Что открыли лаптевы в географии
Братья Лаптевы — биография, открытия и маршруты экспедиций
Братья Лаптевы – одни из моряков, участвовавших во всемирно известной экспедиции на севере, русские полярники, также известные как исследователи Российских северных окраин. Они являлись двоюродными братьями, сделавшими чрезвычайно грандиозные открытия в области географии.
Сведения из жизни Харитона Лаптева
Харитон Прокофьевич в возрасте 18 лет начал свою карьеру моряка, позже произвёлся в мичманы спустя 8 лет поле начала. Оказался под угрозой смертной казни после войны против сторонников Лещинского 1734 года, будучи под командованием Петра Дефремери, обманом взятого в плен французами, Харитона с экипажем осудили за корабль, сданный без боя. К счастью, позднее экипаж признали невиновным, а Харитон Прокофьевич вернулся ко службе. В дальнейшем был послан с заданием на реку Дон, позже командовал яхтой «Декронте», также в скором времени дослужился до лейтенанта. По предложению брата Дмитрия комиссия назначила Харитона новым командующим Северной экспедиции. По её окончании продолжил морскую службу.
Краткая биография Дмитрия Лаптева
Дмитрий является представителем мелкопоместного дворянского рода Псковской губернии, как и старший брат Харитон. Следом за двоюродным братом стал мичманом в 1721 году. Спустя четыре года службы в морской охране командовал парусным судном «Фаворитка». На «Фаворитке» он ходил во Финскому заливу. Спустя пару лет, в 1727, Дмитрий сперва стал командиром фрегата Российского императорского флота, звавшимся «Святой Яков». В том же году получил под командование почтово-пассажирское судно, ходившее между Россией и Германией.
Вплоть до 1730 года Дмитрий Яковлевич не был знаком с водами севера. Впервые он получил подобный опыт под командованием Якова Саввича Барша в Ледовитом океане на фрегате «Россия». В марте 1731 года был произведён в лейтенанты, а спустя 2 года после этого дослужился до звания лейтенанта майорского ранга. Выполнил чрезвычайно важную роль в Северной экспедиции, по завершению которой продолжил службу. В 1757 стал контр-адмиралом, а через несколько лет вышел в отставку.
Экспедиция на Камчатку
Основная цель проводимой экспедиции возлагалась на определение того, существует ли какое-либо соединение между Азиатским и Американским материками или же они разделены. Также экспедиция считается прологом к освоению северных прибережий российского государства. Короче говоря, эта экспедиция стала предшественницей известной всем Великой Северной экспедиции.
Роль Лаптевых в Северной экспедиции
Основная задача исследования была в нанесении русских берегов до самой Камчатки, а также их изучение и описание особенностей территорий. В данной экспедиции принимало участие не менее 600 человек под командованием Ласиниуса. Большая часть упомянутых ранее участников не выдержала арктических условий, в следствии чего не дожила по окончания операции. Дальше 50 человек держали курс на восток, но через 9 дней дальнейшее плавание уневозможнилось из-за тумана и экипаж остановился у берегов р. Хара-Улах на зимовку, которую пережила лишь меньшая часть, не умерев от цинги.
Далее новым командиром был назначен Дмитрий Лаптев. Приведя судно, бывшее под командованием Ласиниуса, в порядок, Дмитрий Лаптев направился к р. Лене для погрузки продовольственных запасов, поле чего взял курс на восток, после чего остановился на зимовье чуть выше Булунского улуса. В этот период Лаптев действовал рассудительнее, чем его предшественник и дал экипажу достаточно движений, в то время, как бывший командир ограничил их, чтобы сэкономить запасы, также он не ограничивал команду в питании, дабы уберечься от цинги.
В Петербурге продолжение исследований было сочтено необходимым. Питерская коллегия по предложению Дмитрия его брата новым командующим.
Весной братья Лаптевы собрались в Якутск. Также братья составили дальнейшие планировки экспедиции. Спустя год после нового старта исследовательской деятельности Дмитрий Лаптев покинул якутский регион и сменил курс на восток. Позже команда вынуждена была остаться на зимовье, на протяжении которого был выполнен огромный объём работы, касательно освоения и изучения территории. Весной часть людей была отправлена к Колыме для ведения сухопутной характеристики, а сам Дмитрий Лаптев отправился туда же на корабле. После выполнения назначенных работ команда двинулась к востоку. Обработав запланированные описи считая свою работу выполненной, Дмитрий снова вернулся в Якутск, а к 1743 году попал в Петербург. Далее Дмитрий Яковлевич продолжил карьеру на флоте.
В свою очередь Харитон вышел из Якутска в 1739 году Харитон обследовал бухту, которую позже наименовал «Нордвиг», поле исследования бухты им был открыт остров преображения. Также во время следующего вынужденного зимовья возле р. Блудной велись исследовательские работы, а также подготовка к последующему выполнению ранее определённого плана на море и на суше. С началом весны стартовали и описные работы на суше.
Следующей весной Харитон, лишившись судна в попытках миновать ледяные препятствия, после чего потратил уйму времени на попытку починки судна и спасение провизии, решил продолжить свои исследования на суше. Закончив работу, Харитон, подобно родственнику принял решение о продолжении карьеры моряка в Петербурге.
Море Лаптевых
Море Лаптевых – это окраинная часть Северного Ледовитого океана площадью 650 кв. м. и не является слишком глубоким. Максимальная глубина достигает почки 3000 м. своё название море получило в честь братьев Лаптевых в 1935, участвовавших в Камчатской экспедиции, а также приложили руку к составлению карты исследуемой территории и описали берега Северного моря.
Ранее море носило имя Адольфа Норденшельда. Впервые название «море Лаптевых» употребил Юлий Шокальский в одной из своих научных работ. В данное море впадают множество рек, но самая известная их них – Лена. Также часто упоминаются реки Яна, Оленёк, Хатанга и Анабар.
Изучая историю географических исследований братьев Лаптевых, сложно поверить, что им удалось сделать необычайно важный вклад в изучение природы сибирского края, пользуясь столь примитивными по сегодняшним меркам инструментами и приборами. Лишь рассудительность и мудрость братьев помогли им выполнить столь трудную задачу.
Русские первопроходцы-путешественники. Братья Лаптевы.
Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы (XVIII в.)
Отряды не выполнили своей задачи.
Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте «Иркутск» с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбравшись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.
Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цынга. Умер Ласиниус и ещё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот «Иркутск» остался в устье Хараулаха. Новым командиром «Иркутска» Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.
Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём «Фаворитка», через два года стал командиром фрегата «Святой Яков», а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате «Россия». Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включён в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.
Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый «Иркутск».
Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.
Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубельшлюпке «Якутск» летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прончищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°З1` сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Семён Челюскин, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.
Маршрут отряда Дмитрия Лаптева
Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.
Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план будущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.
Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром «Якутска» Харитона Прокопьевича Лаптева.
X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты «Декроне».
В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.
По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.
18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на «Иркутске» с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.
Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.
Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, «Иркутск» был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.
У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.
Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижнеколымск.
Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.
Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда «Якутска», плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Челюскин.
17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название «Нордвик». Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.
Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.
Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.
Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.
Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.
Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развернул работу.
Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.
Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.
Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.
На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.
Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.
О Х. П. Лаптьеве:Берх В., Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, с присовокуплением обозрения физических свойств того края, Спб., 1821-1823, ч. 1-2 (О плавании братьев Лаптевых, Малыгина, Прончишева и др. участников Великой Северной экспедиции); О плавании российских морских офицеров из рек Лены, Оби и Енисея; «Записки Адмиралтейского департамента», 1820, ч. 4; История плавания россиян из рек Сибири в Ледовитое море, «Сибирский Вестник», 1822, ч. 17-18; Соколов А., Северная экспедиция 1733-1743 гг., Спб., 1852; Повседневная запись замечательных событий в русском флоте, Спб., 1894; Островский, Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг., Архангельск, 1934; Визе В. Ю., История исследования Советской Арктики, Архангельск, 1934; Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга (1725-1744), Л., 1935; Дьяконов М. А., Путешествия в полярные страны, Л., 1933; Дитмор Б., Краткий очерк истории открытия Северо-восточного и Северо-западного проходов, М., 1909; Башмаков Д., Лаптев, «Советская Арктика», 1941, № 6.
Кто ещё не успел поставить свою подпись по защите заповедников, приглашаем пройти по ссылке:
Дмитрий и Харитон Лаптевы – биография братьев, их открытия кратко
Мореплаватели братья Лаптевы – участники Великой Северной экспедиции, продолжавшейся с 1732 по 1742 годы. Статья рассказывает о биографии братьев и открытиях, которые они совершили.
Биография братьев
Двоюродные братья Дмитрий и Харитон Лаптевы родились в первые годы XVIII века в Псковской губернии в семьях мелкопоместных дворян. Грамоте обучались в церковно-приходских школах. В 15 лет мальчиков отдали в Морскую академию, расположенную в Санкт-Петербурге. На Родину братья вернулись только в конце жизни.
В 1718 году после успешной сдачи экзаменов оба получили звание гардемаринов и были направлены в Балтийский флот.
Рис. 1. Братья Лаптевы.
Братья были зачислены во Вторую Камчатскую экспедицию, которая впоследствии получила название Великой Северной.
Дмитрий быстро получил офицерское звание и был зачислен в экспедицию с момента ее начала. Харитон стал офицером позже брата на 5 лет, участвовал в войне на территории Польши, плавал по Дону, был командиром придворной яхты. В состав экспедиции попал только в 1737 году.
Вернувшись из экспедиции братья продолжили службу в Балтийском флоте. Дмитрий ушел в отставку в чине вице-адмирала. Харитон заслужил звание капитана 1 ранга, затем занимался снабжением войск.
Закончив службу, братья вернулись в свои поместья, где скончались в 60-е годы XVIII столетия.
Великая Северная экспедиция
Целью экспедиции было изучение азиатского побережья и островов Северного Ледовитого океана, внутренних районов Сибири и рек на ее территории. В составе экспедиции работали 9 отрядов, двумя руководили братья Лаптевы. Для каждого отряда был составлен индивидуальный маршрут, поэтому открытия братьев различаются.
Маршрут Дмитрия Лаптева
Отряд Дмитрия обследовал районы, расположенные восточнее устья Лены. За 6 лет корабли прошли от устья Лены до Колымы, поднялись до Верхнеколымска. Были составлены карты берегов, нанесены устья всех рек, описаны ледовый режим морей и погодные условия во время плавания.
Рис. 2. Маршрут отряда Дмитрия Лаптева.
Маршрут Харитона Лаптева
Харитон принял командование Западно-Ленским отрядом после смерти его первого руководителя В. Прончищева. На дубельшлюпе «Якутск» удалось пройти от Лены до устья Хатанги, затем судно было раздавлено льдами. Дальнейшее изучение полуострова Таймыр продолжилось по суше. Семеном Челюскиным был нанесен на карту самый северный мыс Евразии, названный его именем. Отряд дошел до озера Таймыр, достиг устья Пясины, поднялся по реке до ее истока и добрался до Енисея. Дальнейший путь пролегал обратно к Хатанге, затем вдоль реки к ее устью.
Весь маршрут был подробно описан и нанесен на карту. Это было первое подробное описание Таймыра.
В 2016 году корабелы Карелии построили копию (реплику) дубельшлюпа «Якутск», который после испытаний в Онежском озере был переправлен в Якутск.
Рис. 3. Реплика дубельшлюпа «Якутск».
Что мы узнали?
В статье приведена краткая биография братьев Лаптевых, мы узнали, что они открыли. Это были мужественные моряки, которые в тяжелых, полярных условиях впервые обследовали малоизвестные районы России.
Дмитрий и Харитон Лаптевы
Всего получено оценок: 151.
Всего получено оценок: 151.
Мореплаватели братья Лаптевы – участники Великой Северной экспедиции, продолжавшейся с 1732 по 1742 годы. Статья рассказывает о биографии братьев и открытиях, которые они совершили.
Биография братьев
Двоюродные братья Дмитрий и Харитон Лаптевы родились в первые годы XVIII века в Псковской губернии в семьях мелкопоместных дворян. Грамоте обучались в церковно-приходских школах. В 15 лет мальчиков отдали в Морскую академию, расположенную в Санкт-Петербурге. На Родину братья вернулись только в конце жизни.
В 1718 году после успешной сдачи экзаменов оба получили звание гардемаринов и были направлены в Балтийский флот.
Братья были зачислены во Вторую Камчатскую экспедицию, которая впоследствии получила название Великой Северной.
Дмитрий быстро получил офицерское звание и был зачислен в экспедицию с момента ее начала. Харитон стал офицером позже брата на 5 лет, участвовал в войне на территории Польши, плавал по Дону, был командиром придворной яхты. В состав экспедиции попал только в 1737 году.
Вернувшись из экспедиции братья продолжили службу в Балтийском флоте. Дмитрий ушел в отставку в чине вице-адмирала. Харитон заслужил звание капитана 1 ранга, затем занимался снабжением войск.
Закончив службу, братья вернулись в свои поместья, где скончались в 60-е годы XVIII столетия.
Великая Северная экспедиция
Целью экспедиции было изучение азиатского побережья и островов Северного Ледовитого океана, внутренних районов Сибири и рек на ее территории. В составе экспедиции работали 9 отрядов, двумя руководили братья Лаптевы. Для каждого отряда был составлен индивидуальный маршрут, поэтому открытия братьев различаются.
Маршрут Дмитрия Лаптева
Отряд Дмитрия обследовал районы, расположенные восточнее устья Лены. За 6 лет корабли прошли от устья Лены до Колымы, поднялись до Верхнеколымска. Были составлены карты берегов, нанесены устья всех рек, описаны ледовый режим морей и погодные условия во время плавания.
Маршрут Харитона Лаптева
Харитон принял командование Западно-Ленским отрядом после смерти его первого руководителя В. Прончищева. На дубельшлюпе «Якутск» удалось пройти от Лены до устья Хатанги, затем судно было раздавлено льдами. Дальнейшее изучение полуострова Таймыр продолжилось по суше. Семеном Челюскиным был нанесен на карту самый северный мыс Евразии, названный его именем. Отряд дошел до озера Таймыр, достиг устья Пясины, поднялся по реке до ее истока и добрался до Енисея. Дальнейший путь пролегал обратно к Хатанге, затем вдоль реки к ее устью.
Весь маршрут был подробно описан и нанесен на карту. Это было первое подробное описание Таймыра.
В 2016 году корабелы Карелии построили копию (реплику) дубельшлюпа «Якутск», который после испытаний в Онежском озере был переправлен в Якутск.
Что мы узнали?
В статье приведена краткая биография братьев Лаптевых, мы узнали, что они открыли. Это были мужественные моряки, которые в тяжелых, полярных условиях впервые обследовали малоизвестные районы России.