Что оставить после себя
Что ты оставишь после себя?
Оставить после себя заметный след мечтают и надеются многие. Но мечтать недостаточно, этого можно добиться только каждодневными целенаправленными усилиями.
Я начал задумываться над этим вопросом, когда мне было 9 лет. У нас дома над дверью висел хадис, и я часто на него смотрел, но только теперь, больше чем через 25 лет, мне начал открываться его глубокий смысл. Вот этот хадис: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим).
До недавнего времени я не осознавал важность этих слов, пока не задумался о том, чего я ищу в жизни. Свершений? Признания, славы? Одобрения общества и подтверждения моих успехов? Но это не то, за что меня будут вспоминать, и не то, что послужит мне после смерти.
Чем больше я разговаривал на эту тему с окружающими, тем чаще мне приходил на память этот хадис. Возможно потому, что, как мне кажется, он дает самый правильный ответ на вопрос о том, как взращивать плоды нашей жизни.
В чем цель твоих каждодневных трудов?
Все мы стремимся к успеху в той или иной форме. Большинство считают, что должны карабкаться по карьерной лестнице, чтобы однажды стать преуспевающим руководителем, владельцем бизнеса, выплатить ипотеку, стать миллионером или просто зарабатывать столько, чтобы хватало на комфортную жизнь.
Ты работаешь, тратишь больше половины своей активной жизни (по крайней мере, по 8-9 часов в день), стремясь к этим мнимым ценностям. Но достигнув их, обнаруживаешь, что тебе больше не к чему стремиться, и разочаровываешься в жизни, проведенной в погоне за ускользающей целью. Ведь достаточно выйти на пенсию, удалиться от дел, и ты лишаешься всего этого. И тем более ничего из этого нельзя будет забрать с собой в могилу.
Вряд ли кто-то будет тебе искренне благодарен за то, что ты успешно вел бизнес. Скорее всего, тебя забудут через несколько месяцев после того, как ты уйдешь, и твое место займет другой амбициозный руководитель. Если за что-то тебя и будут вспоминать, то не за такого рода достижения, а за твои гуманные дела, за доброту, которая действительно затронула чье-то сердце и жизнь.
Таким образом, никуда не деться от неудобного вопроса: на что я трачу большую часть своей жизни? Ради чего все это? Я неоднократно задавал себе этот вопрос, и всякий раз вспоминал хадис, который привел вначале.
Что останется от твоих ежедневных трудов?
Согласно хадису, человек может оставить после себя только три вещи: добропорядочных и любящих детей, знания, переданные людям, или то, что будет приносить пользу еще долго после его смерти.
Каждому интуитивно понятны слова о детях. Многие имеют или собираются иметь детей. Дети будут о тебе помнить, молиться за тебя, делать что-то хорошее в память о тебе и, в свою очередь, рожать детей: таким образом, память о тебе останется в следующих поколениях.
Но даже если у человека нет детей, он может сделать так, что о нем будут еще долго помнить. Хадис, который я привел выше, говорит об этом простыми и правильными словами. Более того, он гласит, что кроме детей есть еще два ценных дара, который человек может передать живущим после него: это знания и то, что приносит пользу людям.
1. Передача полезных знаний
На первый взгляд, кажется, что сообщить людям нечто такое, что будет находить применение и после твоей смерти — это очень трудно. Но это не так.
Это может быть любое полезное знание, которым человек делится с благим намерением. Это может быть личный жизненный принцип, который пригодится другому человеку, это может быть объяснение того, как лично ты понимаешь уроки Корана или Сунны и как им следуешь, таким образом, оживляя традицию и призывая других делать то же самое. Это может быть твой пример добронравия и обходительности, который взял на вооружение другой человек. Одним словом, это может быть любое полезное знание — большое или малое, — переданное с благим намерением.
Ты можешь написать книгу, поделиться новой идеей или свежим взглядом на тот или иной предмет — это тоже те вещи, которые могут сослужить хорошую службу окружающим.
Если же ты хочешь большего, подумай о научном исследовании в определенной области. Некоторые ученые посвятили жизнь тому, чтобы показать людям путь к ответам на их вопросы.
Совет: прежде чем беспорядочно усваивать информацию и делиться ею с другими, подумай, зачем ты это делаешь? Подумай, что исходит от тебя к людям день ото дня и способствует ли это тому, чтобы тебя и после смерти вспоминали добрым словом?
2. Творение непрерывной милостыни
Что такое непрерывная милостыня, т.е. непрерывная польза? В оригинале хадиса на арабском это называется «саадака джария». Есть много доступных и важных видов деятельности, которые способствуют распространению пользы в течение более долгого срока, чем человеческая жизнь. Например, институты или платформы, выполняющие какую-то общественно значимую функцию. В наше время это так называемые социальные предприятия: компании, которые служат определенной социальной цели, и одновременно прибыльные и эффективные.
Их деятельность может быть связана с определенной технологией или медициной, которая оказывает влияние на жизнь людей, или это может быть просто школа, которая окупается, приносит прибыль и одновременно служит неимущим.
Но это не обязательно должна быть некоммерческая организация. Это может быть и успешный стартап, который продолжает приносить пользу и после ухода его основателя.
3. Создание социально-ориентированных институтов
Институты, надлежащим образом созданные и управляемые, тоже могут пережить нас.
Если я врач, я могу подумать об основании клиники, которая будет успешно работать и после моего ухода на пенсию.
Если я провел доскональное исследование в определенной области, я могу подумать о стартапе, который сможет приносить коммерческую выгоду и сделать результаты моего исследования доступными широкому кругу людей.
Если я юрист, я могу открыть консультацию для малоимущих и тех, кому больше некуда обратиться.
Если я бизнесмен и вижу определенную неохваченную нишу потребностей, я могу создать компанию, которая будет эти потребности удовлетворять.
Когда есть цель выйти за рамки личного вклада и создать институт, то находятся и возможности, позволяющие создать организацию, деятельность которой продлится и после твоего ухода.
Я принял такое сознательное решение в 2014 году. Одно дело работать на международные учреждения, но если ты их не контролируешь, результаты деятельности улетучиваются. Я понял, что единственный способ их удержать — создать учреждения, которые будут сохранять эти результаты. На тот момент меня интересовало распространение ответственного подхода к финансовой деятельности.
В итоге я участвовал в создании «Фонда ответственного финансирования и инвестиций» (RFI Foundation), который занимается слиянием различных форм ответственного финансирования, этическими инвестициями и исламскими финансами путем организации мероприятий, налаживания партнерства и консультирования.
Потом я понял, что могу сделать больше, оказывая поддержку социально-ориентированным стартапам — так возникла группа единомышленников, которые создали инкубатор такого рода стартапов. Надеюсь, что он докажет свою жизнеспособность и что мы движемся в нужном направлении.
Совет: подумай о своей специальности, о своих способностях и ресурсах, как их можно применить для создания институтов, которые тебя переживут. Думай не о масштабности проекта, а о том, чтобы в нем присутствовал баракят (благословение), которое обеспечит ему долгую жизнь, и о том, чтобы твоя работа была искренней, смиренной и угодной Аллаху, то есть дающей преуспевание в этом мире и в вечной жизни.
Если я не могу создать собственный стартап, приносящий долговременную пользу?
Я не говорю, что такие инициативы — единственный способ сделать свой вклад и оставить после себя память. Не у каждого есть для этого соответствующие возможности и ресурсы.
К примеру, недавно я помог одной замечательной женщине открыть в Бангладеш бесплатную школу для малоимущих детей. Теперь школа существует на пожертвования. Я сказал себе: «У меня есть опыт, знания и возможности, которые могут быть ей полезными» и предложил помочь, чем могу. Первое, что я сделал, это мысленно поставил цель помочь ей воспитывать и кормить 80 детей за счет финансирования постоянных спонсоров, которые и в дальнейшем будут поддерживать этих детей. Надеюсь, что смогу сделать больше и еще больше содействовать тому, чтобы повлиять на будущее этих детей. Мне бы хотелось, чтобы со временем все они смогли получить высшее образование и, в свою очередь, повлиять на жизнь своих общин.
Совет: Необязательно самостоятельно возглавлять проект. Важно ваше содействие его будущему, независимо от того, кто им руководит и чья это инициатива. Никогда не преуменьшайте свои добрые дела. Прекрасно, что в любых своих делах можно видеть их проекцию на вечную жизнь: ведь отчитываться придется не о количественном вкладе, а о том, насколько он оказался долговременным.
Что останется после тебя?
Каждый имеет массу возможностей оставить после себя значительное наследие. Но для этого сначала нужно перестать думать только о моментальном результате и переключиться на создание того, что будет жить после тебя.
Во-вторых, необходимо всегда быть открытым для возможностей и лучший способ — поведать как можно большему числу людей о том, что ты ищешь такие возможности. Дальше остается только действовать — уверен, что у каждого из нас найдутся на это силы и знания.
Почему после тебя должно оставаться только хорошее
Вымышленная история, наглядно доказывающая пользу концепции
Позволь рассказать тебе совершенно вымышленную, не претендующую на гениальность историю о крохотном городе. В нем от силы живет 100 человек, и каждый год 5 жителей уезжает, а на их место приходит 5 новых. Вот такой вот ненормальный город, куда ссылают вейперов, даб-степеров и всех, кто ежегодно выходит из моды. Старожилы же отправляются в рай, Приморско-Ахтарск. Но те, кто покидает город, оставляют после себя немыслимый срач, словно пьяная мужская компания после попойки. Ущерб не катастрофический, всего лишь на 5% хуже. Но достаточно, чтобы и новоприбывшие, и старожилы могли заметить, что что-то здесь не так. Но при этом они не могли бы точно указать, что именно. Или насколько плохая ситуация. Вроде бы понимаешь, что где-то кроется подвох, а где – не видишь. Придираться к каждой трещинке и микробу неудобно и стыдно – еще, чего доброго, посчитают мелочным.
О чем говорит эта притча? О том, что, как правило, все гораздо хуже, чем кажется. На примере города мы видим, что дома не только становились менее комфортными, красивыми, но и теряли свою ценность. А что будет с домами, если жители не одумаются? Они станут бесплатными, как копейки после дефолта. Само собой, если следить за домом, то цена не уменьшится, а если стараться делать его на 5% лучше, современнее и комфортнее, то стоимость, естественно, будет увеличиваться. Это же еще больше денег, и на этом можно заработать.
Как это сделать?
Пускай эта история вымышленная и притянутая за уши, однако она наглядно показывает человеческое отношение к ценностям. Безразличие и халатность обесценивают, внимание и забота делают дороже. Этот принцип работает, даже если речь идет о чем-то нематериальном. Например об отношениях. Даже расставаться стоит по-человечески, о тебе как минимум не будут распускать слухи, рассказывать, как ты слаб в постели и другие порочащие честь и совесть гадости. А одному знакомому бывшая девушка до сих пор помогает решать дела. У них были все поводы расстаться врагами, но у него хватило ума признать вину и наладить отношения, даже несмотря на то, что разрыв был делом решенным. Он не хотел ее вернуть – просто не любит недосказанность.
Да и в конце концов, думая о том, чтобы оставить после себя только хорошее, ты делаешь комфортным свое настоящее. Должно же быть уважение к себе самому!
Если ты покупаешь автомобиль, то исправляешь вмятины, если они есть, красишь, если нужно, меняешь обивку, чистишь коврики. Не для того, чтобы продать подороже, а просто самому неприятно ездить на ведре, которое как будто вернулось из автомобильного ада. Это признак уважения к самому себе. Мы надеемся, ты убираешься дома каждую неделю, а не за день до того, как съехать? Иначе это свинство, граничащее со скотством. Человек, который уважает себя и следит, чтобы все вокруг выглядело как минимум по-человечески, повышает ценность всего, что его окружает.
«Чтоб след остался». Кому и зачем оставлять после себя след?
Для человеческого общества наследие совершенных при жизни героических поступков зачастую важнее самого реального человека и его жизни. Иногда невнятный образ «наследившего» только мешает его же наследию и для общества лучше, когда он мертв, чем жив.
А большинство все так же стремится оставить после себя след примерно с таким же упорством, с каким стремится размножиться и оставить после себя потомство. Откуда и зачем нам это — давайте разберемся.
Поэты и музыканты, писатели и художники, политики и полководцы, просто обычные люди с их наскальной живописью, а ля «Ося и Киса были здесь», в своем большинстве если и сочиняют, рисуют, воюют или лезут на неприступную гору, то с единственной целью — чтобы увековечить себя хотя бы в глазах собственных и собственного поколения. В основе стремления человека «наследить» лежит примитивный страх смерти и небытия, удачно эксплуатируемый социумом и его лидерами в общественных интересах, «общего блага».
Отсюда и императивная попытка хоть как-то «закрепиться» в этом самом лучшем из миров: врожденный страх смерти и небытия плюс воспитуемый в нашем обществе с детского сада императив оставить после себя «наследие». Страх этот преимущественно подсознательный или бессознательный, всегда инстинктивный и естественный, поэтому многие не отдают себе отчета, придумывая разные возвышенные резоны вроде «ради общего блага», «для людей», страны, мира во всем мире…
Общественное стимулирование «оставить след» — напротив, продуманный акт манипуляции с целью извлечения пользы из каждого отдельного члена такого общества, а также его контролирования. Примерно такой же, каким были шаманские практики в доисторических общинах и религиозные культы нового времени.
Шаманская практика, реконструкция
Фото: Depositphotos
Желание оставить след часто бессознательное, но может быть и довольно осознанным, продуманным действием и в рамках современных социумных установок. Своего рода надгробная плита, которая начинает ваяться сами автором задолго до смерти или самим социумом с целью произведения на свет разного рода великих, значимых людей, которые являются своего рода валютой важности и весомости самого социума, страны в современном мире.
Чем больше у страны таких «наследников» — спортсменов, актеров, ученых, музыкантов, полководцев и т. д., тем выше гордость и якобы больше веса среди конкурентов на мировой арене. В виде написанной книги-шедевра, а по сути — пересказа на новый лад того, что тысячу раз было у древних, или какого-нибудь памятника известной исторической личности в своем городе, малопонятной самому клану картинки («Моны Лизы» или «Черного квадрата») или прыжка в высоту, длину, ширину — и вот уже митигируется страх смерти и растет вес в обществе. Виктория Кирдий, «Чёрный квадрат Малевича», 2009 г.
Фото: Источник
Что примечательно, так это то, что мотивирование подобного наследия после каждого члена клана — это преимущественно западный принцип поощрения при жизни или смерти, вкладываемый в неокрепшие головы сначала детей, а потом активно культивируемый в умах взрослых.
Например, в восточных или некоторых африканских культурах подобная установка меньше или вообще не выражена. У буддистов как раз главное — «не наследить», оставить после себя поменьше вообще каких-нибудь следов, прожить тише и незаметнее.
А еще не испорченный социумом ребенок пяти-семи лет может вообще не понимать, почему он должен стремиться что-то делать лучше других, а не так, как он хочет и умеет, и почему ему надо готовиться оставить что-то после себя.
Другим примечательным фактором является некий обман, самообман и экзажерация в том, насколько важны подобные наследия, что они являются мерилом человеческой жизни и значимости при жизни и после. Мало того что Земле, Природе, Вселенной нет дела до таких «наследий», а зачастую они — это примеры варварского калечения и уничтожения как самих «наследников», так и земли, и лучше, чтобы их не было никогда. Также как здесь часто важно его наследие, след, а не сам человек и его жизнь. Некий уже загробный образ, «пирамида Хеопса», а не то, что внутри.
Истуканы острова Пасхи
Фото: Depositphotos
Отсюда, кстати, высшая степень героизации разного рода военных, ученых и просто спасателей на пожарах. И между прочим, даже в западной цивилизации есть и другие примеры — примеры не прославления героев-одиночек, ликвидаторов последствий, совершивших подвиг путем жертвы, а тех «профилакторов», которые изначально жертвы не допустили. Примеры значимости оставить после себя след, доведенные до абсурда или крайних степеней, также широко распространены и на всеобщем обозрении.
Средний человек — программируемое, внушаемое млекопитающие, наподобие собаки или лошади, с немного более сложным интеллектом и большей внушаемостью, которое можно запрограммировать с рождения тем или иным способом, дав ему те или иные установки, которым он будет следовать всю жизнь.
Можно воспитать армию камикадзе, готовых умереть ради своего императора. Можно армию северных корейцев, молящихся своей Чучхе и верховному лидеру, как это делали древние египтяне или слаборазвитые обитатели Папуа-Новой Гвинеи. Можно воспитать поколения, свято верящие в важность и значимость «следа» после себя.
И лишь немногие имеют достаточно самокритичности и смелости, чтобы задаваться вопросами и подвергать сомнению данное и придуманное за них.
По большому счету, многие из нас не сильно отличаются от своих средневековых предков. Те верили в то, что тело продолжает жить на том свете. Мы верим в то, что дела продолжают жить, а оставить после себя след и порадоваться ему с небес — самое главное предназначение человека. Фото: Depositphotos
Поистине, в этом мире каждый дурачится на свой собственный лад, боясь только одного — своей смерти.
Что ты оставишь после себя?
Саид Фарук (Sayd Farook)
Оставить после себя заметный след мечтают и надеются многие. Но мечтать недостаточно, этого можно добиться только каждодневными целенаправленными усилиями.
Я начал задумываться над этим вопросом, когда мне было 9 лет. У нас дома над дверью висел хадис, и я часто на него смотрел, но только теперь, больше чем через 25 лет, мне начал открываться его глубокий смысл. Вот этот хадис:
«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим).
До недавнего времени я не осознавал важность этих слов, пока не задумался о том, чего я ищу в жизни. Свершений? Признания, славы? Одобрения общества и подтверждения моих успехов?
Но это не то, за что меня будут вспоминать, и не то, что послужит мне после смерти.
Чем больше я разговаривал на эту тему с окружающими, тем чаще мне приходил на память этот хадис. Возможно потому, что, как мне кажется, он дает самый правильный ответ на вопрос о том, как взращивать плоды нашей жизни.
В чем цель твоих каждодневных трудов?
Все мы стремимся к успеху в той или иной форме. Большинство считают, что должны карабкаться по карьерной лестнице, чтобы однажды стать преуспевающим руководителем, владельцем бизнеса, выплатить ипотеку, стать миллионером или просто зарабатывать столько, чтобы хватало на комфортную жизнь.
Ты работаешь, тратишь больше половины своей активной жизни (по крайней мере, по 8-9 часов в день), стремясь к этим мнимым ценностям. Но достигнув их, обнаруживаешь, что тебе больше не к чему стремиться, и разочаровываешься в жизни, проведенной в погоне за ускользающей целью. Ведь достаточно выйти на пенсию, удалиться от дел, и ты лишаешься всего этого. И тем более ничего из этого нельзя будет забрать с собой в могилу.
Вряд ли кто-то будет тебе искренне благодарен за то, что ты успешно вел бизнес. Скорее всего, тебя забудут через несколько месяцев после того, как ты уйдешь, и твое место займет другой амбициозный руководитель. Если за что-то тебя и будут вспоминать, то не за такого рода достижения, а за твои гуманные дела, за доброту, которая действительно затронула чье-то сердце и жизнь.
Таким образом, никуда не деться от неудобного вопроса: на что я трачу большую часть своей жизни? Ради чего все это?
Я неоднократно задавал себе этот вопрос, и всякий раз вспоминал хадис, который привел вначале.
Что останется от твоих ежедневных трудов?
Согласно хадису, человек может оставить после себя только три вещи: добропорядочных и любящих детей, знания, переданные людям, или то, что будет приносить пользу еще долго после его смерти.
Каждому интуитивно понятны слова о детях. Многие имеют или собираются иметь детей. Дети будут о тебе помнить, молиться за тебя, делать что-то хорошее в память о тебе и, в свою очередь, рожать детей: таким образом, память о тебе останется в следующих поколениях.
Но даже если у человека нет детей, он может сделать так, что о нем будут еще долго помнить. Хадис, который я привел выше, говорит об этом простыми и правильными словами. Более того, он гласит, что кроме детей есть еще два ценных дара, который человек может передать живущим после него: это знания и то, что приносит пользу людям.
1. Передача полезных знаний
На первый взгляд, кажется, что сообщить людям нечто такое, что будет находить применение и после твоей смерти — это очень трудно. Но это не так.
Это может быть любое полезное знание, которым человек делится с благим намерением. Это может быть личный жизненный принцип, который пригодится другому человеку, это может быть объяснение того, как лично ты понимаешь уроки Корана или Сунны и как им следуешь, таким образом, оживляя традицию и призывая других делать то же самое. Это может быть твой пример добронравия и обходительности, который взял на вооружение другой человек. Одним словом, это может быть любое полезное знание — большое или малое, — переданное с благим намерением.
Ты можешь написать книгу, поделиться новой идеей или свежим взглядом на тот или иной предмет — это тоже те вещи, которые могут сослужить хорошую службу окружающим.
Если же ты хочешь большего, подумай о научном исследовании в определенной области. Некоторые ученые посвятили жизнь тому, чтобы показать людям путь к ответам на их вопросы.
Совет: прежде чем беспорядочно усваивать информацию и делиться ею с другими, подумай, зачем ты это делаешь? Подумай, что исходит от тебя к людям день ото дня и способствует ли это тому, чтобы тебя и после смерти вспоминали добрым словом?
2. Творение непрерывной милостыни
Что такое непрерывная милостыня, т.е. непрерывная польза? В оригинале хадиса на арабском это называется «саадака джария».
Есть много доступных и важных видов деятельности, которые способствуют распространению пользы в течение более долгого срока, чем человеческая жизнь.
Например, институты или платформы, выполняющие какую-то общественно значимую функцию. В наше время это так называемые социальные предприятия: компании, которые служат определенной социальной цели, и одновременно прибыльные и эффективные.
Их деятельность может быть связана с определенной технологией или медициной, которая оказывает влияние на жизнь людей, или это может быть просто школа, которая окупается, приносит прибыль и одновременно служит неимущим.
Но это не обязательно должна быть некоммерческая организация. Это может быть и успешный стартап, который продолжает приносить пользу и после ухода его основателя.
3. Создание социально-ориентированных институтов
Институты, надлежащим образом созданные и управляемые, тоже могут пережить нас.
Если я врач, я могу подумать об основании клиники, которая будет успешно работать и после моего ухода на пенсию.
Если я провел доскональное исследование в определенной области, я могу подумать о стартапе, который сможет приносить коммерческую выгоду и сделать результаты моего исследования доступными широкому кругу людей.
Если я юрист, я могу открыть консультацию для малоимущих и тех, кому больше некуда обратиться.
Если я бизнесмен и вижу определенную неохваченную нишу потребностей, я могу создать компанию, которая будет эти потребности удовлетворять.
Когда есть цель выйти за рамки личного вклада и создать институт, то находятся и возможности, позволяющие создать организацию, деятельность которой продлится и после твоего ухода.
Я принял такое сознательное решение в 2014 году. Одно дело работать на международные учреждения, но если ты их не контролируешь, результаты деятельности улетучиваются. Я понял, что единственный способ их удержать — создать учреждения, которые будут сохранять эти результаты. На тот момент меня интересовало распространение ответственного подхода к финансовой деятельности.
В итоге я участвовал в создании «Фонда ответственного финансирования и инвестиций» (RFI Foundation), который занимается слиянием различных форм ответственного финансирования, этическими инвестициями и исламскими финансами путем организации мероприятий, налаживания партнерства и консультирования.
Потом я понял, что могу сделать больше, оказывая поддержку социально-ориентированным стартапам — так возникла группа единомышленников, которые создали инкубатор такого рода стартапов. Надеюсь, что он докажет свою жизнеспособность и что мы движемся в нужном направлении.
Совет: подумай о своей специальности, о своих способностях и ресурсах, как их можно применить для создания институтов, которые тебя переживут. Думай не о масштабности проекта, а о том, чтобы в нем присутствовал баракят (благословение), которое обеспечит ему долгую жизнь, и о том, чтобы твоя работа была искренней, смиренной и угодной Аллаху, то есть дающей преуспевание в этом мире и в вечной жизни.
Если я не могу создать собственный стартап, приносящий долговременную пользу?
Я не говорю, что такие инициативы — единственный способ сделать свой вклад и оставить после себя память. Не у каждого есть для этого соответствующие возможности и ресурсы.
К примеру, недавно я помог одной замечательной женщине открыть в Бангладеш бесплатную школу для малоимущих детей. Теперь школа существует на пожертвования. Я сказал себе: «У меня есть опыт, знания и возможности, которые могут быть ей полезными» и предложил помочь, чем могу. Первое, что я сделал, это мысленно поставил цель помочь ей воспитывать и кормить 80 детей за счет финансирования постоянных спонсоров, которые и в дальнейшем будут поддерживать этих детей. Надеюсь, что смогу сделать больше и еще больше содействовать тому, чтобы повлиять на будущее этих детей. Мне бы хотелось, чтобы со временем все они смогли получить высшее образование и, в свою очередь, повлиять на жизнь своих общин.
Совет: Необязательно самостоятельно возглавлять проект. Важно ваше содействие его будущему, независимо от того, кто им руководит и чья это инициатива. Никогда не преуменьшайте свои добрые дела. Прекрасно, что в любых своих делах можно видеть их проекцию на вечную жизнь: ведь отчитываться придется не о количественном вкладе, а о том, насколько он оказался долговременным.
Что останется после тебя?
Каждый имеет массу возможностей оставить после себя значительное наследие. Но для этого сначала нужно перестать думать только о моментальном результате и переключиться на создание того, что будет жить после тебя.
Во-вторых, необходимо всегда быть открытым для возможностей и лучший способ — поведать как можно большему числу людей о том, что ты ищешь такие возможности. Дальше остается только действовать — уверен, что у каждого из нас найдутся на это силы и знания.