Что необходимо учитывать при распределении экипажа на работы
Что необходимо учитывать при распределении экипажа на работы
Статья 57. Трудовые отношения на судне
1. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 400-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.
(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
(п. 4 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
(п. 5 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
Что необходимо учитывать при распределении экипажа на работы
Статья 28. Трудовые отношения на судне
1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.
2. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и устав службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 400-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3.1. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
4. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
5. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причиненный ущерб.
Приложение. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта
Приложение
к приказу Минтранса РФ
от 16 мая 2003 г. N 133
Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта
ГАРАНТ:
См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников
3. Настоящее Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.
— перевозки грузов и пассажиров;
— вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;
— другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.
5. В течение рабочего времени работник плавсостава обязан выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации.
6. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
7. Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.
8. Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.
Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы.
9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:
На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).
При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
11. На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты остановок, соответствия действующим санитарным правилам и нормам и т.д.) устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.
Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
12. Работники плавсостава могут привлекаться с письменного согласия работника к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.
13. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.
14. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.
При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.
Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
15. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:
— перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;
— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
— нерабочие праздничные дни;
— ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.
17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должка быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.
При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.
19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 20 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части предоставления суммированных дней отдыха за работу, выполняемую сверх нормальной продолжительности рабочего времени, только по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ)
20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.
Пример: Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.
Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа <8 часов х (97- (2 + 1) дней>.
Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 21 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части допущения переноса использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год
21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.
22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.
23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 24 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей, что в случае привлечения работников плавсостава к работе в период предоставления суммированных дней отдыха дни отдыха на другой срок не переносятся
24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.
25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.
IV. Аварийные и авральные работы
26. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня.
27. К аварийным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:
работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;
работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место;
работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;
работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;
работы по спасанию поврежденных плотов;
работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;
работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;
явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и «человек за бортом».
28. К авральным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:
работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;
подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;
выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);
укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;
работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;
работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.
С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников работодатель может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты.
К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:
работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;
судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);
усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);
работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.
29. Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).
30. При эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота.
31. Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организаций.
V. Порядок учета рабочего времени работников плавсостава в период навигации
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 32 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей, что порядок учета фактически отработанного рабочего времени устанавливает работодатель
32. Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 28 КВВТ РФ. Трудовые отношения на судне
1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.
2. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и устав службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
3. Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3.1. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
4. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
5. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причиненный ущерб.
Комментарии к ст. 28 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья посвящена трудовым отношениям на судне. В ней регламентируются особенности регулирования таких правоотношений по сравнению с правилами, установленными ТК.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи судовладелец может назначать членов экипажа судна только с согласия капитана судна.
Аналогичное правило закреплено также в п. 2 ст. 57 КТМ. Дополнительное правило можно встретить в Приказе Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140 «Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации». В п. 20 Устава устанавливается императивная норма, согласно которой все члены экипажа назначаются на судно и перемещаются по должности только с согласия капитана.
Для реализации положений комментируемой статьи судовладелец должен иметь согласие капитана на назначение членов экипажа судна, оформленное в письменном виде.
Члены экипажа должны назначаться с учетом Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2002 г. N 138.
2. В п. 2 комментируемой статьи определено, что трудовые отношения членов экипажа судна регулируются:
— федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ТК.
К таким нормативным актам следует отнести комментируемый Кодекс, Устав службы на судах Минречфлота РСФСР, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса от 16 мая 2003 г. N 133, и другие нормативные акты;
3. Пунктом 3 комментируемой статьи предусмотрено, что права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В настоящее время действует Устав службы на судах Минречфлота РСФСР. Устав определяет основные положения организации службы на судах речного флота, а также права и обязанности членов судового экипажа.
Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утвержденным судовладельцем в установленном порядке, положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим уставом.
При этом определение «капитан» распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами и именуемых в зависимости от типа, назначения судна и формы организации труда «командир», «багермейстер», «шкипер», «капитан-дублер» и т.п.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса от 16 мая 2003 г. N 133, распространяется на судовладельцев, в том числе арендаторов, в соответствии с условиями договора аренды, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих:
— перевозки грузов и пассажиров;
— вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;
— другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.
Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.
Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.
При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.
При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.
4. Пункт 3.1 комментируемой статьи устанавливает обязанность лиц, допущенных к работе на судне, ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (подробнее см. комментарий к ст. 27).
Комментируемый пункт устанавливает дополнительное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, помимо оснований, закрепленных в ст. 81 ТК.
Трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
Статьей 4.6 КоАП установлено, что лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Данная законодательная норма была введена в КВВТ Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью ее принятия является реализация государственной антинаркотической политики.
5. Пункт 4 комментируемой статьи определяет обязанности судовладельца в отношении членов экипажа судна. В частности, судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:
— безопасные условия труда;
— охрану их здоровья;
— наличие спасательных средств;
— бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
— наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха);
— культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством.
Более подробный перечень обязанностей судовладельца, связанных с охраной труда на судах, определен Правилами по охране труда на судах морского и речного флота, утв. Приказом Минтруда от 5 июня 2014 г. N 367н.
В соответствии с ними судовладелец обязан обеспечить:
— наличие на судне системы управления охраной труда (СУОТ);
— регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;
— выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;
— безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;
— наличие на судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи и лица по осуществлению медицинского ухода в соответствии с национальными и международными требованиями;
— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;
— осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;
— рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна, о мерах по созданию безопасных условий труда;
— наличие необходимых документов по охране труда;
— организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);
— разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;
— обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна.
Условия труда экипажа судна регулируются обширным количеством нормативных актов:
— Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов»;
— Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»;
— Приказом Минздравсоцразвития от 22 июня 2009 г. N 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;
— Приказом Минздравсоцразвития от 20 апреля 2006 г. N 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»;
— Приказом Минтранса от 30 сентября 2002 г. N 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов»;
— Приказом Минтранса от 16 мая 2003 г. N 133 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта»;
Также п. 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность судовладельца или иного лица, осуществляющего прием на работу членов экипажа судна, за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются ст. 935 ГК.
Выполнение данной обязанности зачастую становится одним из исследуемых фактов в ходе проводимых в отношении судовладельцев проверок.
Пример: в ходе рассмотрения требования о признании частично недействительным предписания административного органа судом было установлено, что административный орган выдал обществу предписание представить документы, подтверждающие проведение страхования членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей, а также страхования судов. Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание ст. 26, 28 КВВТ, п. 6, 12 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР, пришли к обоснованному выводу о наличии у ООО «Верфь братьев Нобель» обязанности по страхованию шкипера судна, назначенного Приказом руководителя общества от 9 июня 2011 г. N 45к. Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые пункты предписания соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 февраля 2014 г. по делу N А82-3151/2013).
6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи на судовладельца возлагается обязанность в случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 1084 ГК вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 1085 ГК при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
В случае невозмещения в добровольном порядке судовладельцем вреда, причиненного здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей, член экипажа может защитить свои права в судебном порядке. К исковому заявлению в данном случае необходимо будет приложить документы, подтверждающие вхождение потерпевшего в состав экипажа судна, а также документы, подтверждающие причинение вреда здоровью истца, и составить расчет суммы исковых требований.
7. Согласно п. 6 комментируемой статьи любому члену экипажа судна гарантируется право провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. При этом в случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. В случае невозмещения ущерба член экипажа имеет право подать исковое заявление для восстановления своего положения.
К исковому заявлению должны прилагаться:
— документы, подтверждающие статус истца как члена экипажа судна;
— документы, подтверждающие статус ответчика как судовладельца;
— документы, подтверждающие состав перевозимого истцом личного имущества;
— документы, подтверждающие наступление происшествия с судном;
— документы, подтверждающие гибель (или повреждение) личного имущества истца;
— расчет суммы исковых требований;
— подтверждение невозмещения ущерба судовладельцем в добровольном порядке.