Что называется внутренними силами земли география
§20. Земная кора – верхняя часть литосферы.
1.Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль границ литосферных плит: Гималаи, Альпы, Кордильеры, Анды. Какая карта вам понадобится?
Для того, чтобы выполнить это задание, необходима тектоническая карта.
2.Дайте определение понятия «литосфера».
Литосфера – земная кора и твердая часть мантии.
3.Что называется внутренними силами Земли?
Внутренние силы Земли – энергия, изучаемая Солнцем, и энергия, заключенная в недрах Земли.
4.Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?
Земная поверхность постепенно изменяется под воздействием ветра, текучих вод, колебаний температур, деятельности растений и животных. Горы рушатся, обломки камней измельчаются и перемещаются. Реки оставляют за собой долины. Ветер переносит частицы песка и камней, изменяя облик пустынь. Человек также является внешней силой, поскольку люди строят карьеры и шахты, роют каналы и строят дамбы.
5.Самую высокую температуру имеет: а) земная кора; б) мантия; в) ядро.
6.Для чего необходимо изучать внутренние процесс Земли?
Для того, чтобы прогнозировать катастрофы, например, землетрясения, необходимо изучать внутренние процессы Земли. Также изучение этих процессов важно для выявления наиболее сейсмически активных участков планеты. После выявления этих участков необходимо применять меры безопасности, по предотвращению катастрофы.
7.Установите соответствие: 1) земная кора; 2) мантия; 3) ядро; а) в переводе на русский язык означает «покрывало»; б) толщина от 5 до 80 км; в) толщина примерно до 2900 км; г) основной элемент состава – железо.
8.В чем заключаются особенности внутренних сфер Земли: а) ядра; б) мантии; в) земной коры?
а) Ядро − самая плотная внутренняя часть земли.
б) Мантия − самая большая по объему часть планеты.
в) Выше мантии лежит земная кора − верхняя твердая оболочка земли.
9.Нарисуйте схему внутреннего строения земного шара. Из каких частей он состоит?
10.Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции в глубь Земли. Напишите письмо другу, в котором вы опишете это путешествие и свои ощущения.
Я очень рада, что стала участницей этой экспедиции. Мы сталкиваемся со множеством трудностей, однако, мы стараемся их все преодолеть. Несмотря на то, что вокруг очень темно и холодно, здесь очень интересно. После возвращения я обязательно покажу тебе фотографии.
Как у тебя дела? Жду ответного письма.
§21.Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
1.Из чего состоит земная кора?
Она состоит из горных пород и минералов.
2.Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называют: а) метаморфическими; б) магматическими; в) осадочными.
Такие породы называются магматическими.
3.Какие горные породы вы знаете? Что вы можете рассказать о них?
Магма участвует в образовании магматических горных пород. Ее расплавленная масса прорывает верхнюю часть мантии, застывает, образуя глубинные горные породы, например, гранит. При извержении вулкана расплавленная магма прорывается на поверхность и выделяет множество газов. Так образуются базальт, обсидиан.
На земной поверхности образуются осадочные горные породы. Они образуются в результате процессов разрушения, осаждения и уплотнения. Выделяется 3 группы: обломочные (результат разрушения скальных пород внешними силами Земли); химические (результат осаждения солей в океанах и озерах); органические (результат накопления органических остатков, например, остатков мелких морских моллюсков).
Метаморфические породы образуются под воздействием высокого давления и температур. Например, известняк превращается в мрамор.
4.Закончите предложение: «Полезные ископаемые – это …»
Полезные ископаемые − это самая важная для человека часть богатств литосферы.
5.Внутренние процессы Земли приводят к: а) движению материков; б) образованию пещер; в) образованию осадочных горных пород.
А – к движению материков.
6.Какие вы знаете полезные ископаемые?
Топливные полезные ископаемые – уголь, нефть, газ; рудные полезные ископаемые – железная руда и руды цветных металлов; нерудные полезные ископаемые – гранит, мрамор, песок.
7.Какие утверждения верны? А. Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием внешних сил. Б. Смена температуры, действие воды, ветра разрушают горные породы. 1) Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Оба верны; 4) Оба неверны
Оба утверждения неверны.
8.Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы».
9.Расскажите, как образовались горные породы (по выбору): а) осадочные, б) магматические; в) метафорические. Подготовьте два вопроса о горных породах.
А) Осадочные горные породы образуются в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.
Вопросы: 1.Виды осадочных пород. 2.Как человек использует осадочные породы?
Б) Магматические горные породы образует магма.
Вопросы: 1.Виды магматических пород. 2.Способы применения магматических горных пород.
В) Под воздействием высокого давления и высоких температур образуются метаморфические горные породы. Вопросы: 1.Как человек применяет метаморфические горные породы? 2) Виды метаморфических горных пород.
10.Найдите в Интернете информацию о горных породах вашей местности. Опишите, как люди используют горные породы в вашей местности.
В Московской области добывают оксфордские глины, которые используются в процессе создания дорог. Также недалеко от Москвы добывают стекольный кварцевый песок. Основная сфера применения песка – изготовление листовых стеклянных технических изделий, автомобильных стекол, стекольных блоков. Московская область является регионом, в котором проводится добыча фосфоритов. В основном их применяют в промышленности для изготовления фосфорных удобрений и фосфорных солей. Также в Московской области занимаются добычей известняка, который используется в строительстве, стекольной промышленности, металлургии. Московская область является регионом добычи доломитов, которые используют для облицовки камер в плавильных и обжиговых печах. Также этот перемолотый минерал используют для обогащения почвы ценными веществами.
§22.Движение земной коры (1)
2.На политической карте в Приложении найдите страны, на территориях которых происходят частые и сильные землетрясения.
Индонезия, Турция, Мексика, Сальвадор, Пакистан, Филиппины, Эквадор, Индия, Непал, Япония, Чили, США, Россия (Камчатка, Приморье, Байкал).
3.Какие виды движений земной коры вы знаете? Приведите примеры.
Движения земной коры могут быть:
•Быстрыми, внезапными (одни участки земной коры в течение нескольких секунд опускаются, а другие – поднимаются)
По направлению движения подразделяются на:
•Вертикальные (поднятие со скоростью 1 см в год Скандинавского полуострова);
•Горизонтальные (перемещение литосферных плит; сжатие и растяжение в слоях земной коры)
4.Как изменяется залегание горных пород в результате движений земной коры?
Осадочные горные породы накапливаются в океанах и морях горизонтальными слоями. Однако, в горах слои пород смяты в складки, трескаются, смещаются относительно друг друга.
5.Почему происходят землетрясения?
В земной коре или верхнем слое мантии внезапно происходит разрыв или смещение горных пород. Возникает очаг землетрясения, откуда распространяются колебания. Чем глубже очаг, тем на большую площадь распространяются колебания. На земной поверхности эти колебания ощущаются как серия толчков. Землетрясения происходят на границах литосферных плит в горных районах и в океанах.
6.Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляется землетрясение, называется: а) разломом; б) очагом; в) эпицентром. В – Эпицентр.
7.В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение: а) Санкт-Петербург; б) Нью-Йорк; в) Париж; г) Мехико? Г – Мехико.
9.Рассмотрите рисунок 48. Объясните, какие явления иллюстрируют вторая и четвертая блок-диаграммы.
Данные диаграммы иллюстрируют залегания горных пород под действием движения земной коры.
10. Сформулируйте и обоснуйте правила поведения во время землетрясения.
В доме во время землетрясения относительно безопасны:
•Дверные проемы и проемы в капитальных стенах;
•Углы, образованные капитальными внутренними стенами;
•Места у колонн, под каркасными балками, прочными столами
На улице необходимо выполнять следующие правила:
•Не поддаваться панике; защищаться от падающих обломков
•Необходимо выйти на открытое место;
•Использовать свободное пространство, удаленное от водохранилищ и башен.