Что открыл челюскин и лаптев 1739 1742
Мой конспект — конспекты, шпаргалки, лекции
Наши партнеры
Семен Челюскин и Харитон Лаптев
После смерти Прончищева командование отрядом принял на себя штурман Семен Челюскин. Летом 1737 он провел судно к устью Лены и поднялся по ней до Якутска. Беринга там уже не было, поэтому надо ожидать инструкций из Санкт-Петербурга.
Челюскин был уверен, что участок вдоль морского побережья от Лены до Енисея преодолеть на корабле невозможно. Он был прав. На деревянных кораблях, которые имела экспедиция, это сделать нереально. К тому же, как недавно выяснили ученые, климат в то время на побережье Северного Ледовитого океана был значительно суровее, чем сейчас. Но в столице штурмана не услышали. Командование отрядом было передано постороннему человеку — Харитона Лаптева. Он имел приказ обойти Таймыр с востока на запад.
Летом 1739 корабль, принадлежавший отряда Прончищева, а теперь находился под началом Лаптева, двинулся вниз по Лене, а когда достиг моря, поплыл в западном направлении вдоль морского побережья. Лаптев прошел устье Оленька, открыл бухту Нордвик, Хатанзку губу (залив), а также произвел съемку побережья до Таймыра. Далее льды остановили мореплавателей. Поэтому они вернулись в Хатанзкои бухты, чтобы зазимовать.
Зимой Лаптев разбил своих людей на небольшие отряды, чтобы исследовать земли, куда нельзя было добраться морем.
Группа геодезиста Чекина на собаках и оленях прошла Таймырского тундрой к озеру Таймыр, досталась реки Таймыр и обследовала морское побережье на протяжении 100 км. Второй отряд добрался реки Пясина. Сам Лаптев возглавил третий отряд и в августе 1740 сделал еще одну попытку пройти на корабле до устья реки Таймыр. Но у отметки в 75 ° 30 ‘северной широты судно было затерто льдами. Продовольствие и снаряжение перенесли на лед, а потом сквозь метель, туман и сильный мороз пришли к берегу. Отсюда отряд двинулся в направлении Хатанги, добрался до нее, но потерял по дороге четырех человек.
Этот урок не прошел даром. Лаптев решил: если невозможно обойти Таймыр морем, это следует сделать суше. Для этого командир снова разделил отряд на группы. Первая под руководством Челюскина на трех санях — нартах отправилась к устью Таймыра. Второй отряд во главе с квартирмейстером Токмачова двинулся по направлению Таймырского озера, чтобы оттуда тоже добраться устья Таймыра. На восемнадцати нартах они везли запас продовольствия, чтобы организовать базы на озере и побережье для остальных товарищей. Одновременно геодезист Чекин начал описание побережья полуострова. А несколько позже сам Лаптев достался во внутренние районы Таймыра для исследования.
После окончания намеченных задач вблизи 75 ° 21 ‘ северной широты отряды Челюскина и Лаптева встретились. Вместе они направились к Туруханска и там зазимовали.
В 1742 году Челюскин раз отправился в Хатанги. 9 мая (по другим данным 20- го) он достиг самой северной точки Евразии — мыса, ныне носит имя Челюскина. Здесь с деревьев, их выбросило морем на берег, был построен знак. Круг его подножия под камнями была скрыта кожаная сумка сообщению об открытии мыса Семена Челюскина.
В июне этого же года Лаптев и Челюскин поехали в Петербург. Они везли с собой очень ценные материалы не только о рельефе местности, но и о климате, растительном и животном мире, местное население, сведения о приливах и отливы, отклонение магнитной стрелки и т.п..
Великая Северная экспедиция 1732-1743
Но ключевой фигурой в принятии решения по масштабному изучению Севера стал граф А.И. Остерман – самое влиятельное лицо в государстве во времена царствования Анны Иоанновны (1730-1740). Интересно, что Остермана в 1704 году «сосватал» на русскую службу тот же самый адмирал К. И. Крюйс, который годом раньше «нашел» и самого Беринга!
Детально разработанный план обследования Сибири, побережья Северных морей и Дальнего Востока был утвержден Сенатом. 17 апреля 1732 был подписан высочайший указ. И дело завертелось! Руководителем всего проекта был назначен сам Витус Беринг, получивший за прошлые заслуги звание капитан-командора. Ему же поручалось возглавить отряд по поиску морского пути к Американскому континенту. Для всех отрядов была предусмотрена постройка новых кораблей. Все отряды возглавляли офицеры Военно-Морского флота.
Проект вошел в историю как Великая Северная экспедиции. О нем и его героях написано множество исторических трудов и художественных произведений. В рамках одной статьи просто невозможно рассказать всё. Поэтому здесь представлены лишь основные направления и главные действующие лица экспедиции.
Основные Направления Великой Северной экспедиции
Все побережье северных морей, от Печоры до Чукотки, было разбито Адмиралтейств-коллегией на 5 участков. За самый западный участок (от Печоры до Оби) отвечало само Адмиралтейство. Всем остальным «хозяйством» ведал Витус Беринг.
пройти морем и сделать съемку побережья от устья Печоры до Оби.
Второй командир – лейтенант Михаил Павлов
Корабли: коч «Экспедицион», коч «Обь»
Вследствие неудовлетворительных результатов и поведения командиров отряда, Адмиралтейство в 1736 году отстранило Муравьева и Павлова. Руководителями «Двинско-Обского отряда» стали:
Дополнительно построено 2 судна: бот «Первый» и бот «Второй»
отряд справился с поставленной задачей. Были обследованы и нанесены на карту: побережье Северного Ледовитого океана от реки Печоры до устья Оби, включая полуостров Ямал, часть берега Обской губы, нижнее течения реки Обь до г. Березов.
пройти водным путем и нанести на карту побережье Северного океана от устья Оби до устья Енисея.
Командир – лейтенант Дмитрий Овцын
Корабли: дубель-шлюпка «Тобол», бот «Обь-Почтальон»
Начало работы – 1734. Окончание – 1737.
отряд справился с поставленной задачей. Были сделаны промеры глубин, нанесены на карту фарватеры, берега, мели. На берегах поставлены навигационные знаки. C оставлена карта Гыданского полуострова.
Командир отряда Д. Овцын по окончании работ был арестован. Ему поставили в вину общение с сосланным в Берёзов князем И.А.Долгоруким. Овцына разжаловали в матросы и сослали в Сибирь (!) Под стражей он был доставлен в Охотск, в отряд Витуса Беринга. Участвовал в плавании к берегам Америки. Офицерское звание ему было возвращено лишь в 1742, после возвращения из Второй Камчатской экспедиции. Дослужился до капитана второго ранга.
Восточно-Енисейск ий отряд
составить описание побережья Северного океана и полуострова Таймыр от устья Енисея до реки Хатанга.
Корабль – бот «Обь-Почтальон» (переданный отрядом Д. Овцына)
Начало работ – 1738. Окончание – 1743.
поставленная задача выполнена частично. Пройдена по морю, нанесена на карту и описана лишь западное побережье п-ова Таймыр до 75° с. ш.
разведать возможность прохождения морем от Лены на запад к Енисею, исследование и нанесение на карту побережья, полуострова Таймыр, а также русла реки Лена ниже Якутска.
Командир – лейтенант Василий Прончищев
Корабли – дубель-шлюпка «Якутск»
Начало работ – 1735. Окончание – 1742.
отряд почти полностью справился с поставленной задачей. Нанесен на карту практически весь Таймыр и побережье на запад от Лены до устья реки Хатанги.
За две навигации Прончищеву удалось пройти морем от устья Лены до «середины» береговой линии Таймыра и нанести на карту более 500 вёрст побережья. Во время второй навигации сам В. Прончищев и сопровождавшая его супруга Татьяна погибли. Отряд возглавил Х. Лаптев. На «Якутске» команда Х. Лаптева в 1739-40 продолжила описание Таймырского побережья. После гибели судна, Х. Лаптев начал «сухопутное» обследование Таймыра, разделив отряд на три группы. Группе С.Челюскина в 1742 удалось выйти на самую северную точку Таймыра и всего Азиатского материка – Восточно-Северный мыс с координатами 77°43′ с. ш. 104°18′ в. д.
К 100-летнему юбилею экспедиции «Русское географическое общество» переименовало эту географическую точку в мыс Челюскина. Д. Прончищев и Х. Лаптев, помимо географических вычислений, вели наблюдение за погодой, природой, животным миром, сделали массу наблюдений за бытом и обычаями коренного населения.
* Семён Челюскин во время экспедиции не имел офицерского звания, был произведен в мичманы лишь в 1742 г.
попытаться пройти морем от устья Лены до «Чукотского мыса» и далее до Камчатки. На всем пути провести съемку побережья, нижнего течения основных рек, определить фарватер и провести все прочие наблюдения самого дальнего участка азиатского материка.
Командир (1735-36) – лейтенант Петр Ласиниус (участник Первой Камчатской экспедиции)
Командир (1736-1742) –лейтенант Дмитрий Лаптев (двоюродный брат Харитона Лаптева)
Корабль – дубель-шлюпка «Иркутск»
Начало работ – 1735. Окончание – 1742.
отряд выполнил только часть задания. Не удалось пройти морем на восток дальше устья Колымы. Нанесено на карту побережье от Лены до Колымы, обследованы русла рек Яна, Хрома, Индигирка, Колыма, Анадырь.
Командир отряда П. Ласиниус и значительная часть команды скончались от цинги в первую же зимовку. Командиром отряда в 1736 назначен Д. Лаптев. На дубель-шлюпке «Иркутск» продолжил попытки пройти морем на восток. Без успеха. Лаптев отправился в Петербург с отчетом о невозможности пройти морем до Чукотки. В Адмиралтействе настойчиво предложили сделать еще одну попытку.
Возвратившись к отряду, Д.Лаптев сделал еще целый ряд попыток прорваться морем до «Чукотского носа». Проплыть по воде удалось только до мыса Баранов камень, восточнее устья Колымы. Зимовали в Нижнеколымском остроге. Потом пошли вверх по Колыме, ведя съемку русла, переправились в бассейн Анадыря и нанесли на карту все русло. Вернулись обратно в Нижнеколымск, оттуда на боте «Иркутск» возвратились в Якутск, после в Петербург.
найти морской путь в Америку с Востока. Провести разведку, нанести на карты все, что будет встречено на пути.
Командир – капинат-командор Витус Беринг
Второй командир – капитан Алексей Чириков
Корабли: боты «Святой Петр» и «Святой Павел»
оба судна дошли до американского побережья. Все подробности здесь.
найти дорогу в Японию. По возможности установить контакты с населением и местными властями.
Командир – капитан 1 ранга Мартын Шпанберг (участник Первой Камчатской экспедиции)
Второй командир – лейтенант Вилим Вальтон
Корабли – бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда», бот «Святой Гавриил», шлюп «Большерецк».
Начало – 1738. Окончание – 1739.
отряд полностью справился с поставленной задачей. Обнаружена Япония, сделаны описания части побережья, установлены контакты с местным населением.
На обратном пути М. Шпанберг 24 июня заходил и на Хоккайдо. В. Вальтон даже произвел высадку на берег 19 июня 1739, а 24 июня тоже повернул домой. Суда порознь пришли в Охотск и представили находящемуся там В. Берингу свои отчеты.
В 1742 году корабли отряда еще выходили на съемку Курильских островов.
географические, геологические, этнографические, метеорологические, исторические исследования, изучение флоры и фауны материковой Сибири и Дальнего Востока.
Профессора Г. Миллер, И. Гмелин, Л. Делакроер, историк А.Татищев, студент С. Крашенинников, геодезист А. Красильников, адъюнкты естественных и исторических наук Г. Стеллер и И.Фишер и целый ряд других исследователей.
Начало работ 1734. Окончание – 1740.
«отряд» справился с поставленной задачей. Трудами перечисленных ученых, их сотрудников и помощников было положено начало научному изучению Сибири.
Итоги Великой Северной экспедиции
Несмотря на все трудности и непреодолимые по тогдашним средствам препятствия, Великая Северная экспедиция существенно расширила географические (и все сопутствующие) сведения о берегах Ледовитого океана. Были нанесены на карты полярные пределы России, низовья больших сибирских рек. Был проявлен научный подход к изучению местных народов. Русские «официально» достигли берегов Америки и Японии.
Сведения, добытые отрядами экспедиции, более ста лет являлись единственным источником информации для ученых и мореплавателей всего мира. Именами командиров и активных участников экспедиции названы моря, проливы, острова и другие точки на карте России.
(**) – на момент описываемых событий привычных нам географических названий еще не было. Большинство из них появилось много позднее Великой Северной экспедиции.
5.4. От Лены на запад (1735–1742)
5.4. От Лены на запад
Четвертый отряд Великой Северной экспедиции должен был описать морской берег от Лены на запад. Для отряда в Якутске была построена дубель-шлюпка «Якутск» тех же размеров, что и «Тобол» Овцына.
Начальником отряда был назначен лейтенант Василий Прончищев. На «Якутске» вышло в плавание 50 человек, в том числе жена Прончищева Мария, штурман Семен Иванович Челюскин и геодезист Никифор Чекин.
«Якутск» вышел из Якутска 29 июня 1735 г. и, приняв запасы с сопровождавших его дощаников, 13 августа вышел из дельты Лены. Повернув затем на запад, Прончищев 25 августа достиг устья реки Оленёк. Из-за открывшейся в дубель-шлюпке течи Прончищев решил здесь перезимовать, тем более что вблизи оказалось небольшое селение. Из плавника построили две избы. Во время зимовки несколько человек, в том числе сам Прончищев, заболели цынгой.
Маршруты Прончищева в 1735 и 1736 годах (по Яникову).
Только 3 августа следующего, 1736 г. Прончищев смог выйти в море и в тот же день дошел до устья реки Анабар. Став здесь на якорь, он послал геодезиста Чекина для описи реки и поисков руды, о которой рассказывали местные жители.
10 августа Чекин вернулся, «Якутск» снова вышел в море, но сразу же встретил льды. Пробираясь между ними, 13 августа достигли северного входа в Хатангский залив и стали продвигаться на север вдоль восточного побережья Таймырского полуострова.
17 августа были усмотрены острова, названные островами Петра, 18 августа миновали залив Фаддея, который посчитали за устье реки Таймыры, а 19 августа прошли группу, названную островами Самуила (в 1935 г. они были переименованы в острова Комсомольской Правды).
В тот же день на счислимой широте 77°25?-77°29?[109] «Якутск» встретил очень тяжелые льды: «самые глухие… которым и конца видеть не могли». По льдам бродило много медведей: «якобы какая скотина ходит» – так писал Челюскин[110]. На совете было решено возвращаться. 29 августа штурман Семен Иванович Челюскин, вступивший в командование вместо тяжело больного Прончищева, привел «Якутск» к устью реки Оленёк. В этот день Прончищев скончался. Через несколько дней удалось подвести «Якутск» к месту зимовки. 6 сентября похоронили Прончищева, а 11 сентября скончалась его жена Мария. Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней.
Адмиралтейств-коллегия, рассмотрев материалы, привезенные Д. Лаптевым, назначила вместо умершего Прончищева начальником отряда Харитона Прокопьевича Лаптева, произведенного в связи с этим из мичманов в лейтенанты. Одновременно X. Лаптеву было разрешено, в случае если не удастся пройти из Хатанги в Енисей морем, обойти полуостров Таймыр с описью по берегу.
X. Лаптев прибыл в Якутск 25 мая 1739 г., а уже 5 июня отправился вниз по Лене. Всего на «Якутске» было 45 человек – почти все участники плавания Прончищева. В этот раз была взята с собой упряжка собак. 19 июля Лаптев вышел из дельты Лены, и, послав дощаники с провиантом для разгрузки к зимовью на реке Оленёк, сам пошел далее на запад. Уже на меридиане р. Оленёк «Якутск» встретил тяжелые льды, через которые иногда приходилось пробивать путь пешнями. Через неделю удалось дойти только до восточного выхода в пролив, отделяющий остров Бегичева от материка. Здесь на берег был послан для описи геодезист Чекин, который неправильна посчитал этот пролив заливом. Так на карте X. Лаптева появилась бухта Нордвик[111].
В дальнейшем «Якутск» обогнул остров Бегичева с севера и вошел в Хатангский залив. Здесь у небольшой реки устроили склад провианта для будущего зимовья.
14 августа ветер переменился и отогнал льды. Лаптев пошел на север. Вскоре увидели остров, названный островом Преображения. Затем Лаптев прошел острова Петра и 21 августа подошел к высокому мысу, названному мысом Фаддея. Далее на север путь был прегражден неподвижным льдом.
Во время стоянки у мыса Фаддея Чекин на собаках проехал вдоль береговой черты для разведки льдов и выяснил, что они непроходимы, а Челюскин, поставивший на берегу знак, донес, что все пространство между горной цепью на берегу и мысом Фаддея забито тяжелыми льдами и что на севере виднеется еще один остров.
Необходимого для зимовки плавника у мыса Фаддея не оказалось. Поэтому 22 августа на совете решили вернуться в Хатангский залив. Путь назад между льдами был очень тяжел. Все же 27 августа Лаптев вошел в Хатангский залив, потом по Хатанге поднялся до устья реки Блудной и здесь устроился на зимовку в построенном из плавника доме.
Зимовка прошла очень тяжело: пришлось перевозить запасы продовольствия из зимовья на реке Оленёк. Благодаря мерам, принятым Лаптевым, заболеваний цынгой не было; за всю зиму умер один солдат, но от другой болезни.
Еще осенью Лаптев послал солдата Константина Хороших в Туруханск с письмом к Минину, о чем уже говорилось.
Маршруты отряда Харитона Лаптева в 1739–1742 годах (по Яникову).
Для описания берега от устья Таймыры до Пясины X. Лаптев послал Чекина. В это время Лаптев, так же как и Прончищев, принимал залив Фаддея за устье реки Таймыры. Чекин выехал из зимовья 23 марта 1940 г. на собачьих упряжках, доехал до истока реки Таймыры из озера Таймыр и по реке спустился вниз до ее устья. 17 мая Чекин со своими спутниками вернулся в крайне бедственном состоянии, пешком, потеряв от бескормицы почти всех собак и бросив на пути нарты.
В конце мая Лаптев послал на озеро Таймыр партию для заготовки рыбы.
«Якутск» вышел из Хатанги только 13 июля, а остров Бегичева прошел только 12 августа. В Хатангском заливе дубель-шлюпку задержали льды. 13 августа на широте 75°26? судно подошло к кромке невзломанного льда и вскоре его затерло льдами. В корпусе появились пробоины, форштевень изломало, «Якутск» оказался в совершенно безнадежном состоянии. На совете было решено спасти с «Якутска» все, что можно, и переправиться на берег. Берега достигли 16 августа. 31 августа льды пришли в движение и унесли в море дубель-шлюпку и припасы, выгруженные около нее на лед. После того как замерзли реки, Лаптев в середине октября довел свою команду до зимовья. Путь к зимовью был очень тяжелым и по дороге к реке Блудной умерло четыре человека.
После гибели «Якутска» дальнейшая работа отряда X. Лаптева велась по санному пути на собаках. Для производства сухопутной описи требовалось значительно меньше людей, чем для описи на судне. Поэтому Лаптев оставил при себе только Челюскина, Чекина, одного унтер-офицера, четырех солдат и плотника. Всю остальную команду «Якутска» Лаптев отправил на Енисей – в поселок Дудинку.
Весной 1741 г. опись начали три партии: Лаптева, Чекина и Челюскина.
X. Лаптев от места зимовки прошел к озеру Таймыр, затем к устью реки Таймыры, откуда повернул вдоль морского берега на запад.
Примерно у мыса Стерлегова (южного) он встретился с партией Челюскина, спустившейся по реке Пясине к ее устью и затем повернувшей вдоль морского берега на северо-восток. Чекин в то же время дошел по восточному берегу полуострова Таймыр до островов Петра. Дальше итти он не мог, так как заболел снежной слепотой.
Зиму 1741/42 г. весь отряд провел в Туруханске.
В 1742 г. Челюскин с тремя солдатами начал описные работы от устья Хатанги вдоль восточного побережья полуострова Таймыр и 6 мая достиг 77°27? с. ш., а 8 мая мыса, от которого берег резко поворачивает на юг.
В своем журнале Челюскин записал: «Сей мыс каменный, приярый, высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс Восточно-Северный» – это был мыс Челюскина.
На мысе был поставлен знак – привезенное Челюскиным бревно.
От этого мыса Челюскин повернул на юго-запад и замкнул опись, произведенную в 1741 г. X. Лаптевым. 15 мая Челюскин встретился с солдатом Константином Хороших и якутом, посланными к нему Лаптевым. После этого он прошел прямо к зимовью в устье реки Таймыры, где в это время был уже сам Харитон Лаптев. Лаптев совершил до этого большой путь по рекам Пясине и Дудыпте до верховьев последней. Отсюда он прошел на север через верховья реки Большой Балахны к озеру Таймыр и оттуда по реке Таймыре к ее устью.
После встречи Челюскина и Лаптева все участники похода 27 августа 1742 г. благополучно вернулись в Енисейск.
Некоторые ученые сомневались в том, достиг ли Челюскин северной оконечности Азии – мыса Челюскина. Вот что писал по этому поводу Ф. П. Врангель.
«Хотя и объехал он (Челюскин.—Н. 3.) часть берега, которая до того времени не была описана, но как не произведено наблюдений для определения широт, и опись была весьма поверхностная, то о положении сего берега знаем токмо, что оной омываем океаном, не соединяясь ни с какою неизвестною, к северу лежащею землею, из журнала Челюскина не видно даже счислимой широты самой северной оконечности сего берега» (подчеркнуто Соколовым.—Н. 3.).
В другом месте Врангель говорит:
«От устья Таймуры до мыса Св. Фаддея берег не мог быть обойден на судах и весьма поверхностно был осмотрен зимою по льду, на собаках, штурманом Челюскиным, так что положение Северо-восточного, иначе Таймурского, мыса, т. е. самого северного мыса Азии, остается неопределенным» (подчеркнуто Соколовым.—Н. 3.).
«Такой отзыв и какие-то другие необъяснимые соображения подали основание г. Бэру (русскому академику.—Н. 3.) утверждать, что… „оконечность Северовосточного мыса и с сухопутного пути никогда не была достигнута“; что Челюскин, „чтобы развязаться с ненавистным предприятием, решился на неосновательное донесение“»[112].
Соколов специально для оправдания несправедливо очерненной памяти «почтенного труженика» перевычислил наблюдения Челюскина и нашел, что Челюскин, несомненно, побывал на мысе его имени. По Челюскину широта мыса «Восточно-Северного» равна 77°34? с. ш. На современной карте мыс Челюскина расположен на 77°41? с. ш.
Такого же мнения придерживался и академик Миддендорф, который сказал, что «Челюскин бесспорно венец наших моряков». Он же дал и наименование «мыс Челюскина».
Отряд Харитона Лаптева работал на самом трудном и на наиболее удаленном от населенных мест участке Северного морского пути. «Якутск» еще при Прончищеве прошел на север далее всех других судов Великой Северной экспедиции.
Во время работ был посещен самый северный мыс Азии и положен на карту наибольший по протяжению участок морского берега. Открыто и описано наибольшее число островов. Сделано все это было с наименьшими потерями в людях, что надо приписать прекрасным организационным способностям Харитона Лаптева. Но одновременно нельзя не восхищаться ближайшими помощниками X. Лаптева, начавшими свою работу еще при Прончищеве: штурманом Челюскиным, геодезистом Чекиным, боцманматом Медведевым и солдатом Хороших.
Сам X. Лаптев был не только прекрасным моряком и гидрографом, он одновременно являлся и крупным исследователем. Вернувшись в Петербург, Лаптев 13 сентября 1743 г. представил в Адмиралтейств-коллегию «экстракт» (выдержки) из своих журналов за 1739 и 1740 годы и записку «Описание, содержащее от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчатской экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние»[113].
Записка состоит из трех частей. В первой части описана река Лена от Якутска до устья и морской берег от Лены до Енисея. Эта часть записки представляет своеобразную лоцию – в ней Лаптев описывает и течения, и льды, и приливо-отливные явления, и т. п. Во второй части описаны реки от Лены до Енисея, озеро Таймыр, тундра около озера Таймыр. В отдельном пункте описаны бивни мамонта и даны два их рисунка. В третьей части Лаптев описывает свои наблюдения над бытом народностей, населявших полуостров Таймыр.
Этнографические записи Лаптева представляют особый интерес потому, что они являются первыми для данного района и написаны более 200 лет назад. X. Лаптев описывает местных жителей с большой теплотой и без тени пренебрежения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Книга седьмая (1742–1748)
Книга седьмая (1742–1748) После двух лет терпеливого молчания я, несмотря на свое решенье, снова берусь за перо. Читатель, отложите свое суждение о причинах, вынуждающих меня к этому: вы сможете судить о них, только прочитав то, что я напишу.Я показал, как протекла моя
О, Запад есть Запад!
О, Запад есть Запад! Как говорится, беда не приходит одна. Не успела несчастная Россия переварить старых правых (от Пуришкевича до Шафаревича), как завелись «новые правые». Это, кажется, последний гвоздь сезона. Откуда же к нам пожаловали евразийские гости? Поверхностные
КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЕЛЕ (1742–1786)
КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЕЛЕ (1742–1786) Карл Вильгельм Шееле родился в городке Штральзунд, в Померании, входившей в то время в состав Шведского государства[153]. Его отец, известный шведский торговец, имел самый большой магазин в городе. Для обучения сына он нанял учителей, которые
Граф Яков Вилимович Брюс (1670–1735)
Граф Яков Вилимович Брюс (1670–1735) «Трактат, вами заключенный, столь искусно составлен, что и мне самому не можно бы лучше оного написать для подписи господ шведов. Славное сие дело ваше останется навсегда незабвенным, никогда наша Россия такого полезного мира не
Граф Валентин Платонович Мусин-Пушкин (1735–1804)
Граф Валентин Платонович Мусин-Пушкин (1735–1804) Когда сама императрица Екатерина II скептически отзывается о твоих военных способностях и называет «нерешимым мешком», кажется, не стоит рассчитывать на большие успехи и щедрые награды. Но если бы Валентин Платонович
«Я ВАМ ДАМ БЕСПЛАТНО» Портрет Лены Лениной – французской фотомодели отечественного происхождения
«Я ВАМ ДАМ БЕСПЛАТНО» Портрет Лены Лениной – французской фотомодели отечественного происхождения Лена Ленина – очень известная модель. Но не у нас – она живет и работает в Париже, где ее знает каждая парижская собака. Ее светлый лик публикуют на обложке «Гала», «Пари
Приложение 2 Рассказ Оли и Лены Аросевых о празднике на Тушинском аэродроме 12 июля 1935 года
Приложение 2 Рассказ Оли и Лены Аросевых о празднике на Тушинском аэродроме 12 июля 1935 года «Цветы»Букет стоит на круглом столе: розовые ирисы на гибких стеблях, пышные бледные гортензии, гвоздика с красной каемкой. Великолепный, выдержанный весь в нежно-розовых тонах
Глава пятнадцатая От Лены до Сены
Глава пятнадцатая От Лены до Сены О том, какая страна является первым туристическим направлением в мире и почему российских туристов селят в плохие районыНо страна эта не сразу стала домом. Сначала она была детской мечтой. Самая модная и высокомерная девочка в классе
Блокадный дневник Лены Мухиной
Блокадный дневник Лены Мухиной Считай потерянным для себя тот день, когда ты не узнал ничего нового, не научился ничему полезному!Каждый может стать ловким, сильным, мужественным. Для этого нужно только одно — воля!Воля побеждает.Волевой человек — это человек
Необходимое послесловие: Как была восстановлена биография Лены Мухиной
Необходимое послесловие: Как была восстановлена биография Лены Мухиной Уехала или осталась? Погибла или все же ей удалось выжить? И если да, то какова ее дальнейшая судьба? Эти вопросы возникли сразу, как только была перевернута последняя страница дневника Лены
Читатели о книгах Лены Лениной
Читатели о книгах Лены Лениной Из писем и комментариев в блоге
«О Блаженной старице Евфросинье, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне (1735 – 1855)»
«О Блаженной старице Евфросинье, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне (1735 – 1855)» l.Книгу о ней, изданную в 1903 году в Сергиевом Посаде я взяла у моего соседа в селе Пихтовка, в ссылке. Прочитав ее, я спросила у соседа, не может ли он ее продать. Но он ответил, что она
Уроки бабушки Лены
Уроки бабушки Лены Так получались, что до двенадцати с половиной лет я был «под крылом бабушки». Отец и мама в поисках хорошей работы и лучшей жизни ездили то по Казахстану, то по золотым приискам Магадана, забирая с собой совсем еще маленькую мою сестричку Танюшку. Я очень
5.5. От Лены на восток (1735–1742)
5.5. От Лены на восток (1735–1742) Задачей пятого отряда Великой Северной экспедиции было описание морского берега от Лены на восток. Кроме того, отряду было поручено, если это окажется возможным, отыскать остров, показанный на старых картах к северу от района работ отряда.
6. Экспедиции Шпанберга к Японии и опись Курильских островов (1738–1742)
6. Экспедиции Шпанберга к Японии и опись Курильских островов (1738–1742) Начальником отряда Второй Камчатской экспедиции, который должен был описать Курильские острова, берега Охотского моря и изыскать пути к берегам Японии, был назначен капитан Мартын Петрович Шпанберг
7. Плавание Беринга и Чирикова на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел» и открытие северо-западных берегов Америки, Алеутских и Командорских островов (1740–1742)
7. Плавание Беринга и Чирикова на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел» и открытие северо-западных берегов Америки, Алеутских и Командорских островов (1740–1742) Подготовка к плаванию отряда капитан-командора Беринга к берегам Северной Америки протекала недопустимо медленно