Что относится к группе наглядных методов используемых в дошкольном обучении
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ
Екатерина Сергеевна
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
— оснащенности педагогического процесса;
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.
Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
План по самообразованию по теме «Интерактивные методы и приемы активизации творческой деятельности педагогов ДОУ» Тема: «Интерактивные методы и приемы активизации творческой деятельности педагогов ДОУ» Актуальность. Модернизация системы образования влечет.
Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду
Татьяна Беляева
Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду
Рассмотрим возможности организации изучения природы детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Так, одним из основных средств ознакомления детей младшей группы с природой является наблюдение – целенаправленное, непосредственное чувственное восприятие ее объектов и явлений.
А. А. Люблинская понимает наблюдение, как сложный познавательный процесс, основанный на совместном функционировании чувственного и рационального. При этом восприятие природы должно обеспечиваться через разные виды анализаторов (включая слово преподавателя). Результатом такой работы, является формирование различных компонентов личности, в особенности представлений о мире природы, мышления, речи и соответствующего мировосприятия.
Б. Г. Ананьев понимает наблюдение как сложную психологическую деятельность, основой которой является соединение многих психических процессов (восприятия, мышление, речь и др) в единый познавательный процесс. Определённый уровень сформированности у детей дошкольного возраста восприятия в целом и сенсорных систем в частности, позволяет активно использовать наглядные методы для формирования наблюдательности, как одного из важнейших качеств личности. Наблюдательность – это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
Т. А.Серебрякова выделяет следующие требования к проведению наблюдения у детей дошкольного возраста:
1. Четкость и конкретность целей и задач наблюдения.
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы должны подкрепляться, уточняться обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов экологической работы с детьми (словесных и практических).
На основании вышесказанного автор предлагает использовать следующие виды наблюдений:
Распознающее наблюдение, представляет собой процесс распознавания ребёнком признаков и свойств наблюдаемого объекта. Педагогический процесс данного наблюдения предполагает организацию воспитателем обследования природного явления, затем посредством мыслительных процессов, ребёнок должен определить основные и второстепенные признаки и свойства явления.
Длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдения предполагает исследование природного явления в динамике. Это означает, что в процессе наблюдения задействованы разные типы восприятия и подкрепляется мышлением и памятью. Ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения.
Воссоздающее наблюдение. В основе этого вида наблюдения лежит воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретает мышление и воссоздающее воображение.
Т. А.Васильева выделяет следующие структурные компоненты наблюдения:
подготовительный этап. Его целью является стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения.На данном этапе целесообразно использовать следующие приемы: краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это необходимо, задания детям.
этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного интереса, который был вызван еще на первом этапе. В зависимости от возраста детей, на данном этапе могут использоваться либо сюрпризные моменты, либо познавательные задания (загадка, поговорка и пр.). Необходимо отметить, что по времени данный этап очень краткосрочен – всего 2-3 минуты.
основной этап, само наблюдение за предметом или объектом. Данный этап самый длительный по времени.Он включает в себя 3 части: целостное восприятие предмета или явления; обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации; вторичное целостное восприятие объекта (интегрирующее восприятие). Его сущностью является отнесение при опоре на собранный материал объекта, предмета наблюдения к категории подобных, группе однородных.
заключительный этап процесса наблюдения. Его цель – закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, что деть узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения.
В качестве вывода, можно сказать, что наблюдение за живой природой является полноценным познавательным процессом, с помощью которого осуществляется экологическое образование в детском саду. Как и в любом другом педагогическом методе, эффективность наблюдения зависит от организации процесса.
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Арт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.
Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.
Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.
Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.
Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
Анжела Булдакова
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)
Наглядные методы и приемы обучения
Методы:
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1. Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4. Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы ;
— оснащенности педагогического процесса;
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания-это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
1. Средства материальной культуры- игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2. Средства духовной культуры- книги, предметы искусства, речь.
3. Явления и объекты окружающего мира (явления природы, растительный и животный мир.)
Средство обучения- это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;- типа и структуры занятия;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
Словесные методы и приемы обучения детей
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.
Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Требования к рассказчику:
— Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.
Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
По содержанию:
По дидактическим целям:
— Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.
*Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
*Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
*После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
*В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
— требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто, что, какой, где, когда) ;
Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приёмы обучения дошкольников Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста
надежда лутай
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.
С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.
Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.
Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я. А. Коменский. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К. Д. Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном
возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее.
В детском саду используются различные виды наглядности:
— Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
-Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
-Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
— наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
— Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Требования к наглядности:
1. Должна реально отражать окружающую действительность,
2. Соответствовать уровню развития детей,
3. Быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
Можно наглядныйматериал условно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.
Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т. д. Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.
Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.
Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.
Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.