Что нужно говорить батюшке перед крещением

Огласительные беседы перед Крещением

Что нужно говорить батюшке перед крещением

Огласительные беседы издавна были важным подготовительным этапом перед Крещением. Священник должен был убедиться в осознанности решения человека принять христианскую веру или крестить ребенка в православии и только после этого проводить обряд. Сегодня собеседования в церкви перед крестинами обязательны. Их должны проходить родители и будущие крестные ребенка.

Что такое огласительная беседа?

Оглашение – это первая ступень для вхождения в христианство. Представляет собой поучение желающего принять Крещение или стать крестным родителем основным канонам Православия. Главная цель беседы – убедить в истинности христианского вероучения и способствовать более серьезному и ответственному подходу к Таинству.

Что нужно говорить батюшке перед крещением

На общих беседах батюшка рассказывает о Боге как Создателе, о творении мира и грехопадении Адама и Евы, о спасении человечества через искупительные страдания и воскресение Иисуса Христа, а также о Символе веры – основ Православного вероучения, которые были утверждены на 1-м и 2-м Вселенских соборах.

На встречах, посвященных конкретно Таинству Крещения, обсуждаются церковные Таинствам, необходимости участия в них. Сюда же входит описание чинопоследования Крещения и Миропомазания, объяснение Божественной Литургии, донесение смысла Исповеди и Причащения. Обсуждается также тема роли крестных, православной семьи и воспитания детей в вере, соблюдение церковных правил, постов.

Кроме того, оглашение дает возможность ближе познакомиться с настоятелем храма, чтобы в любой сложной ситуации человек не боялся обращаться в церковь за помощью.

Зачем проходят?

Взрослый человек, принимающий веру осознанно, в ходе собеседований должен укрепиться в вере и принять законы православной церкви. Родителям, желающим крестить своего ребенка, огласительные беседы необходимо пройти, чтобы получить знания для христианского воспитания малыша.

Будущим восприемникам огласительные беседы нужны для понимания степени ответственности, которая возлагается на них после Крещения. Если в результате собеседования предполагаемый крестный откажется крестить ребенка, это не будет грехом.

Обязательно ли проходить?

Сегодня Крещение в храмах Русской Православной Церкви без собеседования не проводится. Огласительные беседы обязательны для обоих крестных и обоих родителей ребенка, а также взрослых и детей старше 12 лет, готовящихся к Таинству. В разных храмах количество собеседований может отличаться: от 1 до 12-16 занятий. Для человека, который регулярно посещает службы в церкви, может быть достаточно одной встречи с батюшкой. Больше занятий необходимо людям недостаточно воцерковленым, имеющим мало знаний о православном вероучении и самом Таинстве Крещения.

Собеседование в церкви перед Крещением ребенка для крестных и родителей

Как правило, огласительных бесед с восприемниками проводится две. На первом занятии батюшка озвучивает основные догматы христианства, рассказывает о духовной жизни, дает задание выучить молитвы, возносимые на Таинстве.

На втором занятии священник поясняет будущим крестным их роль в жизни крестника, знакомит с последовательностью проведения обряда, чтобы восприемники не просто присутствовали на Крещении, а принимали участие с пониманием происходящего.

За одну-две недели до Таинства крестные должны изучить основные разделы Нового Завета, полностью прочесть Евангелие от Марка.

За один-два дня до Таинства восприемникам необходимо посетить храм, чтобы исповедаться и причаститься. Перед самим Крещением необходимо соблюдать трехдневный пост: не употреблять в пищу продукты животного происхождения, не сквернословить, не жить супружеской жизнью.

Что нужно говорить батюшке перед крещением

В процессе Таинства Крещения биологические родители не принимают активного участия, но именно им предстоит воспитывать ребенка в заповедях, водить на службы, причащать, молиться за него, поэтому священник должен в ходе собеседования выяснить, как часто они посещают церковь, знают ли молитвы. Батюшка должен провести как минимум одну огласительную беседу и напомнить родителям, что они, как и крестные, несут ответственность за духовное воспитание малыша до его совершеннолетия.

Как проходит собеседование перед Таинством Крещения: что нужно знать

Что спрашивает батюшка на собеседовании

В некоторых храмах, в основном с большим приходом, огласительные беседы проходят систематически. В определенные дни (в каждом храме свое расписание), проводятся групповые занятия в форме ознакомительных лекций, где батюшка или специально подготовленный мирянин (катехизатор) рассказывает о вере, Таинствах, отвечает на вопросы, дает рекомендации по подготовке к Крещению.

Многие небольшие храмы практикуют индивидуальные встречи в формате вопрос-ответ, где священник определяет уровень готовности человека принять Крещение или стать восприемником. После первого собеседования батюшка может назначить еще одну встречу или посоветовать пройти при церкви целый курс по основам христианской жизни, Новому Завету, Символу Веры.

Самый первый вопрос, который обычно задает катехизатор на собеседовании: «Зачем нужно креститься?» Если человек отвечает: «Чтобы быть крещенным» или «Для защиты от злых сил», то он наверняка не готов к Крещению, поскольку его понимание о Таинстве искажено. Крещение – это очищение от грехов и рождение для новой духовной жизни в сочетании с Христом; это новое восприятие себя и окружающих, жизни в целом.

Сколько длится огласительная беседа

Продолжительность занятий в разных храмах может отличаться. Одна беседа обычно длится от одного до полутора часов, а при наличии дополнительных вопросов и дольше.

После прослушивания оглашения выдается справка, разрешающая приступать к Крещению. В некоторых храмах по завершению занятий сертификат вручается только после сдачи экзамена. При первой встрече священник предупреждает, что для его получения может понадобиться от двух до четырех недель, поэтому заранее дату Крещения планировать не стоит.

Что нужно на собеседование перед Крещением

К собеседованию необходимо готовиться. Перед первым занятием родителям и крестным необходимо прочесть Евангелие от Марка и Иоанна или весь Новый Завет, чтобы поговорить с настоятелем церкви о прочитанном. Если в ходе беседы будет выявлено нежелание понимать смысл православного вероучения или пренебрежительное отношение к Церкви, священнослужитель вправе отказать в проведении Таинства Крещения.

Чаще проводится всего две огласительные беседы, и вторая из них определяет готовность стать крестными или принять Крещение взрослому. В ходе занятия батюшка проверяет знание молитв «Символ Веры», «Отче наш», «Богородице Дево», заповедей Христа, задает вопросы по Евангелию. Также на втором собеседовании говорят о чинопоследовании Крещения, что нужно делать перед и в ходе Таинства.

Что нужно говорить батюшке перед крещением

К сожалению, в современной практике бывают случаи, когда крестные родители приступают к своим обязанностям духовных наставников, формально. Воспринимают Крещение, как ритуал или обряд. В очень редких случаях (когда человек противится христианскому вероучению, не выражает готовность нести ответственность за духовное развитие крестника, или сам не Крещен) священнослужители могут попросить отложить проведение Таинства, чтобы крестные могли лучше подготовиться.

Собеседование перед Крещением взрослого

Крещающийся взрослый должен прийти на собеседование с искренней верой во Всевышнего и желанием начать новую праведную жизнь по законам Божьим. Роль оглашений в данном случае ознакомительная. Священник более подробно расскажет о православном вероучении, обязанностях каждого христианина, важности участия в церковных Таинствах.

Взрослому для Крещения необходимо:

Огласительные беседы разрешается посещать и уже крещеным прихожанам, которые в свое время не были оглашены.

Огласительные беседы перед венчанием

Пары, желающие сочетаться церковным браком, перед венчанием также должны пройти собеседование. В храмах, где занятия проводятся регулярно по определенным дням, их приглашают на общие огласительные беседы, посвященные Богу, служению Церкви, Символу Веры. Когда приходит время обсуждения священных Таинств, батюшка отдельно останавливается на чинопоследовании Венчания.

На индивидуальных встречах священник интересуется, осознают ли молодые люди серьезность даваемых ими обетов, понимают ли значение христианского брака. Также в ходе беседы батюшка рассказывает, как правильно строить семейные отношения, избегать конфликтов, выходить из сложных жизненных ситуаций, сохраняя взаимоуважение друг к другу.

Что нужно говорить батюшке перед крещением

Проводятся такие собеседования за одну-две недели до Венчания. Перед Таинством жениху и невесте необходимо соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Свидетельство о прохождении огласительных бесед

По окончанию собеседования крестным перед Крещением, а также парам, желающим венчаться, выдается свидетельство о прохождении огласительных бесед. Документ подписывается катехизатором, настоятелем церкви и заверяется печатью храма.

Если у восприемников нет возможности посещать церковь, где будет проходить Таинство, они могут прослушать оглашение и получить справку о прохождении собеседования в храме по месту жительства, а перед Крещением представить документ священнику.

Краткий текст молитвы «Символ веры»

Текст на церковнославянскомТекст в переводе
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Полный текст с пояснениями можно прочитать в отдельной статье про Символ веры.

Источник

Беседы перед крещением — что нужно знать крестным и родителям

Огласительные беседы перед крещением: что нужно знать перед крестинами ребенка — информация для родителей и крестных, ответы на вопросы о крещении в статье!

Огласительные беседы перед крещением

Что нужно говорить батюшке перед крещениемПо милости Божией и с благословения правящего архиерея, мне приходится проводить огласительные беседы с людьми, желающими принять таинство Крещения. Это послушание приносит мне большую духовную радость. Ведь оно дает возможность в простой и непринужденной беседе рассказать людям о Христе, о Его искупительной жертве, о церковных таинствах и обрядах, о жизни во Христе. Люди на беседы приходят разные, к каждому приходится искать свой ключик, чтобы донести до разума истину Христову. В этой заметке хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями, сделанными мной во время этих бесед.

Начну по порядку с самого начала. Первое, о чем я спрашиваю человека, изъявившего желание креститься – читал ли он Евангелие. Ответы на этот, казалось бы, весьма простой вопрос бывают различными. Большинство ответов бывают односложными: т.е. «да» или «нет». С этим все понятно. Человек, который осознанно принимает решение креститься и проявил усердие в своем желании, конечно же, прочитал если не всю Библию, то хотя бы Евангелие. У такого человека и вопросов будет достаточно и рассказывать ему о Христе и Церкви будет намного проще. Беседы в таких случаях достаточно эффективны. Но если человек читает Евангелие параллельно с посещением огласительных бесед, то и это очень хорошо, т.к. в процессе прочтения Священного Писания у него возникает множество вопросов, требующих подробного разъяснения. Лично для меня, чем больше человек задает вопросов, тем лучше. Это дает мне некоторое представление об уровне познаний человека в области христианского вероучения. Помимо этого, по вопросам можно понять, что наиболее интересно человеку в данный момент. Ведь ответ на поставленный им же вопрос будет для вопрошающего неким личным достижением в познании христианской веры. На опыте знаю, что беседа, в которой присутствуют ответы на задаваемые слушателем вопросы, намного продуктивнее, чем отвлеченный рассказ священника практически на ту же тему.

Несколько иначе обстоит дело с людьми, не читавшими Священное Писание до беседы со священником. Им трудно объяснить те или иные догматические положения православной веры. Как правило, подобные «собеседники» большей частью молчат, с трудом пытаясь переваривать сказанное священником. Большим достижением в беседе с подобными слушателями бывает какой-либо вопрос, заданный по теме разговора. Хотя, бывает совсем наоборот. Мне помнится один молодой человек, пришедший на беседу вместе со своей невестой. Евангелие он не читал, каких-то особых познаний в христианском вероучении у него также не было. Девушка, в отличие от него, имела некоторое представление о Православной Церкви и ее догматах. В течение двух часов я рассказывал этой паре о Христе, о Его искупительной жертве, о Церкви и ее таинствах. Все два часа молодой человек умно кивал головой на мои слова. Я даже обрадовался и в конце своего рассказа поинтересовался — нет ли у них вопросов по теме. И услышал: «Скажите, а правда, что тамплиеры были чернокнижниками и за это их жгли на кострах?». Стоит ли говорить, что в своем рассказе я никаким образом не касался этого католического рыцарского ордена и его истории.

Есть еще одна немногочисленная категория людей, посещающих огласительные беседы. Эти люди черпают «знания» о Боге из любых источников, кроме Священного Писания и православной литературы. Человек, знающий о жизни и проповеди Спасителя из бульварных газет и журналов, или, еще хуже, атеистических книг, имеет неверное представление о вероучении Православной Церкви. Такие люди обладают весьма туманным понятием о Святой Троице, зачастую смешивают понятия о Боге, присутствующие в различных религиях, приписывают Христу качества, чуждые Ему, как Богочеловеку. Порой к этим сумбурным знаниям примешиваются даже откровенно оккультные понятия. В итоге получается какая-то гремучая каша, составленная из совершенно противоречащих друг другу понятий, и которая, кстати говоря, не выдерживает никакой критики.

Приходится встречать и людей, которые верят в Высший Разум – неопределенную абстрактную субстанцию, которая правит вселенной и периодически открывает свои тайны человечеству. Мне приходилось встречать и людей, свято верящих в то, что миром управляют внеземные существа – инопланетяне, эдакие зеленые человечки из соседней галактики, которые намного умнее всего человечества, вместе взятого. Ну, а человечество у них, как подопытные кролики. Правда, первоначально мне было совершенно непонятно желание людей, верящих в подобную чушь, принять таинство Крещения. Оказалось, что во главе этой «зеленой марсианской братии» стоит Бог. А на мое предложение почитать Евангелие и Закон Божий однажды последовало: «А для чего это нужно, я и так знаю, о чем там написано. И вообще, раньше без всяких Евангелий крестили, и ничего». После долгих и тщетных попыток объяснить, что никакого отношения к марсианам Бог не имеет, более того, с точки зрения Православия эти самые зеленые человечки – суть бесы и их козни, а Христос – это воплотившийся Сын Божий, мне пришлось отказать этому человеку в Крещении. Вообще с подобной категорией людей работать труднее всего. Беседа не клеится с самого начала, т.к. эти люди требуют принять их в лоно Церкви такими, какие они есть со всеми их заблуждениями. Более того, зачастую пытаются навязать свое мнение, внести корректировки в «неправильное христианство», мотивируя свои домыслы потребностью пересмотреть догматы Православной Церкви в свете различных псевдонаучных исследований, сектантских заблуждений и извращенного понятия о Боге. Принять их в лоно Православной Церкви не представляется возможным в силу их нежелания расстаться со своими убеждениями.

Существует еще одна категория людей, приходящих креститься из-за различных языческих и оккультных верований. К примеру, очень распространено магическое поверие, что если на человека наслана порча и он покрестится, то всю порчу «как рукой снимет». Зачастую подобные «знания» бывают получены от гадалок, колдунов, экстрасенсов и прочих деятелей оккультных наук или из оккультных книг. Приходится объяснять, что посещение оккультистов – это обращение к дьяволу, что является несомненным тяжким грехом. Никак нельзя совместить жизнь во Христе и служение дьяволу. Некоторая часть этих людей после подробных разъяснений раскаивается в содеянном и впоследствии вполне осознанно принимает таинство Крещения. Большая часть пришедших просто уходит после разговора со священником, предпочитая еще поразмыслить над своим желанием креститься. Оставшаяся же часть остается при своем мнении, ставя мнение оккультистов выше авторитета Церкви.

Однажды мне пришлось столкнуться с молодой женщиной, которая хотела, во что бы то ни стало, креститься, чтобы избавиться от якобы наведенной на нее порчи. Поначалу я стал объяснять, чем чревато ее посещение оккультистов и укоренение в их заблуждениях. Это не имело ровно никакого эффекта. Более того, женщина начала упрекать меня в том, что не хочу помочь ей избавиться от порчи. Потом в ход пошли уговоры и мольбы, дошло до предложения определенной суммы денег в обмен на допуск до крещения. Само собой, я ей отказал, уже не пытаясь что-то объяснять. В итоге женщина ушла ни с чем. Что же, она сделала свой сознательный выбор.

Вот такие разные люди приходят креститься. Беседы с ними приходится вести тоже по-разному. С кем-то достаточно поговорить один раз и понять, что человек имеет достаточный запас знаний и твердую веру в Бога для принятия таинства Крещения. С другими приходится проводить не одну беседу, пока донесешь до них азы православной веры. Было пару человек, которые приходили ко мне в течение нескольких месяцев. Зато теперь я постоянно вижу этих людей в храме.

К сожалению, есть и такие, которые просто поприсутствовали на беседах, мало что вынеся из них для себя. Что поделаешь, все люди разные. Но больше всего мне запомнился один случай. Однажды ко мне подошел молодой человек, который в течение месяца прилежно посещал все беседы, параллельно читая Библию. Он очень активно задавал вопросы по прочитанному. Накануне он закончил чтение Священного Писания, о чем радостно отрапортовал почти сразу же, как только я зашел в класс. Когда после беседы я собирался уходить, он остановил меня, явно пытаясь сказать что-то очень важное. Я остановился, чтобы выслушать его. Парень сиял от радости, и мне было интересно узнать, какое столь радостное событие произошло у него. Вот, что он мне сказал: «Батюшка, вчера я закончил чтение Библии, прочитал все от корки до корки. Теперь я точно знаю, что Христос – это Бог, пришедший спасти мир от греха, и верю в Него всем сердцем». Оставалось только порадоваться за этого молодого человека. Очевидно, что мои усилия не прошли даром. Наверно, лучшая награда для священника – это то, что человек, которому он рассказал о Христе, уверовал в Него всем сердцем. Слава Богу за все!

Вы прочитали статью Огласительные беседы перед крещением. Читайте также: Таинства Церкви: сложные и актуальные практические вопросы

Источник

Огласительная беседа перед Крещением — Артем Шарафутдинов

При­сту­пая к свя­тому кре­ще­нию, необ­хо­димо осо­знать цель этого таин­ства. Чего мы хотим от Бога?
Мы верим, что Бог любовь, но любовь не сле­пая, а муд­рая, свя­тая. Мы верим, что три Лич­но­сти Бога, т. е. Отец, Сын и Свя­той Дух соеди­ня­ются в любви в одну сущ­ность. Это и есть хри­сти­ан­ская Троица.

Оглав­ле­ние

Пример огласительной беседы

Творение мира.

При­сту­пая к свя­тому кре­ще­нию, необ­хо­димо осо­знать цель этого таин­ства. Чего мы хотим от Бога?

Мы верим, что Бог любовь, но любовь не сле­пая, а муд­рая, свя­тая. Мы верим, что три Лич­но­сти Бога, т. е. Отец, Сын и Свя­той Дух соеди­ня­ются в любви в одну сущ­ность. Это и есть хри­сти­ан­ская Тро­ица. На дан­ном этапе трудно понять идею Тро­ицы умом. Бог дей­стви­тельно Един, но можно быть еди­ным только с кем-то. Един­ство Бога пред­по­ла­гает, что Он не одинок.

Бог сотво­рил весь мир, кото­рый условно можно раз­де­лить на види­мый и неви­ди­мый. Неви­ди­мый мир – это мир анге­лов, кото­рые сотво­рены как слу­жеб­ные духи. Види­мый мир это мир чело­ве­че­ский. Бог сотво­рил мир от избытка своей любви. Бог был сво­бо­ден. Он был счаст­лив в любви и без мате­ри­аль­ного мира, но Он сотво­рил мир, стре­мясь при­об­щить его своей гар­мо­нии и любви.

Но как можно научить любви и гар­мо­нии камни и дере­вья? Свя­зу­ю­щим зве­ном, соеди­ня­ю­щим мир без­душ­ной мате­рии и мир духов­ный, стал чело­век, име­ю­щий две при­роды, духов­ную и мате­ри­аль­ную. Духов­ной при­ро­дой чело­век был спо­со­бен усва­и­вать свет и бла­го­уха­ние Боже­ствен­ной кра­соты. Посред­ством сво­его зем­ного тела он дол­жен был водво­рять в мате­ри­аль­ном мире ту гар­мо­нию, кото­рую он познал в Боге. Чело­век по уче­нию Свя­щен­ного Писа­ния сотво­рен по образу и подо­бию Божьему. Образ Божий в чело­веке заклю­ча­ется в непо­роч­но­сти его духов­ных сил: в уме, в чув­стве (в сердце) и в воле. Они даны чело­веку для того, чтобы он позна­вал выс­шее благо и вопло­щал его в своей жизни.

Выс­шим бла­гом миро­зда­ния явля­ется Все­свя­тая воля Творца. Подо­бие Божие состо­яло в воз­мож­но­сти воз­ве­де­ния сердца, ума и воли, в един­ство сход­ное с един­ством лиц Пре­свя­той Тро­ицы. Пер­вых людей звали Адам и Ева.

Грехопадение.

Ден­ница был сотво­рен Богом как ангел утрен­ней зари. Он воз­гор­дился, поже­лав иметь Боже­ствен­ную силу и поче­сти, кото­рых он не был достоин. Он увлек за собой часть анге­лов и повел про­тив Бога войну, пре­вра­тив­шись в сатану. Так в мире появи­лось зло.

Чело­век, как венец тво­ре­ния и люби­мое созда­ние Божие стал объ­ек­том осо­бого вни­ма­ния сатаны. Лестью и обма­ном ему уда­лось посе­лить в сердце Адама и Евы зерно недо­ве­рия сво­ему Творцу. Затем они отпали от Бога через нару­ше­ние запо­веди, кото­рая запре­щала вку­шать плоды от древа позна­ния добра и зла. На языке Свя­щен­ного Писа­ния это озна­чает, что они захо­тели стать само­быт­ными как Бог. То есть они захо­тели иметь всю пол­ноту жизни, но без Бога.

В резуль­тате грехопадения:

Чело­век поте­рял бес­смер­тие и стал смертным.

Пред­ставьте себе пол­но­вод­ную реку, кото­рую пере­крыли пло­ти­ной. Сна­чала вода при­хо­дит в состо­я­ние покоя и пре­вра­ща­ется в озеро. Затем это озеро начи­нает гнить и пре­вра­ща­ется в болото.

При­бли­зи­тельно то же самое стало с чело­ве­че­ством, кото­рое поте­ряло связь с Богом. В резуль­тате гре­хо­па­де­ния само есте­ство чело­века изме­ни­лось, поте­ряв свою цельность.

Сердце сде­ла­лось бес­чув­ствен­ным, а ум при­ту­пился. Он ока­зался неспо­соб­ным к про­ник­но­ве­нию в суть вещей. Воля стала сла­бой настолько, что чело­век даже видя страш­ные послед­ствия своих дея­ний, не мог оста­но­виться и шел на грех как на убой. Так был иска­жен образ Божий в человеке.

Все душев­ные силы чело­века стали дей­ство­вать хао­ти­че­ски и пре­вра­ти­лись в стра­сти. Кстати в рус­ском языке слово «стра­да­ние» имеет эти­мо­ло­ги­че­ский смысл «дань страстям».

Отме­тим, что со вре­мен гре­хо­па­де­ния стра­да­ние чело­века коре­нится в самой его природе.

Это состо­я­ние внут­рен­него хаоса и раз­лада в чело­веке назы­ва­ется еще духов­ной смертью.

Спасение только во Христе.

Помните, вна­чале мы рас­ска­зали вам о том, что Бог есть любовь? И эта Божия любовь не оста­вила пад­шее чело­ве­че­ство в его горе. Бог решил Сам придти в мир, стать чело­ве­ком, раз­де­лить с людьми их горе и исце­лить чело­ве­че­скую при­роду. Одно из Лиц Свя­той Тро­ицы – Сын Божий ста­но­вится самым насто­я­щим чело­ве­ком, но не пере­стает быть Богом. Это собы­тие в хри­сти­ан­ском уче­нии назы­ва­ется таин­ством БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. Слу­чи­лось это в нуле­вом году нашей эры в городе Виф­леем. У одной бла­го­че­сти­вой еврей­ской девушки по имени Мария родился мла­де­нец от Свя­того Духа, и назвала она свое Дитя Иисусом.

В трид­цать лет Иисус вышел на про­по­ведь. Он про­по­ве­до­вал при­ше­ствие Небес­ного Цар­ствия и пока­я­ние в гре­хах. Надо ска­зать, что вся Его жизнь от начала до конца была испол­не­нием древ­них про­ро­честв, кото­рые были даны людям для того, чтобы они смогли отли­чить истин­ного Пома­зан­ника Божия (Хри­ста) от огром­ного мно­же­ства лже­про­ро­ков и лжехри­стов. И вот по этим про­ро­че­ствам люди поняли, что перед ними не про­сто оче­ред­ной про­по­вед­ник «обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей». Перед ними Сам вопло­щен­ный Бог. Про­ро­че­ства ука­зы­вали, что Хри­стос дол­жен уме­реть мучи­тель­ной каз­нью и вос­крес­нуть из мерт­вых. Почему же он дол­жен умереть?

Вы нико­гда не заду­мы­ва­лись, почему в хри­сти­ан­ских стра­нах нет таких каз­ней за грехи, как, напри­мер, в госу­дар­ствах, живу­щих по нор­мам шари­ата? В мусуль­ман­ских стра­нах за воров­ство отру­бают руку, а за блуд поби­вают кам­нями. Почему же у нас этого нет? Неужели у нас нет этих грехов?

Выше мы гово­рили, что про­блема греха состоит в раз­ру­ше­нии самой при­роды чело­века. И как трудно уго­во­рами лечить пуле­вые ране­ния, так же трудно каким – либо уче­нием выле­чить душу чело­века. Исце­ле­ние чело­ве­че­ства осу­ществ­ляет Бог не в биб­лио­теке, а в Самом Себе.

Для этого Он и ста­но­вится Чело­ве­ком. В каче­стве при­мера можно вспом­нить подвиг врача, кото­рый зара­жает себя какой-либо страш­ной болез­нью, чтобы найти сред­ство ее обезвредить.

У свя­того Кирилла Иеру­са­лим­ского есть уди­ви­тель­ный образ этого чуда исце­ле­ния чело­ве­че­ства от смерти. Свя­той Кирилл рисует перед нами образ гни­лого, бес­плод­ного дерева. Его бес­по­лезно поли­вать и удоб­рять, поскольку сам корень этого дерева гнилой.

А рядом пре­муд­рый садов­ник выра­щи­вает новое дерево. Это рас­те­ние чисто и совер­шенно, потому что корень чист. Далее веточки пад­шего дерева сре­за­ются, очи­ща­ются и при­ви­ва­ются к новому пре­крас­ному дереву. И вот эти веточки при­жи­ва­ются, покры­ва­ются листоч­ками и начи­нают обильно плодоносить.

Как это можно понять? Гни­лое дерево – это род чело­ве­че­ский. Его корни – наши пра­ро­ди­тели, Адам и Ева. Пре­муд­рый садов­ник – Бог Отец. Кор­нем нового дерева явля­ется Иисус Христос.

Он явля­ется нашим духов­ным пра­ро­ди­те­лем, и назы­ва­ется вто­рым Ада­мом. Новое чистое древо – новое чело­ве­че­ство, про­ис­шед­шее от Хри­ста. Это новое чело­ве­че­ство еще назы­вают Цер­ко­вью. Свя­тое Кре­ще­ние есть в этом образе именно чудо при­ви­тия вет­хих вет­вей к древу Церкви. Пита­ние же от него цели­тель­ными соками – есть сама жизнь в таин­ствах Церкви и прежде всего уча­стие в Св. Евхаристии.

Конечно это всего лишь образ. Он только при­бли­жает нас к пони­ма­нию тайны спа­се­ния. Мы должны пони­мать, что воз­вра­ще­ние чело­ве­че­ству исце­лен­ной при­роды про­ис­хо­дит так же таин­ственно, как само Бого­во­пло­ще­ние. Для этого явле­ния в лите­ра­туре древ­них хри­стиан есть спе­ци­аль­ный тер­мин: «ОБОЖЕНИЕ».

Как Бог вопло­ща­ется среди людей, рож­да­ясь от Пре­свя­той Девы, так же люди обо­жи­ва­ются в Боге, рож­да­ясь от Все­свя­того Бога.

Понять это умом трудно. Бог вопло­ща­ется, а люди обо­жи­ва­ются. И то и дру­гое чудо, пости­га­е­мое верой. Но где нам взять такую веру? Такая вера рож­да­ется и укреп­ля­ется в чело­веке, когда он начи­нает на прак­тике испол­нять уче­ние Хри­ста, изло­жен­ное в свя­щен­ном Писа­нии. Чем интен­сив­нее наша духов­ная жизнь в Церкви Хри­сто­вой, тем осно­ва­тель­нее наше зна­ние Бога и пути нашего лич­ного спа­се­ния. И наобо­рот: чем меньше чело­век сле­дует запо­ве­дям Еван­ге­лия, тем больше хам­ства, фор­ма­лизма и неве­же­ства в его «бого­сло­вии».

Практическая сторона христианской веры.

Крещение, покаяние и Церковь.

Испол­не­ние запо­ве­дей Еван­ге­лия при­во­дит чело­века к истин­ному зна­нию самого себя, своих немо­щей и стра­стей. Это позна­ние рож­дает в его душе чув­ство край­ней нужды в Искупителе.

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов гово­рит, что это чув­ство явля­ется самым нача­лом под­лин­ного обра­ще­ния чело­века ко Хри­сту. И наобо­рот, без виде­ния своей поги­бели, сво­его соб­ствен­ного бого­от­ступ­ни­че­ства нет спа­се­ния во Хри­сте. «Не осо­зна­ю­щий своей гре­хов­но­сти, сво­его паде­ния, своей поги­бели, не может при­нять Хри­ста, не может уве­ро­вать во Хри­ста, не может быть хри­сти­а­ни­ном. — пишет свя­ти­тель Игна­тий, — К чему Хри­стос для того чело­века, кто и сам разу­мен, доб­ро­де­те­лен, удо­вле­тво­рен собой, кто при­знает себя достой­ным всех наград зем­ных и небесных».

Из поуче­ния св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова можно сде­лать два заме­ча­тель­ных вывода: Без пони­ма­ния своей внут­рен­ней испор­чен­но­сти чело­век не может стать насто­я­щим христианином.

Виде­ние своей гре­хов­но­сти пред­ше­ствует вере во Христа.

При­ни­ма­ю­щему свя­тое кре­ще­ние взрос­лому чело­веку нужна вера во Хри­ста. Из слов свя­ти­теля мы поняли, что нельзя уве­ро­вать во Хри­ста тому, кто не имеет внут­рен­ней нужды в Иску­пи­теле, кто не имеет в своей душе глу­бо­кого и искрен­него пока­я­ния. Вот почему Сам Гос­подь начал свою про­по­ведь с при­зыва к пока­я­нию: «Покай­тесь и уве­руйте в евангелие».

В пере­воде с гре­че­ского пока­я­ние есть изме­не­ние ума, исправ­ле­ние основ жизни. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции это слово имеет два зна­че­ния: Пока­я­ние — обра­ще­ние. Это некое внут­рен­нее уси­лие, кото­рое пред­при­ни­мает чело­век для того, чтобы при­ми­риться с Богом. Когда чело­век по-насто­я­щему откры­вает любовь Бога, то готов оста­вить все что угодно и идти куда угодно ради Него. Он готов про­сить у Бога и людей про­ще­ния, он готов изме­нить всю свою жизнь и напол­нить ее духов­ным содер­жа­нием. Это и есть обра­ще­ние к Богу.

Пока­я­ние – исце­ле­ние. Это про­цесс исправ­ле­ния души, кото­рый может совер­шаться в тече­нии всей нашей жизни. Такое пока­я­ние явля­ется как бы про­дол­же­нием кре­ще­ния. Оно завер­шает усы­нов­ле­ние чело­века Богу, нача­тое в кре­ще­нии, изме­няет его ум, сердце и волю, вос­ста­нав­ли­вая в чело­веке иска­жен­ный образ Божий.

Схе­ма­ти­че­ски это можно изоб­ра­зить так:

Отме­тим, что истин­ное пока­я­ние жаж­дет как можно ско­рее оста­вить грех, испра­виться. Если чело­век снова воз­вра­ща­ется к преж­нему греху, то это гово­рит о том, что он не покаялся.

Как уже было ска­зано выше – кре­ще­ние это вхож­де­ние чело­века в Цер­ковь, как в новое, обнов­лен­ное чело­ве­че­ство. Как веточка при­ви­ва­ется к вино­град­ной лозе, так и чело­век при­ви­ва­ется к Церкви посред­ством кре­ще­ния. И как через это при­ви­тие ветвь пита­ется от корня, так же через вступ­ле­ние в Цер­ковь хри­сти­а­нин духовно пита­ется от Хри­ста. Чело­век, живу­щий вне Церкви, не участ­ву­ю­щий в Цер­ков­ных таин­ствах отпа­дает от Церкви, словно он бес­плод­ная ветвь. Такая ветвь засы­хает и бро­са­ется в огонь. Пре­бы­вая вне Церкви, чело­век пре­бы­вает вне спасения.

Св. Павел назы­вает Цер­ковь Телом Хри­сто­вым. Гла­вой же этого тела явля­ется сам Хри­стос. В нем каж­дый хри­сти­а­нин – какой-то важ­ный орган. Кто-то «духов­ный глаз», кто-то «рука», кто-то «ухо». Ска­жите, что будет, если у вас палец отре­зать и выки­нуть? Пра­вильно, он загно­ится и погиб­нет. Так же и хри­сти­а­нин вне Церкви. Что же свя­зы­вает чело­века с Цер­ко­вью? Прежде всего, это тща­тель­ное испол­не­ние запо­ве­дей Еван­ге­лия. А как можно испол­нять эти запо­веди, если мы ни разу не про­чи­тали даже главы из Еван­ге­лия? К сожа­ле­нию, в насто­я­щее время един­ствен­ной свя­зью с Цер­ко­вью у нас оста­ются рож­де­ствен­ские колядки и пас­халь­ные куличи. Но разве Хри­стос ради этого уми­рал на Гол­гофе? Нет, он уми­рал для того, чтоб мы имели жизнь и имели ее с избыт­ком. Чело­век, участ­ву­ю­щий в цер­ков­ных таин­ствах и испол­ня­ю­щий запо­веди Еван­ге­лия не только насле­дует жизнь веч­ную, но и даже в этой жизни будет иметь милость и бла­го­сло­ве­ние Небес­ного Отца.

Невидимая брань.

«Не видел того глаз и не слы­шало того ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­века, что при­го­то­вил Бог для любя­щих Его». Гово­рит св. Апо­стол Павел. ( 1Кор. 2:9 ) Однако на этом пути веру­ю­щего чело­века к Богу суще­ствуют пре­пят­ствия, про­хож­де­ние кото­рых пре­вра­щает уси­лие хри­сти­а­нина в подвиг. Что это за препятствия?

Гре­хов­ная при­рода. Несмотря на то, что в кре­ще­нии гре­хов­ная при­рода умерщ­вля­ется, это вовсе не зна­чит, что она пол­но­стью исче­зает. Как остав­лен­ный в корне зуба умерщ­влен­ный нерв начи­нает гнить, так и гре­хов­ная при­рода, предо­став­лен­ная самой себе, начи­нает «раз­ла­гаться», отрав­ляя своим «труп­ным ядом» все, с чем она сопри­ка­са­ется. Внешне это выра­жа­ется в том, что преж­ние грехи (зависть, злоба, похоть и т. д.) могут про­сы­паться в нас и дей­ство­вать с новой силой. Испо­ведь, пока­я­ние и вни­ма­ние к себе успешно с этим справляются.

Дья­вол. Сатана – враг Бога и всех Его слу­жи­те­лей. Он зави­дует людям, потому что чем ближе они к Богу, тем счаст­ли­вее. Для него же сча­стье недо­ступно, потому что это свой­ство нельзя иметь вне Бога и Его любви. Сатана имеет власть над теми, кто не кается в своих гре­хах. Гос­подь учил, что сей дух изго­ня­ется постом и молитвой.

Мир. Сатана борется про­тив истин­ных хри­стиан посред­ством мира. По опре­де­ле­нию Свя­того Иоанна Бого­слова мир это похоть плоти, похоть очей и гор­дость житей­ская. То есть мир это злая система цен­но­стей, кото­рая, поз­во­ляет неве­ру­ю­щим людям суще­ство­вать без Бога. Тот же апо­стол Иоанн Бого­слов ска­зал, что кто любит мир, в том нет любви Отчей. Это зна­чит, что прин­ципы пад­шего мира про­ти­во­ре­чат запо­ве­дям Божьим, поэтому каж­дому из нас при­хо­дится выби­рать что-то одно. Слу­жить Богу и миру одно­вре­менно невозможно.

Часто люди сомне­ва­ю­щи­еся в истин­но­сти хри­сти­ан­ства спра­ши­вают: «Почему Бог нас иску­шает, посы­лая нам стра­да­ния?» На это надобно отве­тить, что Бог никого не иску­шает и Сам ничем не иску­ша­ется. Есть при­чины, по кото­рым Он поз­во­лят иску­ше­ниям встре­чаться на нашем пути: Пре­одо­ле­вая иску­ше­ния, мы утвер­жда­емся в добре и созна­тельно отвра­ща­емся от зла.

Видя послед­ствия гре­хов, мы начи­наем их осо­знанно избе­гать. В иску­ше­ниях, мы лучше познаем глу­бины нашей души. В стра­да­ниях мы соеди­ня­емся со Хри­стом узами самых близ­ких отно­ше­ний. Мы раз­де­ляем с Ним Его жизнь, мы счи­таем Его дело своим. Без тру­дов мы вос­при­ни­мали бы путь к Богу только как раз­вле­ка­тель­ное меро­при­я­тие, как тури­сти­че­скую поездку. И все свя­тыни Небес­ного Цар­ства, куп­лен­ные кро­вью Хри­ста были бы для нас не более чем релик­тами про­шлых эпох, деше­выми суве­ни­рами, кото­рые дарят на память ску­ча­ю­щим обы­ва­те­лям. Испы­та­ния и скорби пре­вра­щают нашу духов­ную жизнь в неви­ди­мую брань.

1. Зна­ние своей веры. (Пояс истины). Тот, кто не знает истины, похож на вояку, кото­рый под­дер­жи­вает свои штаны руками.

2. Бла­го­че­сти­вая жизнь. (Броня пра­вед­но­сти). Это не только доб­рые дела, но и пра­вед­ные намерения.

3. Доб­рое сви­де­тель­ство ближ­ним. (Обувь бла­го­вест­во­ва­ния). Св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит, чтоб мы убеж­дали ближ­них быть хри­сти­а­нами не сло­вами только, но своим лич­ным при­ме­ром. Это про­из­во­дит самое силь­ное впе­чат­ле­ние на людей.

4. Дове­рие Богу. (Щит веры). Бог все­гда помо­жет тому, кто Ему дове­рился. Только такой чело­век смо­жет усто­ять перед мно­го­чис­лен­ными соблаз­нами, кото­рые подобны огнен­ным стрелам.

5. Пока­я­ние. (Шлем спа­се­ния). Шлем закры­вает голову так же, как пока­я­ние защи­щает ум. Из всех доспе­хов шлем счи­та­ется наи­бо­лее цен­ным. Воин, кото­рый идет в бой без шлема, поги­бает в первую оче­редь. Тот, кто не имеет пока­я­ния, уже мертв, убит, так и не всту­пив в бой. Без пока­я­ния все осталь­ное не имеет значения.

6. Чте­ние свя­щен­ного Писа­ния. (Меч духов­ный). «Невоз­можно спа­стись без чте­ния слова Божия, с ним же спа­стись очень легко». Св. Иоанн зла­то­уст. Мы пора­жаем своих вра­гов мечем Слова Божьего. Но в руках неуме­лого бойца меч это все­гда бед­ствие. Слово Божие есть обра­ще­ние Бога к нам, а молитва есть обра­ще­ние нас к Богу.

7. Молитва. В духов­ной брани она явля­ется внут­рен­ней силой хри­сти­а­нина. Молитва это глав­ное бла­го­сло­ве­ние Божье. В молитве мы пере­стаем быть рабами, но по уче­нию св.Иоанна Зла­то­уста свя­щен­ни­ками и сынами Бога.

Крещение ребенка. Что нужно знать о крещении?

Что же дает чело­веку кре­ще­ние? Если отве­тить на этот вопрос, тогда каж­дый смо­жет вполне осо­знанно и аргу­мен­ти­ро­вано сде­лать выбор – надо кре­ститься именно ему, или не надо.

Во-пер­вых, в Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ется от всех гре­хов, в том числе пер­во­род­ного греха, полу­ча­е­мого нами по наслед­ству, как гене­ти­че­ское забо­ле­ва­ние (назва­ние «пер­во­род­ный» ника­кого отно­ше­ния к родам не имеет). Об этом гово­рится в глав­ной хри­сти­ан­ской молитве, кото­рая назы­ва­ется «Сим­вол веры», и кото­рая обя­за­тельно чита­ется во время Кре­ще­ния: «испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов». При под­го­товке к Кре­ще­нию «Сим­вол веры» необ­хо­димо про­честь, понять и запом­нить, а если вдруг вы не согласны с каким-то из его пунк­тов – зна­чит кре­ститься еще рано.

Во-вто­рых, в Кре­ще­нии чело­век рож­да­ется в новую жизнь, жизнь духов­ную, в кото­рой у него появ­ля­ются совер­шенно дру­гие, недо­ступ­ные ранее воз­мож­но­сти: соеди­не­ние с Богом, полу­че­ние бла­го­дати, а в пер­спек­тиве – насле­до­ва­ние веч­ной жизни.

Когда лучше креститься?

Вопрос о том, когда же лучше чело­веку при­нять кре­ще­ние – раньше или позже – в раз­ные пери­оды исто­рии решался по-разному.

В пользу более позд­них кре­ще­ний (в зре­лом и даже пожи­лом воз­расте) гово­рит про­стая логика: в кре­щаль­ной купели чело­век очи­ща­ется от ВСЕХ своих гре­хов – и полу­чен­ного по наслед­ству пер­во­род­ного греха, и накоп­лен­ных само­сто­я­тельно в тече­ние всей жизни до кре­ще­ния. Зна­чит, чем позже покре­стился – тем меньше оши­бок успе­ешь совер­шить за остав­шийся период вре­мени, тем более пра­вед­ным пред­ста­нешь на послед­нем суде.

Мода на позд­ние кре­ще­ния воз­ни­кает пери­о­ди­че­ски, и каж­дый раз вызы­вает дис­кус­сию вокруг себя. В част­но­сти, свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский, в сочи­не­нии с гово­ря­щим назва­нием «Про­тив отла­га­ю­щих кре­ще­ние» писал так: «Обез­опась себя от непо­сто­ян­ства и неиз­вест­но­сти жизни. Не тор­гуйся с бла­го­да­тью, чтобы не лишиться дара».

Надо ли крестить младенцев?

Кре­ститься можно в любом воз­расте, начи­ная с момента рож­де­ния. Но вопрос о том, надо ли кре­стить мла­ден­цев, воз­ни­кает доста­точно регу­лярно. Какие аргу­менты чаще всего выдви­га­ются про­тив кре­ще­ния детей?

Аргу­мент №1: «сде­лать за ребенка выбор в пользу кре­ще­ния – это наси­лие; вырас­тет – сам раз­бе­рется». Вос­пи­та­ние детей неиз­бежно свя­зано с тем, что нам при­хо­дится делать за них выбор. Мы выби­раем своим детям книги и игрушки, кружки и спор­тив­ные сек­ции, школу и место житель­ства. Решаем надо ли ста­вить при­вивки и при­ни­мать анти­био­тики, вну­шаем ребенку что такое хорошо и что такое плохо – при­чем именно в том виде, в кото­ром сами это пони­маем. В любом слу­чае роди­тели стре­мятся вос­пи­тать детей в своей системе цен­но­стей – это к вопросу о сво­боде выбора детей. А кре­ще­ние – это не про­сто смена ста­туса в небес­ной кан­це­ля­рии, это в первую оче­редь при­об­ре­те­ние чело­ве­ком новых воз­мож­но­стей. И здесь мне хочется про­ци­ти­ро­вать фраг­мент одной из дис­кус­сий форума об умест­но­сти кре­ще­ния младенцев:

«Пони­ма­ете, это спор бес­смыс­лен­ный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как роди­тели вос­при­ни­мают Бога. Если для них Бог — это самое цен­ное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыс­лить не могут оста­вить сво­его малыша без этого Дара. Если же для роди­те­лей Бог — это лишь одна из форм позна­ния и обще­ния с миром, часть куль­туры и пр… то, конечно, они могут отло­жить Кре­ще­ние мла­денца холод­ной фор­му­ли­ров­кой: “Под­рас­тет — сам выберет”.

Тут пожа­луй доба­вить про­сто нечего.

Аргу­мент №2: «кре­стить ребенка не надо, потому что до семи лет он и так без­греш­ный». Дей­стви­тельно, дети до семи лет в пра­во­слав­ной тра­ди­ции счи­та­ются мла­ден­цами, не спо­соб­ными в пол­ной мере отве­чать за свои поступки, поэтому испо­ведь для них не обя­за­тельна. Однако же они не сво­бодны от пер­во­род­ного греха, как уже упо­ми­на­лось выше. И до кре­ще­ния лишены мно­гих воз­мож­но­стей – им нельзя при­ча­щаться, празд­но­вать День Ангела (кото­рого у них попро­сту нет), за них нельзя молиться в Церкви – только дома.

В любом слу­чае, выбор в таком вопросе оста­ется за роди­те­лями (именно за роди­те­лями, а не бабуш­ками-дедуш­ками и про­чими род­ствен­ни­ками, дру­зьями и сочувствующими).

Что для этого нужно

Кроме самого жела­ния кре­ститься потре­бу­ется выпол­не­ние неко­то­рых усло­вий и сопут­ству­ю­щие аксес­су­ары. Необ­хо­ди­мыми усло­ви­ями могут быть сле­ду­ю­щие: если кре­стится ребе­нок, то не обой­тись без крест­ных, а ещё, в неко­то­рых хра­мах с вас могут потре­бо­вать посе­ще­ния огла­си­тель­ных бесед. Из необ­хо­ди­мых аксес­су­а­ров назо­вем пожа­луй все, но их пол­ный пакет будет зави­сеть как от вашего жела­ния, так и от храма, где совер­ша­ется Крещение.

Итак, вам пона­до­бятся: кре­стик с при­спо­соб­ле­нием на кото­ром он будет дер­жаться на шее, цепочка или ниточка не имеет зна­че­ния. Если кре­стится малень­кий ребе­нок — имеет смысл ниточку взять шел­ко­вую или широ­кую атлас­ную лен­точку, чтобы они не наре­зали неж­ную кожу. Есть наблю­де­ния, что золо­тые и сереб­ря­ные цепочки также не при­чи­няют коже малыша непри­ят­ного раздражения.

Кре­стиль­ная рубашка — её можно при­об­ре­сти в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном храме, либо, если вы любите труд­но­сти, сшить самим, покрой про­стой, она напо­ми­нает ноч­ную рубашку с выши­тым кре­стом на спине. На самом деле, это не обя­за­тель­ный атри­бут кре­ще­ния, но он пре­дает совер­ша­е­мому собы­тию допол­ни­тель­ную утон­чен­ность и соот­вет­ствует тра­ди­ци­он­ной цер­ков­ной эсте­тике. Если кре­стиль­ную рубашку не при­об­ре­тать, надо запа­стись такой фор­мой одежды, кото­рая не сму­щала бы вас и окру­жа­ю­щих при сопри­кос­но­ве­нии с водой. Сей­час во мно­гих хра­мах есть купели для пол­ного погру­же­ния, соот­вет­ственно всё, во что будет одет кре­ща­е­мый, будет гаран­ти­ро­ванно мок­рым. Но даже там, где кре­ще­ние совер­ша­ется обли­ва­тель­ным спо­со­бом в малень­кой купели, как мини­мум по пояс вас также обо­льют водой.

Свечи — их можно при­об­ре­сти непо­сред­ственно в храме, где будет про­ис­хо­дить кре­ще­ние, они необ­хо­димы для уча­стия в крест­ном ходу, кото­рый имеет место быть в про­цессе этого бого­слу­же­ния. Стоит уточ­нить, сколько в храме, в кото­ром вы кре­сти­тесь, необ­хо­димо све­чей на одного кре­ща­е­мого и крест­ных, потому что часть из них отда­ется в алтарь в каче­стве пожертвования.

Поло­тенце — но тут сами пони­ма­ете, чем больше, тем лучше, если кто-то думает, что хва­тит малень­кого вафель­ного поло­тен­чика, тот будет очень зави­до­вать людям, не поле­нив­шимся взять насто­я­щие бан­ные поло­тенца, всё же дело мокрое.

Смен­ная одежда — если у вас её не ока­жется, то не только до конца кре­ще­ния, но и много после него вам при­дется испы­ты­вать ряд нелов­ко­стей и неудобств по поводу вашего внеш­него вида. Как пра­вило, в хра­мах преду­смот­рено место, где можно раз­дельно пере­одеться муж­чи­нам и жен­щи­нам, а для осо­бенно цело­муд­рен­ных и инди­ви­ду­аль­ное. Однако будет ешё лучше, если вы зара­нее поин­те­ре­су­е­тесь, есть ли в храме такое место и если вдруг его не ока­жется, а кре­ститься вы соби­ра­е­тесь именно там, то смо­жете зара­нее всё преду­смот­реть, кстати, обычно при­ни­мать кре­щаль­ный вид необ­хо­димо только перед самим кре­ще­нием, за исклю­че­нием ног, но об этом ниже. До самого момента кре­ще­ния и после него можно нахо­диться в повсе­днев­ной одежде.

Тапочки — они пона­до­бятся поскольку, поскольку нужны будут ваши разу­тые ноги. Как пра­вило, разуться вам пред­ло­жат ещё в начале бого­слу­же­ния, и чтобы не остаться боси­ком можете взять с собой тапочки. Самый иде­аль­ный вари­ант — сланцы.

Сви­де­тель­ство о кре­ще­нии, в неко­то­рых хра­мах его может не ока­заться в нали­чии, поэтому поин­те­ре­суй­тесь зара­нее, будет ли оно выдано. Сей­час они есть раз­ных видов: попроще и покра­си­вее, можно выбрать и при­об­ре­сти само­сто­я­тельно, а можно поло­житься на тот храм, где кре­ще­ние будет совер­шаться. В любом слу­чае надо про­сле­дить за тем, чтобы оно было пра­вильно запол­нено, пра­вильно постав­лена ФИО кре­ща­е­мых и крест­ных, дата совер­ше­ния кре­ще­ния, имя и фами­лия свя­щен­ника, назва­ние храма, ука­за­ние на небес­ного покро­ви­теля и день ангела.

Фото­ап­па­рат или видео­ка­мера, конечно по вашему усмот­ре­нию, но ведь кре­ще­ние совер­ша­ется только раз в жизни, почему бы его не запе­чат­леть. Опять же поин­те­ре­суй­тесь зара­нее – нет ли в дан­ном храме огра­ни­че­ний на фото- и видеосъемку.

Крестные

На самом деле, инсти­тут крест­ных в насто­я­щее время утра­тил своё преж­нее зна­че­ние. Очень редко можно встре­тить при­мер, чтобы крест­ные дей­стви­тельно участ­во­вали в вос­пи­та­нии своих крест­ни­ков. Более того, крест­ные очень часто про­сто живут очень далеко и физи­че­ски не могут испол­нять свои обя­зан­но­сти. Как же в иде­але? А в иде­але крест­ные несут пол­ную ответ­ствен­ность наравне с роди­те­лями до совер­шен­но­ле­тия сво­его чада за его пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние. Фак­ти­че­ски они и есть вто­рые роди­тели. Эта забота вклю­чает в себя целый ком­плекс меро­при­я­тий – от домаш­него вос­пи­та­ния, до сов­мест­ных цер­ков­ных служб и финан­си­ро­ва­ния соот­вет­ству­ю­щих нужд – напри­мер, при­об­ре­те­ния духов­ной лите­ра­туры, икон, кре­стиль­ного кре­стика, наконец.

Во время самого кре­ще­ния крест­ные отре­ка­ются за кре­ща­е­мого от сатаны и соеди­ня­ются со Хри­стом, под­твер­ждают вслух это жела­ние и вос­при­ни­мают свое чадо от купели. Одним сло­вом, сви­де­тель­ствуют перед всеми о соб­ствен­ной адек­ват­но­сти в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии сво­его крест­ника. Есте­ственно, что, согласно цер­ков­ному мне­нию, крест­ные и перед Богом несут ответ­ствен­ность за духов­ную и нрав­ствен­ную жизнь сво­его чада.

Это, конечно, идеал, но к нему надо стре­мится. Сле­до­ва­тельно, и крест­ных под­би­рать соот­вет­ственно. Цер­ков­ная прак­тика, впро­чем, остав­ляет воз­мож­ность крест­ному меньше рас­стра­и­ваться и рефлек­си­ро­вать по поводу не испол­не­ния им своих обя­зан­но­стей, если крест­ник или его роди­тели этого не желают. Здесь, семей­ный мир не может быть под­верг­нут испы­та­нию уси­ли­ями крест­ного, если семья к этому не готова. Но напо­ми­нать регу­лярно надо. Именно поэтому крест­ные обя­за­тельно впи­сы­ва­ются в сви­де­тель­ство о крещении.

Тра­ди­ци­онно маль­чику под­би­рают крест­ного, а девочке крест­ную, если нет воз­мож­но­сти иметь обоих сразу. Крест­ные не могут состо­ять между собой и кре­ща­е­мым в пря­мом род­стве, напри­мер муж и жена не могут быть крест­ными друг другу и одно­вре­менно у одного ребенка, к кото­рому их при­гла­сили. Дру­гие род­ствен­ники вполне могут подойти для этой роли.

При всей несе­рьез­но­сти испол­не­ния крест­ными своих обя­зан­но­стей, хотя бы с име­ни­нами и дру­гими лич­ными и цер­ков­ными празд­ни­ками, про­сто по чело­ве­че­ски, крест­ные должны поздрав­лять своих крест­ни­ков, не лишая их этого обще­ния. Ну и нако­нец, если у кре­ща­е­мого исче­зают роди­тели, крест­ные должны забо­титься о них, как о своих соб­ствен­ных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой, хотя бы как Сириус Блэк взял Гарри Поттера.

Про огла­си­тель­ные беседы, или зачем нужны лек­ции перед крещением?

Сего­дня в боль­шин­стве хра­мов Ека­те­рин­бурга в рам­ках под­го­товки к Таин­ству Кре­ще­ния пред­ла­га­ется посе­ще­ние спе­ци­аль­ных заня­тий – огла­си­тель­ных бесед. Коли­че­ство и каче­ство их в каж­дом храме раз­ное, смысл же оди­на­ко­вый – объ­яс­нить кре­ща­е­мым основы той веры, кото­рую они соби­ра­ются при­нять, рас­ска­зать о пере­ме­нах, про­ис­хо­дя­щих в жизни после кре­ще­ния. То есть огла­си­тель­ные беседы должны спо­соб­ство­вать более осо­знан­ному и более серьез­ному под­ходу к Крещению.

Огла­ше­ние – то есть уст­ное настав­ле­ние в вере перед при­ня­тием кре­ще­ния – этот как раз то новое, кото­рое явля­ется хорошо забы­тым ста­рым. Тра­ди­ция огла­си­тель­ных бесед сфор­ми­ро­ва­лась в Церкви уже во вто­ром-тре­тьем веках от Рож­де­ства Хри­стова. Тогда огла­ше­ние дли­лось от сорока дней до трех лет. Созда­ва­лись даже спе­ци­аль­ные огла­си­тель­ные учи­лища, ста­но­вив­шие поис­тине цен­трами про­све­ще­ния. Напри­мер, в одном из наи­бо­лее извест­ных – алек­сан­дрий­ском огла­си­тель­ном учи­лище – пре­по­да­ва­лись не только бого­сло­вие и фило­со­фия, но еще этика, диа­лек­тика и даже физика.

До нас память о тра­ди­циях древ­ней Церкви дошла в бого­слу­же­нии и фольк­лоре. До сих пор глав­ная цер­ков­ная служба – Литур­гия (та самая, на кото­рую можно попасть, если прийти в храм вос­крес­ным утром) делится на две части. Пер­вая часть назы­ва­ется «литур­гия огла­шен­ных» — на ней при­сут­ствуют и некре­ще­ные, но гото­вя­щи­еся к кре­ще­нию, то есть огла­шен­ные. Молятся вме­сте со всеми, слу­шают чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния и про­по­ведь. Закан­чи­ва­ется эта часть спе­ци­аль­ной молит­вой – именно об огла­шен­ных. Там есть слова, обра­ща­е­мые свя­щен­ни­ком к ним самим: «Помо­ли­теся, огла­шен­нии, Гос­по­деви», после кото­рых сами огла­шен­ные должны отве­тить «Гос­поди, поми­луй». И поскольку в древ­ней Церкви огла­шен­ных было много, и отве­чали они с энту­зи­аз­мом – воз­никла пого­ворка «вопить как огла­шен­ные». Впро­чем, сего­дня она не акту­альна, поскольку все молитвы поются цер­ков­ным хором. Вто­рая часть службы – «литур­гия вер­ных» — начи­на­ется сло­вами «огла­шен­ные, изы­дите». На вто­рой части литур­гии оста­ются только крещёные.

Сей­час во мно­гих хра­мах эта огла­си­тель­ных бесед частично вос­ста­нав­ли­ва­ется, правда, в очень раз­ных фор­мах. Где-то от крест­ных или взрос­лых кре­ща­е­мых тре­бу­ется посе­ще­ние только одной беседы, пред­ва­ря­ю­щей совер­ше­ние Таин­ства. А где-то тре­бу­ется посе­тить 12 или 16 заня­тий. Огла­си­тель­ные беседы поз­во­ляют полу­чить све­де­ния, что назы­ва­ется, из пер­вых уст, и в неко­то­ром роде явля­ются уни­каль­ной воз­мож­но­стью свое­об­раз­ного цер­ков­ного ликбеза.

В любом слу­чае, вам при­дется уточ­нить – есть ли в храме, кото­рый вы избрали для кре­ще­ния такие усло­вия его при­ня­тия, и готовы ли вы на него согла­ситься. Оста­ется все­гда еще один про­ве­рен­ные и тра­ди­ци­онно рус­ский спо­соб реше­ния всех про­блем – кре­ститься по зна­ком­ству. Тогда, как пра­вило, зна­ко­мый батюшка наде­ется на ваше домаш­нее само­об­ра­зо­ва­ние, и не будет мучить вас уто­ми­тель­ными повест­во­ва­ни­ями, если вы так оце­ни­ва­ете все, что слу­чи­лось от сотво­ре­ния мира и вплоть до собы­тий, как мини­мум 33 года от Рож­де­ства Хри­стова в Палестине.

Как происходит Крещение

Кре­ще­ние может совер­шаться как инди­ви­ду­ально, так и кол­лек­тивно, в зави­си­мо­сти от ваших поже­ла­ний. Опять же, необ­хо­димо этот вопрос решить нака­нуне. Есте­ственно, что инди­ви­ду­аль­ные кре­ще­ния все­гда будут пред­по­чти­тель­нее, но, к сожа­ле­нию, не так много людей знают о своем праве кре­ститься именно так, а не дожи­даться одного общего дня. Нужно всего лишь пере­го­во­рить со священником.

В начале кре­ще­ния свя­щен­ник объ­яс­нит, где кому встать: кре­ща­е­мым, крест­ным и сочув­ству­ю­щим, кото­рые при­шли попе­ре­жи­вать за близ­ких. Также, оче­видно, будут даны пояс­не­ния для тех, кто ведет фото- и видео­съемку. Кстати, луч­шая пози­ция – перед свя­щен­ни­ком и чуть сбоку, тогда можно выбрать наи­бо­лее удач­ный ракурс для основ­ных моментов.

Начи­на­ется кре­ще­ние с молитв имя­на­ре­че­ния, кото­рыми за кре­ща­е­мыми закреп­ля­ются их хри­сти­ан­ские имена. Также, с этого вре­мени, у чело­века появ­ля­ется его небес­ный покро­ви­тель и акти­ви­зи­ру­ется Ангел Хра­ни­тель. Ино­гда людей пере­име­но­вы­вают, если в свят­цах нет имени, кото­рым награ­дили чадо его роди­тели. Свя­щен­ник читает молитвы и сна­чала осе­няет каж­дого крест­ным зна­ме­нием, бла­го­слов­ляя при­шед­ших, а затем кла­дет руку ладо­нью им на голову, сим­во­ли­зи­руя цер­ков­ное покро­ви­тель­ство. При этом кре­ща­е­мым нужно будет громко сооб­щить свя­щен­нику свои имена, в даль­ней­шем батюшка их уже поти­хоньку запомнит.

После этого чита­ются четыре доста­точно длин­ные запре­ти­тель­ные молитвы, кото­рыми запре­ща­ется дей­ство­вать на кре­ща­е­мых силам сата­нин­ским, силам бесов­ским. Кто смот­рел запад­ные трил­леры и ужа­стики на тему экзор­цизма, может смело про­во­дить ана­ло­гии, так оно и есть. В пра­во­слав­ном после­до­ва­нии кре­ще­ния есть место для изгна­ния дья­вола. В знак этого свя­щен­ник обо­ра­чи­ва­ется к кре­ща­е­мым и дует трое­крат­ного и кре­сто­об­разно каж­дому в лицо, про­из­нося соот­вет­ству­ю­щие слова закли­на­ния. Если из вас не посы­па­лись черви или тара­каны — можете счи­тать, что обряд экзор­цизма вы про­шли успешно.

С этого момента насту­пает фаза актив­ного уча­стия кре­ща­е­мых и крест­ных в совер­ша­е­мом собы­тии. Все пово­ра­чи­ва­ются лицом на запад, как пра­вило, к выходу из храма и свя­щен­ник пре­ду­пре­ждает, что сей­час он будет зада­вать вопросы, на кото­рые сле­дует громко и четко, жела­тельно хором, отве­чать. Что отве­чать под­ска­зы­вает по ходу он сам, однако, если люди посе­щали огла­си­тель­ные беседы они и сами знают. Одно­вре­менно, в знак сво­боды от кан­да­лов сатаны все под­ни­мают обе руки вверх, пока­зы­вая, что на запя­стьях нет оков. Два раза свя­щен­ник трое­кратно спра­ши­вает о том, отре­ка­ются ли при­шед­шие от сатаны, на что они утвер­ди­тельно отве­чают уста­нов­лен­ными формулировками.

Самые актив­ные дей­ствия в этом собы­тии — это выпол­не­ние пред­ло­же­ния свя­щен­ника: «И дуни и плюни на него». В этот момент нужно дунуть и плю­нуть на пол. Дело в том, что жизнь хри­сти­а­нина начи­на­ется с оскорб­ле­ния, с плевка на врага спа­се­ния. Тем самым, чело­век гово­рит: ничего общего у нас с тобой, сатана, про­сто нет, я плюю на тебя — послед­нее про­ис­хо­дит буквально.

Сразу после отре­че­ния от дья­вола совер­ша­ется соеди­не­ние со Хри­стом. Все пово­ра­чи­ва­ются лицом на восток, как пра­вило, к алтарю, как и сто­яли, и вновь отве­чают на вопросы свя­щен­ника, но уже с опу­щен­ными руками. Свя­щен­ник спра­ши­вает несколько раз о серьез­но­сти наме­ре­ний при­шед­ших, и те, также в уста­нов­лен­ной форме отве­чают. На этом этапе хорошо, если кто-то из крест­ных ока­зы­ва­ется особо под­го­тов­лен­ным и может взять на себя чте­ние вслух Сим­вола Пра­во­слав­ной веры. Сим­во­лом веры назы­ва­ется набор основ­ных веро­учи­тель­ных истин, или дог­ма­тов, где коротко гово­рится о том, во что мы, хри­сти­ане верим. Если никто из при­шед­ших наизусть Сим­вол веры не знает, его может про­чи­тать сам свя­щен­ник, а осталь­ные будут про­бо­вать хоть что-то понять. В иде­але, каж­дый хри­сти­а­нин дол­жен не про­сто знать его наизусть, но еще иметь воз­мож­ность его про­ком­мен­ти­ро­вать, почему это именно так, а не иначе. Но, обычно, это и явля­ется пер­вых вашим зада­нием по само­об­ра­зо­ва­нию. Найти Сим­вол веры легко, он есть в любом Молит­во­слове или в книге, кото­рая про­сто необ­хо­дима каж­дому и кото­рая назы­ва­ется очень зна­комо: «Закон Божий».

После чте­ния Сим­вола веры в окон­ча­ние всех вопро­сов свя­щен­ник учит при­шед­ших, как пра­вильно кре­ститься и кла­няться, име­ется в виду – как осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием. Помимо того, что мы паль­чики скла­ды­ваем при кре­ще­нии опре­де­лен­ным обра­зом – боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний вме­сте, сим­во­ли­зи­руя нашу веру в Тро­ицу, а два при­ги­баем к ладони — безы­мян­ный и мизи­нец, в знак того, что Хри­стос был и Богом и Чело­ве­ком, мы ими осе­няем себя так: на лоб, на живот, на пра­вое плечо и на левое, завер­шая крест­ное зна­ме­ние неболь­шим покло­ном. Мы тем самым при­зы­ваем освя­ще­ние Божие на все наши мысли, чув­ства и дей­ствия. А кре­стимся справа налево в честь бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника, кото­рый был рас­пят по пра­вую руку от Хри­ста, и не стал вме­сте со всеми на Него ругаться, а про­сто тихо попро­сил, чтобы Гос­подь о нем вспом­нил в Цар­стве Небесном.

Далее насту­пает само кре­ще­ние. Если это не было сде­лано зара­нее, то свя­щен­ник освя­щает воду для кре­ще­ния, но обычно, храм гото­вится к при­ему гостей и на это время уже не тратится.

Именно в этот момент и сле­дует пере­одеться, при­няв уже соб­ственно кре­щаль­ный вид. Перед самым погру­же­нием свя­щен­ник будет пома­зы­вать вас свя­тым мас­лом – елеем, кото­рое сим­во­ли­зи­рует Милость Божию. Он пома­жет лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Обычно, кре­стятся по стар­шин­ству, начи­ная с самых малень­ких, но это уже как решит свя­щен­ник. Не надо гово­рить, что нака­нуне вам стоит при­нять хоро­ший душ.

В воду вы будете погру­жаться три­жды, и если это свя­зано с ныря­ни­ями, рас­счи­тайте зара­нее, сколько вам потре­бу­ется кис­ло­рода. Ста­рай­тесь нырять, но не пла­вать, поскольку при боль­шой купели выло­вить вас сразу будет затруд­ни­тельно. Пока вас погру­жают или обли­вают, группа под­держки гото­вит боль­шое поло­тенце, а фото­ре­пор­теры не остав­ляют свои камеры в празд­но­сти. Сразу после кре­ще­ния сле­дует пере­одеться, но ноги еще должны остаться свободными.

Затем дело дохо­дит и до кре­сти­ков. Если вы при­об­ре­тали их в храме, их можно не освя­щать, но если это вещь из мага­зина, стоит попро­сить зара­нее, чтобы кре­стик вам освя­тили, сде­лать это могут здесь же, при крещении.

Батюшка сам наде­вает на всех кре­стики, кото­рые сле­дует сразу убрать за ворот, поскольку он не нару­ба­шеч­ный и не напла­тель­ный, а нательный.

Таинство Миропомазания

После этого совер­ша­ется Таин­ство Миро­по­ма­за­ния. Вас вновь будут мазать свя­тым мас­лом, но на этот раз это не елей, а свя­тое Миро. В этом Таин­стве чело­веку пода­ются бла­го­дат­ные Дары Свя­того Духа на веде­ние хри­сти­ан­ской жизни. И Таин­ство это настолько важ­ное, что оно также как и кре­ще­ние при­ни­ма­ется чело­ве­ком лишь одна­жды (вто­рой раз в жизни миро­по­ма­зы­ва­ются лишь при руко­по­ло­же­нии в епи­скопы и при вступ­ле­нии на цар­ский пре­стол, откуда и выра­же­ние «пома­зан­ный на цар­ство»). Свя­щен­ник будет пома­зы­вать лоб, грудь, губы, глаза, нос, уши, руки и ноги.

Свя­тое Ми́ро (от греч. μύρον «аро­мат­ное масло»)— спе­ци­ально при­го­тов­лен­ное и освя­щён­ное души­стое масло. В Пра­во­слав­ной Церкви Миро гото­вится на основе олив­ко­вого масла с добав­ле­нием белого вина и мно­же­ства аро­ма­ти­че­ских веществ (сюда вхо­дят алоэ, ладан, лепестки розы, фиал­ко­вый, пря­ный и кал­ган­ный корни, мускат­ное, розо­вое, лимон­ное и гвоз­дич­ное масло – всего около сорока ингри­ди­ен­тов). Оби­лие состав­ля­ю­щих сим­во­ли­зи­рует мно­го­раз­лич­ность хри­сти­ан­ских добродетелей.

Варится миро Пат­ри­ар­хом, на Страст­ной Сед­мице в Малом соборе Дон­ского мона­стыря (в Москве), где с этой целью устро­ена спе­ци­аль­ная печь. Освя­ща­ется в Вели­кий Чет­верг (послед­ний чет­верг перед Пас­хой) в пат­ри­ар­шем Бого­яв­лен­ском соборе в Ело­хове, и уже оттуда раз­во­зится епи­ско­пами по своим епар­хиям. Вот откуда суще­ствует в рус­ском языке пого­ворка «все одним миром мазаны».

Раньше в хра­мах кре­ще­ние совер­ша­лось доста­точно редко, потому что ждали выпуска огла­си­тель­ного учи­лища и устра­и­вали обще­при­ход­ской празд­ник. И празд­но­вали сле­ду­ю­щим обра­зом: совер­шали неболь­шой крест­ных ход, к какому-нибудь зна­ме­ни­тому месту, кото­рое нахо­ди­лось неда­леко от храма, либо шли вокруг самого храма и пели песни ново­кре­щен­ных, в кото­рых про­слав­ляли совер­шив­ше­еся собы­тие. И вот, вам тоже пред­ло­жат поучаст­во­вать в крест­ном ходу, кото­рый, как пра­вило, теперь совер­ша­ется вокруг купели, где про­изо­шло кре­ще­ние. Для этого пона­до­бятся при­го­тов­лен­ные зара­нее свечи по одной на каж­дого. Во время крест­ного хода, также, вам пред­ло­жат при­нять уча­стие в общем пении, и эту воз­мож­ность не стоит упус­кать. Осо­бенно если все фик­си­ру­ется на видеокамеру.

Далее чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние, и свя­щен­ник молится за крест­ных и крещаемых.

Сразу после Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния чело­век при­но­сит первую, по край­ней мере, в своей кре­ще­ной жизни, бла­го­дар­ную жертву Богу. И такой жерт­вой явля­ется не что иное, как его соб­ствен­ные волосы, то укра­ше­ние, кото­рое увен­чи­вает самую заме­ча­тель­ную часть нашего тела. При­чески при этом не стра­дают, батюшка три­жды вас под­стри­жет очень скромно и со вку­сом, в виде кре­стика на голове.

Завер­ша­ется кре­ще­ние молит­вами воцер­ко­в­ле­ния, при этом муж­чин вво­дят в алтарь – самое свя­тое место Храма, а жен­щи­нам их читают перед ико­ной Пре­свя­той Богородицы.

А дальше вы сами уже хозя­ева того дара, кото­рый только что полу­чили. Опять же в иде­але, было бы неплохо серьезно отне­стись к про­изо­шед­шей пере­мене и начать соб­ствен­ную рели­ги­оз­ную жизнь. Узнать, что такое молитва, ста­раться посе­щать суб­бот­ние и вос­крес­ные бого­слу­же­ния в храме, испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться хотя бы раз в месяц и так далее, но об этом, подроб­нее и раз­вер­нуто, стоит гово­рить отдельно. В любом слу­чае, кре­ще­ние делает каж­дого Богу своим более, чем это было прежде. Кре­ще­ние – это рож­де­ние в себе нового чело­века. А каж­дый из нас пре­красно знает, что родить чело­века нелегко, но еще труд­нее его вырастить.

Символ веры

Верую во еди­наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца небу и земли, види­мым же всем и невидимым.

И во еди­наго Гос­пода Иисуса Хри­ста, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ло­веч­шася. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна. И вос­крес­шаго в тре­тий день по Писа­нием. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца. И паки гря­ду­щаго со сла­вою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.

И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго пророки.

Во едину Свя­тую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.

Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых. И жизни буду­щаго века. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *