Что оказывается временным в романе отцы и дети нигилизм ненужные идейные споры

Нигилизм в романе Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Guru · 05.03.2018

(319 слов) Помимо конфликта старшего и младшего поколений, роман И.С. Тургенева известен и нигилизмом. Именно этой философии придерживался главный герой, Евгений Базаров. Но что же такое «нигилизм», и как он проявляется на страницах произведения?

Каждый герой романа по–своему трактует данное понятие. Представитель младшего поколения, Аркадий Кирсанов, утверждал, что нигилизм – это отношение ко всему с отрицательной позиции. А Павел Петрович верил в то, что эта философия построена на отказе от каких–либо принципов и авторитетов. Сам Евгений Базаров утверждал, что это производное от совершенствования естественных наук. Герой проверял каждую теорию на практике, никогда не бездействовал, всё время что-то делал. В то же самое время Базаров не видел смысла в искусстве и в творчестве А.С. Пушкина. До появления Анны Одинцовой Евгений был уверен, что его философия правильна и точна. Но после своего любовного признания он понял, что именно это чувство не поддается никакому объяснению. Его нельзя отрицать. Любовь – вот что разрушило целостность и абсолютность нигилизма в сознании главного его носителя.

Но на страницах романа мы встречаем и псевдонигилистов. К ним можно отнести Ситникова и Кукшину. Им только кажется, что они знают и исповедуют эту философию. На самом деле Ситников лишь подражал Базарову. Он пытался быть таким же деловитым, свободным, но на деле это выглядело комично. Персонаж пытался занять выгодное положение в обществе, хотя все его попытки были тщетны. Да и сам Евгений не воспринимал его всерьёз. Что касается Кукшиной, то она — невоспитанная и необразованная женщина без такта и манер. Её бросил муж, поэтому нигилизм – её единственное занятие. Она воспринимает эту философию поверхностно, поэтому так и неприятна Базарову. Ситников и Кукшина – жалкая пародия на нигилистов.

Как мы видим, нигилизм в романе представлен в виде отрицания авторитетов и общепризнанных позиций. Это критическое отношение ко всему происходящему. Но вместе с критикой всегда необходимо предлагать конструктивные решения, а Базаров признается на смертном одре, что ему не удалось ничего предложить, так как его деятельность не встретила понимания в народе. Его несостоятельность доказывает, что такая философия обществу не нужна.

Источник

Нигилист Базаров

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Источник

Нигилизм в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

Ещё один представитель нигилизма в романе – Аркадий. Это друг главного героя, который старался во всём быть на него похожим. На самом деле он не являлся нигилистом, но, чтобы казаться в глазах Евгений лучше, он говорил довольно нигилистские вещи. Порой это выглядело нелепо и смешно, но в итоге всё встало на свои места – Аркадий перестал быть нигилистом сразу после смерти своего друга.

Кукшина и Ситников – это, по словам автора, карикатура на истинных нигилистов. Первая очень яро выступала за эмансипацию женщин, что не привело ни к чему, потому то это было напускным, поддерживалось ей только для душевного успокоения. Второй же является очень скромным человеком, он обожествляет Базарова и во всём старается быть на него похожим. Тем не менее, этот человек называет себя нигилистом. Это противоречие смешно и грустно одновременно. Иронично ещё то, что вскоре после знакомства читателя с Ситниковым, он женится и начинает пресмыкаться перед своей женой.

Нигилизм в романе показан с разных сторон. Кто-то является не настоящим нигилистом, а лишь показным, а кто-то – Базаров, кажется читателю более похожим на того, кого можно называть этим словом. Но всё же, несмотря на это, ни один герой романа не остался верен своим взглядам до конца.

2 вариант

Роман Тургенева «Отцы и Дети» — это отражение современной Ивану Сергеевичу общественной ситуации. На дворе были 60-ые годы, набирало обороты революционное движение, которое шло против как консерваторов, так и либералов. С последними был связан сам Тургенев, что только углубляло его критическое отношение к революционным идеям, особенно к нигилизму, столь популярному среди молодежи тех лет.

Тема нигилизма в романе раскрывается через Евгения Базарова – разночинца-демократа, сына полкового лекаря. Евгений предстает перед нами человеком с основательными взглядами, являясь живой идеей, которую не могут понять или принять либеральные Кирсановы и его консервативные родители. А идея эта основана на разрушении основ общества. Конечно, Базаров не злодей, желающий абсолютного уничтожения всего и вся, ему не чужды труд и занятия естественными науками, то есть он знает ценность созидания. Но его исключительно материальный взгляд на мир исключает ценность вещей, которые так близки старому обществу, например, любовь, искусство и созерцание природы.

Тургенев сначала критикует позиции нигилизма с помощью Ситникова и Кукшиной. Они представители моды, не обладающие живой мыслью, а способные лишь на заучивание чужих слов. Базаров же является на их фоне куда более привлекательным нигилистом. Но интеллектуалы найдутся в любых направлениях общественной мысли, куда важнее масса, что пойдет за ними. Ситников и Кукшина своим примером демонстрируют тех, кто в большинстве своем, состоит в этом движении, показывая перспективы нигилизма, как политического движения. Не лучше в этом смысле и друг Базарова. Аркадий, будучи под его влиянием, лишь на словах был нигилистом, когда как по своей сути все же был ближе к дворянству.

Потому так трагична судьба Евгения, что остался один на один со своими взглядами перед ненавистным миром. Его не принимают дворяне, не понимают обыкновенные мужики, а от «единомышленников» лишь испытывает негатив.

Базаров мог бы стать великомучеником, который несет новую идею, как крест. Но истинная ли эта идея? Возьмем нелюбовь к природе. Природа для Базарова лишь способ получить желаемое. Не любить природу или иметь к ней исключительно практический взгляд – это не просто отрицание устоев. Как по мне, это противоборство самому человеку, его свойству видеть красивое. Базаров отрицает красоту, в угоду более «насущных» вещей. Так Рафаэль не стоит и медного гроша, как и многие другие поэты. Это ли великая идея, что изменит мир, игнорируя самого человека и его чувства? И любовь для Базарова тоже не существует. То, что способно менять судьбы людей, для Евгения не имеет значения, пока он не встречается с Одинцовой.

Сочинение рассуждение

Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.

В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.

Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал. Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком.

По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.

По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.

Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.

Также читают:

Картинка к сочинению Нигилизм в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»

Жила большая и дружная семья: мама, папа, два брата и младшая сестра. Вместе гуляли по выходным: то в зоопарк, то в парк аттракционов, то к бабушке с дедушкой в гости

Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко

Источник

Что оказывается временным в романе отцы и дети нигилизм ненужные идейные споры

ИДЕЙНЫЕ СПОРЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ.

В сцене, где изображено особенно острое столкновение уездного аристократа и нигилиста, герои ведут себя по-разному. Мастер диалога, Тургенев с помощью удачно найденного, выразительного слова, тонко подмеченной детали передает душевное состояние спорящих. Павел Петрович рвется в бой: он весь горел нетерпением; в особешю эстт)ьш момент Павел Петрович так и дрогнул, и, наконец, не выдержав, возопилГ Базаров, напротив, произносит свои реплики равнодушно, он возражает Павлу Петровичу, лениво отхлебывая глоток чаю. Самые страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Противоположные жизненные позиции отцов и детей находят воплощение в их речевой манере.

В словах Павла Петровича, так же как и в его образе жизни, поведении, одежде, чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа, утонченность его обращения даже с теми, кого он презирает. В сцене вызова на дуэль он говорит Базарову: чув-ствительно вам обязан, честь имею кланяться. Этот изысканный язык раздражает Базарова. Соблаговолите выбрать,- говорит Павел Петрович (речь идет о пистолетах). Соблаговоляю,- иронизирует Базаров.

Раздражает Базарова и обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел- Петрович: Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы. Русскому человеку они даром не нужны.

В спорах господина нигилиста и феодала Кирсанова затронуты едва ли не все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: речь идет о путях дальнейшего развития страны, о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя, о материализме и идеализме, о значении науки, искусства, наконец, о народе.

Павел Петрович считает себя человеком либеральным и любящим прогресс. В его суждениях комически соединяются преклонение перед английской аристократией и показная любовь к патриархальному русскому народу. В эпилоге2 мы узнаем, что Кирсанов знается больше с англичанами и в то же время придерживается славянофильских3 воззрений. Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя.

Отдавая свою жизнь служению родине, народу, они не идеализировали народ. Революционеры-демократы стремились пробудить его самосознание, они призывали Русь к топору и поэтому горячо выступали против покорности, долготерпения народа (об этом подробнее вы узнаете в главах о Чернышевском, Некрасове, Салтыкове-Щедрине).

Однако эстетические воззрения1 тургеневского героя отличаются крайностью, свойственной лишь некоторой части разночинной интеллигенции. Вспошятм насмешливое отношение Базарова к творчеству Пушкинаотрицание живописи, поэзии.

Автор полемизирует с такого рода взглядами своего героя, опровергая их не путем логических рассуждений, а языком искусства. Так, Базаров высмеивает Николая Петровича, на старости лет вздумавшего играть на виолончели, а Тургенев подчеркивает прелесть музыки: Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.

В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова. Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату, к Фенечке, его постоянства в любви, честности. Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит столь никчемно.

К среде отцов принадлежат и родители Базарова. Бесхитростные, простые, добрые люди, они вызывают сочувствие и у автора, и у читателей. Страницы, рисующие стариков Базаровых, нельзя читать равнодушно. Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой. Подчас и нам кажется жестоким Базаров, столь сурово и холодно обращающийся с ними, несмотря на то что он любит своих стариков. Но вдумаемся в базаровскую оценку их жизни: Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь отцы, кажется; чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет, тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.

Мы чувствуем, что писатель любит простых и добрых старичков Базаровых. Но он понимает, что сыну их тесно и душно в родительском гнезде.

Источник

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

Что такое нигилизм?

Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

Сочинение на тему «Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева «Отцы и деты»)

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания.Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.

По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.

Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.

Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Наука

Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.

Будущее России и нигилизм

Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.

Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью

В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.

Популярные сочинения

Отношение Тургенева к своему герою

Недаром вокруг романа «Отцы и дети» развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители литературной критики были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.

Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.

Что оказывается временным в романе отцы и дети нигилизм ненужные идейные споры

Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.

Таким образом, роман Тургенева «Отцы и дети» можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму — это не просто приверженность, это философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.

Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель — «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Понятия «брак», «семья» для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

Роман Тургенева — это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *