Что новее dvi или vga
Какой интерфейс лучше, DVI или VGA?
Цифровой или аналоговый?
Аналоговые сигналы, такие как сигналы, записанные на видеокассетах или отправленные оригинальными разъемами RCA, могут ухудшаться во время передачи. Для аналоговых кабелей более длинные или сильно запутанные шнуры дают менее четкие сигналы, чем более короткие и более организованные шнуры. Цифровые сигналы не подвержены ухудшению при передаче и могут передавать без ошибок.
VGA описывает тип соединения, а также сигнал и кабели, которые он допускает. Разъем VGA, разработанный в 1987 году, работал в качестве стандартного визуального разъема для ПК в течение следующего десятилетия. Кабели VGA передают аналоговый сигнал RGB через 15 отдельных контактов.
DVI появился на рынке в 1999 году. Как следует из названия, DVI передает цифровые видеосигналы, хотя и остается совместимым с аналоговыми передачами. Снижение сигнала все еще может иметь место в очень длинных кабелях DVI. DVI совместим со старым VGA, а также с другими соединениями, такими как HDMI.
Разнообразие
DVI и VGA охватывают другие соединения, которые подпадают под те же общие технические характеристики. Micro-DVI и Mini-DVI имеют небольшие физические различия, в то время как DVI-A, DVI-D и DVI-I описывают кабели DVI с аналоговой, только цифровой и встроенной возможностью, соответственно. SVGA, XGA и SXGA физически такие же, как обычные кабели VGA.
Современное использование
Многие мониторы и компьютеры оснащены разъемами DVI и VGA. Если ваш монитор и компьютер используют разные соединения, маленькие адаптеры могут конвертировать между двумя форматами штекеров. Если у вас есть возможность, подключение DVI делает лучший выбор для полной совместимости и качества сигнала.
Разница между VGA и DVI
С заморскими аббревиатурами VGA и DVI мы сталкиваемся, когда рассматриваем мониторы, телевизоры и видеокарты (или компьютеры в сборке, или материнские платы). Обозначения эти принадлежат в данном контексте к интерфейсам и стандартам подключения видеотехники. Правда, существует нюанс: VGA — это еще и обозначение разрешения матриц экранов, соответствующее 640х480. Однако, сравнивая DVI и VGA, рассматривать мы будем как раз интерфейсы подключения и передачи сигнала. Стоит сразу сказать, что активные споры на эту тему сошли на нет несколько лет назад — технологии не стоят на месте, и уже вовсю близится эра тотального HDMI.
Определение
VGA — аналоговый пятнадцатипиновый интерфейс для подключения мониторов к видеотехнике, в первую очередь — к ПК.
Разъем VGA
DVI — цифровой интерфейс для подключения мониторов к видеотехнике. Количество контактов в зависимости от спецификации варьируется от 17 до 29.
Кабель DVI к содержанию ↑
Сравнение
Разница между VGA и DVI видна уже из определений — один интерфейс аналоговый, другой цифровой. Большинство неискушенных пользователей знают о том, что живем мы в эпоху цифры, потому автоматически отдают предпочтение DVI как более современному интерфейсу. И для того есть основания — цифровые технологии дают широкие возможности, окончательно вытесняя аналоговые. Однако это все теория, а на практике отличить, где картинка, полученная по VGA, а где по DVI — порой невозможно, особенно когда мониторы извлечены из бюджетных ниш. Стоит ли в таком случае заморачиваться на аббревиатурах?
Качество картинки, конечно, выше на DVI. Связано это с тем, что видеокарты — устройства цифровые. Схема работы VGA получается примерно такой: цифровой сигнал для передачи через VGA преобразуется в аналоговый, а затем уже для вывода изображения — снова в цифровой. Для DVI цепочка короче: цифра — цифра, потому на конвертации качество не теряется. Также картинка по VGA может искажаться из-за внешних помех, тогда как DVI такой особенности не имеет. Стоит вспомнить и о настройках: DVI предполагает автоматическую коррекцию изображения (управление тоже цифровое), отдавая в руки непосредственно пользователя только изменение настроек цветности и яркости в соответствии с особенностями зрения, освещения и задач. VGA требует от пользователя четко определиться, чего он желает, и привести изображение в соответствие с желаниями самостоятельно.
Физически разъемы DVI и VGA совершенно разные, однако совместимость обеспечивается с помощью переходников. Изначально VGA был предназначен для ЭЛТ-мониторов, а DVI в одной из версий (всего их три — I, A и D) поддерживает работу только с ЭЛТ. Еще один вариант предназначен только для цифры, и один — универсальный.
Современные видеокарты или распаянные на материнских платах видеовыходы уже забыли или практически забыли про VGA, оставив этот интерфейс разве что самым бюджетным моделям. Кроме того, если он и присутствует, то практически обязательно в паре с DVI, так что у пользователя есть выбор. А вот технологии вывода изображения интерфейсами VGA снабжаются чуть чаще — из экономии. Часто в комплект к таким мониторам добавлен переходник. Речь идет тоже о бюджетных и малоформатных моделях. Мобильная электроника, ранее снабжавшаяся разъемами miniVGA, теперь почти полностью перешла на HDMI.
В чем разница между HDMI, DisplayPort, DVI и VGA
Если вы только недавно стали счастливым обладателем новенького игрового монитора или телевизора и не можете разобраться в различных портах и разъемах, которые расположены на задней панели устройства, то не беспокойтесь, поскольку в данном гайде мы расскажем о каждом из них, назовем все отличия, преимущества и недостатки.
После прочтения статьи вы наверняка будете знать, какие кабели и порты можно использовать, а какие — лучше избегать. Кроме того, мы поможем правильно подключить дисплей в кратчайшие сроки, чтобы вы могли как можно скорее насладиться наилучшим качеством изображения.
Интерфейс для мультимедиа высокой чёткости, в простонародье называемый HDMI, является самым универсальным и распространенным разъемом, который можно найти в большинстве современных девайсов. Он доступен во всех телевизорах, мониторах и видеокартах, но не все из них одинаково эффективны, поскольку существует несколько спецификаций, самые популярные из которых мы опишем ниже:
HDMI 1.4 – самая распространенная спецификация для дисплеев, не поддерживающих 4K. Он может обеспечить разрешение экрана до 2560 × 1600 при частоте 75 Гц, а также 144 Гц при 1920 × 1080, что очень популярно среди любителей соревновательных игр.
HDMI 1.3 также поддерживает 144 Гц при 1080p, но более старые версии HDMI (от 1.0 до 1.2) способны работать с максимальным разрешением 1920 × 1200 при 60 Гц.
Следовательно, все современные дисплеи имеют как минимум HDMI 1.4, которая может похвастаться поддержкой многоканального звука, может передавать данные Ethernet и обеспечивать превосходную глубину цвета. Кроме того, присутствует и совместимость с 4K, но только до частоты в 30 Гц. HDMI 1.4 не поддерживает сверхширокое видео 21:9 и стереоскопический 3D формат.
Именно здесь в действие вступает HDMI 2.0 — спецификация еще больше увеличивает глубину цвета и добавляет плавность за счет частоты в 60 Гц. Также добавлена поддержка формата изображения 21:9 и стереоскопического формата 3D. HDMI 2.0 выдает разрешение 1440p при 144 Гц и 1080p при 240 Гц. Обе версии 1.4 и 2.0 поддерживают технологию адаптивной синхронизации, то есть FreeSync от компании AMD.
HDMI 2.0a поддерживает HDR (расширенный динамический диапазон), а HDMI 2.0b — расширенный формат HDR10 и стандарт HLG.
Выпуск пока что последней спецификации HDMI 2.1 состоялся в 2017 году. Она добавила поддержку динамического HDR, 4K разрешения при частоте 120 Гц и даже 8K при 120 Гц — это пригодится, если вы решите обзавестись некстген-консолями. Динамический HDR и обновленная технология адаптивной синхронизации (FreeSync 2) работают со стандартными кабелями, в то время как для 4K и 8K при 120 Гц вам потребуются новые кабели 48G.
DP (DisplayPort)
В отличие от HDMI, DisplayPort можно найти в современных мониторах и очень редко в телевизорах. В настоящее время версия DisplayPort 1.2 актуальна и обязательна для игровых мониторов с технологией переменной частоты обновления Nvidia G-Sync. Хотя FreeSync от AMD способна работать как с HDMI, так и с DP (v1.2a), Nvidia требует исключительно разъем DisplayPort. Больше о различиях между двумя технологиями Nvidia и AMD можно узнать здесь.
Эффективная ширина полосы пропускания DisplayPort 1.2 составляет 17,28 Гбит/с в режиме HBR2 (High Bit Rate 2), что обеспечивает поддержку широкой цветовой гаммы и высокое разрешение (до 4K) при частоте 75 Гц. Кроме того, DisplayPort предлагает возможность передачи нескольких видеопотоков через шлейфовое соединение, то есть DisplayPort-Out.
Менее распространенная версия DisplayPort 1.3 увеличивает пропускную способность до 25,82 Гбит/с, что достаточно для 4K при 120 Гц, 5K при 60 Гц и 8K при 30 Гц. Посредством технологии MST (Multi-Stream Transport) вы можете последовательно подключить до двух дисплеев 4K UHD или четырех мониторов с разрешением WQHD + (2560 × 1600) с частотой 60 Гц.
В новейшей версии DisplayPort 1.4 добавлена поддержка формата HDR10 и цветовой гаммы Rec2020, а также 8K HDR при 60 Гц и 4K HDR при 120 Гц за счет использования стандарта сжатия трафика DSC (Display Stream Compression) с коэффициентом сжатия 3:1.
Mini-DisplayPort можно найти на некоторых компьютерах Apple и ноутбуках. Порты поддерживают разрешение до 2560×1600 или 4096×2160 в зависимости от версии реализованного DisplayPort. Вы также можете получить переходники mDP на VGA, DVI или HDMI. Разъем Apple ThunderBolt обратно совместим с mDP, и его можно узнать по небольшому значку молнии на разъеме кабеля.
DVI (Цифровой видеоинтерфейс)
Порты DVI можно найти практически на всех мониторах и видеокартах, в том числе десктопных материнских платах. Существует три различных порта DVI: DVI-A для аналогового видеосигнала, DVI-D для цифрового и DVI-I (встроенный) для обоих. Как и VGA, Single-Link DVI ограничен разрешением 1920 × 1200 при частоте 60 Гц.
Основным преимуществом порта DVI является то, что он довольно широко распространен и универсален, а это означает, что вы можете преобразовать его как в VGA, так и HDMI, используя соответствующие адаптеры. Это особенно полезно, когда есть необходимость подключить к компьютеру дополнительный монитор, поскольку кабель предоставляет множество вариантов, если на вашей видеокарте или мониторе ограниченное количество портов.
Порты Dual-Link DVI содержат дополнительные контакты и могут поддерживать разрешения до 2560 × 1600 при 60 Гц и 1920 × 1080 при 144 Гц для игр. Хотя большинство разъемов DVI не могут передавать звук, некоторые новые графические процессоры позволяют выводить звук посредством DVI. По сравнению с HDMI 1.4 порт DVI имеет худшую цветовую гамму и общую производительность. Так что, если есть возможность, используйте HDMI вместо DVI.
VGA (Video Graphics Array)
VGA, который часто называется разъемом «D-Sub», передает аналоговый видеосигнал, и это уже устаревшая технология, которой следует избегать. Да, VGA без проблем поддерживает разрешение 1920 × 1200 при 60 Гц, однако если у вас есть иные варианты, то лучше использовать порт DVI-D или HDMI.
На самом деле разница в качестве изображения практически незаметна, но другие факторы могут вызвать некоторые неудобства, такие как длина кабеля, цифровое преобразование, калибр провода и т.д.
Вывод
В заключение стоит сказать, что, например, картинка при разрешении экрана 1920 × 1080 и частотой 60 Гц будет выглядеть одинаково независимо от того, как вы подключили свой дисплей: через порт DVI-D, DisplayPort или HDMI. Таким образом, напрашивается вывод, что изображение не станет лучше, даже если вы будете использовать более качественные и дорогие кабели (кроме VGA).
Наш совет таков: нужно использовать те кабели, которые идут в комплекте с видеокартой или дисплеем, и перед приобретением нового кабеля или адаптера проверьте, поддерживают ли оба устройства то разрешение/частоту обновления, которое вы хотите получить.
Разница между видео портами VGA, DVI и HDMI
Опубликовано Михаил Непомнящий в 02.12.2016 02.12.2016
Вывести видео изображение на монитор или телевизор сегодня можно разными способами – вариантов портов для подключения с каждым годом становится всё больше, и не мудрено запутаться в количестве и разнице интерфейсов.
Разберемся в наиболее популярных форматах и определим случаи, когда тот или иной стандарт видео порта подойдет лучше всего.
Старейший из стандартов сопряжения ПК и монитора, который существует по сей день. Разработанный еще в 1987-м году компанией IBM компонентный видеоинтерфейс, использует аналоговый сигнал для передачи цветовой информации. В отличии от более современных стандартов, VGA не позволяет передавать звук – только картинку.
Коннектор VGA, как правило, синего цвета с двумя винтами по бокам. Он имеет 15-контактный разъем и изначально мог работать только на разрешении 640 на 480 пикселей, используя палитру из 16-ти цветов. Позже стандарт развился в так называемый Super VGA, поддерживающий более высокие расширения экрана и количество цветов до 16 миллионов цветов. А так как усовершенствованный стандарт продолжил использовать старый порт и внешне не изменился, то и называют его по старинке просто VGA.
Чаще всего данный формат используется на старом оборудовании, однако многие компьютеры по-прежнему снабжены этим портом. Что называется – на всякий случай.
Больше десяти лет спустя после выхода стандарта VGA свет увидел формат DVI – цифровой видеоинтерфейс. Вышедший в 1999-м году интерфейс был способен передавать видео без компрессии в одном из трех режимов: DVI-I (Integrated) – объединенный формат цифровой и аналоговой передачи, DVI-D (Digital) – поддержка только цифрового сигнала, DVI-A (Analog) – поддержка только аналогового сигнала.
Порты DVI-I и DVI-D могут идти в одинарном или двойном режиме. Во втором случае удваивается пропускная способность, что позволяет получать разрешение экрана высокой четкости – до 2048 на 1536 точек. Однако для этого нужно иметь и соответствующую видеокарту. Сами порты отличаются количеством контактов – так одинарный режим (Single link) использует четыре витых пары проводов (максимальное разрешение 1920 на 1200 пикселей при 60 Гц), а двойной режим (Dual link), соответственное, большее число контактов и проводов (разрешение до 2560 на 1600 при 60 Гц).
Важно помнить, что аналоговый вариант DVI-A не поддерживает мониторы стандарта DVI-D, а видеокарту с DVI-I можно подключить к монитору DVI-D кабелем с двумя коннекторами DVI-D-вилка. По аналогии с VGA, данный стандарт также передает на экран только видео изображение без звука. Однако с 2008-го года производители видеокарт сделали передачу звука возможной – для этого необходимо использовать кабель DVI-D – HDMI.
Также можно встретить на рынке и формат mini-DVI, придуманный компанией Apple, склонной к уменьшению всего и вся. Однако мини-стандарт работает только в одинарном режиме, а значит не поддерживает расширение выше, чем 1920 на 1200 пикселей.
High Definition Multimedia Interface или интерфейс для мультимедиа высокой четкости позволяет передавать цифровые видео и аудио сигналы, да еще и с возможностью защиты от копирования. HDMI меньше своих предшественников по размеру, работает на более высокой скорости, а главное – передает звук, что позволило отправить на пенсию прежние стандарты SCART и RCA («тюльпаны») для подключения видеоустройств к телевизорам.
Спецификация HDMI 1.0 появилась в конце 2002 года и имела максимальную пропускную способность 4,9 Гб/с, поддержку 8-канального звука и видео до 165 МПикс/сек (то есть FullHD при 60 Гц). С тех пор стандарт постоянно развивался, а в 2013-м увидела свет спецификация HDMI 2.0 с пропускной способностью до 18 Гбит/с, поддержкой разрешения 4К (3840 на 2160 пикселей при 60 Гц) и 32-канального звука.
Сегодня стандарт HDMI используют не только компьютеры, но и цифровые телевизоры, DVD и Blu-ray проигрыватели, игровые приставки и многие другие устройства. При желании можно использовать переходники с HDMI на DVI и обратно.
Число контактов на HDMI портах начинается от 19-ти, а сами разъемы выпускаются в нескольких форм-факторах, самые распространенные из которых HDMI (Type-A), mini-HDMI (Type-C), micro-HDMI (Type D). Кроме того, есть HDMI порты для приема сигнала (HDMI-In) и для передачи (HDMI-Out). Внешне они практически неотличимы, но если, скажем, у вашего моноблока есть оба порта, то при попытке вывести картинку на второй монитор вы сможете воспользоваться только одним из них, а конкретно тем, что HDMI-Out.
DisplayPort
В 2006-м году был принят еще один видеостандарт для цифровых мониторов. DisplayPort, также как HDMI, передает не только видео, но и аудио, и служит для подключения компьютера с дисплеем или домашним кинотеатром. DisplayPort имеет более высокую скорость передачи данных, поддержку разрешения вплоть до 8К (7680 на 4320 пикселей при 60 Гц) в версии 1.4, вышедшей в марте 2016-го, а картинку через порт можно выводить на несколько мониторов (от двух до четырех, в зависимости от разрешения).
DisplayPort специально разрабатывался для вывода картинки с компьютеров на мониторы, тогда как HDMI больше предназначался для подключения различных устройств к телевизору. Однако данные порты можно использовать вместе при помощи адаптера Dual-Mode DisplayPort.
Есть также и вариации Mini DisplayPort, применяющиеся в первую очередь в ноутбуках. В частности, уменьшенный формат любим компанией Apple.
Thunderbolt
Наконец, стандарт от компании Intel (при совместной работе с Apple) для подключения переферийных устройств к компьютеру. Именно Apple была первой, кто в 2011-м году выпустил устройство с данным интерфейсом – ноутбук MacBook Pro.
Максимальная скорость передачи данных – 20 Гбит/с при использовании оптоволокна для версии 2, тогда как 3-я версия интерфейса способна работать на скорости до 40 Гбит/с. Thunderbolt объединяет в себе не только интерфейс DisplayPort, но и PCI-Express, а значит подключить к нему можно почти всё, что угодно. В частности, допускается подключение к одному порту до шести устройств, что сокращает необходимость иметь на устройстве огромное число различных портов.
Сам разъем Thunderbolt меньше, чем у mini-DisplayPort, а его третья версия и вовсе являет собой порт, совместимый с USB 3.1, то есть выполнен с разъемом USB Type-C.
Универсальный USB
Если вы вдруг переживаете, что в скором времени придется обновлять всю домашнюю технику в связи с изменением стандартов, то не спешите. Производители стремятся упростить историю с многочисленными интерфейсами и обеспечить поддержку старых устройств посредством переходников. В частности, для HDMI устройств необходимо будет использовать лишь соответствующий переходник, дабы иметь возможность подключения к современному порту USB Type-C.
По аналогии с тем, что ранее каждый производитель мобильных телефонов имел собственный разъем для подзарядки, а ныне большинство использует порт micro-USB, видеостандарт также стремится к унификации. И объединяющим форм-фактором должен стать именно USB-порт последнего поколения, по которому будут подключаться как мониторы, так и обычные наушники да гарнитуры.
Передайте мне вон ту картинку! Изучаем актуальные интерфейсы подключения мониторов и телевизоров
Привет, Geektimes! Совсем недавно мы рассказывали вам об интерфейсе нового поколения — USB Type-C — который помимо прочего умеет передавать и видеосигналы.
Но пока мониторов, поддерживающих этот интерфейс, на рынке попросту нет. А что же есть? В этой статье будет рассказано о основных современных интерфейсах для подключения мониторов и ТВ-панелей, их особенностях и отличиях, а также даны советы, как выбрать интерфейс подключения под конкретные нужды и не прогадать.
Примечание: на картинке до ката – панель подключения монстро-монитора Dell UltraSharp U2711.
Краткий ликбез
Все существующие интерфейсы отличаются друг от друга тремя основными параметрами: типом передаваемого сигнала (аналоговый или цифровой), максимальным поддерживаемым разрешением и пропускной способностью. Конечно, всего параметров гораздо больше, но именно эти три дают базовое понимание, что умеет тот или иной интерфейс.
В соревновании аналоговых интерфейсов и цифровых вторые давно одержали убедительную победу. Цифровой сигнал доходит до выводящего устройства без особых искажений, что позволяет получать качественную картинку без помех. К тому же любая современная видеокарта выдаёт изначально только цифровой сигнал, и его преобразование в аналоговый — а на мониторе, если, конечно, речь не идёт о электронно-лучевом антиквариате, снова в цифровой — ведёт к значительной потере качества. Впрочем, аналоговое подключение на сегодняшний день всё ещё занимает своё место под солнцем.
Что касается пропускной способности и разрешения, то эти два параметра тесно взаимосвязаны. Чем больше пропускная способность, обеспечиваемая интерфейсом, тем больше и максимальное разрешение изображения. Если кто-то не понимает, что мы сейчас имеем в виду под термином «пропускная способность», то поясняем: это количество байт информации, которое интерфейс за секунду после получения сигнала способен передать на монитор. Очевидно, что интерфейсы, рассчитанные на обеспечение работы широкоформатных мониторов и ЖК/плазменных телевизоров с их большими разрешениями, обязаны иметь высокую пропускную способность.
4K2K, 3D-контент и способы его воспроизведения
Прежде чем мы начнём разговор о, собственно, способах подключения мониторов и телевизоров, хочется затронуть модную и актуальную тему: сверхвысокие разрешения и 3D в потребительской электронике.
4K2K — это современный стандарт, подразумевающий разрешение 3880×2160 точек — четыре кадра 1920×1080, стандарта, который долгое время правил бал среди видео высокой чёткости. Соответственно, каждый кадр в несжатом виде требует вчетверо более высокую пропускную способность видеоинтерфейса. А если учесть моду на 48 FPS и 3D-видео… (умножьте на два и ещё на два, если хотите по 48 кадров для каждого глаза, да ещё и в 3D).
Во-первых, 4K2K контента сейчас — кот наплакал. Поэтому наслаждаться в нативном разрешенении чем-либо кроме демороликов, идущих в комплект к вашему дорогущему телевизору, будет затруднительно. Для этого многие производители ставят специальный чип, позволяющий растягивать FullHD-контент до 4K2K по специальным алгоритмам: быть может, не так круто, как прямая трансляция 4K2K, но очень и очень хорошо для апскейла. Спросите у любого пользователя GT, кто имеет такой телевизор – соврать не дадут.
Во-вторых, 3D бывает двух разных видов — с пассивными и активными очками. В первом случае контент получает чересстрочную развёртку, а поляризационные очки, инерция, яркая картинка и интересное кино заставляет вас забыть о том, что полукадры идут с «нечестным» разрешением. Во втором же случае используется удвоенная частота кадров, и вот тут нас поджидает главная проблема: не все видеоинтерфейсы способны передать FullHD-картинку с 48 кадрами в секунду.
Современные способы подключения
Это единственный аналоговый интерфейс, всё ещё активно применяемый сегодня — его «коллеги» S-Video, YPbPr и цифро-аналоговый SCARТ уже не встречаются в новых современных устройствах. Почти все крупные производители компьютеров планируют полностью отказаться от VGA уже в этом году. В сущности, плюсов по сравнению с другими типами у него просто нет — это морально и технически устаревший стандарт, который вот-вот исчезнет с рынка. Максимальное поддерживаемое разрешение — 1280×1024 пикселей. Чаще всего встречается в офисных мониторах и разных проекторах.
DVI существует в трёх разновидностях: DVI-D (только цифровой сигнал), DVI-A (только аналоговый) и DVI-I (оба типа сигнала). Данный интерфейс обеспечивает хорошее качество изображения, встроен практически во все современные мониторы и видеокарты. Его недостаток — сильная зависимость качества сигнала от длины кабеля.
Оптимальную передачу данных по DVI обеспечивают кабели длиной до 10 метров, чего иногда недостаточно (впрочем, для использования в станционарных домашних компьютерах обычно этого хватает с головой). Максимальное поддерживаемое разрешение — 1920×1080 для одноканальных и 2560×1600 для двухканальных моделей.
HDMI — более современная и развитая альтернатива DVI. В отличие от «младшего брата», умеет передавать не только видео, но и звуковые сигналы, поэтому разъёмы этого типа есть на всех широкоформатных мониторах со встроенными колонками, проекторах, плазмах. Учтите, что при «стыковке» разных версий HDMI итоговый набор функционала будет соответствовать более старой.
Здесь, кстати, кроется серьёзный минус HDMI — многие кабели старого производства никак не промаркированы, и многие возможности (в частности, поддержка 3D) HDMI версий 1.4 и старше просто не заработают, так как кабель запросто может оказаться устаревшим. Для корректной работы интерфейса необходимо совмещение версий всех трёх элементов подключения (вход, кабель, выход), в противном случае пропускная способность самого «младшего» элемента будет аналогична бутылочному горлышку. В заключение заметим, что, как и DVI, HDMI страдает от недостаточной рекомендуемой длины кабеля (до 5 метров).
Из более современных интерфейсов в первую очередь обращает на себя внимает DisplayPort. Этот вид подключения был разработан в 2006 году и планировался как замена DVI (но не HDMI, так как эти интерфейсы ориентированы на разные сегменты рынка).
Последние версии (1.2 и только начинающая набирать популярность 1.3) поддерживают режим FullHD 3D и ультравысокое разрешение 4K2K, обеспечивают высочайшую скорость передачи данных, позволяют подключать профессиональные экраны c 48-битным цветом, к тому же обеспечивают двойной уровень защиты передаваемого контента. Что немаловажно, DisplayPort позволяет подключать целые цепочки мониторов к одному разъёму при помощи технологии MutiStream, причём без потери качества картинки.
Разрешение подключаемого дисплея (при стандартных 60 Гц развёртки) | Максимальное число подключаемых мониторов через MultiStream (для DP версии 1.2) |
1680×1050 | 5 |
1920×1080 | 4 |
2560×1440 (×1600) | 2 |
3840×2160 (×2400), 4096×2160 | 1 |
Максимальная длина кабеля ограничена тремя метрами для полного разрешения и 10–15 метрами для FullHD.
VGA, DVI, HDMI и теперь уже и DisplayPort — база интерфейсов для подключения мониторов и телевизоров на сегодняшний день. Однако есть и менее распространённые варианты, среди которых в первую очередь следует отметить продукт Apple и Intel — универсальный порт Thunderbolt и последнюю высокоскоростную версию USB — 3.1 с разъёмами Type-C.
Thunderbolt — интерфейс подключения, объединяющий в рамках одного коннектора разъёмы DisplayPort и PCI-Express. Скорости передачи данных очень высокие — 10 гигабит/сек для первого поколения и 20 гигабит/сек для второго. Видеосигнал передаётся по TB с использованием протоколов DP — соответственно, как и DisplayPort, Thunderbolt способен обеспечить разрешение 4K2K (в MacPro при помощи TB можно подключить сразу три монитора с таким разрешением), поддержку 3D и вообще всё, что умеют последние версии DP. Кстати, анонсированные не так давно мониторы с разрешением до 5120×2880 планируется оснащать именно Thunderbolt. Оба поколения интерфейса полностью совместимы друг с другом и с другими интерфейсами с помощью переходников.
Вообще, Thunderbolt выглядит крайне перспективным универсальным периферийным интерфейсом, по своим характеристикам способным обеспечить все потребности топовых мониторов и новейших телевизоров. Пока что, правда, его распространенность в гаджетах оставляет желать лучшего.
Максимальная длина кабеля — 20 метров, правда, стоит такой провод около пятисот долларов, поддерживает только вторую версию протокола и содержит в себе как медные линии, так и оптоволокно. Кабели более стандартных размеров — двух и трёхметровые стоят вполне разумных денег.
Экран без проводов
Современные технологии позволяют обеспечить великолепную картинку на мониторе или телевизоре и без проводного подключения. Если ваш монитор или ТВ поддерживают беспроводную передачу данных, вы можете рассмотреть для себя и такой вариант. Из софта, обеспечивающего работу монитора по беспроводной сети, обычно на слуху у рядовых юзеров три стандарта — Miracast, DLNA и WiDi. Что и немудрено, они самые популярные на текущий момент. По ним сейчас и пробежимся.
Miracast — самый распространённый стандарт передачи данных по беспроводной сети, использующий Wi-Fi. В отличие от многих конкурентов, не требует буферного устройства — передача осуществляется напрямую, что крайне удобно. Другое важное преимущество заключается в том, что передача идёт не файлами, а пакетами сырых данных. Miracast сравнительно «молод», но его уже внедряют в свои девайсы более 500 компаний-производителей, что даёт право считать его практически универсальным. Максимальное поддерживаемое разрешение — 1920×1200 пикселей. Конечно, по современным меркам это немного, но для беспроводной передачи — оптимальный вариант.
DLNA (Digital Living Network Alliance) — очень широко распространённая технология передачи данных по беспроводной сети. Она интегрирована во многие смартфоны, современные телевизоры, ноутбуки и даже в игровые приставки. Позволяет свободно осуществлять передачу данных между устройствами, подключёнными в единую сеть, в том числе и, конечно же, передавать видео с устройств на экраны. Серьёзным минусом DLNA являются специфические поддерживаемые стандарты кодировки — почти всегда программа запускает перекодирование перед воспроизведением, что тратит время и ресурсы устройств.
WiDi (Intel Wireless Display) — разработка Intel, по возможностям представляет собой аналог DLNA. Очень простой в настройке продукт, что делает его идеальным вариантом для создания домашнего кинотеатра или хранения коллекции фильмов. Основной минус — многие отмечают ощутимое время задержки сигнала, что делает WiDi неудачным выбором для игр на большом экране.
Как выбирать интерфейс для подключения
Выбор интерфейса для подключения монитора или ТВ к компьютеру всегда должен исходить из ваших потребностей и целей — впрочем, как и выбор вообще любого аксессуара и комплектующих для цифровой техники. Спросите себя, что вам требуется. Вы намерены смотреть с широкоформатного монитора фильмы в высоком качестве? Работать с 3D-графикой? Или вы вообще не запускаете на компьютере ничего тяжелее Word’а, и вам от картинки на мониторе нужно только одно — чтобы она была?
Понятное дело, даже если у вас на видеокарте и мониторе/телевизоре есть разъёмы VGA по соседству с каким-нибудь цифровым интерфейсом — брать кабели под аналоговый стандарт не надо. VGA — уже почти история, оставьте его доживать там, где он пока существует: в проекторах и самых плохеньких моделях мониторов. Ориентируйтесь только на цифровые интерфейсы.
Абсолютное большинство нынешних девайсов имеют разъёмы под DVI и HDMI, а топовые модели — и DisplayPort, поэтому выбирать придётся в первую очередь из этой троицы. Базовый совет такой — для вывода сигнала на настольные мониторы не в ультравысоком разрешении достаточно DVI, а для воспроизведения на плазму, проектор, Blu-Ray-проигрыватель и т.д. стоит использовать HDMI, так как кроме видео он может передавать и другие данные (звук, специальные субтитры и так далее). DisplayPort по возможностям передачи картинки кладёт на обе лопатки что DVI, что HDMI, но пока остаётся уделом профессиональной и околопрофессиональной техники. Кроме того, с выводом звука бывают проблемы: не вся техника поддерживает технологию audio/video interconnect. Его ближайший родственник Thunderbolt может ещё больше: прокинуть не только картинку, но и, скажем, USB-хаб.
Краткая памятка
VGA: поддерживает максимальное разрешение 1280×1024 пикселей, не умеет в Full HD, не говоря уж про 3D, годится только для использования на простейшем офисном компьютере или проекторе. И да, морально устарел.
DVI: встроен буквально в каждую современную видеокарту и монитор, что является его огромным плюсом. Существует в одно- и двухканальном вариантах, отличающихся по максимальному разрешению (1920×1080 и 2560×1600 соответственно). Поддерживает цифровой и аналоговый сигналы в зависимости от разновидности (DVI-A для аналога, DVI-D для цифры и DVI-I для того и другого). Подойдёт, если вы хотите играть и смотреть фильмы на большом хорошем мониторе. Существуют технологии подключения 4K2K экранов двумя кабелями, так что выбрасывать DVI на свалку истории рано.
HDMI: Идеальный выбор для подключения ТВ к ресиверу, компьютеру или ноутбуку, так как передаёт также аудиосигналы и некоторые виды субтитров. Имеется почти в любой современной воспроизводящей технике. Поддерживает FullHD 3D, максимальное разрешение 3840×2160 (4K2K), до 32 каналов аудио. Актуальная версия – 2.0. Для создания домашнего кинотеатра смело выбирайте HDMI.
DisplayPort: Данный стандарт почти во всём превосходит «потребительский» HDMI, но пока остаётся уделом профессионалов и гиков. Недорогих моделей мониторов с DisplayPort попросту не существует. Если вы дизайнер или моделлер, то это ваш выбор, так как данный интерфейс не только обладает высокой пропускной способностью и поддерживает 4K2K и Full HD 3D, но и позволяет без потери качества подключать в единую цепочку несколько мониторов, что удобно, если у вас ноутбук, и дополнительных разъёмов на него не поставить. Последняя на текущий момент версия DP – 1.3, но наиболее часто встречаются разъёмы и провода версии 1.2.
Thunderbolt: На данный момент это скорее также профессиональный интерфейс, чем массовый. Важнейший плюс – полная совместимость с DP и передача данных его же протоколом. Thunderbolt можно порекомендовать в первую очередь пользователям яблочной продукции: на ноутбуках есть, поддерживается любой профессиональный монитор с DP или Tb-разъёмом, не требует лишних телодвижений. Можно зацепить фирменный монитор и получить три дополнительных USB-порта, используя всего один Tb-кабель.
Что касается беспроводных технологий подключения, то их выбирать следует скорее исходя из их поддержки вашими устройствами и простоты обращения с ними. Спасибо за внимание, пишите вопросы в комментариях.
UPD: Как справедливо замечают в комментариях, в некоторых случаях VGA может передавать картинку и 1920×1080, и даже 2048×1536. Беда в том, что производительность VGA-канала напрямую зависит от производительности ЦАП видеокарты и АЦП монитора. Когда VGA был популярен и считался достаточно современным, производители не экономили на данных элементах и ставили 400 МГц преобразователи. Сейчас же можно наткнуться и на дешёвые чипы, которые не способны выводить высокое разрешение. Учитывая распространение цифровых стандартов, ориентацию на освещение актуальных технологий и постепенный вывод VGA из эксплуатации было решено не указывать более высокие разрешения, с которыми VGA может работать, а может и не работать, в зависимости от оборудования, которое почти нигде и никак не маркируется.