Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения

Методика преподавания истории и обществознания (3 курс, итоговый)

1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую

2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование

концентрического принципа преподавания истории в школе?

3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании

4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?

5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?

6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:

1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его

2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,

которые вызывают у учащихся бурную реакцию.

3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,

4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.

5) Творческо-поисковая деятель-ность учащихся на уроках отлича-ется новым способом

действий и новым результатом познания исторической действительности.

7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?

8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать

1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.

2) Сравнивает двух личностей.

3) Определяет поступки и главные черты характера.

4) Дает характеристику с общей оценкой.

5) Описывает внешний вид исторического деятеля.

9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?

10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?

11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает

1) Педагогическая наука

2) Школьная методология

3) Путь исследования

12. (60c.) Предметом методики обучения истории является

1) Процесс обучения истории

2) Процесс познания истории

3) Процесс научного исследования

4) Процесс познания педагогики

13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является

1) Применение наглядности

2) Наличие программ разного уровня

3) Систематический опрос учащихся

4) Содержание обучения

14. (60c.) Методика истории является

1) Отраслью психологии

2) Отраслью педагогической науки

3) Отраслью социологии

4) Самостоятельной дисциплиной

15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является

16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено

17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения

18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их

последовательность преподавания, количество часов в неделю

3) Школьная программа

19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусмат-ривает изучение

всеобщей истории с древности до наших дней в

2) Полной средней школе

4) 7-8 классах 9-летней школы

20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник

21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает

1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе

2) Сохранение монополии государственной идеологии

3) Переход к плюрализму идеологий

4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе

22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени

1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.

2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.

3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.

4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.

23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

оборудование урока дается в

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

оборудование урока дается в

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до

наших дней» входит рубрика

1) Межпредметные связи

2) Проблемы обсуждения на занятиях

3) Нормы оценки знаний и умений учащихся

4) Основная методическая литература

26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию

27. (60c.) Сложность текста учебника связана с

1) Курсом и периодом истории

2) Психологическим восприятием учащимися

3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами

4) Научными взглядами автора

28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя

1) Пересказ прочитанного

2) Составление простого плана по параграфу

3) Анализ документов по выявлению новых знаний

4) Выписывание новых дат и имен

29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает

1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории

2) Изучение блоками всемирной истории

3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории

4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на

более высоком теоретическом уровне

30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении

1) Чтение предшествует беседе

2) Беседа вообще не проводится

3) Беседа предшествует чтению

4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное

31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является

1) Конспективное описание

2) Образная характеристика

3) Предметная характеристика

4) Портретная композиция

32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится

2) Содержание образования

3) Проблемность обучения

4) Результаты обучения

33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как

самостоятельный предмет в … году

34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист

35. (60c.) К репродуктивному относится метод

2) Проблемного изложения

36. (60c.) К главному материалу относятся сведения

37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался

38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика,

направленные на решение частной задачи обучения

1) Способы обучения

39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала,

проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического

40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?

41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню

42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое

значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают

важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?

43. (60c.) Что относилось в русской школе XVX века к «реальному методу» обучения?

1) Краткое комментирование текста учебника

2) Самостоятельное изучение исторических источников

3) Вопросно-ответная форма обучения

44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?

1) Преобладание фактов над теорией

2) Формационная версия событий

3) Обязательность выводов

4) Цивилизационный подход

5) Объемный документальный материал

6) Дискуссионные вопросы

7) Вопросы на трех уровнях

8) Преобладание индуктивного изложения

9) Хронологическая таблица

10) Тщательный отбор материала

11) Обобщающие таблицы

12) Подлинные иллюстрации

45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в

1) Славяне — исконные жители Европы

2) Кочевники постоянно угрожали славянам

3) Главное занятие славян — земледелие

4) Главными становились князья

5) Землю славяне обрабатывали сохой

6) Появились первые города

7) Первоначально славяне жили родовыми общинами

8) Славяне обожествляли силы природы

9) В X в. появилась соседская община

10) Славяне жили по земледельческому календарю

11) Славяне жили различными племенами

12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства

Источник

Тест для учителей

Тест не являетсяавторской разработкой. Его публикация объясняется моими надеждами и желаниями помочь коллегам быстро и качественно подготовиться к тестированию. Имеются ответы.

Просмотр содержимого документа
«Тест для учителей»

Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания

1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую науку?

2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование

концентрического принципа преподавания истории в школе?

3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании Истории в школе?

4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?

5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?

6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:

1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его

2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,

Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.

3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,

4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.

5) Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.

7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?

8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать исторические личности?

1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.

2) Сравнивает двух личностей.

3) Определяет поступки и главные черты характера.

4) Дает характеристику с общей оценкой.

5) Описывает внешний вид исторического деятеля.

9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?

10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?

11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает

1) Педагогическая наука

2) Школьная методология

3) Путь исследования

12. (60c.) Предметом методики обучения истории является

1) Процесс обучения истории

2) Процесс познания истории

3) Процесс научного исследования

4) Процесс познания педагогики

13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является

1) Применение наглядности

2) Наличие программ разного уровня

3) Систематический опрос учащихся

4) Содержание обучения

14. (60c.) Методика истории является

1) Отраслью психологии

2) Отраслью педагогической науки

3) Отраслью социологии

4) Самостоятельной дисциплиной

15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является

16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено

17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения

18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их

Последовательность преподавания, количество часов в неделю

3) Школьная программа

19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусматривает изучение Всеобщей истории с древности до наших дней в

2) Полной средней школе

4) 7-8 классах 9-летней школы

20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник

3) Нарочницкого А. Л.

21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает

1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе

2) Сохранение монополии государственной идеологии

3) Переход к плюрализму идеологий

4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе

22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени

1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.

2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.

3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.

4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.

23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

оборудование урока дается в

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

Оборудование урока дается в

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до Наших дней» входит рубрика

1) Межпредметные связи

2) Проблемы обсуждения на занятиях

3) Нормы оценки знаний и умений учащихся

4) Основная методическая литература

26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию

27. (60c.) Сложность текста учебника связана с

1) Курсом и периодом истории

2) Психологическим восприятием учащимися

3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами

4) Научными взглядами автора

28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя

1) Пересказ прочитанного

2) Составление простого плана по параграфу

3) Анализ документов по выявлению новых знаний

4) Выписывание новых дат и имен

29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает

1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории

2) Изучение блоками всемирной истории

3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории

4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на более высоком теоретическом уровне

30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении

1) Чтение предшествует беседе

2) Беседа вообще не проводится

3) Беседа предшествует чтению

4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное

31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является

1) Конспективное описание

2) Образная характеристика

3) Предметная характеристика

4) Портретная композиция

32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится

2) Содержание образования

3) Проблемность обучения

4) Результаты обучения

33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как самостоятельный предмет в … году

34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист

35. (60c.) К репродуктивному относится метод

2) Проблемного изложения

36. (60c.) К главному материалу относятся сведения

37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался

38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, направленные на решение частной задачи обучения

1) Способы обучения

39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала, проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического документа?

40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?

41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню

42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое

значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают

Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?

43. (60c.) Что относилось в русской школе XX века к «реальному методу» обучения?

1) Краткое комментирование текста учебника

2) Самостоятельное изучение исторических источников

3) Вопросно-ответная форма обучения

44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?

1) Преобладание фактов над теорией

2) Формационная версия событий

3) Обязательность выводов

4) Цивилизационный подход

5) Объемный документальный материал

6) Дискуссионные вопросы

7) Вопросы на трех уровнях

8) Преобладание индуктивного изложения

9) Хронологическая таблица

10) Тщательный отбор материала

11) Обобщающие таблицы

12) Подлинные иллюстрации

Правильные ответы 1.4.5.6.7.12.

45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в

Древности»? (несколько ответов)

1) Славяне — исконные жители Европы

2) Кочевники постоянно угрожали славянам

3) Главное занятие славян — земледелие

4) Главными становились князья

5) Землю славяне обрабатывали сохой

6) Появились первые города

7) Первоначально славяне жили родовыми общинами

8) Славяне обожествляли силы природы

9) В X в. появилась соседская община

10) Славяне жили по земледельческому календарю

11) Славяне жили различными племенами

12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства

Правильные ответы 1.2.3.4.8.11.12.

46. (120c.) Установите соответствие

Вид наглядности Пособия

1) Фото египетской пирамиды

2) Восковая табличка

4) Аппликации «Религия греков»

5) Рисунок на древнегреч. вазе

6) Телепередача «В Древних Афинах»

7) Диафильм «Афинский раб»

8) Разрез греческой триеры, рисунок

47. (120c.) Установите соответствие

Компоненты УМК Авторы

1) Научная и популярная литература

2) Учебная литература

3) Методическая литература

4) Наглядные пособия

8) Разрез греческой триеры, рисунок С. Л. Утченко

Правильные ответы (A1-B5).(A1-B8).(A2-B1).(A2-B6).(A3-B2).(A3-B4).(A4-B3).(A4-B7)

Источник

Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010

Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения
Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения

^ 35. Что относилось в русской школе XIX века к «реальному методу» обучения?

а) краткое комментирование текста учебника;

б) вопросно-ответная форма обучения;

в) самостоятельное изучение исторических источников;

^ 36. Какое качество профессиональной подготовки учителя истории наиболее эффективно формирует курс методики?

а) энциклопедизм знаний по истории;

б) умение провести урок;

в) умение пользоваться техническими средствами;

г) этика общения с детьми.

^ 37. В каком случае можно считать, что у ученика формировалась умение оценивать исторические личности?

а) определяет поступки и главные черты характера;

б) описывает внешний вид исторического деятеля;

в) дает характеристику с общей оценкой;

г) сравнивает двух личностей.

^ 38. Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?

б) метод; г) действие.

39. Какое средство является лишним в ряду?

а) картосхема; в) слайд-карта;

б) план местности; г) контурная карта

^ 40. Сложность текста учебника связана с:

а) курсом и периодом истории; в) психологическим восприятием;

б) насыщенностью учебника; г) научными взглядами автора.

^ Программа педагогической практики

Методическая и научная работа студентов ходе практики

Профессиональные педагогические умения студентов-практикантов

Владение диагностикой процесса обучения истории. Целеполагание и прогнозирование педагогической деятельности. Организа­ция и конструирование урочной и внеурочной работы. Творческий подход и индивидуальность стиля деятельности практиканта. Коммуникативные умения. Педагогическая рефлексия.

Теоретический самоанализ педагогической деятельности. Кор­ректировка процесса обучения истории.

Руководство и организация педагогической практики

Статус студента-практиканта, его права и обязанности.

Роль руководства и работников школы в эффективности педа­гогической практики. Обязанности школы и вуза. Требования, предъявляемые к групповому и факультетскому руководителям практики студентов. Психологическая и педагогическая поддерж­ка кафедр психологии и педагогики.

^ Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу

«Методика преподавания истории»

1. Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы.

2. Основные факторы школьного процесса обучения, их ха­рактеристика.

3. Факторы развития познавательного интереса школьников к истории.

4. Методы научного исследования методики обучения истории.

5. Достижения методики преподавания истории XIX века: цели, способы и средства обучения. Основные направления в обучении истории: эволюционное и социологическое.

6. Методисты конца XIX—начала XX века, их вклад в раз­витие методики обучения истории.

7. Методика обучения истории в вначале XX в.

8. Школьное историческое образование в 1917—1930 гг.

9. Развитие школьного исторического образования и мето­дики обучения в советской школе 30—50-е гг.

10. Принципы и структура исторического образования в со­ветской школе 50—80-х гг. Методисты этого времени и основ­ные их труды.

11. Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60—80-е гг. Основные методичес­кие труды и их авторы.

12. Историческое образование 90-х гг., временный госстан­дарт.

13. Методика проведения структурно-функционального ана­лиза: его содержание и значение.

14. Понятие о методах, методических приемах и средствах обучения. Классификации методов по источникам познания и по уровням познавательной деятельности.

15. Система уроков истории. Тематическое планирование сис­темы уроков по разделам, темам курса в средних и старших классах.

16.Исторические знания и их компоненты. Факты в обучении истории.

17. Проблема целей, содержания, организации обучения ис­тории на современном этапе.

18. Организация учебной деятельности учащихся в процессе изучения фактического материала по истории: приемы и сред­ства.

19. Приемы изучения теоретического содержания учебного материала учащимися; факторы выбора приемов учителем.

20. Использование художественной литературы в обучении ис­тории.

21.Применение исторических документов в обучении исто­рии, их классификация. Роль документов в историческом об­разовании, воспитании и развитии учащихся.

22. Методические приемы и средства изучения хронологии; виды познавательных заданий учащимся.

23. Письменно-графические приемы и средства изучения тео­ретического и фактического материала.

24. Цели обучения истории в современной школе.

25. Современные требования к уроку истории. Содержание подготовки учителя к уроку.

26. Этапы и функции подготовки и проведения урока.

27. Классификация уроков истории. Различные точки зрения на эту проблему.

28. Комбинированный урок и его звенья.

29. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений учащихся.

30. Содержание, задачи и организация проверки знаний и умений, учащихся на различных уровнях познавательной самостоя­тельности.

31. Закрепление знаний и умений на уроках истории; задачи и организация закрепления, их зависимость от целей обучения, содержания учебного материала и познавательных возможно­стей учащихся.

32. Уроки повторения и обобщения изученного материала.

33. Формы занятий в старших классах при изучении истории, их возможности в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

34. Уровни познавательной самостоятельности учащихся, учет их при планировании содержания, методической органи­зации и проведении уроков истории.

35. Приемы и средства преобразующей деятельности учащих­ся на уроках истории; типы преобразующих заданий.

36. Приемы и средства творческо-поисковой деятельности учащихся на уроках истории, образовательно-воспитательная роль проблемности в обучении истории.

37. Современные учебные программы по истории, их роль в

38. Соотношение типов и форм урока истории.

39. Современные технические средства обучения и правила их использования на уроке.

40. Понятие о познавательных возможностях учащихся. Обучаемость. Дифференциация обучения истории.

41. Роль доски, мела и аппликаций в обучении истории.

42. Приемы изучения исторических личностей на уроке. Приемы работы с портретом и карикатурой.

43. Историческое краеведение в современной школе. Курс москвоведение и его особенности.

44. Функции проверки знаний и умений учащихся и методи­ка ее организации на уроке истории.

45. Становление и развитие исторического образования в

46. Дореволюционные учебники, их авторы и содержание.

47. Нетрадиционные приемы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

48. Изучение нового материала на уроке истории: методичес­кие требования и поиск эффективности.

49. Этапы формирования учебных умений школьников в 5-11 классах.

50. Способы формирования умений учащихся. Виды позна­вательных заданий.

51. Проблема изучения исторических фактов на уроке исто­рии. Исторические факты и представления.

52. Основные черты и краткая характеристика учебников но­вого поколения.

53. Функции преподавания истории в школе.

54. Концепции и модели изучения исторических курсов в школе.

55. Современный анализ урока истории.

56. Содержание учебно-методических комплексов по истории,

их применение в школе.

57. Тематическое и поурочное планирование в обучении ис­тории.

58. Современная структура исторического образования: учеб­ные планы, курсы истории, учебники.

59. Приемы и средства наглядного преподавания и учения ис­тории.

60. Классификация наглядных средств обучения по характе­ру изображаемого и способу изображения.

61. Методика работы с учебной картиной при обучении истории.

62. Типы исторических карт; локализация исторических со­бытий на карте; методические приемы и средства изучения кар­тографического материала; виды познавательных заданий учащимся разных возрастных групп.

63. Понятие об учебных умениях учащихся, их классифика­ция; основные умения школьников, вырабатываемые в процес­се изучения истории.

64. Нетрадиционные формы проведения уроков; методы и приемы работы учителей-новаторов; результативность процес­са обучения.

65. Учебник истории: структура, компоненты, требования к нему; виды заданий по учебнику в разных возрастных группах учащихся.

67. Методика изучения исторических терминов и понятий, де­дуктивный и индуктивный пути их изучения.

68. Содержание, формы и средства внеурочной работы по ис­тории, ее роль в историческом образовании, воспитании и раз­витии учащихся.

^ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2306. народного комиссариата просвещения РСФСР и министерства просвеще­ния РСФСР. Оп. 2. Д. 16; Оп. 4. Д. 52, 725, 729, 763, 767; Оп. 6. Д. 4, 2124; Оп. 18. Д. 72, 252; Оп. 19. Д. 98; Оп. 54. Д. 111; Оп. 69. Д. 2169, 2177; Оп. 70. Д. 92, 1947, 1992, 1994; Оп. 72. Д. 279, 1845.

2. Центральный государственный исторический архив Республики Баш­кортостан (ЦГИА РБ). Ф. Р-798. Башкирского народного комиссариата про­свещения. Оп. 9. Д. 6524, 6527, 6700, 6701, 6702, 6703, 6705, 6852, 6853, 6854, 6856, 6858, 6860, 6861. Ф. Р-1157. Башкирского института усовер­шенствования учителей. Оп.1. Д. 7, 8, 9, 21, 43, 73, 95, 97, 107, 110, 126, 127, 129, 149, 158, 211, 287, 292, 330, 344, 344-а, 411; Оп. 2. Д. 13, 27, 41, 48, 55, 66, 77, 99, 117, 127, 129, 135, 148, 149, 156, 187.

1. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов. 1917-1947. М., 1947.

2. КПСС о культуре, просвещении, науке. Сборник документов. М., 1963.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. II-XIV. М., 1983-1986.

4. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927 гг.: Документы и материалы. М., 1984. 364 с.

5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сбор ник документов. 1917-1973 гг. М., 1974. 560 с.

15. Культурное строительство СССР: Статистический сборник. М-1940. 268 с.

16. Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в Российской Федерации. В 10-ти томах. М., 1999.

17. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000.

^ II. Нормативные документы

1. Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Утверждено на заседании 30 сентября 1918 г.

2. О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР. Постановление ЦК ВКП (б) 9 июня 1934 г.

4. Об изменении порядка преподавания истории в школах. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 14 мая 1965 г.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г.

6. Закон Республики Башкортостан «Об образовании» от 29 октября I 94 ‘ t

32. О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации Постановление правительства Российской Федерации от 13 апреля 1999 г.

7. Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ Министерства образовании РФ 7 июня 1993 г.

8. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. от 16 ноября 1997 г.).

9. Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования РФ 9 декабря 1994 г.

10. О преподавании курсов истории и обществоведения в общеобразовательных учреждениях. Информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 июня 1994 г.

11. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (проект) 2000 г.

12. Концепция преподавания новейшей отечественной истории XX века. Решение научно-практической конференции «Проблемы преподавания но­вейшей отечественной истории» (Москва. 3 декабря 2001 г.) и Межведом­ственной комиссией по историческому образованию (25 декабря 2001 г.)

III. Учебные планы и программы

1. Материалы для образовательной работы школы. Наркомпрос РСФСР. 1918-1919.

2. Программы ГУСа и общественно-политическое воспитание. М.: Ра­ботник просвещения, 1926.

3. Программы средней школы. История древнего мира. История средних веков для 5-7 кл. М.: НКП РСФСР, 1939. 27 с.

4. Программы средней школы. История СССР. Новая история. М.: Уч педгиз, 1940-1948.

5. О введении в учебные планы и программы средних школ курса новейшей истории. М.. 1957 (Моск. Гор. Отдел нар. Образования. Информ инструктивное письмо № 5).

6. Учебный план средней школы, утвержденный Министерством просвещения РСФСР 3 августа 1956 г. (Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1956. № 34).

7. Программы восьмилетней школы. История древнего мира и ср> i них веков. История СССР. М.: Министерство просвещения РСФСР, 195 1 »

8. Программы восьмилетней и средней школы. История. М.: Просве­щение, 1981. 127 с.

9. Ворожейкина Н.И. История нашей Родины. // Вестник образова­ния. 1993.

10. Ионов И.Н. Российская цивилизация. Программа, 1994.

11. Саплина Е.В. Введение в историю.// Вестник образования. 1993. № 1; Начальная школа. 1998. № 8.

12. Петрова Н.Г. Введение в историю.// Вестник образования. 1993. № 1.

13. Кацва Л.А. История России. Программы // Преподавание истории в школе. 1996. № 3-4.

15. Буганов В.И. и др. История России с древнейших времен до 1917 г. Программа для 10 кл. М.: Просвещение, 1997.

16. Богданов А.П., Вяземский Е.Е. и др. История древнего мира: Про­грамма для 5 кл. // История с древнейших времен до наших дней: Програм­мы для общеобразовательных учреждений. История. М.: Просвещение, 1997.

17. Богданов А.П., Вяземский Е.Е. и др. История древней Руси: 11ро грамма для 6-7 юг // История с древнейших времен до наших дней: Программы для общеобразовательных учреждений. История. М.: Просвсшг ние, 1997.

18. Богданов А.П., Вяземский Е.Е. и др. Россия в XIX в.: Программа для 8 кл. // История с древнейших времен до наших дней: Программы II для общеобразов. учреждений. История. М.: Просвещение, 1997.

19. Богданов А.П., Вяземский Е.Е. и др. Россия в XX в.: Программа для 9 кл. // История с древнейших времен до наших дней: Программы для общеобраз. учреждений. История. М.: Просвещение, 1997.

20. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений PФ. М., 1998.

21. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX в. Програм­ма. 2000.

22. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Всемирная история XX в. 10-11 кл. Программа. 2000.

1. Звягинцев Е. А. Краткий курс русской истории. Для 2-классных и выс­ших начальных училищ. М., 1918.

2. Рожков Н.А. Учебник истории всеобщей и русской. Вып. 1-4. М., 1918.

3. Замысловская Е.К. Учебник истории. 3-е изд. М.-Пг., 1923.

4. Гуковский А.И., Трахтенберг О.В. История. Эпоха феодализма. Учебник для средней школы. 6—7 годы обучения. М.: Учпедгиз, 1933.

5. Ефимов А.В. Новая история. 1789-1870. учебник для 8 класса сред­ней школы. М.: Учпедгиз, 1940.

6. История средних веков. Учебник для 6-7 классов средней шк. Под ред. акад. Е.А. Косминского. М.: Учпедгиз, 1940.

7. Ефимов А.В. Новая история. Учебник для 8 класса средней шк. Изд. 13. М.: Учпедгиз, 1954.

8. Косминский Е.А. История средних веков. Учебник для 6-7 кл. Изд. 6. М.: Учпедгиз, 1954.

9. Епифанов П.П., Федосов И.А. История СССР. Учебник для 11 классов. М., 1966.

10.Новейшая история. Учебник для 9-10 классов. М., 1972.

11. Кузьмичев П.М., Орлов В.А. Новейшая история. М., 1975.

12. Нарочницкий А.Л. Новая история. Учебник для 8 класса. М., 1980

13. Трухина Н.Н. История Древней Греции. М.: МИРОС, 1996

14. Немировский А.И., Ильинская Л.С, Уколова В.И. История древ­него мира. Греция и Рим. В 2 ч. М.: Дрофа, 1996.

15. Елисеев Г.А., Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История древне­го мира. М.: ACT ЛТД, 1998.

^ 16. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. М.: Про­свещение, 2001.

17. Ванькова А.Б. и др. История древнего мира. М.: ЦГО, 1999-2002.

18. Михайловский Ф.А. История древнего мира. М.: Русское слово,

19. Колпаков СВ., Селунская И.А. История древнего мира. М.: Дро­фа, 2001-2002.

^ 20. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М.: про­свещение, 2002.

21. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М.: Ин-

22. Дмитриева О.В., Пименова Л.А., Шукуров P.M. От средневеко­вья к новому времени. М.: МИРОС, ЧеРо, 1997.

23. Девятайкина Н.И. и др. История средних веков. М.: Центр гумани­тарного образования, 1998—2002.

24. Юдовская А.Я. и др. Новая история. 1500-1800. Ч. 1. М.: Просве­щение, 2001-2002.

25. Юдовская А.Я. и др. Новая история 1800-1918 гг. Ч. 2. М.: Про­свещение, 1997.

26. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история. XX hi i М.: Просвещение, 2002-2002.

27. Шубин А.В. Новейшая история зарубежных стран. М.: Дрофа, 2000-2001г.

28. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. М Русское слово, 1999-2002.

29. Родригес A.M. и др. Новейшая история. 10-11 класс. М.: Владо. 2000-2002.

31. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. ХШ-XV вв. М.: учебник, 1996.

32. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России. XVI-XVIII вв. М.: М11 РОС, 1994.

33. Пашков Б.Г. История России. IX-XVII вв. Ч. 1, 2. М.: Дрофа, 1999.

34. Захарова Е.Н. История России. ХГХ-начало XX века. М.: Мнемош на, 1998.

35. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М.: Про­свещение, 2001-2002.

36. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М.: Про­свещение, 2002.

37. Данилов А.А., Косулина А.В. История государства и народов Рос­сии. М.: Дрофа, 2000-2002.

38. Пчелов Е.В. История России. М.: Русское слово, 2002.

100. Боханов А.Н. История России. XIX век. М.: Русское слово, 2002.

39. Загладин Н.В., Минаков СТ., Козленке СИ., Петров Ю.А. Ис­тория Отечества. XX век. М.: Русское слово, 2002.

^ 40. Ванькова А.Б. и др. История России. Ч. 1,2. М.: ЦГО, 2001-2002.

41. Троцкий Н.А. История России. ML: ЦГО, 2001-2002.

42. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. М.: ЦГО, 2000-2002.

43. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших вре­мен до конца XVII века. М.: Просвещение, 2002.

44. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX века. М.: Просвещение, 2002.

45. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России. XX-XXI века. М.: Просвещение, 2002.

46. Загладин Н.В. История России и мира. XX век. М.: Русское слово, 2001.

47. Волобуев О.В., Кулешов СВ. История России. XX век. М.: Миг мозина, 2002.

48. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. и др. России и мир с древнейших времен до конца XIX века. М.: Дрофа, 2000—2002.

50. Загладин Н.В. Всемирная история с др. времен до конин XIX века. М.: Русское слово, 2000-2002.

1. Алексашкина Л.Н. К концепции школьного курса новейшей истории // Преподавание истории в школе. 1991. № 1. С. 121.

2. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука. 1917 1923. М., 1968.

3. Антонов В.М. Национально-региональный компонент по истории: системный подход к его изучению в школе // Парадигмы исторического обр-ния в контексте социального развития. Материалы седьмых всеросс. историко-педагогических чтений. Ч. 2. Екатеринбург, 2003. С. 248-25.’

4. Афанасенко Е.И. О перестройке общего образования: Доклад на сессии Верховного Совета РСФСР 14 апреля 1959 г. // Правда. 1959. 15 апрели

5. Актов Р. Воспитание молодежи историей //Учитель Башкирии. 2001 №2. С. 7-10.

6. Барабанов В.В., Лазухова II.Н. Некоторые размышления о концеп­ции исторического образования // преподавание истории в школе. 2000. № 5. С. 38.

7. Бастракова М.С. Становление советской системы организации науки (1917-1922). М., 1968.

8. Бацын В.К. О реформе исторического и обществоведческого обра­зования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. 1997. № 8. С. 16.

9. Вернадский В.Н. Изучение истории Родины в советской школе за 30 лет. Уч. зап. / ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1949. Т. 77. С. 3-21.

10. Бестужев Лада И.В. Школьная реформа: как сдвинуть ее с мертвой точки? // Народное образование. 1990. № 5. С. 106—111.

11. Бикбаев Р., Хайбуллин X. Воспитание историей // Учитель Башки­рии. 2002. № 2. С. 92-94.

12. Бикбулатова М.Т. Финансы и хозяйственно-культурное строитель­ство в Башкирской АССР (1917-1967 гг.) Уфа, 1968. С. 62-64, 76-77.

13. Борисов Ю.С. XXII съезд КПСС и некоторые вопросы преподава­ния истории // Преподавание истории в школе. 1962, № 3. С. 33-42.

14. Борисов Ю.С. XXII съезд КПСС и некоторые вопросы препода­вания истории СССР // Преподавание истории в школе. 1962. № 3. С. 33—

15. Бородина О.И. Россия на рубеже 2-х эпох: (Современный подход к преп. истории). М., 1992. 96 с.

16. Бреев СИ., Мешков Н.И., Максимов И.С Историческое образо­вание в России в XIX веке и начале XX в. // Дискуссионные проблемы рос­сийской истории. Арзамас, 1998. С. 69-72.

17. Бущик Л.П. Вопросы преподавания истории СССР: Пособие для преподавателей средней школы. М., 1949. 212 с.

18. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образова­ния в СССР. М, 1961.537 с.

19. Вагин А.А. и Сперанская Н.В. Основные вопросы методики пре­подавания истории в старших классах. М., 1959.436 с.

20. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. 351 с.

21. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Уче­ние о методах. Теория урока. М., 1968. 431 с.

22. Вагин А. А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики препо­давания истории в старших классах: Пособие для учителя. М., 1959. 436 с.

23. Валеев И. Все ли в прошлом у России? (Преподавание истории в школе сегодня) // Истоки. 1999. № 7. С.4.

24. Валеев И. Культура в курсе школьной истории: Анализ школьных учебников по истории России, написанные разными авторами в последние годы // Вельские просторы. 2002. № 8. С. 143-146.

25. Васильева М.С., Кинкулькин А.Т., Лейбенгруб П.С. Изучат истории СССР в X классе. М., 1957. 382 с.

26. Вендровская Р.Б. Обучение и воспитание: исторический аспект (60-с начало 80-х гг.) // Советская педагогика. 1989. № 8. С. 108-122.

27. Вендровская Р.Б. Становление и развитие исторического образования в советской школе // Преподавание истории в школе. 1989. № 5. С. 5 ‘•

28. Водянский A.M. Историческое и обществоведческое образовали! стратегия развития // Преподавание истории в школе. 1995. № 3. С. 55.

29. Вопросы преподавания истории СССР в свете решений XX съезди КПСС: Стенограмма лекции / Под ред. М.В. Панкратовой. М., 1956.

30. Вузовская историческая наука и историческое образование: итоги и перспективы развития / Материалы науч. конф. Воронеж, 1991. 105 с.

31. Вяземский Е.Е., Кургаков А. Как выйти из тупика, или об историческом образовании в школе // Народное образование. 1992. № 5. С. IH 22.

32. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., 2000.

33. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов НИ Историческое образование в современной России. М., 1997.

34. Гаврилов Ф.А., Тимофеев К.А. Всероссийское совещание по воп­росу об историческом образовании в восьмилетней и средней школе //Вон росы истории. 1959. № 6. С. 163-180.

35. Гаврилов Ф.А., Тимофеев К.А. Всероссийское совещание по вопросу об историческом образовании в восьмилетней и средней школе // Вой росы истории. 1959. № 6. С. 163-180.

36. Гайнуллин Ф.Ф. Первые мероприятия парторганизации Башкирии в области народного образования после победы Октября (1917-1920 гг.) Ученые записки. Куйбышевский педагогический институт. Вып. 76. Kуйбышев. 1970. С. 47-69.

37. Галкин И.С. Важная веха в развитии исторической науки и истори ческого образования в СССР//Новая и новейшая история. 1984. №2. С. ‘» 31.

38. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в ср. школе. М., 1988. С. 25-33.

39. Грибов B.C. Научно-методическое обеспечение школьного курса новой истории // Преподавание истории в школе. 1997. № 4. С. 51.

40. Гузненко З.И. Государственные стандарты исторического образо­вания: вопросы и проблемы // Вторые Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 1998, С. 237-241.

41. Гуськов B.U., Юрский И.З. Некоторые замечания к учебникам по истории для средней школы // Вопросы истории. 1960. № 10. С. 212—217.

42. Дайри Н.Г. Некоторые выводы из опыта преподавания новейшей истории в 1957/58 учебном году //Преподавание истории в школе. 1958. №6. С. 81-91.

43. Дайри Н.Г. Об учебниках истории (В порядке обсуждения) // На­родное образование. 1964. № 8. С. 42-50.

44. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М., 1966. 436 с.

45. Данилов А.И. Роль обществоведения и истории в формировании марксистско-ленинского мировоззрения учащихся // Народное образование. 1969. №8. С. 8-12.

46. Дискуссионные проблемы изучения и преподавания истории в ЩН0ЛС и вузе: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 мая 1998 г.: Под ред. К.А. Малафеева, Рязань, 1997. 101 с.

47. Днепров Э.Д. Четвертая реформа: Полемические заметки по исто­рии современности // Учительская газета. 1990. 25 марта.

48. Донской Г.М. К вопросу о создании системы учебников истории // Народное образование. 1969. № 1. С.

49. Драбкин Я.С., Рахманова И.П. XXII съезд КПСС и задачи препо­давания новейшей истории // Преподавание истории в школе. 1962. № 2. С. 51-60.

50. Дружкова А.В., Сырейщикова Н.А. Преподавание истории совет­ского общества в IX классе средней школы: Методическое пособие. Л.,1973. 145 с.

51. Есипов Б.П. Об изменениях в процессе обучения в связи с пере­стройкой школы // Советская педагогика. 1959. № 3. С. 21—30.

52. Ефимов А.В. Изучение в СССР новой истории за сорок лет (1917— 1957) // Вопросы истории. 1957. № 10. С. 201-221.

53. Ефимов А.В. Некоторые вопросы методики истории как науки // Из­вестия АПН РСФСР. 1958. Вып. 99.

54. Зайнашев С. Народное образование за 25 лет // Народное образ. и здравоохранение. Уфа, 1944. С. 3-17.

55. Зиновьев М.А. Основные вопросы методики преподавания исто­рии. М.-Л., 1948. 235 с.

56. Асадуллин P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов. Уфа, 1999

57. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001

58. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. ч. 1,2 М., 2001

59. Вагин А. А. Методика обучения истории. М., 1972

60. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М., 1999

61. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М, 2000

62. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для детей. М., 1978

63. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.

64. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М., 1988.

65. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе М., 1988.

66. П.Колоскова А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984.

67. Короткова М.В., Студенкин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях М., 1999

68. Короткова М.В., Студенкин М.Т. Методика обучения истории, теоретический курс. М., 1993.

69. Педагогический поиск М., 1988.

70. Рахимов А.З. Психодидактика. Уфа, 1996

71. Преподавание истории в школе. Журнал.

72. Современный урок: опыт, проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практических конференций. Уфа, 2000

73. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997

74. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1995

Литература и методические пособия, имеющиеся

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *