Что значит расслабленный в библии
Твердость духа при расслабленном теле
Слово в Неделю 4-ю по Пасхе
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память чуда исцеления больного при Овчей купели Иерусалима. По-другому этот день в церковном календаре именуется Неделей о расслабленном.
Некий человек лежал в болезни 38 лет, ожидая чуда. Он видел вокруг себя множество больных, слепых, хромых, парализованных (см.: Ин. 5: 3). Он видел, как исцеляются другие люди, которые успевали раньше него войти в воду по возмущении ее Ангелом. Но ничего не мог поделать с собой. Его немощь была настолько велика, что сам он был не в состоянии спуститься в воду в ту минуту, когда вода приобретала целебные свойства. Этого человека, у которого уже, видимо, не было никакой надежды на выздоровление, исцелил Христос.
Причина целебных свойств воды не ясна. Можно только гадать, была ли в воде особая красная глина, заживляющая раны, или это был какой-то периодически бьющий из-под земли гейзер. Но факт остается фактом: периодически на протяжении многих лет здесь происходили исцеления. Они происходили и до чуда с расслабленным, и после.
Чем же отличалось поминаемое сегодня событие от других подобных исцелений при Овчей купели?
Прежде всего мы видим полную оставленность расслабленного окружающими людьми. Ему никто не помогает, о нем никто не заботится. Возможно, он дольше всех лежал при этой купели, но никто не уступил ему, не дал спуститься в воду первым. Более того, после чудесного выздоровления его никто не поздравляет. Напротив, его укоряют за то, что он собирался понести свою постель в субботу.
Мы не знаем причины такой нелюбви к бывшему расслабленному: может, его не любили за прошлые грехи (см.: Ин. 5: 14) или сторонились по причине каких-то открытых язв; может быть, он имел скверный характер. Всё это – одни предположения. Но мы точно можем наблюдать в этом человеке его веру в то, что Бог может его исцелить. Он терпеливо ожидает, надеется только на Божие чудо. И когда Христос его исцеляет, он сразу же идет в Храм Бога благодарить (см.: Ин. 5: 14).
В контексте богословия Евангелия от Иоанна расслабленный – один из самых немногословных собеседников. Он не спорит со Христом «о рождении свыше», как Никодим, не ссылается на праотца Иакова, как самарянка; даже слепорожденный, которого Иисус отправил омыться в купальню Силоам, и тот сказал больше слов, чем расслабленный.
Когда читаешь текст Писания, создается впечатление, что расслабленный совершил когда-то тяжкий грех (на это намекают слова Спасителя: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». – Ин. 5: 14), в результате чего появилась болезнь. И после этого он, как преподобная Мария Египетская, стал чужд людей, телесными страданиями искупая свои прошлые грехи.
В Евангелии от Матфея «расслабленными» чаще всего называются больные, разбитые параличом. Паралич – это потеря двигательной функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы. В результате судорожного напряжения мышц пораженные части тела становятся обездвиженными и вскоре делаются иссохшими (см.: Мф. 8: 6). Сухорукий, которого Господь исцелил в синагоге, был как раз болен параличом руки (Мф. 12: 10).
По современным словарям русского языка, «расслабленным» может быть назван не только физически обездвиженный человек, но и тот, кто болезнью доведен до полного упадка сил, кто слаб не только физически, но и психически. Это слово может описывать состояние человека, лишенного силы, энергии, ясности мысли.
Более того, в наши дни под «расслабленностью» мы чаще всего понимаем уже не тяжелую болезнь тела, а вялость характера, апатичность, утомляемость, упадок сил, немощность, бессилие, дряхлость.
Конечно, при высоком нервном напряжении в работе или при склонности человека к повышенной возбужденности, раздражительности, взвинченности медики могут порекомендовать немного расслабиться. Чтобы нервная напряженность не превратилась в психосоматическое нарушение, при котором снижается эмоциональная устойчивость, равновесие, проявляется агрессивность, иногда действительно требуется определенная разрядка, расслабление, отдых, перемена вида деятельности.
Но когда «расслабленность» становится стилем поведения, приобретенной чертой характера, тогда она становится болезнью, которая обездвиживает душу человека, делает его психическим паралитиком.
Спокойствие такого человека, ведущего расслабленный образ жизни, по факту может оказаться следствием необязательности, уходом от ответственности, расхлябанностью, ленью. Такой человек не ставит себе в жизни цели, не стремится достигать конечных результатов, попросту закапывает в землю свои таланты. При этом, как ни парадоксально, умело подчеркнутая внешняя респектабельная расслабленность может сочетаться с самолюбованием, излишней удовлетворенностью собой, самооправданием, наглостью. Это можно заметить на примере алкоголиков. Попуская себе излишнюю расслабленность, уходя от трудностей реальной жизни, апатичный человек может легко уйти в виртуальную реальность, погрузиться в глубокий сон.
Можно спросить себя: как же избежать подобных крайних состояний расслабленности как духовной болезни? – Постоянно бороться за жизнь, давать отпор лени, мотивировать себя на достижение результатов.
Двенадцать лет женщина, страдавшая кровотечением, искала способа исцеления от болезни, бегая по разным врачам (см.: Мф. 9: 20; Лк. 8: 43); 18 лет женщина, «имевшая духа немощи», скорченная и не могущая выпрямиться, ходила в синагогу, поучаясь в Законе Божием (см.: Лк. 13: 11); 38 лет расслабленный надеялся на чудо у купели Вифезда (см.: Ин. 5: 5). Никто из них не роптал на Бога или судьбу, что так долго им пришлось ждать помощи свыше. Но никто из них также не проявлял пассивности к жизни. Они находились «в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах», но и «в великом терпении» (2 Кор. 6: 4).
При этом терпение – это не молчаливое перенесение боли, «стиснув зубы». В Новом Завете терпение характеризуется как деятельное состояние человека, когда он делает какое-то доброе дело с надеждой получить результат, безропотно преодолевая неудачи. Так, евангельское семя, «упавшее на добрую землю», означает тех, которые, услышав слово Боже, не только хранят его в добром и чистом сердце, но и «приносят плод в терпении» (Лк. 8: 15). По апостолу Петру, в познании Господа и Спасителя нашего нам дарованы «великие и драгоценные обетования», поэтому мы, прилагая к сему всё старание, призваны показать «в вере добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5–7). Апостол Павел утешает: «Мы спасены в надежде… когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении… Дух [Божий] подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8: 24–26).
Посему, дорогие братья и сестры, не будем предаваться лени, вести расслабленный образ жизни, но, набравшись мужества, будем подкрепляться надеждой. Дух Божий, обетования вечной жизни подкрепляют нас в немощах наших. Пусть наше терпение будет деятельным, безропотным, приносящим плод в виде благочестия, братолюбия, любви.
Будем непрестанно молиться и восклицать с псалмопевцем Давидом: да не постыдятся все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся ищущие Тебя, Боже Израилев (см.: Пс. 68: 7).
[1] Евсевий Кесарийский. Ономастикон. 58: 21.
[2] «В Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же – в центре, и там лежит много больных» (Кирилл Иерусалимский, святитель. Беседа о расслабленном. 2: 1).
О расслабленном: «Не имею человека»
В третье воскресенье после Пасхи читается в церкви отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказано об исцелении Христом расслабленного.
«Был праздник, — пишет евангелист Иоанн, — и пришел Иисус во Иерусалим. Есть же в Иерусалиме, у Овечьих ворот, купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел…»
Протопресвитер Александр Шмеман
Вот евангельский рассказ. И многие, прослушав его, скажут, должно быть: опять чудеса, опять невероятное, не имеющее и не могущее иметь ничего общего с нашей жизнью, интересами, нуждами, запросами… Но вслушаемся, вдумаемся: Евангелие так по-детски просто, и евангельские рассказы так кратки, что современный человек легко обманывается этой краткостью и простотою. Ему все кажется, что истина о нем и об его жизни должна быть сложной и громоздкой, потому что сам он сложен.
Так что же в этом рассказе вечно, непреходяще? В центре его так очевидно стоят слова расслабленного, обращенные ко Христу: «не имею человека». Это поистине вопль того, кто на опыте познал страшную силу человеческого эгоизма. Каждый за себя. Каждый о себе. Вот все они — все это великое множество слепых, больных, иссохших, и все они «чают движения воды», то есть ждут помощи, участия, исцеления, утешения. Но… каждый ждет помощи себе и для себя. И когда возмущается вода, всякий бросается вперед, забывая о других…
В евангельской перспективе купальня это, — конечно, образ мира, образ общества человеческого, символ самого строя человеческого сознания. О, конечно, в мире можно найти много примеров преодоления эгоизма, примеров доброты и самопожертвования. Но даже когда по видимости человек преодолевает свой эгоизм, он все равно остается пленником себя и своего. Если не своя персона, то семья: и для своей семьи, для своих — своя рубашка ближе к телу. Если не семья, то свой народ. Если не свой народ, то свой класс, своя партия. Свое, обязательно свое! И это свое — противополагается чужому, а следовательно чуждому и враждебному.
Но так, скажут, устроен мир, и ничего не поделаешь. Так неужели же, отвечу я, — это и есть последняя, объективная, научная правда о человеке и человечестве? Неужели, в последнем счете, все в мире построено на личном или коллективном эгоизме и все им живет?
Капитализм, говорят нам, есть зло, потому что он — эгоизм. И вот его надо сокрушить во имя, скажем, коммунизма. Но коммунизм только и делает, что провозглашает свое: свое мировоззрение, свой класс, партию и т.д., то есть свое и себя против не-своего, другого… И нет, нет выхода из этого порочного круга. И вот, незаметно для себя, мы перестали задыхаться в этом мире, насквозь пропитанном всепоглощающим эгоизмом. Кровь, ненависть, страх, в лучшем случае — равнодушие.
Об этом — евангельский рассказ о расслабленном. И все эти больные, немощные, иссохшие — все они больны в первую очередь неисцелимым эгоизмом, который и приводит человека к воплю: «человека не имею!» Нет человека! И это значит, что человек начинается там, где преодолен эгоизм, это значит, что человек — это прежде всего — лицо, обращенное к другому человеку, это глаза, с участием и любовью всматривающиеся в глаза другого человека. Это любовь, сострадание и помощь.
Дальше Евангелие говорит: этот новый, подлинный человек явлен, пришел к нам во Христе. В нем к одинокому и исстрадавшемуся человеку приходит не чужой, а свой; приходит, чтобы его страдание воспринять как свое, его жизнь как свою, и чтобы помочь и исцелить. «Хочешь ли быть здоровым?» Это вопрос не того, кто хочет что-то навязать, в чем-то убедить или же подчинить себе. Это вопрос подлинной любви, и потому — подлинного участия.
Религия, увы, тоже может стать эгоизмом, быть занятой только собой, своими. Но важно понять, что такая религия, сколь бы она ни прикрывалась христианством, по-настоящему — не христианство… Ибо все христианство — в прорыве сквозь страшную твердыню эгоизма, в прорыве к той любви, которую, по словам ап. Павла, «излил Бог в наши сердца». Это его новая, вечная заповедь. Это то, о чем все Евангелие, вся наша вера…
Расслабленный
Смотреть что такое «Расслабленный» в других словарях:
РАССЛАБЛЕННЫЙ — РАССЛАБЛЕННЫЙ, расслабленная, расслабленное; расслаблен, расслаблена, расслаблено. 1. прич. страд. прош. вр. от расслабить. 2. только полн. Лишенный силы, энергии, ясности мысли. Расслабленный организм. Расслабленный голос. Расслабленный ум. 3. в … Толковый словарь Ушакова
расслабленный — См. слабый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. расслабленный больной, слабый; маломощный, ослабленный, атонический, ветром качает, немощный, плевком перешибить можно,… … Словарь синонимов
Расслабленный — см. Болезнь … Библейская энциклопедия Брокгауза
РАССЛАБЛЕННЫЙ — РАССЛАБЛЕННЫЙ, ая, ое; ен. Лишённый силы, энергии, слабый. Р. голос. Р. организм. | сущ. расслабленность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
расслабленный — 1. расслабленный, ен, ена, ено, ены, прич. 2. расслабленный, ен, енна, енно, енны, прил … Русское словесное ударение
Расслабленный — I м. разг. Тот, кто болезнью доведен до полного упадка сил, кто физически или психически слаб. II прил. 1. Лишённый сил, энергии, ослабевший. 2. Выражающий упадок сил, энергии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Расслабленный — I м. разг. Тот, кто болезнью доведен до полного упадка сил, кто физически или психически слаб. II прил. 1. Лишённый сил, энергии, ослабевший. 2. Выражающий упадок сил, энергии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
расслабленный — 1. расслабленный, расслабленная, расслабленное, расслабленные, расслабленного, расслабленной, расслабленного, расслабленных, расслабленному, расслабленной, расслабленному, расслабленным, расслабленный, расслабленную, расслабленное, расслабленные … Формы слов
расслабленный — рассл абленный; кратк. форма ен, ена … Русский орфографический словарь
расслабленный — 1. прич.; кр.ф. рассла/блен, рассла/блена, лено, лены. Во время прыжка мышцы рук были спортсменом расслаблены. 2. прил.; кр.ф. рассла/блен, рассла/бленна, ленно, ленны; рассла/бленнее. Во время сеанса гипноза позы и голоса у больных были… … Орфографический словарь русского языка
Расслабленный человек: 2 истории о чуде Христа
Расслабленный человек — особый персонаж Нового Завета, ибо на его примере всякий человек, страдающий недугом, получает надежду на исцеление. Воистину, нет предела для Божественных чудес. Главное — это не относиться к этой истории как к сказке об исполнении желаний, а сделать на её основе правильные выводы.
Расслабленный человек из Библии — это паралитик
Для начала немного о том, что же расслаблено у такого больного, почему он так называется. «Расслабленные» — это устаревшее название людей, болеющих параличом.
Это заболевание мозга (как головного, так и спинного).
«Библейская энциклопедия» сообщает:
«болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волею и пораженною частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения мускулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны что вскоре после припадка наступает смерть»
Из того, что сообщает археология о тогдашней медицине, ясно, что надежд на выздоровление во времена Христа у такого больного не было.
Исцеление расслабленного в Капернауме. Чтобы доставить больного к Христу, люди разобрали крышу и спустили паралитика на верёвках (гравюра на дереве, A.Gaber). Фото: iiif.wellcomecollection.org
Однако есть функциональные параличи, которые представляют собой психическое заболевание. Они проявляются только на публике, для демонстрации, вроде того, как заика страдает своим недугом лишь при наличии аудитории. При отсутствии зрителей, симптомы таких параличей могут полностью исчезать.
К какой категории относился расслабленный в Библии, сказать нельзя.
Есть ещё и другие значения слова «расслабленный», скажем, уставший до упадка сил, или женщина, которая расслаблена после массажа, но это уже вне рамок статьи.
Первая история — исцеление расслабленного в Капернауме
Первая история с расслабленным произошла в Капернауме. Это город в Галилее. Его основали во II веке. В VII пришли захватчики с Востока, и сегодня в этом месте уже много столетий народ не кишит. Зато периодически работают археологи, есть дом апостола Петра, монастырь, церковь и различные исторические достопримечательности.
Три синоптических Евангелия рассказывают схожую историю:
«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали»
Но это не единственный расслабленный, о котором рассказывает Новый Завет.
Второго расслабленного Иисус исцелил при Овчей купели
Вторая история про расслабленного известна из Евангелия от Иоанна (5:1–15):
«Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».
Именно эту историю подразумевают, когда говорят про расслабленного, хотя она приводится в Евангелиях один раз, а не три. Её стоит разобрать подробнее далее.
Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели», наверху ангел — тот самый, который совершал ежегодные исцеления
Расслабленный — это человек огромной выдержки и веры
Богословы делают акцент на том, какой потрясающей выдержкой обладал расслабленный. Ведь он не два и не три дня провёл в купели в ожидании чуда!
Библия сообщает, что 38 лет несчастный ждал чуда, пока не явился Спаситель!
Но его проблема состояла даже не столько в немощи, сколько в отсутствии у окружающих сострадания.
Так рассуждает Протоиерей Александр (Шаргунов):
«Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? — этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Болезнь и прощение грехов могут быть тесно связаны
Ещё один важный момент — зависимость болезни от грехов.
Так бывает не всегда и не везде, но подобные ситуации встречаются. Доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф делится своими соображениями на эту тему:
«Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными — расслабленными прежде всего духовно».
По православию, душа тоже может болеть, это состояние называется греховностью.
И далее Андрей Музольф объясняет, почему Христос сказал: «Прощаются тебе твои грехи»:
«Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: “Прощаются тебе грехи твои!” Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия».
Важно понять мысль: не исцеление недуга зависит от праведной жизни, а его полное здоровье. То есть человек, даже если с ним в физическом плане всё хорошо, никогда не сможет быть здоров, пока у него есть проблемы в духовной сфере.
Только гармонично развитое живое существо полностью здорово.
Руины купели найдены, но плохо изучены
Ту самую купель обнаружили доминиканцы. Однако они имели недостаточно археологического опыта, так что раскопки совершали со множеством ошибок.
По традиции считают, что Овчея купель — это руины у Ворот святого Стефана в северо-восточном углу Иерусалимской стены.
Руины Овчей купели. Фото: pilgrimcenter.ru
Доказательство этому надпись II века: «Помпея Луцилия вложила», что сообщает о ещё одном здешнем чуде исцеления.
Это здание изучено недостаточно, нельзя даже точно сказать, когда именно сооружены купели. Но, скорее всего, за несколько сот лет до нашей эры. Изначально здесь вполне могло располагаться языческое святилище.
Расслабленный — это душа человека, а болезнь — его грехи
Православная церковь каждую четвёртая Неделю по Пасхе празднует Неделю о расслабленном.
Это событие — не победа одного человека над болезнью, а указание на то, что вера способна исцелить каждого. Богослужебные тексты сравнивают с расслабленным душу всякого человека, а причиной его болезней называют грехи.
Исцеление дарит Сам Иисус Христос. Причём это не чудо по расписанию, как бывало в купели прежде. Теперь каждый человек имеет возможность обратиться к Высшим силам с просьбой о помощи в возвращении своей духовной природы.