Что относится к элементам педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, ее сущность и способы организации
Результативность воспитательного процесса во многом зависит от правильно организованной педагогической поддержки. В современной педагогической литературе такая поддержка рассматривается как:
•^ превентивная и оперативная помощь человеку, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с обучением, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В. Анохина и др.);
•^ педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека (В.П. Бедерханова, О.С. Газман и др.);
•^ особый вид взаимодействия, способствующий преодолению трудностей девиантного поведения (С.А. Расчетина);
•^дифференцированная, адресная помощь дезатаптированному подростку (С.В. Бойкова);
•^ сопровождение ребенка (Е.И. Казакова);
•^ принцип жизни образовательного учреждения (С.М. Юсфин);
•^ взаимодействие учителя и ученика, направленное на организацию пространства в обучении и воспитании, выступающего условием для самопознания детьми себя (ГА. Давыдов).
Педагогическая поддержка — это: а) ответ воспитателя на доверие воспитанников; б) помощь воспитанникам, которые нуждаются в поддержке, часто не осознавая этого.
Сущность педагогической поддержки заключается в создании комфортной психологической обстановки; ситуации успеха, условий для самореализации личности; в совместном преодолении препятствий, мешающих сохранять
человеческое достоинство и достигать положительных результатов; желании оказать поддержку каждому нуждающемуся, а не только тому, кто открыто об этом просит; ориентации воспитателя на проблемы воспитанника, ищущего свое место в жизни; профессионализме воспитателя.
Формы проявления педагогической поддержки — доброе слово; умение выслушать, в случае необходимости — дать совет; доверие к воспитанникам; защита их прав; приветливое отношение воспитателя с воспитуемым; положительная оценка достижений и др.
Г.А. Давыдов предлагает рассматривать педагогическую поддержку как последовательность определенных ситуаций. Например, контактное взаимодействие воспитателя с воспитанником; диалог между ними, направленный на возникновение потребности рассказать о себе; включение воспитанника в общение с другими сверстниками, совместную работу над проблемой (если это может помочь в ее разрешении) или взаимодействие «лицом-к-лицу».
В индивидуальной модели все средства поддержки, которыми пользуется воспитатель, подразделены на две группы средств.
Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех воспитанников, создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, которая проявляется в приветливом отношении и доверии к ним, в создании ситуации взаимного сотрудничества.
Вторая группа направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, определения личных проблем у каждого воспитанника.
Содержание педагогической поддержки в личностной модели состоит в преодолении препятствий — того, что отдаляет личность от желаемого результата. Авторы выделяют препятствия:
• субъективные (личностные) «Я»-препятствия: отсутствие необходимой информации для самостоятельного при-
1 Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. М., Ростов н/Д, 2000. С. 120—127.
нятия решения (достаточно пополнить недостаток информации и препятствие может быть устранено); необходимость в дополнительном труде личности (поддержка в преодолении трудностей базируется на оказании помощи в мотивации); переживаемые личностью недостатки (физические, психические, коммуникативные); отсутствие знаний и опыта;
• объективные (социальные) «ОНИ»препятствия: (социальная среда — учителя, администрация, друзья, сверстники, семья и пр.);
• материальные препятствия (финансовое положение семьи и др).
Педагогическая поддержка
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Педагогическая поддержка.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Педагогическая поддержка: понятие и сущность Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога, взаимодействия ребёнка и взрослого.
Педагогическая поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, которые проявляются в таких действиях, как: САМОпознание САМОнаблюдение САМОлюбие САМОразвитие САМОпожертвование САМОкритика САМОпрогноз САМОорганизация САМОуправление САМОактуализация
Отказ от авторитарной педагогики Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на: Назидание Наказание Прямое принуждение Нетерпимость к недостаткам и ошибкам Вызов родителей Манипулирование мнением друзей ребенка Требование беспрекословного повиновения Разные ухищрения выведать о поступках ребенка
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.
Тактики используемые в педагогической поддержке: Тактика помощи. Тактика содействия. Тактика защиты. Тактика взаимодействия.
Условия успешности педагогической поддержки Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Нормы педагогической поддержки Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Нормы педагогической поддержки Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Позиция воспитанника Полагаться на собственное «Я сам..» Учиться думать Учиться выбирать Этика поддержки Этика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки.
Принципы поддержки О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные: ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; доверяя — не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё; умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 43240032803
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что относится к элементам педагогической поддержки
—>Приветствую Вас Гость
«Педагогическая поддержка»: понятие, принципы, виды.
В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный, ситуативный характер. Учителя реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей, жалобы классному руководителю и т.д.
Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знании – сделать все, чтобы из учащегося получился Человек. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию.
Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются педагогом. В результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации.
Вот почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое их видение.
Можно отметить одновременное появление понятия «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка».
Значение понятия «поддержка»:
1) помочь другому обрести уверенность;
2) подкрепить то положительное, что есть в личности;
3) удержать от того, что мешает развитию.
Что включает в себя «педагогическая поддержка»?
· изучение среды, в которой находится ребенок;
· выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность детей;
· выявление педагогических проблем ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;
· установление с ним договорных отношений;
· привлечение к решению проблемы преподавателей и других специалистов;
· консультирование преподавателей и других лиц, взаимодействующих с ребенком;
· совместный анализ результатов решения возникшей педагогической проблемы.
Понятие «поддержка» введено в педагогику в 1995 году членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и получило развитие в работах других ученых, которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.
Рассматривая термин «поддержка», И. Б. Котова акцентирует внимание на глубинном смысле педагогической и психологической поддержки. Ее сущность состоит в сложных преобразованиях, затрагивающих его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития.
А. Т. Анохина отмечает, что смысл поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне.
Л. А. Петровская понимает поддержку как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи.
В зарубежной школе встречаются различные модели деятельности взрослых в системе поддержки: тьютор, школьный советник, советник по карьере, педагог-консультант, лечебный педагог, советник-консультант, школьный социальный работник.
В Великобритании широко используется развивающая модель: оказание помощи в принятии решения и разрешении проблемы.
В Финляндии особое внимание уделяется старшеклассникам и тем, кто оканчивает образовательное учреждение.
В США – педагогическое консультирование, создание благоприятной экологии образовательной среды.
в Англии – опекунство, курс социально-личностного образования.
в Голландии – система сопровождения профессиональной карьеры.
Реализация концепции педагогической поддержки, разработанная под руководством О. С. Газмана, возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
· любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
· применение диалоговых форм общения с детьми, умение говорить по-товарищески, слушать, слышать и услышать;
· уважение достоинства ребенка, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
· ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
· признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;
· поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах ребенка; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
· умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка;
· собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Обеспечение педагогической поддержки учащегося возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает следующие:
Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в «правильности» выбора.
Виды педагогической поддержки:
непосредственная поддержка практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом.
опосредованная поддержка осуществляется педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это способ натолкнуть ребенка на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе детей в целом.
Суть опережающей поддержки состоит в том, ученики получают от педагога повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме.
Своевременная поддержка осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности ученика. Характерной особенностью этого вида является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур). Его целью является создание условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.
Поддержка, предупреждающая последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
единовременная поддержка оказываются в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.
Пролонгированная поддержка используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на практически ежедневные обращения к педагогу. Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка. Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.
Дискретная поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.
В основу педагогической поддержки может быть положен новый для российской педагогики метод – индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы уберегать или облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности. Педагог-консультант не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора.
Педагогическая поддержка
Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выводят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное содержание. Так называют деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей.
Но в интересующем нас смысле педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигатьжелаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Автор этой концепции О. С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности.
Проблема образования личности в педагогике свободы ступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс – как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания – развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.
Педагогика поддержки – это реальная «понимающая» педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.
Назовем условия обеспечения педагогической поддержки:
· согласие ребенка на помощь и поддержку,
· опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
· ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
· совместность, сотрудничество, содействие;
· доброжелательность и безоценочность;
· безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
· реализация принципа «не навреди»;
· рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Профессор В. П. Бедерханова выделила факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога.
1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством.
Эту группу факторов можно описать через следующие признаки:
· потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка;
· позитивное ценностное отношение к себе;
· отношение к другому как самоценности;
· уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;
· установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от «долженствования» и соответствия чужим ожиданиям;
· мотивационная направленность на другого;
· готовность к открытому общению;
· установка на диалог;
· способность открыто выражать свои чувства;
· способность к взаимодействию; эмпатийное понимание вместо оценочного; чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его;
· восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности;
· осознание ответственности за собственный выбор;
· педагогический такт, деликатность;
· общая положительная направленность на педагогическую профессию.
2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме.
Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:
· ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента);
· создает условия для самоопределения, самореализации, помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;
· владеет технологией индивидуальной и групповой работы, активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
· умеет работать в диалогических формах и ситуации выбора;
· обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет «работать с целями» разных участников взаимодействия; создает доверительную атмосферу во взаимодействии;
· хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учиться, самостоятельно решать свои проблемы;
· способен брать на себя ответственность.
3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой, со следующими признаками:
· наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;
· атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; «проживание в гуманистической парадигме» (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров);
· объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи в информации о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса;
· управление по «горизонтальному принципу»; личностно ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.
Рассмотрим этапы педагогической поддержки.
Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).
Договорный – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
Деятельностный:
а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.
Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить – нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта.
Для ребенка разрешение проблемы – это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации егожизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, – это его позитивный опыт выстраивания отношений к себе как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое же волю, активность.
Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.
Существует этика поддержки – объяснение воспитанникам с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки.
О. С. Газман выдвинул следующие гуманистические максимы (или принципы)воспитания как наиболее важные:
· ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
· самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;
· всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
· все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
· не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
· дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;
· не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
· доверяя – не проверяй!
· признавай право на ошибку и не суди за нее;
· умей признать свою ошибку;
· защищая ребенка, учи его защищаться;
· оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, ребенку.