Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Ко Дню рождения великого баснописца И.А.Крылова…

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

В Год литературы страна вспоминает и отмечает юбилеи великих русских писателей и поэтов таких как М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов и многих других, о которых мы рассказываем и будем рассказать нашим читателям, о том, какой вклад они внесли в развитие русской литературы.

Но в данной статье хочется вспомнить и Ивана Андреевича Крылова, великого баснописца, юбилей которого — 245 лет со дня рождения отмечался в 2014 году.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Вот что писали о Крылове и его баснях великие русские писатели.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Его притчи достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа

Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино

Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово

… в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум

Крылов — истинно народный поэт

«Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием всё новых и новых поколений читателей.

«Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор весёлых и злых комедий — таков Крылов — писатель конца XVIII века.

Биография писателя

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым солдатом, затем ротным писарем, каптенармусом, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году А. П. Крылов был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии. Во время восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в осажденном Оренбурге.

В 1774 году А. П. Крылов вышел в отставку и получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. В Твери маленький Крылов воспитывался под надзором матери, по словам самого баснописца, простой женщины, «без всякого образования, но умной от природы».

Когда ему исполнилось десять лет, отец умер, и семья осталась без всяких средств. Тщетно вдова А. П. Крылова хлопотала о пенсии, обращалась с прошениями на «высочайшее имя», умоляя снизойти к ее «крайней бедности», учесть «беспорочную» службу мужа. Она вынуждена была добывать хлеб насущный услугами в богатых домах, чтением псалтыря по покойникам. Десятилетнего подростка определили «подканцеляристом» в тот же губернский магистрат, где служил его отец. Крылову пришлось с юных лет познакомиться с нравами провинциальных канцелярий, с казнокрадством и вопиющими злоупотреблениями приказных, столь ненавидимых народом. Мальчик попал под издало тупого и жестокого «повытчика», который запрещал ему даже чтение книг, до которых Крылов был великий охотник.

Понятно поэтому, что он воспользовался первой же возможностью оставить Тверской магистрат и перебраться на службу в столицу, куда семья Крыловых переехала зимой 1782 года. В сентябре следующего года Крылов поступает канцеляристом в Петербургскую казенную палату. Однако не служебная карьера привлекла молодого Крылова в столицу. В нем рано проявилось литературное призвание, горячий интерес к литературе и театру.

Становление творчества писателя

Годы идейного и творческого становления молодого Крылова приходятся на период, непосредственно последовавший за событиями пугачевского восстания, когда императрица Екатерина II сбросила маску «просвещенного монарха» и после жестокой расправы с восставшими крестьянами стала открыто проводить политику реакции и удушения свободной мысли. Но тот урок, который был дан русскому обществу крестьянской войной 1773-1775 годов, не пропал бесследно. Он пробудил передовую русскую мысль. Лучшие люди эпохи — Радищев, Фонвизин, Новиков — подымали свой голос против несправедливости крепостнических отношений, против гнета и насилия. К ним принадлежал и Крылов, навсегда сохранивший ненависть к крепостническим верхам и горячую любовь к народу.

В Петербурге Крылов увлекается театром. Ведь в 1782 году на русской сцене поставлен был «Недоросль» Фонвизина, шли комедии Княжнина, Сумарокова, Аблесимова и других русских авторов. Крылов становится постоянным посетителем театра и сам пробует свои силы в драматургии.

Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, Крылов порывает с театральными кругами и обращается к журнальной деятельности.

С 1788 года начинается его сотрудничество в журнале И. Г. Рахманинова «Утренние часы». Журнальная и литературная деятельность Крылова в эти годы необычайно разнообразна. Он выступает и как лирический поэт, и как сатирик, и как журналист.

В журнале «Утренние часы» Крылов анонимно опубликовал и первые басни («Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей» и др.), которые впоследствии никогда не перепечатывал. Издатель и редактор журнала «Утренние часы», переводчик Вольтера Рахманинов был близок к радикально настроенной тогдашней интеллигенции, которая группировалась вокруг Радищева.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Знакомство с Рахманиновым сказалось и в том начинании, которое предпринимает при его содействии Крылов в 1789 году, — в издании журнала «Почта духов». Журнал осуществлял широкую программу сатирического обличения дворянско-крепостнического общества, являясь в этом отношении прямым преемником изданий Новикова — «Трутня» и «Живописца».

Крыловская «Почта духов» — своеобразный журнал одного автора, в котором помещена переписка «духов» с «арабским философом Маликульмульком». Такая форма сатиры позволяла под видом писем «духов» о разных событиях «водяного» или «подземного» царства довольно прозрачно говорить о нравах и порядках столицы и всего государственного аппарата. Деспотизм и произвол царской власти, взяточничество и недобросовестность чиновников, дворянская спесь и мотовство, невежество и лицемерие аристократических верхов, бесправие и тяжелая жизнь бедняков — все это находило отображение на страницах журнала.

Дидактическое начало, свойственное просветительскому реализму, определяет и басенное творчество Крылова, нравоучительность его басен. Оно неотъемлемо от сатирической направленности в изображении басенных персонажей, чему основа была положена уже в журнальной прозе Крылова. Многие сатирические мотивы и сюжеты басен были заложены в фельетонах «Почты духов».

Крылов обличает деспотизм и жестокий произвол власти тиранов и поработителей народов. Протестуя против неограниченной деспотической власти государей и их приближенных, Крылов с особенной резкостью восстает против грабительских войн, разоряющих народы, ведущихся во имя интересов личного прославления или корысти:

Кто дал право человеку убивать миллион подобных себе людей для удовлетворения своих пристрастий.

Политическая обстановка и её влияние на творчество писателя

Политическая обстановка тех лет становилась все более напряженной. Помимо внутренних причин, сказались и события Французской революции, отзвуки которых доносились и до невских берегов. Новиков томился в Шлиссельбургской крепости, Радищев был сослан в далекую Сибирь. Репрессии коснулись Крылова и его друзей. Правительство настороженно следило за печатью.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Смерть Екатерины II (в 1796 году) не изменила реакционного курса правительства. Павел I еще более усилил политический гнет, восстановил шагистику в войсках, окружил себя прусскими выходцами и «гатчинцами» во главе с Аракчеевым. Павел не только продолжил гонения на всякое проявление свободной мысли, но издал даже указ об изгнании из русского языка таких слов, как «гражданин», «отечество» и т. п., закрыл частные типографии и усилил цензуру над печатью.

С осени 1797 года Крылов поселился в селе Казацком (Киевской губ.) — имении князя С. Ф. Голицына, впавшего в немилость у Павла I. Об оппозиционных настроениях Крылова лучше всего свидетельствует его «шуто-трагедия» «Подщипа» («Трумф»), написанная им в Казацком. Она там же была поставлена в любительском спектакле, в котором сам писатель играл роль Трумфа.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Пребывание Крылова в Казацком закончилось со смертью Павла I. Осенью 1801 года С. Ф. Голицын был назначен генерал-губернатором в Ригу. Вместе с Голицыным поехал и Крылов в качестве его секретаря. В 1802 году в Петербурге вышло второе издание «Почты духов», а также была поставлена комедия «Пирог». Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Крылова, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года Крылов вернулся да Петербург, в котором и прожил все последующие годы.

Активное литературное творчество писателя

После наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в Петербург входит в однообразное и мирное русло.

Крылов принимает активное участие в литературной жизни. Он являлся членом литературных и научных обществ, был близко знаком с виднейшими писателями того времени. Особо следует отметить близость Крылова с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем, который в молодые годы примыкал к прогрессивным кругам дворянской интеллигенции, сочувственно относившейся к идеям декабристов. Крылов жил по соседству с Гнедичем в здании Публичной библиотеки, где они оба служили.

Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина.

В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые. Здесь, помимо Крылова, бывали Шаховской, Озеров, Батюшков, Гнедич, позже — Пушкин и многие другие литераторы того времени.

В 1808 году Крылов принимает деятельное участие в театральном журнале «Драматический вестник».

Либеральные веяния начала царствования Александра I при всей их кратковременности и демагогическом характере дали возможность Крылову вновь вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806-1807 годах пишет две комедии: «Модная лавка» и «Урок дочкам». Эти драматические произведения, имевшие громкий успех у тогдашних зрителей, проникнуты были горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь и уважение к своей национальной культуре.

Многие мотивы «Модной лавки» предвосхищали осмеяние «галломании» в «Горе от ума» Грибоедова. В «Модной лавке» и «Уроке дочкам» характеры персонажей более жизненны по сравнению с прежними пьесами Крылова. Враг всякой иностранщины, «степной помещик» Сумбуров, его жена — провинциальная модница и поклонница «модных лавок», служанка Маша наделены живыми чертами, показаны с подлинным юмором. Комизм положений, выразительная разговорная речь, меткие, остроумные характеристики делают эту комедию не устаревшей до нашего времени.

И.А.Крылов начинает писать басни

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

«Модная лавка» и «Урок дочкам» пользовались большим успехом у современников и не сходили со сцены до сороковых годов XIX века, да и после этого неоднократно ставились в театре. Однако подлинную всенародную славу принесли Крылову не комедии, а басни.

В начале 1809 года вышла первая книга басен Крылова. С тех пор Крылов в течение четверти века всю свою энергию отдает писанию басен.

В 1811 году Крылов избирается членом «Беседы любителей русского слова», объединявшей писателей старшего поколения. Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы», в большинстве своем бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он высмеял в басне «Демьянова уха». Крылов никогда не замыкался в каком-либо одном, узколитературном кружке.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Теперь уже Крылов не дерзкий бунтарь, задевавший стрелами сатиры саму императрицу. Он как бы замыкается в непроницаемую броню, прослыв среди окружающих чудаком и ленивцем. Он мог по целым дням сидеть у окна своей комнаты с излюбленной им трубкой или сигарой или лежать на диване, подолгу раздумывая о течении жизни. О его рассеянности и лени передавались многочисленные слухи и рассказы. То, как он явился во дворец в мундире с пуговицами, замотанными портным в бумажки, то, как залил ценную книгу «кофеем», то, как он не в тот день пришел, какой был назначен.

Такая слава ленивца и чудака помогала Крылову укрыться и от назойливого любопытства друзей и от подозрительности правительства, предоставляя ему свободу для осуществления его творческих замыслов.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Таков был Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, в молодые годы смелый и непокорный бунтарь, дерзко-нападавший в своих журналах на крепостнические порядки и бесправие царствования Екатерины II.

Теперь он вынужден был притаиться, спрятать свои подлинные мысли и чувства под покровом чудака и ленивца, «вполоткрыта» говоря горькую правду об окружающем в своих баснях.

В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной деятельности.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал:

Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет…

Жуковский охарактеризовал басни Крылова как «поэтические уроки мудрости», «Которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их переживают» (Журнал Министерства народного просвещения, 1838, ч. XVII. с. 216-217.).

Последние годы жизни

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Публичная библиотека Санкт- Петербурга

Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов вышел в отставку в марте 1841 года, на 72-м году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Последней работой, писателя была подготовка к печати в 1843 году полного собрания своих басен. 21 ноября (нового стиля) 1844 года Крылов скончался в возрасте 75 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано:

Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию.

Особенности творчества И.А.Крылова — мир басен

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича Крылова. Всего им было написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в девяти книгах, был выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Жана де Лафонтена.

Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.].

Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808, написанной четырехстопным хореем).

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Многие басни И.А. Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. — на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 — на разногласия среди членов Священного союза и пр.).

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист Александр Александрович Бестужев (Марлинский); о природной оригинальности и национальном характере творчества Крылова, сравнивая его с Лафонтеном, говорили Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин; об обогащении жанровых возможностей басни Крылова упоминал Виссарион Григорьевич Белинский («…это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира…», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).

На первый сборник басен откликнулся обширной статьей в «Вестнике Европы» В. А. Жуковский (1809). Высоко оценив новаторство крыловского языка, Жуковский все же упрекнул его в использовании «грубых» оборотов речи. Однако для множества современников, от Пушкина до Фаддея Венедиктовича Булгарина, именно «грубый» язык в сочетании с «простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым принципов русской поэтики.

Басни Ивана Андреевича Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 году в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.

Историческое значение творчества И.А.Крылова

В историю русской литературы Крылов вошел как народный писатель, один из создателей русского литературного языка. Восторженные оценки басен Крылова, данные Пушкиным и Белинским, подтвердились длительной проверкой поколений — Крылов живет и сейчас в своих баснях, нимало не утерявших первоначальной свежести, выразительности и глубины мысли.

Крылов как художник достиг величайшего мастерства. Басни его — образец реалистического искусства. Талант Крылова патриотичен, это национальный баснописец, отразивший передовые идеи эпохи. Он гордится успехами родины в годы ее борьбы с иноземными захватчиками и подвергает резкой критике все, что мешает ее прогрессу.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

В баснях Крылова запечатлены особенности национального характера и ума русских людей. По манере и языку басни доступны самым широким массам читателей. Их число, как утверждал Белинский, «беспрерывно будет увеличиваться по мере увеличения числа грамотных людей в России… Это слава, это триумф! Из всех родов славы, самая лестная, самая великая, самая неподкупная слава народная».

При жизни Крылова басни его были переведены на десять языков: французский, немецкий, английский, польский, итальянский, датский, сербский, украинский, румынский и бурято-монгольский. А к 1941 году Крылова можно было читать уже на пятидесяти трех языках.

Слава его подлинно всемирная. В ряду самых выдающихся русских поэтов Крылов Иван Андреевич по праву занимает особое место. В его поэзии не только торжествует здравый смысл, она — неиссякаемый источник нравственного здоровья.

Крылов высветил народные этические нормы, продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык формами устной народной речи.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Скульптор П. Клодт. 1855 http://to-name.ru/biography/ivan-krylov.htm

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 12 мая 1855 памятник работы Петра (Петера) Карловича Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петербурге. Памятники Крылову по всей стране напоминают о таланте великого баснописца.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова (Крылатые выражения). Вот некоторые из них:

А вы, друзья, как не садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

А ларчик просто открывался.

А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;
Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),
Но, кажется, не прав и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

А я скажу: по мне уж лучше пей.
Да дело разумей.

Беда, коль пироги начнет печь сапожник,
А сапоги тачать пирожник.

Быть сильным хорошо,
Быть умным лучше вдвое.

В делах, которые гораздо поважней,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк споры затевает
О выгоде своей.

В породе и в чинах высокость хороша;
Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму.

Если голова пуста,
То голове ума не придадут места

Завистники на что не взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою cтynaй:
Полают да отстанут.

И счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.

И у людей в чинах
С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,
То плут не так еще приметен;
Но важный чин на плуте, как звонок:
Звук от него и громок и далёк.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет.

Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Услужливый дурак опаснее врага.

Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей,
Не видит добрых он, куда ни обернется,
А первый сам ни с кем не уживется.

Как видим, творчество великого баснописца И.А.Крылова современно и поныне.

Источник

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Васян Коваль

Что вы нового узнали о взглядах великого баснописца И.А.Крылов.

Лучший ответ:

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца крылова

Онтонио Веселко

1)Что вы нового узнали о взглядах великого баснописца И.А.Крылова?

Прочитав басню «Обоз», я понял, что Иван Андреевич Крылов был очень мудрым человеком.

2)Что происходит в басне И.А.Крылова «обоз»?

В басне «Обоз» двум лошадям нужно спуститься с холма. Лошади впряжены в телеги, груженые горшками. Старая лошадь спускается осторожно, чтобы не побить горшки. Молодая лошадь смотрит на нее и критикует. Ей кажется, что та все делает не так, а ей удастся гораздо лучше. И когда приходит ее очередь, молодая лошадь несется вскачь с холма и разбивает горшки.

3)Какие мысли русского баснописца отражение в ней?

Мне кажется, что этой басней Крылов хотел сказать читателям, что не стоит критиковать то, что делает другой, потому что еще неизвестно, как получится у тебя.

4)В каких строках заключена мораль басни?

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

5)В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода??

Когда один человек что-то делает, а другой стоит рядом и говорит, что тот все делает не так, или поучает, как надо делать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *