Что нужно для мультипликатора
Кем статьЯ хочу стать мультипликатором
— что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки
Текст
Иногда кажется, что рисованных мультфильмов на экранах почти не осталось: их место полностью заняла 3D-анимация, предоставив 2D-анимации фестивали в качестве единственной площадки. Look At Me отыскал влюблённых в своё дело аниматоров, уверенных, что 3D-анимация не может скинуть с арены нарисованные мультфильмы.
Шон Макглинчи, работавший на Disney и Warner Brothers и преподающий сегодня анимацию в Лондоне, интерн Disney Надя Мира и московский художник-аниматор Илья Шекиладзе рассказали о том, что нужно знать человеку, решившему связать свою жизнь с миром анимации, и дали несколько полезных советов начинающим.
Где учиться
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, факультет анимации и мультимедиа
Школа компьютерной графики Scream School, факультет «Анимация»
Французская школа анимации L’Emca
Канадская школа анимации, искусств и дизайна Sheridan College Institute
Французская школа анимации
La Poudrière
Шон Макглинчи о том, что нужно много
рисовать и смотреть кино
Шон Макглинчи
Shaun McGlinchey
Аниматор спецэффектов, старший преподаватель на курсе «Анимация» Вестминстерского университета в Лондоне
Я не читал никаких книг об анимации, я смотрел фильмы: анимационные и художественные. И рисовал. Я очень любил рисовать. Вот и вся история. Всё просто: чтобы стать аниматором, нужно уметь рисовать.
Нельзя сказать, что учиться на аниматора необходимо. В своё время я знал множество людей, приходивших на студии без специального образования, будучи отличными художниками. Сегодня всё немного по-другому. На студиях от тех, кто приходит устраиваться на работу, ждут, что у них есть какой-нибудь диплом. Теперь аниматор должен обладать определёнными техническими знаниями и уметь пользоваться необходимыми программами. Даже нарисованная анимация сейчас почти всегда рисуется не карандашом на бумаге, а на планшетах. Вы могли встретить людей, которые говорят: «рисованная анимация скоро умрёт», но я не из таких. Рисованная анимация меняется, а не умирает. Нарисованные мультики с помощью новых технологий переносятся на другую платформу, вот и всё. Disney недавно сделал отличный нарисованный короткометражный мультфильм Paperman, например.
В то же время я знаю людей, которые говорят «я никогда не сяду за компьютер и всё буду делать от руки», но и эта точка зрения кажется мне неперспективной. Аниматор всегда должен будет уметь рисовать, но компьютер может помочь решить многие проблемы и значительно ускорить процесс.
Чтобы начать карьеру аниматора, надо прийти на студию, устроиться туда интерном или хотя бы на должность принеси-подай. На Disney и Pixar просто так не устроиться, конечно, прежде надо поработать где-нибудь ещё, например, в рекламе или в телесериалах. Мне очень повезло когда-то попасть в одну из самых больших на тот момент рекламных компаний в Лондоне — это был мой первый опыт. Так я обзавёлся знакомствами. Когда знаешь всех в индустрии, становится проще – кто-то ищет аниматора, через твоих друзей эта информация доходит до тебя, и вот ты уже получаешь новую работу. В какой-то момент я и оказался на студии Disney.
Сейчас я преподаю в нескольких университетах Лондона, но будь у меня возможность выбирать, куда пойти учиться, я бы выбрал университет Gobеlins в Париже. Я работал со многими людьми, закончившими это учебное заведение, и они были просто потрясающие.
Что читать
«Энциклопедия отечественной мультипликации»
«Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации»
Richard Williams
The Animator’s Survival Kit
The Illusion of Life: Disney Animation
Animation: from Scripct to Screen
The Human Figure in Motion
Thinking Animation: Bridging the Gap Between 2D and CG
«Мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своем искусстве»
Многие из книг можно скачать здесь:
Надя Мира о том, что заниматься 2D-анимацией глупо, если подумать, но иногда лучше не думать
Надя Мира
Дизайнер персонажей, интерн в Walt Disney Animation Studios
В 16 лет я поступила во ВГИК и проучилась там три года. Это был очень неудачный опыт: как художника меня там почти погубили. Я думала, что не буду рисовать и не буду заниматься анимацией, потом чудом попала на дом учиться к Саше Дорогову, диснеевскому аниматору, который после закрытия студии во Флориде вернулся в Москву. Всё это время я одновременно работала, а к 22 годам выучила экстренно французский и поступила в Gobеlins, лучшую европейскую школу анимации в Париже. Этим летом учусь на Disney Animation Studios, хоть и фигурирую как employe и зарплату мне тут платят, но это именно тренинг. В январе по обмену поеду в Calarts, Калифорнийский институт искусств, самую успешную школу анимации в мире, делать свой дипломный фильм.
В прошлом апреле я работала как 2D-аниматор над короткометражным фильмом Тома Хогомэта (Tom Haugomat) и Бруно Манжиокю (Bruno Mangyoku) Nuisible («Вредитель») — они довольно известные во Франции режиссёры нового поколения. В России от меня остались 2D-вставки «Фиксиков» и дизайн и аниматики первых эпизодов. Задала стиль вроде, поэтому очень злилась, когда их у меня отобрали.
Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва
Главные качества любого аниматора: усидчивость, открытость миру и жажда к исследованию, способности к рисованию, обучаемость, аналитический ум и крутота. Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва. Чтобы научиться рисовать так, как анимировали лучшие аниматоры, нужно очень много вложить. Работа почти любого звена в производстве анимационного фильма адски сложная и требует постоянного развития. Я считаю анимацию не столько искусством, сколько посланием свыше. Самое важное тут — просто быть крутым, не врать и не бояться.
По моему личному мнению, для начинающего мультипликатора важно бежать и не оглядываться. Я знаю таких тусовщиков русских, которые работу имеют потому, что затусовались с теми, кто бюджеты «пилит», а на деле ничего не умеют, ничего особо не хотят, кроме как «самовыражаться» и собственно тусоваться, некоторые даже не самовыражаются, просто тусят. Я никогда ни с кем не знакомилась, а работала так, чтобы со мной знакомились. Может, это эффективнее и честнее?
Профессия мультипликатор: Особенности. Как освоить?
Мы расскажем об особенностях профессии. О том, что тинейджеру предстоит делать в рамках нее. А также о том, как освоить специальность.
Особенности специальности
Виды мультипликации и мультипликаторов
Существует огромное количество направлений мультипликации. И, соответственно, специалистов-мультипликаторов. Направления могут разниться в зависимости от тех способов, которые были определены для того, чтобы сделать анимацию персонажа (от того, цифровой мультфильм или рисованный). Также, они четко зависят от того, насколько масштабным является тот или иной проект.
Например, для короткометражного мультфильма могут нанять всего одного аниматора. Если же серий в определенной кинокартине много, то могут нанять целую команду специалистов. Которые будут прорисовывать все аспекты взаимодействия персонажей.
Анимации бывают трех видов:
Специализации мультипликаторов, необходимые для создания мультфильма
Если компания «снимает» мультфильм, то для проекта нанимается огромное количество специалистов. Каждый из них отвечает за определенное направление работы в мультипликации. Итак, произведению подобного типа требуются следующие специалисты:
Где учиться на мультипликатора?
Освоить профессию мультипликатора можно и без диплома о высшем образовании. Если тинейджер будет учиться создавать мультфильмы с помощью 3D-графики, работодателям будет не важно, где он получил знания. Важно будет только то, насколько они качественные. И насколько полезным подросток сможет быть проекту.
Тем не менее, учиться все же придется. Освоить профессию мультипликатора самостоятельно будет очень сложно. Подростку предстоит, как минимум, посещать специализированные курсы.
Университеты, которые выпускают мультипликаторов, работают по всей России. Они есть как в Москве, Санкт-Петербурге, так и в региональных центрах. Рекомендуем отдавать предпочтение таким факультетам, как:
Каждый из этих факультетов читает курс под названием «Мультипликация». В разных городах России факультет может иметь наименование, отличное от «информационных технологий». Но, вне зависимости от названия, в нем могут учить специалистов нужного подростку спектра.
Для поступления на мультипликатора подростку нужно сдать основные Единые Государственные Экзамены. А также один дополнительный. По литературе.
Также, тинейджеру нужно подготовиться к творческому конкурсу. Он обязателен для всех абитуриентов. Об особенностях творческого конкурса уточняйте в университете вашего города.
Какие обязанности есть у мультипликатора?
Мультфильм создают в несколько этапов. Сначала команда придумывает концепцию. А затем прорабатывает героев мультфильма.
После этого команда начинает прорабатывать первые эскизы. Делать наброски внешнего вида персонажей. А также окружающей их обстановки. Если бюджет у мультфильма большой, то продюсер предварительно отбирает несколько художников. Для того, чтобы распределить обязанности по отрисовке между ними.
Современные мультипликаторы создают мультфильмы на компьютере. С помощью специализированных программ на ПК. Благодаря чему, мультфильмы можно создать за короткий срок. Сразу в цифровом формате.
Мультипликатор должен идеально владеть следующим программным обеспечением:
А также многими другими программами. В процессе работы подростку предстоит осуществлять задуманное не только в цифровом формате. Работать на бумаге ему тоже придется. Поэтому тинейджер должен быть готов и к этому направлению работы.
Какими знаниями должен обладать мультипликатор?
Чтобы мультипликатор мог претендовать на высокую заработную плату, ему не достаточно всего лишь обладать хорошими навыками в рисовании. Он должен разбираться в теории мультипликации. И иметь представление об основных законах творчества.
Помимо этого, мультипликатор обязан знать психологию человека. Разбираться в искусстве и актерской игре. Чтобы его персонажи вели себя в кадре максимально правдоподобно. Также, мультипликатор должен обладать собственным стилем отрисовки персонажей.
Помимо этого, тинейджер, который планирует стать специалистом этой сферы, должен:
Сколько денег получают мультипликаторы?
Заработок мультипликатора зависит от многих факторов. Среди них то, в каком регионе работает специалист. На какую компанию (крупную или маленькую). И над какими проектами.
Заключение
Какие предметы нужно сдавать на мультипликатора?
Развитие компьютерной анимации и 3D графики, делает востребованной профессию художника-мультипликатора. Это тот, кто рисует сцены мультфильмов, компоновки кадров по заданию режиссера. Раньше, чтобы стать художником-аниматором, нужно было ехать за границу, но сегодня профессии мультипликатора успешно учат и в России.
Какие предметы нужно сдавать на художника-аниматора?
Работа аниматором подойдет людям с творческим мышлением и способностями к рисованию. Что надо сдавать на мультипликатора? Это зависит от того, куда поступать. Возможности для обучения широки: учиться можно в вузе, техникуме, колледже или курсах для аниматоров. Если в качестве базы ориентироваться на высшее образование, то для выбора доступен большой перечень вузов, где обучают профессии аниматора-мультипликатора. Сдавать на художника-аниматора нужно будет ЕГЭ. Окончания 11 класса можно не дожидаться, поступив учиться на аниматора после 9 класса в колледж или техникум. В ссузах такая специальность тоже есть. Вместо ЕГЭ сдавать на аниматора будет нужно ОГЭ. Но по окончанию ссуза, вместо диплома о высшем образовании студенты получат диплом о среднем профессиональном.
Что сдавать на ЕГЭ на мультипликатора при поступлении в вуз?
Основная концентрация высших учебных заведений приходится на Москву и Санкт-Петербург. В этих городах сосредоточено наибольшее количество вузов, где готовят аниматоров. Главные экзамены, которые нужно сдавать на ЕГЭ на мультипликатора:
Помимо основных экзаменов, может потребоваться пройти и творческий конкурс. Обычно под творческим экзаменом понимается сдача одного или нескольких рисунков по живописи, раскадровке, композиции. Также все поступающие проходят собеседование. Если подготовиться к профильным предметам, показать хорошие баллы на ЕГЭ и проявить себя на творческом конкурсе, поступить на аниматора-мультипликатора в вуз наверняка получится.
Что еще можно сдавать на аниматора-мультипликатора?
Для тех, кто хочет стать специалистом в мире мультипликации, существуют и более узкие специализации. В зависимости от выбранного направления, сдавать экзамены на мультипликатора ЕГЭ придется с некоторыми отличиями. Есть несколько направлений:
Как видно выше, по всем направлениям, кроме художественной режиссуры требуется сдать одинаковые экзамены. Если выбран профиль режиссера придётся сдать еще и профессиональное испытание.
Куда сдавать экзамены на аниматора-мультипликатора?
Вот несколько вузов, куда можно сдавать экзамены на аниматора:
Какие экзамены надо сдавать на мультипликатора в колледж?
Обучиться на аниматора можно и после 9 класса. В России существует несколько колледжей и техникумов, готовых принять абитуриентов для поступления на художника-аниматора. Какие экзамены сдавать на мультипликатора в таком случае?
Обычно, для поступления в колледж хватает результатов школьного аттестата и предварительного собеседования.
Средний балл аттестата должен быть достаточно высоким. Не исключено также, что потребуется сдать рисунок или пройти творческое испытание. Желающие выучиться на художника-мультипликатора должны понимать, что для успешной учебы недостаточно пройти одни экзамены. Здесь надо еще и обладать рядом способностей, таких как обязательные навыки рисования и знания графических программ.
Как стать профессиональным мультипликатором
Мультипликатор – это профессия из мира художественного искусства. Ее представитель прорисовывает ключевые фазы движения персонажа мультфильма. О том, как им стать, что еще входит в его обязанности и где можно трудоустроиться, – читайте в нашем материале.
Кратко об истории
Мультипликация начала развиваться задолго до возникновения кинематографа. Ученые отмечают, что первые попытки показать движение с помощью рисунка были еще в первобытный период (наскальные рисунки, отображающие последовательность действий). Продолжались они и в античную эпоху, а затем и в более поздней истории человечества. Но прошло много времени, прежде чем появились примитивные образцы мультфильмов. Они были созданы лишь в первой половине 19 столетия. Любопытно, что результатом «скрещивания» этой технологии с фотоискусством стало изобретение первого киноаппарата.
С возникновением кинематографа мультипликация отодвинулась на второй план. Правда, временно. За ее возрождение в начале 20 столетия взялся отец американской анимации Джеймс Стюарт Блэктон, который нарисовал мультфильм Humorous Phases of Funny Faces (вышел на экраны в 1906 году). В России одним из первых режиссеров мультипликационных фильмов был Александр Ширяев. В том же 1906 году он снял кукольный фильм-балет «Пьеро и Коломбина».
В 1914 году американский аниматор-мультипликатор Уинзор Маккей создал первый в истории персонаж мультфильма с ярким характером. Это был динозавр по имени Герти. Для него сделали очень много рисунков. Кстати, именно их невероятное количество стало толчком к изобретению новой технологии. Она заключалась в разделении труда аниматора и фоновщика. Сам Маккей занимался прорисовкой фаз движения динозавра. А студент, которого он нанял, делал копии с образца контуров гор, деревьев и озера для каждого листа. Пленку из целлулоида тогда еще не использовали.
Неоценимый вклад в развитие и распространение мультипликации сделал знаменитый Уолт Дисней. Не слышал о нем, наверное, разве что младенец. Его мультфильмы с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Их популярность сравнима с успехом кассовых кинофильмов.
Описание профессии
Художник-мультипликатор – это специалист, работа которого тесно связана с миром мультфильмов. Его основная задача заключается в рисовании движений персонажей и определении промежуточных фаз на экспозиционном листе.
Представителей этой профессии делят по специализациям. Направление зависит, прежде всего, от технологии, выбранной для создания анимации, и масштабности проекта. Если мультфильм коротенький, с ним может справиться и один художник-аниматор. Для большого – нужна слаженная работа целой команды профессионалов. Каждый из них получает свою задачу.
Технологически мультипликация бывает:
Рисованный мультфильм (особенно продолжительный по времени) предполагает работу команды. Ее членами являются:
Обучение и ЕГЭ
Как стать мультипликатором? В принципе такая работа не требует обязательного наличия диплома. Вполне достаточно продемонстрировать на собеседовании свои навыки рисования, иметь нужный для этой профессии багаж знаний и уметь уверенно обращаться с хотя бы одной специальной компьютерной программой. И все же высшее образование будет существенным преимуществом.
Где учиться на мультипликатора? Всему необходимому обучают на курсах, в колледже или вузе. В России таких специалистов готовят во многих высших учебных заведениях. Перечислим 10 наиболее популярных:
Абитуриенту необходимо сдать кроме обязательных еще ЕГЭ по литературе. Также при поступлении предусмотрен творческий конкурс.
Обязанности на работе
Процесс создания мультфильма проходит поэтапно. Сперва тщательно продумывается идея и разрабатываются образы персонажей. Потом начинается работа над эскизами. Если проект достаточно крупный, после этого ведется отбор художников и распределение задач между ними.
Сегодня мультипликаторам серьезно помогают компьютерные программы. Они дают возможность значительно упростить и ускорить работу. Представитель этой профессии обязательно должен уметь пользоваться ими. Среди наиболее востребованных называют:
Даже если специалист отлично знает все перечисленные программы, поработать руками ему все равно придется. Ведь компьютер не может выполнять весь спектр задач на всех этапах создания мультфильма.
Обязанности мультипликатора на подготовительном этапе выглядят так:
На стадии производства мультипликатор:
Знания и личностные качества
Для создания действительно хорошего мультфильма одного умения рисовать не хватит. Мультипликатору необходимо обладать знаниями теории мультипликации и основных законов творчества. Также он должен отлично разбираться в психологии и искусстве, владеть актерской техникой. Кроме того, ему надо выработать особый стиль рисования. В работе мультипликатору не обойтись без ряда личностных качеств.
Заработная плата
На уровень оплаты работы мультипликатора влияют его квалификация, регион трудоустройства, специфика студии и величина компании. Например, в Ленинградской области зарплаты на уровне от 35 тысяч до 40 тысяч рублей, в Московской – примерно 45 тысяч рублей. В Республике Башкортостан представители этой профессии могут рассчитывать на сумму от 50 тысяч рублей. В среднем по России показатель составляет порядка 75 тысяч рублей. Но это не предел. Есть фирмы, которые готовы платить талантливому художнику до 150 тысяч рублей.
Приведем несколько примеров наиболее популярных в России мультфильмов. Наверняка многим будет интересно, сколько зарабатывают мультипликаторы, которые работали над их созданием.
«Маша и Медведь». Впервые вышел на экран в 2009 году. Львиную долю дохода обеспечивают продажи лицензии и прав на выпуск товаров. Этот раскрученный бренд широко представлен в сегменте детских игрушек, продуктов питания, журналов, канцелярии и книг. Месячная зарплата мультипликаторов составляет до 100 тысяч рублей.
«Лунтик и его друзья» – продукт совместного труда киностудии «Мельница» и компании «Россия». Появился в 2006 году. О доходе, получаемом от этого проекта, сотрудники не распространяются.
Но журналистам все-таки удалось выудить информацию о том, что мультипликатор и сценарист получают в месяц порядка 120–140 тысяч рублей.
«Смешарики». Первая серия этого мультсериала вышла на экраны в 2004 году. Студия «Рики» выполнила его перевод на 15 языков. Особенно полюбились «Смешарики» китайцам. Работать в этой компании – мечта многих мультипликаторов. И это неудивительно, ведь платят от 85 тысяч до 110 тысяч рублей ежемесячно.
Место работы и карьера
Как стать в России мультипликатором? Получив необходимое для работы образование, нужно обратиться в мультипликационную студию, киностудию, на телевидение, в рекламное агентство, студию web-дизайна или в компанию, которая занимается созданием компьютерных игр. Можно просматривать сайты с вакансиями и искать подходящие не выходя из дома. Но будет лучше, если вы составите список фирм, пройдетесь по ним и предложите свои услуги. Так ваши шансы на трудоустройство возрастут. В именитые компании без опыта, скорее всего, не возьмут. Попробуйте свои силы сначала в менее известных студиях.
Делать карьеру представитель этой профессии может, осваивая смежные специальности. Что касается вертикального роста, амбициозный мультипликатор способен занять должность руководителя проекта, который контролирует работу целой команды. В дальнейшем есть перспективы стать директором студии.
Если вы не приемлете работу «на дядю», можете нарисовать мультфильм самостоятельно и выложить свое творение в интернет. Успешный проект с огромным количеством просмотров принесет вам известность, которую можно будет со временем конвертировать в финансовые средства.
Востребованность профессии
Мультипликатор сегодня считается довольно востребованной профессией. В России и за границей регулярно снимаются и выходят на экраны новые анимационные фильмы. Лидерами этой индустрии признаны США, Индия и Нигерия. В этих странах ежегодно производят порядка 1 000 фильмов разного жанра и формата. В других государствах эта цифра намного меньше. Соответственно, студии постоянно нуждаются в высококлассных специалистах. Конечно, новичку будет крайне трудно сразу попасть в одну из самых популярных компаний, но неопытные представители этой профессии могут начинать с фриланса. Удаленная работа в домашних условиях вполне может дать художнику достойный заработок.
Кому нужен мультипликатор в России? Оказывается, многим. Его с удовольствием возьмут в маркетинговое агентство, социальный проект, мультимедийную студию, на игровой канал и не только. Мест для трудоустройства предостаточно, поэтому перспективы у такого специалиста весьма неплохие. А самое главное – действительно качественный продукт ценится очень высоко.
Автор: Юлия Заблоцкая