Что необходимо для открытия пекарни
Бизнес план запуска пекарни
Описание бизнеса
Суть бизнеса: продажа напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий с производством на месте. Выпекание тортов — на заказ.
Клиенты: покупатели в возрасте от 12 до 55 лет — местные жители, прохожие, работники соседних бизнес-центров, студенты, семьи с детьми.
Повод зайти: взять перекус на обеденный перерыв, зайти после работы за хлебом, заказать торт на праздник.
Чтобы у вас была не абстрактная, а реальная картина, мы рассчитали цены для запуска в Москве. Мы — это Тинькофф Бизнес и Корпорация МСП, которая поддерживает малый и средний бизнес со стороны государства.
Чтобы запуститься, нужно изучить законы и разобраться с помещением, сотрудниками и закупками.
Закон и документы
После регистрации ИП ставят на общую систему налогообложения, но она выгодна не всем видам бизнеса. Чтобы не переплачивать налоги, сразу перейдите на другую систему, написав заявление. Как ее выбрать — рассказываем в видео:
Выбираем систему налогообложения
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое отправляет информацию о покупке клиентам и в налоговую. Почитайте наш разбор о том, что теперь обязательно по закону об онлайн-кассах.
Открыть расчетный счет в банке. Счет нужен, если вы:
Обычно для открытия счета достаточно заявления, паспорта ИП и выписки из единого госреестра ИП (ЕГРИП).
Тинькофф Бизнес — это банк для предпринимателей. Мы специализируемся на малом и микробизнесе — у нас выгодные тарифы для компаний с малыми оборотами, а еще мы помогаем с отчетами и бухгалтерией. Посмотрите наши предложения для бизнеса.
Подключить торговый эквайринг. Чтобы принимать к оплате карты, нужен терминал. Но сам по себе терминал не работает, нужно подключить услугу от банка — торговый эквайринг.
Терминал, например, такой
Разобраться с документами.
Для работы нужно получить разрешительные документы:
Перед началом работы предупредите Роспотребнадзор — отправьте уведомление по адресу ведения бизнеса или подайте его через МФЦ. Скачать шаблон уведомления можно с сайта Роспотребнадзора.
Цены для запуска в Москве
Производственный план
Помещение
Арендовать помещение. По санитарным нормам площадь помещения — минимум 40 м². Должны быть подведены вода и вентиляция.
Рекомендуемая площадь: 90 м².
Аренда + коммунальные расходы: 194 000 ₽ в месяц.
Если арендовать помещение в ТЦ, часть забот о противопожарной безопасности перейдет к администрации центра. Вывоз мусора и размещение вывески, скорее всего, придется согласовывать с администрацией ТЦ — зависит от договора аренды.
Договориться об арендных каникулах. Арендодатель может пойти на уступку и не взять плату за аренду, пока вы занимаетесь ремонтом. По закону он не обязан так делать, но в бизнесе понятие о каникулах есть. Если договоритесь, пропишите это в договоре.
Купить оборудование
Вентиляционная система | 480 000 ₽ |
Морозилка и холодильник | 50 000 ₽ |
Кондиционер и вытяжка | 138 000 ₽ |
Прилавок, стеллажи, витрины | 102 000 ₽ |
Столы и стулья | 68 000 ₽ |
Тестораскаточная машина | 35 000 ₽ |
Печи (ротационная и конвекционная) | 470 000 ₽ |
Тестомес | 57 000 ₽ |
Весы | 8000 ₽ |
Мукопросеиватель | 30 000 ₽ |
Электрическая плита | 77 000 ₽ |
Посудомоечная машина | 63 000 ₽ |
Компьютер и кассовое оборудование | 100 000 ₽ |
Кухонный инвентарь | 50 000 ₽ |
1 728 000 ₽
Оформить уголок потребителя с книгой отзывов и предложений, регистрационными документами и Законом о правах потребителей.
Организационный план
Сотрудники
Два продавца — необходимый минимум для работы посменно. Чтобы сэкономить, можно нанять студентов — законченное высшее образование продавцам не требуется.
Два пекаря — тоже посменная работа.
Помощник пекаря будет на подхвате, чтобы пекари успевали пополнять ассортимент.
Уборщица поддерживает чистоту в зале.
Администратор будет следить за порядком в кафе: работой продавцов и пекарей, закупками.
Бухгалтер понадобится раз в квартал, когда нужно будет отчитываться перед ФНС. Можно платить за услуги бухгалтера разово, когда он нужен. А можно стать клиентом Тинькофф и пользоваться бесплатной онлайн-бухгалтерией.
Найти и трудоустроить
Администратор | 54 000 ₽ |
Продавец-кассир, 2 ставки | 110 000 ₽ |
Пекарь, 2 ставки | 125 000 ₽ |
Помощник пекаря | 48 000 ₽ |
Уборщица на полставки | 24 000 ₽ |
Бухгалтер на аутсорсе | 8000 ₽ |
369 000 ₽
Мы посчитали зарплаты сотрудников с учетом тех налогов, которые нужно за них платить. Мы добавили минимальный процент к окладу — 30,2%, но он может быть выше.
Все налоговые тонкости разобрали в статье.
Финансовый план
Закупка
Чтобы было из чего готовить, нужно закупить продукты. Запасы должны учитывать срок годности скоропортящихся продуктов — это санитарно-эпидемиологические правила. Максимальный срок — 3 дня, посчитали закупку на эти дни.
В первое время после запуска производство не будет работать на полную мощность, потому что клиентов будет мало.
Основные продукты
225 000 ₽
Вес готовой продукции получается на 30–50% больше веса израсходованной муки.
Как открыть пекарню. Популярные форматы
Многие предприниматели задумываются о том, как открыть пекарню. Такой интерес вызван сразу несколькими факторами: высоким и стабильным спросом на производимую продукцию, высокой рентабельностью, относительно небольшими затратами на открытие (для мини-пекарни потребуются вложения в размере 250 тыс. руб.).
Существует несколько форматов пекарен, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками. В статье мы рассмотрим, как открыть мини-пекарню с нуля и какому формату торговли отдать предпочтение в зависимости от размера капитала.
Тенденции рынка хлебобулочных изделий
Хлеб во все времена был одним из самых популярных продуктов в рационе человека. На сегодняшний день хлебобулочные изделия являются продуктом ежедневного спроса и входят в тройку самых популярных продуктов среди россиян. Согласно результатам социального опроса, 74% респондентов потребляют хлеб ежедневно. В среднем, на душу населения приходится 46-50 кг хлеба в год. Для кого-то хлебобулочные изделия – отличный перекус, для кого-то – обязательное дополнение к обеденному столу, а кто-то предпочитает кондитерские изделия.
Несмотря на то, что сейчас в каждом городе действуют пекарни, хлебному производству есть, куда расти. Избалованные потребители предъявляют к хлебобулочным изделиям высокие требования. Современному хлебу мало быть вкусным и свежим, он должен быть еще и полезным. На сегодняшний день производители хлебобулочных изделий подстраиваются под тенденцию потребления и увеличивают производство хлеба, который позиционируется как полезный для здоровья продукт – в его изготовлении применяют функциональные добавки, злаки и витамины.
В связи с этим растет число открытых мини-пекарен. В большинстве европейских стран такой формат хлебопечения обеспечивает более 70% населения своей продукцией. В нашей стране эта доля составляет 10-15%.
Весь производимый в России хлеб можно разделить на два вида: традиционный и нетрадиционный. Доля производства традиционного хлеба составляет 90% от общего объема рынка. К традиционному хлебу относят более дешевую продукцию. Нетрадиционный хлеб – это изделия по оригинальным рецептурам, национальные сорта хлеба. Категория нетрадиционного хлеба динамично развивается – в 2016 году ее прирост составил 7%, тогда как традиционный вырос только на 1,3%.
Таким образом, можно выделить основную тенденцию рынка хлебобулочных изделий: спросом пользуется нетрадиционный хлеб, который позиционируется как «здоровый продукт». Современный рынок хлебобулочных изделий предъявляет высокие требования к производителю. Сегодня недостаточно выпускать массовые сорта хлеба. Чтобы успешно функционировать на рынке, необходимо формировать широкий ассортимент продукции и учитывать вкусы потребителей. А эти вкусы настолько разнообразны, что предприниматель может найти свою нишу в хлебопекарном деле. Поэтому бизнес на производстве горячей выпечки — это выгодное и перспективное направление, которое может приносить стабильную прибыль.
Какой формат пекарни выбрать
В настоящее время на рынке представлено большое количество различных пекарен. Если раньше все ограничивалось обычным киоском, где продавались так называемые «кирпичики», то теперь пекарни предлагают хлеб на любой вкус и кошелек.
Все пекарни можно разделить на две большие категории – производство полного и неполного цикла. На предприятии полного цикла осуществляется весь процесс хлебопечения: от закваски до выпечки. Это более прибыльный, но и более затратный вариант. При неполном цикле покупаются полуфабрикаты, из которых выпекается хлеб. Для начинающего предпринимателя этот способ намного проще, однако рентабельность будет ниже, да и оригинального предложения создать не получится.
Теперь рассмотрим различные форматы пекарни: их особенности, преимущества и недостатки. Отметим, что здесь выбраны наиболее распространенные виды мини-пекарен. По сравнению с хлебопекарными заводами у малого хлебопечения есть свои достоинства:
возможность выбрать формат пекарни и разработать собственные рецептуры;
малое производство, простой рабочий процесс;
полный контроль производства, сбыта;
экономическая гибкость и мобильность производства, что позволяет подстраиваться под вкусы потребителей и рыночные тенденции;
массовый продукт не способен конкурировать с продукцией мини-пекарен, которые ориентированы на определенные вкусы и запросы покупателей;
мини-пекарни могут быстрее наладить эффективный производственный процесс в кратчайшие и предложить потребителю разнообразную продукцию.
Вложения: от 100 тыс. руб.
Мини-пекарня может быть и домашним вариантом ведения бизнеса. Он привлекателен своей доступностью и отсутствием больших издержек. Главное — найти клиентов и скупщиков, готовых приобретать вашу продукцию. Ассортимент продукции для мини-пекарни рекомендуется формировать из 5-8 товарных позиций. Обычно в нем есть и полезный, и традиционный хлеб, а также сдобная продукция.
Пример ассортимента мини-пекарни:
фирменный хлеб со злаками и семечками, рассчитанный на потребителей, придерживающихся здорового питания;
традиционный пшеничный и ржаной хлеб;
итальянский хлеб чиабатта;
французские сдобные булочки и круассаны.
Сколько стоит открыть мини-пекарню
Стартовать можно даже с капиталом в 100-150 тыс. руб. Этого бюджета хватит на покупку самого дешевого жарочного шкафа и тестомесильной машины российского производства – остальное придется делать вручную. Такие стартапы оправданы, когда планируется выпекать в день до 200 кг.
Чтобы оборудовать мини-пекарню по всем канонам хлебопечения, потребуется значительно больше средств.
просеиватель муки – 25 000 рублей;
тестомес – 10 0000 рублей;
тестораскаточная машина – 30 000 рублей;
расстойный шкаф – 40 000 рублей;
стол для работы с тестом – 3 0000 рублей;
печь – 300 000 рублей;
тележки для выпечки –15 000 рублей;
холодильник – 35 000 рублей;
посуда и кухонный инвентарь – 10 000 рублей.
В результате, комплект специализированного оборудования для мини-пекарни обойдется приблизительно в 585 тыс. руб. А общая стоимость вложений составит не менее 700 тыс. руб. На практике вложения часто переваливают за 1-1,5 млн. рублей. Подробный финансовый расчет по открытию мини-пекарни можно найти здесь.
По сути, мини-пекарня представляет собой хлебопекарный завод в миниатюре. Т.е., производственные процессы все те же – разница просто в масштабах. Тем не менее, мини-пекарня нуждается в оснащении дорогостоящим оборудованием и штате сотрудников. Для мини-пекарни, производящей 500 кг хлеба за 8-часовую смену, потребуется минимум 5 человек.
небольшие первоначальные вложения в бизнес и быстрая окупаемость;
минимальные требования к площади помещения;
отсутствие необходимости в самостоятельной организации торговли.
зависимость от ограниченного круга клиента;
небольшая мощность производства.
Пекарня на колёсах
Вложения: от 150 тыс. руб.
Мобильные мини-пекарни могут быть разными: от прицепов до больших фур, в которых размещена полноценная производственная линия. Обычно мобильная пекарня представляет собой модульное помещение с расположенным внутри него хлебопекарным оборудованием.
Особой популярностью сейчас пользуется прицеп с печным оборудованием, при помощи которого и готовят хлеб. Печь на колесах прикрепляется к автомобилю, а он уже может развозить горячий хлеб по разным точкам или торговать локально. Стоимость такого прицепа составляет от 80 до 140 тыс. руб. Все зависит от производителя и входящих в этот набор услуг.
Такие мини-пекарни достаточно универсальны, их применение может быть различным: вы можете выезжать для продажи хлеба в многолюдные места города или отдаленные территории, где конкуренция меньше. Разъездная торговля особенно прибыльна в больших городах. Выбираете точки с хорошей проходимостью и реализуете свою продукцию там. А если дело не пойдет – всегда можно поменять локацию. Вы также можете чередовать стационарную продажу с периодическими выездами.
Главным преимуществом такого формата является то, что вы не привязаны к конкретному месту. А это значит: не нужно платить за аренду производственных площадей, заниматься прокладкой коммуникаций, ремонтировать помещения для соответствия требованиям СЭС, и не нужно тратиться на рекламу, чтобы клиенты вас нашли, потому что вы сами приедете к покупателю.
Отвечая на вопрос как открыть пекарню на колесах? Необходим капитал в размере 150-200 тыс. руб. А это подходящий вариант для начинающего предпринимателя. Насколько это хорошая идея – решать вам. Для удобства перечислим плюсы и минусы мобильной пекарни.
Преимущества и недостатки мобильной пекарни
Плюсы мобильной пекарни
Минусы мобильной пекарни
небольшие материальные затраты;
быстрый запуск производства;
минимальное количество оборудования;
простота переналадки производства;
независимость от внешних источников энергии;
отсутствие проблем в сфере логистики в связи с простотой перемещения;
малая мощность оборудования в передвижных пекарнях;
возможные проблемы, связанные с несанкционированной торговлей в общественных местах;
ограничение в ассортименте
Вложения: 200 тыс. руб.
На фоне общего снижения качества хлеба частные пекарни, работающие с оригинальными рецептурами, быстро завоевали аудиторию. Именно это и произошло с хлебом из тандыра, который сегодня пользуется большим спросом среди россиян. На бизнес-идее выпечки хлеба из тандыра можно организовать прибыльный микробизнес, причем сумма первоначальных вложений будет весьма скромной.
Для того чтобы открыть производства хлеба из тандыра, достаточно 200 тыс. руб. Самая важная статья расходов здесь – специальное оборудование для изготовления лепешек (тандыр). Его рыночная стоимость варьируется в пределах 50-100 тыс. руб.
К выбору тандыра следует подойти ответственно, чрезмерная экономия на оборудовании может сыграть против вас. Очень часто можно встретить совет соорудить тандыр самостоятельно (ведь в самом оборудовании нет ничего сложного). Однако спешим вас предостеречь: правильный тандыр и его самодельный аналог будут печь совершенно разные по вкусовым качествам лепешки. А на качестве экономить нельзя.
Тандыры бывают трех видов: электрические, газовые и на дровах. Классический тандыр работает на дровах. Лепешки, приготовленные в таком тандыре, приобретают особый вкус, но дрова – не самое дешевое топливо. Поэтому самый распространенный вид тандыров для бизнеса — электрический, а газовые используются, если нет возможности провести электричество.
Для приготовления лепешек потребуется минимальный набор ингредиентов: мука, дрожжи, молоко, масло и вода. Все продукты – простые и дешевые, и проблемы с закупкой сырья не возникнет.
Плюсы хлеба из тандыра
Минусы хлеба из тандыра
небольшие материальные затраты;
быстрый запуск производства;
низкая себестоимость и высокая наценка на продукцию;
небольшая площадь для производства (будет достаточно 10-15 кв.м.);
минимальное количество оборудования;
простота производственного процесса
ограничение в ассортименте;
небольшая стоимость продукции. Чтобы выйти на достойный уровень прибыли, нужны большие объемы продаж;
Открытие каждого из рассмотренных форматов имеет свою специфику, но есть общие вопросы, которые касаются любого хлебопекарного бизнеса.
Как зарегистрировать пекарню
Начальным этапом открытия булочной является регистрация бизнеса в государственных органах и получение разрешительной документации для пищевого производства. Для ведения коммерческой деятельности, связанной с хлебопечением, проще зарегистрировать ИП с упрощенной системой налогообложения («доходы» по ставке 6%). Виды деятельности согласно ОКВЭД-2:
10.71 — Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения;
47.24 — Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах.
Чтобы производить и продавать пищевую продукцию, предприятию необходимо получить разрешение от СЭС на производство, заключение СЭС на готовую продукцию и сертификат соответствия. До запуска производства также следует получить заключение пожарной инспекции и экологического надзора.
Полный список документов для СЭС:
ППК (план производственного контроля)
Книга (журнал) учета получения и расходования дезсредств
Договор на проведение дезинсекции, дератизации
Договор на вывоз мусора (ТБО)
Вывоз ртутьсодержащих отходов (лампы люминесцентные)
Договор с ЛПО на проведение периодических медосмотров сотрудников
Договор на утилизацию пищевых отходов
Договор на централизованную стирку белья
Договор на лабораторные исследования по производственному контролю
Договор на очистку системы вентиляции.
Подробнее о юридической стороне открытия пекарни можно прочитать здесь.
Как подобрать местоположение пекарни
Открывать мини-пекарню с нуля довольно сложно, потому что с нуля придется делать абсолютно все – искать подходящее помещение, ремонтировать его, проводить необходимые коммуникации и подключать оборудование.
Правильно подобранное помещение для мини-пекарни важно не только с точки зрения маркетинга, но и в контексте требований регулирующих органов.
Требования к помещению пекарни:
иметь раздельные цехи: склад для хранения муки, яиц, сахара и прочих ингредиентов; зона производства и хранения; если предусмотрена продажа продукции – то и торговый зал;
в помещении должны быть горячая и холодная вода, вентиляция, канализация, кафельные стены, водонепроницаемый пол, системы кондиционирования;
должны быть дополнительные помещения санузлы, место для хранения производственных отходов, комната для персонала.
нельзя располагать пекарню в полуподвальных помещениях
Особое внимание нужно уделить мощностям электричества, поскольку пищевое оборудование потребляет много электричества.Чтобы разместить необходимые производственные мощности и учесть все требования, потребуется площадь от 70 до 200 кв.м. – это зависит от формата пекарни. Стоимость аренды такого помещения обойдется примерно в 50 тыс. руб. в месяц. Если же планируете открыть пекарню с тандыром, то будет достаточно 15 кв.м. Тогда за аренду придется платить около 10-15 тыс. руб.
На обустройство хлебопекарни понадобится немало средств. Поэтому стоит обратить внимание на то, что лучше иметь помещение в собственности, нежели арендовать его. В случае с арендой существует риск расторжения договора и смены места производства, что повлечет за собой дополнительные расходы. Если же собственные средства не позволяют приобрести помещение, то стоит рассмотреть вариант долгосрочной аренды сроком минимум 3 года или аренду с правом последующего выкупа.
При выборе места следует также учитывать наличие конкурентов поблизости. Желательно, чтобы вокруг не было прямых конкурентов. Пекарня должна располагаться в многолюдном месте: рынки, вблизи торгово-развлекательных комплексов и офисных центров, на центральных улицах.
Арендуемое помещение должно соответствовать всем санитарным нормам и правилам, указанным в СанПиН 2.3.4.545-96 “Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий”.
Как подобрать штат мини-пекарни
Работники пекарни – люди, которые обеспечивают потребителя вкусным и качественным продуктом. Среди ключевых сотрудников пекарни должны присутствовать следующие должности:
Штат сотрудников определяется, исходя из формата пекарни и производственных мощностей. При этом необходимо провести предварительное обучение персонала, ознакомить его с рецептурой, техникой безопасности и процессом производства, а также проследить соблюдение всех норм и требований санитарии. Пекари должны иметь соответствующее образование и опыт работы, поскольку именно от их профессионализма во многом зависит качество продукции. Обратите внимание, что для всех работников обязательно наличие действующей санитарной книжки.
Как организовать снабжение мини-пекарни
Перед открытием пекарни следует наладить каналы снабжения сырьем и определиться с поставщиками. Необходимо, чтобы все используемые ингредиенты соответствовали требованиям ГОСТов.
Договариваясь с поставщиками о сотрудничестве, необходимо ознакомиться со всеми условиями, указанными в договоре. Как правило, транспортные расходы на поставку ингредиентов ложатся на вас. Чтобы сократить эту статью расходов, необходимо выбирать поставщиков, которые находится ближе к вашему заведению.
Главное сырье пекарни – мука. Она должна быть высшего сорта и правильно храниться. Рекомендуется не делать больших запасов, поскольку мука может испортиться. Кроме муки потребуются: дрожжи, яйца, свежее молоко, сахар, соль и другое сырье.
Составление технологической карты приготовления продукции позволит точно рассчитать необходимое количество сырья. При этом важно, чтобы рецептура хлебобулочных изделий соответствовала ГОСТам или отдельно принятым ТУ. Подробнее о процессах снабжения пекарни можно узнать в этом материале.
Как рекламировать пекарню
В условиях жесткой конкуренции выжить и добиться успеха на рынке смогут только те, кто грамотно разработает концепцию и рекламную кампанию. Для продвижения пекарни можно использовать различные маркетинговые инструменты: установка рекламных щитов и вывесок; раздача визиток, флаеров или буклетов с описанием продукции; реклама в СМИ; реклама на радио; участие в пищевых выставках и ярмарках; акции и так далее. Применение того или иного инструмента зависит от целевой аудитории заведения и бюджета проекта.
Пример рекламного бюджета мини-пекарни:
Дегустация продукции, приуроченная к открытию булочной. Акция будет длиться два дня и предполагает бесплатную дегустацию всех видов хлебобулочных изделий, а также приобретение продукции булочной со скидкой 25%. Затраты составят 5000 рублей.
Печатная реклама – раздача флаеров с купоном на бесплатную булочку при покупке. Затраты составят 5000 рублей, включая создание макета рекламного флаера, печать рекламного материала и зарплату промоутера;
Каждый день в утреннее время будут устраиваться «горячие часы», когда покупатели смогут приобрести вчерашнюю продукцию со скидкой;
В качестве наружной рекламы используется яркая вывеска, стоимость которой, включая монтаж, составляет 20000 рублей.
Риски открытия мини-пекарни
Повышение цен на сырье, недобросовестные поставщики. В первом случае возникает риск увеличения расходов и, как следствие, отпускной цены, что может негативно сказаться на спросе. Во втором случае, риск связан с перебоями в производстве. Снизить вероятность этих угроз возможно при грамотном выборе поставщиков и включении в договор всех необходимых условий, которые предусматривают материальную ответственность поставщика при их нарушении;
Реакция конкурентов. Поскольку рынок хлеба достаточно насыщен и конкуренция на нем высока, поведение конкурентов может оказывать сильное влияние. Не исключен ценовой прессинг более крупных участников рынка, что негативно скажется на продажах. Чтобы минимизировать этот риск, необходимо формирование своей клиентской базы, постоянный мониторинг рынка, разработка новых предложений, которые не представлены на рынке;
Рост стоимости аренды или расторжение договора аренды. Вероятность риска средняя, но последствия его наступления могут значительно сказаться на затратах и производственном процессе. Снизить этот риск возможно при заключении договора долгосрочной аренды и выборе надежного, добросовестного арендодателя;
Сезонное снижение спроса. Вероятность этого риска оценивается как средняя. Тем не менее, следует предусмотреть меры для его минимизации: обеспечить грамотное распределение производственных мощностей, разработать эффективную стратегию продвижения продукции на рынке;
Изменения нормативно-правовых актов, регулирующих хлебопекарную отрасль. Вероятность риска низкая, однако при его наступлении избежать влияния практически невозможно;
Невыполнение планируемого объема продаж. Снизить этот риск возможно при эффективной рекламной кампании и грамотной маркетинговой политике, предполагающей проведение различных акций и бонусов;
Поломка оборудования и простои производства. Чтобы не допустить этого, необходимо регулярное проведение обслуживания оборудования с целью поддержания его работоспособности;
Проблемы с персоналом, под которыми подразумевается низкая квалификация, текучесть кадров, отсутствие мотивации сотрудников. Снизить этот риск проще всего на этапе подбора персонала, принимая на работу сотрудников, отвечающих всем требованиям (специализация, опыт работы), а также выстраивая систему обучения и повышения квалификации работников;
Снижение репутации заведения в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества продукции. Минимизировать риск возможно при постоянном контроле процесса производства и качества продукции.
Более подробную информацию о том как открыть пекарню можно найти в нашем спецпроекте Openbusiness.Пекарня.