ведь практика – является критерием истины.
– Внимательно посмотрите демонстрационные опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений и сделайте выводы о признаках химических явлений.
Демонстрационные опыты. (СЛАЙД 14)
Опыт 1. «Извержение вулкана».
Опыт 2. «Растворение мела»
Опыт 3 «Взаимодействие растворов».
Демонстрация видеофрагмента «Горение магния»
Заполнение текста. (Характер учебно-познавательной деятельности – частично-поисковый).
По итогам демонстрационного эксперимента в процессе фронтальной беседы, учащиеся заполняют таблицу, дают определение понятия «химические явления» (СЛАЙД 15-16).
– Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. Химические явления называются химическими реакциями.
– Сделаем вывод, каковы признаки химических реакций. (СЛАЙД 17)
– Признаками химических реакций являются:
– А условием протекания химических реакций является: соприкосновение реагирующих веществ, нагревание.
В чем же сущность химического явления?
– Явление, при котором образуется новые вещества.
(Учащиеся заполняют последнюю графу таблицы).
ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ. Перед лабораторной работой – инструктаж:
Задание. У вас у каждого на партах даны инструктивные карты, в которых вам предлагается текст описания опытов, в данный текст вы должны вставить пропущенные слова. Приложение 1.
Лабораторная работа (СЛАЙД 18). (Самостоятельная поисковая работа учащихся по определению химических превращений и их признаков, работа в группах.
(Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений, проверяет выполнение заданий, проверяет выполнение заданий посредством индивидуального опроса).
– Следующий этап нашей работы закрепление знаний учащихся по данной теме.
Тест «Физические и химические явления» (СЛАЙД 19-20).
Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?
А) замерзание воды
Б) горение фосфора
В) расплавленная сера соединяется с водородом в ядовитый газ – сероводород
Г) плавление металлов
Д) горение свечи
Е) сжижение воздуха
Ж) горение природного газа
Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?
А) кипение воды
Б) разложение воды электрическим током
В) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал
Г) плавление металла
Д) таяние снега
Е) разложение пероксида водорода на воду и кислород
Ж) испарение воды
Проверь себя! (СЛАЙД 21). Ответы:
Информация о домашнем задании и инструкция к его выполнению. Приложение 2.
Домашнее задание: п.3, и выполнить тестовое задание по вариантам и составить кроссворд по теме (СЛАЙД 22).
Рефлексия. (СЛАЙД 23) Что вы сегодня узнали нового? Что Вас больше всего удивило? В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Сегодня на уроке с помощью демонстрационных опытов и лабораторной работы Вы нашли свою истину.
Список литературы: