Что относится к дедуктивному методу
Логика это Дедукция, Индукция
Что такое дедукция — зачем она нужна, чем отличается от индукции и как развить в себе дедуктивные способности
22 августа 2020
Дедукция — это.
Где она применяется
Что такое индукция
История дедуктивного метода
Дедукция и индукция: как избежать ошибок
Как развивать дедуктивные способности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей слышали о дедукции из книг, фильмов и сериалов о Шерлоке Холмсе.
На самом деле, знаменитый сыщик применял целый арсенал логических методов, подкрепляя все это дьявольской наблюдательностью и профессиональным чутьем.
Сегодня я расскажу, что такое дедукция, чем она отличается от индукции, как правильно и неправильно строить умозаключения.
Дедукция — это метод логического мышления
Термин образован от латинского слова deductio – выведение.
Есть простое определение: дедукция – это метод мышления, который предполагает переход от общего к частному.
То, что верно для целого класса вещей, также истинно и для каждого объекта, относящегося к этому классу.
Дедуктивное рассуждение начинается с посылки – общего правила, которое считается истинным. Затем с помощью логических звеньев из посылки должно выводиться частное заключение.
Поясним на примере:
Посылка: у людей есть голова (класс объектов «человек» имеет общее свойство «наличие головы»).
Логическое звено: Петя – человек (он принадлежит к классу «человек»).
Заключение: у Пети есть голова.
Чтобы сделать такой вывод, вовсе не обязательно лично знать Петю.
Где применяется дедукция
Мы используем такое мышление ежедневно, даже не догадываясь об этом. Не замечаем, что в голове выстраиваются логические цепочки: теплая одежда защищает от холода, на улице холодно, куртка – теплая одежда, надену куртку. Все происходит автоматически за доли секунды.
Но метод дедуктивного мышления применяется осознанно во многих сферах:
Споры и дискуссии. Когда нужно убедить оппонента принять вашу точку зрения, достаточно найти очевидное утверждение, с которым он согласится. А потом логически связать предпосылку с нужным выводом. Менеджер в автосалоне убеждает клиента купить дорогой автомобиль: «Решайтесь, мы живем лишь раз. Зачем откладывать мечту?».
Математика. Доказательство теоремы основывается на аксиомах – утверждениях, которые по умолчанию истинны.
Криминалистика. Используя общую картину происшествия, эксперт устанавливает отдельные обстоятельства дела.
Наука. Дедукция – это основной логический способ доказательства. Ученый берет гипотезу (что это такое?), которую нужно подтвердить или опровергнуть, и выводит следствия. Если в ходе экспериментов удается обнаружить эти следствия, то гипотеза считается доказанной.
Философия. Это наука, где эксперименты – мысленные, а доказательства — логические. В той же физике можно подкинуть яблоко в небо, чтобы убедиться в существовании силы притяжения. Дедукция в философии – это способ логически обосновать гипотезу.
Слово «индукция» (от лат. inductio – наведение) означает движение в противоположном направлении: от частного к общему.
На основании отдельных фактов выводится общее правило или закономерность.
Кеша умеет разговаривать.
Гоша умеет разговаривать.
Кеша и Гоша – попугаи.
Все попугаи умеют разговаривать.
К выводам, которые получены способом индуктивных рассуждений, не стоит относиться как к абсолютной истине. Это всего лишь гипотеза, которая может быть верной или ложной.
Чем больше фактов подтверждают вывод, тем он достовернее. В нашем случае, для получения на 100% верного предположения, нужно проверить всех попугаев на свете. Если хотя бы один не разговаривает, то вывод ложный.
Дедукция и индукция
Индукция имеет огромное значение для научного познания. Многие открытия совершены благодаря этому методу. Ученый наблюдает отдельные явления, выявляет связи и закономерности между ними, обобщает и выдвигает научную гипотезу.
Например, Аристотель обнаружил:
во время затмения Земля бросает на Луну круглую тень;
корабль скрывается за горизонтом по частям – сначала уходит корпус, а паруса еще видны;
звездное небо из разных точек планеты выглядит по-разному.
Из этих фактов методом индукции греческий мыслитель сделал вывод: Земля – шарообразной формы.
История метода дедукции
Теория дедукции создана древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он сформулировал основные правила выведения умозаключений, в основе которых лежит связь между родом и единичной вещью. Такие умозаключения Аристотель называл категорическими силлогизмами.
Дедукцию постоянно пытались сравнивать с другими методами познания, стараясь выяснить, что лучше, а что хуже. Французский философ Рене Декарт противопоставлял дедукции интуицию. По его мнению, интуиция обеспечивает прямой доступ к подлинным знаниям, а дедукция лишь позволяет извлекать информацию путем рассуждения.
Фрэнсис Бэкон нещадно критиковал дедукцию. Дедуктивные рассуждения не дают новую информацию, а просто проливают свет на частный случай из общего правила. Правильным способом постижения новых истин Бэкон считал индукцию.
Готфрид Вильгельм Лейбниц, наоборот, называл дедуктивно-полученные знания «истинными во всех возможных мирах».
На самом деле, все методы познания работают в тесной связке друг с другом:
Интуиция помогает ученому понять, в каком направлении двигаться, что важно, а что нет.
С помощью индукции удается объединить набор разрозненных фактов в единое предположение.
Дедуктивная логика помогает проверить это предположение: если следствия верны, то и сама гипотеза – это истина.
Дедукция и индукция: как избежать ложных выводов
Когда плутаешь по логическим тропинкам, легко свернуть не туда. В дедукции, если общее утверждение ложно, то и выводы из него будут неправильными. В индукции недостаточное количество фактов дает ошибочное предположение. Если одно яблоко червивое, это не значит, что все остальные такие же.
Опаснее всего ошибочные выводы, которые получены путем объединения индукции с дедукцией.
Представьте девушку, которая избегает отношений с противоположным полом из-за печального опыта. Она думает так:
Индуктивное получение недостоверного вывода.
Саша мне изменял, Сережа – бил, Коля – пропивал все деньги;
Саша, Сережа и Коля – мужчины;
все мужики – козлы.
Дедуктивное получение ошибочного следствия из ложного умозаключения.
все мужики – козлы;
новый ухажер – мужчина;
значит, он козел, а козлы мне не нужны.
Проблема в том, что умозаключение «все мужики – козлы» основано на неполной выборке. Саша, Сережа и Коля – не все мужчины в мире.
Пример неудачной дедукции:
Как развивать дедуктивные способности
Дедуктивное мышление – это не врожденный талант, а навык, который можно и нужно развивать. Как это сделать:
Расширить кругозор. Чтобы уметь быстро подбирать общее правило под конкретный случай, нужно хранить в голове настоящую библиотеку. Шерлок Холмс обладал глубокими познаниями в химии, медицине, анатомии, криминалистике, ботанике и геологии. А еще играл на скрипке и занимался боксом.
Тренировать мозги. Без нагрузки наши мысли замедляются, а разум «костенеет». Помогут логические задачи, головоломки, шахматы и шашки. Можно учить иностранные языки или осваивать новую профессию.
Развивать наблюдательность. В этом деле важно подмечать мелкие детали и особенности. Шерлок Холмс, просто взглянув на часы, рассказал доктору Ватсону историю жизни их предыдущего владельца.
Научиться контролировать свое внимание. Сложно мыслить логически, когда рой из несвязанных мыслей хаотично носится в голове. Есть простое упражнение: следите за секундной стрелкой часов, стараясь не отвлекаться. Это непросто: скоро вы обнаружите, что забыли про стрелку и размышляете о чем-то постороннем.
Индуктивный и дедуктивный методы познания
Индуктивный и дедуктивный методы познания
Индукция — это познание от частного к общему. Например, анализируя частные знания (отдельные факты), исследователь — может прийти к общему знанию, в т.ч. умозаключению, гипотезе. Т.о. из частных знаний — получаются т.н. обобщённые знания. Чем обобщённее (=абстрактнее) знание — тем оно, в целом, полезнее, и могущественнее. Философия, например — совокупность наиболее обобщённых знаний. Наука и технологии, относительно философии — это знания со средней степенью обобщённости.
Именно такие (обобщённые и наиболее обобщённые) знания — дают человеку больше всего могущества (Силы).
Индукция, т.е. познание от частного к общему (обобщённому), по сути, есть основное содержание абстрактного мышления, — т.е. получение обобщённых (=абстрактных) и всё более обобщённых знаний из частных. В целом, именно так возникают и развиваются: искусство, наука и технологии, философия. Абстрактное мышление (индукция) — обуславливает превосходство человека над другими формами жизни на Земле.
Далее: Если индукция — это основное содержание абстрактного мышления, то чем же тогда является противоположный метод (дедукция)? Дедукция — тоже относится к абстрактному мышлению, т.к. она, хоть и не получает обобщённых знаний из частных, но оперирует обобщёнными (= абстрактными) знаниями:
В отличие от индукции, дедукция — это познание от общего к частному (а также от общего к общему, и от частного к частному). Это — получение новых знаний, при комбинации уже имеющихся общих, либо использование общих (и абстрактного мышления в целом) для получения новых частных знаний из частных. (За исключением, пожалуй, лишь самых примитивных выводов от частного к частному, которые можно осуществить без общих знаний).
Далее: В обобщённом знании, кстати — всегда содержится частное знание, вернее, много частных знаний, соединённых в одно общее. В этом — сила общих (обобщённых и наиболее обобщённых, = абстрактных) знаний. Например, обобщённое знание, что все деревья покрыты корой — содержит в себе связанные частные знания о каждом из триллионов деревьев, т.е. триллионы частных знаний! (связанных в одно лаконичное и могущественное общее знание о всех их). Узнав, что конкретный объект является деревом, мы получаем, используя дедукцию, знание, что наше конкретное дерево должно быть покрыто корой (т.е. получаем знание от общего к частному). Но ведь мы и так знали о том, что все деревья покрыты корой. По сути, дедукция от общего к частному — это применение уже имеющихся знаний, получение выводов (=новых знаний) на основе уже имеющихся общих знаний…
Кстати, дедукцию прославил, в своё время, всем известный, Шерлок Холмс, — имевший «выдающиеся дедуктивные способности».
Одним из проявлений дедукции является также метод познания — экстраполяция. Например, узнав, что открыт новый вид травы, и зная, что все известные виды травы — зелёные, мы можем сделать вывод, что новый вид травы является зелёным. Получаем т.о. — такое новое частное знание: «новый вид травы является зелёным». Т.е. мы этого не проверяли, и не видели, но экстраполировали (применили) имевшееся общее знание — на новый предмет, который в обобщение не входил. Получили т.о. дедуктивное знание, которое приняли на веру.
Идём далее: итак, мы рассмотрели, в целом, различные т.н. обычные методы познания. Переходим теперь к специфическим, применимым в случае какой-либо виртуальной реальности окружающего Мира…
Читайте также
§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под
Обычные методы познания
Обычные методы познания Обычными методами — будем считать методы, входящие в состав науки и философии (эксперимент, размышление, дедукция, и т.п.). Эти методы, в объективно- или субъективно-виртуальном Мире — хоть и стоят на ступеньку ниже специфических методов, но тоже
Специфические методы познания в объективной виртуальной реальности
Специфические методы познания в объективной виртуальной реальности У любого объективно-виртуального мира — есть свой создатель. У книги — есть автор, у фильма — режиссёр, у игры — программист… Если Земля — Мир объективно-виртуальный, то это значит, что у Земли
5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ
5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ Проблема метода познания актуальна, ибо она не только определяет, но в некоторой мере и предопределяет путь познания. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от «способа отражения» через «способ познания» к «научному методу». Эта
XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и
5. Логика, методология и методы научного познания
5. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и
28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — это непосредственное чувственное исследование реально существующих и
РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания
РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 1.1. Определение науки и естествознания как отрасли наукиВ науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. Этимология (от
3. Средства и методы познания
3. Средства и методы познания Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими
§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под
4. Логика, методология и методы научного познания
4. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и
[б) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. О «ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ»]
[б) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. О «ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти
[б) Диалектическая логика и теория познания. О «границах познания»]
[б) Диалектическая логика и теория познания. О «границах познания»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти
Методы труда и методы познания
Методы труда и методы познания Одна из основных задач нашей новой культуры — восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествующего развития.Решение задачи лежит в новом понимании науки, в новой точке зрения на нее:наука есть
Что относится к дедуктивному методу
2. рТЙОГЙРЩ РПУФТПЕОЙС ДЕДХЛФЙЧОЩИ ФЕПТЙК
дЕДХЛФЙЧОЩК РХФШ ТБУУХЦДЕОЙС ЛБЛ ЧЩЧЕДЕОЙЕ, ПФМЙЮБЕФУС ПФ ЙОДХЛФЙЧОПЗП, ЛБЛ ОБЧЕДЕОЙС (ПФ МБФ. inductio) ТСДПН ПУПВЕООПУФЕК.
дЕДХЛФЙЧОЩК ЧЩЧПД СЧМСЕФУС РТЙОХДЙФЕМШОЩН, ЕЗП РТЙЪОБОЙЕ ДЙЛФХЕФУС РТЙОСФЙЕН РПУЩМПЛ Й ЙИ МПЗЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЩ. рТЙ ЙОДХЛФЙЧОПН ЦЕ ХНПЪБЛМАЮЕОЙЙ ЧЩЧПД ОЕ УМЕДХЕФ ЙЪ РПУЩМПЛ У ФБЛПК ЦЕУФЛПК ПДОПЪОБЮОПУФША, ЕЗП РТЙОСФЙЕ ОЕ ПВСЪБФЕМШОП, Й ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС МЙЫШ ЧЕТПСФОПУФОЩНЙ УППВТБЦЕОЙСНЙ. ьФП РЕТЧПЕ. пФУАДБ ЧЩФЕЛБЕФ, ЧП-ЧФПТЩИ, ЮФП ДЕДХЛФЙЧОП РПМХЮЕООПЕ УМЕДУФЧЙЕ ОЕ ОХЦДБЕФУС Ч РТПЧЕТЛЕ Й РПДФЧЕТЦДЕОЙЙ ЧОЕМПЗЙЮЕУЛЙНЙ ЖБЛФБНЙ. еЗП ЙУФЙООПУФШ ЗБТБОФЙТПЧБОБ УБНПК УФТХЛФХТПК ТБУУХЦДЕОЙС, ЕУМЙ ПОП РТПЧЕДЕОП РП РТБЧЙМБН МПЗЙЛЙ. чЩЧПД, ДПВЩФЩК ЙОДХЛФЙЧОЩН РХФЕН, ОЕ ВХДХЮЙ ПВСЪБФЕМШОЩН, ФТЕВХЕФ ЬНРЙТЙЮЕУЛПК ПВПУОПЧБООПУФЙ. оБЛПОЕГ, ФТЕФШЕ. дЕДХЛГЙС ЕУФШ ДЧЙЦЕОЙЕ НЩУМЙ ПВЭЕЗП Л ЮБУФОПНХ, ЙОДХЛГЙС ЦЕ ТБЪЧЕТФЩЧБЕФУС ЛБЛ РТПГЕУУ РПЙУЛБ ПВЭЕЗП ОБ ПУОПЧЕ ЮБУФОЩИ РПУЩМПЛ.
чЩТБВПФБОЩ ПРТЕДЕМЕООЩЕ РТБЧЙМБ РПУФТПЕОЙС Й ФТЕВПЧБОЙС, РТЕДЯСЧМСЕНЩЕ Л БЛУЙПНБФЙЮЕУЛПК ФЕПТЙЙ.
йУИПДОЩЕ ПВЯЕЛФЩ ЧЧПДСФУС ВЕЪ ПРТЕДЕМЕОЙК. чУСЛБС РПРЩФЛБ ДБФШ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ПВТЕНЕОСМБ ВЩ ФЕПТЙА ЛПОЛТЕФОПУФША, ЮФП СЧМСЕФУС ОБТХЫЕОЙЕН РТЙОГЙРБ НБФЕНБФЙЮЕУЛПЗП ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ, ЛПФПТПЕ, РП ПРТЕДЕМЕОЙА, Ч ЧЩУЫЕК НЕТЕ БВУФТБЛФОП Й ПРЕТЙТХЕФ РЕТЕНЕООЩНЙ, УБНЙНЙ РП УЕВЕ ОЕ ЙНЕАЭЙНЙ ЪОБЮЕОЙС. оБРПНОЙН УМПЧБ д. зЙМШВЕТФБ, ЛПЗДБ ПО ЪБСЧМСЕФ ПВ ЙУИПДОЩИ ПВЯЕЛФБИ ЗЕПНЕФТЙЙ: НЩ ОЕ ЪОБЕН, ЮФП ФБЛПЕ «ФПЮЛБ», «РТСНБС», РМПУЛПУФШ», Й ЪОБФШ ЬФП ОЕЪБЮЕН. «пВТБУФБОЙЕ» ЙУИПДОЩИ ПВЯЕЛФПЧ ЛПОЛТЕФОПУФША ХЧПДЙМП ВЩ НБФЕНБФЙЛБ Ч УФПТПОХ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЙНЕООП ЬФПК ЛПОЛТЕФОПУФЙ, РТЕЧТБЭБС РПЙУЛ Ч ЧЩСУОЕОЙЕ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ, ИЙНЙЮЕУЛЙИ Й Ф.Р., ОП ОЕ НБФЕНБФЙЮЕУЛЙИ УЧПКУФЧ. лТПНЕ ФПЗП, РПРЩФЛБ ОБКФЙ ПРТЕДЕМЕОЙС ЙУИПДОЩН ПВЯЕЛФБН ОЕЙЪВЕЦОП ЧЕДЕФ Л ТЕЗТЕУУХ Ч ВЕУЛПОЕЮОПУФШ, РПУЛПМШЛХ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ЕУФШ РПДЧЕДЕОЙЕ ДБООПЗП ПВЯЕЛФБ РПД ДТХЗПК, ВПМЕЕ ЫЙТПЛЙК РП ПВЯЕНХ ПВЯЕЛФ, Б ЬФПФ ДТХЗПК ФБЛЦЕ ОХЦДБЕФУС Ч ПРТЕДЕМЕОЙЙ ЮЕТЕЪ ОЕЮФП ВПМЕЕ ПВЭЕЕ. й ФБЛ ДПМ ВЕУЛПОЕЮОПУФЙ.
пДОБЛП, ЗПЧПТС УФТПЗП, ЙУИПДОЩЕ ПВЯЕЛФЩ ЧУЕ ЦЕ ОЕ ПВИПДСФУС ЧПЧУЕ ВЕЪ ПРТЕДЕМЕОЙС. пОП ЕУФШ, ФПМШЛП ПУПВПЗП ТПДБ. ьФП ОЕ ПВЩЮОЩЕ, ТПДПЧЙДПЧЩЕ (УППФЧЕФУФЧЕООП: genus proximum Й differentia specifica) ЙМЙ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ (ЮЕТЕЪ ХЛБЪБОЙЕ УРПУПВБ РПУФТПЕОЙС ПВЯЕЛФБ), Б ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ЙНРМЙГЙФОЩЕ, УЛТЩФЩЕ ПРТЕДЕМЕОЙС. пОЙ ТБУЛТЩЧБАФ УПДЕТЦБОЙЕ ПВЯЕЛФБ Ч БЛУЙПНБИ, ОП ОЕ РТСНП, Б ЛПУЧЕООП.
фТЕВПЧБОЙС Л БЛУЙПНБН. рТБЛФЙЮЕУЛЙ ПОЙ УФБОПЧСФУС ФТЕВПЧБОЙСНЙ, РТЕДЯСЧМСЕНЩНЙ Л БЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙН ФЕПТЙСН Ч ГЕМПН. йИ ФТЙ: ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ, ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ Й РПМОПФБ.
зПЧПТС ПВ ЬФПН ФТЕВПЧБОЙЙ, ОБДП ОБРПНОЙФШ, ЮФП ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ БЛУЙПНБФЙЮЕУЛПК ФЕПТЙЙ ОЕМШЪС ДПЛБЪБФШ УТЕДУФЧБНЙ ДБООПК ФЕПТЙЙ, ФП ЕУФШ ОБ ЕЕ СЪЩЛЕ. ч РПДПВОЩИ УМХЮБСИ РТЙВЕЗБАФ Л НЕФПДХ ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ. жПТНБМШОБС УЙУФЕНБ УЮЙФБЕФУС УПДЕТЦБФЕМШОП ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПК, ЕУМЙ УХЭЕУФЧХЕФ НПДЕМШ, Ч ЛПФПТПК ЙУФЙООЩ ЧУЕ ФЕПТЕНЩ ДБООПК УЙУФЕНЩ. еУМЙ ЖПТНБМШОБС УЙУФЕНБ УПДЕТЦБФЕМШОП ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧБ, ФП ПОБ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧБ НЙ ЖПТНБМШОП (П РТЙЕНЕ ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ УН.: 3 ОБУФПСЭЕК ЗМБЧЩ).
пВТБЭБСУШ Л УЧПКУФЧХ ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ, б. юЕТЮ РТЕДМБЗБЕФ УМЕДХАЭЙК ЧБТЙБОФ РПДИПДБ. рП ЕЗП НОЕОЙА, БЛУЙПНБ СЧМСЕФУС ОЕЪБЧЙУЙНПК, ЕУМЙ ПОБ ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ФЕПТЕНХ Ч РПМХЮЕООПК РХФЕН ЕЕ ЙУЛМАЮЕОЙС ЙЪ УПУФБЧБ БЛУЙПН УЙУФЕНЕ. тБЧОПУЙМШОП ФПНХ БЛУЙПНБ ОЕЪБЧЙУЙНБ Ч УМХЮБЕ ОБМЙЮЙС ФЕПТЕНЩ, ОЕ РПДДБАЭЕКУС ДПЛБЪБФЕМШУФЧХ РТЙ ПФУХФУФЧЙЙ ТБУУНБФТЙЧБЕНПК БЛУЙПНЩ.
фТЕВПЧБОЙЕ РПМОПФЩ. уЙУФЕНБ БЛУЙПН УЮЙФБЕФУС РПМОПК, ЕУМЙ Ч ОЕК ЧУЕ УПДЕТЦБФЕМШОП-ЙУФЙООЩЕ ЖПТНХМЩ, ЧЩТБЦЕООЩЕ СЪЩЛПЧЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ ДБООПК УЙУФЕНЩ, ЧЩЧПДЙНЩ РП ЕЕ РТБЧЙМБН. чНЕУФЕ У ФЕН ЙНЕЕФУС Й ДТХЗПЕ РПОСФЙЕ РПМОПФЩ. дЕДХЛФЙЧОБС УЙУФЕНБ СЧМСЕФУС РПМОПК, ЕУМЙ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ Ч ЮЙУМП ЕЕ БЛУЙПН ОЕЧЩЧПДЙНПЗП Ч ОЕК ХФЧЕТЦДЕОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ОПЧПК БЛУЙПНЩ ФЕПТЙС УФБОПЧЙФУС РТПФЙЧПТЕЮЙЧПК. б МПЗЙЮЕУЛПЕ РТПФЙЧПТЕЮЙЕ ПВТЕЛБЕФ ФЕПТЙА, ДЕМС ЕЕ ВЕУРПМЕЪОПК.
чНЕУФЕ У ФЕН ОЕПВИПДЙНП ЪБНЕФЙФШ, ЮФП РПМОПФБ ФЕПТЙЙ ОЕ СЧМСЕФУС УФПМШ ЦЕ ОЕПВИПДЙНЩН ФТЕВПЧБОЙЕН, ЛБЛ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ. пОП ОЕ ЧЩУФХРБЕФ ПВСЪБФЕМШОЩН ХУМПЧЙЕН ДМС ЧУЕИ БЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙИ ФЕПТЙК. вПМЕЕ ФПЗП, ОЕРПМОЩЕ УЙУФЕНЩ ПЛБЪЩЧБАФУС ДБЦЕ РТБЛФЙЮЕУЛЙ РПМЕЪОЩНЙ, РПУЛПМШЛХ РПЪЧПМСАФ РПМХЮБФШ ЙОФЕТЕУОЩЕ УМЕДУФЧЙС.
рП ПФОПЫЕОЙА Л ЖПТНБМШОЩН УЙУФЕНБН Й ВПМЕЕ ЫЙТПЛП Л ЙУЮЙУМЕОЙСН РТЙНЕОЙНП ЗПЧПТЙФШ П ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ Й РТБЧЙМ ЧЩЧПДБ. рТБЧЙМП ЧЩЧПДБ УЮЙФБЕФУС ОЕЪБЧЙУЙНЩН, ЛПЗДБ ЙНЕЕФУС ФЕПТЕНБ ДБООПЗП ЙУЮЙУМЕОЙС, ЛПФПТБС ОЕЧЩЧПДЙНБ ВЕЪ РТЙНЕОЕОЙС ЬФПЗП РТБЧЙМБ.
вЩМЙ ТБУУНПФТЕОЩ УПУФБЧМСАЭЙЕ ДЕДХЛФЙЧОПЗП РПУФТПЕОЙС ФЕПТЙЙ НБФЕНБФЙЮЕУЛПК ПВМБУФЙ. тБЪМЙЮБАФ ФТЙ ФЙРБ ДЕДХЛФЙЧОЩИ ФЕПТЙС: УПДЕТЦБФЕМШОП-БЛУЙПНБФЙЮЕУЛБС, ЖПТНБМЙЪПЧБООБС (ЙМЙ ЖПТНБМШОБС) БЛУЙПНБФЙЛБ, Й ЗЙРПФЕФЙЛП-ДЕДХЛФЙЧОБС.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Особенность использования индуктивного и дедуктивного методов изложения учебного материала. Наглядные примеры употребления в школьном обучении. Применение неполной индукции для изучения технических наук. Роль дедукции в формировании логического мышления.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.01.2014 |
Размер файла | 17,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Различают полную индукцию (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную индукция (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). Поскольку обычно исчерпать всё конкретное многообразие фактов практически невозможно, в реальном процессе познания используется неполная индукция. Вывод по неполной индукции всегда носит характер вероятного знания. Достоверность выводов по неполной индукции повышается при подборе достаточно большого количества случаев, в отношении которых строится индуктивное обобщение, причём факты, из которых делается вывод, должны быть разнообразными, отражающими не случайные, но существ, признаки изучаемого явления. Соблюдение этих условий позволит избежать таких распространённых в практике обучения ошибок, как поспешность выводов, смешение простой последовательности каких-либо явлений с причинно-следственными отношениями между ними и др.
Индукция широко применяется в школьном обучении. Многие учебные тексты и объяснения учителя строятся по индуктивному типу. Например, при разъяснении понятия об удельном весе берутся разные вещества в равных объёмах и взвешиваются. Различный вес этих веществ позволяет выдвинуть общее положение об отношении между весом вещества и его объёмом, т. е. понятие об удельном весе. Это пример неполной индукции (берутся не все, а только некоторые вещества). Как и в науке, в школьном обучении чаще всего применяется именно неполная индукция. Наиболее, широко индукция применяется в т. н. опытных науках и соответствующих им учебных предметах. В младших классах, когда дети имеют ещё небольшой объём знаний о мире, знакомство с различными фактами из жизни природы и общества полезно, т. к. обогащает опыт ребёнка, способствует развитию умения наблюдать и анализировать изучаемые явления. Эти фактические знания служат базой для усвоения обобщающих положений. В старших классах к индукции прибегают в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения предложить учащимся ещё нельзя. Применение индукция в обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Эту важную особенность индукции подчёркивали многие педагоги. Так, Н. Ф. Бунаков писал об изучении грамматики: «Индуктивный метод. исходит от конкретных фактов, то есть от самого языка как объекта изучения, от его разнообразных естественных явлений, прежде всего, пользуясь наблюдательностью учеников, обращая её на явления языка, к познанию его форм, к раскрытию их значения, затем направляют их мысль к сравнению, классификации и обобщению» (Избр. пед. соч. 1953, с. 173-74).
Итак, при использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и учащихся протекает следующим образом:
Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.
Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера.
Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.
Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.
Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Индукцию нельзя превращать в универсальный метод в обучении. В соответствии с современными тенденциями к увеличению в учебных программах сведений теоретического характера и с введением в практику соответствующих им методов обучения проблемного типа возрастает роль других логических форм представления учебного материала, прежде всего дедукции, а также аналогии, гипотезы и др.
Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучения технических устройств и выполнения практических заданий.
индуктивный дедуктивный школьный обучение
Дедукция широко применяется в обучении как одна из основных форм изложения учебного материала. В курсе физики, например, наличие силы тяжести на Земле, а значит, и закон падения тел объясняется законом всемирного тяготения, т.е. дедуктивным способом. В дедуктивном умозаключении новое знание добывается опосредованно, без обращения к непосредственному опыту. Дедуктивный подход к построению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия и умения применительно к соответствующей области знания, усвоение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Применение дедуктивного метода особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Он позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Это открывает большие возможности для сокращения объёма учебного материала и времени, необходимого для его усвоения.
Итак, при использовании дедуктивного метода, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи
Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них.
При получении знания дедуктивным путём очень важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным. Необходимо уметь правильно относить частные случаи к той категории явлений, на которую распространяется данное общее положение. Именно это представляет наибольшие, трудности для учащихся: они не всегда могут понять данный конкретный случай как проявление уже известного им общего правила. Полноценное овладение учащимися намеченным содержанием, в т. ч. построенным по дедуктивному принципу, зависит от соблюдения общих психолого-педагогических требований, предъявляемых к процессу усвоения.
Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.
Необходимо использовать индуктивно-дедуктивный метод, когда от частных случаев осуществляется переход к общему положению, а затем осмысливаются др. частные факты. Например, индуктивным путём формируется понятие о типе задач (ученики решают ряд задач данного типа, выделяя типичное, существенное для них). Затем, встречая какую-либо задачу, ученик, анализируя её содержание, находит те существенные признаки, которые характерны для задач этого вида и определяют тип задачи. Так, добытый индуктивным путём общий закон становится основой получения новых выводов дедуктивным путём.
1. Шардаков M. H., Очерки психологии учения, М., 1951.
2. Бабанский Ю. К., Методы обучения в совр. общеобразоват. школе. М., 1985.
3. Каибеpг Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность приемов и методов обучения. Наиболее распространенная классификация и группы методов обучения во вспомогательной школе. Формы изложения учебного материала. Значение темпа речи учителя в процессе беседы. Роль технических средств обучения.
реферат [21,6 K], добавлен 30.06.2010
Понятие логического мышления. Особенности развития логического мышления младших школьников. Педагогические условия развития логического мышления на уроках математики. Принципы изучения геометрического материала. Анализ учебной математической литературы.
дипломная работа [241,5 K], добавлен 16.05.2017
Характеристика методов устного изложения, их роли в обучении географии. Особенности рассказа, как основы эмоционального изложения, формирующего географическое представление. Беседа, как метод активизации мышления учащихся. Функции лекции, чтения вслух.
реферат [29,5 K], добавлен 12.03.2010
Психологические особенности использования технических средств обучения. Дидактические основы их использования в обучении и воспитании. Информационные технологии и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Применение электронных учебников.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 12.03.2012
Наглядные методы обучения и их классификация. Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого. Наглядные методы обучения в музыке. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие памяти, мышления, воображения. Работа с учебником и книгой.
курсовая работа [54,3 K], добавлен 25.04.2015
Качество и доступность изложения материала педагогом. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Технология знаково-контекстного обучения на примере предмета «Высшая математика», ее использования во время изложения дисциплины.
творческая работа [25,0 K], добавлен 24.03.2010
Индуктивные, дедуктивные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Региональный подход в формировании технологической культуры у учащихся на уроках технологии. Методы формирования познавательного интереса и самоконтроля.
дипломная работа [3,5 M], добавлен 06.05.2014