Что относится к методической работе в школе
Что относится к методической работе в школе
Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового
педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Задачи методической работы:
— оказание помощи учителям, планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
— изучение и внедрение передового педагогического опыта;
— ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
— непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства;
— включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;
— оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются;
— достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов «Положение о Педагогическом совете», «Положение о Методическом совете школы», «Положение о методическом объединении педагогов»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
3. Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Главным, постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной и инновационной деятельности педагогического коллектива, является
Педагогический совет МБОУ «СШ № 13».
Главными задачами педагогического совета являются:
— реализация государственной политики по вопросам образования;
— ориентация деятельности педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса;
— разработка содержания работы по общей методической теме МБОУ «СШ № 13»;
— внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
— решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии МБОУ «СШ № 13».
Педагогический совет осуществляет следующие функции :
— обсуждает и утверждает планы работы МБОУ «СШ № 13»;
— заслушивает информацию и отчеты педагогических работников МБОУ, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБОУ «СШ № 13» по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности;
— принимает решение о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске учащихся к итоговой аттестации, предоставлении обучающимся, имеющим соответствующие медицинские показания, возможности сдать экзамены в «щадящем режиме», переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс; выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;
— принимает решения о поощрении и взыскании.
Состав : директор МБОУ «СШ №31» (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый, библиотекарь.
Задачи Методического совета:
u Диагностика состояния методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и методической работы в МБОУ «СШ № 13».
u Создание и организация работы методических объединений.
u Рассмотрение документов учебного и методического содержания, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса.
Состав : администрация школы, представители методических объединений учителей-предметников, «передовые» учителя.
Основные направления работы Методического совета
u Принятие решения об открытии творческих групп, педагогических лабораторий, мастер-классов.
u Решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и методической работой, обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, педагогических технологий.
u Организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы; анализ и оценка результатов педагогической деятельности учителей.
u Разработка организация и экспертиза внедрения предложений по основным направлениям опытно-экспериментальной работы, формирование образовательной стратегии МБОУ «СШ № 13».
u Проведение творческих дискуссий по важнейшим проблемам научно-методической деятельности, организации опытно-экспериментальной работы, выявления, изучения и использования передового педагогического опыта; разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению опыта.
u Рассмотрение планов работы методических объединений, научно-методического Совета на учебный год.
u Рассмотрение и рекомендация кандидатур учителей МБОУ «СШ № 13» на обобщение педагогического опыта и его представление и распространение.
Методическое объединение – это группа педагогов по одному предмету или по одной образовательной области. Методическое объединение осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам или воспитательному направлению.
В ходе работы МО учителей-предметников решаются следующие задачи :
— изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
— отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания;
— обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
— организация экспериментальной работы по предмету;
— освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;
— изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля или воспитательного процесса;
— обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику работы;
— проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов МО;
— организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом;
— организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;
— выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету;
— проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
— организация внешкольной работы с обучающимися по предмету;
— работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Основные формы работы в МО:
— проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
— «круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
— заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
— открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
— лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
— изучение и реализация в образовательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
— проведение методических месячников, недель, дней;
— контроль качества проведения учебных занятий.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Сложившаяся в стране и мире ситуация в качестве одного из приоритетов образования диктует становление и развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. При этом профессионально-личностное становление и развитие педагога соответствуют задачам, определённым
В соответствии с методической темой школы «Индивидуальные образовательные маршруты как средство повышения качества образования и воспитания» методическая служба школы решает следующие задачи:
Ø диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им помощи;
Ø консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
Ø организация семинаров по запросам педагогов;
Ø изучение, обобщение и распространение опыта учителей внутри методических объединений;
Ø организация и проведение методических предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения положительной мотивации учащихся и развития их креативности;
Ø организация работы с молодыми педагогами;
Ø повышение профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации системы образования; изучение и использование современных технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания.
Формы методической работы школы:
ü тематические педагогические советы
ü методический совет
ü информационный методический центр
ü работа педагогов над темами самообразования
ü методические объединения
ü предметные методические декады
ü взаимопосещение и анализ уроков
ü проведение открытых уроков
ü курсовая переподготовка учителей
ü обобщение и ознакомление с передовым педагогическим опытом
ü участие в педагогических конкурсах
ü привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня.
В школе сформировано семь методических объединений:
Ø естественно – научное
Ø иностранных языков
Ежегодно проводится четыре тематических педагогических совета в школе. Подготовка и проведение каждого педагогического совета проходит в форме представления опыта творческих групп от методических объединений; работы совместных творческих групп.
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой принадлежит информационному методическому центру (ИМЦ). ИМЦ является не только главным консультативным органом школы по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса, но и экспертным советом при анализе и утверждении учебных планов, программ, положений. Задачи ИМЦ в создании информационной методической базы на электронном носителе внутри школы, в оказании методической помощи молодым педагогам. В этом году впервые планируется провести «Методическую панораму уроков» в начале второй четверти, с целью выявления новых методических приёмов повышающих качество образования и обмена опытом между педагогами. На методическую панораму обязательно приглашаются молодые педагоги, участники «Педагогического дебюта» на школьном уровне, которые будут давать открытые уроки в третьей четверти. Каждый молодой педагог «закрепляется» за наставником, оказывающим методическую поддержку. Ежегодно в школе проводится День Науки, проходит в формате уроков, где старшие учащиеся готовят уроки для учеников младшей школы совместно с учителями в виде викторин, игр, фестивалей. Для учащихся среднего звена приглашаются педагоги города из ВУЗов, колледжей, уроки проводятся в формате профоориентационной работы, мастер – классов по определенным темам. Учащиеся старшей школы в этот день выходят на площадки ВУЗов, с целью повышения компетентности выбранной профессии. В состав ИМЦ входят руководители методических объединений (МО), руководители творческих групп, представители администрации. В среднем, ежегодно, проходит 5-6 заседаний ИМЦ.
Главной структурой, организующей работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию творческого потенциала.
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год. На заседаниях методических объединений учителя делятся опытом работы и информацией с курсов повышения квалификации.
Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными учителями. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей в методических семинарах, совещаниях, заседаниях, проводимых в школе. Подготовили и провели мастер-класс для молодых педагогов города на базе нашей школы. Рекомендовано провести семинар – практикум по теме «Индивидуальная работа обучающихся на уроке». На базе нашей школы ежегодно проходят игры естественно – математического цикла для учащихся города: «Юный химик», «Юный биолог», «Математическая карусель». В планах организовать и провести «Юный натуралист», по предметам астрономия, химия, физика, география.
Традиционной в работе по повышению профессионального мастерства учителей является деятельность МО учителей. Для успешной реализации задач, поставленных перед методической службой, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности. Все МО проводят предметные декады. Они включают в себя открытые уроки, интеллектуальные игры, творческие марафоны, викторины, вечера, брейн–ринги, конкурсы. Методическое объединение иностранных языков ежегодно проводит конкурс «Евровидение», объединение историков проводит квест «Смутное время». Проходит научная практическая конференция (НПК), где ученики совместно с педагогами готовят проекты по предметам математика – география, математика – биология. Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс. Итоги работы МО подводятся на общешкольном творческом отчёте. Каждое МО представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, буклетов.
Одним из главных вопросов системы работы по повышению педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности учителя. Педагоги успешно проходят аттестацию. При этом они повышают или подтверждают свой профессиональный статус.
Показателем того, что система методической работы в школе вышла на высокий качественный уровень, явилось систематическое вовлечение учителей в конкурсы профессионального мастерства, а учащихся в предметные олимпиады, творческие конкурсы и спортивные соревнования. Где учащиеся нашей школы показали высокие результаты в районных, городских конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках декоративно-прикладного искусства.
Организация методической работы в образовательном учреждении. Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения. Виды и формы организации методической работы.
Организация методической работы в образовательном учреждении.
— Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения.
— Виды и формы организации методической работы.
Председатель ЦМК общеобразовательных дисциплин
Афанасьева Анна Викторовна
Организация методической работы в образовательном учреждении
Методическая работа в ОУ является одной из важных составных частей образовательной деятельности и представляет собой совокупность мероприятий, организуемых руководящим и педагогическим составом с целью совершенствования методики, повышения качества проведения всех видов занятий, разработки и внедрения новых методов и средств обучения, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя.
Цель методической работы – повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения
· Удовлетворение актуальных профессионально-образовательных потребностей педагогов и руководителей ОУ;
· Обеспечение условий для профессионального развития всех членов педагогического коллектива;
· Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС;
· Методическое сопровождение аттестации педагогических работников;
· Создание в ОУ коллектива единомышленников.
Содержанием методической работы в общеобразовательном учреждении являются:
-совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы);
-повышение профессиональной подготовки учителей на основе
использования современных информационных технологий;
— разработка учебно-методической документации;
-организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;
— технологическое обеспечение образовательного процесса;
— организация работы учителей по самообразованию;
— выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы учителей;
— проведение профессиональных смотров, конкурсов;
— аттестация педагогических кадров.
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
· мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;
· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения;
· изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ОУ, определение направлений ее совершенствования;
· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;
· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
· ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инновационной деятельности;
· информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
· организация методических объединений педагогических работников ОУ;
· организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
· участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ;
· обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы ОУ;
· подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников ОУ;
· организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся ОУ;
· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
· организация консультационной работы для педагогических работников ОУ;
· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
· консультирование педагогических работников ОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Современные направления деятельности методической службы
В области информатизации системы образования:
· создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение процесса непрерывного образования;
· организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания ОУ;
· анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
· анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения ОУ;
· участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников ОУ по проблемам информатизации системы образования;
· организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников ОУ.
Виды и формы организации методической работы
Различают следующие виды методической работы : работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы; работа по организации методического обеспечения УВП; работа с молодыми специалистами, работа по внедрению педагогического опыта, работа по самообразованию; организация педагогического мониторинга.
Форма методической работы – это внешняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов, методического процесса, отражение системы его компонентов и условных связей.
Важным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Формы организации методической работы
Работа с педагогическими кадрами по реализации задач ОУ
Организационно-методическое обеспечение УВП
Методическая работа в образовательной организации
Выбранный для просмотра документ мет.docx
Введение
Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.
Так как главная роль в реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая работа в школе.
Цель данной работы – определить, как должна быть организована методическая работа руководителя и его заместителей в огбразовательной организации.
дать определение методической работы;
определить структуру методической службы в образовательном учреждении;
познакомиться с методической работой руководителя и его заместителей в образовательной организации.
1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации
1.1. Сущность, цели и задачи методической работы
Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.
Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.
Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.
смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной»;
успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;
формирования атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Цель методической работы:
Создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.
Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи методической работы:
внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
обеспечение в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС;
обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации;
совершенствование деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;
оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.
1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении
Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.
Во многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле и планировании текущей деятельности. (рис. 1).
Рисунок 1. Линейно-функциональный принцип
Такая структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме функционирования при относительно стабильной ситуации.
Рисунок 2. Матричные структуры управления методической службой школы
Создание инновационно-методического совета (ИМС. Деятельность инновационно-методического совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.
Таким образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач. Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.
2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации
Методическая работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности всякого учреждения образования, а также их руководителей и заместителей. Цель методической работы в учреждении образования – развитие профессионализма педагогов, совершенствование их теоретической и практической подготовки непосредственно в учебном заведении, обеспечение условий для творческого роста каждого педагога.
При планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год по реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в соответствии с их назначением и функциями.
В особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно спланировать по следующим трем основным направлениям:
Диагностические методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения педагогов школы:
Анкета «Школа глазами учителя».
Анкета «Оценка методической работы в школе»
Диагностическая анкета успешности учителя (Приложение 1).
Анкета по выявлению степени удовлетворенности (Приложение 2).
Оценка компетентности педагогов и сплоченности коллектива (Приложение 3).
Опрос «Потребности педагогов в повышении квалификации» и так далее.
Исследование оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между учителями и администрацией, сравнивая результаты.
Следующим этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято называть сейчас – портфолио педагога.
Портфолио хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:
— тетрадь посещения уроков и занятий;
— диагностические материалы по различным видам деятельности;
— индивидуальный план саморазвития;
— самоанализ деятельности учителя;
— портфель личных и профессиональных достижений учителя;
— профессиональные награды и поощрения;
— обобщение педагогического опыта;
— участие в опытно-экспериментальной работе;
— повышение профессионального мастерства;
— сведения повышения квалификации;
— персональный лист контроля; и так далее.
При выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, эффективность и т.д. Посещая уроки и занятия учителей, нужно учитывать не только уровень научно-методической подготовки, но и ту технологию, в которой работает педагог.
Администрации школы нужно осмыслить положительные результаты работы учителя. А учителю – в своей деятельности, выявить наиболее интересные формы и методы работы и разрабатывать их в дальнейшем, выяснить мнение членов педагогического коллектива о ценности и значимости творческих поисков учителя, оказать помощь в распространении опыта, дать рекомендации, предложения по разработке, теоретическому осмыслению и дальнейшему совершенствованию имеющегося положительного опыта в его работе.
Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.
В начале работы нами были определены следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования.
Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе.
Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования.
Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.
Все вышеперечисленные задачи были решены.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой образовательных учреждений.
Список литературы
Лизинский В. М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.- 160с.
Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с.
Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017.-350с.
Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2012.
Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России,2015.-427с.
Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, – М.,2013.-54с.
Приложение 1
Диагностическая анкета успешности учителя.
Использование разных форм контроля:
1 Психолого-педагогическое изучение личности школьника
2Стиль общения с учащимися:
Работа с родителями.
1 Обеспечение единства действия учителей и родителей
2 Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся
3 Организация и проведение родительских собраний
Обобщение и использование педагогического опыта
1 Использование передового педагогического опыта в своей практике
2 Тема собственного опыта
Приложение 2
Анкета по выявлению степени удовлетворенности.
Нравится ли Вам Ваша работа?
Работа мне безразлична
Пожалуй, не нравится
Хотели бы Вы перейти на другую работу?
Оцените по пятибалльной шкале степень выраженности качеств у администрации в целом:
б) общественная активность
ж) способность разбираться в людях
4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег?___________________________________________________
5. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
А) большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,
Б) в нашем коллективе есть всякие люди,
В) многие люди малоприятные.
6. Оцените по пятибалльной системе Ваш коллектив._______
7. Как Вам кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?
Да; пожалуй, да; не знаю; пожалуй, нет; нет.
8.Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________
9. В какой степени Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)
А) состоянием материальной базой
Б) загруженностью работой
В) количеством часов
Д) санитарно-гигиеническими условиями
Е) отношениями с администрацией
Ж) возможностью повышения квалификации
10. насколько хорошо организована Ваша работа администрацией:
Б) в общем не плохо, можно лучше
В) неудовлетворительно, много времени тратится в пустую
11. Пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
12. оцените Ваше отношение к коллегам в школе:
А) в высшей степени положительное,
Д) в высшей степени отрицательное.
13. Оцените отношение коллектива к Вам:
А) в высшей степени положительное,
Д) в высшей степени отрицательное.
Приложение 3
Оценка компетентности и сплоченности коллектива.
Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?
Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?
Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?
Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?
Определяет ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и родителями?
Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?
Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?
Терпим ли учитель к инакомыслию?
Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании учебного процесса?
Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?
Имеет ли учитель внутреннею мотивацию саморазвития?
Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои собственные?
Проектирует ли учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?
Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?
Имеет ли учитель собственное видение своего предмета?
Работает ли учитель над повышением своей общей культуры?
Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей через ценности других людей?
Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока?
Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?
Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися?
Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха?
Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?
Ставит ли учитель учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?
Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся?
Умеет ли учитель импровизировать в нестандартных ситуациях?
Использует ли учитель ИКТ?
Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию?
Соответствует ли тон голоса, движения тела и головы учителя содержанию слов и внутренним убеждениям?
Умеет ли учитель понимать ребенка?
Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?
Умеет ли учитель сопереживать, сочувствовать?
Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым?
Помогает ли учитель самовыражению учащихся?
Умеет ли учитель влиять на учащихся?
Создает ли учитель психологический комфорт?
Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?