Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Общественно-политическая жизнь страны в послевоенный период

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

В условиях возрастания военной опасности ускоренное развитие военно-промышленного комплекса становится абсолютным приоритетом. Чтобы не отстать от своих западных конкурентов, усилившихся экономически за годы войны, СССР приступил к восстановлению народного хозяйства на пределе возможного.

Принятый на первой сессии Верховного совета СССР второго созыва (март 1946г) закон о Четвертом пятилетнем плане предусматривал следующие задачи:

— восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства;

— отменить карточную систему;

— повысить заработную плату;

— восстановление 8-ми часового рабочего дня и отпусков;

— всемерно расширять массовое жилищное и культурно-бытовое строительство.

В результате напряженного труда было восстановлено и построено 6200 промышленных предприятий. Довоенный уровень был достигнут в промышленности уже в 1948г. За годы 4-йпятилетки (1946-1950) промышленное производство выросло и превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48).

Сельское хозяйство вышло из войны ослабленным. В 1945г. его валовая продукция составила 60% довоенной. После засухи 1946г. государство начинает наступать на приусадебные участки, ужесточает наказания за посягательство на государственную и колхозную собственность. Повышены налоги с продаж на свободном рынке. Укрупняются колхозы. В 1947г. была отменена карточная система в городах. Тогда же была проведена и денежная реформа. Деньги обменивались в ограниченном количестве из расчета 10:1. Однако заявление члена Политбюро Г. Маленкова на XIX съезде партии (октябрь 1952 г.) о том, что зерновая проблема в стране «решена с успехом, решена окончательно и бесповоротно», не соответствовало действительности. В действующей заготовительной системе отразилось полное экономическое бесправие колхозов: государство «брало» у деревни хлеб и другие продукты за бесценок.

В реализации атомного проекта участвовали выдающиеся ученые, впоследствии трижды Герои Социалистического Труда Игорь Васильевич Курчатов, Андрей Дмитриевич Сахаров, Юлий Борисович Харитон и др.

В 1946г. был создан Комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР, главным конструктором которого стал в будущем дважды Герой Социалистического труда Сергей Павлович Королев.

В годы 4 пятилетки создается Академия художеств, Академии наук в Казахстане, Латвии и Литве, открываются университеты в Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде, Сталинабаде, учреждается аспирантура в вузах. Восстанавливается всеобщее начальное образование, а с 1952г. обязательным становится образование в объеме 7 классов; открываются вечерние школы работающей молодежи. Начинается регулярное вещание телевидения.

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законода­тельных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальси­фицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы. В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей».Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Все эти дела были

спровоцированы группировками в высшем руководстве партии в ходе борьбы за власть.

С 1947 г. масштабы репрессий уменьшались с каждым годом. Ситуация в стране становилась все более устойчивой и спокойной. После смерти Сталина они почти прекратились, за исключением мер, применяемых против диссидентов.

Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве часто отмечают в литературе последних лет. Но почему то забывают, что отношения сотрудничества – это результат усилий двух сторон. Встает вопрос: а хотел ли Запад искренне этого сотрудничества? Именно в эти годы руководитель ЦРУ А.Даллес разработал свой печально знаменитый и коварный план идеологической борьбы против СССР. Руководство страны взяло курс на «завинчивание гаек» в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам культуры. В марте 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др. Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой.

В целом позитивными оставались при Сталине в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. Импульс, данный встречей Сталина с иерархами РПЦ в 1943 г. к установлению уважительных отношений государства и церкви, сохранялся. Религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире.

Таким образом, в послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг. Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором в последний раз присутствовал и выступал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП (б) в КПСС.

3. Международное положение и внешняя политика Советского Союза. Истоки и причины «холодной войны»

В западной историографии начало холодной войны(состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Данная точка зрения восходит к послевоенным выступлениям западных политиков, в частности У. Черчилля, который в своих мемуарах пишет, что разгром Германии повлек за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными союзниками, поскольку война против общего врага была почти единственным звеном, связывающим их союз. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента Г. Трумэна, У. Черчилль сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», направленной против растущей опасности для «христианской цивилизации» со стороны «ком­мунистических или неофашистских государств». Для этого, как он считал, необходимо, чтобы США и их западные союзники (Англия и Канада) сохраняли монополию на секретные сведения или опыт в отношении атомной бомбы, объединили под единым руководством и для совместного использования свои военно-морские силы, авиацию и базы. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.

В сентябре 1949 г. по инициативе США, Англии и Франции принято решение о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне. Германия была расколота.А в октябре этого же года была провозглашена Германская Демократическая Республика на территории советской оккупационной зоны.

Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен.

В июне 1951 г. представитель СССР в Совете Безопасности ООН заявил, что прекращение огня и взаимный отвод войск от 38-й параллели был бы в интересах обеих сторон; в ноябре была достигнута в этом плане некоторая договоренность. 28 июля 1953 г. в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и непримиримость двух противоборствующих систем.

Уже на первоначальном этапе сотрудничества СССР с госу­дарствами Восточной Европы проявлялись проблемы и противоречия, связанные в основном с поисками и выбором путей дальнейшего развития этих стран.

Экономической, политической и общественной моделью развития стал для этих стран Советский Союз. Во-первых, он обладал опытом ведения планового хозяйства, во-вторых, конфронтация с Западом вынуждала советское руководство к быстрым и решительным действиям по отношению к новым союзникам; нередко эти действия носили необоснованный характер, противоречили природно-экономическим условиям стран-партнеров, нарушали сложившиеся в них до войны социально-экономические, политические и культурные традиции. В годы войны коммунисты стран Восточной Европы играли важную роль в движении Сопротивления. После войны задачи борьбы за национальное освобождение и возрождение государственности они сочетали с задачами изменения характера власти, коренных перемен в социально-политическом строе общества и внешней политике, что порождало конфликт и противоборство с теми силами, которые ориентировались на эмигрантские правительства и западные державы.

В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы, на территории многих стран находились советские войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств. На пути создания просоветских правительств и проведения социальных реформ некоторые государства Восточной Европы не считали советский путь единственным возможной моделью построения социализма. Это послужило основой осложнения отношений ч Чехословакией, Венгрией, ГДР, одной из причин разрыва дипломатических отношений с Югославией (август 1949г.).

СССР в 1953 – 1964гг. Десятилетие Хрущева. Лекция 21.

Источник

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период, а

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период, а что сохранилось постоянным с довоенных времён?

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Окончание Большой Отечественной войны оказало значительное воздействие на общественно- политическое развитие общества. В течение 3-х с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. прежних борцов. На отчизну возвратились выше 4 млн. репатриантов военнопленные, угнанные в неволю обитатели захваченных районов, часть эмигрантов.

Перенеся несусветные тяготы военного времени, народонаселенье ждало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в сообществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именованием И.В. Сталина. По окончании войны И.В. Сталин был освобожден от повинностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идейного аппарата.

В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новейшей Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некое развитие демократических начал в жизни сообщества. Так, сразу с признанием гос формы принадлежности в качестве господствующей допускалось существование маленького крестьянского хозяйства, основанного на собственном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отвергнуты, а вослед за тем закончилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на смены к превосходнейшему не суждено было реализоваться. Скоро после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Источник

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ (1945-1953) ГОДЫ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Влияние войны на политические настроения.Война изменила общественно- политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.

Война пробила брешь в «железном занавесе», которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о «разложении» и «близкой гибели» которого им говорили до войны. Отношние к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.

Изменения в политической системе. После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров.

Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер.

В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.

Ужесточение политического режима. Главными причинами ужесточения политического режима были «демократический импульс» войны и про­рыв «железного занавеса».

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Заметно усилилось желание верующих вновь открыть свои храмы. В 1944-1948 гг. с такой просьбой к властям обратилось более 23 тыс. приходов. В большинстве случаев власти пошли навстречу верующим. Это потребовало значительного количества духовенства. Патриарх Алексий преобразовал Московский богословский институт и Богословские курсы в Московскую духовную академию и семинарию.

Некоторые партийные деятели по окончании войны посчитали миссию церкви выполненной и предлагали вновь усилить борьбу с ней. Секретарь ЦК ВКП(б) М. А. Суслов подготовил и специальное постановление ЦК о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Однако Сталин отказался его принять, решив сохранить существующие отношения с церковью. Вскоре из официальных партийных документов исчезло даже само понятие «атеистическая» работа.

Национальная политика. Единство и дружба народов СССР, ставшие одним из источников победы в войне, в полной мере проявились и в возрождении экономики страны. На восстановлении предприятий областей РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республик трудились представители различных народов. При реконструкции украинского комбината «Запорожсталь» стояли палатки с надписями: «Рига», «Ташкент», «Баку», «Дальний Восток». Заказы по восстановлению этого гиганта индустрии выполняли 200 заводов из 70 городов страны. Более 20 тыс. человек из разных республик прибыли для восстановления Днепрогэса.

На основе вывезенных в ходе войны предприятий формировалась мощная индустриальная база на востоке страны. Были созданы или значительно расширены металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В 1949 г. впервые в мире на Каспии азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти. Крупное нефтяное месторождение стали осваивать в Татарии.

Продолжился прерванный войной процесс индустриализации республик Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии. Создаваемые здесь предприятия оснащались станками и оборудованием, произведенными на заводах Москвы, Ленинграда, Челябинска, Харькова, Тбилиси и других городов СССР. В результате промышленное производство в этих районах страны за годы четвертой пятилетки выросло в 2-3 раза.

В Башкирии были изданы «Очерки по истории Башкирии», литературные произведения о национальных героях «Идукай и Мурадым», «Эпос о богатырях». В пьесе «Кахым-Туря», посвященной героическому 1812 г., наряду с русскими воинами были показаны герои-башкиры, защищавшие Родину. Такие же произведения появились и у других народов страны. Власти же увидели в них «популяризацию ханско-феодального» прошлого и противопоставление народов.

Национальные движения после войны. Война привела к оживлению национальных движений, которые не прекратили свою деятельность и после ее окончания. На Украине продолжали воевать отряды Украинской повстанческой армии. В Белоруссии только за первый послевоенный год было ликвидировано 900 повстанческих отрядов. Общая численность погибших от рук националистов-подпольщиков партийных и советских активистов в Прибалтике, по неполным данным, составила более 13 тыс. человек. Несколько сотен националистов действовали в молдавском подполье. Все они протестовали против присоединения своих рес­публик к СССР и начавшейся здесь сплошной коллективизации. Сопротивление войскам НКВД было настолько упорным, что продолжалось до 1951 г. Только в Литве, Латвии и Эстонии было изъято 2,5 тыс. пулеметов и около 50 тыс. автоматов, винтовок и пистолетов.

Всплеск национальных движений вызвал и новую волну репрессий. Она «накрыла» не только участников националистического подполья, но и ни в чем не повинных представителей различных народов.

В мае 1948 г. МВД провело операцию «Весна» по депортации из Литвы в Сибирь «членов семей литовских бандитов и бандпособников из числа кулаков». Всего по «весеннему призыву» было отправлено 400 тыс. человек. Аналогичные акции прошли в отношении латышей (было выслано на восток 150 тыс. человек) и эстонцев (50 тыс.). Самыми массовыми были репрессии против населения западных областей Украины и Белоруссии, где общая численность пострадавших составила более 500 тыс. человек.

Преследования осуществлялись не только в форме арестов, ссылок, расстрелов. Запрещались национальные произведения, ограничивалось книгоиздание на родном языке (за исключением пропагандистской литературы), сокращалось число национальных школ.

Вместе с представителями всех других народов в лагерях отбывали сроки заключения и лидеры русского национального движения.

Подобная национальная политика не могла не вызвать в перспективе нового всплеска национальных движений у самых разных народов, входивших в состав СССР.

Источник

Изменения в политической системе в послевоенные годы

Урок 34. История России 10 класс ФГОС

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Конспект урока «Изменения в политической системе в послевоенные годы»

Кадровая политика, проводимая в Советском Союзе, определялась словами Сталина о том, что руководящими работниками должны быть «люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь».

Руководствуясь этим принципом, была сформирована номенклатура, которая, постепенно обособившись, стала элитой советского общества.

Далее вы подробнее узнаете о социально-политическом развитии СССР в послевоенные годы.

Вопросы занятия. Структура высших органов власти и управления. Единовластие Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Методы поддержания социальной стабильности.

На волне удачного завершения Великой Отечественной войны во внутренней жизни СССР укрепилась та политическая система, которая оформилась в довоенное время.

Основным законом страны была Конституция, действующая с 1936 года. В соответствии с ней политической основой управления государством, то есть представительными органами власти, были Советы депутатов трудящихся.

Из них низшими были поселковые и сельские Советы, а высшим – двухпалатный Верховный Совет СССР, депутаты которого избирались на 4-летний срок.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Советского Союза было правительство, которое формировалось Верховным Советом.

В послевоенное время советская идеология развернулась в сторону традиционных русских ценностей. В связи с чем из системы управления убиралась классовая и революционная символика.

Поэтому в 1946 году было реорганизовано правительство СССР. Его название было изменено с Совета Народных Комиссаров на Совет министров. А Рабоче-крестьянская Красная Армия была переименована в Советскую Армию.

После окончания войны пропала необходимость в чрезвычайных органах управления. Так, были упразднены Госкомитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования.

Однако такой поворот в идеологии не менял в корне политическую систему государства. Вся власть, как и ранее, была сосредоточена в руках Сталина и его ближайшего окружения.

Великая Отечественная война усилила морально-политическое единство советского общества, символом которого продолжал быть культ личности Иосифа Сталина.

Официально он занимал посты секретаря ЦК ВКП(б) и председателя Совета министров СССР. Однако, по сути, в государстве был установлен режим его личной диктатуры. Такие ключевые органы власти, как Политбюро (руководящий орган коммунистической партии), Совет министров, носили формальный характер.

Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались неформальной руководящей группой Политбюро, которая играла совещательную роль при вожде.

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Руководящая «пятёрка» занималась в основном внешнеполитическими делами. Однако с течением времени состав и функции группы менялись.

Так, с декабря 1945 года руководящая «пятёрка» стала «шестёркой». В состав группы вошёл бывший секретарь Ленинградского обкома партии Андрей Александрович Жданов.

В октябре 1946 года в группу был включён председатель Госплана Николай Алексеевич Вознесенский. Руководящая «шестёрка» стала «семёркой» и с этого времени занималась также внутригосударственными проблемами.

В последующие два года в состав группы были введены Лазарь Моисеевич Каганович, а также Николай Александрович Булганин, в результате чего она стала руководящей «девяткой».

Такие перестановки в окружении Сталина позволяли ему сосредотачивать власть в своих руках.

Немалую роль в укреплении личной власти вождя продолжали играть политические репрессии.

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Так, результатом борьбы за власть стало сфабрикованное в 1949 году «ленинградское дело».

Это серия судебных процессов в конце 1940-х – начале 1950-х годов против всех государственных и партийных руководителей Ленинграда и Ленинградской области, которые обвинялись в намерении создать Российскую коммунистическую партию в противовес Всесоюзной.

По «ленинградскому делу» к высшей мере наказания приговорили 30 человек. То есть фактически был уничтожен костяк высшего руководящего состава государства. Среди репрессированных были председатель Госплана Вознесенский и секретарь ЦК ВКП(б) Александр Кузнецов.

После резкого усиления позиций Берии в руководстве страны против него также была начата кампания.

В 1951 году в отношении грузинских руководителей, которым он покровительствовал, было сфабриковано «мингрельское дело». Это привело к массовым арестам в Грузии и ослаблению положения самого Берии.

Очередные изменения в «ближнем круге» Сталина произошли в октябре 1952 года после XIX съезда партии.

На нём произошли изменения в самой партии: Всесоюзная коммунистическая партия большевиков была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза; упразднялось состоящее из 9 человек Политбюро ЦК ВКП(б), вместо него был создан Президиум ЦК КПСС из 25 человек.

Теперь в состав Президиума, кроме партийных деятелей, имевших авторитет и крепкие позиции у власти, вошли молодые и относительно неизвестные руководители, в результате чего Сталин получил ещё большую свободу действий.

Кроме этого, в составе Президиума Сталин предложил выделить руководящее бюро в составе 9 человек. В Бюро Президиума ЦК КПСС в 1952 году вошли Берия, Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Первухин, Сабуров, Сталин, Хрущёв.

Кульминацией борьбы с космополитизмом стало сфабрикованное под руководством Сталина «дело врачей». Уголовное дело было заведено на группу видных советских врачей, которые обвинялись в заговоре и убийстве ряда советских лидеров.

Как и ранее, все сферы жизни советского общества (политическая, экономическая, социальная) контролировались компартией. Осуществление такого контроля стало возможным благодаря монопольному праву партии на назначение руководящих работников всех уровней. Работники, занимающие руководящие должности, представляют собой так называемую номенклатуру.

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Номенклатура – перечень руководящих работников, а также совокупность социальных институтов, с помощью которых эти люди поддерживают существующий социальный порядок.

Подбор кадрового резерва в партийные органы осуществлялся в соответствии с номенклатурными списками должностей. Высшие гражданские и военные руководители входили в номенклатуру ЦК, т. е. утверждались непосредственно Политбюро или Секретариатом ЦК.

В послевоенное время в управление выдвигались молодые руководители, полностью преданные Сталину. Партийные «чистки» стали редкостью. Это способствовало кадровой стабилизации и формированию устойчивого слоя номенклатурных работников.

Постепенно слой управленцев больше и больше обособлялся от остального общества, пробиться в номенклатуру было всё сложнее.

В послевоенный период в советской системе государственного управления ещё больше увеличился административно-командный аппарат, выросла власть номенклатуры.

Сформировался директивный стиль управления. Руководство огромной страной осуществлялось из административного центра в Москве, где принимались основные решения.

Кроме партии, важную роль в политической системе Советского Союза продолжали играть профсоюзы и комсомол.

Общественно-политическая жизнь в СССР была основана на так называемой советской демократии.

Ограничение политических прав и свобод в обществе, а также общее недовольство населения сглаживалось государством с помощью права граждан жаловаться на злоупотребления чиновников.

Сталину и другим партийным и государственным руководителям в редакции газет приходили миллионы писем. Большинство жалоб отклонялось, но многие из них были приняты к рассмотрению.

Кроме пропаганды, для поддержания стабильности в обществе советская власть продолжала использовать репрессии, хотя по сравнению с 1930-ми годами количество осуждённых по политическим статьям значительно уменьшилось.

Массовые аресты и депортации проводились в основном в западных областях Украины и Беларуси, а также в Прибалтике. Здесь в послевоенное время ещё продолжалась вооружённая борьба с бандитизмом и националистическими группировками.

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Резкий поворот в советской судебной системе произошёл с принятием указов от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». Согласно им были значительно увеличены сроки заключения за хищение имущества.

Так, за хищение социалистической собственности было предусмотрено от 5 до 10 лет исправительно-трудового лагеря, за повторно совершённое хищение либо хищение группой лиц предусматривалось до 20 лет лишения свободы с полной конфискацией имущества.

С этого времени попасть на долгие годы в лагеря ГУЛАГа можно было даже за мелкие хищения, которые зачастую были следствием тотальной бедности населения в послевоенные годы.

Часто по законам от 4 июня 1946 года на длительное время лишались свободы женщины, имеющие на иждивении малолетних детей, инвалиды Великой Отечественной войны, подростки, люди престарелого возраста.

Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период а что

Такое положение вещей вызывало тревогу даже у некоторых представителей власти, руководителей судебных органов и прокуратуры. Они выдвигали предложения уменьшить сроки за мелкие хищения, однако никакие изменения в закон не вносились.

По состоянию на 1 января 1953 года в местах лишения свободы находилось 3 % населения Советского Союза.

Государству было очень сложно контролировать такое огромное количество заключённых, в лагерях было недостаточное количество охранников. В объектах ГУЛАГа всё чаще вспыхивали забастовки. Советская власть начала понимать, что необходимо вносить серьёзные изменения в систему исполнения наказаний.

Подведём итоги. В послевоенное время в СССР укрепилась та политическая система, которая оформилась в конце 1930-х годов. Из системы управления убрали классовую и революционную символику. Политбюро и Совет министров как органы власти носили формальный характер. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Иосифа Сталина. Вопросы государственной важности принимались руководящей группой, состав которой постоянно менялся. Основой политической системы Советского Союза была коммунистическая партия. КПСС обладала монопольным правом на назначение руководящих работников всех уровней. Ужесточилась уголовная ответственность за хищение социалистической собственности. Для поддержания политической стабильности в советском обществе власть использовала пропаганду и репрессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *