Что относится к дополнительному образованию детей
Что относится к дополнительному образованию детей
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
С 01.01.2023 ч. 2 ст. 75 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
С 01.01.2023 в ч. 4 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
С 01.01.2023 в ч. 5 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
Что такое дополнительное образование? Центры, программы
Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?
Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
На какие подвиды делится?
Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.
По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.
Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.
Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.
Дополнительное профессиональное образование
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Переподготовка
Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.
Образование, направленное на детей и взрослых
Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Рассмотрим эти программы подробнее.
Общеразвивающие программы
Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.
Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.
Предпрофессиональные программы
Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.
Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.
Предпрофессиональное обучение в сфере культуры
Предпрофессиональное образование в спорте и культуре
Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.
Направленности
Где получить услугу?
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.( [1] ). Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Содержание
История развития дополнительного образования в России
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных [источник не указан 111 дней] российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря
От внешкольного воспитания — к дополнительному образованию детей
Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год — год 90-летия русской системы дополнительного образования детей, в преддверии этого события Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден соответствующий план подготовки реализации мероприятий к данному событию.
Инфраструктура системы дополнительного образования детей
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей).
Были введены сертификаты, позволяющие ребёнку бесплатно посещать ровно один «кружок», за остальные стало необходимым платить. Сертификаты также направлены на подсчёт учащихся данного направления, что определяет зарплату преподавателя, которая стала финансироваться по подушевому принципу. Изменения, произошедшие из-за этого нововведения, сатирически описаны в романе «Блуда и МУДО» Алексея Иванова.
Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом
Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).
Консультация «Дополнительное образование детей. Что это?»
Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Дополнительное образование детей. Что это?»
Такое понятие, как дополнительное образование детей, появилось ещё в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации «Об образовании». Под ним подразумевается целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Практика показала — чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Ценность дополнительного образования детей состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система,так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.
О. С. Газман под дополнительным образованием понимает «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса. При этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях,в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности».
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.
Составляющие педагогического потенциала ДОД:
— дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности;
— существуют многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка;
— путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству;
— на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;
— дополнительное образование сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Специфические условия деятельности ДО:
— добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе;
— дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
— возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка;
— общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи;
— разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми;
— творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.
Мое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.
Дидактическая игра «Образование сложных слов» Развитие связной речи В индивидуальной работе и на подгрупповых занятиях я использую игры на образование сложных слов. Они помогают развивать.
Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.
Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.
Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.
Экологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.
Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.
Все о дополнительном образовании: какое оно бывает, кому пригодится, как освоить?
Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.
Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.
Далее вслед за школьной скамьей следует череда профильного образования, которое, по сути, также выступает обязательным (для работы). Оно может быть получено разными способами: бюджетно и платно, очно и заочно, дистанционно и пр. Здесь индивид самостоятельно определяет свою траекторию подготовки, как дипломированного специалиста: где учиться, по какой профессии и пр.
Второй вид образования – дополнительное, в рамках которого человек может получать новые знания и навыки в конкретном направлении. Выбор подходящего варианта происходит также добровольно и самостоятельно. Нередко именно наличие дополнительного образования позволяет продвигаться вперед, соответствовать реалиям, быть более эрудированным.
Дополнительное образование – это …
Дополнительное образование сегодня – это отдельная ниша в рамках которого может происходить общее становление личности, развитие определённых качеств и талантов, расширение кругозора и пр.
Особенности дополнительного образования
Данный вид обучения предполагает соблюдение определенных принципов:
Дополнительное обучение может производится платно и бесплатно. В большинстве случаев курсы проходят на коммерческой основе. Средняя стоимость месячного абонемента достигает 1500-15000 рублей. Заниматься данным видом деятельности могут только квалифицированные специалисты, имеющие за плечами профильное (строго по направлению) и/или педагогическое образование.
Виды дополнительного образования
В зависимости от возраста слушателя и его возможностей можно выделить дополнительное образование: дошкольное и начальное (секции для детей дошкольного и школьного возраста), основное – для лиц в возрасте 14-18 лет (старшеклассников), среднее профессиональное – при колледжах, высшее – при вузах.
Дополнительное образование может преследовать разные цели:
В зависимости от целей, можно выделить две большие группы дополнительного образования. Первая группа общеобразовательная, призванная всесторонне развивать личность с учетом ее возможностей, талантов, способностей и желаний. Она представлена всевозможными детскими и студенческими кружками, подготовительными курсами и пр.
Вторая группа – профессиональная подготовка с целью пополнения профессиональной копилки современными знаниями и навыками, пригодными в трудовой жизни. Эта разновидность представлена профильными секциями: курсы бухгалтеров, курсы поваров, парикмахерские курсы, курсы по повышению квалификации, переаттестации, сертификации мастера и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности образовательной программы дополнительного профессионального образования
Детально рассматривать детские кружки мы не будем. Здесь в целом цель, миссия и особенности очевидны. Рассмотрим подробнее дополнительное профессиональное образование.
Как правило, подобные секции действуют строго при функционирующих колледжах, вузах, центрах дополнительного образования, имеющих лицензию, сертификацию, аккредитацию. В результате успешного завершения курса слушатели получают документ, подтверждающий факт прохождения обучения, обретения ими определенных качеств, знаний. В роли такого документа выступают удостоверение, сертификат, диплом и пр.
Учебная программа для студентов ДПО
Учебная программа в рамках дополнительного образования носит узко ориентированный характер и обладает такими качествами, как:
Дополнительное профессиональное образование сегодня представлено в самых разных вариациях: курсы по совершенствованию знаний в конкретной области, курсы по обучению в новой для себя отрасли или сфере, аттестация или переквалификация (переподготовка, переобучение), получение второго и последующего среднего профессионального или высшего образования и пр.
Учебная программа дополнительного профессионального образования предполагает выполнение нескольких этапов:
Как выбрать подходящий вариант для дополнительного обучения?
На сегодняшний день ниша дополнительного образования представлена множеством различных курсов, секций, учебных центров, каждый из которых предлагает широкий ассортимент услуг и направлений. Самый простой вариант выбрать дельное, подходящее и интересное – это сопоставить собственные желания и возможности.
Для начала следует определиться, в каком направлении Вы намерены развиваться: кардинально новое, профессиональное, общее. Кардинально новое предполагает, что человек планирует заняться тем, чем ранее не владел и не занимался. Характер подобных секций может быть самым разным: музыкальный, художественный или танцевальный и пр.
Как выбрать для себя вид и формат дополнительного образования?
Профессиональное дополнительное развитие соприкасается либо с уже имеющимся образованием (освоенная или покоряемая специальность), либо с трудовой деятельностью (должность, направление, отрасль).
Общее становление в рамках дополнительного образования призвано расширить кругозор, пополнить базовые знания новыми фактами и пр. Здесь человек выбирает секции с учетом собственных интересов.
Далее важно понять, какими ресурсами Вы располагаете на данный момент: как долго Вы готовы учиться, в каком центре, состав образовательной программы (на какие предметы будет делаться упор), способ аттестации и документ о прохождении обучения, условия обучения (расписание занятий, стоимость обучения, формат (очно, заочно, онлайн)) и пр. Здесь важно сопоставить возможности и желания, посильность и принять решение, куда Вы будете подавать заявление, где учиться.
Далее дело остается за малым: посещать предусмотренные расписанием занятия, выполнять домашнее задание, самообучаться, проходить проверки и аттестацию.
Все условия (оплата обучение, контроль знаний, защита и итоговая аттестация) подлежат неукоснительному исполнению.
Роль дополнительного образования высока. Оно способствует становлению и развитию личности, а также повышению качества профессиональной и иной подготовки, актуализируя уровень знаний и навыков индивида, повышая его конкурентоспособность на рынке труда, авторитет и престиж в глазах окружающих, подчеркивая стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в прохождении курсов дополнительного образования и выполнении различных проектов: подготовка к экзаменам и тестированиям, написание письменных проектов (контрольных работ, отчетов, исследований), решение кейсов и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход, учет всех требований, заявленных заказчиком.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!