Что означает тмуторокани града
поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломом
Это часть статьи » Кто распял Христа»
Для любителей Слова, которые могут ее отыскать по фразе из Слова.
По смыслу Слова –Всеслав прерыскал-преградил путь Христу у Тмутороканя.
Вернемся к Слову и посмотрим чего хотел князь Игорь?
«Уже, княже, туга умь полонила;
се бо два сокола слетеста
съ отня стола злата
поискати града Тьмутороканя,
а любо испити шеломомь Дону.
Уже соколома крильца припешали
поганыхъ саблями,
а самаю опуташа
въ путины железны».
КОНЕЦ ПОЛЯ. А где его начало?
Вот там где Игорь встретил половцев –там и начало.
И ему хотелось пройти их, это поле до конца, но не удалось.
Где Игорь их встретил?
Это излучина Днепра-Славутича. Такая на нем всего одна-в виде лука и там Днепр разливается и становится широк как море.
Не надо искать никакой Каялы-реки. Потому что это река-Половцы. А также может быть-лужей, озером и болотом-который иссушил его отец Святослав. Каяла-это образ.
Окаянная река. Река крови.
И Игорь знал, что может не пройти Дон-Днепр.
«Уже соколома крильца припешали»
Игорь летел куда на крыльях?
«Уже, княже, туга умь полонила»
Туга –это что?
Это желание, мечта. Чтобы повоевать с половцами –нужна туга?
Нет.
У него туга-поискать ТМУТОРОКАНЬ- ГРАД.
Если прочертить линию от Путивля через эту луку Днепра-станет понятно, куда хотел попасть Игорь.
В.Даль.
ТАРАКАТЬ тул. орл. болтать, беседовать, бакулить, тарабарить.
А если болтать на разных языках? Тьматаракань.
То получится Вавилон.
«Се у Рим кричат.
Туга и тоска сыну Глебову»
Это половцы на границе с Византией.
«существует еще одна точка зрения на словосочетание «до куръ». В 1846 Н. Головин писал, что слово «куръ» — «греческое, означающее Государь, Царь, Господин, Владыка. Поэт наш, говоря о Тмутаракани, стольном граде Олега Святославича, называет его, подобно Царьграду, Господином градом, — Господином Тмутараканью. В старину называли Новгород: Господин Великий Новгород. » (Примечания. С. 87, примеч. 210). Того же мнения придерживался А. И. Полканов: Всеслав «дорыскал» «до стола окраинного князя («Кур») Тьмутороканского» (К вопросу. С. 48). Такая же точка зрения была высказана М. А. Салминой, посчитавшей, что «до куръ» должно переводиться «до владыки, господина, до господ»:
Тмутаракань на Боспоре и Тамани
Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
Также Гермонасса в античности; Тумен-Тархан у ранних хазар; Самкерц у поздних хазар; Таматарха у византийцев; Тмуторокань в Древней Руси; Матарха у ордынцев; Матрега у генуэзцев, Тамань с крепостью Ханкала у турков; Воспорское царство или Тмутараканское княжение в русских летописях.
Город считается одним из древнейших на Юге Руси в дельте Кубани. Начиная с конца 9-го века город получает Русо-славянское Княжение.
======================
У греков слово «тагматарха» означало резиденцию тагматарха, владельца области. Хотя слово «тагматарх» явно из индоарийского лексикона, который восприняла и Древняя Греция, и Киммерия, существовавшая в 7-м веке в Крыму и на Тамани.
Слово «тма» у персов означало туман, у хазар это слово означало отряд военных в 10 тысяч солдат. Слово «тархан» означало вождь, который управлял десятитысячным войском Тюркского Каганата. Тогда Тму-Тархан может означать Вождь армии.
Слово «тамг» в иных лексиках означало пролив, а слово «тархан» свободный. Тогда Тамаг-Тархан могло бы означать Свободный пролив.
Слово «тумэн» означало город с сотней сёл, а слово «тархан» означало свободный, значит Тумэн-Тархан может означать Свободный большой город.
В русской разговорной речи слово Тмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, за семью морями, неизвестно где.
=============================
Сейчас этот город идентифицируют с Таманским городищем, которое расположено в пределах станицы Тамань на Таманском полуострове. Местные исследователи считают, что именно с именованием Тамань этот город входил в состав летописной Руси. Площадь города составляла около 35-ти гектар. Толщина культурного слоя, разделённого на дюжину подслоёв, составляет 24 метра.
При городе была крепостная стена из сырцовой глины, а также церковь 11-го века, заложенная Князем Мстиславом. Внутри крепости стояла каменная башня для обзора окрестностей и прибрежной территории.
При Крепости были крупные хранилища для воды, для виноделия. Улицы были прямые с мощением. Жилища были каменные, а также из дерева, но ставленные на каменные глыбы, в домах стояли печи из сырцового кирпича.
В период древнерусской Тмутаракани на городище сохранился только небольшой слой древнерусской культуры. Это говорит о том, что здесь присутствовали только купцы, которые были в городе проездом, а сам город заселяли люди разных национальностей по языку тюркского типа, которые были занесены сюда ураганом Тюркского Каната, доносивший свой Дух в тмуторокань из-за Каспия.
Существует версия, что Тмутаракань древнерусский, о котором писали путешественники и летописцы, находился в другом месте. А не найден город до сих пор потому, что это поселение почти не оставило после себя культурных следов на Тамани из-за малого времени своего существования, чему причиной могло быть случившееся здесь в 1094-м году землетрясение с поднятием уровня моря.
Среди Белгородских исследователей муссируется версия о том, что Тмутороканское Княжество следует ассоциировать с Крапивенским городищем, которое не младше 12-го века, и которое расположено в устье Корень-реки бассейна Донца. Там, в нетях этой реки, искусственно засыпан, а затем затоплен целый город с христианским монастырём, выбитым в меловой скале.
В 18-м веке в Гродненской губернии был городок Торокань, тоже замурованный где-то в болотах и нетях Беловежской пущи. Что там с ним не так было, никто не знает.
=============================
В конце 6-го века до Рождества Христова в эпоху классического античного времени этот город называли Гермонасса. Согласно древнегреческим античным хронистам город строен был в 6-м веке греками с Лесбоса или с Микен, от коих получил название Гермонасса.
Начало его строительства под этим именем было положено ещё Семандром из Милета, а трудились и потом остались тут греки-эоляне. А назван был город по имени жены его основателя, кою звали Гермонасса. По другой версии основал город Гермон с греками-ионийцами.
Начиная с 4-го века по Рождесту христову город Гермонасса состоял в составе Боспорского царства, но оставался независимым полисом. В городе в это время селились не бедные люди, которые были в состоянии строить себе двухэтажные виллы, сложенные из местного камня. При своих жилищах греки имели крупные хранилища пшеницы, которые предназначалась и для купеческих дел. В городе были разные ремёсла, в том числе и гончарные, поскольку все каменные здания покрывались своеобразной черепицей, узор которой не повторялся больше нигде в Боспорском царстве.
В центре города, по традиции зодческой городской культуры античного города, стоял Верхний город, Акрополь, защищённый город, священное место города, откуда началась его жизнь и история.
Рядом с городом, за пределами его крепостной стены, стоял храм Афродиты.
Начиная со 2-го века по Рождеству Христову сюда приходят римляне, которые ничего особого в городе не меняют, также, как и в его именовании, они продолжают в своих историях называть город Гермонассой.
В 6-м веке Нашей Эры, по Рождеству Христову, начинается хазарская история города. Здесь обосновался предтеча Хазарии, Тюркский каганат. Тюрки дали городу тюрко-язычную интерпретацию его наименования: Тумен-Тархан. При этом хазары использовали город в обычной своей стихии, как таможенно-пропускной пункт на Таманском торговом пути из хазар в греки. Портом и городской инфраструктурой больше занималось купечество, которое было в хазарское время разнородным, но, в основном греческим, хотя появляются уже и Новгородские русские купеческого рода люди.
В начале 6-го века по Рождеству Христову Юстиниан Первый присоединяет Пантикапей вместе с Тмутараканью к Византии, правда на федеративной основе. Сами византийцы пока в дела города не вмешиваются, платят налоги, и ладно. Управление городом под именем Тамань осуществляется на паритетной основе Хазарией и Византией.
В 7-м веке на Таманский полуостров приходят византийцы, которые укрепляют крепость, усиливают портовые сооружения, а город называют по-своему, но тоже созвучное хазарскому: Таматарха.
В конце 7-го века Тюркский каганат распадается, его наследником становится Хазарский каганат. Тумен-тархан теперь числится за хазарами, которые переименовывают город в Самкерц, который они к началу 9-го века постепенно превратили в крепость.
Правительство Хазарии, получив в управление огромные владения в Крыму, учитывало тот факт, что основная масса городского населения, в том числе в Тмутаракани, была охристианена и тяготела к Византии, что могло привести к отпадению города снова к Византии. Поэтому Каганат шёл на политические и экономические уступки Константинополю.
Константин добился восстановления церковной организации в Крыму и на Тамани, правда, без объединения отдельных епископий в единую митрополию.
В конце 8-го века Константинопольский патриархат устанавливает в городе Таматархскую епархию Готской митрополии в Крыму. В это время сам император Константин принимает участие в восстановлении христианства в Фуллах и в Таматархе.
В 10-м веке, по сведениям письма хазарского Царя Иосифа, Русь напала на хазарский город Самкерц, который долгое время считали за предместьем Керчи, а на самом деле соответствует Тмутаракани.
В начале 10-го века эта хазарская крепость прикрывала проход из Чёрного моря в Азовское, а также переход по льду через Боспор зимой.
Эта крепость была издавна известна русскому торговому люду, плавашему к Тмутаракани ещё в 8-м веке из Днепра вдоль берегов Крыма.
Константин Багрянородный отмечал, что таким образом Русь ходила в Чёрную Булгарию, Хазарию и даже в Сирию, под которой можно понимать и Серир на Кавказе.
Византия помогает хазарам в вопросах укрепления крепости, в конструкциях которой этого времени заметно влияние византийских зодчих. В самом городе нет временных жилых сооружений типа юрт или землянок, которые характерны для кочевых тюрок и хазар 8-го века.
Основное население города не изменило своему многонациональному характеру, заложенному ещё античными греками. Тут живут и славяне, и Русь, и хазары, и армяне, и аланы, которые свободно исповедовали свои религии: тенгрианство, христианство, иудаизм.
Ремесленники занимались гончарным делом, виноделием, скотоводством, земледельчеством, производством вина. Было очень много торговцев, это и понятно, город стоял на выгодном торговом пути, где соединялись дороги с Причерноморья, Приазовья и Черноморья.
Экономически город во многом зависим от Византии, поскольку основная продукция. Производимая им, отвозится греками в Малую Азию.
С 8-го века, в хазарскмий период, город в различных источниках именуется как Таматарха, Матлука, а также Самкерц, Самкуш, Тумен-Тархан. Арабские источники этого периода именуют город как Самкуш ал-йахуд, то есть Еврейский Самкуш, в то время в городе обосновалась иудейская община, опиравшаяся на царскую знать в Хазарии.
В это время все поселения Боспора наполняются кружальной керамикой с волнисто-линейным орнаментом, которая приписывается как русо-славянскому населению, так и салтовской культуре, носителем которой были хазарские племена.
С конца 8-го века археологический материал города и погребений при нём представлен керамикой из яйцевидных амфор, высоких кувшинов с плоскими ручками, из сделанных на гончарном круге сероглиняных горшков с поверхностью, покрытой горизонтально-бороздчатым рифлением с гребенчатой волной под шейкой, иногда нанесённой поверх рифления.
В середине 9-го века Зихская кафедра тоже была переведена в Таматарху-Матраху.
С 9-го века в жизни города появляется русо-славянский культурно-этнический элемент, который приносят прибывающие сюда купцы, Князья, дружинники, ратные люди, монахи, блудные люди, ищущие счастья на земле.
В 943-м году Князь Хельгу-Олег, бывший старшим сыном в норманнском роду, княживший в Тмуторокани, который при нём входил в Азовскую Русь, совершил поход в Закавказье, где и погиб.
Есть версия, что Хельгу-Олег был Князем норманнской Тмутороканской Руси, Самкерц же означает не Тмуторокань, а Керчь.
Так или иначе, но Русь, состоявшая из множества разноликого народа, смогла преодолеть сопротивление защитников города, который в источниках, описывавших эту историю, назывался как Самкерц. После чего всё это пёстрое воинство удалилось восвояси, рассыпавшись по Тамнскому полуострову.
Узнав о разграблении Тмутаракани-Самкерца, Архонт Боспора того времени, ставленник Хазарии, Булшица по имени Песах, кинулся отмстить ворам, но никого не нашёл. Тогда он посчитав, что всё это дело рук византийских интриган, напал на владения византийские в Крыму.
Персидские историки, писавшие в 12-м веке, сообщали, что в 943-м году Тмутороканская Русь совместно с аланами нападала на Закавказье, двигаясь со стороны алан и греков. Шли они по степям Северного Кавказа до Каспийского моря. Получается, что та Русь, которая напала на Самкерц, не растворилась на Боспоре, а дружно направилась на Кавказ, куда Крымские хазары не ходили.
Согласно другой, более достоверной, версии, к тому времени Саркел уже назывался Белой Вежей, а русо-славянская колонизация достигла Керченского пролива, на берегах которого возникает русское Тмутороканское Княжение. Поэтому нападение на Каспийские народы могло произойти через Дон с переволокой на Волгу. К тому же, в строительстве кораблей Хельгу-Олегу помогали византийцы, увидевшие в Тмутороканском Княжении силу, с которой можно было договариваться.
В 10-м веке, после разгрома в 965-м году Хазарского Каганата, наступает древнерусская история города, когда городу было возвращено его первоначальное тюрко-язычное название Тмутаракань, более близкое духу русо-славянскому, мятежному и ищущему счастья в тридевятом Царстве-государстве.
В 968-м году Самкерц переходит под власть Киевской Руси. Святослав, направившийся на завоевание Боспора, сначала взял Семендер, по дороге к Чёрному морю подчинил алан, часть из которых присоединилась к Святославову воинству, затем подчинил касогов и пришёл к Таматархе, которая не стала сопротивляться и выслала послов с дарами. После чего Святослав по воде добрался до Саркела, откуда уже ушли его защитники, по крайней мере, в летописях ничего не сообщается об осаде крепости. Здесь он основал своё крепость, назвав её Белая Вежа.
Пока Святослав находился на Боспоре, он основал там новое Княжество, Тмутороканское, называемое в источниках также Тмурараканское Княжение. После чего Тмутаракань активно включается в систему культурных и торговых отношений между Византией, Северным Кавказом, Русскими Княжествами, Крымом.
Этнический состав города не претерпел особых изменений, только стало больше прибывать торговцев с Руси.
В 10-м веке город подвергается зодческой перепланировке. Теперь жилища ориентируются по сторонам света, при жилых особняках пристраиваются дворовые пристройки с хлевом и с хранилищами для сельхозпродукции. При городе появляются организованные кладбища.
За посадом шла гавань, где была пристань, которая в разные эпохи переделывалась под новые корабельные эпохи. Недалеко от города на горе стоял древний монастырь постройки начала 11-го века. В другой стороне, прямо рядом с нынешней станицей сохранились развалины обеих крепостей, генуэзской и турецкой.
Ремесло городское было в основном греческой культуры, как и все надписи вокруг: и на кладбищах, и на посуде, и на камнях.
В конце 10-го века город начинает появляется в русских летописях. Принадлежал город тогда Черниговскому Княжеству.
Тмутороканское Княжение тесно было связано с завоеваниями Святослава, которое было основано на общем движении русо-славян под знаменем Северской Руси на юго-восток, и который с давних времён ассоциировался с Тмутороканской областью, Северская же Русь участвовала во всех её исторических перепетиях с самого первого дня основания здесь города, и поэтому не могла никогда смириться с её утратой, каждый раз возвращаясь на родину своих предков.
В 10-м веке Белая Вежа на Дону и Тмуторокань в Керченском проливе давали возможность устанавливать водную торговую магистраль Днепр-Азов-Дон-Волга-Каспий для связи Киевской, Северской, а позже и Московской Руси с Северным Кавказом.
==================
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Тмутаракань – загадочный, отрезанный от Руси Великой степью полис, был оплотом русской государственности на Таманском полуострове. Неожиданно появившись в конце X века, Тмутараканское княжество также неожиданно исчезло в середине XII века. Долгое время повести о русской колонии в Тамани считались сказками, пока развалины древнего города не были обнаружены современными археологами.
Как за тысячу километров от Древней Руси образовалась русская колония? Куда исчезла Тмутаракань и, что случилось с его жителями?
Считается город был основан греками в VI веке до н.э. и в то время назывался Гермонасса. Как и другие колониальные полисы Эллады, Гермонасса состояла из двухэтажных каменных домов с мраморной облицовкой, имела мощеные улицы, зернохранилище и высокие кирпичные крепостные стены.
В IV веке до н.э. город вошел в состав Боспорского царства, спустя 900 лет захвачен Византией, а позже отвоеван Тюркским каганатом. Именно кочевники переименовали Гермонассу в Тумен-тархан (с тюркского «армия князя»). После распада кочевой империи, власть над городом забрал Хазарский каганат.
Многочисленные пертурбации и смена хозяев повлияла как на внешний вид, так и на состав населения полиса. В Тумен-тархане жили адыги, греки, аланы, хазары, армяне. Город стал славянским после походов киевского князя Святослава на хазар. Под давлением огузов с востока и славян с запада каганат пал и был разделен между победителями.
Тумен-тархан, на русский лад Тмутаракань, а также Керчь и Саркел отошли Святославу. Все новоприобретения сложились в Тмутараканское княжество. В период расцвета в первой половине XI века Тмутаракань на равных боролась с Киевским княжеством за гегемонию в регионе.
Почему погибло Тмутараканское княжество и куда исчезли местные славяне?
Расцвету города благоприятствовало выгодное географическое положение. Через Тмутаракань шло экономическое и политическое сообщение между русскими княжествами, племенами Северного Кавказа и Византийской империей.
Судя по археологическим данным, полис являлся неприступным и не был захвачен штурмом вплоть до XIII века. Тем не менее, уже в 1094 году в русских и византийских летописях известия о княжестве исчезают.
До XIII века византийцы отмечали эту территорию, как свои владения, но о государственном образовании, как и существование самого города, хронисты уже не упоминали.
Тем не менее, в последний раз о неком русском городе в Керченском проливе упоминал арабский географ ал-Идриси в 1159 году. Таким образом, считается, русское княжество просуществовало здесь, как минимум, до второй половины XII века, пока, действительно, не было включено в состав греческой империи.
Разумеется, славяне никуда не делись и продолжали жить в городе. Конец русскому присутствию положили монголо-татары. Предполагается, они стали единственными людьми, кто взял крепость приступом. Согласно арабскому хронисту Ибн аль-Асира, перед этим русские бежали из города спасая свои жизни и имущество. Окончательно город был заброшен в XV веке после завоевательных походов Османской империи.
7. Тмутаракань в Слове о полку Игореве
Прежде чем перейти к рассмотрению Тмутаракани в «Слове» приведём несколько цитат, относящихся к этому городу, из Википедии с замечаниями.
«Княжество было известно с древности по летописям и «Слову о полку Игореве», но поскольку местоположение его было неизвестно, многие считали княжество вымышленным эпосом пока в 1792 году не был обнаружен Тмутараканский камень на месте которого оказалась обнаружена археологами легендарная Тмутаракань.»
(Итак, Тмутараканский камень был обнаружен примерно тогда же, что и «Слово». Он указывал на древний город Тмутаракань, а «Слово», как будет показано ниже, не просто несколько раз упоминает Тмутаракань, а прямо таки указывает на него.)
На Тмутараканском камне выбито:
«В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен».
«…Тмутараканский камень, на котором князь Глеб Святославич, прибывший княжить в Тмутараканское княжество, в 1068 году отметил результаты замера расстояния по льду через Керченский пролив между двумя важнейшими городами княжества, контролировавшими торговый путь через Керченский пролив — Тмутараканью (современная Тамань) и Корчевым (современная Керчь). Расстояние в 14000 маховых сажень соответствуют 24 км, что очень точно совпадает с расстоянием между центральными храмами Керчи (церковь Святого Иоанна Предтечи) и Тмутаракани (церковь Богородицы).»
(Итак, надпись свидетельсьвует о единоличном русском контроле над Керчинским проливом и очень точно указывает расстояние по прямой между двумя церквами. Церковь Богородицы в Тмутаракани была построена Мстиславом в честь победы над Редедей, что отмечено в «Слове».)
Что представлял из себя Тмутаракань?
«Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса в VI веке до н. э. С IV века до н. э. входил в состав Боспорского царства. В VI столетии город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название Тумен-Тархан, которое, возможно, происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего войсковое подразделение в десять тысяч человек.»
(Заметим, что слово «тьма» в имени «Тмутаракани» (современный разговорный вариант – «Тьмутаракань») также обозначает десять тысяч, которая записывалась как буква «а» в кружке. Таким образом, между русским названием города и древним есть преемственность. Учитывая это, а также звучание, представляется, сейчас лучше бы этот город называть именно Тьмутаракань.)
«Вскоре после распада Тюркского каганата Тументархан стал хазарским и в источниках IX—X веков иногда именуется Самкерцем. В это время под воздействием набегов он превратился в крепость. Византийское влияние не оборвалось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. Население города было полиэтничным. Здесь селились греки, зихи, армяне, хазары, аланы. Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало с иудаизмом и тенгрианством. Основная часть населения была занята в торговле.»
«После разгрома Хазарского каганата в 965 (или, по другим данным, в 968—969) 965 году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (вторая половина X — XI). В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией.»
(Знаком наследования Киевской Русью павшей Хазарии может служить почётный хазарский титул Каган (владыка Хазарии), которым именовались, например, Владимир I и Ярослав Мудрый, а также хазарская танга, ставшая личной печатью Владимира I (c незначительными вариациями и других князей этого рода). Ныне это герб Украины.)
А теперь отнесёмся к Тмутаракани просто как к имени, которое несколько раз встречается в «Слове».
Начнём с трёх «старых» князей, которым когда-то пел славу вещий Боян:
«помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіц;. Тогда пущашеть і; соколовь на стадо лебед;й, который дотечаше, та преди п;сь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зар;за Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.» (4)
Заметим, что эти три князя берутся из соображений зеркальности трём «молодым» князьям, прославляемым автором в финальной здравице: первый князь – старший, второй – его брат-храбрец, третий – молодой и красивый. Это внешний «фольклорный» план, важный для общей бинарной конструкции текста: 3 «старых князя» в зачине соответствуют 3 «молодым» князьям в конце. Зеркальность «старых» и «новых» князей автором подчёркивается: «П;вше п;снь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ п;ти!» (215)
Посмотрим на «старых» князей более внимательно.
Старший князь – Ярослав Мудрый: при его правлении Русь была едина и сильна. То же можно сказать и про его отца Владимира I, крестившего Русь, который называется в тексте «старым Владимиром». Причём первый раз он называется следом за другими «старыми князьями»: «Почнемъ же, братіе, пов;сть сію отъ стараго Владимера до нын;шняго Игоря…» (6) (Невероятно, но Игорь ставится в один ряд с самим Владимиром I!)
В 988 при разделе князем Владимиром городов между своими сыновьями Мстиславу досталась Тмутаракань. После смерти отца Мстислав стал воевать, и успешно, с Ярославом Мудрым, в результате чего Русь разделилась и Тмутаракань отделилась от Киева. В честь победы над Редедей Мстислав построил в Тмутаракани церковь Богородицы. Но Мстислав Тмутараканский остался бездетен и после его смерти (ум. 1036) власть над Тьмутараканью вернулась к Ярославу Мудрому (ум. 1054), а затем к Ярославичам. Среди прочих можно назвать и внука Ярослава Мудрого – Романа Святославича Красного, Тмутараканского князя с 1069 по 1079 год. После его смерти (он был убит половцами) Тмутараканским князем стал его младший брат Олег Святославич, дед наших героев Игоря и Всеволода. Он был последним русским князем в Тмутаракани, которая отошла к Византии.
Заметим, что, по крайней мере, два младшие из трёх воспеваемых Бояном «старых князей» были князьями Тмутараканскими. Чтобы читатель «Слова» не подумал, что это случайность, автор упоминает поединок Мстислава с Редедей – именно в честь этой победы Мстислав по обету приказал возвести в Тмутаракани церковь Богородицы, фундамент которой можно видеть и сейчас.
Так в самом начале «Слова» на карте как бы нажимается красная кнопка «ТМУТАРАКАНЬ, СТОЛИЦА ЛУКОМОРЬЯ».
Обобщая, можно сказать, что автор при выборе «старых» князей руководствовался следующими соображениями:
1. «Похожестью» «старых» князей на трёх «молодых» князей, прославляемых в «Слове».
Поэтому старых князей именно трое и они находятся между собой примерно в тех же отношениях, что и герои «Слова».
2. Отношением к Тмутаракани: двое последних из трёх «старых» князей были князьями Тьмутараканского княжества.
(«Старые» Владимира и Ярослав также имеют отношение к Тмутаракани через хазарский титул Каган – об этом речь ниже (см. «Олег каган»)).
3. «Старые» князья выбирались из числа тех, кому пел славу Боян.
(К трём воспеваемым Бояном «старым» князьям можно добавить Всеслава Полоцкого, который, кстати, также, если верить тексту, добивался Тмутаракани. Так получим примерные годы творчества Бояна. При условии, что он вообще существовал и притом славил князей при их жизни).
Отметим, что подчёркнутая автором в здравице зеркальность «старых» и «молодых» князей является магическим пожеланием «молодых» быть такими же как «старые» – вернуть себе дедов Тмутараканский удел, а Игорю… стать Великим князем (как Владимир I и Ярослав Мудрый).
Назовём фрагменты «Слова» с участием Тмутаракани:
1.
«дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаем;, Влъз;, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и теб;, тьмутораканьскый блъванъ.» (29)
В списке городов «земли незнаемой» качественно выделяется последний пункт. Выделяется он трояко: во-первых он идёт последним после союза «и», во-вторых к нему обращается див (кто бы он ни был) подчёркнуто адресно: «и тебе», в-третьих, у Тьмутаракани есть персонификация – болван (что бы это ни было)*.
Таким образом, жирную точку «ТМУТАРАКАНЬ» на карте видим и здесь.
* Одним из кандидатов на роль «тьмутораканьского блъвана» является так называемый «Тмутараканский камень», о котором говорилось выше. Учитывая его синхронность со «Словом» и то, что по сути этот камень был указателем погребённого города это весьма вероятно.
Тмутараканский камень хранится сейчас в Государственном Эрмитаже.
2.
Далее Тмутаракань называется в связи с её последним русским князем, Олегом Гориславичем:
«Ступаетъ въ златъ стремень въ град; Тьмуторокан;.
То же звонъ слыша давный великый Ярославь
сынъ Всеволожь, а Владиміръ по вся утра уши закладаше въ Чернигов;.» (59 – 61)
Здесь «великый Ярославь сынъ Всеволожь» – сын Ярослава Мудрого Киевский князь Всеволод Ярославич. «Владимир» – его сын Владимир Мономах, княживший тогда в Чернигове (1078 – 1094). До Владимира в Чернигове княжил его отец, а после него – Олег Святославич. Владимир Мономах – злейший враг Олега Гориславича.
Метафора «колокола звенят (или девицы поют) в одном месте, а звон их слышен в другом» многократно используется в тексте. Указанием времени «по вся утра» и «злата стремени, видимо, подчёркивается величие Олега Святославича.
Этот фрагмент ставит на карте рядом с Тмутараканью имя
ОЛЕГА СВЯТОСЛАВИЧ.
(О жизни и горестных приключениях Олега Святославича см. главу «Олег каган»)
3.
Следующее упоминание Тмутаракани относится к объяснению боярами «смутного сна Святослава»:
«Се бо два сокола сл;т;ста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя…» (109)
Овладение Тмутараканью являлось высшим устремлением Игоря?
(Историки говорят: «Пройти со столь немногочисленным войском половецкую степь и забрать у Византии город-жемчужину Тмутаракань – нереально», но это потому, что они мало понимают в воинском деле. Вот если бы они видели дружину наших курян…)
Так или иначе, на карте рисуется
КРАСНАЯ СТРЕЛКА из КИЕВА в ТМУТАРАКАНЬ.
4. Фрагмент из эпизода про Всеслава Полоцкого:
«Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.» (159)
В результате Киевского восстания Великим князем неожиданно становится пленник, просидевший в порубе 14 месяцев. Это был единственный на Киевском троне представитель полоцкой ветви Рюриковичей Всеслав Полоцкий, современник Олега Святославича. И полетели головы, и были посланы новые князья в города. Но княжил он недолго – всего 7 месяцев. (Эпизод про Всеслава Полоцкого в «Слове» будет рассмотрен особо.)
Что касается Тмутараканя: сколько известно, во время своего княжения Всеслав военных походов в том направлении не предпринимал. Это скорее вектор желания, путешествие, совершаемое ночью во сне, мысленное путешествие (как и другие мысленные путешествия в «Слове», например, полёт Ярославны зегзицею по Дунаю).
Таким образом, опять видим
СТРЕЛУ из КИЕВА в ТМУТАРАКАНЬ.
(Поскольку походов в Тмутаракань Всеслав не совершал, а путешествовал туда в воображении, то стрелку пока нарисуем пунктиром.)
РЕЗЮМЕ:
Тмутаракань называется в «Слове» 4 раза и несколько раз подразумевается, что говорит о её большой важности для понимания текста в целом.
Вначале Тмутаракань называется непрямо через упоминание владевших ею князей. Первый фрагмент с Тмутараканью особо подчёркивает его значение в списке городов «земли незнаемой». Затем над Тмутараканью пишется имя его последнего князя Олега Светославича. Далее, смотря на дело чисто формально, мы дважды встречаем в тексте путь (пусть, мысленный, не важно) из Киева в Тмутаракань.