Что открыл ибн баттута в географии 5 класс
Великий путешественник, объехавший полмира. Ибн Баттута
Эпоха Великих географических открытий пестрит известными именами, которые на слуху у всех. Считается, что этот значимый период в истории человечества приходится на XV-XVII века. Именно тогда заявили о себе Магеллан, Колумб и Васко де Гама.
Однако до них, в позднем Средневековье своими путешествиями прославился мусульманин Бу Абдулла Махаммад ибн Баттута. За свою жизнь он умудрился исколесить почти половину земного шара, оставив далеко позади большинство коллег.
Интересные факты о жизни и личности ибн Баттуты
Великий путешественник был одним из самых образованных людей своего времени. Родился и жил он в эпоху европейского Средневековья, его отцом был кади — религиозный судья, а мать, в точном соответствии с заветами Корана, занималась домом и детьми. Ибн Баттута, появившийся на свет в 1304 году, происходил из мусульманской семьи, проживавшей в городе Танжер в Марокко. До 21 года он усердно учился и сумел достичь в науках больших успехов. Именно жажда новых знаний погнала его в путь.
Однако первое путешествие он совершил по необходимости: каждый мусульманин обязан раз в жизни осуществить священное паломничество в Мекку и Медину, где находятся главные святыни ислама. Однако молодому человеку так понравилось путешествовать, что в итоге он провел в дороге следующие 30 лет своей жизни.
Ибн Баттута был разносторонним человеком, увлекался поэзией (читал и сам сочинял), богословием, имел юридическое образование, оставил после себя интересные путевые заметки, собранные после его смерти в книгу. Этот труд позволяет судить о том, что же в первую очередь привлекало путешественника в дальних странах: он писал не о властителях и политике, а о жизни и нравах простых людей иной веры и с иным мировоззрением.
Дважды в своей жизни ибн Баттуте довелось поработать по специальности: он был назначен на должность судьи сначала в Индии, а потом в родном Марокко. Путешественник, согласно мусульманской традиции, имел нескольких жен, причем среди них был женщины из других стран, с которыми его сталкивала судьба, и оставил после себя множество потомков.
Путешествовать ибн Баттута предпочитал с караванами или большими группами паломников — так было безопаснее. А кроме того, ему очень нравилось общаться с людьми и узнавать об их жизни. В общей сложности он преодолел 130 тысяч км, это расстояние в 4 раза больше, чем длина экватора.
Где побывал путешественник
Ибн Баттута посетил все государства арабского Востока, в Индию, Китай, Восточную Африку, остров Цейлон, Испанию и даже Россию. В нашу страну он попал в середине XIV века, когда на территории была установлена власть Золотой Орды. Путешественнику пришлось проделать долгий путь по берегу замерзшей Волги, его поразили заснеженные степи, а также образ жизни степных кочевников татаро-монголов.
Из России ибн Баттута отправился морем в Византию, а оттуда ему предстояло исследовать просторы Евразии. Он также посетил Сирию, где поразился, как много жители тратят на благотворительность. В Багдаде путешественник особое внимание уделил местным баням — их красивой архитектуре, большому количеству помещений, наличию трубопровода с горячей и холодной водой, сервису (например, всем посетителям предлагали чистые полотенца).
В Персидском заливе он наблюдал за ловцами жемчуга и подробно описал в своих заметках их сложную работу. В Турции султан показал ибн Баттуте удивительный небесный камень — огромный черный обломок метеорита, который пришлось вытаскивать нескольким дюжинам слуг.
Ибн Баттута. «Путешествия»
Страницы «Рихлы», Британский Музей
Все, что мы знаем о путешествиях Ибн Баттуты, происходит из его личных воспоминаний и автобиографических записей. Родился он 25 февраля 1304 года в Танжери, в Морокко, в берберской семье исламских правоведов. Учился Ибн Баттута в Мекке, в одном из мадххабов, исламской юридической школе.
Маршрут, предпринятый Ибн Баттутой в 1325–1332 годах (Северная Африка, Персия, Ирак, Аравийский Полуостров, Сомалия, побережье Суахили
Ибн Баттута начал свои паломничества в 1325-м году, в возрасте 21-го года, когда он оставил свой родной город и отправился в Хаддж в Мекку. В связи с этим он писал следующее:
«Я отправился в путь один, без товарищей, с которыми мог бы находиться рядом, без каравана, к которому мог бы присоединиться; это было так, как будто бы меня изнутри подталкивала какая-то сила и потаенное желание сердца посетить все эти великолепные святыни. Итак, я покинул своих близких и родных, женщин и мужчин, оставил родной дом, как птицы покидают свои гнезда. Мой отец и моя мать были еще живы. Они отговаривали меня не оставлять их и просили не уезжать, потому что, ими, как и мною, расставание было воспринято с большой болью.»
Путешествие предполагало переход по всему побережью Северной Африки, пересекающему Султанат Зайанидов и Хафсидов и проходило через города Тлемчен, Беджайа и Тунис, где Ибн Баттута провел два месяца. Чтобы совершать путешествие в безопасности и не быть ограбленным в пути, он предпочитал следовать в караване. В Сфаксе он женился; этот брак стал первым в череде многих других последующих.
Весной 1326-го года, после после перехода длиной в 3,500 км, Ибн Баттута прибыл в Александрию в Египте, который в тот период был частью султаната Бахридов. Бахриды правили Египтом, Сирией и западной частью Аравийского полуострова с 1250 по 1390 годы. Изначально происходившая из евро-азиатской степи, династия Бахридов мирным образом унаследовала власть у своих патронов, Айубидов, которым верно служила, предоставляя широкомасштабную военную помощь, вплоть до смерти последнего султана Айубида, аль-Салиха Айуба, после чего его бездетная вдова Шажар аль-Дурр вышла замуж за мамелюкского вождя, аль-Муизза Изз аль-Дина Айбака, в ходе чего власть от Айубидов законным образом перешла к Мамелюкам Бахридам.
Ибн Баттута пробыл в Египте несколько недель, посещая различные места и достопримечательности, а после направился в Каир, столицу Мамелюкского Султаната и один из наиболее значимых городов. Он там оставался месяц, а затем продолжил путь в направлении Мекки, выбрав дорогу, наименее подверженную внутренним усобицам и войнам, через относительно безопасную территорию, которую удерживали Мамелюки. Это путешествие взяло свое начало в долине Нила и продолжилось в направлении востока, в порту Айдхаб на берегу Красного Моря. Правда, сразу же после от’езда небольшое местное восстание вынудило его на время вернуться назад.
По возвращении в Каир, Ибн Баттута предпринял очередное путешествие в город Дамаск в Сирии, который находился под контролем Мамелюков. Слово «мамелюк» происходит от арабского » Al-Mamlakah» («المملكة»), «королевство», то есть, слово «мамелюк» имеет значение «королевский дружинник». Этот визит ему порекомендовал один паломник, которого он повстречал в Египте и который рассказал ему, что только пройдя через территорию Сирии паломничество в Мекку может считаться полноценным Хаджем. И в самом деле, Ибн Баттута на своем пути увидел множество священных мест, таких как город Хеброн, Иерусалим и Вифлеем, а Мамелюки на этом пути делали все возможное, чтобы путь паломников по святым местам и в Мекку был безопасным, исключив возможность убийств, нападений и грабежей.
Знамена Запорожской Сечи с гербами. Войска, располагались в эпоху Ибн Баттуты на Ближнем Востоке, в Сирии и Египте под началом Мамелюкских Султанов Бейбарса и Мустафы Кутуза (династия Берке, Чингизиды).
Мамелюкские воины. На колчане и сапоге конного мамелюка мы видим изображение разновидности герба «Радван» в красном цвете
После проведенного в Дамаске месяца Рамадана, Ибн Баттута присоединился к каравану, который направлялся в Медину, место успения Пророка Магомеда. Он провел в этом городе четыре дня и на следующий день отправился в Мекку, завершив таким образом свое паломничество, Хадж. Но, вместо того, чтобы отправиться назад, домой, Ибн Баттута решает продолжить путешествие, выбрав следующим своим маршрутом посещение Иль-Ханата, государства Золотой Орды на северо-востоке, находящегося под властью Чингизида Хулегу-Хана.
Хулегу и Докуз-Катун в образе нового императора Константина и Елены, сирийская библия 13-го века
Ибн Баттута в персидском Табризе, одной из столиц Иль-Ханата, 1327-й год
17 ноября 1326-го года, после месяца, проведенного в Мекке, Ибн Баттута присоединился к большому каравану паломников, которые возвращались в Ирак, пересекая Аравийский Полуостров. Группа направлялась на север, в Медину, а потом на северо-восток через нагорность Наджид в Наджаф, где Ибн Баттута посетил мавзолей Пророка Али, четвертого Халифа. Али ибн Аби Талиб, Alī ibn Abī Ṭālib (араб.: علي بن أبي طالب, ʿAlī ibn Abī Ṭālib; Мекка, 17 марта 599 – Куфа, 28 февраля 661), первый кузен и зять мусульманского Пророка Магомеда, вступивший в 622 в брак с Фатимой, дочерью Магомеда. В 656-м году стал четвертым Исламским Халифом. Шиитами почитается, как их первый Иммам, Духовный Лидер.
Мечеть Пророка Али в Наджафе
Старая Сана-а, Йемен
Ибн Баттута бывал в Мекке несколько раз и оставался там разное по продолжительности время. Согласно тому, что написано в «Рихле», три года, с сентября 1327-го года до осени 1330-го года, хотя и существуют гипотезы, что он покинул город уже в 1328-м году.
После окончания Хаджа Ибн Баттута уехад в Джедду, что стоит на побережье Красного Моря. Оттуда он продолжил свой путь по морю, с несколькими пересадками и проволочками из-за сильных юго-восточных ветров. После того как он прибыл в Йемен, Ибн Баттута посетил Забид и высокогорный Та’изз. Здесь он встретился с королем династии Расулидов, Муджахидом Нур аль-Дином Али. В «Рихле» Ибн Баттута говорит, что посетил, также, город Сана’а, но этот факт не имеет подтверждения. С большей долей вероятности он выехал из Та’изза и отправился прямиком в Аден, крупный портовый город, в который прибыл в 1329-1331 годах.
Чем прославился арабский путешественник Ибн Баттута?
Колумб, Магеллан, Васко да Гама… Эти имена великих путешественников прошедших веков у всех на слуху. А многие ли слышали об Абу Абдулле Махаммаде Ибн Баттуте (полное имя)? Это имя в нашей стране гораздо менее известно. А между тем более шести веков назад этот арабский путешественник обошел и изъездил буквально полмира. По протяженности маршрутов Ибн Баттута занимает 1-е место в списке средневековых путешественников. 130 тысяч километров. Это в четыре раза больше, чем протяженность земного экватора.
Ибн Баттута родился в 1304 году в Западной Африке, в Марокко. В 1325 году, в возрасте 21 года он отправился в паломничество к исламским святыням — Мекке и Медине. Но жизнь его сложилась так, что почти три десятка лет своей последующей жизни марокканец отдал путешествиям. Он посетил все страны арабского Востока, Иран, Золотую Орду, Индию, Цейлон, Китай, побережье Восточной Африки и государства западной части «черного континента» и, наконец, арабские владения в Испании. Удивительные жизнь и быт мира ислама, который в те времена во многом превосходил терзаемую войнами и чумой Европу, нашли отражение в книге, которую на склоне лет надиктовал путешественник. Называется она «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий».
Карта путешествий Ибн Батуты.
В своих путевых заметках Ибн Баттута писал отнюдь не только о властителях мусульманского мира и их роскошных дворцах. Гораздо больше марокканца интересовала жизнь обычных людей, их нравы, обычаи, манера одеваться и даже кухня.
В Дамаске (нынешняя столица Сирии) путешественника поразила приверженность местных жителей благотворительности. Благочествивые мусульмане делали пожертвования, и для этих денег находилось множество применений. Из пожертвований оплачивались дорожные расходы тех, кто хотел бы отправиться в паломничество в Мекку, но не имел для этого средств. На пожертвованные деньги покупались свадебные одежды девушкам из бедных семей, выкупались узники из застенков, мостились и ремонтировались улицы.
«Однажды, — писал Ибн-Баттута, — я шел по улице Дамаска и увидел, как маленький раб уронил блюдо из китайского фарфора, и оно разбилось на кусочки. Вокруг мальчика собралось несколько человек, один из которых дал рабу совет: «Собери осколки и отправляйся с ними к хранителю пожертвований на кухонную утварь». Раб так и поступил, а давший совет мужчина отвел парня к хранителю. Мальчик показал осколки блюда и получил деньги на покупку нового». Ибн-Баттута был в восторге от работы этого, как бы мы сегодня сказали, благотворительного фонда. Ведь если бы рабу не выдали деньги и он не купил бы новую посудину, хозяин наверняка отругал бы мальчишку, а может быть, и побил бы.
В Мекке, священном городе мусульман, Ибн-Баттуте запомнился еще один полезный и благородный обычай. На местном базаре он увидел множество детей, сидевших посреди торгующейся толпы с двумя корзинками. Оказывается каждый, кто купил товар, мог подойти к любому из детей (а это были бедные сироты) и положить свои покупки в корзинки: в одну — мясо и овощи, в другую — зерно. За несколько мелких монет сирота доставлял покупки на дом покупателю, а сам горожанин мог, не отягощая себя поклажей, отправиться по своим делам. Жители Мекки охотно давали детям заработать на жизнь, а сами юные курьеры никогда не обманывали тех, кто доверял им свои покупки.
С особым чувством Ибн Баттута пишет о многочисленных багдадских банях. По свидетельству марокканца они были великолепно выстроены, а стены их выкрашены природным битумом, который с виду напоминал черный мрамор. В каждой бане было устроено множество отдельных помещений для мытья. В углу такого помещения находился небольшой бассейн и два водопроводных крана — один с горячей, другой с холодной водой. Каждому посетителю бани выдавалось три полотенца. В одном полотенце человек входил в банное помещение, в другом — выходил из него, а третьим — вытирался. Нам, людям 21 века, обитателям квартир с водопроводом и канализацией, все это кажется привычным. Но арабский путешественник 14 века был просто потрясен таким уровнем личной гигиены. «Ни один город в этом отношении не мог сравниться с Багдадом», — вспоминал Ибн-Баттута. Это говорил человек, увидевший полмира.
На пути из Басры (современный Ирак) в Медину Ибн-Баттута посетил знаменитое в исламском мире селение Умм Убайда, в котором находились тысячи дервишей. Дервиши — это странствующие мусульманские монахи, известные своими необычными танцами, которые считаются у них религиозным ритуалом. Вот как выглядел день дервишей в описании Ибн-Баттуты. После полудня начинали бить барабаны и дервиши пускались в пляс. Протанцевав в они читали молитву и приступали к еде, которая состояла из рисовых лепешек, рыбы, молока и фиников. После вечерней молитвы дервиши принимались что-то напевать и бормотать. Приносили несколько связок дров и разжигался большой костер. Когда дрова прогорали, дервиши принимались танцевать прямо на углях, некоторые из монахов даже засовывали угли себе в рот и разжевывали их. Другие дервиши брали в руки больших змей и откусывали им головы.
На пути Ибн-Баттуты порой встречались люди, занимавшиеся весьма экзотическими промыслами. В Персидском заливе, между побережьем Аравийского полуострова и островом Бахрейн издавна добывали жемчуг. Здесь Ибн-Баттута познакомился с арабскими ныряльщиками. Эти люди надевали на глаза маску из черепашьей кости и специальную прищепку на нос, чтобы в ноздри не попадала вода. Привязав к запястью веревку, они ныряли на глубину в поисках раковин с жемчужинами. Некоторые из ныряльщиков, по свидетельству Ибн-Баттуты могли находиться под водой очень долго, чуть ли не до двух часов (хотя это, скорее, преувеличение). На дне добытчики жемчуга высматривали среди камней вожделенные раковины, вскрывали их ножом, вырезали жемчужину и клали ее в специальную кожаную сумочку, висящую на шее. Когда ныряльщик не мог больше обходиться без воздуха, он дергал за веревку, и помощник помогал ему подняться на поверхность и забраться в лодку. Пятую часть добытых жемчужин забирал в качестве налога местный султан, остальное скупали приплывающие из разных городов торговцы.
Когда Ибн-Баттута прибыл в Турцию, один из местных правителей спросил его: «Видел ли ты когда-нибудь камень, упавший с неба?». Слышав в ответ «нет», султан рассказал путешественнику, что в окрестностях города на землю упало некое небесное тело. Затем правитель отдал приказ, и вскоре несколько дюжих слуг внесли в комнату большой отливающий блеском черный камень. Послали за каменотесами. Четверо мужчин принялись одновременно дубасить космического гостя железными молотами, но ни расколоть камень, ни хотя бы отбить кусочек им так не удалось. Довольный тем, что сумел удивить гостя из далекой страны, султан приказал унести камень.
Ибн-Баттута объехал много разных стран, но нам, жителям России, конечно, наиболее интересна та часть путешествия марокканца, которая проходила по территории нашей страны. В те времена раздробленные русские княжества были данниками основанной монгольскими завоевателями Золотой орды. В 14 веке хан Узбек ввел в Орде мусульманскую религию, и именно ко двору Узбека, своего нового единоверца, отправился Ибн-Баттута. Чтобы добраться до столицы хана — Сарая, путешественнику пришлось проделать часть пути по льду замерзшей Волги. В распоряжение марокканского гостя была предоставлена специальная укрытая матерчатым тентом четырехколесная повозка, в которой Ибн-Баттута мог с комфортом передвигаться по волжским степям. В повозку запрягали лошадей, верблюдов или быков, а возница сидел верхом на одном из этих тягловых животных. Внутри повозки было просторно, что очень понравилось Ибн-Баттуте. «Во время путешествия, — писал он, — прямо в повозке можно было есть, спать, читать или писать.
Жители орды — кочевники, по воспоминаниям путешественника, отправляли свой скот пастись в степи, причем без сопровождения пастуха. Владельцы животных совсем не беспокоились за сохранность лошадей, быков и верблюдов, ибо в Орде действовали очень жестокие законы, карающие за воровство. Всякий, у кого обнаруживали, например, украденную лошадь, должен был не просто вернуть ее законному владельцу, но и отдать впридачу еще восемь лошадей. Если он не мог возместить ущерб лошадями, у вора забирали в рабство сыновей. Если же у него не было и сыновей, тогда, как писал Ибн-Баттута, преступника «резали как овцу».
Ибн-Баттута подробно описал быт и даже кулинарные пристрастия жителей монголо-татарской Орды. Главным блюдом кочевников был суп из крупы, куда добавлялось мелко нарезанное мясо. Дело в том, что скот кочевников, который не стоял в стойлах, а постоянно перегонялся по степям был жилистым, и его мясо — жестким. Только порезанное на мелкие кусочки, мясо могло хорошо провариться. Тогда его можно было разжевать. Кстати, появлению в блюдах европейской кухни блюд из мясного фарша, например, котлет, мы обязаны именно кочевникам.
Столица хана Узбека была по сути кочевым лагерем. Даже сам хан жил в шатре, который при необходимости можно было сложить и увезти на повозке. Узбек встретил марокканца, сидя на деревянном троне, украшенном серебром и драгоценными камнями. Вокруг трона стояло все его семейство — четыре жены, сыновья и дочери. На следующий день после встречи с ханом, Ибн-Баттута нанес визит главной жене Узбека — Тайтугли. Женщина оказала гостю наивысший знак внимания — она собственноручно налила в чашку кумыс (традиционный напиток кочевых народов, изготовленный из лошадиного молока) — и подала путешественнику. «Я никогда раньше не пил кумыс, — вспоминал Ибн-Баттута, — но отказаться я не мог. Слегка попробовав напиток, я понял, что он мне не нравится, и передал чашку своему спутнику».
С берегов Волги путь Ибн-Баттуты лежал на берега Босфора. Хан Узбек предложил Ибн-Баттуте отправиться в Константинополь, столицу Византии. Вместе с ним ко двору императора некогда могущественной греческой империи отправилась и одна из жен хана, которая, как оказалось, была дочерью византийского владыки. Неутомимому Ибн-Баттуте вновь предстояло пересечь бескрайние просторы Евразии.
Ибн Баттута
Краткая биография
Величайший путешественник своего времени ибн Баттута родился в 1304 г. в Танжере (Марокко) – портовом городе на северо-западе Африки. О его детстве и юности известно немного. Полное имя – Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи указывает, что он являлся сыном Абдаллаха из берберского племени Лавата города Танжера. Имя «ибн Баттута» означает, что он – потомок некоего Баттуты. Мальчик получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Как правоверный мусульманин, он уже в юности задумал совершить паломничество к святыням ислама в другие страны.
В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.
Всего ибн Баттута преодолел 120 700 км, для путешественников XIV в. это было неслыханным достижением. Вернувшись в начале 1354 г. в Фес, путешественник продиктовал книгу – «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Умер ибн Баттута в Фесе в 1368 г. (по другим сведениям, в 1377 г.).
Путешествия и странствия
Ибн Баттута отправился в путь из Танжера на восток 14 июня 1325 г., намереваясь совершить паломничество (хадж) в священный город мусульман – Мекку и побывать на могиле Мухаммеда в Медине. «Я отправился в одиночестве, – пишет ибн Баттута, – без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года».
Путь ибн Баттуты проходил вдоль северного побережья Африки. В Тунисе он присоединился к каравану паломников, следовавшему в Мекку. Они добрались до Александрии, затем – до дельты Нила, побывали в Каире, затем повернули на юг, планируя по Красному морю добраться до Аравии. Однако из-за военных действий между египтянами и бедуинскими племенами каравану пришлось изменить маршрут. Пилигримы проследовали через страны Малой Азии: Сирию и Палестину, посещая многие древние города, «святые места» и исторические памятники. О них ибн Баттута потом напишет в своей книге.
Дамаск поразил его «превыше красоты других городов», особенно огромная мечеть Омейядов, украшенная золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами и великолепной многоцветной мозаикой. В пути ибн Баттута нашел себе спутницу, и не одну, в Дамаске он женился уже в третий раз. Мусульманская религия разрешает правоверным иметь одновременно не более четырех жен и неограниченное количество наложниц и рабынь. В 1326 г. караван паломников достиг Мекки – родины основателя ислама – пророка Мухаммеда. Хадж в этот священный город является одной из пяти основных задач каждого мусульманина. Ибн Баттута посетил и Медину – город, где похоронен пророк Мухаммед.
Затем он направился в Басру, Багдад, Мосул. Далее его путь лежал на северо-восток, к цветущим городам Ирана – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Эти персидские города своей красотой и богатством поражали всех средневековых путешественников и купцов. Оттуда они привозили знаменитые персидские товары: шелковые ткани, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. Вернувшись в Мекку, ибн Баттута прожил там два года, а затем отправился в морское путешествие. В Джидде он сел на корабль и переправился через Красное море в суданский порт Суакин.
В странах Востока ибн Баттуту с почтением называли Шамс ад-дин – «Солнце веры».
Вдоль берегов Восточной Африки ибн Баттута проследовал до Мозамбикского пролива, посетил прибрежные города и познакомился с нравами и обычаями африканских племен. Затем побывал в Северном Йемене, где осмотрел Сану – древнюю столицу и большой Забид, «полный пальмовых деревьев, рощ и ручьев… воистину самый прекрасный город Йемена. Жители его отличаются хорошим настроением, правдивым характером и красивой внешностью, особенно здешние женщины, которые необычайно красивы».
Дальнейший его путь проходил вдоль аравийского побережья от одного до другого средневекового арабского порта. Крупнейшим из них был Ормуз (Хормуз). «Земля – кольцо, а Хормуз – жемчужина в нем», – говорили арабы. Здесь можно было встретить купцов разных национальностей из разных концов света. Затем ибн Баттута посетил Бахрейн, славившийся своим жемчугом: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду».
Ибн Баттута пересек пустыни Аравии, третий раз совершил паломничество в Мекку и знакомым путем добрался до Каира. Однако страсть к путешествиям по-прежнему не давала ему покоя, и он вновь планировал новые маршруты. Теперь его путь лежал на север – в Золотую Орду. Через Малую Азию он направился к берегам Черного моря и в 1332 г. прибыл в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму. Он осмотрел весь полуостров и через степи поехал к берегам Волги, в Хаджи-Тархан (Астрахань). По льду замерзшей Волги, которую ибн Баттута назвал «одной из великих рек на свете», караван путешественника достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из красивейших и самых населенных городов Востока. Жилые дома, лавки купцов и ремесленников, бани стояли вплотную друг к другу. Здесь же находился большой дворец – зимняя резиденция хана Узбека.
В свите жены хана, греческой княжны, ибн Баттута посетил столицу Византии – Константинополь, где ему удалось побеседовать с императором Андроником III. Ибн Баттута мечтал посетить удивительный Булгар – главный город Волжской Булгарии (средневекового феодального государства Прикамья), откуда купцы привозили дорогие меха и другие северные товары, но путешествие показалось ему особенно опасным, и он от него отказался.
Со временем ибн Баттута уже стал богатым купцом и путешествовал с караваном, нагруженным тюками с товарами. За ним следовали жены, наложницы и рабы. Иногда ибн Баттута задерживался на несколько лет в какой-нибудь стране и даже поступал на службу к местному правителю.
Через безводные казахские степи ибн Баттута направился в Бухару и Самарканд, затем его путь лежал на юг. Путникам пришлось преодолеть высокогорные перевалы Гиндукуша, название которого переводится как «убийца индусов», так как многие рабы и рабыни при доставке из стран Индии умирали на этих горах вследствие жестокого холода и обилия снега. Через горные районы Афганистана ибн Баттута прибыл в Кабул: «Некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев – разбойники». Впереди была сказочно богатая Индия. Ее правитель султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с почетом.
В 1334 г. ибн Баттута получил должность кади в Дели при дворе султана, несмотря на молодые годы, он имел к тому времени огромный опыт путешественника и дипломата, знал многие языки. Появляясь в новых местах как богатый купец из далеких стран, он быстро приобретал влияние при дворах монархов и часто становился одним из фаворитов. В Дели ибн Баттута прожил более семи лет. По подозрению в заговоре его на некоторое время заключили в тюрьму. Правда, довольно скоро отпустили, и Мухаммед-шах назначил ибн Баттуту посланником в Китай.
«Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
По пути на посольство султана неожиданно напали индийские повстанцы, ограбили и взяли посланников в плен. Ибн Баттуте чудом удалось бежать, он вернулся в Дели и поведал султану о своих злоключениях. Мухаммед снарядил новую, теперь морскую экспедицию, но и ее постигла неудача – шторм разбил все суда, а подарки султана китайскому императору пошли на дно. К счастью, ибн Баттута не пострадал, но вернуться к властителю Дели больше не решился, направился сначала в южную Индию, а потом на Мальдивские острова, где прожил несколько лет.
Затем неутомимый путешественник посетил остров Цейлон. Там его поразили обилие и роскошь драгоценных камней: «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». Возвращаясь на Малабарский берег, ибн Баттута потерпел кораблекрушение, на судно напали пираты: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». Добравшись до Дели, путешественник встретил знакомых купцов, которые подивились его рассказам о необыкновенных приключениях и помогли путнику деньгами.
А ибн Баттута собрался тем временем в новое путешествие – теперь в Китай. В 1342 г. вдоль берегов Индокитая, Малаккского полуострова он достиг острова Суматра, а затем и китайского побережья. Зейтун (Гуаньчжоу), расположенный на западном берегу Тайваньского пролива, в Средние века был важным торговым портом: «Один из крупнейших в мире, вернее, самый крупный, – пишет ибн Баттута. – Я видел в нем около ста больших джонок, не считая бесчисленного количества маленьких». Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Прошло пять лет, и марокканец решает вернуться домой. Через Индию, Иран, Месопотамию, Сирию и Египет он направляется в Мекку и совершает свое четвертое паломничество.
«Как на востоке, так и на западе (мусульманского) мира нет дынь, подобных хорезмским, за исключением бухарской, за которой следует исфаханская дыня. Кожа ее зеленая, мякоть красная, очень сладкая и при этом твердая. Удивительно, что ее разрезают на куски, сушат на солнце и кладут в корзины, как у нас делают с сушеными фигами и малагским инжиром, и везут из Хорезма в дальние города Индии и Китая. Среди всех сушеных фруктов нет лучше ее». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
В ноябре 1349 г., объехав, по сути, почти весь известный в те времена мир, ибн Баттута прибыл в Фес (бывший тогда столицей Марокко). Здесь он поступил на службу к султану Абу Инану. Услышав рассказы ибн Баттуты о его странствиях, султан посчитал, что подобные приключения должны сохраниться для будущих поколений. Под диктовку рассказы ибн Баттуты записал молодой историк ибн Джузайе, и вскоре появилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», равной которой не знало Средневековье.
Однако ее автору снова пришлось собираться в путь. На этот раз с дипломатическими миссиями. Сначала, в 1351 г., в Гранаду (столицу арабских владений в Испании), а затем в Западную Африку. Он достиг берегов Нигера и отправился в глубь материка – в государство Мали, где в XIV в. находились крупнейшие месторождения золота. Ничто не ускользает от взгляда опытного путешественника: он описывает оазисы в пустыне, возможности торговли, обычаи живущего в этих краях народа малинке и крупный ремесленный и торговый город Сахары – Томбукту. Ибн Баттута подолгу живет в некоторых городах Мали и, наконец, с караваном верблюдов возвращается назад через Сахару и заснеженные перевалы алжирских гор, которые стали серьезным препятствием для продвижения каравана.
В начале 1354 г. неутомимый путешественник прибыл в Фес, завершив последнее из своих путешествий.
Книга ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» – это не свод сухих данных, а живой рассказ очевидца, не столько научное географическое описание, сколько мемуары, путевые заметки. Они представляли огромный интерес для современников и были переведены впоследствии на многие языки мира.