Что относится к правоохранительным органам российской федерации
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.
Понятие правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).
Основные признаки правоохранительной деятельности:
Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
Правоохранительные органы РФ.
Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:
Правоохранительные органы России
Правоохранительные органы России — это государственные органы, в обязанности, которых входит осуществление деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, проведение оперативно-розыскной деятельности и оказание юридической помощи. Главными функциями правоохранительных органов являются:
Содержание
Министерство внутренних дел (МВД)
Министерство внутренних дел России (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также выработку и реализацию государственной политики по данным вопросам. МВД, и, в частности, полиция, производят предварительное следствие и дознание по преступлениям небольшой, средней тяжести, а также тяжким преступлениям, не входящим в компетенции других следственных органов. Также МВД занимается оперативно-розыскной деятельностью. Министерство имеет сложную структуру состоящую из многих департаментов и управлений занимающихся конкретными задачами.
В состав МВД России входят:
Следственный Комитет (СК)
Следственный комитет России (СК РФ) осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. СК был основан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начал свою работу с 15 января 2011 года.
В Следственный Комитет РФ входят:
Прокуратура
Прокуратура РФ, независимо от других органов государственной власти, обеспечивает надзор за соблюдением законодательства России органами исполнительной власти, муниципальными образованиями и т. п., в том числе и за предварительным расследованием уголовных дел. Прокуроры, в частности, руководят дознанием и могут возбуждать дела о административных правонарушениях.
Стоит уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, но лишь передаёт материалы о предполагаемом преступлении в уполномоченный следственный орган. Наиболее известное в обществе направление деятельности прокуратуры — поддержка обвинения в суде.
Генеральным Прокурором в настоящее время является Юрий Яковлевич Чайка. При этом не следует считать всю систему прокуратуры Генеральной Прокуратурой — это грубая фактическая ошибка. Прокурорам присваиваются классные чины (например, юрист третьего класса).
В Прокуратуру РФ входят:
Официальный сайт Генпрокуратуры — http://genproc.gov.ru/.
Федеральная служба безопасности (ФСБ)
Федеральная таможенная служба (ФТС)
Федеральная таможенная служба России осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела и валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного законодательства. ФТС входит в Министерство финансов России. В неё входят все региональные таможенные управления, таможенные службы и таможни.
Службы ФТС возбуждают уголовные дела и проводят неотложные следственные действия по ряду статей УК РФ, связанных с перемещением товаров через границу, а также с международными финансовыми операциями. Они проводят дознание по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей и незаконном перемещении через границу денежных средств физическими лицами. Также они занимаются оперативно-розыскной деятельностью.
Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является органом исполнительной власти по управлению военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны, такие как: охрана общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, обеспечение территориальной целостности РФ, помощь армии в обороне России от внешнего противника и др. Служба находится в ведении Президента Российской Федерации.
В состав службы входят подразделения, которые ранее входили в МВД:
Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)
Основная статья: МЧС России 6ф еЕ34К3еу Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Данное министерство частично относиться к правоохранительным органам.
В состав МЧС РФ входят:
Министерство юстиции (Минюст)
Министерство юстиции России (Минюст РФ) осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в данной сфере. В задачи Минюста входят: обеспечение исполнения Конституции Российской Федерации, исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций (НКО), политических партий и других организаций, оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, организация местного самоуправления и др. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений для реализации задач в установленной сфере деятельности.
К правоохранительным органам в составе Минюста относятся следующие службы:
Судебная система в России осуществляет правосудие и конституционный контроль на всей территории страны. Согласно принципу разделения властей в России действует самостоятельная и независимая судебная власть, состоящая из судов различных инстанций, которые и образуют судебную систему России.
В состав судебной системы РФ входят:
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским делам, по разрешению экономических споров, по уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховному суду подчиняются все суды на территории России, в их числе: арбитражные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Также в 2014 году, Верховному суду были переданы полномочия Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС РФ). Официальный сайт — http://www.vsrf.ru/.
Конституционный суд России является самостоятельным и независимым судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ разрешает вопросы о толковании Конституции РФ, о соответствии законодательных и нормативных актов Конституции РФ, о конституционности применения тех или иных законов в конкретных случаях. Официальный сайт — http://www.ksrf.ru/.
Нотариат
Нотариат России — это правовой институт, органы которого выполняют обязанности по удостоверениям сделок и приданию юридической силы различным документам от имени Российской Федерации.
Согласно российским законам нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Правоохранительные органы РФ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Признаки правоохранительной деятельности:
Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.
Определение правоохранительных органов
Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.
Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.
Функции правоохранительных органов:
Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.
Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.
Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.
Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Состав системы правоохранительных органов
Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.
Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.
Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.
Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.
Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.
Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:
Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.
Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.
Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.
Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.
Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.
Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.
Министерство юстиции РФ:
Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:
Органы выявления и расследования правонарушений.
Органы юридической помощи.
Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами
Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.
Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.
Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.
Правоохранительные органы и судебная система
Содержание:
Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно. Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.
Какие правоохранительные органы существуют в РФ?
Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:
В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:
На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.
В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).
Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:
Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.
ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.
В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций. Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты
Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.
Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов).
Судебная система России
С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта. Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти. Районные, городские и военные гарнизонные, а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения.
Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам. Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства. Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции.
Институт мировых судей
В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.
Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения.
Правоохранительные органы
В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© П. Ю. Петров, составление, 2011
© ООО «Издательство “Сова”», 2011
Система правоохранительных органов РФ
Признаки и понятие правоохранительных органов
Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.
Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.
1. Первый признак. Цель деятельности — охрана права.
Охрана права подразумевает:
а) восстановление нарушенного права;
б) наказание правонарушителя;
в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.
Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.
Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.
Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.
2. Второй признак. Правоохранительные органы — это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.
3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.
4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.
1. Право применения норм уголовного закона.
2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.
При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.
Квазиправоохранительные органы — это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.
К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.
Состав системы правоохранительных органов
Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.
Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.
Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган — Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.
Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.
Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:
— органы внутренних дел;
— федеральная служба безопасности;
— органы государственной охраны;
— органы государственной налоговой службы;
— органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
— органы предварительного расследования;
Функции системы правоохранительных органов:
— исполнение судебных решений;
— оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
— предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.
Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.
Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.
Нормативная база деятельности правоохранительных органов
Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.
Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ — основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.
Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.
Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».
Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.
Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.
Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.
Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.
Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.