Что находится внутри зимнего дворца
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Краткая история Зимнего дворца
XVIII-XIX века
Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.
Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.
Начинаем заново!
В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.
Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
XX век
После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.
Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.
В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.
На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
Иорданская лестница
Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.
Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com
Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.
Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.
Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.
Петровский зал
Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.
Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.
Внимание к деталям
В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.
Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.
Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.
Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com
Лоджии Рафаэля
О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.
Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.
Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!
Военная галерея 1812 года
За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.
Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.
В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.
Малахитовая гостиная
Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.
Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com
Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.
В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.
Зимний дворец – свидетель эпох и символ Санкт-Петербурга
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зимний – главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, высотное жилое здание в Санкт-Петербурге. Расположен на Дворцовой набережной 38.
Экскурс в прошлое
Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.
В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.
Отголоски событий в Зимнем дворце:
Архитектурные особенности Зимнего дворца
Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.
Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.
Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.
Использование построек дворца
В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.
Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.
Зимний дворец в цифрах
В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).
Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.
Особенности дворцовых помещений
В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.
Значимые помещения
Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.
Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.
На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».
Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.
Описание и назначение залов
Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.
Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.
Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.
Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.
Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.
Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.
Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.
Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.
Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.
Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».
Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.
Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.
Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.
Другие помещения
В Зимнем дворце размещена экспозиция Государственного Эрмитажа. Дворцовая площадь и Зимний дворец – красивейший архитектурный ансамбль современного Петербурга, объект внутрироссийского и международного туризма.
Все, что нужно знать про Зимний дворец в Петербурге
Зимний дворец — это резиденция русских императоров в Санкт-Петербурге. Я считаю, что его по праву можно считать главной достопримечательностью Петербурга. Интересно, что когда-то по указу Николая I в Петербурге было запрещено возводить постройки выше Зимнего дворца. Все равнялись на резиденцию русских императоров — так она стала лицом города, определяющим архитектурную моду Петербурга.
Как начать знакомство с Зимним дворцом?
Этим летом я ездила на сегвее по Дворцовой площади, вокруг Александровского столба. Именно в этот момент в моей голове возникла причудливая космогоническая метафора. Если Александровский столб — это солнце Петербурга, то резиденция императоров — самая близкая и горячая планета, на которой жизнь простых людей вряд ли возможна, здесь могут жить только светила русской истории, правители империи. По мере отдаления от здания, в мое поле зрения попадала вся панорама площади, но оно по-прежнему стояло в центре картинки. При приближении к нему, он вынуждает фокусироваться на отдельных деталях постройки: часы, пилястры, барельефы… Такое экстремальное знакомство не может оставить равнодушным никого. Хватайте велосипеды, самокаты, ролики и отправляйтесь в это захватывающее путешествие. Но такое знакомство хорошо лишь на эмоциональном уровне. Чтобы понять всю прелесть данного сооружения, нужно углубиться в историю Петербурга. Поэтому я оставила свое оригинальное средство передвижения и отправилась разглядывать внутреннее убранство уже в обычной обуви, без колес.
Тайна названия
Если ты никогда не видел Зимний или был в нем очень давно, то я предлагаю сыграть в игру! Давайте вместе проверим, какие ассоциации вызывает его образ. Он похож на замок Снежной королевы из советского мультфильма? Или это вполне реальное здание, но вокруг пейзажи русской зимы?
Я думаю, что все те ассоциации, которые возникнут в вашем сознании, будут верны и так или иначе послужат ключом к открытию тайны.
Несмотря на говорящее название, посетить данную достопримечательность в Петербурге можно в любое время года, не только зимой. Интересно узнать, почему же его назвали именно так. Во-первых он был построен зимой, а во-вторых русские императоры жили здесь именно в это время года. Так что Зимний в Петербурге стал символом превосходства человека над стихией, природой, над русскими морозами. В этом месте можно не только укрыться от любых бурь и ветров, но и рассмотреть удивительные по красоте интерьеры. Внутри много золота, света, а благодаря огромному количеству зеркал пространство все время расширяется. Русские императоры не любили лежать без дела, поэтому в здесь даже в лютую стужу принимали послов из разных стран. Сегодня резиденция не является обособленным объектом, она входит в комплекс зданий Эрмитажа в Петербурге — музея, о котором вы можете подробнее прочитать здесь. Я же расскажу вам именно о Зимнем дворце.
История
На самом деле Зимний дворец в Петербурге перестраивался пять раз. Самый первый вариант был сделан из дерева и больше походил избушку. В нем не было того шика, который мы видим сейчас. Этот деревянный домик стал подарком Петру от губернатора Петербурга. Вторым архитектором был Георг Маттарнови. Постепенно здание эволюционировало. Именно это архитектурное взросление и интересует нас, ведь через историю конкретного здания можно проследить, как совершенствовалась сама Россия: менялись ее дома, улицы, внешний облик людей. Третье здание было возведено по проекту Растрелли в 1762 году. Строительство шло семь лет. Сам архитектор считал, что создает дворец для всероссийской славы.
Как известно, вся архитектура Петербурга делится на два типа. С одной стороны, мы можем видеть Петербург Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского — город с мрачными улицами, униженными и оскорблёнными людьми. Такой Петербург наполнен мистикой и безысходностью человеческого существования. Но есть и другая его сторона, о которой невозможно забыть. И одной из главных достопримечательностей этого «праздничного» и счастливого Петербурга является Зимний дворец. От него веет шиком и беззаботностью. Широта русской души и европейская упорядоченность, легкость и тяжесть, задумчивость и веселость — эти противоречия рождают гармонию.
Его перестраивали разные архитекторы и правители. Так вырос целый комплекс, который сегодня может посетить каждый. В 1837 году в здании вспыхнул пожар, который нельзя было потушить около суток, многие бесценные вещи были утрачены. После пожара был создан план по реконструкции. Стасов и Брюллов взялись за это дело. Через 15 месяцев большая часть здания была восстановлена.
Что находится в Зимнем дворце
Дворцовая площадь, где находится Зимний дворец в Санкт-Петербурге, — главная площадь города. Не нужно много думать о том, как попасть в Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Просто покупаем билет и заходим. Вход в Зимний дворец (Санкт-Петербург) находится прямо на Дворцовой площади. Есть на что посмотреть в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге! От входа Зимнего дворца в парадные залы ведет Посольская лестница. Послы из других государств сразу могли познакомиться с русскими традициями гостеприимства, восходя по красной дорожке.
В XIX веке лестницу начали называть Иорданской, так как во время праздников крещения по ней спускались члены императорской семьи к проруби в Неве.
Парадную часть восстанавливал архитектор Стасов. Он пытался сохранить стиль барокко с присущим ему богатым убранством, лепниной, зеркалами в тяжелых позолоченных рамах.
Петровский зал посвящён памяти первого русского императора Петра Великого. В оформлении интерьера преобладает красный французский бархат, на нем вышиты вензель Петра и растительный орнамент.Картины войн напоминают о силе России. Также интересен портрет императора: на нем Петр изображен рядом с богиней мудрости.
В Гербовом зале можно увидеть гербы всех российский губерний. Кроме того, здесь находятся скульптуры русских воинов. В этом же зале раньше устраивались официальные приемы.
Далее перед посетителями предстает Военная галерея — это длинный коридор, на стенах которого представлены портреты 322 генералов. В общем, весь цвет российской армии XIX века: Кутузов, Багратион, Платов, Раевский…
Малахитовая гостиная была создана для жены Николая I. В этом зале много малахита из рудников братьев Демидовых. Перед скульптором стояла задача практически государственной важности: он должен был продемонстрировать мощь и богатство русских земель, найти тот природный материал (минерал или камень), который бы олицетворял Россию. Зеленый цвет малахита наилучшим образом подчеркнул статус Российской империи. Малахит является символом жизни и роста.
Билеты
Для того, чтобы попасть в Зимний дворец в Петербурге, необходимо купить билет в кассах или в электронной форме. Второй вариант наиболее удобен, так как вам не придется стоять в длинных очередях.
Есть еще одна приятная новость: первый четверг каждого месяца — это день бесплатного посещения. Подробнее о ценах можно узнать на сайте Эрмитажа.
Как добраться
Как добраться: в Петербурге от станции метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект». Двигаться нужно по Невскому проспекту, в сторону Васильевского острова. После того, как Невский проспект закончится, вы выйдите на дворцовую площадь. Ориентироваться нужно на огромную арку, внутри которой возвышается Александровский столб. Вход в Зимний дворец в Петербурге находится прямо напротив Эрмитажа.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2 / Дворцовая набережная, д. 38. Зимний дворец посетить можно с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17:00), понедельник — выходной день.